Один в поле не воин. Обзор и тестирование игрового WQHD- монитора ASUS TUF Gaming VG27AQ | 4К-Monitor —интернет-магазин, 4К мониторы

Один в поле не воин. Обзор и тестирование игрового WQHD- монитора ASUS TUF Gaming VG27AQ

Вступление

В начале 2019 года после официального заявления компании NVIDIA о поддержке мониторов с технологией адаптивной синхронизации Adaptive-Sync, на базе которой построена конкурентная AMD Free-Sync, спрос на мониторы с физическим модулем G-Sync, безусловно, снизился. Вариант G-Sync Compatible оказался всем на руку: производители выдохнули с облегчением (не надо ничего покупать не стороне, проще обвязка и т.п), а пользователи порадовались тому, что действительно полезную технологию можно будет использовать и с картами NVIDIA, не переплачивая за, как оказалось, не очень-то и нужный модуль от «зелёных». На что надеялись и какие прогнозы делали в компании никому доподлинно неизвестно, но факт резко возросшего интереса к G-Sync Compatible имеет место быть.

52_photo07.jpg

Самые именитые игроки на рынке бросились выводить новые серии мониторов, часть старых моделей оказались полностью соответствующими строгим стандартам NVIDIA, да и оставшиеся, по большей части, работают в режиме G-Sync Compatible без какой-либо официальной сертификации и явных проблем.

Одним из первых игровых IPS-мониторов компании ASUS, который поддержал новый тренд, стала модель из быстро развивающейся серии игровых дисплеев TUF Gaming, отвечающих наиболее частым запросам покупателей: максимальные характеристики за адекватные деньги. Итак, имя героя сегодняшнего обзора – ASUS TUF Gaming VG27AQ, – и это один из самых универсальных продуктов в сегменте «для геймеров» на начало 2020 года. 

Справочная информация

Монитор был представлен только в сентябре 2019 года, а первые партии появились на полках Российских магазинов лишь спустя два месяца. Запуск в продажу омрачился двумя сдвинутыми пикселями у первой партии (по некоторым данным проблема решалась новой прошивкой в условиях СЦ, большинство же пользователей на неё не обратили внимания), а во второй постоянно горевшим чёрным пикселем в верхнем левом углу до момента повторного включения. Сегодня же речь пойдёт о полностью исправном VG27AQ без «пикселей-клонов» из самой последней партии, недавно поступившей к нам в магазин.

Из реальных конкурентов новинки выступает ранее представленная модель от Acer Nitro XV272UPbmiiprzx, максимально схожая по характеристикам и возможностям, но с несколько меньшей ценой и матрицей с расширенным цветовым охватом от Innolux. Что же касается решения от LG в лице нового 27GL850, то он, безусловно, быстрее, но с ценой и, в особенности, доступностью, на данный момент (февраль 2020 года), наблюдаются большие проблемы. Сравнивать же модель со старыми решениями с аппаратным модулем G-Sync мы просто не будет – «не того поля ягоды».

01_tab1.png

Основой монитора выступает новейшая и пока не встречающаяся в других решениях AHVA-матрица AU Optronics, модель M270Q008 V002, относящаяся к IPS-типу. Производитель отмечает, что она является 8-битной (без FRC или с ним – не ясно, но скорее всего второй вариант), с возможностью воспроизведения 16,7 миллиона оттенков. Цветовой охват стандартный – на уровне sRGB, его обеспечивает обычная W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free). Такие характеристики как максимальная яркость, контрастность и углы обзора являются типичными для устройства подобного рода.

53_photo08.jpg

Благодаря разрешению 2560 х 1440 пикселей мы получаем 109-110 ppi, что обеспечивает отсутствие необходимости использования системы масштабирования Windows, а нагрузка, создаваемая на систему, оказывается вполне адекватной для получения стабильно высокого fps в большинстве игр на ПК среднего уровня и выше.

Нативная частота используемой в мониторе матрицы составляет 144 Гц, но с помощью заводского разгона она может быть увеличена до 155-165 Гц. Вместе с тем в дисплее применяется усовершенствованная система «вставки чёрного кадра» ELMB-Sync, не только позволившая указать часто встречающееся время отображения кадра 1 мс (по методике MPRT, что говорит нам о времени появления кадра на экране), но и способная работать одновременно с одной из систем VRR (G-Sync Compatible, FreeSync), что ранее было невозможно.

Несмотря на достаточно примитивные с точки зрения работы с цветом возможности матрицы, монитор официально проведён как VESA Display HDR400 (хотя максимальная яркость 350 нит) и HDR-10-совместимый. К этому списку можно добавить также два встроенных пресета для вывода HDR-картинки, однако, ни о каком настоящем HDR на VG27AQ не может идти и речи – монитор обходится без многозонной системы подсветки, без расширенного цветового охвата и широкого диапазона яркости, что ставит крест на реальном расширении динамического диапазона. Один сплошной маркетинг да и только…

83_vid.jpg

Основных интерфейсов для подключения у монитора достаточно: DisplayPort 1.2 и два HDMI 2.0, что стало возможным после «выноса» модуля G-Sync. Как очевидно, работа технологии адаптивной синхронизации FreeSync возможна только при использовании любого из них, а вот для G-Sync Compatible требуется исключительно DisplayPort.

84_ramki1.jpg  85_ramki2.jpg

Доступная серия мониторов TUF Gaming обходится без встроенного USB-хаба и любой из систем подсветки внешнего пространства, а вот 3,5 мм аудиовыход для подключения наушников и встроенная акустическая система общей мощность 4 Вт всё еще с нами.  

Для снижения нагрузки на глаза заявлена функция Blue Light Filter, снижающая синюю составляющую спектра свечения за счёт понижения рабочей цветовой температуры до уровня около 4500-5500 К в зависимости от усиления. Кроме всего прочего, по классике жанра, инженеры ASUS использовали «безрамочный» дизайн с тонкими накладками со всех четырёх сторон, снабдили новинку эргономичной подставкой с большим диапазоном регулировок чем у многих предшественников, знакомой и очень удобной системой управления на базе 5-позиционного джойстика, режимом sRGB, игровыми GameVisual и системой улучшения различимости в тенях Shadow Boost.

Комплект поставки

46_photo01.jpg

Монитор ASUS VG27AQ поставляется в небольшой картонной коробке с качественной полиграфией. Дизайн упаковки соответствует стилю серии TUF Gaming и сразу даёт понять, что перед нами игровой продукт.

47_photo02.jpg

50_photo05.jpg

Для удобства переноски присутствует пластиковая ручка сверху, а дополнительно есть два специальных выреза с торцов коробки.

48_photo03.jpg

В нескольких её областях расположились 14 пиктограмм, повествующих об отличительных особенностях модели, коих оказалось предостаточно.  

49_photo04.jpg

По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные.

51_photo06.jpg

Комплект поставки новинки включает в себя следующее:

  • кабель питания;

  • внешний блок питания

  • кабель DisplayPort;

  • кабель HDMI;

  • краткая инструкция по установке и настройке дисплея;

  • проспект по гарантийным условиям;

  • CD-диск с драйверами и инструкциями на разных языках.

Набор оптимальный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора. Главное, чтобы ваша видеокарта была с GPU от NVIDIA или AMD с интерфейсом DisplayPort версии 1.2 или выше.

Дизайн и эргономика

54_photo09.jpg  55_photo10.jpg

Рассматриваемый монитор продолжает увлечение ASUS по использованию практически идентичных дизайнов для многих своих новинок, но для удешевления VG27AQ производитель отказался от любых систем подсветки внешнего пространства, воспользовался чуть более простой центральной колонной и отказался от быстросъёмного крепления. Именно так сейчас выглядят игровые решения из новой серии мониторов TUF Gaming, разница между которыми, в основном, исключительно в размерах.

58_photo13.jpg  65_photo20.jpg


Наклонённая к пользователю подставка сложной формы отличается адекватными размерами и обеспечивает монитору прекрасную устойчивость. Крепление центральной стойки смещено назад, а красный кант вокруг, как уже понятно, обходится без подсветки.

68_photo23.jpg  69_photo24.jpg

Быстросъёмное соединение у монитора отсутствует. Центральная стойка по умолчанию прикреплена к монитору, а места VESA-совместимого крепления закрыты резиновыми заглушками. Все возможности по эргономике перечислены красным текстом на боковой стороне колонны – ещё одна отличительная «фишка» многих мониторов ASUS.

61_photo16.jpg  67_photo22.jpg

В нижней части центральной колонны находится специальное «окно» с пластиковой заглушкой, выполняющее роль элементарнейшей системы прокладки кабелей. На что-то большее пользователь может не рассчитывать, но и этого многим хватит.

74_photo29.jpg

Два динамика встроенной акустической системы разнесены друг от друга на большое расстояние и находятся за вентиляционными отверстиями. Качество звука ниже среднего, максимальная громкость не велика — но другого, по опыту, мы и не ждали.

116_stand.jpg

Эргономическая составляющая новинки не вызывает вопросов, а в сравнении с очень популярным PG279Q возможности были расширены. Доступен наклон в диапазоне от -5 до +33 градусов, изменение высоты на 130 мм, поворот на 90 градусов влево/вправо.

57_photo12.jpg

Функция переворота в портретный режим (Pivot) доступна в обе стороны, а центровка корпуса от этого практически не пострадала, что является редкостью. Из важных отличительных черт монитора от многих конкурентов дополнительно следует отметить возможность опустить «безрамочную» панель практически на стол, чем не могут похвастаться большинство дисплеев на рынке.

79_photo34.jpg  80_photo35.jpg

Все удерживающие элементы и внутренности крепёжных механизмов сделаны из металла. Между тем основание подставки накрыто пластиком, а по её периметру использовано семь треугольных ножек из резины, которые прекрасно справляются с возложенными на них обязательствами. 

59_photo14.jpg  62_photo17.jpg  70_photo25.jpg  71_photo26.jpg

Качество сборки нового монитора ASUS точно никого не разочарует. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны. Места глянцевому пластику здесь не нашлось вовсе (две маленькие вставки в расчёт не берём), а применённый матовый на задней поверхности отличается фактурным рисунком.

73_photo28.jpg  75_photo30.jpg

Корпус не поддаётся скручиванию ввиду не малой толщины, не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует большое количество вентиляционных отверстий различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне.

56_photo11.jpg

В качестве демонстрации использования полуматовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей кристаллический эффект должен быть практически незаметен, а антибликовые свойства сохранены на достойном уровне.

82_photo37.jpg

В задней части монитора под углом в 45 градусов расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Благодаря возможности переворота корпуса в портретный режим проблем с подключением кабелей не возникает.

76_photo31.jpg

77_photo32.jpg

Рядом, на нижней грани, пользователь обнаружит две наклейки с различной информацией. Становится известно, что наш экземпляр изготовлен в ноябре 2019 года на заводе одного из главных подрядчиков для ASUS – компании Qisda (Suzhou). Тут стоит напомнить, что первые партии VG27AQ были произведены ещё в июле того же года, а поэтому вероятность того, что производитель был не в курсе проблем с «пикселями-клонами» - вероятность 0 %. 

Меню и управление

В новом VG27AQ используется привычная по многим другим мониторам серий PB|PG|MG|VG|XG схема управления, состоящая из пятипозиционного джойстика и дополнительных физических клавиш. Первый из них предстал перед нами в обычном – чёрном цвете – от красного и привлекающего внимание дизайнеры ASUS отказались.

63_photo18.jpg  72_photo27.jpg

В случае с героем обзора пиктограммы с обозначением действий нанесены на правую мини-накладку напротив местоположения кнопок, которые по парам (через одну) отличаются друг от друга.

78_photo33.jpg

Здесь же, на нижней грани корпуса, расположен небольшой светодиод питания белого цвета, абсолютно не мешающий при работе.

44_menu16.jpg  45_menu17.jpg

При нажатии на джойстик управления или его переводе в любое положение на экране сразу возникает главное меню. Быстрый доступ же возможен к ограниченному количеству функций с помощью физических клавиш: режимам и функционалу GamePlus, а также предустановленным режимам изображения GameVisual.

Навигация по меню производится за счёт пятипозиционного джойстика. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню — и в ASUS про него давно знают. Времени на привыкание требуется минимум, управлять можно без проблем как днём, так и ночью, всё доступно и легко.

Внешний вид OSD-экрана прост, лаконичен и современен – мы его хорошо знаем. В случае с новинкой в нём содержится восемь разделов с несколько изменённым наполнением.

29_menu01.jpg

Для доступа к предустановленным режимам цветопередачи GameVisual следует перейти в первый раздел меню.

30_menu02.jpg

Во втором разделе выбирается степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране. Если углубиться в эту тему, то становится ясно – попросту снижается цветовая температура, правда, порой, с сильным перекосом в один из паразитных оттенков. В режиме Blue Light Filter 4, кроме того, резко снижается яркость подсветки.

31_menu03.jpg  32_menu04.jpg

Изменить яркость, контрастность, цветовую температуру, насыщенность и оттенок кожи можно в разделе Color. Отдельно отметим, что в большинстве режимов доступны не все параметры, а при активации в ОС режима HDR раздел и вовсе блокируется, что является нормой.

  33_menu05.jpg  34_menu06.jpg  35_menu07.jpg  36_menu08.jpg

В разделе Image находятся настройки скалера, динамической контрастности, разгона отклика матрицы Trace Free и технологии Shadow Boost, позволяющей увеличить различимость в тенях. Доступна опция увеличения контурной резкости VividPixel (лучше не трогать) совместно с обычной регулировкой резкости, при включении HDR в операционной системе становится доступен раздел HDR с двумя режимами интерпретации/обработки метаданных. Здесь же находится опции увеличения частоты вертикальной развёртки (Overclocking), включение Adaptive-Sync и ELMB-Sync.

  37_menu09.jpg  38_menu10.jpg

Под выбор источника сигнала и регулировку громкости встроенной акустической системы выделено по одному разделу.

  39_menu11.jpg  40_menu12.jpg  41_menu13.jpg  42_menu14.jpg

Раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации меню (русский в наличии c достаточно хорошим переводом), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.

Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность включить ECO режим, активировать демонстрацию влияния GameVisual режимов на картинку и, конечно, функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.

43_menu15.jpg

Последний раздел предназначен для сохранения внесённых настроек в одну из трёх ячеек памяти. При необходимости между ними можно быстро переключаться. Кому это может пригодиться – ума не приложим, но, видимо, такие люди есть. 

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе установлена новая для нас AHVA-матрица c обычной W-LED-подсветкой. Посмотрим на её возможности на примере героя обзора:

13_gamut_srgb.png  14_gamut_adobergb.png

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея. По представленным скриншотам видно, что монитор по своим возможностям совсем немного превосходит, так и слегка не добирается до возможностей sRGB – хорошо знакомая ситуация, слабо отличающаяся от предыдущих ревизий используемой панели.

Переход в предустановленный режим sRGB ничего не меняет – он всё также оказывается бесполезным в реальном применении, да и сложно представить зачем он здесь мог быть нужен.

15_gamut_srgbmode.png  16_gamut_calib.png

Не происходит визуально значимых изменений и в ходе ручной настройки с дальнейшей калибровкой, да и переход в режим со вставкой «чёрного кадра» сохраняет первоначальные возможности VG27AQ. Убедитесь в этом сами:

Стандартные настройки:

  • sRGB - 95,7|103,6 %;

  • AdobeRGB - 69,9|71,4 %;

  • DCI-P3 - 73,2|73,4 %;

После калибровки:

  • sRGB - 96,5|105,3 %;

  • AdobeRGB - 71,2|72,5 %;

  • DCI-P3 - 74,2|74,6 %;

Режим ELMB-Sync:

  • sRGB - 96,9|106,0 %;

  • AdobeRGB - 70,9|73,1 %;

  • DCI-P3 - 75,1|75,1 %;

Режим sRGB:

  •  sRGB - 97,4|105,2 %;

  • AdobeRGB - 71,8|72,5 %;

  • DCI-P3 - 74,3|74,5 %.

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка прекрасно подойдёт для работы с цветом в любом из изученных нами режимов, но исключительно в том случае, если вас интересует стандартное цветовое пространство sRGB.  

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д. 

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

В ASUS VG27AQ предустановлено семь основных режимов GameVisual, но поскольку производитель долгое время не меняет логику настройки многих из них, то мы решили ограничить наше тестирование всего парой из них, а также дополнить результаты полученными данными после включения системы ELMB-Sync.  

По умолчанию же настройки монитора в режиме Racing выглядят следующим образом:

  • Brightness – 55;

  • Contrast – 50;

  • Color Temp. – Warm;

  • Trace Free – 60;

  • Blue Light Filter – Level 0;

В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:

  • Brightness – 0;

  • Contrast – 62;

  • Color Temp. – User (96|98|100);

  • Trace Free – 20-40;

  • Blue Light Filter – Level 0.

Основные изменения произошли за счёт снижения уровня подсветки и усиления RGB Gain. Также для достижения необходимого уровня яркости нам потребовалось снизить уровень Contrast, что в свою очередь повлияло исключительно на яркость белого, но не реальную контрастность изображения – будьте в этом уверены – с картинкой всё осталось хорошо.  

Посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:

02_tab2.png

При стандартных настройках изначальная яркость завышена (для продолжительной работы), но нет никаких проблем снизить её до нужного значения. Коэффициент контрастности превышает заявленный в ТХ уровень на 18 % и лишь при переходе к sRGB Mode снижается более чем в два раза до 503:1.

Точка белого в Racing и после включения ELMB-Sync настроена достаточно точно и для большинства пользователей не потребуется дополнительная регулировка, но исключительно при высоких значениях яркости.

По средним значениям гаммы можно говорить о том, что контрастность изображения слегка повышена относительно референса, в каждом из трёх заводских режимов. Общую точность цветопередачи по тесту Argyll CMS можно оценить как «выше среднего». Все проблемы от несколько отличного цветового охвата матрицы в сравнении со стандартным цветовым пространством sRGB.  

В ходе ручной настройки и калибровки к уже отмеченному падению яркости и коэффициента контрастности снизились отклонения точки белого и DeltaE94 из теста Argyll, проведённому по 54 цветовым оттенкам. Контрастность картинки снизилась до необходимого уровня, с различимостью теней и светов проблем нет.

Гамма-кривые и баланс серого

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

  17_standard_gamma.png  18_standard_cie.png  21_elmbsync_gamma.png  22_elmbsync_cie.png

Полученные гамма-кривые в режиме Racing подтверждают увеличенную контрастность за счёт снижения яркости оттенков во всём диапазоне. Дисбаланса RGB не наблюдается, что позволило получить просто великолепную стабильность серого клина.

При активации режима ELMB-Sync гамма-кривые становятся немного ближе к референсу, контрастность слегка уменьшается, а вот точки на CIE-диаграмме устанавливаются дальше друг от друга. Впрочем, результат всё равно остаётся очень высоким – ему позавидуют огромное количество проверенным нами моделей.

19_srgbmode_gamma.png  20_srgbmode_cie.png

Что же касается режима sRGB, то никаких значимых изменений в принципы его работы инженеры компании ASUS не сделали. Яркость и все настройки цвета в нём блокируются: в центральной точке мы получили 148 нит и цветовую температуру на уровне 5800К – далековато от стандарта. Да и цветовой охват не меняется, а поэтому смысла в данном пресете мы, в который раз, не увидели.

23_calib_gamma.png  24_calib_cie.png

Таким образом, мы вновь переходим в самый адекватно настроенный и поддающийся ручной настройке режим Racing. После проведённых процедур мы получили близкие к идеалу гамма-кривые и высокую стабильность ЦТ оттенков серого – всё как и требовалось!

Дополнительные возможности и настройки

У новинки ASUS нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но в меню есть такой параметр, как Shadow Boost, напрямую влияющий на точность цветопередачи. Проверим его работу:

  25_sbnone_229.png  26_sb1_213.png  27_sb2_202.png  28_sb3_191.png

Параметр Shadow Boost, как следует из его названия, высветляет тени и делает это в случае с VG27AQ достаточно резко, начиная с первого уровня воздействия (всего их три), причём в большей степени затрагиваются средние тени, а на третьем уровне увеличивается яркость и светлых полутонов, что довольно странно. Таким образом, для лучшей видимости противников в тёмных сценах данная функция только в помощь. Но говорить об улучшениях точности цветопередачи не приходится.

Равномерность градиентов и бандинг

Установленная 8-битная (с большей вероятностью это 6 бит + FRC) IPS-type-матрица смогла продемонстрировать достаточно качественные градиенты, как при настройках по умолчанию, так и после внесения ручных правок. Придраться к ним без внесения правок на уровне LUT-видеокарты крайне сложно.

90_grad1.jpg  91_grad2.jpg

После же полноценной калибровки мы увидели три выделенных зоны в области 0-30 %, а также пару переходов с паразитными оттенками (сине-фиолетовый). Явление вполне закономерное, а поэтому удивляться тут нечему. 

92_banding.jpg

Что же касается сложных цветовых переходов на реальных изображениях, то здесь дисплей показал себя достаточно хорошо. Различные грубые переходы виднеются на горизонте, но на фоне ужасав большинства *VA и TN+Film-мониторов новое решение от ASUS выглядит достаточно хорошо. С другой стороны, если вас не устраивают результаты других схожих по уровню игровых IPS-решений, то VG27AQ разочарует вас ровно также. Хотите менее выраженный бандинг? Смотрите на качественные 60 Гц-варианты, предназначенные для работы с цветом. Других вариантов мы пока не знаем – не видели.  

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора ASUS TUF Gaming VG27AQ, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые и баланс серого”.

Уровень стабильности цветовой температуры оказался крайне высоким. Чуть хуже он предстал перед нами лишь после активации sRGB Mode и после проведённой калибровки. Но даже с такими результатами VG27AQ превосходит многие другие модели, а поэтому причин для недовольств быть не может.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Warm” со значениями RGB 100/100/100. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Racing из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшихся «режима» ЦТ и доступные варианты функции Blue Light Filter:

04_tab4.png 

По полученным результатам можно отметить следующее:

  • Режимы Cool и Blue Light Filter полностью соответствуют своим названиям и предназначению;

  • Максимально близким к референсу 6500K является пресет Warm, выставленный по умолчанию;

  • При отдалении цветовой температуры от уровня 6400-6600К снижается стабильность ЦТ оттенков серого, что прекрасно видно по режимам BLF, но, тем не менее, результаты остаются близкими к идеалу.

Вывод тут напрашивается очевидный: после покупки монитора оставляем режим цветовой температуры в положение Warm либо устанавливаем User и настраиваем точку белого вручную (читай: на глаз). Про другие возможные варианты – они сильно на любителя либо актуальны только для особых случаев использования.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 133-374 нит при среднем коэффициенте контрастности в ~1180:1. Снижение яркости линейно, КК стабилен во всём диапазоне и на 18 % выше заявленного производителем.

06_tab6.png

Значение верхней границы яркости в 374 нит немного превышает заявленные 350 и позволит работать с монитором в большинстве ситуаций, даже когда на рабочем месте очень светло. А вот с нижним, как и у некоторых других моделей ASUS, наблюдаются очевидные проблемы – 133 нит – очень много для продолжительной работы даже в среднем по освещённости помещении, не говоря уже про другие – более запущенные случаи. Вариантов решения проблемы здесь не так много: снижать значение Contrast перекрывая группы кристаллов синхронно, либо делать это для каждого канала RGB по отдельности.

07_tab7.png

При активации режима ELMB-Sync яркость подсветки автоматически выставляется на 90 %, но проблем с её дальнейшей регулировкой не возникает, а вот такого параметра как ширина импульса у VG27AQ нет.

08_tab8.png 

Коэффициент контрастности в этом случае сохраняется на изначальном – высоком уровне, а диапазон регулировки яркости устанавливается на уровне 105-182 нит – лучше для большинства условий, чем без ELMB-Sync, но тоже не идеал. Плюс учитывайте, что в этом режиме подсветки откровенно стробит, тем самым увеличивая нагрузку на глаза. Для не долгой игры такой вариант ещё пойдёт, а вот для продолжительных баталий лучше обойтись без него.

Скорость матрицы

В новинке заявлена матрица со временем в 1 мс, измеренным по методике MPRT, что намекает нам на то, что это не время отклика жидких кристаллов, а время появления кадра на экране в режиме со «вставкой чёрного кадра». Так производители стараются возвысить свои продукты перед не сильно разбирающимися покупателями и ASUS не стал исключением.

Максимальная частота вертикальной развёртки у монитора составляет 165 Гц после активации разгона (Overclock), которые легко достичь, как на системах с GPU от AMD, так и, естественно, от NVIDIA.

Для увеличения скорости отклика в модели применена технология разгона Trace Free (OverDrive в общем понимании). Присутствует шесть режимов его работы, а по умолчанию производитель выставил TF-60. Давайте посмотрим на полученные результаты при максимально возможной частоте вертикальной развёртки, а также после активации ELMB-Sync:

86_overdrive.jpg

По сравнительной картинке хорошо видно, что никакого смысла в увеличении разгона нет. Артефакты видны при стандартных TF-60, не говоря уже про значения 80 и 100. Снижение до 40 % незаметно влияет на длину шлейфов, но артефактов становится всё же чуть меньше. Можно сдвинуть TraceFree и до 20 %, но это уже на любителя.

К сожалению, монитор повторяет историю достаточно нового PG279QE, причём в усиленном виде (единственный положительный момент – двукратная разница в цене между моделями). ASUS VG27AQ не может на равных бороться с решениями на иных WQHD IPS-панелях с частотой 144-165 Гц и предлагает просто «хороший уровень», но с различимыми артефактами. Решения на AAS-матрице от Innolux быстрее и без артефактов, а новинка от LG на Nano IPS и вовсе – недосягаемый уровень. Учитывайте данное обстоятельство, если вам принципиальна картинка без иногда странных цветовых эффектов. И если в игре это может быть не сильно заметно, то синие шлейфы при прокрутке текста в браузере (правда, не во всех случаях) – самое первое с чем вы столкнётесь.

Что же касается режима работы ELMB-Sync, то при его включении на мониторе легко становится читаем движущийся текст, артефакты значительно сокращаются, но остаётся послесвечение, как ДО, так и ПОСЛЕ объекта, что в свою очередь подтверждает не самые высокие скоростные характеристики используемой в мониторе матрицы.  Визуальный же эффект сравним с CRT-мониторами, но нагрузка на глаза в этом случае значительно увеличивается, а поэтому использовать его для постоянной работы – большая ошибка.

  87_gsync1.jpg

  88_gsync2.jpg

Теперь про системы адаптивной синхронизации. Пользователям GPU производства AMD ничего делать не надо – всё будет работать без лишних действий, благо FreeSync заявлен по умолчанию. Для корректной же работы G-Sync Compatible следует обновить драйверы NVIDIA до последних (на всякий случай) после чего активировать данную систему в одном из разделов. Технология прекрасно показывает себя в заявленном диапазоне в 48-165 Гц, но визуально она отлично отрабатывает начиная с 38-40 кадров в секунду, позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне fps.

Что касается пропуска кадров, то у VG27AQ с этим проблем не возникло – 165 Гц в разгоне – честные, без пропуска.

Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора рассматриваемый монитор мало чем отличается от других 27-дюймовых WQHD-моделей с IPS-type-панелями, демонстрируя высокий уровень стабильности картинки при рабочих углах просмотра:

93_viewingangles.jpg

При незначительных изменениях в горизонтальной плоскости картинка на экране ASUS TUF Gaming VG27AQ совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Особенно сильно меняют свой внешний вид крайние области экрана, в частности — углы.

  97_glow1.jpg  98_glow2.jpg  99_glow3.jpg  100_glow4.jpg

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. Именно Glow вносит основной вклад в появление претензий к стабильности картинки на экране и комфорту работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

94_glowc1.jpg  95_glowc2.jpg  96_glowc3.jpg

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, особенно если картинка выполнена в тёмных оттенках. В этом случае при взгляде со стороны появляется тёплый или холодный паразитный оттенок (зависит от того, с какой стороны смотреть). При проверке на других картинках результат может быть совсем другим, но общие закономерности останутся в силе.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

09_tab9.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 9,3 %, а максимальное – 24 %. Результат для такой диагонали средний и вполне ожидаемый для IPS-дисплея, а судя по отклонениям проблемная область у нашего экземпляра всего одна – весь правый край.

10_tab10.png

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы.

101_ravn_white.jpg

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля. Проблемный правый край выделяется на общем фоне, в том числе и по цветовой температуре.

  102_ravn_gray1.jpg  103_ravn_gray2.jpg  104_ravn_gray3.jpg  105_ravn_gray4.jpg

Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. Здесь мы видим проблемы не только с яркостью, но и можем заметить ещё большую разницу в цветовой температуре между частями экрана.

  106_ravn_black1.jpg  107_ravn_black2.jpg

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя максимально ярко в двух правых углах панели и менее заметно в двух левых – всё как любят те, кто перебрал не один современный монитор на IPS в поисках «идеала».   

Подобные проблемы могут негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 16:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и так далее.

108_ravn_glowblack.jpg

Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше.

При сильном отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но мы становимся свидетелями реальных проблем равномерности подсветки на чёрном: у нашего экземпляра это три характерные засветки в углах с оранжевым паразитным оттенком. Результат, прямо скажем, так себе. Но мы видели достаточно много экземпляров VG27AQ где проблем в таком объёме не наблюдается. Главное же, что стоит помнить – идеал можете не искать – никогда не найдёте.  

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

11_tab11.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 2,4 % в среднем и 6,8 % в максимуме – средний результат для 27-дюймового IPS-дисплея.

12_tab12.png

У проверенного нами экземпляра оказалось несколько проблемных зон, где выражены пики цветовой температуры, а также проявляются дополнительные паразитные оттенки. К таковым можно отнести уже не раз отмеченный правый край, достаточно широкую зону рядом с ним и нижний левый угол. Подобные отклонения ЦТ могут быть легко замечены в реальной работе, но, напомним, это средний уровень отклонений. Бывает всё значительно хуже…

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки)

В мониторе ASUS TUF Gaming VG27AQ применена «безрамочная» AHVA-матрица с полуматовой защитной поверхностью. Рассмотрим полученный макроснимок:

111_krystal.jpg

В первую очередь видна классическая структура пикселей для современных IPS-панелей. Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект практически не проявляет себя при обычных условиях просмотра и не меняет видимость при изменении угла просмотра.

  112_text1.jpg  113_text2.jpg  114_text3.jpg  115_text4.jpg

Нет у монитора и каких-либо проблем с текстом любой величины и цвета. В отличии от многих современных *VA-моделей новинке не требуется дополнительная настройка резкости (VividPixel не трогайте – напоминаем), всё идеально сразу после первого включения.

  109_shim0.jpg  110_shim_elmb.jpg

Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

Активированный режим ELMB-Sync приводит к изменению ситуации. Из-за принципа работы технологии без мерцающей подсветки здесь не обойтись. Так оно и есть: установив частоту вертикальной развёртки в 165 Гц, в ходе измерений мы получили частоту ШИ-модуляции на схожей частоте. Нагрузка на глаза существенно выше, чем без ELMB-Sync, но и визуальное восприятие движущихся объектов на экране (даже при обычном пролистывании интернет-страниц и рабочих документов) совсем иное. Для тех, кто с грустью в глазах вспоминает о старых CRT, данный режим является очень хорошим напоминанием о тех временах.

Блок питания в мониторе - внешний. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.

Выводы

«Один в поле не воин» - так подумали инженеры и маркетологи ASUS и решили предложить рынку, по своей сути, обновление некогда очень популярного MG279Q, который нарядили в новые современные «доспехи», установили другую матрицу, отрезали лишнее в виде USB-хаба и прикрутили официальную поддержку NVIDIA G-Sync в режиме Compatible. Монитор сразу на старте оказался дешевле своего ещё продающего предшественника, но сильно рассчитывать на покорение таких же высот VG27AQ из новой серии TUF Gaming, похоже, не стоит. И на это, конечно, есть свои объективные причины.  

Главная из них, пожалуй – повторение своих ошибок. Инженерам ASUS не удалось качественно настроить разгон ни на старом PG279Q, ни на его продолжении PG279QE. Не вышло и в случае с героем обзора, хотя матрицы в моделях отличаются. Повторили в ASUS свою уже не раз сделанную ошибку в иных моделях, связанную с высоким минимальным уровнем яркости. Проблема, безусловно, решаемая, но ценой снижения динамического диапазоне (по крайней мере, такова теория). На фоне этих двух неприятных особенностей неравномерное чёрное поле и стандартно сильный Glow-эффект воспринимаются, как данность. Что же касается «пикселей-клонов», то здесь у производителя вышел конфуз – окончательно победить странную особенность удалось только в последних партиях VG27AQ, то есть спустя 5-6 месяцев после запуска монитора в производство.

Получается, что рассмотренный в этом материале дисплей точно не тянет на лучший выбор, но хорош тем, что настолько же адекватных по цене конкурентов у него «кот наплакал», а поэтому вариантов всего два: брать Acer Nitro XV272UP на не любимой некоторыми AAS (IPS-type) матрице от Innolux, либо добавить ещё 10-15 тысяч рублей сверху и взять всё ещё редко встречаемый LG 27GL850. Удачи в правильном выборе!    

____________________________________________________________________________   

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS TUF Gaming VG27AQ в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Всё ещё уникальный дизайн от ASUS и использование «безрамочной» матрицы;

  • Высококачественные материалы и сборка;

  • Эргономичная подставка с увеличенными возможностями и наличие VESA-совместимого крепления;

  • Хороший комплект поставки;

  • Наличие простой системы прокладки кабелей и встроенной акустической системы (правда, достаточно низкого качества);

  • Достаточный выбор интерфейсов подключения (нет модуля G-Sync – нет и ограничений);

  • Удобная система управления;

  • Достаточно быстрая 165 Гц -матрица;

  • Одно из наиболее удачных соотношений диагональ-формат-разрешение для работы и игр без использования проблемной системы масштабирования Windows;

  • Поддержка технологий адаптивной синхронизации AMD FreeSync и NVIDIA G-Sync в режиме Compatible (официальная поддержка) в широком диапазоне частот;

  • Стабильно высокий результат по соответствию цветового охвата стандарту sRGB во всех возможных режимах;

  • Достойная заводская настройка – для игрового монитора и подавно;

  • Очень высокая стабильность цветовой температуры на сером клине;

  • Отличные углы обзора;

  • Хорошие градиенты при настройках по умолчанию и после ручных правок;

  • Отсутствие видимого кристаллического эффекта, Cross Hatching-эффекта и паразитных звуков во время работы;

  • Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free (до момента активации режима ULMB);

  • Один из самых доступных мониторов в изучаемом сегменте с эргономичной подставкой.

Недостатки:

  • Высокий уровень минимальной яркости (133-135 нит) без внесения дополнительных корректировок значений Contrast и RGB Gain;

  • Равномерность подсветки на чёрном оставляет желать лучшего (надо отбирать экземпляр), а сильный Glow-эффект только усиливает негатив;

  • Артефакты на движущихся объектах достаточно легко заметить – одна из основных проблем монитора, сохранившаяся и в последних партиях/ревизиях;

Может не устроить:

  • Отсутствие систем подсветки внешнего пространства и USB-хаба;

  • Монитор не столь быстр, как конкуренты на матрицах Innolux и LG Display – остаётся только смириться с этим фактом;

  • Бесполезность режима sRGB – цветовой охват не сужается, а все настройки изображения блокируются, вместе с яркостью на уровне 148-150 нит;

  • Активация ELMB-Sync ведёт к двоению шлейфов – лишнее подтверждение не самой быстрой матрицы;

  • Средний результат равномерности подсветки на белом поле по уровню яркости и цветовой температуры – знаем, что есть экземпляры VG27AQ заметно лучше, чем достался на тест;

  • Появление резких переходов и паразитных оттенков после внесения правок через LUT-видеокарты в ходе проведённой калибровки;

  • Glow-эффект присутствует в полной мере.

____________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии