Обзор Viewsonic XG240R

Надо подумать... Обзор и тестирование Full HD монитора Viewsonic XG240R

Вступление

Каждый раз, когда на рынке появляется новый игровой TN+Film-монитор, разбирающиеся пользователи замирают... замирают в ожидании чуда. Его, как правило не происходит и жизнь продолжает идти своим чередом, ведь ничего кардинально нового в этом сегменте предложить, пока что, невозможно. На что рассчитывают производители остаётся большой загадкой, но раз такие предложения появляются из раза в раз, то значит это кому-то нужно и без спроса они точно не останутся.

66_photo01.jpg

Компания Viewsonic уже давно пытает удачу в сегменте игровых мониторов, но, до сих пор, одолеть мастодонтов рынка ей не удаётся. Большая часть моделей лишена выделяющих их на общем фоне функций и особенностей, внешний вид дисплеев лаконичен, а над продвижением своих устройств в массы маркетологи производителя практически не трудятся. Итог тут всем очевидный – про игровые мониторы Viewsonic говорят редко, как среди журналистов, так непосредственно пользователей – потенциальных покупателей.

Попытки «выйти в свет», если мы ничего не путаем, начались с XG2402, а спустя год продолжились его чуть более продвинутым братом XG240R, который относят к «Элите» и с которым мы сегодня вас хотим познакомить поближе. Без лишних слов сразу приступим к делу.

Справочная информация

Герой сегодняшнего обзора был представлен в ноябре 2018 года – год спустя после выпуска предшественника XG2402. Позиционирование монитора не изменилось, но цена слегка возросла – в США она стартует с 250 $, а вот в условиях нашего рынка она, непонятно как, трансформировалась в 28000-30000+ рублей. Таким образом, XG240R стал одним из самых дорогих представителей класса 24-дюймовых Full HD-дисплеем с относительно быстрой (это всё же 144 Гц, а не 180-240) TN+Film-матрицей на рынке РФ. Конкурентов со схожими возможностями – пруд пруди и приобрести их можно начиная примерно с 16-17 тысяч рублей. Да, у подавляющей их части вы не получите RGB-подсветку внешнего пространства, но основные характеристики и возможности будут идентичны, а качество изготовления, часто, выше.

01_tab1.png

Монитор оснащается хорошо знакомой нам матрицей M240HW01 от компании AU Optronics. Первые ревизии данной панели с W-LED-подсветкой были представлены в далёком 2009 году (да, мы не ошиблись), а глобальный захват рынка игровых TN-мониторов начался с 2011 года. С тех пор производитель выпустил далеко не одну версию (ревизию), но каких-либо существенных изменений за прошедшее время автор данного текста отметить не может.

67_photo02.jpg

Данная модель оказалась настолько востребованной и популярной, что на её основе за почти 10 лет было представлено около 100 похожих друг на друга мониторов, планомерно выпускаемых и усовершенствованных на программном уровне (добавлялись различные режимы и «технологии»). Из года в год производители представляли свои новинки и ловко играли на желаниях потребителей, основанных на современных трендах. Вот так легко и просто можно продавать старые технологии в новой обёртке на протяжении долгих лет... впрочем, вернёмся к самой матрице.

Изучаемая 24-дюймовая панель отличается разрешением 1920х1080 пикселей, небольшой плотностью пикселей в 92 ppi, отсутствием мерцания (Flicker-Free) и является псевдо 8-битной (6 бит + H-FRC). Последняя особенность позволяет монитору воспроизводить 16,7 млн цветовых оттенков, однако, на физическом уровне, следовало бы говорить о 262 тысячах цветов - 64 цвета на каждый канал RGB – именно столько возможных позиций жидких кристаллов заложено в основу панели.

107_vid.jpg

Максимальная яркость заявлена на уровне 350 кандел на квадратный метр, углы обзоры, с учётом значительного падения контрастности картинки, хорошо знакомы – 170 и 160 градусов соответственно. Не удивляет цифра времени отклика, максимальная частота в 144 Гц и поддержка бесплатной для производителей технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync.

Набор портов у XG240R довольно обширный: два HDMI 1.4 и DisplayPort 1.2, 3.5 мм аудиовыход и два USB 3.0 для подключения периферии. Для оправдания цены и поддержания интереса со стороны покупателей дополнительно установлены два динамика общей мощностью 4 Вт, подставка отличается продвинутой эргономикой, а в списке особенностей значатся знакомые для ушей технологии изменения различимости крайних тёмных оттенков (Black Stabilization), снижения синей составляющей спектра (Low Blue Light) и инпут-лага (Low Input-Lag). Безусловно, есть у монитора широкий выбор предустановленных режимов, среди которых найдутся много «игровых» с соответствующими названиями.

Вишенкой же на торте значится подсветка внешнего пространства Elite RGB (она же X Lighting), легко синхронизируемая с другими похожими технологиями от лидеров в производстве корпусов, систем охлаждения (Cooler Master, Thermaltake) и игровой периферии (Razer). Большинство производителей сейчас делают большую ставку на подобные «фичи», однако, многие из них забывают, что в мониторе главное – матрица и её обвязка, а не то, что дают к ним в нагрузку… причём бессмысленную.

Комплект поставки

96_photo31.jpg 97_photo32.jpg

Для своего элитного монитора производитель подобрал соответствующую упаковку, по которой никто никогда не догадается, что внутренности, прямо скажем, не первой «свежести». Благодаря выбранной стилистике кажется, что перед нами современный монитор способный на очень многое.

98_photo33.jpg

Строчка «24’ RGB LED GAMING MONITOR» может запутать более-менее продвинутых пользователей, поскольку речь, в действительности, идёт не про систему подсветки самой матрицы (как это бывает в 95 % случаев), а про подсветку внешнего пространства – ту самую Elite RGB.

Три представленные и повторяющиеся в разных местах коробки пиктограммы указывают на основные особенности модели, которых нашлось всего три: 144 Гц, 1 мс и ещё раз – RGB-подсветка. Для удобства переноски в верхней части коробки есть пластиковая ручка.

99_photo34.jpg

Подробные сведения о физических размерах, весе и комплекте поставки представлены в виде списков на разных языках.

100_photo35.jpg

По одной из наклеек можно узнать место (Китай) и точную дату производства рассматриваемого экземпляра (19 октября 2018 года).

94_photo29.jpg 95_photo30.jpg

Комплект поставки новинки включает в себя следующее:

  • кабель питания;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • краткая инструкция по установке и настройке дисплея;
  • инструкция по настройке системы Elite RGB;
  • металлическая скрепка для фиксации корпуса на подставке (для обратной упаковки);
  • пластиковое кольцо системы прокладки кабелей.

Набор достаточно простой и в стиле Viewsonic – без удивлений. Вспоминая же цену устройства на нашем рынке сразу хочется получить не достающий HDMI. Но чего нет, того нет.

Дизайн и эргономика

69_photo04.jpg 68_photo03.jpg

Первые быстрые мониторы (с матрицами 120 Гц+) внешне ничем не отличались от более простых моделей. Позже производители стали разбавлять их внешний вид различными яркими пластиковыми вставками и играть с фактурой пластика и сложными поверхностями в задней части корпуса.

В XG240R производитель нашёл иной способ покорения сердец: убрал все цветные элементы и добавил несколько зон с RGB LED-подсветкой.

133_svet1.jpg 134_svet2.jpg 137_svet5.jpg 138_svet6.jpg

Без дополнительного ПК вариантов её работы всего два: плавное изменение цвета или Выкл.. Яркость подсветки не велика, а о её существовании можно узнать только оглянув монитор сзади – ни о каком видимом отражении от стены не может идти и речи. Поэтому всю красоту, как это почти всегда и бывает, будет лицезреть именно она, а не вы. Спрашивается – «Ну и зачем тогда монитору подсветка?».

77_photo12.jpg 92_photo27.jpg

В мониторе используется быстросъёмное соединение подставки с корпусом и, конечно, есть VESA-совместимое крепление стандарта 100х100 мм.

73_photo08.jpg 74_photo09.jpg

Средняя по размерам прямоугольная подставка со скосом, расположенным рядом с креплением поворотного механизма отличается использованием пластика с имитацией шлифованного металла. На фоне простой передней части корпуса - это довольно уместное дополнение, без которого XG240R выглядел бы уж очень бедно.

75_photo10.jpg 76_photo11.jpg

А вот что выдаёт экономию, так это качество пластика центральной колонны и очень знакомые элементы, которые можно встретить в очень большом количестве мониторов Viewsonic. Здесь вам и пластиковое кольцо системы прокладки кабелей, устанавливаемое на подставку и выдвижной держатель для наушников, сделанные по принципу – «хоть как-то» или «пускай будут». О качестве говорить не приходится.

108_stand.jpg

Эргономика монитора предлагает широкий спектр возможностей, что для TN+Film-дисплея – большое достоинство.

71_photo06.jpg

Доступен наклон в диапазоне от -5 до +20 градусов, поворот на 45 градусов в обе стороны и изменение высоты в пределах 120 мм. Имеется возможность переворота в портретный режим, однако, учитывая углы обзора матрицы – это точно лишнее.

87_photo22.jpg 88_photo23.jpg

Все удерживающие элементы и внутренности крепёжных механизмов сделаны из металла. На основании подставки используется восемь резиновых ножек различной формы для надёжного удержания модели в одном положении. И с этим у него действительно проблем не возникает.

78_photo13.jpg 79_photo14.jpg 83_photo18.jpg 84_photo19.jpg

Качество используемого пластика можно оценить, как среднее. Корпус не выглядит и не ощущается дорого, хотя, как вы помните, на территории нашей необъятной Родины XG240R является одним из самых дорогих мониторов в своём сегменте.

82_photo17.jpg 80_photo15.jpg

Экономию выдаёт центральная стойка, пластик передней рамки, грубая обработка краёв некоторых элементов корпуса и не всегда ровные стыки. Делать же выводы про дизайн мы не будем – тут на вкус и цвет.

70_photo05.jpg

Как и у большинства игровых TN+Film-мониторов поверхность матрицы у новинки более близка к матовой – с заметным кристаллическим эффектом, но зато очень хорошими антибликовыми свойствами.

81_photo16.jpg

Сзади корпуса покупатель обнаружит две наклейки. По ним можно узнать информацию о дате и месте производства, название модели, серийный номер, номер партии и энергопотребление. Кроме того, присутствуют данные по соответствию экологическим и стандартам безопасности.

90_photo25.jpg

В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. С подключением кабелей проблем нет – спасибо возможности переворота в портретный режим (Pivot).

89_photo24.jpg

Есть у монитора и встроенная акустическая система, построенная на базе двух динамиков мощностью 2 Вт каждый, размещённых в задней части корпуса за вентиляционной решёткой.

93_photo28.jpg

Качество посредственное, максимальная громкость не велика. Устроит такая стереопара лишь очень непривередливого потребителя. У настоящих же игроков, мы уверены, имеется качественная гарнитура/наушники или мощная акустическая система, а поэтому смысла в такой «встройке» для них точно нет.

Меню и управление

85_photo20.jpg

Достаточно простому корпусу соответствует и используемая система управления, базирующаяся на базе блока из шести физических клавиш. Кнопки здесь разной формы: круг, квадрат и треугольник.

91_photo26.jpg

Правда, узнали мы об этом только в момент съёмки, в реальной же работе с монитором пальцы не ощущают, что есть что, а поэтому большого смысла в данной компоновке мы не увидели.

На передней части корпуса присутствуют пиктограммы, указывающие на функции каждой клавиши, однако, куда проще пользоваться наэкранными подсказами OSD Menu.

46_menu01.jpg

Среди опций с быстрым доступом у героя обзора присутствует только возможность быстрого перехода к игровым режимам, которые разбросаны по трём категориям.

За выбранную стилистику меню нельзя выдать золотую медаль, да и бронза, если залезть в его дебри и оценить структуру построения, здесь тоже с большой натяжкой.

47_menu02.jpg 48_menu03.jpg 49_menu04.jpg 50_menu05.jpg

Среди шести разделов самым наполненным можно признать первый – Game Settings. Здесь можно задать точные настройки для двух пользовательских пресетов, выбрать предустановленный игровой режим, включить AMD FreeSync и установить лимит частоты вертикальной развёртки (какой в этом смысл, если это можно сделать через драйвер).

51_menu06.jpg 52_menu07.jpg

Проблемы с расстановкой пунктов, их частое повторение – проблема, свойственная, как оказалось, и игровым мониторам Viewsonic, а не только моделям из профессиональной линейки. Не подготовленному пользователю будет ой как тяжело…

53_menu08.jpg 54_menu09.jpg 55_menu10.jpg

Если вам не интересны не сильно полезные «прибамбасы», то следует перейти сразу во второй раздел. В нём можно найти настройки яркости, контрастности, цветовой температуры, резкости, гаммы и различимости крайних тёмных оттенков. Присутствуют в разделе Display также настройки насыщенности, цветового диапазона, схемы представления цвета и силы работы Blue Light Filter. Впрочем, так ли необходимы столь глубокие настройки для TN+Film-дисплея – большой вопрос.

56_menu11.jpg 57_menu12.jpg 58_menu13.jpg

Три следующих раздела отданы под выбор интерфейса, более привычные режимы ViewMode и регулировку уровня громкости встроенной акустической системы.

59_menu14.jpg 60_menu15.jpg

Последний раздел Setup Menu содержит настройки самого OSD экрана, а также регулировки дополнительных функций дисплея, не имеющих особого отношения к картинке на экране.

61_menu16.jpg 62_menu17.jpg

В списке языка локализации присутствует русский с не самым точным переводом. В одной из подразделов можно найти рабочую информацию по дисплею.

63_menu18.jpg 64_menu19.jpg

Доступно выключение индикатора питания, активация Elite RGB-подсветки, переключение DP в режим 1.1 и сброс всех настроек к заводскому состоянию.

65_menu20.jpg

Благодаря найденному доступу в сервисное меню мы удостоверились в правильности наших данных об установленной матрице, узнали версию прошивки, время наработки, уровень яркости в режиме sRGB и многое другое – не нужное для обычного пользователя.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

Установленная в монитор матрица хорошо всем знакома, но давайте посмотрим на её возможности непосредственно в XG240R:

13_gamut_srgb.png 14_gamut_adobergb.png

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея. По представленным скриншотам видно, что возможности не самой продвинутой W-LED-подсветки обеспечивают практически полное покрытие пространства sRGB, без сильного ухода за его пределы.

15_gamut_srgbmode.png 16_gamut_calib.png

В режиме sRGB ситуация меняется в пределах погрешности измерений, а вот ручная настройка с последующим профилированием обеспечивают небольшое увеличение цветового покрытия.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам (вторая цифра – цветовой объём) при настройках по умолчанию, после настройки и калибровки и в режиме sRGB выглядят следующим образом:

Стандартные настройки:

  • sRGB - 92,8|95,7 %;
  • AdobeRGB - 65,2|65,9 %;
  • DCI-P3 - 67,6|67,8 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 93,0|96,1 %;
  • AdobeRGB - 65,4|66,2 %;
  • DCI-P3 - 67,9|68,1 %;

После калибровки:

  • sRGB - 95,9|99,5 %;
  • AdobeRGB - 68,0|68,6 %;
  • DCI-P3 - 70,4|70,5 %.

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

В новинке от Viewsonic представлено большое количество предустановленных режимов. Одну часть производитель относит к режимам ViewMode, другую же к игровому сектору, который дополнительно поделён на несколько секций. Рассматривать последние мы не стали, поскольку было достаточно одного взгляда чтобы понять – ничего хорошего среди них нет.

По умолчанию настройки XG240R в режиме Standard выглядят следующим образом:

· ViewMode - Standard;

· Brightness - 100;

· Contrast - 70;

· Sharpness – 50;

· Color Temperature – Native;

· Gamma – 2.2;

· Black Stabilization – 11;

· Response Time OD – Faster;

В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие значения:

· ViewMode - Standard;

· Brightness - 15;

· Contrast - 70;

· Sharpness – 50;

· Color Temperature – Full Color Control – 94|93|88;

· Gamma – 2.2;

· Black Stabilization – 11;

· Response Time OD – Fast;

Оказалось достаточно снизить яркость подсветки, изменить цветовое соотношение RGB для достижения нужной точки белого и переключить режим разгона OverDrive (но это не обязательно).

Посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:

02_tab2.png

Для монитора на TN+Film-матрице XG240R настроен достаточно неплохо. Подавляющему большинству пользователей хватит регулировки уровня яркости, чтобы привести дисплей в более презентабельный вид. Режим Movie оказался бледноватым, с пониженной насыщенностью. Web в противовес ему представлен со значительно увеличенной контрастностью и цветностью. В режиме Text понижена яркость, контрастность, картинка отличается зеленовато-жёлтым паразитным оттенком. MAC демонстрирует увеличенную резкость и контрастность, а Mono показывает изображение в чёрно-белом виде.

Говорить о высокой точности настройки режима sRGB не приходится. Кроме того, что в нём заблокирована яркость, он оказался значительно более контрастным, чем заводские настройки. И если первую проблему можно победить походом в сервисное меню, то с гамма-кривыми без калибровки ничего не поделать.

После калибровки монитор продемонстрировал хорошие результаты, однако, это вовсе не говорит о том, что XG240R прекрасно подходит для работы с цветом. Вовсе нет! Низкая стабильность картинки по площади экрана, плохие углы обзора, бандинг/постеризация – стандартный список проблем у любого TN+Film-монитора и герой обзора не является исключением.

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

17_standard_gamma.png 18_standard_cie.png

При настройках по умолчанию у монитора завышена различимость теней, наблюдается разбалансировка цветовых каналов, что в свою очередь приводит к средней стабильности оттенков серого. Несмотря на среднюю гамму 2.27 изображение на экране недостаточно контрастное. Однако, достаточно снизить яркость подсветки и проблема будет практически побеждена.

19_movie_gamma.png 20_movie_cie.png 21_web_gamma.png 22_web_cie.png 23_text_gamma.png 24_text_cie.png 25_mac_gamma.png 26_mac_cie.png 27_mono_gamma.png 28_mono_cie.png

Режим Movie продолжает начатое в Standard Mode, а Web и Text делают наоборот, но с разной цветовой температурой. Предназначение MAC осталось для нас не выясненным, да и режим чёрно-белой картинки Mono больше похож на «игрушку», чем на реально необходимую предустановку.

29_srgb_gamma.png 30_srgb_cie.png

Режим sRGB оказался действительно далёк от соответствующего стандарта, поэтому какого-либо смысла в нём, учитывая невозможность дополнительной тонкой настройки, нет.

31_calib_gamma.png 32_calib_cie.png

Матрица героя обзора оказалась не самой стабильной по точности цветопередачи, а поэтому после калибровки гамма-кривые оказались выставлены не совсем точно. Впрочем, с точками серого клина таких проблем не возникло и все они выстроились плотной группой в области DeltaE<3.

Дополнительные возможности и настройки

У Viewsonic Elite XG240R нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но в меню есть достаточно большое количество дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. Для оценки их влияния мы выбрали два основных: Gamma и Black Stabilization.

33_gamma18_192.png 34_gamma20_211.png 35_gamma22_227.png 36_gamma24_250.png 36_gamma24_250.png 38_gamma28_288.png

Производитель предлагает воспользоваться шестью режимами гаммы. В ходе проверки оказалось, что каждый из них отличается от заявленного значения на 0,07 – 0,12. Если у вас есть необходимость увеличить контрастность картинки, то смело двигайтесь от стандартного 2.2 к 2.4+ и обратно, если требуется снизить контрастность.

42_bs11_227.png

Параметр Black Stabilization, как следует из его названия, высветляет тени и делает это довольно плавно, но исключительно в небольшом диапазоне. Если же рассматривать все значения от 0 до 22, то большая их часть окажется бесполезной.

39_bs0_274.png 40_bs4_258.png 41_bs8_241.png 43_bs15_211.png 44_bs19_194.png 45_bs22_183.png

При настройках функции по умолчанию различимость в крайних тенях находится на очень высоком уровне. Можно выставить 9-10 и порадоваться улучшениям, однако, все остальные оттенки от этого точнее не станут. Выше же заводских установок подниматься не стоит – электроника монитора начинает захватывать до половины цветовых оттенков, хотя название параметра этого не предполагает.

Равномерность градиентов

Псевдо 8-битная матрица не способна продемонстрировать идеальные градиенты, однако, учитывая класс дисплея, на это можно закрыть глаза. Плавность переходов достаточно и это главное. Бросающихся к глаза ступенек не выявлено.

101_grad1.jpg 102_grad2.jpg

На фотографии выше мы хотели продемонстрировать классический чёрно-белый градиент слева направо, однако, в виду особенностей TN+Film технологии получилось что-то сильно отдалённое от этого.

103_grad3.jpg 104_grad4.jpg

В ходе ручной настройки и дальнейшего применения профиля с правками в LUT-видеокарты равномерность переходов сильно пострадала. В диапазоне 0-60 % появилось достаточное количество резких переходов с паразитными оттенками и от этого никуда не деться.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Все предустановленные режимы в ходе данной проверки показали себя очень плохо – стабильность низкая. Повысить её до более-менее адекватных величин помогла лишь ручная настройка и проведённая в дальнейшем калибровка, после чего среднее отклонение упало до 1,34 %, а максимальное до 7,25 %.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Native”. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Standard из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про четыре оставшихся «предустановки ЦТ и специальный режим Blue Light Filter:

04_tab4.png

По полученным результатам можно отметить следующее:

  • Режимы Bluish, Cool и BLF и Blue Light Filter полностью соответствуют своим названиям;
  • Переход к Full Color Control может существенно повысить стабильность ЦТ, однако, вы сразу же получите более холодную картинку;
  • Чем выше значение цветовой температуры, тем у XG240R выше её стабильность – как правило же, бывает совсем наоборот. .

Вывод тут очевидный: можно остановиться на заводских настройках либо испытать удачу – настроить вручную (читай: на глаз) в режиме FCC или произвести полноценную настройку устройства при наличии соответствующей аппаратуры.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен стандартный режим. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 69-328 нит при среднем коэффициенте контрастности в ~762:1. Снижение яркости линейно, контрастность стабильна во всём диапазоне, но полученное значение существенно ниже, чем заявлено производителем. С другой стороны, на реальную картинку на экране это никак не сказывается – глубина чёрного достаточна и точно не будет провоцировать ухудшение картинки на экране.

06_tab6.png

Значение верхней границы яркости ниже, чем заявлено производителем, но, тем не мене, позволит работать с монитором в любых ситуациях, даже когда на рабочем месте очень светло. А нижнее в 69 нит существенно снизит нагрузку на глаза при работе в помещении со слабым внешним освещением либо в его полном отсутствии. Результат пускай и не самый лучший, но для игрового монитора – в самый раз.

Скорость матрицы

В новинке заявлена матрица со временем отклика в 1 мс, измеренным по методике Gray-to-Gray. Для современного игрового монитора с повышенной частотой вертикальной развёртки и матрицей TN+Film – это абсолютная норма, хотя и несколько далёкая от реальных возможностей модели.

Для увеличения скорости в модели применена технология разгона OverDrive. Присутствует пять режимов её работы. По умолчанию производитель выставил режим Faster. Посмотрим на полученные результаты и проведём сравнение с другими доступными пресетами:

105_overdrive.jpg

Безусловно, монитор XG240R быстрый, но удивления, увы, не вызывает и причина тут одна – не раз отмеченная старая TN+Film-матрица и огромное количество моделей на рынке, выполненные на её базе.

Новинка полностью соответствует своему предшественнику, не отличается от подавляющего большинства конкурентов, значительно опережает игровые *VA-модели и менее заметно игровые IPS-решения.

Заводской разгон выполнен не совсем качественно – видны артефакты. Наиболее подходящим вариантом для постоянного использования выглядит режим Fast. В Standard, похоже, разгон отключается вовсе, а про Ultra Fast и Fastest лучше не упоминать – артефакты дают о себе знать в первые же секунды использования дисплея.

106_propusk.jpg

Отсутствие пропуска кадров при максимальной заявленной частоте вертикальной развёртки в 144 Гц было подтверждено с помощью специального теста из пакета TestUFO. Проблем у XG240R не выявлено.

Углы обзора и Glow-эффект

Монитор Viewsonic XG240R построен на базе TN+Film матрицы, а поэтому плохие углы обзора – его особенность и «боль» смотрящего на экран, ранее работавшего долгое время за *VA и IPS-type моделями. Посмотрите на это сами:

[109_viewingangles.jpg]

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При минимальных отклонениях проявляется цветовой сдвиг, в том же Excel при неправильной посадке пользователя перед монитором серые линии в определённых частях экрана могут сливаться с пустыми ячейками. При сильных отклонениях от нормали проявляются различные паразитные оттенки, происходит пастеризация, а в некоторых случаях инверсия (переход в негатив).

110_van1.jpg 111_van2.jpg

Падение контрастности и общий цветовой сдвиг происходит гораздо раньше и проявляются сильнее, чем за мониторами с другими типами матриц. При взгляде сверху нижняя часть изображения затемняется, а вся оставшаяся область резко теряет различимость между деталями и усиливает свою визуальную яркость. Рассказывать можно долго, но лучше увидеть это своими глазами и понять, что низкая стабильность картинки по полю экрана и плохие углы обзора – зло не только во время тестирования, но и обычной работе.

112_glowc1.jpg 113_glowc2.jpg 114_glowc3.jpg

Угловой Glow-эффект проявляется с ярко-оранжевым паразитным оттенком, происходит пастеризация определённых участков изображения (преимущественно светлых), снижение контрастности хорошо заметно. Картинка как бы выгорает и начинает резко отличаться от той, что вы увидите при обычной работе.

115_glow1.jpg 116_glow2.jpg 117_glow3.jpg 118_glow4.jpg

На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе – красочнее, чем на многих IPS-type моделях. Ничего хорошего в этом нет. Многие из вас увидев такое в реальности - зададут закономерный вопрос – «А где здесь чёрное поле?» и будут правы.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) берутся данные из центральной точки.

07_tab7.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 11,1 %, а максимальное – 18,6 %. Общий результат низкий, даже несмотря на то, что максимальное отклонение не превысило 20 процентов.

08_tab8.png

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Самое высокое значение можно обнаружить только в центре. Чем дальше от него, тем темнее.

119_ravn_white.jpg

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля. Разница по яркости между центральной зоной, краями и углами панели хорошо видна, в том числе по уровню цветовой температуры. Впрочем, откроем секрет – это проблема не равномерности, а низкой стабильности картинки по площади экрана и так называемый цветовой сдвиг.

120_ravn_gray1.jpg 121_ravn_gray2.jpg 122_ravn_gray3.jpg

Ещё сильнее разница по совокупности яркости и ЦТ становится видна на тёмно-серых полотнах, где все проблемы становятся более очевидными. Однако, основную роль здесь, снова, играет цветовой сдвиг и плохие углы обзора, а не реальная равномерность подсветки. Подобная демонстрация является наглядным ответом на вопрос – «Зачем мне другие панели, если я не планирую крутиться вокруг TN+Film-дисплея?»

123_ravn_black1.jpg 124_ravn_black2.jpg

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (при ~70 см и 150 см от экрана), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем поднадоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя достаточно типично – четырьмя высветленными углами и краями с паразитными оттенками. Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором, если вы сидите очень близко к экрану: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов и в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление). Это всё то, к чему следует быть готовым.

Кроме того, видны характерные для игровых TN+Film-мониторов засвеченные полосы синего цвета по краям матрицы. Эта особенность, которая встречается практически в каждом из них и положительных сдвигов мы пока не ощущаем – всё так, как было раньше.

125_ravn_glowblack.jpg

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает и у нашего экземпляра остаются только те самые синие полосы и некоторая неоднородность чёрного поля.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры по всей площади экрана.

09_tab9.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Новинка показала очень хороший результат: среднее отклонение 0,7 %, максимальное – 2,3 %. Разница между минимумом и максимумом составила всего 275 кельвин, что не снилось многим куда более дорогим моделям с *VA и IPS-матрицами. Но так ли важна равномерность цветовой температуры, когда из-за цветового сдвига любое нейтральное белое или серое поле окрашивается в паразитный оттенок при обычной посадке перед монитором? Нет и ещё раз нет.

10_tab10.png

Построенная диаграмма совсем не напоминает таковую по равномерности подсветки – фигура здесь совсем иная. Единственная проблемная зона (это если уж совсем придираться) находится в правом части экрана, ближе к верхнему углу.

11_tab11.png

Подобные наблюдения подтвердили и полученные отклонения DeltaE, но наибольшие отклонения были найдены совсем в других областях XG240R.

12_tab12.png

Пики отклонений ЦТ пришлись на два правых угла. Впрочем, учитывая среднее отклонение всего в 1,7 единицы DeltaE, можно признать, что реальных проблем с равномерность ЦТ у рассматриваемого экземпляра монитора нет.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки)

В мониторе Viewsonic применяется знакомая нам TN+Film-панель с матовой рабочей поверхностью. Рассмотрим полученный макроснимок:

126_krystal.jpg

Кристаллический эффект вполне себе различим и усиливается при взгляде сверху или снизу. Изображение на экране не балует чёткостью, как из-за не очень высокой плотности пикселей, так и используемой рабочей поверхности.

127_text1.jpg 128_text2.jpg 129_text3.jpg 130_text4.jpg

От эффекта Cross Hatching используемая матрица не страдает, как и не свойственны ей проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей. Дополнительная настройка резкости не требуется.

131_shim100.jpg 132_shim0.jpg

Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что новинка действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

Блок питания в мониторе - встроенный. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.

Выводы

Новинку от Viewsonic ждут два сценария развития событий. Первый относится к США и Европе, где установленная и стабильно поддерживаемая цена на продукт делает его конкурентоспособным. В условиях жёсткой конкуренции в сегменте игровых моделей, где господствуют иные производители, XG240R будет не легко, но рассчитывать на сколько-нибудь заметные продажи всё же можно. В России же с ценой в 28000-31000 рублей шансов на победу у героя обзора нет вовсе… совсем никаких… точка.

86_photo21.jpg

Одной приставки Elite, чёрной стильной упаковки и RGB-подсветки внешнего пространства достаточно, чтобы на тебя обратили внимание, но совершенно недостаточно для того, чтобы тебя захотели купить за установленный «прайс».

Viewsonic Elite XG240R не поражает, не восхищает, он просто такой какой есть: cо старой TN+Film-матрицей, изменённым дизайном и переделанным меню. На дворе почти середина 2019 года и такие изменения не воспринимаются всерьез… да это просто не серьёзно! В голове адекватного потребителя мысль о том, что за не очень нужную RGB-подсветку ему придётся доплатить 10 тысяч рублей сверху (ещё половину реальной цены монитора), навевает тоску и рождает ненависть к маркетологам, кто это придумал. Удачи в правильном выборе! ____________________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки Viewsonic Elite XG240R в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • Встроенная акустическая система (пускай и низкого качества);
  • Достойный выбор интерфейсов для подключения (в том числе два порта USB 3.0);
  • Достаточно хорошая для TN+Film-дисплея заводская настройка;
  • Быстрая 144 Гц матрица и поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync (нынче может работать и на картах от NVIDIA);
  • Широкий диапазон изменения яркости подсветки;
  • Высокая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры – однако, от цветового сдвига по всей площади панели это не спасает;
  • Отсутствие Cross Hatching эффекта и паразитных звуков во время работы;
  • Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free;

Недостатки:

  • Особенности TN+Film матрицы: плохие углы обзора, нестабильность цветопередачи, сильный цветовой сдвиг, пастеризация, бандинг и т.д;
  • Плохая равномерность подсветки на чёрном поле (по нашему опыту – не зависит от экземпляра) в виде синих полос – такова особенность большинства игровых TN+Film-мониторов;
  • Низкая равномерность подсветки по уровню яркости на светлом поле (особенно для столь небольшой диагонали экрана);
  • Один из самых дорогих представителей сегмента игровых 24-дюймовых Full HD TN+Film-дисплеев (но в США и Европе ситуация значительно лучше).

Может не устроить:

  • Качество пластика и дизайн;
  • Запутанное меню – переняли манеру от своих профессиональных решений;
  • Заметный кристаллический эффект из-за использования матовой поверхности матрицы;
  • Низкая стабильность цветовой температуры оттенков серого;
  • Ограничения работы системы подсветки и, в целом, её бесполезность (яркость не велика, а поэтому об отражении от стены не идёт речи);
  • Отсутствие смысла в большинстве предустановленных режимов, особенно среди игровых пресетов;
  • Отсутствие функции вставки «чёрного кадра» (ULMB, ELMB, VRB);
  • Коэффициент контрастности ниже заявленного примерно на 25 %;
  • Достаточно сильный Glow-эффект c паразитным оттенком, в том числе на цветных изображениях.

____________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии