Долгожданный гость. Обзор и тестирование игрового Full HD монитора MSI Optix G24C

Обзор MSI Optix G24C

Вступление

Несмотря на относительно давний передел рынка игровых мониторов, его существенный рост в последнее время до конца затмил умы ведущих производителей электроники и теперь залезть в эту нишу желают все, кому не лень.

53_photo_01.jpg

Компания MSI – известный производитель компьютерных комплектующих, составляющий давнюю конкуренцию таким брендам, как Asrock, ASUS и Gigabyte и, конечно же, любимейший поставщик одних из самых доступных на рынке игровых и мультимедийных ноутбуков у российского потребителя. Именно Micro-Star International Co. решили испытать свои силы в откусывании доли «пирога» в сфере игровых дисплеев, поставив для себя высокую планку – стать одним из ключевых игроков на новом для себя рынке в ближайшие годы, потеснив своих именитых конкурентов. А основная ставка, как и полагается для MSI, будет сделана на доступности конечных продуктов. Почему бы и нет? Ценовая конкуренция пойдёт только в плюс для конечного покупателя.

Сегодня же мы рассмотрим самый первый и самый доступный среди появившихся мониторов MSI на российском рынке. Им стал 23,6-дюймовый игровой Full HD дисплей G24C из серии Optix, предназначенный для тех, кто не хочет отдавать свои кровно заработанные за 144 Гц TN+Film-монитор и готов доплатить пару тысяч рублей за более качественную SVA-панель. Уже интересно? Тогда приступаем к знакомству!

Обзор MSI Optix G24C - Справочная информация

На территории РФ новинки от компании MSI появились буквально несколько недель назад, несмотря на тот факт, что покупатели в Европе и США могли приобрести игровые мониторы этого производителя аж в начале 2017-го года. Первые же сведения о серии Optix просочились в интернет ещё раньше – в декабре 2016-го и с тех пор Micro-Star Int. успели анонсировать ещё несколько моделей с диагональю экрана от 23,6 до 31,5 дюймов, не считая героя сегодняшнего обзора.

Теперь рассмотрим основные характеристики героя обзора:

01_tab1.png

Исходя из ТХ модели и известных матриц на рынке, основой для Optix G24C послужила SVA-панель от Samsung - LSM236HP02, представленная в апреле 2016 года. Это 23,6-дюймовая изогнутая (1800R) 8-битная (без FRC) матрица с разрешением 1920 x 1080 пикселей, соотношением сторон 16:9, подсветкой на базе квантовых точек (QD-LED, о чём, конечно же, в MSI умалчивают) и соответствующим ей – несколько расширенным цветовым охватом, называемым в компании - True Color.

Монитор поддерживает технологию адаптивной синхронизации AMD FreeSync|Adaptive-Sync. Максимальная частота вертикальной развёртки составляет 144 Гц, а заявленное время отклика пикселей – 1 мс, измеренное по новой для производителей «методике» MPRT (Motion Picture Response Time). Впрочем, сразу заметим, что на последнюю величину ориентироваться не стоит – это, скажем прямо - совсем другие «миллисекунды», нежели у продвинутых игровых TN+Film-решений. Другими словами – грамотный маркетинговый ход MSI, повторяющий «ход мыслей» маркетологов компании Samsung и ничего больше.

54_photo_02.jpg

Максимальная яркость модели не велика, но это не (!) является её недостатком. Зато установленная SVA-панель (относится к *VA-type) способна предложить втрое более глубокий чёрный цвет, чем у лучших TN+Film-решений, а заявленные углы обзора находятся на уровне IPS-мониторов. Производитель упоминает наличие режима со сниженной синей составляющей спектра Less Blue Light и Flicker-Free-подсветку.

С целью снижению цены конечного устройства инженеры MSI отказались от сложного дизайна корпуса, не предусматривающего поддержку VESA-совместимого крепления, обошлись без «безрамочности» и различных систем подсветки внешнего пространства, установили простую подставку с одной степенью свободы.

Все порты (DVI-D, DP, HDMI) спрятаны в задней части корпуса за пластиковой накладкой системы прокладки кабелей. Встроенная акустическая система в мониторе отсутствует, а системой управления выступают пять физических клавиш на нижней грани без подсветки.

В качестве прямых конкурентов у Optix G24С значатся только две модели от Samsung: C24FG73FQI и немного потерявшая актуальность C24FG70FQI. Цена первого в среднем на 1000-2000 рублей выше решения MSI, а стартовый ценник второго монитора стартует с 20 тысяч рублей. Среди их очевидных достоинств: развитая эргономика подставки, поддержка VESA (через переходник или без него), более удобная система управления и заявленная яркость на уровне 350 нит (но это характеристика, на самом деле, не так важна). Учитывая же не столь существенную разницу в цене и популярность Samsung на рынке, бороться MSI придётся «не на жизнь, а на смерть». По-другому, в этой ситуации, просто не выйдет. Может уже стоит начать с понижения цен?

Комплект поставки

82_photo_30.jpg

Монитор MSI упакован в небольшую коробку с качественной полиграфией, выполненной в присущей для продукции MSI цветовой гамме. На упаковке представлено несколько «фэшн» фотографий устройства, а семь пиктограмм в обрамлении рассказывают нам об основных особенностях G24C.

83_photo_31.jpg

Для удобства транспортировки в верхней части коробки есть пластиковая ручка. Проблем с доставкой на своих «двоих» у покупателя не возникнет, к тому же вес коробки с монитором совсем небольшой.

86_photo_34.jpg

На упаковке присутствуют несколько информационных наклеек. Одна из них повторяет основную техническую информацию по модели, которую можно найти и на просторах интернета.

84_photo_32.jpg

По двум другим покупатель может уточнить серийный номер, номер партии, реального изготовителя, страну происхождения (Китай) и дату изготовления (сентябрь 2017 года).

85_photo_33.jpg

Комплект поставки MSI Optix G24C включает в себя следующее:

  • Силовой кабель;
  • Кабель DisplayPort;
  • Два винта для крепления центральной стойки;
  • Пластиковая заглушка;
  • Пластиковый элемент системы прокладки кабелей;
  • Руководство пользователя;
Гарантийный талон с информацией о сервисном обслуживании

81_photo_29.jpg

В комплекте есть всё необходимое для начала беспроблемной работы и получения максимально возможных 144 Гц при наличии у пользователя подходящий видеокарты. Идеальным типом подключения является наиболее беспроблемный DisplayPort, которым мы и рекомендуем воспользоваться.

Дизайн и эргономика

Проектируя свою линейку мониторов дизайнеры компании, к превеликому счастью, обошлись без большого количества ярких элементов и глянцевого пластика, собирающего пыль и царапины. Модель Optix G24C вышла, на удивление, максимально утончённой и даже, в некоторой мере, строгой, что свойственно немногим игровым продуктам.

56_photo_04.jpg

55_photo_03.jpg

Производитель упростил всё что только можно, но не стал экономить на качестве. G24C обходится без быстросъёмного механизма центральной колонны. Она присоединяется к уже установленному шарниру изменения наклона с помощью двух винтов из комплекта поставки, а закрывается данная область пластиковой накладкой. К самой подставке, в свою очередь, колонна прикрепляется одним предустановленным винтом, без использования отвёртки.

63_photo_11.jpg 69_photo_17.jpg

70_photo_18.jpg 71_photo_19.jpg

Форма и размеры подставки G24C обеспечивают минимальную потерю рабочего пространства и предоставляют возможность подвинуть монитор максимально близко к стене, чем, к примеру, не могут похвастаться схожие решения от Samsung.

78_photo_26.jpg

77_photo_25.jpg

Монитор обошёлся без поддержки VESA-кронштейнов. Система прокладки кабелей выполнена за счёт свободного пространства в центральной колонне и пластиковой накладки в области размещения колодки с интерфейсами, заканчивающей облик модели, не оставляя лишних «дыр» в её корпусе.

57_photo_05.jpg 58_photo_06.jpg

Подставка монитора обладает минимально возможными эргономическими возможностями. Доступен только наклон в диапазоне от -5 до +15 градусов. Однако, эта особенность вкупе с применением металлических элементов конструкции (подставка + колонна + шарнир) обеспечивает общую жёсткость и устойчивость монитора. Люфты креплений отсутствуют, модель воспринимается, как более дорогая.

74_photo_22.jpg

Для сцепления с рабочей поверхностью в подставке используется семь фактурных резиновых ножек, которым довольно хорошо удаётся удерживать монитор в одном положении на рабочей поверхности.

61_photo_09.jpg 62_photo_10.jpg 72_photo_20.jpg 73_photo_21.jpg

Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами по всей длине стыков. Корпус не поддаётся скручиванию, практически не хрустит и не скрипит при сжатии или простом переносе модели с места на место.

64_photo_12.jpg

66_photo_14.jpg 76_photo_24.jpg

Покраска элементов равномерная, обработка краёв деталей не вызывает нареканий. Классический игровой логотип в виде дракона выполнен в чёрном исполнении, как и логотип самого бренда. По качеству исполнения монитор не отличается от моделей с ценой в 30-40 тысяч рублей.

67_photo_15.jpg

Изогнутость матрицы в 1800R (радиус кривизны 1800 мм) – абсолютная норма для столь небольших решений от Samsung, однако, не стоит воспринимать эту особенность, как достоинство. Изогнутая поверхность для 23,6-дюймовой панели формата 16:9 – не больше чем маркетинговый ход и попытка увеличить заинтересованность и, в дальнейшем, продажи подобных мониторов. Реального эффекта от неё на таком мониторе вы никогда не получите.

59_photo_07.jpg

По фотографии выше можно найти подтверждение тому, что монитор обладает полуматовой поверхностью матрицы с соответствующими антибликовыми свойствами и еле заметным кристаллическим эффектом.

79_photo_27.jpg

В задней части монитора находится наклейка с информацией, которая повторяет таковую с упаковки монитора. Ничего нового, за исключением, пожалуй, адреса производства(сделано на Тайване)

80_photo_28.jpg

Все интерфейсы для подключения направлены вниз и находятся в задней части устройства. В связи с ограниченной эргономикой подключать кабели не очень удобно, однако, небольшой вес монитора способствует быстрому решению этой проблемы.

Меню и управление

Управление монитором производится посредством пяти физических клавиш особой формы, расположенных на нижней грани в правой части корпуса. Самая крайняя к углу из них – клавиша питания. Рядом с ней разместился синий светодиод питания, находящийся на передней рамке корпуса.

65_photo_13.jpg 75_photo_23.jpg

О функциях каждой из клавиш нас пытаются «просветить» пиктограммы чёрного цвета на чёрной рамке – решения очень спорное, ведь при слабом внешнем освещении толку от таких «помощников» нет – их не видно.

Тем не менее, система управления настолько логична и проста, что справиться с ней сможет каждый. Нажатия чёткие, звучные, со средним по глубине ходом. удобна и не требует привыкания. Навигация по меню быстрая, система откликается на нажатия мгновенно.

52_menu_15.jpg 50_menu_13.jpg 51_menu_14.jpg

Для перехода в основное меню необходимо нажать крайнюю левую клавишу. Две следующие служат для навигации (вправо/влево, +/-), быстрого включения экранного прицела (всего четыре варианта – два прицела двух разных цветов) и выбора предустановленного режима изображения. Четвёртая управляющая клавиша служит кнопкой «назад/выход».

Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:

38_menu_01.jpg

В глаза сразу бросается русский язык, выставленный по умолчанию. Сразу после этого обращаешь внимание на минимализм и лаконичность представленного производителем. Для каждого наиболее важного параметра выделен отдельный раздел меню, всего же их десять.

39_menu_02.jpg 40_menu_03.jpg 41_menu_04.jpg

В первых трёх пользователь может произвести настройку яркости, контраста и активировать систему динамической контрастности.

42_menu_05.jpg

43_menu_06.jpg 44_menu_07.jpg

Два следующих предлагают доступ к выбору предустановленного пресета изображения и регулировку цветовой температуры (2 заводских режима и один пользовательский).

45_menu_08.jpg 46_menu_09.jpg

Изменить режим работы встроенного скалера изображения можно в разделе «Формат», а выбрать источник входного сигнала в «Ввод».

47_menu_10.jpg

В удивившем нас своим названием разделе «Калибровка» мы нашли только два режима Гамма. На этом производитель решил ограничить возможности G24C в части точной настройки цветопередачи.

48_menu_11.jpg 49_menu_12.jpg

Предпоследний раздел «Другое» собрал в себе выбор локализации OSD экрана, таймер выключения, заводской сброс к настройкам по умолчанию, включение FreeSync и изменении режима разгона матрицы OverDrive. Последний пункт в основном меню – «Выход», но можно обойтись и без него, просто нажав четвёртую из основных управляющих клавиш.

Доступ к сервисному меню найден не был. Но всё что нам надо – мы знаем.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе UP2718Q установлена новая AH-IPS матрица стандарта 4К с GB-r-LED FALD-подсветкой. Проверим ее цветовой охват на примере новинки от Dell:

13_gamut_srgb.png 14_gamut_adobergb.png

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея. По представленным скриншотам видно, что монитор по своим возможностям значительно превосходит стандарт sRGB на большинстве цветов. С одной стороны это плюс (для тех, кто любит насыщенные и яркие цвета), с другой минус (необходимо использовать цветовой профиль с ПО с поддержкой системы управления цветом для приведения цветов к определённому стандарту).

15_gamut_srgb_calib.png 16_gamut_adobergb_calib.png

После проведения ручной настройки и калибровки треугольник на CIE диаграмме практически не меняет своё положение, результаты меняются незначительно. Минимальная разница и при включении режимов OD «Нормальный» и «Предельный».

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора + общая площадь фигуры от указанного пространства/стандарта следующие:

  • Режим Стандарт sRGB – 99,3 %, AdobeRGB - 77,8 %;
  • После настройки и калибровки sRGB - 99,0 %, AdobeRGB - 78,9 %;
  • Режим OD - Предельный: sRGB -  98,8 %, AdobeRGB -  78,1 %.

Все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. На цифрах решение от MSI продемонстрировала очень высокий результат, на уровне профессиональных решений. Правда, надо ли это простому пользователю – большой вопрос!

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

У рассматриваемого монитора присутствует пять предустановленных режимов. По умолчанию используется «Стандарт» со следующими настройками:

  • Яркость – 90;
  • Контраст – 50;
  • Цвет.темп. – Тёплый;
  • Гамма – 2.

02_tab2.png

Яркость белого поля по умолчанию высоковата. Коэффициент контрастности соответствует заявленному производителем уровню. Точка белого настроена на хорошем уровне, но исключительно при настройках по умолчанию и идеальна при активации режима OD «Предельный». Среднее значение гаммы сильно разниться, но ясно одно – везде наблюдаются различные проблемы с цветопередачей, что в условиях расширенного цветового охвата, даже с идеальными кривыми (коих у MSI мы не увидели), абсолютная норма.

Для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений мы выставили следующие настройки:

  • Яркость – 7;
  • Контраст – 50;
  • Цвет.темп. – Пользователь (68/62/51);
  • Гамма – 2.

Ручные правки позволили снизить яркость до нужного уровня и установить точку белого близкую к 6500K с минимальными отклонениями. От изменения настроек контраста никаких улучшений не последовало, а поэтому мы оставили стандартное значение.

Общая точность цветопередачи, судя по отклонениям DeltaE94, осталась на уровне заводских установок, что нас не удивило. После калибровки цифры удалось значительно снизить и как показало дальнейшее продолжительное тестирование – монитор MSI Optix G24С отличается стабильными показателями цветопередачи – с течением времени она не «уплывает».

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

20_standard_gamma.png 21_standard_cie.png

При настройках по умолчанию гамма-кривые сильно проседают над референсной кривой, визуальный контраст значительно повышен, различимость в тенях фактически отсутствует. Точка белого вплотную подошла к зоне DeltaE<3, но проблем с серым клином предостаточно – точки выстроились в шеренгу.

17_standard_udact.png

Это подтверждает отчёт UDACT на сертификацию UGRA. Модель с первого раза получила зачет только в одной дисциплине – White Point. В остальном же надо настраивать, калибровать или хотя бы профилировать.

30_pred_gamma.png 31_pred_cie.png

Активация режима разгона матрицы OD «Предельный» меняет положение точек серого на CIE-диаграмме, но на глаз это заметно не сильно. В целом же, не учитывая меньшую яркость чем при настройках по умолчанию, разницы нет – можно пользоваться!

22_video_gamma.png 23_video_cie.png 24_fps_gamma.png 25_fps_cie.png 26_rts_gamma.png 27_rts_cie.png 28_lbl_gamma.png29_lbl_cie.png

Каждый из последующих режимов не могут претендовать на звание «лучший», поскольку проблем у них даже больше, чем в стандартном. Где-то высветлены все крайние светлые оттенки, в другом точка белого ушла далеко за пределы изучаемого пространства (режим «Защита глаз»), в третьем слишком сильный дисбаланс между RGB. Отдельно отметим режим RTS. Нам совсем непонятно кто его настраивал, но сказать, что это ужас – ничего не сказать. В данном пресете просто ужасающие проблемы со шрифтами, их контурами. Увиденного при тестировании монитора достаточно, чтобы видеть картинку в режиме RTS в ночных кошмарах.

32_100cd_gamma.png 33_100cd_cie.png

Теперь вернёмся к настройкам по умолчанию. Ручные правки RGB и яркости в режиме Стандарт не позволили нам добиться улучшений гамма-кривых. А без этого говорить о точной цветопередаче не приходится.

18_100cd_udact.png

Считать же точную настройку белого – высоким результатом – мы не будем. Без калибровки нам никуда не деться!

34_calib_gamma.png35_calib_cie.png

После этой процедуры все проблемы пропали, кривые стройно выстроились по референсной линии, почти все точки серого клина оказались в пределах области DeltaE<3.

19_calib_udact.png

Монитор получил сертификат соответствия стандартам UGRA и прошёл по всем параметрам, как подходящий для работы с цветом в самых разных областях в пределах стандартного цветового охвата (читай – sRGB). Но вы то знаете, что монитор способен на большее, правда, для его возможностей никакого цветового стандарта ещё не придумано.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки MSI нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но в меню есть пункт «Калибровка», где было найдено два режимы гаммы.

37_gamma2_240.png

36_gamma1_197.png

По умолчанию выставлено значение Гамма 2. При установке Гамма 1 картинка резко теряет в контрастности, появляется сильная различимость на крайних тёмных оттенках. Становится хуже, чем было. Смысла от такой «калибровки» мы не видим. Да его просто нет и всё тут…

Равномерность градиентов

Установленная в монитор 10-битная (без FRC) AH-IPS матрица смогла По техническим характеристикам монитора следует, что установленная матрица является 8-битной, как практически все *VA-решения. Мы надеялись на хорошие градиенты, но судьба распорядилась иначе. Монитор при настройках по умолчанию и после ручных правок показал себя не очень. Сразу был замечен проблемный участок на крайних тёмных оттенках.

87_grad1.jpg88_grad2.jpg

Часть из них слилась воедино, а потом виден резкий переход с паразитным оттенком. Дальше (в диапазоне 5-20%) хорошо видны заметные переходы со слабыми паразитными оттенками. Проблема, в общем то, не редкая, особенно для *VA-мониторов. И именно поэтому, говорить про эксклюзивность MSI в данном вопросе мы не будем. Так случается, автор видел подобное не раз и ничего с этим не сделаешь.

89_grad3.jpg

После калибровки проблемы только усугубляются, выправить резкий переход на крайних тёмных оттенках нам не удалось, возможно, стоило использовать другие настройки (допустим, кривую Srgb вместо 2.2). Количество переходов с преобладанием паразитных оттенков увеличилось, как и их видимость, что не удивительно, учитывая достаточно сильные правки в LUT видеокарты. Результат ниже среднего, видели и хуже.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора MSI Optix G24C, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Во всех основных изучаемых режимах монитор продемонстрировал стабильность цветовой температуры оттенков серого на уровне ниже среднего. Максимальные отклонения сильно разняться в зависимости от используемого пресета, да и по среднему разброс почти двукратный, если сравнивать FPS и крайне проблемный RTS.

При активации OD «Предельный» картина происходящего меняется в пределах погрешности измерений. Ручные настройки в режиме Стандарт также не делают изображение на экране других. Разницу сложно уловить на глаз, необходимы приборы.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов «Холодный» и «Пользователь» (при настройках по умолчанию) и сравним их с «Тёплый», выставленный при настройках по умолчанию:

04_tab4.png

Тут можно отметить следующее:
  • Исходя из полученных значений режимы полностью соответствуют своим названиям, хотя «Тёплый» могли бы увести в зону 5000-5500К, а для заводских установок сделать режим «Нормальный»;
  • Отклонения увеличиваются с ростом цветовой температуры и отхождения от значений ~ 6500 кельвин;
  • Переход в «Пользователь» провоцирует рост отклонений при сохранении точки белого на уровне, схожем с режимом «Тёплый». 

Итоги таковы: стоит забыть о дополнительных заводских режимах ЦТ (если, конечно, у вас не очень специфичное освещение или особая страсть к “тёплой” или “холодной” картинке) и предпочесть заводские установки либо режим «Пользователь» в случае если вы хотите настроить точку белого вручную.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Standard. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 80-258 нит при коэффициенте контрастности в ~2910:1 в среднем. Снижение яркости почти линейно, коэффициент контрастности достаточно стабилен во всём диапазоне, а его уровень вплотную подобрался к заявленному производителем.

06_tab6.png

Рабочий диапазон оказался не самым идеальным. Если в максимуме монитор слегка превзошёл значение из ТХ, то по минимальной границе монитор MSI смело получает оценку «удовлетворительно», поскольку многие продвинутые пользователи хотели бы видеть что-то наподобие 40-50 нит, что куда более комфортно для работы в слабо освещённом помещении вечером и ночью. Для желающих получить что-то подобное мы советуем обратиться к параметру «Контраст», который, конечно, негативно повлияет на коэффициент контрастности, но зато вы получите то, что так искали.

Скорость матрицы

В новинке заявлена SVA-матрица со временем отклика в 1 мс, измеренным по новомодной «методике» MPRT, впервые применённой Samsung.

Для увеличения скорости в модели применена технология разгона OverDrive (параметр OD в OSD Menu). Присутствует три режима её работы. По умолчанию разгон выключен.

Посмотрим на полученные результаты и сравним их между собой:

101_overdrive.jpg

Монитор, в первую очередь, отличается использованием матрицы с частотой вертикальной развёртки 144 Гц. Это современная норма для настоящего игрового дисплея и поэтому обращать на это большое внимание – не стоит. Главное – скорость отклика пикселей и она сильно разниться между мониторами на TN+Film, *VA и IPS-type-матрицах.

Разгон панели у решения от MSI проведён достаточно корректно, но переходы на среднем и тёмных по светлоте участках достаточно проблемны, заметны шлейфы, которых вы не увидите на быстрых ТНках и АйПиЭс. Проблема довольно типична и виной тому технология *VA, редко становящаяся качественным примером высокой скорости.

При активации двух следующих режимов разгона OD яркость монитора блокируется на более низких уровнях, чем при настройках по умолчанию. Происходит «стробление» вставка «чёрного кадра») на частоте сопоставимой с частотой вертикальной развёртки. В этом случае подсветка синхронно выключается с каждой сменой кадра на довольно продолжительную величину времени (в мс), что создаёт эффект работы за CRT монитором, без шлейфов за движущимися объектами. Но такова теория и практика на примере других моделей (в разы более дорогих). У новинки же от MSI скважность при мерцании невелика, подсветка выключается на очень короткие промежутки времени, увидеть разницу в плавности движения объектов на экране – крайне проблематичная задача. Как итог – советовать использовать другие режимы OD (отличные от заводских установок) – мы не можем. Уловить разницу – это их области фантастики.

102_propusk.jpg

Пропуск кадров при частоте 144 Гц у монитора MSI выявлен не был – проверено с помощью специального теста от портала TestUFO.com.

Второй важной для геймеров особенностью модели MSI Optix G24C является встроенная поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync|Adaptive-Sync, обеспечивающий плавность изображения и отсутствие разрывов (tearing) в определённом диапазоне частот, сильно отличном от решения от NVIDIA – G-Sync в худшую сторону. Зато бесплатно, а не за 100-200$.

Углы обзора и Glow-эффект

Монитор MSI Optix G24C построен на базе SVA-матрицы, способной положить «на лопатки» все игровые TN-Film-решений, когда речь заходить о углах обзора и стабильности картинки в целом:

90_viewingangles.jpg

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При минимальных отклонениях цветовой сдвиг практически незаметен, контрастность картинки сохраняется на достаточно высоком уровне.

При сильных отклонениях от нормали тени резко становятся более различимыми, насыщенность изображения на экране медленно, но верно снижается, контрастность падает, паразитные оттенки не появляются. При взгляде со стороны картинка на мониторе отдаёт красно-розовым оттенком, что свойственно многим решениям с расширенным цветовым охватом. Проявление Black Crush-эффекта выражено не сильно, по крайней мере значительно слабее, чем на *VA-решениях 2010-2015-годов выпуска.

Не вдаваясь в подобные дебри можем сказать следующее – если вы планируете работать за монитором один, не собираетесь смотреть сериалы и кино компанией из 2-3 человек, не крутитесь вокруг дисплея на стуле и сидите всегда примерно по центру на расстоянии от 60 см и дальше, то большой разницы в сравнении с IPS-представителями вы не увидите. Во всех остальных случаях вам просто показана дорога в класс более дорогих игровых решений.

91_glowc1.jpg 92_glowc2.jpg

Продолжая разбор полётов с MSI Optix G24C мы можем сказать, что угловой Glow-эффект проявляется у него без ярко выраженного паразитного оттенка. Просто теряется контрастность и насыщенность картинки – не больше этого. На сложных переходах можно заметить пастеризацию, что немного неприятно.

93_glow1.jpg 94_glow2.jpg 95_glow3.jpg 96_glow4.jpg

На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе, но в свойственной качественным SVA-матрицам манере. В зависимости от принятого угла просмотра на участках экрана появляются области со слабовыраженными паразитными оттенками. Чёрный переходит в тёмно-синий, становится видна некоторая неоднородность поля. Но всё в рамках допустимого.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) берутся данные из центральной точки.

07_tab7.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 10,7 %, а максимальное – 28 %. Результат для монитора со столь небольшой матрицей – низкий и, думаем, что говорить про неудачность нашего экземпляра было бы глупо. Они примерно все такие, тем более в отсутствии системы компенсации неравномерности подсветки.

08_tab8.png

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Яркость в 100 нит была выявлена только в центре панели. Больше всего затемнена вся нижняя часть матрицы. Возможно, она сильно пережата в этом месте, но это лишь догадки.

97_ravn_white.jpg

Фотография выше демонстрирует белое поле (недоэкспонированное) без дополнительных коррекций в графическом редакторе, но даже учитывая этот факт, прекрасно видны более тёмные области.

98_ravn_black1.jpg 99_ravn_black2.jpg

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его равномерность по двум фотографиям при одинаковых настройках камеры и дисплея, но сделаны на разном расстоянии до экрана. Optix G24C оказался одним из немногих мониторов, где разница между снимками – минимальна. Угловой Glow при правильной посадке перед монитором практически отсутствует.

100_ravn_glow.jpg

Да, глубина чёрного сильно отличается по полю матрицы, видны участки со светлыми пятнами, но назвать такой результат низким (даже для технологии *VA) мы не можем. Всё очень даже ничего. Если при покупке монитора вас в большей степени волнует вопрос равномерности подсветки на чёрном, то MSI Optix G24C можно смело рассматривать в качестве покупки.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

09_tab9.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,5 % отклонения в среднем и 5,9 % в максимуме можно отнести к уровню – выше среднего.

10_tab10.png

Полученный диапазон цветовой температуры составил всего 491 кельвин. Построенная диаграмма совсем не напоминает таковую по равномерности подсветки – фигура здесь иная. Говорить о каких-то явных отклонениях не приходится. Единственная проблемная зона нашего экземпляра – правый нижний угол. Без него бы результат был идеальным.

11_tab11.png

Для тех, кто не считает измерения цветовой температуры достаточными в ходе обсуждения равномерности подсветки – предлагаю ознакомиться с результатами отклонений ЦТ в единицах DeltaE. Референс всё тот же – 6500K.

12_tab12.png

Пик отклонений был выявлен всё в том же нижнем углу и чуть выше него. Во всех остальных зонах отклонения легко удержались в диапазоне 0,1-3 единицы DeltaE, а средний значение и вовсе не превысило 1,9 единицы. Результат прекрасный, волноваться не о чем.

Отдельно отметим, что несмотря на использование матрицы c QD-LED-подсветкой, которым свойственны тонкие полосы по краям панели (в основном слева и справа) с зелено-бирюзовым паразитным оттенком – у решения от MSI такую проблему мы не обнаружили. Возможно, дело в ином подходе к сборке или используются «допиленные» до идеала (в этом отношении) SVA-панели.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В изучаемом монитора применена относительно новая SVA-панель с качественной полуматовой поверхностью. Рассмотрим полученный макроснимок:

103_krystal.jpg

Кристаллический эффект на изучаемом мониторе еле заметен (для многих не будет заметен вовсе) и не усиливает свою видимость при изменении угла просмотра. Картинка приятна глаза, резкость, не поддающаяся регулировке, выставлена относительно корректно, чего не скажешь про решения Samsung.

От эффекта Cross Hatching используемая матрица полностью избавлена, как и на моделях от главного конкурента.

104_shim_10.jpg

Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

105_shim_norm.jpg 106_shim_pred.jpg

Но так происходит исключительно до момента включения двух дополнительных режимов разгона матрицы. Производитель не раскрывает подробностей о принципах их работы, но выяснить это нам было не сложно. Как оказалось, подсветка сразу переключается в режим вставки «чёрного кадра», экран гаснет на небольшой период времени с частотой 144 Гц – полностью сопоставимой с частотой обновления кадров. Однако, из-за небольшой продолжительности фазы «Выкл.» (небольшой скважности) эффект получается слабый – несравнимый с решениями от Samsung. Яркость в обоих случаях блокируется на среднем уровне (190 и 150 нит соответственно) и настроить её вручную не предоставляется возможным. Нагрузка на глаза в этом случае выше, чем при OD – Выкл., а визуальная разница еле заметна.

Монитор использует в своём составе встроенный в корпус блок питания. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены.

Выводы

К одному из первых решений MSI в сфере производства настольных дисплеев, однозначно нельзя отнести поговорку – «Первый блин комом» - это точно не про героя сегодняшнего обзора. Optix G24C получился таким, каким его все ждали – доступным и довольно качественным ответом на решения от Samsung.

Количество предзаказов на эту «тёмную лошадку» нас сильно впечатлило, а при первом появлении мониторов на складе их тут же разобрали. Люди поверили в MSI ещё до выхода модели в свет и их надежды себя оправдали.

Для тех, кто не (!) ищет самое быстрое из доступных и не хочет подходить к TN+Film-решениями даже на расстоянии вытянутой руки – MSI Optix G24C, пожалуй, лучшее, что может предложить рынок на конец 2017 года, несмотря на все его недостатки и особенности. Ведь, вряд ли, приобретая небольшой монитор за 17 тысяч рублей на игровой матрице, покупатель рассчитывает получить от него достоинства IPS-представителей и скорость TN-ок. В противном случае, это очень глупо.

К Optix G24C стоит быть морально готовым. Вы не сможете сильно изменить его положение в пространстве, цветопередача требует корректировок/калибровки и привыкания к более насыщенным цветам, градиенты никогда не будут идеальны, да и забыть про шлейфы (особенно на тёмных переходах) даже на такой матрице вы не сможете. Удачи в правильном выборе!

____________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки MSI Optix G24C в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Хороший дизайн;
  • Первоклассное качество материалов и сборки;
  • Наличие продуманной системы прокладки кабелей;
  • Широкий выбор интерфейсных разъёмов (правда, FreeSync доступен не с каждым из них);
  • Хороший комплект поставки – есть всё необходимое;
  • Небольшая нагрузка на систему из-за разрешения стандарта Full HD – залог к большому количеству кадров в секунду (fps);
  • Довольно быстрая SVA-матрица с частотой 144 Гц;
  • Поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync и наличие режима со вставкой «чёрного кадра»;
  • Высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB – спасибо QD-LED-подсветке (но есть свои минусы);
  • Высокая точность установки точки белого (на этом качество заводской настройки заканчивается);
  • Хорошая равномерность подсветки по уровню ЦТ на светлом поле;
  • Еле различимый кристаллический эффект при любых условиях просмотра;
  • Хорошие углы обзоры на фоне похожих по цене TN+Film-решений;
  • Отсутствие Cross Hatching эффекта и паразитных звуков во время работы;
  • Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free (но лишь до момента включения двух дополнительных режимов OD);
  • Самый доступный в своём классе.

Недостатки:

  • Плохая эргономика подставки и отсутствие VESA-совместимого крепления;
  • Низкая точность настройки гамма-кривых в большинстве режимов;
  • Проблемные градиенты при любых установках;
  • Низкая равномерность подсветки по уровню яркости на белом поле, особенно для столь небольшой модели.

Может не устроить:

  • Система управления на базе пяти физических клавиш, а не популярного и более удобного в современной реальности пятипозиционного джойстика;
  • Расширенный цветовой охват из-за использования квантовых точек в качестве подсветки матрицы – многие привычные изображения будут с перенасыщенными цветами (спасёт только цветовой профиль и использование приложений с поддержкой Color Management System – CMS);
  • Небольшой диапазон изменения яркости и минимальная яркость в 80 нит (при максимально возможном контрасте);
  • Стабильность ЦТ оттенков серого – ниже среднего;
  • Средняя равномерность подсветки на чёрном поле;
  • Тем не менее, скорость матрицы может оказаться недостаточной и не соответствовать ожиданиям (144 Гц – это далеко не всегда залог успеха);
  • Невозможность изменить яркость в режимах OD «Нормальный» и «Предельный»;
  • Фаза «Выкл.» в режиме вставки «чёрного кадра» очень короткая – положительный эффект минимален;
  • Glow-эффект на чёрном поле присутствует в полной мере;
  • Некоторая неравномерность подсветки по краям матрицы (синие полосы по 5-7 мм шириной) – норма для многих TN+Film-дисплеев – смысла перебирать экземпляры нет – они все такие.
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии