При выборе профессионального дисплея некоторая часть пользователей стремится сэкономить и выбирает исключительно кошельком. Отчасти это оправдано – современные модели с заводской калибровкой могут показывать правильные цвета что называется «из коробки», но не далеко факт, что выбранный монитор окажется «тем самым». В этом обзоре мы постараемся сузить круг поиска и рассмотрим одну из недорогих моделей, которая тем не менее относится к профессиональной линейке, а именно ASUS ProArt PA278QV стоимостью около 33 – 35 тысяч рублей.
Тип матрицы |
IPS |
Тип подсветки |
LED |
Разрешение экрана |
2560х1440 пикселей |
Диагональ экрана |
27 дюймов |
Плотность точек |
108,79 PPI |
Соотношение сторон |
16:9 |
Поддержка HDR |
Нет |
Максимальная яркость |
350 кд/м^2 |
Контрастность статическая |
1000:1 |
Контрастность динамическая |
100 000 000:1 |
Количество отображаемых цветов |
16,7 миллионов |
Углы обзора |
178°/ 178° |
Время отклика |
5 мс (GTG) |
Частота вертикальной развёртки |
75 Гц |
Видео-разъёмы |
1 x HDMI 1.4 1 x DisplayPort 1.2 1 x Mini DisplayPort 1 x Dual-Link DVI-D |
Порты USB |
1 x USB 3 Type-B, для подключения к ПК 4 x USB 3.0, для подключения устройств |
Аудио-разъёмы |
1 x 3,5-мм аудиовход 1 x 3,5-мм разъём для наушников |
Поворот, наклон и подъём дисплея |
Поворот от -90° до +90° Наклон от -5° до +35° Подъём на высоту до 15 см Поддержка режима PIVOT (разворот на 90°, портретный режим) |
Поддержка крепления VESA |
Да, 100х100 мм |
Аудио |
2 динамика, по 2 Вт каждый |
Блок питания |
Встроенный |
Габариты с подставкой |
615 x 226 x (382 - 532) мм |
Габариты без подставки |
615 x 51 x 372 мм |
Вес с подставкой |
7,56 кг |
Вес без подставки |
4,83 кг |
Габариты упаковки |
735 x 216 x 464 mm |
Вес с упаковкой |
10,74 кг |
Дополнительно |
Подсветка Flicker-Free Adaptive-Sync ASUS QuickFit Заводская калибровка и сертификация CalMan |
Ориентировочная цена |
33900 рублей |
Технические характеристики говорят о том, что перед нами классический рабочий монитор для обработки фото и видео преимущественно в цветовом пространстве sRGB. Производитель заявляет о полном покрытии одноимённого цветового пространства, как и о полноценном охвате Rec. 709. Остальные характеристики ASUS ProArt PA278QV типичны для рабочего монитора стоимостью около 33 – 35 тысяч рублей. Это яркость экрана в 350 кд/м^2, статическая контрастность на уровне 1000:1 и конечно же, IPS-матрица с 8-битным цветом в 16,7 миллионов оттенков. Куда же без неё в качественном профессиональном мониторе. Впрочем, есть несколько параметров, которые выделяют ASUS ProArt PA278QV среди массы конкурентов. Это повышенная частота обновления, подсветка без мерцания и заводская калибровка.
Обычно «рабочие» мониторы получают матрицы с частотой развёртки 60 Гц. Для решения задач в Adobe Photoshop, Illustrator и (по большей части) для видеомонтажа этого достаточно. Однако матрица ASUS ProArt PA278QV может обновляться с частотой до 75 Гц. С одной стороны, это всего на четверть выше стандарта и почти в два раза ниже, чем у обычного современного игрового монитора. Тем не менее, визуальная разница между 60 и 75 Гц будет заметна. Окна будут двигаться плавнее, а если вы захотите поиграть, то получите преимущество перед противниками с обычными 60-герцовыми дисплеями.
Ещё одно преимущество, это заявленная производителем подсветка без мерцания. На самом деле подсветка большинства мониторов мерцает, но мы не успеваем её заметить из-за особенностей наших глаз. Однако на протяжении многих лет некоторые пользователи, которые проводят большую часть дня за компьютерами, стали жаловаться на усталость глаз после нескольких часов работы. Как оказалось, дело в частоте мерцания подсветки. В данной статье мы не станем вдаваться в подробности работы ШИМ (широтно-импульсной модуляции), которая регулирует частоту мерцания подсветки. Скажем лишь, что при работе за монитором с частотой мерцания подсветки около 100 – 200 Гц глаза устают быстрее, чем при работе за мониторами с частотой подсветки в несколько (сотен) килогерц. Мерцать подсветка будет и в том, и в другом случае. Однако, если частота её мерцания измеряется в килогерцах, нашему мозгу кажется, что подсветка горит постоянно. А значит, глаза будут уставать гораздо меньше. Подобные мониторы и называются «мониторами без мерцания подсветки» или «Flicker-Free».
Несколько лет назад, заводскую калибровку проходили только избранные модели. Всё дело в том, что калибровка (особенно при использовании спектрофотометра вместо колориметра) – процесс длительный. Чем дольше монитор стоит на конвейере, тем меньше мониторов будет произведено за день и следовательно, тем выше будет конечная цена продукта. Со временем технологии шагнули вперёд и всё больше производителей стало пользоваться заводской калибровкой, теперь её можно встретить даже у игровых моделей, что уж говорить о ASUS ProArt PA278QV. В комплекте с монитором можно найти документ, согласно которому среднее значение ошибки Delta E составляет 0,35 единиц (при номинальном значении в 2 единицы), а цветовая температура по большей части находится на уровне в 6500 К. Что ж, обязательно проверим утверждения производителя во время тестов, а пока взглянем на дизайн ASUS ProArt PA278QV.
Внешний вид ASUS ProArt PA278QV строгий, как и положено профессиональному инструменту. Тем не менее не обошлось и без модных трендов. Левая, правая и вместе с ними верхняя рамки оказались тонкими. Из общей картины выбивается только нижняя грань – на ней расположены кнопки управления, а внутри скрывается торцевая светодиодная подсветка. В результате нижняя рамка и оказалась толще, чем остальные.
Набор элементов управления типичен для профессионального монитора начального уровня: кнопка Power и шесть управляющих клавиш. Небольшого джойстика, расположенного сзади у ASUS ProArt PA278QV нет. По-видимому, данный элемент управления остаётся прерогативой дорогих моделей. С другой стороны, чем проще монитор, тем дешевле он будет в производстве и как следствие – на полке магазина. Стоит отметить, что светодиод питания находится на фронтальной панели, но светит он неярко, а если свет окажется лишним, то отключить надоедливую «лампочку» можно в меню монитора.
Линейка около нижней грани экрана – фирменная черта мониторов серии ProArt, которая осталась у ASUS ProArt PA278QV. Фотографы, иллюстраторы и другие пользователи, связанные с типографским делом, особенно оценят дополнительную линейку, с помощью которой можно оценить размер отпечатка в сантиметрах.
На ножке и подставке монитора нанесены две круговых градусных шкалы. Первая находится на основании ножки, а вторая – на обратной стороне монитора, в месте крепления ножки. С их помощью можно точно выровнять дисплей на любой плоской поверхности. Или понять, что стол стоит криво, либо узнать, что строители уложили кривой пол – как повезёт. :)
Так как ножка монитора оказалась широкой, в её основании сделано прямоугольное отверстие для прокладки кабелей. Оно значительно шире и выше, чем принято у современных дисплеев, чтобы сквозь него проходил кабель с широким портом DVI. А если вы предпочитаете кронштейны, то у ASUS ProArt PA278QV есть крепёжные отверстия для крепления VESA 100x100 миллиметров. Подставка легко отщёлкивается после нажатия на отдельную кнопку на обратной стороне дисплея.
Последняя особенность ножки и подставки, о которой стоит рассказать, это широкие возможности регулировки угла наклона и высоты монитора. Дисплей ASUS ProArt PA278QV можно поднять на высоту до 15 сантиметров и развернуть его экран на 90 градусов как по часовой стрелке, так и против неё. Хотите показать рядом сидящему коллеге свой новый шедевр? Легко, просто разверните монитор в его сторону. Экран монитора можно наклонять в диапазоне от -5° до +35° или перевести в вертикальный режим PIVOT.
Обратная сторона монитора выгляди строго, как и его фронтальная часть. Её украшает крупный, зеркальный логотип производителя, расположенный в верхней части. Все разъёмы расположены параллельно матрице, что облегчает размещение монитора как на стене, так и на кронштейне.
Если снять ASUS ProArt PA278QV с подставки и положить на стол экраном вниз, то разъём питания и переключатель Power окажутся с левой стороны, а все остальные разъёмы – с правой.
Для приёма видеосигнала доступны современные разъёмы HDMI 1.4 и DisplayPort 1.2. А для подключения к старым или экзотическим системам предусмотрены двухканальный DVI-D и Mini DisplayPort. Кстати, последний у мониторов встречается ещё реже, чем разъём DVI. Дополнительно доступно два 3,5-мм аудиоразъёма. Первый нужен для подключения наушников, а второй – для вывода звука на монитор, если вы используете порт DVI. Разъём USB 3 Type-B, предназначенный для подключения к компьютерам, как и два разъёма USB 3.0 расположены сзади. Вторая пара USB 3.0 находится на левой грани монитора.
Если вы однажды видели экранное меню у современного дисплея ASUS, то можете смело утверждать, что видели их все. Компания давно пришла к единому виду OSD и не собирается от него отказываться. Нам же лучше, экранное меню ASUS одно из самых простых, понятных и удобных.
Первый раздел ProArt Preset отведён под выбор режима работы дисплея. Помимо стандартного режима и заявленных sRGB и Rec.709 доступен пункт DCI-P3. Встреча более чем внезапная, данный цветовой охват не заявлен на сайте производителя, а значит, будет интересно его протестировать и узнать, как хорошо монитор стоимостью около 33 рублей справляется с данным цветовым пространством.
Второй пункт отдан фильтру синего цвета. Проще говоря, чем выше уровень фильтра, тем теплее будет изображения на экране. Принцип работы фильтра чем-то схож с изменением цветовой температуры дисплея. Если у вашей операционной системы нет «ночного режима», то можно воспользоваться пунктом меню «фильтр синего». Его можно активировать по вечерам, чтобы дисплей стал «теплее», что увеличит качество сна и поможет засыпать быстрее.
Настройки цветопередачи собраны в третьем пункте ProArt Palette. Кроме обычного изменения яркости, контрастности и насыщенности можно изменить оттенок и цветовую температуру, которая скрывается в пункте «цветовой режим». Стоит отметить, что ручного изменения цветовой температуры (по трём осям RGB) у ASUS ProArt PA278QV не предусмотрено. Впрочем, это компенсируется следующими пунктами, в которых можно тонко настроить оттенок и смещение цвета по шести осям R G B C M Y K и задать усиление и смещение цвета по трём основным осям R G B.
Остальные настройки изображения собраны в одноимённом пункте. Здесь задаётся резкость, время отклика монитора (раздел Trace Free) и формат монитора. Две остальные функции, Vivid Pixel и ASCR отвечают за улучшение контуров изображение и активацию умной динамической контрастности (ASUS Smart Contrast Ratio) соответственно.
Разделы по настройке звука и источника сигнала не требуют дополнительных пояснений. Они выполнены также, как и на большинстве другим мониторов ASUS либо от другого производителя.
Последний раздел отведён под системные настройки. Здесь активируется адаптивная синхронизация, включаются или отключаются USB-порты монитора в режиме ожидания, настраивается меню, язык и другие параметры. Ещё в последнем разделе находится пункт QuickFit, который выводит на экраны шаблон листов А4, B5, линейку или сетку 3х3. Всё это пригодится фотографам, дизайнерам и типографам как для проверки размера будущего отпечатка, так и для центрирования объектов по сетке.
В самом начале тестирования мы оценим ASUS ProArt PA278QV с точки зрения обычного пользователя, у которого нет калибратора. То есть, «на глаз». Затем вооружимся колориметром X-Rite i1 Display Pro вместе с утилитами HCFR Calibration, Argyll и его графического интерфейса DispCal и точно оценим качество цветопередачи.
Для ASUS ProArt PA278QV официально заявлена поддержка цветовых пространств sRGB и Rec. 709. Пространства Adobe RGB и DCI-P3 официально не заявлены, хотя профиль с последним цветовым охватом доступен в меню. Можно сказать, что визуально проблем с качеством цветопередачи не обнаружено. Цвета на экране оказались именно такими, какими и должны быть у профессионального дисплея с IPS-матрицей: в меру яркими и насыщенными, с читаемыми деталями в тенях. Забегая немного вперёд скажем, что стандартный режим, включённый по умолчанию, соответствует цветовому пространству sRGB.
Максимальная частота обновления экрана в 75 Гц помогает сделать движение объектов плавнее, чем это было бы у 60-герцового дисплея. Как мы уже писали выше, это не превратит ASUS ProArt PA278QV в игровой монитор, но тем не менее, даст его пользователю преимущество в играх.
Начинаем тестирование с помощью колориметра. Первое, что стоит отметить, это необычайно высокую максимальную яркость, которая достигает в пике 450 кд/м^2, это ровно на 100 кд/м^2, больше, чем заявлено на официальном сайте производителя. Запас яркости просто огромен. Однако увеличение яркости оказалось нелинейным, при значениях с 5% до 50% в экранном меню яркость растёт заметно быстрее, а после её рост замедляется, становясь плавным. Тем не менее, статическая контрастность держится на уровне от 930:1 до 950:1 на всём протяжении измерений, кроме минимального значения яркости в 5%. Такое иногда встречается у мониторов, которые не относятся к топовому классу профессиональных моделей.
Распределение подсветки по экрану в целом оказалось равномерным, с небольшими огрехами в верхних углах. Так, в левом верхнем углу среднее снижение яркости составляет 8,95%, а в правом верхнем уже 7,92%. Стоит отметить нижнюю часть дисплея, которая оказалась немного недосвеченной по сравнению с центральной частью. Здесь среднее падение яркости достигает 4,17% в третьем слева квадрате. Полученные данные не стоит критическим недостатком, не идеальное распределение яркости замечено у подавляющего числа мониторов с торцевой светодиодной подсветкой. Исправить недостаток может только полноценная светодиодная подсветка, но тогда цена монитора может вырасти до 10 раз от стоимости ASUS ProArt PA278QV, которая колеблется в районе 33 – 35 тысяч рублей.
Судя по распределению цветовой температуры, на экране преобладают тёплые оттенки. Среднее падение яркости составляет 300 – 500К при норме в 6500К. Хочется сказать, что это не лучший результат, но если вспомнить стоимость продукта, то претензии резко закончатся. Потому что подобное бывает даже у мониторов стоимостью за сто тысяч рублей.
Переходим к тестированию отдельных режимов в меню монитора, и первым из них станет «стандартный» режим, включённый по умолчанию. Измеренный цветовой охват составил ровно 100% для цветового диапазона sRGB, а точка белого (белый крестик на графике) заметно отдаляется от серого крестика – эталонной точки D65. Проще говоря, с цветовым охватом всё более чем хорошо, но точность отображения белого может немного хромать. Скорее всего, это будет заметно, если поставить рядом с монитором белый лист бумаги или другой профессиональный дисплей с точным расположением точки белого. В противном случае вы этого никогда не заметите.
Все измеренные Гамма-кривые немного отходят от идеальной кривой. Это типичное поведение кривых недорогих рабочих дисплеев, к которым относится ASUS ProArt PA278QV.
Измеренная в центральной точке экрана цветовая температура оказалась ниже номинала примерно на 300К. Это значит, что цвета могут выглядеть теплее, в них будет преобладать небольшой жёлтый оттенок. Однако, стоит отметить сравнительно невысокую температуру при светимости чёрного цвета в 5%, обычно у недорогих мониторов она может составлять 8 или 9 тысяч Кельвинов если не больше. А у ASUS ProArt PA278QV она не превышает шесть тысяч градусов, хоть и находится очень близко к семи тысячам.
Среднее значение ошибки цветопередачи Delta E составляет 1,32 пункта, что очень близко к верхней границе рекомендованного значения в 1,5 пунктов. Тем не менее, первый из тестов DeltaE пройден. При этом максимальное значение превышает номинальные 4 пункта и составляет 4,19 единиц. Если бы не красный оттенок, то всё могло бы сложиться иначе.
Как обычно, в режиме sRGB яркость устанавливается на фиксированном значении, которое, согласно нашим измерениям, составляет 102 кд/м^2 для белого цвета и 0,101 кд/м^2 для чёрного. Статическая контрастность легко высчитывается и составляет 1009:1. Стоит похвалить ASUS ProArt PA278QV за точное попадание в величину 100 кд/м^2, учитывая как резко и порой не непропорционально растёт его яркость при её изменении в экранном меню.
К сожалению, цветовой охват пространства sRGB немного упал, до 98,3% вместо 100% полученных в предыдущем измерении. Однако стоит отметить, что границы измеренного треугольника остались ровными – это говорит о том, что все цвета будут отображаться по-прежнему точно.
Гамма-кривые зелёного и красного идут почти вровень с эталонной кривой, а кривая синего при этом отклоняется от неё. Сперва отклонение незначительное, однако оно усиливается по мере увеличения яркости синего.
Цветовая температура почти не изменилась, теперь её отклонение от номинала в 6500 К составляет 200К вместо 300К, полученных в предыдущем измерении. Цвета на экране по-прежнему могут казаться немного теплее, чем следует.
После переключения в режим sRGB ошибка цветопередачи пришла в норму. Её среднее значение составляет 0,47 единиц, а максимальное – 1,79 единиц. Оба измерения укладываются в рекомендованную норму. Кстати напомним, что сам производитель заявлял о том, что среднее значение Delta E составляет 0,35 единиц. Вероятно дело в том, что используемый на производстве анализатор Konica Minolta CA310 гораздо точнее нашего колориметра. В любом случае, разница между 0,35 и 0,47 пунктами критически мала и серьёзно её учитывать не стоит, тем более в мониторе за сумму около 35 тысяч.
В режиме DCI-P3 цветовой охват практически совпадает с охватом, который мы увидели во время измерений в «стандартном» профиле. А именно, 99,8% для sRGB, 74,9% для Adobe RGB и 80,2% для DCI-P3. При этом измеренная точка белого всё ещё отклоняется от точки белого D65. Впрочем, так как поддержка DCI-P3 официально не заявлена производителем, не будем требовать от монитора слишком многого.
Полученное распределение гамма-кривых чем-то напоминает график, полученный в предыдущем тесте. Только теперь кривые зелёного и красного цветов отдаляются от эталона при измерении светлых оттенков.
График цветовой температуры практически не изменился. Снова мы видим падение цветовой температуры до 200К относительно идеального значения 6500К. Как и в жизни, идеал часто остаётся недостижим.
Измерения точки белого ожидаемо показали неудачные результаты. Среднее значение составляет 1,71 пунктов, что немного превышает рекомендованный предел в 1,5 пункта, а максимальное – 4,22 пункта, что заметно выше номинальных трёх единиц.
Так как из всех трёх режимов худшие результаты показал DCI-P3, то было принято решение проводить калибровку в данном профиле. После калибровки измеренный цветовой охват практически не изменился. Аналогично самое можно сказать и о положении измеренной точки белого.
После калибровки гамма-кривая красного цвета практически слилась с гаммой зелёного. Однако, оба цвета всё ещё отклоняются от эталона. К сожалению, калибровка не смогла исправить кривую синего цвета.
Цветовая температура почти не изменилась, но при этом стала неоднородной, она всё ещё остаётся ниже эталона в 6500К. График стал волнообразным, с незначительным падением и ростом температуры.
Ошибка цветопередачи Delta E стала значительно ниже после калибровки. Её среднее максимальное упало до 3,32 единицы при норме в 4 единицы, а среднее значение ошибки составляет ровно 1 единицу. Кстати, оно точно соответствует рекомендованному значению в 1 единицу или меньше.
ASUS ProArt PA278QV создан для пользователей, которые хотят получить недорогой и при этом качественный монитор для работы с цветовым диапазоном sRGB. Согласно проведённым измерениям, в данном цветовом диапазоне монитор показал себя неплохо, особенно для своей цены, которая колеблется в районе 33 – 35 тысяч рублей. При этом дисплей можно подключить к старым системам, с видеовыходом DVI без использования разного рода переходников. Кроме того, разъём Mini DisplayPort редко встречается у мониторов, а USB-хаб на четыре разъёма USB 3.0 добавляет дополнительные очки монитору.
Получи бесплатно чистящее средство
при покупке данного монитора
Получи бесплатно чистящее средство
при покупке данного монитора
Получи бесплатно чистящее средство
при покупке данного монитора