Попробуй найти лучше. Обзор и тестирование игрового IPS-монитора LG 38GN950-B | 4К-Monitor —интернет-магазин, 4К мониторы
1

Попробуй найти лучше. Обзор и тестирование игрового IPS-монитора LG 38GN950-B

Вступление

Одними из самых интересных мониторов на рынке являются ультраширокоформатные модели с высокочастотными матрицами. В продаже данный класс представлен более 5 лет, а до недавнего времени топовые решения имели диагональ экрана в 34 дюйма, а рабочее разрешение таких моделей составляло 3440 на 1440 пикселей. Постепенно увеличивалась максимальная частота вертикальной развёртки, медленно росла общая скорость панелей, а цветовой охват постепенно добрался до 90-95 % покрытия пространства DCI-P3 вместо привычного sRGB.

54_photo10.jpg

Безусловно, подобные дисплеи не могут предложить высокую плотность пикселей на уровне небольших 4К, да и стоимость игровых вариантов, зачастую, значительно превышает таковую у моделей попроще. Однако, повышенное удобство работы за счёт большого рабочего поля и широкий угол зрения в большинстве игр, обеспечивают явные преимущества данных решений в сравнении с обычными моделями формата 16:9.

С современными 34-дюймовыми моделями мы сталкиваемся достаточно часто и делимся с вами впечатлениями по самым популярным мониторам на просторах нашей онлайн-площадки. Но что делать, если дисплей с такой диагональю уже давно стоит на вашем рабочем столе, сам формат нравится, но хочется чего-то нового и перспективного? Предлагаем взглянуть на обновлённые 37,5-дюймовые модели с похожим соотношением сторон (24:10 против 21:9 у 34-дюймовых собратьев), ещё большей скоростью и построенным на базе Nano IPS-матриц.

Для этого обзора мы выбрали, пожалуй, самую популярную модель на рынке в предложенном классе – монитор LG 38GN950-B из игровой линейки UltraGear, способный продемонстрировать впечатляющие характеристики и стабильность подхода компании в проектировании своих новинок высшего ценового сегмента. Приступим.

Справочная информация

Рассматриваемая модель была официально представлена производителем в конце мая 2020 года, а реальное появление на территории России пришлось на конец июля. Первые партии были небольшими, а поэтому монитор достался далеко не всем желающим. На момент же тестирования LG 38GN950-B его можно было легко приобрести по цене от 113-115 тысяч рублей – дорого, ничего не скажешь.

Монитор был выпущен в качестве замены представлено в декабре 2018 года LG 38GL950G со встроенным аппаратным модулем G-Sync и частотой развёртки в 170-175 Гц, но до России он так и не добрался. По некоторым техническим особенностям новинка стала проще, но перешла на использование Nano-IPS-матрицы с заметно возросшей скоростью отклика пикселей.

Совместно с героем обзора производитель представил версию 34WN95С, нацеленную на потребителей с несколько иными запросами. За ней сохранилась быстрая Nano-IPS-матрица, но её частота была снижена до максимальных 144 Гц, появился интерфейс подключения USB Type-С (Thunderbolt 3) с возможностью одновременной зарядки до 94-95 Вт, встроенным датчиком внешней освещённости и акустической системой общей мощностью 10 Вт. У данного аналога нет системы внешней подсветки Sphere Lighting, а вот цена максимально схожа с героем обзора и это – повод подумать над тем, что вам реально нужно. Оба варианта будут максимально быстры, а вот их наполнение и внешний вид ощутимо отличаются.

Прямых конкурентов у LG 38GN950-B до недавнего времени не было вовсе и лишь за неделю до нового 2021 года в продаже начала появляться модель от Американской Dell – Alienware AW3821D на точно такой же матрице. И все в нём хорошо за исключением цены – 145 тысяч на старте, что в среднем на 30 тысяч дороже LG. Вы ещё думаете что брать?

01_tab1.png

Предположительно новинка LG построена на базе Nano-IPS-матрицы LG Display, модели LM375QW2-SSA1. Отметим, как и в случае с другими Nano-IPS от LG «нано» в ней только специальное химическое соединение (слой KSF Phosphor), нанесённое нано-частицами (т.е очень-очень маленькими) на привычные «белые» светодиоды подсветки, что позволило изменить их спектр свечения и увеличить цветовой охват в сравнении с AH-IPS-матрицей с обычной (не модифицированной) W-LED-подсветкой. Возможности панели на 98 % соответствуют пространству DCI-P3, активно продвигаемому в мониторах 2019-2020 из среднего+ ценового сегмента, а сама система подсветки размещена по краям панели и поделена на 10-12 рабочих зон, отдельную работу которых можно дезактивировать.

Основным нововведением на фоне предыдущих решений стал иной уровень скорости в 1 мс GtG (если судить по ТХ, то для этого надо активировать самый быстрый режим Overdrive), что вкупе с максимальной частотой вертикальной развёртки в 144-160 Гц должно понравиться продвинутым игрокам с самыми быстрыми компьютерными комплектующими, способными выжать из монитора все соки (особенно в таком высоком разрешении).

Для достижения 144-160 Гц с 8-10-битной глубиной цвета у потребителя должна быть установлена видеокарта не ниже RTX 20-ой серии, а на более доступных картах можно рассчитывать исключительно на 8 бит при максимальной частоте.

Есть у монитора ограничения, накладываемые и используемыми интерфейсами. Для обеспечения максимальной пропускной способности и рабочей частоты пользователю необходимо воспользоваться единственным на борту DP 1.4. Два дополнительно установленных HDMI 2.0 предполагаются для использования со сторонними источниками сигнала, в частности с игровыми приставками, ведь максимальная частота будет ограничена 75 Гц. Кроме того, у монитора есть два порта USB 3.0 для работы с периферией, однако, они не поддерживают быструю зарядку, да и встроенной акустической системы у монитора нет.

Сочетание 37,5-дюймовой диагонали и разрешения стандарта UWQHD+ (3840 x 1600 пикселей) принесло нам плотность пикселей на уровне 111 ppi и полное отсутствие необходимости использования системы масштабирования Windows, которая, до сих пор, работает не идеально.

В вопросе максимальной яркости новинки LG на просторах интернета можно увидеть несколько цифр: 400 нит в обычных условиях работы и 600 нит для HDR-режима, а также вариант 450|750 нит. Коэффициент контрастности в LG указывают на уровне 1000:1, а в качестве приятного бонуса монитор сертифицирован как HDR10-совместимый и соответствует стандарту VESA DisplayHDR 600.

57_photo13.jpg

Используемая подсветка обходится без ШИ-модуляции во всем рабочем диапазоне яркости. Цвет корпуса модели – чёрно-красный, что сразу же определяет класс монитора и позволяет издалека определить его основную направленность. Монитор оснащён последней версией системы подсветки внешнего пространства Sphere Lighting 2.0, способной реагировать на звуки и синхронизироваться с происходящим на экране (работоспособность данной системы, пока ещё, в зачаточном состоянии).

114_vid.jpg

Новинка LG выполнена по современным канонам – в «безрамочном» корпусе с трёх сторон, с классической пластиковой накладкой в нижней части.

115_ramki1.jpg  116_ramki2.jpg

Система управления дисплеем осталась неизменна и сохранилась за 5-позиционным джойстиком – классика от LG. Дополняет его кнопка-колесо для настройки системы внешней подсветки, так же размещённая на нижней грани корпуса.

Эргономика подставки обеспечивает возможность изменения наклона и высоты установки корпуса на подставке. Есть быстросъёмное соединение центральной колонны и корпуса, а также поддерживаются VESA-совместимые кронштейны с креплением стандарта 100х100 мм.

Комплект поставки

124_photo01.jpg

Монитор LG поставляется в крупной картонной коробке с качественной полиграфией и несколькими фотографиями устройства с разных ракурсов. Дизайн повторяет таковой для всех новинок серии GN - стильный и современный с игровой направленностью. Пластиковая ручка для переноски отсутствует, вместо неё по одному специальному вырезу с двух сторон, что для такой большой и тяжёлой коробки в порядке нормы.

125_photo02.jpg

По выбранной стилистике и названию LG Gaming Monitor всё предельно ясно – перед нами игровой монитор. Указаны основные особенности решения в виде поддержки NVIDIA G-Sync (но про Compatible ни слова), 160 Гц в режиме разгона, 1 мс GtG, Nano-IPS матрицы и HDR.

127_photo04.jpg


На одной из сторон коробки находится наклейка. По ней можно сравнить серийный номер, узнать дату (сентябрь 2020 года) и место производства (Китай).

126_photo03.jpg


Комплект поставки монитора велик и включает в себя следующее:

  • Силовой кабель;
  • Внешний блок питания;
  • Пластиковый держатель кабеля мышки;
  • Кабель Display Port;
  • Кабель HDMI;
  • Кабель USB для подключения к ПК;
  • CD-диск с драйверами, ПО и руководством пользователя;
  • Наклейка с номерами телефонов СЦ;
  • Руководство пользователя;
  • Руководство по быстрой настройке;
  • Отчёт с результатами заводской калибровки;
  • Инструкция по безопасному обращению с устройством;
  • Проспект по условиям гарантии.

129_photo06.jpg   130_photo07.jpg

Для класса и стоимости монитора комплект поставки можно назвать полноценным. Все кабели выполнены в чёрном цвете, как и основная часть корпуса.

131_photo08.jpg  132_photo09.jpg

Комплект уложен в отдельный картонный бокс. Присутствует отчёт о заводской калибровке монитора с минимальным набором собранных данных. Как вы понимаете, данный листок бумаги ни о чём не говорит, ведь производитель сразу заявляет, что результаты могут «плавать» и зависеть от используемого оборудования. Но к этому мы привыкли, а поэтому переходим ко внешнему виду дисплея.

Дизайн и эргономика

55_photo11.jpg  
56_photo12.jpg

В изучаемом мониторе хорошо угадываются ранее выпущенные игровые модели LG, в частности обновлённые решения, относящиеся к поколению GN. Модель повторяет ранее проверенный нами 27GN950-B, а среди отличий габариты корпуса и «безрамочная» панель только с трёх сторон. Цвет сохранился за уже ставшей классикой чёрно-красной расцветкой.

58_photo14.jpg


Центральная колонна за секунду стыкуется с корпусом монитора. VESA-совместимое крепление стандарта 100х100 мм углублено в корпус. Для разъединения необходимо отвести пластиковый рычажок вниз.

64_photo20.jpg 62_photo18.jpg

В отличии от 27-дюймовой 4К-модели у героя обзора мы не обнаружили встроенного вентилятора охлаждения, но вместе с тем, при активной системе внешней подсветки, корпус значительно нагревается, что хорошо ощутимо если поднести руку к верхней грани.

74_photo30.jpg  63_photo19.jpg

Форма подставки хорошо нам знакома, сильной разницы в её габаритах в отличии от моделей попроще нет. К её устойчивости претензий у нас не возникло.

Система прокладки кабелей у 38GN950-B выполнена за счёт фигурного выреза в центральной колонне. Созданный им крючок, скорее всего, также выполняет роль держателя для наушников. В качестве же держателя провода мышки выступает уже знакомый пластиковый элемент из комплекта поставки, прикрепляемый на нижнюю грань корпуса c одной из двух сторон.

Эргономика подставки у не самая широкая: доступен наклон панели в пределах от -2 до примерно +15 градусов и изменение высоты на 110 мм. Система переворота (Pivot) из-за соотношения сторон монитора и изогнутости экрана не используется.

Главным же минусом используемой подставки, пожалуй, выступает достаточно высокая установка корпуса, что является характерной особенностью большинства мониторов бренда.

Все крепёжные элементы и снование подставки выполнены из металла. Ножки подставки сверху покрыты красным пластиком. Резиновых ножек немного – всего три штуки. Удерживают они монитор на одном месте довольно хорошо. Но при желании повернуть дисплей всё равно можно, даже несмотря на его размеры и вес (но делать этого мы не советуем – есть вероятность повреждения шарнира центральной колонны).

76_photo32.jpg 77_photo33.jpg
67_photo23.jpg 68_photo24.jpg

Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами. Обработка элементов не вызывает нареканий, зазоры одинаковы по всей длине стыков. Корпус практически не поддаётся скручиванию, не хрустит и не скрипит при физическом воздействии, что не удивительно – он очень толстый, с мощной металлической рамой внутри.

65_photo21.jpg 71_photo27.jpg

Использование глянцевой рамки по периметру корпуса – решение не самое практичное. Также модель 38GN950-B продолжила практику LG в применении не самого удачного пластика на задней крышке, который, к тому же, прокрашен далеко не идеально.

70_photo26_big.jpg

В итоге за качество материалов и сборки, учитывая все найденные недочёты, мы можем поставить 4 балла из 5 возможных, что вполне обычная оценка для большинства моделей LG.

90_svet09.jpg 91_svet10.jpg

Отдельно хотим отметить систему внешней подсветки Sphere Lighting 2.0. Ещё ранее подобную систему мы называли самой эффектной среди подобных и спустя время, к удивлению, ничего не поменялось. Подход LG в данном вопросе, как нам кажется, самый верный, что с легкостью могут подтвердить фотографии ниже.

82_svet01.jpg 83_svet02.jpg 84_svet03.jpg 85_svet04.jpg 86_svet05.jpg 87_svet06.jpg

По умолчанию производитель предлагает активировать систему подсветки, настроить уровень яркости, выбрать один из четырёх цветов статичной подсветки, активировать динамичное или мягкое переключение цвета. Более глубокую настройку можно провести через отдельно скачиваемое приложение для настройки монитора.

72_photo28.jpg

LG 38GN950-B использует в своём составе качественную полуматовую поверхность матрицы. Различимый кристаллический эффект отсутствует, а антибликовые свойства – на уровне.

60_photo16.jpg 61_photo17.jpg

По одной крупной наклейке на корпусе можно узнать не только информацию, аналогичную указанной на коробке, но и ревизию монитора – REV01.

59_photo15.jpg

Все интерфейсы подключения расположились в задней части монитора и направлены назад – для удобства подключения.

Меню и управление

75_photo31.jpg

Управление монитором производится посредством пятипозиционного джойстика, расположенного на нижней грани корпуса в центральной части. Сам элемент управления, очень удобный, практичный и хорошо нам знаком. Рядом с ним находится кнопка-колесо для управления системой подсветки Sphere Lighting 2.0.

36_menu01.jpg

В основной джойстик интегрирован красный светодиод питания, активированный по умолчанию. Через настройки доступно его выключение, но необходимость в этом у вас вряд ли появится.

37_menu02.jpg 38_menu03.jpg

39_menu04.jpg 40_menu05.jpg

Система управления удобна и не требует привыкания. Благодаря экранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не испытывая дискомфорта и проблем. Принцип работы с джойстиком и колесом интуитивно понятен.

134_menu19.jpg

Нажатие джойстика проводит к появлению на экране специального кругового OSD меню с пятью пиктограммами. Через них можно попасть в основное меню, выбрать источник сигнала, активировать игровые настройки (открывается подменю), выключить монитор и убрать меню. Переводом джойстика влево-вправо, вверх-вниз можно добраться до быстрых настроек яркости и уровня громкости подключённых наушников.

В свою очередь, колесо позволяет увеличить или уменьшить яркость внешней подсветки, отключит её, выбрать один из 4 основных цветов, активировать режимы мягкого и динамичного переключения цветов. Дополнительные настройки (синхронизация по звуку или изображению на экране) могут быть выполнены через приложения LG UltraGear Control Center.

Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:

41_menu06.jpg

Дизайн меню нам уже хорошо знаком по другим игровым моделям бренда, выпущенных за последний год-полтора. Используется 3D-подложка, анимация быстрая и плавная, претензий к работе системы управления не возникает.

В первом разделе предлагается выбрать предустановленный режим, каждый из которых, почему-то, отнесён к «игровым». В случае с новинкой между режимами Игрок 1 и Игрок 2 присутствует разница в цветовой температуре, контрастности и резкости, а поэтому все наши дальнейшие советы по настройке относятся исключительно к первому из них.

42_menu07.jpg 43_menu08.jpg

В «Настройках игры» можно активировать разгон панели до 160 Гц (дополнительная прошивка для этого, в отличии от 27GN950-B, не требуется), изменить параметр «Стабилизатор чёрного», ответственного за различимость крайних теней и заводское положение разгона матрицы (Overdrive), включить и настроить прицел, дезактивировать поддержку Adaptive-Sync, а также сбросить настройки к позиции по умолчанию.

44_menu09.jpg 45_menu10.jpg
46_menu11.jpg 47_menu12.jpg

Параметры, напрямую влияющие на качество картинки на экране, выделены в раздел «Регулировка картинки». Тут, как и всегда, находятся регулировки яркости и контрастности, гаммы, температуры цвета вместе с правками RGB, функция 6-осевой цветовой коррекции, система динамической контрастности DFC и, конечно, очередной пункт сброса значений к заводским.

48_menu13.jpg 49_menu14.jpg

Под выбор источника сигнала и соотношение сторон выделен раздел «Вход». Также сюда добавлен пункт отключения автоматического выбора источника подключения.

50_menu15.jpg 51_menu16.jpg
52_menu17.jpg 53_menu18.jpg

В последнем разделе «Основные» представлены следующие возможности: выбор языка локализации OSD (по умолчанию выставлен русский с более-менее корректным переводом), активация автоматического режима ожидания, глубокого сна (функция разбудить), блокировка меню, дезактивация светодиода питания, сброс всех настроек и подраздел с основной рабочей информацией по монитору. Присутствуют варианты установки различных версий DP (по умолчанию установлено 1.4) для лучшей совместимости.

За работу системы подсветки, поделённой на 10-12 зон (исходя из нашей визуальной оценки), отвечают пункты «Локальное затемнение» и «Переменная подсветка». Первый пункт позволяет активировать систему для работы даже в SDR-режиме, а вторая «технология» становится доступна только при включении HDR в системе и регулирует скорость отклика зон подсветки на происходящее на экране.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе 38GN950-B установлена новая матрица LG Display с расширенным цветовым охватом, близким к DCI-P3. Проверим ее возможности на примере изучаемой новинки:

11_gamut1.png 12_gamut2.png

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея в режиме Игрок 1. По представленным скриншотам видно, что две опорные точки из трёх заметно сдвинуты в пространстве относительно стандартного цветового стандарта sRGB, превосходя его на многих участках. В сравнении с ещё более широким AdobeRGB монитор проигрывает ему на зелёных и бирюзовых полутонах, но значительно опережает на красных, что является нормой для используемой в модели системы подсветки.

В отсутствии профиля и ПО с поддержкой системы управления цветом все привычные картинки, фотографии, видеоряд будут иметь непривычно насыщенные цвета. Кому-то это придётся по вкусу, другим же наоборот.

13_gamut_srgb.png 14_gamut_reader.png

Чтобы избавиться от таких проблем, к счастью обычных потребителей, производитель добавил работающий режим эмуляции sRGB с возможность регулировки яркости (!). Сужение цветового охвата происходит только в нём. В том же режиме для Чтения, призванным снизить нагрузку на глаза, цвета остаются перенасыщенными, пускай и не столь сильно, как в Игрок 1 и Игрок 2.

15_gamut_hdreffect.png 16_gamut_calib.png

Нет значимых изменений при переходе в режим HDR Эффект, да и в ходе проведения ручной настройки и калибровки цветовой охват сделать шире не выйдет, а вот наоборот – легко.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам и общий объём цветовых данные представлены ниже:

Стандартные настройки (режим Игрок 1):

  • sRGB - 99,8|141,8 %;
  • AdobeRGB - 88,1|97,7 %;
  • DCI-P3 - 93,2|100,4 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 97,0|104,3 %;
  • AdobeRGB - 69,5|71,9 %;
  • DCI-P3 - 73,7|73,9 %;

Режим Чтения:

  • sRGB - 93,8|127,8 %;
  • AdobeRGB - 84,2|88,1 %;
  • DCI-P3 - 80,3|90,5 %;

Режим HDR Эффект:

  • sRGB - 99,8|138,0 %;
  • AdobeRGB - 86,3|95,0 %;
  • DCI-P3 - 92,4|97,7 %;

После аппаратной калибровки (под стандарт sRGB):

  • sRGB - 99,8|137,3 %;
  • AdobeRGB - 85,8|94,6 %;
  • DCI-P3 - 92,5|97,2 %;

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Монитор прекрасно подходит для профессиональной работы с цветом, особенно если его возможности цветовоспроизведения полностью соответствуют цветовым пространствам, в которых происходит ваша работа.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

У рассматриваемого монитора присутствует восемь предустановленных режимов, из которых мы выбрали четыре самых интересных. По умолчанию же используется «Игрок 1» со следующими настройками:

  • Яркость – 80;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (50/50/50);
  • Гамма – режим 2;
  • Время отклика – Быстро;
  • Стабилизатор чёрного – 50.

Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:

02_tab2.png

Заводские установки яркости, как и всегда, «радуют» нас яркой и цветастой картинкой, выжигающей глаза. Первое что необходимо сделать – снизить значение хотя бы до 20-25 %, после чего делать выводы о происходящем на экране. Лишь в режимах «Чтения» и sRGB инженеры сжалились и выбрали адекватное значение.

Коэффициент контрастности монитора в большинстве режимов держится на уровне близком к 850-930:1 и не способен к покорению заявленных 1000:1, тем самым демонстрирую средний результат для современной IPS-матрицы. В 38GN950-B производитель не сильно поработал над настройкой точки белого. Так в Игрок 1 и sRGB мы получили средний результат, а в двух других режимах отклонения выросли в разы.

По средней гамме можно сделать выводы о несколько сниженной контрастности картинки в режиме Игрок 1, выставленном по умолчанию, совсем низкую (что и требуется) в режиме для Чтения и значительно увеличенную в sRGB – ошибка заводской настройки.

По цифрам общей точности цветопередачи можно сделать вывод, что с завода монитор настроен вполне достойно, но в другие режимы при желании сохранить правильность настройки лучше не переходить.

По цифрам общей точности цветопередачи можно сделать вывод, что с завода монитор настроен вполне себе не плохо, но ещё лучшие результаты он показывает в режиме эмуляции sRGB, который смело можно использовать, если вам захочется окунуться в мир более натуральных цветов.

В ходе дальнейшей калибровки под яркость 100 нит, цветовую температуру 6500К и гамму 2.2, основные параметры монитора приняли следующий вид:

  • Яркость – 12;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (43/46/45);
  • Гамма – режим 2;
  • Время отклика – Быстро;
  • Стабилизатор чёрного – 50.
  • После проведённой процедуры снизился коэффициент контрастности до 750:1, точка белого пришла в норму, нагрузка на глаза понизилась благодаря 100 нит яркости, а гамма вышла на близкий к референсу уровень в 2.19. В тесте ArgyllCMS проблем выявлено не было – результаты высокие.

    Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

    С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

    17_game1_gamma.png 18_game1_cie.png

    При стандартных настройках измеренные гамма-кривые проходят несколько выше референсной кривой со значением 2.2, что особенно выражено в области 70-90 %. Наблюдается слабый дисбаланс RGB, а точки серого клина плотной группой расположились в области с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<10.

    19_reader_gamma.png 20_reader_cie.png
    21_hdreffect_gamma.png 22_hdreffect_cie.png

    Режим «Чтение» резко меняет яркость и цветовую температуру и прекрасно подходит ровно для того, для чего его создавали: снижена нагрузка, в том числе за счёт значительного подъёма в области с глубокими тенями для снижения контрастности картинки. В свою очередь в HDR Эффект наблюдается сильный дисбаланс RGB по синему каналу, снижена различимость в светах, тени очень глубокие, а баланс серого в разы хуже, чем при настройках по умолчанию.

    23_srgbmode_gamma.png 24_srgbmode_cie.png

    Производитель в случае с 38GN950-B неприятно удивил низкой точностью настройки гаммы-кривых в режиме sRGB, что удивительно, учитывая предыдущие успехи в том же LG 27GL850, выведенного на рынок более года назад, цена которого составляет не выше 35000 рублей. Необходимо вносить правки в LUT-видеокарты, в том числе, для заблокированной от изменений точки белого для её доведения до референса в 6500К.

    Несмотря на это эмуляция необходимого пространства происходит точно, баланс серого на отлично, можно свободно регулировать яркость во всем доступном диапазоне. Исправить её можно только калибровкой с соответствующими правками в LUT-видеокарты. Ручная корректировка RGB в sRGB Mode не предусмотрена.

    25_calib_gamma.png 26_calib_cie.png

    Для проведения ручной настройки и дальнейшей калибровки мы вернулись в режим Игрок 1, снизили яркость подсветки и поменяли усиление RGB. В этом случае мы получили идеальные гамма-кривые, точки серого клина лежащие в области DeltaE<3 и близкую к референсу White Point.

    Дополнительные возможности и настройки

    У новинки LG нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но есть два важных параметра напрямую влияющих на картинку с экрана. Для начала посмотрим на доступные режимы гаммы при прочих стандартных настройках:

    27_gamma1_215.png 28_gamma2_215.png
    29_gamma3_256.png 30_gamma4_225.png

    По умолчанию выставлен режим под номером 2 и именно он, в случае с героем обзора, является оптимальным выбором. В «Гамма 1» картинка меняет цветовую температуру, пропадает небольшой горб в области 70-90 %, но усиливается различимость глубоких теней. «Гамма 3» резко увеличивает контрастность и проваливает тени ещё сильнее. В «Гамма 4» наблюдается явный дисбаланс RGB, а среднее значение гаммы составляет 2.25. Его мы к применению не советуем.

    31_bs50_215.png

    Теперь проверим работу системы «Стабилизатор чёрного», ответственной за различимость деталей в тенях. Мы проверили значительно больше возможных значений, но для демонстрации выбрали лишь некоторые из них. Напомним, что по умолчанию производитель использует среднее значение 50 (его же следует принимать за ноль).

    32_bs40_230.png33_bs45_227.png

    34_bs55_218.png 35_bs60_225.png

    В ходе экспериментов стало ясно, что система работает, мягко говоря, резко. Если понижать уровень, то затрагивается участок от 0 до 40 %, если же повышать, то случается резкий провал в светах и гамма-кривые все сильнее приобретают S-образный вид. Таким образом, наиболее удачным вариантом выступает регулировка в диапазоне 45-55 %. Отклоняться же этих значений, если вы хотите получить адекватную цветопередачу, точно не стоит.

    Равномерность градиентов

    92_grad1.jpg
    93_grad2.jpg

    При заводских установках и в большинстве предустановленных режимах монитор продемонстрировал вполне обычные для данного сегмента и размера экрана градиентные переходы: относительно плавные, без паразитных оттенков и явной «дробежки». Поднятие разрядности до псевдо 10-бит на качестве градиентов никак не сказывается.

    94_grad3.jpg

    После ручной настройки видимых изменений не происходит, нет их и при переходе в режим заводской эмуляции sRGB, а вот проведённая калибровка с LUT-правками видеокарты принесла около 5-6 резких переходов с лёгкими паразитными оттенками – вполне обычная ситуация, даже несмотря на минимальные правки кривых.

    95_banding.jpg

    Что касается бандинг-эффекта, то герой обзора, как настоящий игровой дисплей с высокой частотой развёртки, продемонстрировал достаточно грубые и резкие переходы на сложных участках. Всё не так плохо, как на *VA и TN-подобных мониторах, но и похвастаться особо нечем.

    Стабильность цветовой температуры

    Продолжим изучение монитора LG 38GN950-B, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

    10_tab10.png

    Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

    Уровень стабильности цветовой температуры при заводских установках оказался достаточно высоким. Но ещё лучше показал себя режим sRGB, продемонстрировав прекрасный результат в 0,96 % и 1,24 % соответственно. Достаточно хорошая стабильность ЦТ оттенков серого и в режиме для Чтения, а вот HDR Эффект оказался не лучшим представителем среди предустановленных пресетов, продемонстрировав уровень в 24-27 % - плохо, очень плохо.

    Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Пользователь” со значениями RGB 50/50/50. Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима «Игрок 1» из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про четыре оставшиеся предустановки ЦТ с разными значениями и расширенные настройки точки белого:

    03_tab3.png

    Тут можно отметить следующее:

    • Режим «Тёплый» близок к заводскому режиму «Пользователь» при настройках RGB по умолчанию, как по самой ЦТ, так и уровню отклонений, похожим является и Inst.0;
    • Прочие режимы соответствуют своим названиям, но с ростом цветовой температуры увеличиваются и отклонения баланса серого;
    • Дополнительно расширить возможный диапазон ЦТ можно с помощью тонкой регулировки точки белого в подразделе «Инструкция» - в нём можно установить один из 10 холодных и 8 тёплых вариантов.

    В итоге совет таков – если у вас нет измерительных приборов для настройки, то можно остановиться на заводских настройках либо выставить (от нечего делать) режим «Тёплый». В ходе дальнейшей настройки и, в частности, снижения яркости подсветки, могут понадобиться дополнительные коррекции ЦТ, но даже без них монитор будет относительно близок к референсу в 6500К.

    Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

    Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Игрок 1. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

    04_tab4.png

    Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 75-454 нит при коэффициенте контрастности почти 880:1 в среднем. Снижение яркости практически линейно, да и коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне.

    05_tab5.png

    По верхней границе монитор полностью соответствует заявленному в ТХ (если судить по одному из вариантов характеристик, представленных в интернете), что позволит пользователю не знать проблем в том случае, если в рабочем помещении очень светло. При активации же HDR мы смогли добиться почти 700 нит в пике, что превышает запрос стандарта VESA DisplayHDR 600, но, с другой стороны, не может являться явным преимуществом монитора в отсутствии mini-LED-подсветки с большим количеством отдельно управляемых зон (свыше 1000).

    Не разочарует монитор и по нижней границе яркости. Цифра в 75 нит пускай и не является эталоном, но для подавляющей части покупателей её будет достаточно. Если же нет, то лучше подумайте над тем с каким внешним освещением вы работаете и хватает ли его для создания комфортных условий работы.

    Скорость матрицы

    В последний год новинки компании LG ставят рекорды скорости отклика и 38GN950-B, точно не является исключением. Увеличенная частота вертикальной развёртки до 160 Гц (в режиме разгона), а также веяние времени, потребовали от производителя поработать со временем отклика панели и, конечно, указать цифру 1 мс GtG в технических характеристиках, не забыв дописать, что значение можно получить в режиме Faster («Быстрее» - самый последний вариант времени отклика). Про сильнейшие артефакты и то, что цифра указана исключительно для одного из миллионов возможных переходов, вам и нам, конечно, никто рассказывать не планировал. Главное, чтобы всё было красиво на бумаге и максимально доступно и понятно потребителям. Это обычная история для всех производителей…

    Для увеличения скорости поворота жидких кристаллов в модели 38GN950-B применена технология разгона OverDrive, которую можно отключить либо активировать в одном из четырёх доступных положений (по умолчанию используются «Быстро»). Посмотрим на полученные результаты:

    96_overdrive.jpg

    В отсутствии как таковых конкурентов, новинка в лице 38GN950-B демонстрирует впечатляющие результаты, оказавшись на уровне топовых игровых мониторов на IPS. Безусловно, монитор не является столь же визуально быстрым, как 240 и, тем более, 360 Гц модели, но для своего уровня – выше просто некуда. Это совсем иной скорости, чем IPS прошлых поколений, а поэтому остаться разочарованным его скоростью будет ой как не просто.

    При заводских установках скорость высокая, а артефакты полностью отсутствуют. Вы можете отключить разгон панели, шлейфы слегка увеличатся, но реально значимых изменений не произойдёт. В режиме «Нормально» изменений тоже ждать не стоит. Что же касается режима «Быстрее», о котором производитель говорит под сносками в ТХ, то в нём, как и ожидалось, сильнейшие артефакты, которые не позволяют рекомендовать его к применению. Ровно такая же история и со многими другими новинками LG, так что ничего удивительного нет.

    97_propusk.jpg

    Пропуск кадров при работе на частоте 160 Гц (возможный максимум) отсутствует – подтверждено специальным тестом из пакета TestUFO. Проблем в ходе продолжительной работы не возникло – частота стабильна.

    Углы обзора и Glow-эффект

    По углам обзора и прочим визуальным эффектам при изменении угла просмотра, герой сегодняшнего обзора не столь стабилен, как 27-дюймовые решения на IPS, но выглядит лучше многих 34-дюймовых моделей, особенно *VA-вариантов. Посмотрим на полученный результат:

    98_viewingangles.jpg

    По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При минимальных отклонениях цветовой сдвиг практически незаметен, контрастность картинки стабильна. При изменении угла просмотра в любой из двух плоскостей цветовая насыщенность сохраняется долго. Наиболее сильные изменения происходят, если встать перед монитором.

    Отдельно отметим, что из-за большого размера экрана, в зависимости от принятого положения перед ним, на той или иной части панели может возникать различимый паразитный оттенок, особенно на серых полях. Это цветовой сдвиг из-за не идеальных углов обзора, а не проблемы равномерности подсветки. Стоит учитывать данный факт при оценке монитора и дальнейших выводов по стабильности картинки.

    99_glowc1.jpg 100_glowc2.jpg 101_glowc3.jpg

    Угловой Glow-эффект выражен достаточно сильно, тёмные участки покрываются «пеленой» со слабым паразитным оттенком, значительно снижается контрастность изображение, но только в определённой зоне (зависит от принятого положения перед экраном).

    102_glow1.jpg 103_glow2.jpg

    104_glow3.jpg 105_glow4.jpg

    На чёрном поле Glow проявляет себя характерно для современных IPS-панелей схожей диагонали. При изменении угла просмотра чёрное поле приобретает различные паразитные оттенки в той или иной частях экрана. Снизить его видимость можно только снижения яркости подсветки и увеличением внешней освещённости рабочей зоны. Другими словами – подобные проверки, как на фото выше, не должны иметь ничего общего с реальным использованием монитора. По крайней мере, к этому стоит стремиться и никогда не работать в помещении без хотя бы одного источника освещения.

    Равномерность подсветки и цветовой температуры

    Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

    06_tab6.png

    При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 4,9 %, а максимальное – 19,8 %. Для огромного 37,5-дюймового монитора результат удивительно хороший. Монитору, однозначно, есть чем похвастаться перед многими «коллегами», не способными на подобные подвиги даже на значительно меньших экранах.

    07_tab7.png

    По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. У нашего экземпляра в основном затемнены только боковые части панели и верхний левый угол. В остальном же яркость на большей части периферии близка к установленной в центре.

    106_ravn_white.jpg

    Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.

    107_ravn_gray1.jpg 108_ravn_gray2.jpg
    109_ravn_gray3.jpg 110_ravn_gray4.jpg

    Для усиления эффекта и лучшего понимания равномерности подсветки мы сделали четыре фотографии серых полей. Впрочем, ничего сверхъестественного увидеть не удалось – всё в порядке нормы.

    111_ravn_black1.jpg 112_ravn_black2.jpg

    Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

    В первом случае Glow показал себя максимально ярко, особенно в двух верхних углах, со слабым паразитным оттенком. Общее впечатление состоит в том, что для 37,5-дюймового экрана всё очень прилично… удивительно прилично.

    От экземпляра Glow-эффект никак не зависит, но может визуально усиливаться реальными проблемами равномерности подсветки на чёрном поле, что свойственно и проверенному нами экземпляру.

    113_ravn_glowblack.jpg

    При отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но остаются отличающиеся по размеру засветки по краям экрана. Вероятнее всего сказываются особенности сборки и деление подсветки на зоны, а поэтому другие экземпляры могут показать что-то похожее.

    78_local1.jpg 79_local2.jpg
    80_local3.jpg 81_local4.jpg

    Само деление подсветки на зоны (мы насчитали около 12 зон) не обеспечивает монитор возможностями качественного воспроизведения HDR-контента, но даёт производителю дополнительный повод похвастаться возможностями своего дисплея и заявить сертификацию по VESA DisplayHDR 600, требующего Local Dimming-подсветку. Более подробно освещать данную тему мы не видим смысла, а поэтому переходим к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

    08_tab8.png

    При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,7 % в среднем и 6,9 % в максимуме можно отнести к разряду – выше среднего. Разница между минимумом и максимумом оказалась чуть выше 400К, что для монитора подобного класса вполне себе не плохо.

    09_tab9.png

    Диаграмма поверхности сильно отлична от таковой по равномерности яркости на белом поле. Картина тут совсем другая. Цветовая температура меняется хаотично и на небольшие величины. Тем не менее, именно неравномерность цветовой температуры является более проблемной частью изучаемого монитора, чем неравномерность по уровню яркости.

    Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

    В мониторе LG 38GN950-B применена Nano-IPS-матрица с полуматовой поверхностью, предназначенная для использования в «безрамочных» корпусах. Рассмотрим полученный макроснимок:

    117_krystal.jpg

    Мы видим структуру пикселей свойственную классическим AH-IPS-панелям, но в немного вытянутом виде. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях себя практически не проявляет (зависит от степени восприимчивости и от того с чем сравнивать) и не усиливается при взгляде сверху или снизу. Картинка на экране приятна глазу и не напрягает структурой «туалетной бумаги». От эффекта Cross-hatching монитор также избавлен.

    118_text1.jpg 119_text2.jpg
    120_text3.jpg 121_text4.jpg

    Качество проработки текста и мелких элементов на экране монитора LG, в отличии от многих моделей на *VA с иной диагональю экрана или сравнимым ppi, не вызывает никаких нареканий. Дополнительная регулировка резкости не требуется – лучше точно не сделаете.

    122_shim100.jpg 123_shim0.jpg

    Для дисплея заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что 38GN950-B действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц) во всём диапазоне изменения яркости подсветки. Система вставки «чёрного кадра» в модели не применяется, а поэтому подсветка в любом из режимов обходится без мерцания.

    Монитор использует довольно крупный внешний блок питания. Паразитные звуки от него выявлены не были, нагрев при продолжительной работе не выше среднего, но значительно усиливается при включенной системе подсветки Sphere Lighting 2.0.

    Выводы

    Стабильности подхода в проектировании большинства последних моделей LG можно позавидовать. Компания устремилась покорить рынок игровых решений и с каждым новым дисплеем успех становится всё ближе, ведь почти все новинки производят крайне положительное впечатление. На данный момент прямые конкуренты в производстве IPS-панелей не могут угнаться за LG Display с их Nano-IPS-панелями, чем корейцы неумолимо пользуются, а главное – с каждым разом всё дольше. Продажу матриц «на сторону» постоянно откладывают, а поэтому прямые конкуренты, реально способные соревноваться на равных, выходят уже тогда, когда этого мало кто ждёт.

    Что касается непосредственно героя обзора, то у LG, в очередной раз, получился прекрасный монитор с минимумом недостатков. Вы можете ругать его за не идеальные углы обзора (стабильность картинки), не лучшую равномерность подсветки по цветовой температуре и уже привычные, не самые качественные и практичные материалы, однако, сразу вспомните о проводимой компанией ценовой политике. За более качественный пластик и, возможно, привлекательный дизайн, вам придётся доплатить около 30 тысяч рублей, а получите вы ту же самую матрицу (скорее всего без режима эмуляции sRGB – этот момент мы выясним уже в январе) в обёртке от Dell. Стоит ли оно того? Есть ли смысл переплачивать за 3,5 дюйма сверху (по сравнению с 34-дюймовыми моделями). Решение и ответы будут у каждого свои. Но если вы находитесь в поиске оптимального решения, то, думаем, по совокупности характеристик и возможностей, выбор очевиден. Удачи в правильном выборе!

    ____________________________________________________________________________

    Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки LG 38GN950-B в краткой форме представлены ниже.

    Достоинства:

    • Стильный «безрамочный» дизайн;
    • Отличный комплект поставки;
    • Удобное управление с помощью 5-ти позиционного джойстика колеса-кнопки;
    • Эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
    • Эффектная система подсветки внешнего пространства Sphere Lighting 2.0 – пожалуй, это лучшая вариация внешней подсветки на рынке мониторов;
    • Поддержка HDR10 и соответствие VESA DisplayHDR 600;
    • Повышенная до 160 Гц (в режиме разгона) частота вертикальной развёртки и адекватно проведённый разгон матрицы;
    • Очень высокая скорость панели (по времени отклика) при полном отсутствии артефактов – уровень лучших представителей сегмента Fast-IPS до 200 Гц;
    • Полноценная поддержка двух технологий адаптивной синхронизации – AMD FreeSync Premium Pro и NVIDIA G-Sync в режиме Compatible (официально);
    • Широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильно высоком коэффициенте контрастности;
    • Расширенный цветовой охват на уровне 92-93 % DCI-P3 и высокая точность эмуляции и настройки в режиме sRGB c возможность полноценной регулировки яркости;
    • Поддержка обновления прошивки без посещения СЦ – отличная возможность исправить проблемы «на дому» - но пока данному монитору эта система не потребовалась;;
    • Высокая стабильность ЦТ оттенков серого в большинстве режимов;
    • Хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости на светлом поле;
    • Практически неразличимый кристаллический эффект (спасибо полуматовой матрице) при любом положении пользователя перед монитором;
    • Отсутствие ШИ-модуляции (Flicker-Free подсветка) и Cross Hatching-эффекта.

    Недостатки:

    • Низкая точность установки гамма-кривых в режиме sRGB – контрастность значительно повышена, без полноценной калибровки для данного режима не обойтись;
    • Отсутствие конкурентов (только поступающий в продажу Dell в расчёт брать рано) и соответственно высокая цена на фоне 34-дюймового аналога – получается слишком большая доплата за систему внешней подсветки и чуть больший экран с несколько иным соотношением сторон.

    Может не устроить:

    • Высокая минимальная точка установки корпуса на подставке – спасёт только VESA-совместимый кронштейн;
    • Монитор очень толстый и тяжёлый;
    • Качество пластика задней крышки корпуса вызывают нарекания, а также глянцевая рамка по его периметру;
    • Отсутствие встроенной акустической системы и функций PiP|PbP;
    • В целом бесполезное деление системы подсветки на небольшое количество зон – зоны большие, а достигаемый эффект в крайней степени далёк от желаемого;
    • Средняя равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры;
    • Средняя равномерность подсветки на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта);
    • Возможность активации псевдо 10-битного режима никак не сказывается на качестве картинки и плавности градиентных переходов;
    • Отсутствие режима вставки «чёрного кадра» - было бы приятным дополнением для некоторых потребителей;
    • Glow-эффект присутствует в полной мере – не путайте его с реальной равномерностью подсветки на чёрном.
    • ____________________________________________________________________________

      Грыжин Александр aka =DEAD=



    Комментарии