Одними из самых интересных мониторов на рынке являются ультраширокоформатные модели с высокочастотными матрицами. В продаже данный класс представлен более 5 лет, а до недавнего времени топовые решения имели диагональ экрана в 34 дюйма, а рабочее разрешение таких моделей составляло 3440 на 1440 пикселей. Постепенно увеличивалась максимальная частота вертикальной развёртки, медленно росла общая скорость панелей, а цветовой охват постепенно добрался до 90-95 % покрытия пространства DCI-P3 вместо привычного sRGB.
Безусловно, подобные дисплеи не могут предложить высокую плотность пикселей на уровне небольших 4К, да и стоимость игровых вариантов, зачастую, значительно превышает таковую у моделей попроще. Однако, повышенное удобство работы за счёт большого рабочего поля и широкий угол зрения в большинстве игр, обеспечивают явные преимущества данных решений в сравнении с обычными моделями формата 16:9.
С современными 34-дюймовыми моделями мы сталкиваемся достаточно часто и делимся с вами впечатлениями по самым популярным мониторам на просторах нашей онлайн-площадки. Но что делать, если дисплей с такой диагональю уже давно стоит на вашем рабочем столе, сам формат нравится, но хочется чего-то нового и перспективного? Предлагаем взглянуть на обновлённые 37,5-дюймовые модели с похожим соотношением сторон (24:10 против 21:9 у 34-дюймовых собратьев), ещё большей скоростью и построенным на базе Nano IPS-матриц.
Для этого обзора мы выбрали, пожалуй, самую популярную модель на рынке в предложенном классе – монитор LG 38GN950-B из игровой линейки UltraGear, способный продемонстрировать впечатляющие характеристики и стабильность подхода компании в проектировании своих новинок высшего ценового сегмента. Приступим.
Рассматриваемая модель была официально представлена производителем в конце мая 2020 года, а реальное появление на территории России пришлось на конец июля. Первые партии были небольшими, а поэтому монитор достался далеко не всем желающим. На момент же тестирования LG 38GN950-B его можно было легко приобрести по цене от 113-115 тысяч рублей – дорого, ничего не скажешь.
Монитор был выпущен в качестве замены представлено в декабре 2018 года LG 38GL950G со встроенным аппаратным модулем G-Sync и частотой развёртки в 170-175 Гц, но до России он так и не добрался. По некоторым техническим особенностям новинка стала проще, но перешла на использование Nano-IPS-матрицы с заметно возросшей скоростью отклика пикселей.
Совместно с героем обзора производитель представил версию 34WN95С, нацеленную на потребителей с несколько иными запросами. За ней сохранилась быстрая Nano-IPS-матрица, но её частота была снижена до максимальных 144 Гц, появился интерфейс подключения USB Type-С (Thunderbolt 3) с возможностью одновременной зарядки до 94-95 Вт, встроенным датчиком внешней освещённости и акустической системой общей мощностью 10 Вт. У данного аналога нет системы внешней подсветки Sphere Lighting, а вот цена максимально схожа с героем обзора и это – повод подумать над тем, что вам реально нужно. Оба варианта будут максимально быстры, а вот их наполнение и внешний вид ощутимо отличаются.
Прямых конкурентов у LG 38GN950-B до недавнего времени не было вовсе и лишь за неделю до нового 2021 года в продаже начала появляться модель от Американской Dell – Alienware AW3821D на точно такой же матрице. И все в нём хорошо за исключением цены – 145 тысяч на старте, что в среднем на 30 тысяч дороже LG. Вы ещё думаете что брать?
Предположительно новинка LG построена на базе Nano-IPS-матрицы LG Display, модели LM375QW2-SSA1. Отметим, как и в случае с другими Nano-IPS от LG «нано» в ней только специальное химическое соединение (слой KSF Phosphor), нанесённое нано-частицами (т.е очень-очень маленькими) на привычные «белые» светодиоды подсветки, что позволило изменить их спектр свечения и увеличить цветовой охват в сравнении с AH-IPS-матрицей с обычной (не модифицированной) W-LED-подсветкой. Возможности панели на 98 % соответствуют пространству DCI-P3, активно продвигаемому в мониторах 2019-2020 из среднего+ ценового сегмента, а сама система подсветки размещена по краям панели и поделена на 10-12 рабочих зон, отдельную работу которых можно дезактивировать.
Основным нововведением на фоне предыдущих решений стал иной уровень скорости в 1 мс GtG (если судить по ТХ, то для этого надо активировать самый быстрый режим Overdrive), что вкупе с максимальной частотой вертикальной развёртки в 144-160 Гц должно понравиться продвинутым игрокам с самыми быстрыми компьютерными комплектующими, способными выжать из монитора все соки (особенно в таком высоком разрешении).
Для достижения 144-160 Гц с 8-10-битной глубиной цвета у потребителя должна быть установлена видеокарта не ниже RTX 20-ой серии, а на более доступных картах можно рассчитывать исключительно на 8 бит при максимальной частоте.
Есть у монитора ограничения, накладываемые и используемыми интерфейсами. Для обеспечения максимальной пропускной способности и рабочей частоты пользователю необходимо воспользоваться единственным на борту DP 1.4. Два дополнительно установленных HDMI 2.0 предполагаются для использования со сторонними источниками сигнала, в частности с игровыми приставками, ведь максимальная частота будет ограничена 75 Гц. Кроме того, у монитора есть два порта USB 3.0 для работы с периферией, однако, они не поддерживают быструю зарядку, да и встроенной акустической системы у монитора нет.
Сочетание 37,5-дюймовой диагонали и разрешения стандарта UWQHD+ (3840 x 1600 пикселей) принесло нам плотность пикселей на уровне 111 ppi и полное отсутствие необходимости использования системы масштабирования Windows, которая, до сих пор, работает не идеально.
В вопросе максимальной яркости новинки LG на просторах интернета можно увидеть несколько цифр: 400 нит в обычных условиях работы и 600 нит для HDR-режима, а также вариант 450|750 нит. Коэффициент контрастности в LG указывают на уровне 1000:1, а в качестве приятного бонуса монитор сертифицирован как HDR10-совместимый и соответствует стандарту VESA DisplayHDR 600.
Используемая подсветка обходится без ШИ-модуляции во всем рабочем диапазоне яркости. Цвет корпуса модели – чёрно-красный, что сразу же определяет класс монитора и позволяет издалека определить его основную направленность. Монитор оснащён последней версией системы подсветки внешнего пространства Sphere Lighting 2.0, способной реагировать на звуки и синхронизироваться с происходящим на экране (работоспособность данной системы, пока ещё, в зачаточном состоянии).
Новинка LG выполнена по современным канонам – в «безрамочном» корпусе с трёх сторон, с классической пластиковой накладкой в нижней части.
Система управления дисплеем осталась неизменна и сохранилась за 5-позиционным джойстиком – классика от LG. Дополняет его кнопка-колесо для настройки системы внешней подсветки, так же размещённая на нижней грани корпуса.
Эргономика подставки обеспечивает возможность изменения наклона и высоты установки корпуса на подставке. Есть быстросъёмное соединение центральной колонны и корпуса, а также поддерживаются VESA-совместимые кронштейны с креплением стандарта 100х100 мм.
Монитор LG поставляется в крупной картонной коробке с качественной полиграфией и несколькими фотографиями устройства с разных ракурсов. Дизайн повторяет таковой для всех новинок серии GN - стильный и современный с игровой направленностью. Пластиковая ручка для переноски отсутствует, вместо неё по одному специальному вырезу с двух сторон, что для такой большой и тяжёлой коробки в порядке нормы.
По выбранной стилистике и названию LG Gaming Monitor всё предельно ясно – перед нами игровой монитор. Указаны основные особенности решения в виде поддержки NVIDIA G-Sync (но про Compatible ни слова), 160 Гц в режиме разгона, 1 мс GtG, Nano-IPS матрицы и HDR.
На одной из сторон коробки находится наклейка. По ней можно сравнить серийный номер, узнать дату (сентябрь 2020 года) и место производства (Китай).
Комплект поставки монитора велик и включает в себя следующее:
Для класса и стоимости монитора комплект поставки можно назвать полноценным. Все кабели выполнены в чёрном цвете, как и основная часть корпуса.
Комплект уложен в отдельный картонный бокс. Присутствует отчёт о заводской калибровке монитора с минимальным набором собранных данных. Как вы понимаете, данный листок бумаги ни о чём не говорит, ведь производитель сразу заявляет, что результаты могут «плавать» и зависеть от используемого оборудования. Но к этому мы привыкли, а поэтому переходим ко внешнему виду дисплея.
В изучаемом мониторе хорошо угадываются ранее выпущенные игровые модели LG, в частности обновлённые решения, относящиеся к поколению GN. Модель повторяет ранее проверенный нами 27GN950-B, а среди отличий габариты корпуса и «безрамочная» панель только с трёх сторон. Цвет сохранился за уже ставшей классикой чёрно-красной расцветкой.
Центральная колонна за секунду стыкуется с корпусом монитора. VESA-совместимое крепление стандарта 100х100 мм углублено в корпус. Для разъединения необходимо отвести пластиковый рычажок вниз.
В отличии от 27-дюймовой 4К-модели у героя обзора мы не обнаружили встроенного вентилятора охлаждения, но вместе с тем, при активной системе внешней подсветки, корпус значительно нагревается, что хорошо ощутимо если поднести руку к верхней грани.
Форма подставки хорошо нам знакома, сильной разницы в её габаритах в отличии от моделей попроще нет. К её устойчивости претензий у нас не возникло.
Система прокладки кабелей у 38GN950-B выполнена за счёт фигурного выреза в центральной колонне. Созданный им крючок, скорее всего, также выполняет роль держателя для наушников. В качестве же держателя провода мышки выступает уже знакомый пластиковый элемент из комплекта поставки, прикрепляемый на нижнюю грань корпуса c одной из двух сторон.
Эргономика подставки у не самая широкая: доступен наклон панели в пределах от -2 до примерно +15 градусов и изменение высоты на 110 мм. Система переворота (Pivot) из-за соотношения сторон монитора и изогнутости экрана не используется.
Главным же минусом используемой подставки, пожалуй, выступает достаточно высокая установка корпуса, что является характерной особенностью большинства мониторов бренда.
Все крепёжные элементы и снование подставки выполнены из металла. Ножки подставки сверху покрыты красным пластиком. Резиновых ножек немного – всего три штуки. Удерживают они монитор на одном месте довольно хорошо. Но при желании повернуть дисплей всё равно можно, даже несмотря на его размеры и вес (но делать этого мы не советуем – есть вероятность повреждения шарнира центральной колонны).
Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами. Обработка элементов не вызывает нареканий, зазоры одинаковы по всей длине стыков. Корпус практически не поддаётся скручиванию, не хрустит и не скрипит при физическом воздействии, что не удивительно – он очень толстый, с мощной металлической рамой внутри.
Использование глянцевой рамки по периметру корпуса – решение не самое практичное. Также модель 38GN950-B продолжила практику LG в применении не самого удачного пластика на задней крышке, который, к тому же, прокрашен далеко не идеально.
В итоге за качество материалов и сборки, учитывая все найденные недочёты, мы можем поставить 4 балла из 5 возможных, что вполне обычная оценка для большинства моделей LG.
Отдельно хотим отметить систему внешней подсветки Sphere Lighting 2.0. Ещё ранее подобную систему мы называли самой эффектной среди подобных и спустя время, к удивлению, ничего не поменялось. Подход LG в данном вопросе, как нам кажется, самый верный, что с легкостью могут подтвердить фотографии ниже.
По умолчанию производитель предлагает активировать систему подсветки, настроить уровень яркости, выбрать один из четырёх цветов статичной подсветки, активировать динамичное или мягкое переключение цвета. Более глубокую настройку можно провести через отдельно скачиваемое приложение для настройки монитора.
LG 38GN950-B использует в своём составе качественную полуматовую поверхность матрицы. Различимый кристаллический эффект отсутствует, а антибликовые свойства – на уровне.
По одной крупной наклейке на корпусе можно узнать не только информацию, аналогичную указанной на коробке, но и ревизию монитора – REV01.
Все интерфейсы подключения расположились в задней части монитора и направлены назад – для удобства подключения.
Управление монитором производится посредством пятипозиционного джойстика, расположенного на нижней грани корпуса в центральной части. Сам элемент управления, очень удобный, практичный и хорошо нам знаком. Рядом с ним находится кнопка-колесо для управления системой подсветки Sphere Lighting 2.0.
В основной джойстик интегрирован красный светодиод питания, активированный по умолчанию. Через настройки доступно его выключение, но необходимость в этом у вас вряд ли появится.
Система управления удобна и не требует привыкания. Благодаря экранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не испытывая дискомфорта и проблем. Принцип работы с джойстиком и колесом интуитивно понятен.
Нажатие джойстика проводит к появлению на экране специального кругового OSD меню с пятью пиктограммами. Через них можно попасть в основное меню, выбрать источник сигнала, активировать игровые настройки (открывается подменю), выключить монитор и убрать меню. Переводом джойстика влево-вправо, вверх-вниз можно добраться до быстрых настроек яркости и уровня громкости подключённых наушников.
В свою очередь, колесо позволяет увеличить или уменьшить яркость внешней подсветки, отключит её, выбрать один из 4 основных цветов, активировать режимы мягкого и динамичного переключения цветов. Дополнительные настройки (синхронизация по звуку или изображению на экране) могут быть выполнены через приложения LG UltraGear Control Center.
Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:
Дизайн меню нам уже хорошо знаком по другим игровым моделям бренда, выпущенных за последний год-полтора. Используется 3D-подложка, анимация быстрая и плавная, претензий к работе системы управления не возникает.
В первом разделе предлагается выбрать предустановленный режим, каждый из которых, почему-то, отнесён к «игровым». В случае с новинкой между режимами Игрок 1 и Игрок 2 присутствует разница в цветовой температуре, контрастности и резкости, а поэтому все наши дальнейшие советы по настройке относятся исключительно к первому из них.
В «Настройках игры» можно активировать разгон панели до 160 Гц (дополнительная прошивка для этого, в отличии от 27GN950-B, не требуется), изменить параметр «Стабилизатор чёрного», ответственного за различимость крайних теней и заводское положение разгона матрицы (Overdrive), включить и настроить прицел, дезактивировать поддержку Adaptive-Sync, а также сбросить настройки к позиции по умолчанию.
Параметры, напрямую влияющие на качество картинки на экране, выделены в раздел «Регулировка картинки». Тут, как и всегда, находятся регулировки яркости и контрастности, гаммы, температуры цвета вместе с правками RGB, функция 6-осевой цветовой коррекции, система динамической контрастности DFC и, конечно, очередной пункт сброса значений к заводским.
Под выбор источника сигнала и соотношение сторон выделен раздел «Вход». Также сюда добавлен пункт отключения автоматического выбора источника подключения.
В последнем разделе «Основные» представлены следующие возможности: выбор языка локализации OSD (по умолчанию выставлен русский с более-менее корректным переводом), активация автоматического режима ожидания, глубокого сна (функция разбудить), блокировка меню, дезактивация светодиода питания, сброс всех настроек и подраздел с основной рабочей информацией по монитору. Присутствуют варианты установки различных версий DP (по умолчанию установлено 1.4) для лучшей совместимости.
За работу системы подсветки, поделённой на 10-12 зон (исходя из нашей визуальной оценки), отвечают пункты «Локальное затемнение» и «Переменная подсветка». Первый пункт позволяет активировать систему для работы даже в SDR-режиме, а вторая «технология» становится доступна только при включении HDR в системе и регулирует скорость отклика зон подсветки на происходящее на экране.
В мониторе 38GN950-B установлена новая матрица LG Display с расширенным цветовым охватом, близким к DCI-P3. Проверим ее возможности на примере изучаемой новинки:
Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея в режиме Игрок 1. По представленным скриншотам видно, что две опорные точки из трёх заметно сдвинуты в пространстве относительно стандартного цветового стандарта sRGB, превосходя его на многих участках. В сравнении с ещё более широким AdobeRGB монитор проигрывает ему на зелёных и бирюзовых полутонах, но значительно опережает на красных, что является нормой для используемой в модели системы подсветки.
В отсутствии профиля и ПО с поддержкой системы управления цветом все привычные картинки, фотографии, видеоряд будут иметь непривычно насыщенные цвета. Кому-то это придётся по вкусу, другим же наоборот.
Чтобы избавиться от таких проблем, к счастью обычных потребителей, производитель добавил работающий режим эмуляции sRGB с возможность регулировки яркости (!). Сужение цветового охвата происходит только в нём. В том же режиме для Чтения, призванным снизить нагрузку на глаза, цвета остаются перенасыщенными, пускай и не столь сильно, как в Игрок 1 и Игрок 2.
Нет значимых изменений при переходе в режим HDR Эффект, да и в ходе проведения ручной настройки и калибровки цветовой охват сделать шире не выйдет, а вот наоборот – легко.
Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам и общий объём цветовых данные представлены ниже:
Стандартные настройки (режим Игрок 1):
Режим sRGB:
Режим Чтения:
Режим HDR Эффект:
После аппаратной калибровки (под стандарт sRGB):
Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.
Монитор прекрасно подходит для профессиональной работы с цветом, особенно если его возможности цветовоспроизведения полностью соответствуют цветовым пространствам, в которых происходит ваша работа.
У рассматриваемого монитора присутствует восемь предустановленных режимов, из которых мы выбрали четыре самых интересных. По умолчанию же используется «Игрок 1» со следующими настройками:
Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:
Заводские установки яркости, как и всегда, «радуют» нас яркой и цветастой картинкой, выжигающей глаза. Первое что необходимо сделать – снизить значение хотя бы до 20-25 %, после чего делать выводы о происходящем на экране. Лишь в режимах «Чтения» и sRGB инженеры сжалились и выбрали адекватное значение.
Коэффициент контрастности монитора в большинстве режимов держится на уровне близком к 850-930:1 и не способен к покорению заявленных 1000:1, тем самым демонстрирую средний результат для современной IPS-матрицы. В 38GN950-B производитель не сильно поработал над настройкой точки белого. Так в Игрок 1 и sRGB мы получили средний результат, а в двух других режимах отклонения выросли в разы.
По средней гамме можно сделать выводы о несколько сниженной контрастности картинки в режиме Игрок 1, выставленном по умолчанию, совсем низкую (что и требуется) в режиме для Чтения и значительно увеличенную в sRGB – ошибка заводской настройки.
По цифрам общей точности цветопередачи можно сделать вывод, что с завода монитор настроен вполне достойно, но в другие режимы при желании сохранить правильность настройки лучше не переходить.
По цифрам общей точности цветопередачи можно сделать вывод, что с завода монитор настроен вполне себе не плохо, но ещё лучшие результаты он показывает в режиме эмуляции sRGB, который смело можно использовать, если вам захочется окунуться в мир более натуральных цветов.
В ходе дальнейшей калибровки под яркость 100 нит, цветовую температуру 6500К и гамму 2.2, основные параметры монитора приняли следующий вид:
После проведённой процедуры снизился коэффициент контрастности до 750:1, точка белого пришла в норму, нагрузка на глаза понизилась благодаря 100 нит яркости, а гамма вышла на близкий к референсу уровень в 2.19. В тесте ArgyllCMS проблем выявлено не было – результаты высокие.
С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
При стандартных настройках измеренные гамма-кривые проходят несколько выше референсной кривой со значением 2.2, что особенно выражено в области 70-90 %. Наблюдается слабый дисбаланс RGB, а точки серого клина плотной группой расположились в области с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<10.
Режим «Чтение» резко меняет яркость и цветовую температуру и прекрасно подходит ровно для того, для чего его создавали: снижена нагрузка, в том числе за счёт значительного подъёма в области с глубокими тенями для снижения контрастности картинки. В свою очередь в HDR Эффект наблюдается сильный дисбаланс RGB по синему каналу, снижена различимость в светах, тени очень глубокие, а баланс серого в разы хуже, чем при настройках по умолчанию.
Производитель в случае с 38GN950-B неприятно удивил низкой точностью настройки гаммы-кривых в режиме sRGB, что удивительно, учитывая предыдущие успехи в том же LG 27GL850, выведенного на рынок более года назад, цена которого составляет не выше 35000 рублей. Необходимо вносить правки в LUT-видеокарты, в том числе, для заблокированной от изменений точки белого для её доведения до референса в 6500К.
Несмотря на это эмуляция необходимого пространства происходит точно, баланс серого на отлично, можно свободно регулировать яркость во всем доступном диапазоне. Исправить её можно только калибровкой с соответствующими правками в LUT-видеокарты. Ручная корректировка RGB в sRGB Mode не предусмотрена.
Для проведения ручной настройки и дальнейшей калибровки мы вернулись в режим Игрок 1, снизили яркость подсветки и поменяли усиление RGB. В этом случае мы получили идеальные гамма-кривые, точки серого клина лежащие в области DeltaE<3 и близкую к референсу White Point.
У новинки LG нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но есть два важных параметра напрямую влияющих на картинку с экрана. Для начала посмотрим на доступные режимы гаммы при прочих стандартных настройках:
По умолчанию выставлен режим под номером 2 и именно он, в случае с героем обзора, является оптимальным выбором. В «Гамма 1» картинка меняет цветовую температуру, пропадает небольшой горб в области 70-90 %, но усиливается различимость глубоких теней. «Гамма 3» резко увеличивает контрастность и проваливает тени ещё сильнее. В «Гамма 4» наблюдается явный дисбаланс RGB, а среднее значение гаммы составляет 2.25. Его мы к применению не советуем.
Теперь проверим работу системы «Стабилизатор чёрного», ответственной за различимость деталей в тенях. Мы проверили значительно больше возможных значений, но для демонстрации выбрали лишь некоторые из них. Напомним, что по умолчанию производитель использует среднее значение 50 (его же следует принимать за ноль).
В ходе экспериментов стало ясно, что система работает, мягко говоря, резко. Если понижать уровень, то затрагивается участок от 0 до 40 %, если же повышать, то случается резкий провал в светах и гамма-кривые все сильнее приобретают S-образный вид. Таким образом, наиболее удачным вариантом выступает регулировка в диапазоне 45-55 %. Отклоняться же этих значений, если вы хотите получить адекватную цветопередачу, точно не стоит.
При заводских установках и в большинстве предустановленных режимах монитор продемонстрировал вполне обычные для данного сегмента и размера экрана градиентные переходы: относительно плавные, без паразитных оттенков и явной «дробежки». Поднятие разрядности до псевдо 10-бит на качестве градиентов никак не сказывается.
После ручной настройки видимых изменений не происходит, нет их и при переходе в режим заводской эмуляции sRGB, а вот проведённая калибровка с LUT-правками видеокарты принесла около 5-6 резких переходов с лёгкими паразитными оттенками – вполне обычная ситуация, даже несмотря на минимальные правки кривых.
Что касается бандинг-эффекта, то герой обзора, как настоящий игровой дисплей с высокой частотой развёртки, продемонстрировал достаточно грубые и резкие переходы на сложных участках. Всё не так плохо, как на *VA и TN-подобных мониторах, но и похвастаться особо нечем.
Продолжим изучение монитора LG 38GN950-B, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.
Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.
Уровень стабильности цветовой температуры при заводских установках оказался достаточно высоким. Но ещё лучше показал себя режим sRGB, продемонстрировав прекрасный результат в 0,96 % и 1,24 % соответственно. Достаточно хорошая стабильность ЦТ оттенков серого и в режиме для Чтения, а вот HDR Эффект оказался не лучшим представителем среди предустановленных пресетов, продемонстрировав уровень в 24-27 % - плохо, очень плохо.
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Пользователь” со значениями RGB 50/50/50. Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима «Игрок 1» из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про четыре оставшиеся предустановки ЦТ с разными значениями и расширенные настройки точки белого:
Тут можно отметить следующее:
В итоге совет таков – если у вас нет измерительных приборов для настройки, то можно остановиться на заводских настройках либо выставить (от нечего делать) режим «Тёплый». В ходе дальнейшей настройки и, в частности, снижения яркости подсветки, могут понадобиться дополнительные коррекции ЦТ, но даже без них монитор будет относительно близок к референсу в 6500К.
Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Игрок 1. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.
Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 75-454 нит при коэффициенте контрастности почти 880:1 в среднем. Снижение яркости практически линейно, да и коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне.
По верхней границе монитор полностью соответствует заявленному в ТХ (если судить по одному из вариантов характеристик, представленных в интернете), что позволит пользователю не знать проблем в том случае, если в рабочем помещении очень светло. При активации же HDR мы смогли добиться почти 700 нит в пике, что превышает запрос стандарта VESA DisplayHDR 600, но, с другой стороны, не может являться явным преимуществом монитора в отсутствии mini-LED-подсветки с большим количеством отдельно управляемых зон (свыше 1000).
Не разочарует монитор и по нижней границе яркости. Цифра в 75 нит пускай и не является эталоном, но для подавляющей части покупателей её будет достаточно. Если же нет, то лучше подумайте над тем с каким внешним освещением вы работаете и хватает ли его для создания комфортных условий работы.
В последний год новинки компании LG ставят рекорды скорости отклика и 38GN950-B, точно не является исключением. Увеличенная частота вертикальной развёртки до 160 Гц (в режиме разгона), а также веяние времени, потребовали от производителя поработать со временем отклика панели и, конечно, указать цифру 1 мс GtG в технических характеристиках, не забыв дописать, что значение можно получить в режиме Faster («Быстрее» - самый последний вариант времени отклика). Про сильнейшие артефакты и то, что цифра указана исключительно для одного из миллионов возможных переходов, вам и нам, конечно, никто рассказывать не планировал. Главное, чтобы всё было красиво на бумаге и максимально доступно и понятно потребителям. Это обычная история для всех производителей…
Для увеличения скорости поворота жидких кристаллов в модели 38GN950-B применена технология разгона OverDrive, которую можно отключить либо активировать в одном из четырёх доступных положений (по умолчанию используются «Быстро»). Посмотрим на полученные результаты:
В отсутствии как таковых конкурентов, новинка в лице 38GN950-B демонстрирует впечатляющие результаты, оказавшись на уровне топовых игровых мониторов на IPS. Безусловно, монитор не является столь же визуально быстрым, как 240 и, тем более, 360 Гц модели, но для своего уровня – выше просто некуда. Это совсем иной скорости, чем IPS прошлых поколений, а поэтому остаться разочарованным его скоростью будет ой как не просто.
При заводских установках скорость высокая, а артефакты полностью отсутствуют. Вы можете отключить разгон панели, шлейфы слегка увеличатся, но реально значимых изменений не произойдёт. В режиме «Нормально» изменений тоже ждать не стоит. Что же касается режима «Быстрее», о котором производитель говорит под сносками в ТХ, то в нём, как и ожидалось, сильнейшие артефакты, которые не позволяют рекомендовать его к применению. Ровно такая же история и со многими другими новинками LG, так что ничего удивительного нет.
Пропуск кадров при работе на частоте 160 Гц (возможный максимум) отсутствует – подтверждено специальным тестом из пакета TestUFO. Проблем в ходе продолжительной работы не возникло – частота стабильна.
По углам обзора и прочим визуальным эффектам при изменении угла просмотра, герой сегодняшнего обзора не столь стабилен, как 27-дюймовые решения на IPS, но выглядит лучше многих 34-дюймовых моделей, особенно *VA-вариантов. Посмотрим на полученный результат:
По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При минимальных отклонениях цветовой сдвиг практически незаметен, контрастность картинки стабильна. При изменении угла просмотра в любой из двух плоскостей цветовая насыщенность сохраняется долго. Наиболее сильные изменения происходят, если встать перед монитором.
Отдельно отметим, что из-за большого размера экрана, в зависимости от принятого положения перед ним, на той или иной части панели может возникать различимый паразитный оттенок, особенно на серых полях. Это цветовой сдвиг из-за не идеальных углов обзора, а не проблемы равномерности подсветки. Стоит учитывать данный факт при оценке монитора и дальнейших выводов по стабильности картинки.
Угловой Glow-эффект выражен достаточно сильно, тёмные участки покрываются «пеленой» со слабым паразитным оттенком, значительно снижается контрастность изображение, но только в определённой зоне (зависит от принятого положения перед экраном).
На чёрном поле Glow проявляет себя характерно для современных IPS-панелей схожей диагонали. При изменении угла просмотра чёрное поле приобретает различные паразитные оттенки в той или иной частях экрана. Снизить его видимость можно только снижения яркости подсветки и увеличением внешней освещённости рабочей зоны. Другими словами – подобные проверки, как на фото выше, не должны иметь ничего общего с реальным использованием монитора. По крайней мере, к этому стоит стремиться и никогда не работать в помещении без хотя бы одного источника освещения.
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 4,9 %, а максимальное – 19,8 %. Для огромного 37,5-дюймового монитора результат удивительно хороший. Монитору, однозначно, есть чем похвастаться перед многими «коллегами», не способными на подобные подвиги даже на значительно меньших экранах.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. У нашего экземпляра в основном затемнены только боковые части панели и верхний левый угол. В остальном же яркость на большей части периферии близка к установленной в центре.
Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.
Для усиления эффекта и лучшего понимания равномерности подсветки мы сделали четыре фотографии серых полей. Впрочем, ничего сверхъестественного увидеть не удалось – всё в порядке нормы.
Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.
В первом случае Glow показал себя максимально ярко, особенно в двух верхних углах, со слабым паразитным оттенком. Общее впечатление состоит в том, что для 37,5-дюймового экрана всё очень прилично… удивительно прилично.
От экземпляра Glow-эффект никак не зависит, но может визуально усиливаться реальными проблемами равномерности подсветки на чёрном поле, что свойственно и проверенному нами экземпляру.
При отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но остаются отличающиеся по размеру засветки по краям экрана. Вероятнее всего сказываются особенности сборки и деление подсветки на зоны, а поэтому другие экземпляры могут показать что-то похожее.
Само деление подсветки на зоны (мы насчитали около 12 зон) не обеспечивает монитор возможностями качественного воспроизведения HDR-контента, но даёт производителю дополнительный повод похвастаться возможностями своего дисплея и заявить сертификацию по VESA DisplayHDR 600, требующего Local Dimming-подсветку. Более подробно освещать данную тему мы не видим смысла, а поэтому переходим к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,7 % в среднем и 6,9 % в максимуме можно отнести к разряду – выше среднего. Разница между минимумом и максимумом оказалась чуть выше 400К, что для монитора подобного класса вполне себе не плохо.
Диаграмма поверхности сильно отлична от таковой по равномерности яркости на белом поле. Картина тут совсем другая. Цветовая температура меняется хаотично и на небольшие величины. Тем не менее, именно неравномерность цветовой температуры является более проблемной частью изучаемого монитора, чем неравномерность по уровню яркости.
В мониторе LG 38GN950-B применена Nano-IPS-матрица с полуматовой поверхностью, предназначенная для использования в «безрамочных» корпусах. Рассмотрим полученный макроснимок:
Мы видим структуру пикселей свойственную классическим AH-IPS-панелям, но в немного вытянутом виде. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях себя практически не проявляет (зависит от степени восприимчивости и от того с чем сравнивать) и не усиливается при взгляде сверху или снизу. Картинка на экране приятна глазу и не напрягает структурой «туалетной бумаги». От эффекта Cross-hatching монитор также избавлен.
Качество проработки текста и мелких элементов на экране монитора LG, в отличии от многих моделей на *VA с иной диагональю экрана или сравнимым ppi, не вызывает никаких нареканий. Дополнительная регулировка резкости не требуется – лучше точно не сделаете.
Для дисплея заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что 38GN950-B действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц) во всём диапазоне изменения яркости подсветки. Система вставки «чёрного кадра» в модели не применяется, а поэтому подсветка в любом из режимов обходится без мерцания.
Монитор использует довольно крупный внешний блок питания. Паразитные звуки от него выявлены не были, нагрев при продолжительной работе не выше среднего, но значительно усиливается при включенной системе подсветки Sphere Lighting 2.0.
Стабильности подхода в проектировании большинства последних моделей LG можно позавидовать. Компания устремилась покорить рынок игровых решений и с каждым новым дисплеем успех становится всё ближе, ведь почти все новинки производят крайне положительное впечатление. На данный момент прямые конкуренты в производстве IPS-панелей не могут угнаться за LG Display с их Nano-IPS-панелями, чем корейцы неумолимо пользуются, а главное – с каждым разом всё дольше. Продажу матриц «на сторону» постоянно откладывают, а поэтому прямые конкуренты, реально способные соревноваться на равных, выходят уже тогда, когда этого мало кто ждёт.
Что касается непосредственно героя обзора, то у LG, в очередной раз, получился прекрасный монитор с минимумом недостатков. Вы можете ругать его за не идеальные углы обзора (стабильность картинки), не лучшую равномерность подсветки по цветовой температуре и уже привычные, не самые качественные и практичные материалы, однако, сразу вспомните о проводимой компанией ценовой политике. За более качественный пластик и, возможно, привлекательный дизайн, вам придётся доплатить около 30 тысяч рублей, а получите вы ту же самую матрицу (скорее всего без режима эмуляции sRGB – этот момент мы выясним уже в январе) в обёртке от Dell. Стоит ли оно того? Есть ли смысл переплачивать за 3,5 дюйма сверху (по сравнению с 34-дюймовыми моделями). Решение и ответы будут у каждого свои. Но если вы находитесь в поиске оптимального решения, то, думаем, по совокупности характеристик и возможностей, выбор очевиден. Удачи в правильном выборе!
____________________________________________________________________________
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки LG 38GN950-B в краткой форме представлены ниже.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить:
Грыжин Александр aka =DEAD=