Двойной удар. Обзор и тестирование 4K монитора LG 32UD99-W

Вступление

Пока программисты Microsoft и прочие разработчики ПО не сильно задумывается о пользователях дисплеев с высокой плотностью пикселей, новым покупателям ничего не остаётся, как смотреть на 4К-модели с диагональю не меньше 31,5 дюйма. Так можно будет избежать большую часть проблем, связанных с масштабированием, поскольку размер экрана позволит обойтись без его активации. Нельзя сказать, что все элементы программ будут максимально комфортны с точки зрения своего размера, но, порой, это значительно лучше, чем получить на новом UHD-дисплее мыльные/нечёткие шрифты.

81_photo10.jpg

В классе крупных 4К-моделей, в основном, представлены IPS-решения, среди которых можно встретить мониторы со стандартным цветовым охватом, так и расширенным – для профессиональной работы с цветом. Выбор достаточный, но когда речь заходит последних современных технологиях, удобстве подключения через интерфейс Type-C и внешнем виде, то, как оказывается – выбирать практически не из чего. Если это именно ваш случай, то можем предложить взглянуть на LG 32UD99-W, в котором можно найти всё что только необходимо продвинутому пользователю.   

Справочная информация

Обозреваемая нами модель была представлена производителем ещё в январе 2017 (!) года, поступила в продажу на территории Европы спустя примерно полгода, но в ограниченном количестве. До Москвы новинка добиралась долго и найти её в продаже, до сих пор, не так уж и легко.

Стоимость LG 32UD99 начинается с 62 тысяч рублей, что в сравнении с самым доступным в сегменте BenQ PD3200U за 50+ тысяч не так уж и плохо. Более того, решение от корейцев по своей доступности обходит и многие другие 31,5-дюймовые 4K IPS, а учитывая его особенности - как таковых конкурентов у него нет вовсе.

01_tab1.png

В мониторе используется одна из ревизий «безрамочной» AH-IPS матрицы производства компании LG Display, модель LM315WR1. Это псевдо 10-битное (8 бит + FRC-метод) решение с W-LED-подсветкой с «улучшенным фосфорным покрытием», позволяющим расширить возможности по цветовоспроизведению, увеличивая цветовой охват модели. Система подсветки обходится без использования ШИ-модуляции (Flicker-Free). Монитор способен воспроизводить до 1,07 миллиарда цветовых оттенков, а максимальная частоте не превышает 60 Гц. Дополняет их система адаптивной синхронизации AMD FreeSync, способная обеспечить плавную картинку в диапазоне 40-60 кадров в секунду.

Благодаря разрешению стандарта 4К (3840 х 2160 пикселей) и диагонали экрана в 31,5-дюйма, плотность пикселей монитора составляет 140 ppi. Картинка чёткая, по умолчанию многие элементы системы небольшие, а поэтому многие потребители не смогут обойтись без системы масштабирования, которая, даже в последних версиях Windows 10, не всегда отрабатывает качественно. Правда, претензии, по большой части, можно предъявлять не самим разработчикам из Microsoft, а сторонним девелоперам. Именно они не оптимизирует свои продукты под HiDPI-дисплеи.

82_photo11.jpg

Матрица у модели обычная – плоская – привыкать не придётся. Соотношение сторон тоже привычное – 16:9. В качестве основных достоинств выступает возможность подключения по интерфейсу USB Type-C (в дополнении к двум HDMI 2.0 и DP 1.2a) c одновременной зарядкой подключённого ноутбука (до 40 Вт), аппаратная калибровка, поддержка HDR10 и система компенсации неравномерности подсветки, которую в LG, почему-то, не декларируют, но по факту она есть. Для работы с периферией представлены 2 порта USB 3.0, а для аудиосопровождения есть два встроенных динамика мощностью 5 Вт каждый.

Кроме того, для режима HDR заявлена максимальная яркость до 550 кандел на квадратный метр (в пике, на небольшой период времени), в чём, учитывая стандартную торцевую систему подсветки, у нас есть большие сомнения. C точки зрения скорости матрицы, модель LG 32UD99 не ставит рекордов – производитель декларирует стандартные 5 мс GtG, без дополнительных режимов типа ULMB.

136_vid.jpg

Приятно удивляет «безрамочность» панели со всех четырёх сторон – таких мониторов на рынке среди 31,5-дюймовых 4К-решение – раз два и обчёлся.

106_ramki1.jpg 107_ramki2.jpg

А вот с точки зрения эргономики сильно порадовать покупателя монитор не сможет – наклон в небольшом диапазоне, изменение высоты и переворот в портретный режим. Но кому будет мало, те смогут воспользоваться VESA-совместимым креплением.

Комплект поставки

76_photo05.jpg 79_photo08.jpg


Монитор LG поставляется в большой картонной коробке с качественной полиграфией и несколькими фотографиями устройства с разных ракурсов. Пластиковая ручка для переноски на месте.

77_photo06.jpg 78_photo07.jpg

По выбранной стилистике упаковки становится понятно, что модель предназначена для работы, ведь никакого акцента на игры нет и в помине, что, в общем-то, понятно.

На одной из сторон коробки находится наклейка. По ней можно сравнить серийный номер, узнать дату (март 2018 года) и место производства (Китай).

80_photo09.jpg

Комплект поставки монитора довольно велик, большая его часть упакована в картонный бокс, а включает он в себя следующее:

75_photo04.jpg

  • Силовой кабель;
  • Внешний блок питания;
  • Пластиковый элемент системы прокладки кабелей;
  • Кабель Display Port;
  • Кабель HDMI;
  • Кабель USB Type-C -> Type-C;
  • Переходник Type-C -> USB Type-A;
  • CD-диск с драйверами, ПО и руководством пользователя;
  • Наклейка с номерами телефонов СЦ;
  • Руководство пользователя;
  • Руководство по быстрой настройке;
  • Проспект по требованиям к графической видеоподсистеме;
  • Инструкция по безопасному обращению с устройством;
  • Проспект по условиям гарантии.

72_photo01.jpg 74_photo03.jpg


В комплекте мы нашли всё необходимое. Отдельно радует, что все кабели выполнены в белом цвете – под основной цвет корпуса. 

73_photo02.jpg

Отчёт заводской калибровке монитора повествует нам об идеальной настройке устройства и соответствии цветового охвата на 95 % пространству DCI-P3. Мы, как всегда, в это проверим, но не забудем и проверить. Ведь как известно – случается всякое.

Дизайн и эргономика

84_photo13.jpg 85_photo14.jpg

Новинка не получила явных внешних изменений по сравнению с предыдущими решениями. Всё это мы видели в нескольких решениях бренда последних двух лет, в том числе LG 34UC99. Правда, здесь нет изогнутости панели, совсем другое соотношение сторон и внутренние рамки заметно меньше.

83_photo12.jpg

Никаких накладок на рамки нет, монитор можно назвать безрамочным без кавычек.

Белый цвет, вероятно, сильно полюбился дизайнерам компании, что он нашёл своё применении и в новинке. Существует теория о существовании и чёрных вариантов, но на Российский рынок они не поставляются.

96_photo25.jpg 104_photo33.jpg

Центральная стойка за секунду стыкуется с корпусом монитора. VESA-совместимое крепление стандарта 100х100 мм углублено в корпус.

86_photo15.jpg 93_photo22.jpg

В мониторе используется знакомая по многим другим моделям бренда подставка Arc Line, лицевая поверхность которой закрыта пластиком со шлифовкой под металл. Центральная же колонна – белая с точно такой же «металлической» накладкой на лицевой части.

95_photo24.jpg

Система прокладки кабеле выполнена за счёт пластикового держателя в нижней части центральной стойки. Решение максимальное простое и сделано по принципу – хотя бы что-то.

87_photo16.jpg 88_photo17.jpg 92_photo21.jpg 94_photo23.jpg

Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами. Обработка элементов не вызывает нареканий, зазоры одинаковы по всей длине стыков. Корпус практически не поддаётся скручиванию, но немного хрустит и скрипит при физическом воздействии.

98_photo27.jpg 99_photo28.jpg

Белый глянцевый пластик – это, с одной стороны, хорошо, а с другой плохо. Следы от пальцев на нём остаются видны гораздо меньше, чем на чёрном, но пыль (и не только) липнет всё так же хорошо, а лоск после первого вскрытия быстро сходит на нет. С матовыми же элементами корпуса (в основном контурная рамка) таких проблем нет.

В итоге за качество материалов и сборки мы можем выставить 4 балла из 5 возможных. Достаточно хороший результат для монитора LG данного ценового сегмента и для своего класса в целом.

90_photo19.jpg

Монитор LG 32UD99-W использует в своём составе качественную полуматовую поверхность матрицы. Различимый кристаллический эффект отсутствует, картинка с экрана приятна для глаз.

105_photo34.jpg

По одной крупной наклейке на корпусе можно узнать не только информацию, аналогичную указанной на коробке, но и ревизию монитора – REV01.

97_photo26.jpg

В задней части монитора на колодке для подключения кабелей находятся следующие разъемы, ориентированные назад: питание, DisplayPort 1.2а, два новейших HDMI 2.0, DisplayPort 1.2a, USB Type-C, два USB 3.0 для работы с периферией и Audio-Out для вывода звука на наушники или внешнюю акустическую систему.

101_photo30.jpg

В модели используемая акустическая система MaxxAudio с двумя динамиками мощностью5 Вт каждый. Максимальная громкость достаточно высока, общее качества звука – выше среднего (для встроенной акустики). Не хватает объёма и возможностей по воспроизведению низких частот, но это касается большинства похожих систем.

91_photo20.jpg

Эргономика подставки у новинки не самая широкая. Доступен наклон панели в пределах от -5 до примерно +25 градусов и изменение высоты на 115 мм, вот только опускается монитор недостаточно – иногда хочется, чтобы панель была ниже к рабочей поверхности.  

89_photo18.jpg

Присутствует возможность переворота в портретный режим из-за чего пострадала центровка панели – она выполнена не лучшим образом, ведь после каждого изменения положения корпуса в пространстве его придётся равнять строго по горизонту. Из минусов же можем выделить отсутствие возможности поворота корпуса влево-вправо – таково ограничение используемой подставки.

Все крепёжные элементы у монитора выполнены из металла, даже те, что покрашены в белый цвет – под цвет пластиковых элементов корпуса. В отличие от первопроходца в своём сегменте новая центральная колонна и её крепление положительно сказались на жесткости всей конструкции и устойчивости корпуса – он не качается от любого прикосновения и, соответственно, не раздражает.

100_photo29.jpg

Основание подставки выполнено из того же металла. Резиновых ножек немного – всего четыре штуки. Удерживают они монитор на одном месте довольно хорошо. Но при желании повернуть дисплей всё равно можно и это, в его случае, только плюс.

Меню и управление

Управление монитором производится посредством пятипозиционного джойстика, расположенного на нижней грани корпуса в центральной части. Сам элемент управления, очень удобный, практичный и хорошо нам знаком.

103_photo32.jpg

Система управления также удобна и не требует привыкания. Благодаря экранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не испытывая дискомфорта и проблем. Принцип работы с джойстиком интуитивно понятен.

67_menu13.jpg

Нажатие джойстика проводит к появлению на экране специального кругового OSD меню с пятью пиктограммами. Через них можно попасть в основное меню, выбрать источник сигнала, активировать игровые настройки (открывается четыре подменю), выключить монитор и убрать меню. С помощью сдвига джойстика влево-вправо можно попасть к быстрой регулировке уровня громкости, а вверх-вниз покажет информацию по рабочему интерфейсу и выбранному режиму изображения.

68_menu14.jpg 69_menu15.jpg 70_menu16.jpg 71_menu17.jpg

Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:

Внешний вид меню рабочих (не игровых) мониторов LG остаётся неизменен на протяжении последних 4-5 лет. Это просто большое чёрное окно во всю высоту экрана, «прилепленное» к его правой части. Про дизайн тут сказать нечего. Скорость анимации достаточно высокая, всё быстро – без задержек.

55_menu01.jpg

Само меню состоит из четырёх подразделов, а его структура несколько изменилась. В первом можно регулировать яркость, контрастность, громкость подключённого внешней акустической системы.

56_menu02.jpg 57_menu03.jpg 58_menu04.jpg 59_menu05.jpg

Второй отдан под выбор источника сигнала и изменение режима работы встроенного скалера изображения. Также в нём присутствуют настройки функции PbP.

60_menu06.jpg 61_menu07.jpg 62_menu08.jpg 63_menu09.jpg

Раздел «Картинка», как и всегда, поделен на четыре подраздела. В первом выбирается предустановленный режим изображения. Во втором находятся настройки яркости, контрастности, специальные параметры типа усиления резкости, настройки глубины чёрного при HDMI подключении, специальных технологий SuperResolution+ и так далее. Доступна активации динамической контрастности и системы компенсации неравномерности подсветки.

64_menu10.jpg 65_menu11.jpg

В третьем подразделе «Настройки игры» пользователь может выставить степень усиления разгона матрицы, активировать технологию FreeSync и увеличить или уменьшить различимость крайних тёмных полутонов.

В последнем подразделе предлагается изменить режим гаммы, цветовой температуры, установить усиление RGB каналов (для ручной настройки точки белого), произвести 6-осевую коррекцию цвета по сдвигу и насыщенности. Касательно режимов ЦТ – производитель вновь пришёл к нескольким основным вариантам и добавил более плавную регулировку в пункт со странным переводом «Инструкция».

66_menu12.jpg

Изменить язык локализации, включить или выключить светодиод питания, активировать автоматический переход в режим ожидания, быструю зарядку по USB, задействовать стандарт DisplayPort 1.2, функцию «Разбудить», режим энергосбережения (просто блокируется яркость на определённом значении) и заблокировать меню – всё это можно сделать в разделе «Основные». Здесь же можно сбросить все настройки к заводским значениям.

Доступ к сервисному меню в случае с героем обзора найден не был, как и в большинстве мониторов компании. Основной проблемой в достижении цели стал джойстик управления. Но это не является проблемой, поскольку все необходимые параметры присутствуют в стандартном OSD Menu, а установленная матрица – одна единственная в своём роде.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе 32UD99-W используется новая и ещё не проверенная нами IPS-матрица с расширенным цветовым охватом.

00_spectrum.png

По измеренному спектру можно понять, что перед нами не обычная W-LED. Для начала посмотрим на возможности по цветовоспроизведению при настройках по умолчанию:

21_gamut_standard_srgb.png  22_gamut_standard_adobergb.png

Рабочее цветовое пространство монитора превосходит стандарт sRGB, но значительно уступает ему на зелёных и бирюзовых оттенках.

23_gamut_swcalib_srgb.png 24_gamut_swcalib_adobergb.png

После ручной настройки и калибровки обычным способом (через LUT-видеокарты) ничего не меняется.

25_gamut_hwcalib.png 26_gamut_srgbmode.png

Если воспользоваться аппаратной калибровкой с установкой в качестве рабочего цветового пространства sRGB, то эмуляция отрабатывается идеально, чего нельзя сказать про заводской режим sRGB.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата (и объёмы фигуры в целом – вторая цифра) монитора стандартизированным пространствам следующие:

Стандартные настройки:

  • sRGB - 99,3 | 139,1 %;
  • AdobeRGB - 82,7 | 95,8 %;
  • DCI-P3 - 95,6 | 98,5 %;

После калибровки SW:

  • sRGB - 99,4 | 135,6 %;
  • AdobeRGB - 80,3 | 93,4 %;
  • DCI-P3 - 94,2 | 96,0 %;

После калибровки HW:

  • sRGB - 97,5 | 98,6 %;
  • AdobeRGB -   67,7 | 68 %;
  • DCI-P3 - 69,8 | 69,9 %;

В режиме HDR Эффект:

  • sRGB - 99,5 | 134,6 %;
  • AdobeRGB - 79,5 | 92,8 %;
  • DCI-P3 - 93,9 | 95,4 %;

В режиме sRGB:

  • sRGB - 94,5 | 95,3 %;
  • AdobeRGB - 65,5 | 65,7 %;
  • DCI-P3 - 67,5 | 67,5 %.

Все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Продемонстрированные LG 32UD99-W возможности по цветовоспроизведению позволяют отнести его к мониторам для работы с цветом практически на любом уровне, но при условии, что вы не планируете заниматься профессиональной полноцветной печатью (там, где иногда требуется полноценный AdobeRGB).

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

У рассматриваемого монитора присутствует двенадцать предустановленных режимов и два пользовательских пресета для проведения аппаратной калибровки. По умолчанию используется стандартный – «Пользовательский» со следующими настройками:

  • Яркость – 100;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (50/50/50);
  • Гамма – режим 2;
  • Равномерность – Выкл. (для тестирования мы её включили);
  • DFC – Выкл.;
  • Стабилизатор чёрного – Выкл..

Изучим полученные результаты в самых интересных, с нашей точки зрения, режимах:

02_tab2.png

Учитывая нестандартный цветовой охват и класс модели заводскую настройку 32UD99 можно отнести к довольно качественной. Режим «Чтения» полностью оправдывает своё название и позволяет работать за монитором при очень плохом освещении, снижая нагрузку на глаза.

124_raz1.jpg 125_raz2.jpg 126_raz3.jpg 127_raz4.jpg4

С помощью режима «HDR-эффект» производитель попытался повторить работу технологии HDR, доступную для активации в системе Windows, но для контента, который не имеет нативную поддержку расширения динамического диапазона. Получилось сравнимо, а поэтому не стоит удивляться тому, что отклонения DeltaE сильно выросли – это вполне очевидно, потому что изменениями при HDR противоречат давно принятым стандартам, но когда-нибудь это, возможно, изменится.

В режиме sRGB, судя по результатам, качество заводской настройки не самое лучшее, но уменьшенный цветовой охват позволил снизить отклонения до довольно низких значений, а поэтому те, кому надо «поточнее» - такой результат устроит на все 99 % J

Относительно режима REC709 ситуация странная – он должен быть максимально похож на sRGB, но что-то пошло не так и он оказался значительно более контрастным и с большими отклонениями от стандарта.

В ходе стандартной процедуры калибровки для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений мы выставили следующие настройки:

  • Яркость – 46;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (50/50/49);
  • Гамма – режим 2;
  • Равномерность – Вкл.;
  • DFC – Выкл.;
  • Стабилизатор чёрного – Выкл..

При проведении аппаратной калибровки мы выбрали те же основные параметры (необходимую яркость, цветовую температуру, гамму) и дополнили этот список цветовым пространством sRGB в качестве рабочего.

В первом случае мы оставили систему компенсации неравномерности в рабочем состоянии, что прекрасно видно по разнице в глубине чёрного и итоговом коэффициенте контрастности. Заметно ли это в реальной работе? Нет, но разница в равномерности подсветки есть и этой большой плюс стандартной процедуры калибровки, ведь при аппаратной ПО от LG не позволяет активировать систему Uniformity. Да и с точки зрения финального результата оказалось, что аппаратная калибровка выполняется не самым точным образом, градиенты портятся, как и обычно (хотя не должны), а поэтому большого смысла в ней мы не нашли. Стоит это учитывать, если вы приобретаете LG 32UD99 ради всех теоретических достоинств калибровки через открытый LUT-монитора.

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

32_standard_gamma.png 33_standard_cie.png

При стандартных настройках на гамма-кривых становится понятно, что картинка на экране менее контрастная, чем должна быть. При этом стабильность серого максимально высокая, а точка белого настроена довольно точно.

28_standard_udact.png

Всё это подтверждает отчёт UGRA, а два последних результата свидетельствуют лишь о сильном отхождении цветового пространства монитора от стандарта sRGB.

34_read_gamma.png 35_read_cie.png 36_hdr_gamma.png 37_hdr_gamut.png40_rec709_gamma.png 41_rec709_cie.png


В режиме для чтения производитель снизил контрастность картинки, как только смог и увёл все точки серого клина в область с красным паразитным оттенком. Выглядит плохо… перестарались.

В HDR-эффект значительно поднята яркость средних и светлых оттенков, убиты глубокие тени. Эффект получается действительно, что надо и мы наглядно продемонстрировали это на реальных примерах в предыдущем разделе.

REC709, как было сказано ранее, более контрастный, чем sRGB, точка белого настроена чуть хуже, чем при стандартных настройках, а стабильность ЦТ оттенков серого всё такая же.

38_srgb_gamma.png 39_srgb_cie.png

Сам режим sRGB не порадовал нас настройками точки белого (от слова – совсем), но в остальном производитель постарался сделать лучше, чем в стандартном режиме.

29_srgb_udact.png

Поэтому у нас тут сразу три зачёта из четырёх, что дополнительно подтверждает почти идеальную эмуляцию цветового пространства sRGB.

42_swcalib_gamma.png 43_swcalib_cie.png

После проведения стандартной процедуры калибровки в пользовательском режиме с полным цветовым охватом, гамма-кривые пришли в норму, стабильность серого клина сильно не пострадала.

30_swcalib_udact.png

Монитор с легкостью смог получить сертификат соответствия UGRA и аттестоваться по четырём цветовым стандартам для профессиональной работы.

44_hwcalib_gamma.png 45_hwcalib_cie.png

При проведении аппаратной калибровки, судя по двум картинкам выше, всё должно было быть не хуже, но реальность оказалась иной.

31_hwcalib_udact.png

Монитор не прошёл строгий тест и оказался хорош только по настройке точке белого и балансу серого. ПО от LG, уже в который раз, доказывает, что производителю ещё есть над чем работать и не стоит делать открытый для доступа LUT в каждой не самой дешёвой модели монитора.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки LG нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), зато в меню есть пару параметров, которые могли бы улучшить точность цветопередачи. Главным из них следует признать «Гамма» и именно его мы и рассмотрим:

46_gamma1_197.png 47_gamma2_209.png 48_gamma3_238.png 49_gamma4_213.png

По умолчанию выставлено значение 2, но самым близким к рефернсу следует признать гамму под номером 4. Одна проблема – в этом случае система компенсации неравномерности подсветки не работает. Значение остаётся в положении «Вкл.», но по факту проверки оказывается, что это не так.

52_bs50_209.png

Второй параметр, влияющий на картинку – Black Stabilizer, он же – Стабилизатор чёрного, позволяющий высветлить или затемнить тени, не только самые глубокие. По умолчанию установлено значение 50.

50_bs0_227.png51_bs25_219.png53_bs75_201.png54_bs100_196.png

Пункт отрабатывает себя, как следует. Какое выставить значение – всё на любителя. Если же требуется максимально точная цветопередача для обычной работы, то следует оставить стандартные 50 %.

Равномерность градиентов

121_grad2.jpg

Говоря про качество градиентов следует отдавать себе отчёт в том, что увидеть качество «десятибитника» в подавляющем большинстве случаев вам не удастся. Выше представлен обычный пример из TFTTest. На нём вы видим беспроблемные и равномерные градиенты к которым сложно придраться. Ничего не меняется и после ручной настройки – градиенты остаются близкими к идеалу.

122_grad1.jpg 123_grad2.jpg

А вот аппаратная калибровка, на которую многие надеется, обеспечила получение около 5-6 хорошо заметных переходов в области 10-30 %, но без особых паразитных оттенков. Несколько более лучший результат мы получили в ходе обычной – программной калибровки. Количество резких переходов не более 4 штук примерно в том же диапазоне. Выводу тут, как нам кажется, очевидны.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора LG 32UD99-W, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Уровень стабильности цветовой температуры в основных режимах, рассчитанных на работу, а не развлекательный контент, демонстрируют очень высокую стабильность ЦТ, в том числе и после двух процедур калибровки. В других же пресетах, где нет особых требований к точности цветопередачи, отклонения в разы выше и превышают все допустимые границы.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомню, что по умолчанию производитель установил пресет “Пользователь” со значениями RGB 50/50/50. Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима «Standard» из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшиеся предустановки ЦТ с разными значениями:

04_tab4.png

Тут можно отметить следующее:

  • Реальные значения заметно отличаются от заявленных производителем, особенно в режимах 7500К и 9300К;
  • Режимы 6500К и Пользовательский максимально похожи и нет особой разницы каким из них пользоваться.

Наш вывод следующий – если у вас нет измерительных приборов для настройки, то следует остановиться на заводских настройках.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Игрок 1. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

Для начала посмотрим на результаты в стандартном режиме с выключенной системой компенсации. В этом случае рабочий диапазон очень широкий – 38-371 нит, при коэффициенте контрастности даже больше заявленного – почти 1450:1.

06_tab6.png


Он уверено держится во всём рабочем диапазоне изменения яркости подсветки. Для IPS-матрицы результат просто шикарный. Монитор отлично подойдёт для работы при любом уровне внешней освещённости и порадует глубиной чёрного поля среди IPS-подобных моделей.

07_tab7.png

Теперь активируем систему компенсации неравномерности. Глубина чёрного при прочих равных снижается вдвое, как и рабочий диапазон с обоих сторон. Он меняется на 19-189 нит.

08_tab8.png

Такой результат порадует тех пользователей, которые давно не работают при высокой яркости подсветки, берегут свои глаза и, не редко засиживаются за компьютером до позднего вечера – глубокий ночи. К тому же, в этом случае, равномерность подсветки существенно отличается о той, что вы получите без Uniformity Compensation.

Скорость матрицы

В новинке заявлена матрица со временем отклика в 5 мс (является нормой для большинства IPS панелей от LG), измеренным по методике Gray-to-Gray. Максимальная частота вертикальной развёртки составляет стандартные 60 Гц.

Для увеличения скорости в модели применена технология разгона OverDrive, которую можно отключить либо активировать в одном из трёх положений (по умолчанию используются Нормально – Middle). Посмотрим на полученные результаты:

128_overdrive.jpg

Очевидно, что даже при стандартных установках LG 32UD99-W никак нельзя причислить к медленным мониторам. Он ничуть не хуже лучших представителей IPS/PLS/AHVA представителей с самыми разными диагоналями и разрешением, но исключительно среди моделей с частотой развёртки в диапазоне 60-75 Гц. Шлейфы не большие, артефакты полностью отсутствуют, разгон проведён очень корректно. Смысла в других режимах мы не увидели. Вы же не хотите увеличить время отклика либо получить явные артефакты на движущихся объектах… Не так ли?

Что касается технологии AMD FreeSync, то она, безусловно, убирает такие неприятные моменты, как разрывы картинки и её «подлагивания», однако, для этого необходима соответствующая видеокарта. К тому же, технология работает исключительно в узком диапазоне 40-60 Гц, что сильно сказывается на общих впечатлениях и возможностях её воздействия на происходящее на экране во время игры. Так что приобретать данную модель с надеждой убрать все фризы, разрывы с помощью поддержки FreeSync – не стоит. Считайте это бесплатным дополнением, на которое не стоит строить больших планов, как и в любых моделях с FreeSync первой версии и небольшой частотой развёртки.

Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора у LG 32UD99-W примерно такие же, как и у других подобных мониторов, в независимости от частоты вертикальной развёртки. Да и проявляющиеся при изменении угла просмотра особенности те же самые, несмотря на более новую матрицу с увеличенным цветовым охватом за счёт иной системы подсветки.

108_viewingangles.jpg

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится значительно быстрее и сильнее.

109_glowc1.jpg 110_glowc2.jpg 111_glowc3.jpg


Угловой Glow-эффект выражен на среднем уровне, контрастность картинки заметно падает, проявляется грязно-жёлтый паразитный оттенок.

112_glow1.jpg 113_glow2.jpg 114_glow3.jpg 115_glow4.jpg

Изучаемый монитор отличается ярко выраженным Glow-эффектом на чёрном поле, но этим нас монитор 32UD99 не удивил. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум с чёрными полосами сверху и снизу при просмотре фильма), паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит (установить более точно не получилось). За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

09_tab9.png

15_tab15.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 9,1 %, а максимальное 23 %. Результат для монитора такой диагонали очень достойный. Впрочем, достаточно активировать систему компенсации и результат становится значительно выше – 5,9 % и 14 % соответственно. Система отрабатывает себя не идеально, но для монитора, у которого она не заявлена на официальном уровне – всё более чем достойно.

10_tab10.png

16_tab16.png

Ещё удивительнее тот факт, что картина происходящего не сильно меняется, диаграммы поверхностей, в целом, очень похожи. Меняются только цифры и только... Такое поведение монитора с системой компенсации мы видим впервые.

116_ravn_white1.jpg 117_ravn_white2.jpg


Фотографии выше демонстрируют белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля. Разница хорошо видна, система компенсации работает, как надо.

118_ravn_black1.jpg 119_ravn_black2.jpg

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его равномерность по двум фотографиям при одинаковых настройках камеры и дисплея, но сделанных на разном расстоянии от экрана. Разница между снимками оказалась существенной. В первом случае, Glow-эффект проявил себя во всех четырёх углам матрицы с паразитными оттенками по краям засветов.

120_ravn_glowblack.jpg

При отдалении от экрана в 1,5 метра Glow-эффект сразу исчезает, остаётся реальная равномерность подсветки на чёрном, которая, увы, нас не сильно обрадовала. У нашего экземпляра нашлось по одной маленькой засветки в двух верхних углах и около десяти точечных засветок по нижнему краю матрицы. В реальной работе эти проблемы не бросаются в глаза, но в ходе тестирования на них сложно не обращать внимание.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

11_tab11.png

17_tab17.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. При настройках по умолчанию монитор смог показать обычный – средний результат, не сильно нас удивив.

12_tab12.png

18_tab18.png

После активации системы компенсации неравномерности подсветки оба отклонения и рабочий диапазон ЦТ падают почти вдвое. Теперь результат можно причислить к очень хорошим, после чего возникает вопрос – «Почему система компенсации не заявлена в достоинствах модели на официальном уровне?».

13_tab13.png

19_tab19.png


Для тех, кто НЕ считает измерения цветовой температуры достаточными в ходе обсуждения равномерности подсветки – предлагаю ознакомиться с результатами отклонений ЦТ в единицах DeltaE. Референс всё тот же – 6500K.

14_tab14.png

20_tab20.png

В обоих случаях результаты высокие, а по диаграммам можно понять, что небольшие проблемы затрагивают исключительно два нижних угла и края панели. После активации системы компенсации среднее отклонение снижается до 1,4 единицы DeltaE и в этом случае можно смело говорить – проблем с ЦТ у модели нет. По крайней мере, у проверенного нами экземпляра.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В мониторе LG 32UD99-W применена IPS-матрица с полуматовой поверхностью, предназначенная для использования в «безрамочных» корпусах. Рассмотрим полученный макроснимок:

129_krystal.jpg

Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях себя практически не проявляет (зависит от степени восприимчивости и от того с чем сравнивать) и не усиливается при взгляде сверху или снизу. Картинка на экране приятна глазу и не напрягает структурой «туалетной бумаги». От эффекта Cross-hatching модель полностью избавлена.

132_text1.jpg

133_text2.jpg

134_text3.jpg

135_text4.jpg


Качество проработки текста на мониторе не вызывает никаких нареканий, дополнительная настройка не требуется. Впрочем, некоторым потребителям может понадобиться перенастройка Type-Clear в ОС Windows, но это вполне обычная процедура, которую лучше выполнять при начале работы с любом - новым дисплеем.

130_shim100.jpg 131_shim0.jpg


Для монитора заявлена технология под названием Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что 32UD99-W действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц) во всём диапазоне изменения яркости подсветки, как при активной системе компенсации неравномерности подсветки, так и без неё. За свои глаза вы можете быть спокойно.

Монитор использует небольшой внешний блок питания. Паразитные звуки от него и прочей встроенной электронной начинки нами выявлены не были.

Выводы

Протестированный LG 32UD99-W является одним из немногих 31,5-дюймовых IPS 4K-мониторов, который сможет удивить покупателя не только своим внешним видом, но и предлагаемыми возможностями. Ни один другой конкурент за сравнимые деньги не способен предложить тот спектр достоинств и особенностей, что есть у новинки от LG и это, пожалуй, её главное достоинство.

За адекватные деньги для данного класса устройств покупатель получит в свои руки мультимедийный дисплей, способный показать себя с наилучшей стороны и в профессиональной работе. В нём используется современная AH-IPS-матрица с глубоким чёрным, хорошей заводской настройкой, широкими возможностями по цветовоспроизведению и очень широким диапазоном яркости подсветки.

Безусловно, идеальным монитор у инженеров LG не вышел. Они немного переоценили свои возможности в части аппаратной калибровки, недоработали вопрос равномерности на чёрном поле (она не плоха, но хотелось бы лучше), а маркетологи сделали слишком большой акцент на поддержке HDR, позабыв, что в модели будет использоваться обычная – торцевая LED-подсветка, без деления на зоны.

Таким образом, на данный момент, LG 32UD99-W выглядит очень интересным вариантом, который нельзя списывать со счетов до момента выхода в свет обновлённой модели от корейцев в лице 32UK950, которая поступит в продажу только ближе к середине осени этого года. Там нам обещают ещё более современную и совершенную матрицу, но, как правило, такие обещания оказываются не более чем очередной выдумкой маркетологов. Впрочем, поживём – увидим. Удачи в правильном выборе!

____________________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки LG 32UD99-W в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Стильный дизайн и хорошее качество материалов (за небольшим исключением) и сборки;
  • «безрамочность» со всех четырёх сторон;
  • Отличный комплект поставки;
  • Удобное управление с помощью 5-ти позиционного джойстика;
  • Наличие USB-хаба и встроенной акустической системы;
  • Современные интерфейсы для подключения, в том числе USB Type-C с возможностью одновременной зарядки подключённого ноутбука (до 40 Вт);
  • Достаточно эргономичная подставка (но без поворота вправо-влево) и наличие VESA-совместимого крепления;
  • Хорошая заводская настройка;
  • Поддержка HDR10 и наличие режима HDR-эффект, пытающегося воссоздать влияние HDR на изначальное изображение;
  • Адекватный заводской разгон и хорошая скорость для 60 Гц IPS-панели;
  • Встроенная технология адаптивной синхронизации AMD FreeSync - толку, правда, мало, но это лучше, чем ничего;
  • Широкий цветовой охват (95-96 % DCI-P3 по результатам тестов) и качественная эмуляция Srgb при необходимости – проблем с цветом, в зависимости от поставленной задачи, точно не будет;
  • Очень широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильно высоком коэффициенте контрастности выше заявленного в ТХ (1450:1 при отключённой системе Uniformity);
  • Отличная стабильность ЦТ оттенков серого в большинстве режимов;
  • Возможность проведения аппаратной калибровки (правда, со своими «но»);
  • Достойно работающая система компенсации неравномерности подсветки, которую, почему-то, не отметили в особенностях модели;
  • Отличные углы обзора;
  • Практически неразличимый кристаллический эффект (спасибо полуматовой матрице) при любом положении пользователя перед монитором;
  • Отсутствие ШИ-модуляции (Flicker-Free подсветка) и Cross Hatching;
  • Адекватная цена на фоне конкурентов с меньшими возможностями.

Недостатки:

  • Аппаратная калибровка выполнена на плохом уровне – портятся градиенты, точность профиля не самая высокая, выключается система компенсации неравномерности подсветки.

Может не устроить:

  • Только белый вариант в продаже;
  • Высокая нагрузка на систему (из-за 4К) и необходимость использования проблемного масштабирования в Windows (не для всех, но подавляющего большинства);
  • Средняя равномерность подсветки на чёрном поле (зависит от экземпляра);
  • Достаточно сильный Glow-эффект на чёрном и хорошо заметный на цветных изображениях.

____________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka =DEAD=


Комментарии