Показательное выступление. Обзор и тестирование игрового 4K-монитора LG 27GN950-B

Показательное выступление. Обзор и тестирование игрового 4K-монитора LG 27GN950-B

Вступление

Долгожданные игровые мониторы стандарта 4К вышли почти два года назад, но, с тех пор, рынок не заполонили десятки аналогичных моделей, а для ощутимого снижения стоимости производителям, уже как год, пришлось отказаться от многозонной системы подсветки для своих «народных решений». Не сильно мы удивляемся и тому, что самые продвинутые первенцы в классе (такие как ASUS PG27UQ и Acer X27|X27P) практически не встречаются в продаже (актуально для России), ведь большая часть желающих приобрели их ещё на старте. Сейчас же актуальными становятся более доступные модели с обычной торцевой подсветкой и современными технологиями на борту.   

64_photo11.jpg

Ранее в этом классе были представлены только пара моделей от Acer из серий Predator и ConceptD, однако, никаких существенных отличий между ними кроме внешней составляющей не было и нет, а используемая матрица не может на равных бороться с новыми Fast-IPS-решениями 2020 года. «Что же делать?» - спросите вы.

Похоже, в компании LG нашли решение данной проблемы и имя ему – 27GN950-B из серии UltraGear. Встречайте!

Справочная информация

Рассматриваемая модель является долгожданной новинкой конца 2020 года, хотя её официальный анонс состоялся ещё в середине лета. В России старт продаж случился почти месяц назад, но найти монитор не так-то и просто, а его цена находится в диапазоне от 88000 до 90000+ рублей.        

Среди реальных конкурентов LG 27GN950-B доступных в продаже мы можем выделить исключительно монитор Acer Predator XB273KSbmiprzx, основным достоинством которого выступает встроенный аппаратный модуль G-Sync, а недостатками являются цена (на 20000 рублей дороже), не самая быстрая матрица и отсутствие поддержки системы сжатия данных (DSC).

Теперь рассмотрим основные характеристики изучаемого монитора:

01_tab1.png

По подтверждённым данным новинка LG построена на базе Nano-IPS-матрицы LG Display, модели LM270WR8-SSA1. Отметим, что как и в случае с другими Nano-IPS от LG «нано» в ней только специальное химическое соединение (слой KSF Phosphor), нанесённое нано-частицами (т.е очень-очень маленькими) на привычные «белые» светодиоды подсветки, что позволило изменить их спектр свечения и увеличить цветовой охват в сравнении с AH-IPS-матрицей с обычной (не модифицированной) W-LED-подсветкой. Возможности панели на 98 % соответствуют пространству DCI-P3, активно продвигаемому в мониторах 2019-2020 из среднего+ ценового сегмента, а сама система подсветки размещена по краям панели.

Среди прочих изменений на фоне скоростных 4К-моделей мы можем отметить выход на иной уровень скорости в 1 мс GtG (если судить по ТХ, то для этого надо активировать самый быстрый режим Overdrive), что вкупе с максимальной частотой вертикальной развёртки в 144-160 Гц должно понравиться продвинутым игрокам с самыми быстрыми компьютерными комплектующими, способными выжать из монитора все соки.

Для достижения 144-160 Гц с 8-10-битной глубиной цвета у потребителя должна быть установлена видеокарта не ниже RTX 20-ой серии с поддержкой технологии сжатия данных DSC, а на более доступных картах можно рассчитывать исключительно на 95-120 Гц при 8 битах. Есть у монитора ограничения, накладываемые и используемыми интерфейсами. Для обеспечения максимальной пропускной способности и рабочей частоты пользователю необходимо воспользоваться единственным на борту DP 1.4. Два дополнительно установленных HDMI 2.0 предполагаются для использования со сторонними источниками сигнала, в частности с игровыми приставками, ведь максимальная частота будет ограничена 60 Гц. Кроме того, у 27GN950 есть два порта USB 3.0 для работы с периферией, однако, они не поддерживают быструю зарядку, да и встроенной акустической системы у монитора нет.

Сочетание 27-дюймовой диагонали и разрешения стандарта 4K UHD принесло нам плотность пикселей на уровне 163 ppi и соответствующую необходимость использования системы масштабирования Windows, которая, до сих пор, работает не идеально. Повышаются требования и к производительности системы, причём не только в играх, но и различных профессиональных приложениях.

В вопросе максимальной яркости новинки LG на просторах интернета можно увидеть несколько цифр: 400 нит в обычных условиях работы и 600 нит для HDR-режима, а также вариант 450|750 нит. Коэффициент контрастности в LG указывают на уровне 1000:1, а в качестве приятного бонуса монитор сертифицирован как HDR10-совместимый и соответствует стандарту VESA DisplayHDR 600.

65_photo12.jpg

Используемая подсветка обходится без ШИ-модуляции во всем рабочем диапазоне яркости. Цвет корпуса модели – чёрно-красный, что сразу же определяет класс монитора и позволяет издалека определить его основную направленность. Монитор оснащён последней версией системы подсветки внешнего пространства Sphere Lighting 2.0, способной реагировать на звуки и синхронизироваться с происходящим на экране (работоспособность данной системы – в зачаточном состоянии).

121_vid.jpg

Новинка от LG оказалась выполнена в «безрамочном» корпусе, без пластиковой накладки в нижней части матрицы. Боковые и верхняя рамка меньше, чем у многих «безрамочных» решений и это хорошо видно по фотографиям модели.

122_ramki1.jpg  123_ramki2.jpg

Система управления дисплеем осталась неизменна и сохранилась за 5-позиционным джойстиком – классика от LG. Дополняет его кнопка-колесо для настройки системы внешней подсветки, так же размещённая на нижней грани корпуса.

Эргономика подставки обеспечивает возможность изменения наклона и высоты установки корпуса на подставке. Есть быстросъёмное соединение центральной колонны и корпуса, а также поддерживается VESA-совместимые кронштейны с креплением стандарта 100х100 мм.

Комплект поставки

54_photo01.jpg

Монитор LG поставляется в крупной картонной коробке с качественной полиграфией и несколькими фотографиями устройства с разных ракурсов. Дизайн в этот раз повторяет таковой для всех новинок серии GN - стильный и современный с игровой направленностью. Пластиковая ручка для переноски отсутствует, вместо неё по одному специальному вырезу с двух сторон.

56_photo03.jpg

По выбранной стилистике и названию LG Gaming Monitor сразу становится всё понятно – перед нами игровой монитор. Указаны основные особенности решения в виде поддержки NVIDIA G-Sync, 144 Гц, 1 мс GtG, Nano-IPS-матрицы и HDR.

57_photo04.jpg

На одной из сторон коробки находится наклейка. По ней можно сравнить серийный номер, узнать дату (сентябрь 2020 года) и место производства (Китай).

58_photo05.jpg

Комплект поставки монитора велик и включает в себя следующее:

  • Силовой кабель;
  • Внешний блок питания;
  • Пластиковый держатель кабеля мышки;
  • Кабель Display Port;
  • Кабель HDMI;
  • Кабель USB для подключения к ПК;
  • CD-диск с драйверами, ПО и руководством пользователя;
  • Наклейка с номерами телефонов СЦ;
  • Руководство пользователя;
  • Руководство по быстрой настройке;
  • Отчёт с результатами заводской калибровки;
  • Инструкция по безопасному обращению с устройством;
  • Проспект по условиям гарантии.

60_photo07.jpg  61_photo08.jpg

Для класса и стоимости монитора комплект поставки можно назвать безупречным. Все кабели выполнены в чёрном цвете, как и основная часть корпуса.

59_photo06.jpg

Комплект уложен в отдельный картонный бокс. Присутствует отчёт о заводской калибровке монитора с минимальным набором собранных данных. По большому счёту данный листок бумаги ни о чём не говорит, ведь производитель сразу заявляет, что результаты могут «плавать» и зависеть от используемого оборудования.

Дизайн и эргономика

В изучаемом мониторе хорошо угадываются ранее выпущенные игровые модели LG, в частности обновлённые решения, относящиеся к поколению GN. Модель повторяет ранее проверенный нами LG 34GN850-B, а среди отличий только габариты корпуса, «безрамочная» панель со всех четырёх сторон и внедрённая в монитор система внешней подсветки. Цвет сохранился за уже ставшей классикой чёрно-красной расцветкой.

67_photo14.jpg  66_photo13.jpg

Центральная колонна за секунду стыкуется с корпусом монитора. VESA-совместимое крепление стандарта 100х100 мм углублено в корпус. Для разъединения необходимо отвести пластиковый рычажок вниз

78_photo25.jpg

90_photo37.jpg

В составе монитора используется активная система охлаждения призванная (по нашим предположениям) снижать температуру управляющего блока внешней подсветки и создавать более динамичные воздушные потоки для охлаждения всей остальной начинки. Уровень шума постоянен, и подавляющая часть потребителей его не заметит вовсе, даже при наличии достаточно тихого ПК. Автору, в свою очередь, пришлось вплотную приблизиться к задней части корпуса, чтобы услышать работу вентилятора.

70_photo17.jpg  75_photo22.jpg

На фоне других 27-дюймовых решений LG центральная колонна значительно выросла в своих габаритах, поменяла формы, улучшился применяемый пластик. К её устойчивости претензий у нас не возникло.

76_photo23.jpg  91_photo38.jpg


Система прокладки кабелей у 27GN950-B выполнена за счёт фигурного выреза в центральной колонне. Созданный им крючок, скорее всего, также выполняет роль держателя для наушников. В качестве же держателя провода мышки выступает уже знакомый пластиковый элемент из комплекта поставки, прикрепляемый на нижнюю грань корпуса c одной из двух сторон.

140_stand.jpg

Эргономика подставки у не самая широкая: доступен наклон панели в пределах от -2 до примерно +15 градусов и изменение высоты на 110 мм.

69_photo16.jpg

Система переворота (Pivot) доступна только в одну сторону, что делает возможным использование монитора в портретном режиме. Главным же минусом используемой подставки, пожалуй, выступает достаточно высокая установка корпуса, что является характерной особенностью большинства мониторов бренда.

63_photo10.jpg

Все крепёжные элементы и снование подставки выполнены из металла (на этот раз покрытого красным пластиком). Резиновых ножек немного – всего три штуки. Удерживают они монитор на одном месте довольно хорошо. Но при желании повернуть дисплей всё равно можно.

71_photo18.jpg  72_photo19.jpg

73_photo20.jpg  74_photo21.jpg

Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами. Обработка элементов не вызывает нареканий, зазоры одинаковы по всей длине стыков. Корпус практически не поддаётся скручиванию, не хрустит и не скрипит при физическом воздействии.

80_photo27.jpg  81_photo28.jpg

84_photo31.jpg  85_photo32.jpg

Использование глянцевой рамки по периметру корпуса – решение не самое практичное, пускай и добавляющее монитору несколько баллов за стиль. Также модель 27GN950-B продолжила практику LG в применении не самого удачного пластика на задней крышке, который, к тому же, плохо прокрашен (какие-то потёртости, царапины). Эта особенность сказывается на визуальном восприятии монитора, как более доступной модели.

86_photo33.jpg  87_photo34.jpg

В итоге за качество материалов и сборки, учитывая все найденные недочёты, мы можем поставить 4 балла из 5 возможных.

98_svet07.jpg  99_svet08.jpg

Отдельно хотим отметить систему внешней подсветки Sphere Lighting 2.0. Ещё ранее подобную систему мы называли самой эффектной среди подобных и спустя время, к удивлению, ничего не поменялось. Подход LG в данном вопросе, как нам кажется, самый верный, что с легкостью могут подтвердить фотографии ниже.

92_svet01.jpg  93_svet02.jpg

94_svet03.jpg  95_svet04.jpg

96_svet05.jpg  97_svet06.jpg


По умолчанию производитель предлагает активировать систему подсветки, настроить уровень яркости, выбрать один из четырёх цветов статичной подсветки, активировать динамичное или мягкое переключение цвета. Более глубокую настройку можно провести через отдельно скачиваемое приложение для настройки монитора.

68_photo15.jpg

LG 27GN950-B использует в своём составе качественную полуматовую поверхность матрицы. Различимый кристаллический эффект отсутствует, а антибликовые свойства – на уровне.

82_photo29.jpg  83_photo30.jpg

По одной крупной наклейке на корпусе можно узнать не только информацию, аналогичную указанной на коробке, но и ревизию монитора – REV01.

77_photo24.jpg

Все интерфейсы подключения расположились в задней части монитора и направлены назад – для удобства подключения.

Меню и управление

89_photo36.jpg

Управление монитором производится посредством пятипозиционного джойстика, расположенного на нижней грани корпуса в центральной части. Сам элемент управления, очень удобный, практичный и хорошо нам знаком. Рядом с ним находится кнопка-колесо для управления системой подсветки Sphere Lighting 2.0.

139_svet00.jpg

В основной джойстик интегрирован красный светодиод питания, активированный по умолчанию. Через настройки доступно его выключение, но необходимость в этом у вас вряд ли появится.

50_menu15.jpg  51_menu16.jpg


Система управления удобна и не требует привыкания. Благодаря экранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не испытывая дискомфорта и проблем. Принцип работы с джойстиком и колесом интуитивно понятен.

52_menu17.jpg  53_menu18.jpg


Нажатие джойстика проводит к появлению на экране специального кругового OSD меню с пятью пиктограммами. Через них можно попасть в основное меню, выбрать источник сигнала, активировать игровые настройки (открывается подменю), выключить монитор и убрать меню. Переводом джойстика влево-вправо, вверх-вниз можно добраться до быстрых настроек яркости и уровня громкости подключённых наушников.

141_control.png

В свою очередь, колесо позволяет увеличить или уменьшить яркость внешней подсветки, отключит её, выбрать один из 4 основных цветов, активировать режимы мягкого и динамичного переключения цветов. Дополнительные настройки (синхронизация по звуку или изображению на экране) могут быть выполнены через приложения LG UltraGear Control Center.

Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:

36_menu01.jpg  37_menu02.jpg


Дизайн меню нам уже хорошо знаком по другим игровым моделям бренда, выпущенных за последний год-полтора. Используется 3D-подложка, анимация быстрая и плавная, претензий к работе системы управления не возникает.

В первом разделе предлагается выбрать предустановленный режим (в том числе Калибровка 1 и 2 для аппаратной калибровки), каждый из которых, почему-то, отнесён к «игровым». В случае с новинкой между режимами Игрок 1 и Игрок 2 присутствует разница в цветовой температуре, контрастности и резкости. Теперь они совсем не одинаковые, а поэтому все наши дальнейшие советы по настройке относятся исключительно к первому из них.  

38_menu03.jpg  39_menu04.jpg


В «Настройках игры» можно активировать разгон панели до 160 Гц, изменить параметр «Стабилизатор чёрного», ответственного за различимость крайних теней и заводское положение разгона матрицы (Overdrive), включить и настроить прицел, дезактивировать поддержку Adaptive-Sync, а также сбросить настройки к позиции по умолчанию.

40_menu05.jpg  41_menu06.jpg

42_menu07.jpg  43_menu08.jpg


Параметры, напрямую влияющие на качество картинки на экране, выделены в раздел «Регулировка картинки». Тут, как и всегда, находятся регулировки яркости и контрастности, гаммы, температуры цвета вместе с правками RGB, функция 6-осевой цветовой коррекции, система динамической контрастности DFC и, конечно, очередной пункт сброса значений к заводским.

44_menu09.jpg  45_menu10.jpg


Под выбор источника сигнала и соотношение сторон выделен раздел «Вход». Также сюда добавлен пункт отключения автоматического выбора источника подключения.

46_menu11.jpg  47_menu12.jpg

48_menu13.jpg  49_menu14.jpg


В последнем разделе «Основные» представлены следующие возможности: выбор языка локализации OSD (по умолчанию выставлен русский с более-менее корректным переводом), активация автоматического режима ожидания, глубокого сна (функция разбудить), блокировка меню, дезактивация светодиода питания, сброс всех настроек и подраздел с основной рабочей информацией по монитору. Присутствуют варианты установки различных версий DP (по умолчанию установлено 1.4 DSC) для лучшей совместимости.

За работу системы подсветки, поделённой на 10-12 зон (исходя из нашей визуальной оценки), отвечают пункты «Локальное затемнение» и «Переменная подсветка». Первый позволяет активировать систему для работы даже в SDR-режиме, а вторая становится доступна только при включении HDR в системе и регулирует скорость отклика зон подсветки на происходящее на экране.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе 27GN950-B установлена новая матрица LG Display с расширенным цветовым охватом, близким к DCI-P3. Проверим ее возможности на примере новинки от LG:

30_gamut_game1.png  31_gamut_game2.png

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея в режиме Игрок 1. По представленным скриншотам видно, что две опорные точки из трёх заметно сдвинуты в пространстве относительно стандартного цветового стандарта sRGB, превосходя его на многих участках. В сравнении с ещё более широким AdobeRGB монитор проигрывает ему на зелёных и бирюзовых полутонах, но значительно опережает на красных, что является нормой для монитора подобного рода.

В отсутствии профиля и ПО с поддержкой системы управления цветом все привычные картинки, фотографии, видеоряд будут иметь непривычно насыщенные цвета. Кому-то это придётся по вкусу, другим же наоборот. 

32_gamut_reader.png  33_gamut_hdreffect.png

Чтобы избавиться от таких проблем производитель, к счастью обычных потребителей, добавил работающий (но только после обновления прошивки монитора до последней версии) режим эмуляции sRGB с возможность регулировки яркости (!). Сужение цветового охвата происходит только в нём. В том же режиме для Чтения, призванным снизить нагрузку на глаза, цвета остаются перенасыщенными.

34_gamut_srgb.png  35_gamut_calib.png

Нет значимых изменений при переходе в режим HDR Эффект, а вот проведённая аппаратная калибровка через программу LG Calibration Studio позволила повторно воспроизвести успехи режима sRGB.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам и общий объём цветовых данные представлены ниже:

Стандартные настройки (режим Игрок 1):

  • sRGB - 99,7|145,1 %;
  • AdobeRGB - 86,0|100,0 %;
  • DCI-P3 - 95,7|102,8 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 98,3|100,1 %;
  • AdobeRGB - 68,9|69,0 %;
  • DCI-P3 - 70,9|70,9 %;

Режим Чтения:

  • sRGB - 94,5|132,2 %;
  • AdobeRGB - 84,9|91,1 %;
  • DCI-P3 - 84,2|93,6 %;

Режим HDR Эффект:

  • sRGB - 99,5|140,9 %;
  • AdobeRGB - 83,2|97,1 %;
  • DCI-P3 - 94,0|99,8 %;

После аппаратной калибровки (под стандарт sRGB):

  • sRGB - 97,9|98,3 %;
  • AdobeRGB - 67,6|67,7 %;
  • DCI-P3 - 69,6|69,6 %;

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

У рассматриваемого монитора присутствует восемь предустановленных режимов, из которых мы выбрали четыре самых важных и интересных. Дополнительно представлены пресеты «Калибровка» для проведения аппаратной коррекции через отдельно поставляемое ПО. По умолчанию же используется «Игрок 1» со следующими настройками:

  • Яркость – 80;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (50/50/50);
  • Гамма – режим 2;
  • Время отклика – Быстро;
  • Стабилизатор чёрного – 50.

Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:

02_tab2.png

Заводские установки яркости, как и всегда, «радуют» нас яркой и цветастой картинкой, выжигающей глаза. Первое что необходимо сделать – снизить значение хотя бы до 20-25 %, после чего делать выводы о происходящем на экране. Лишь в режимах «Чтения» и sRGB инженеры сжалились и выбрали адекватное значение.

Коэффициент контрастности монитора в большинстве режимов держится на уровне близком к 900:1 и почти покоряет заявленные LG 1000:1 в sRGB Mode, что является средним результатом для современной IPS-матрицы. 

В 27GN950-B производитель не сильно поработал над настройкой точки белого. Так в Игрок 1 и sRGB мы получили средний результат, а в двух других режимах отклонения выросли в разы.  

По средней гамме можно сделать выводы о несколько сниженной контрастности картинки в режиме Игрок 1, выставленном по умолчанию, совсем низкую (что и требуется) в режиме для Чтения и более корректную в двух оставшихся.  

По цифрам общей точности цветопередачи можно сделать вывод, что с завода монитор настроен вполне себе не плохо, но ещё лучшие результаты он показывает в режиме эмуляции sRGB, который смело можно использовать, если вам захочется окунуться в мир более натуральных цветов.

В ходе аппаратной калибровки мы попытались повторно привести монитор к цветовому пространству sRGB с установленной яркостью подсветки на уровне 100 нит, гаммой 2.2 и цветовой температурой в 6500К. После проведённой процедуры, на которую потребовалось около 15 минут, монитор поступил на «разделочный стол» утилиты DisplayCAL и прошел тестирование на точность соответствия стандарту sRGB в отсутствии созданного профиля.

Результат оказался не самым высоким, но зато стабильным во времени. Контрастность картинки пришла в норму, точка белого подобралась к 6440К, а адекватная яркость позволит долго работать перед экраном без рези в глазах и их сильной усталости. Улучшить результат легко – достаточно воспользоваться созданным профилем либо провести дополнительное и более точное профилирование в среде Argyll CMS.

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

11_game1_gamma.png  12_game1_cie.png


При стандартных настройках измеренные гамма-кривые проходят несколько выше референсной кривой со значением 2.2, особенно в центральной области. Наблюдается некоторый дисбаланс RGB. Картинка на экране более «мягкая», чем должна быть. Тем не менее, точки серого клина плотной группой расположились в области с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<10, точка белого находится там же.  

13_reader_gamma.png  14_reader_cie.png

15_hdreffect_gamma.png  16_hdreffect_cie.png


Режим «Чтение» резко меняет яркость и цветовую температуру и прекрасно подходит ровно для того, для чего его создавали: снижена нагрузка, в том числе за счёт значительного подъёма в области с глубокими тенями для снижения контрастности картинки. В свою очередь в HDR Эффект наблюдается сильный дисбаланс RGB, снижена различимость в светах, тени очень глубокие, а баланс серого в разы хуже, чем при настройках по умолчанию.

17_srgbmode_gamma.png  18_srgbmode_cie.png


С точки зрения установки гамма-кривых лучшим выглядит sRGB, но было бы ещё лучше, если в нём производитель увеличил различимость теней до необходимого уровня. ЦО действительно сужается, эмуляция происходит точно, баланс серого на отлично, можно свободно регулировать яркость во всем доступном диапазоне. Единственная оплошность производителя – настройка точки белого. Исправить её можно только калибровкой с соответствующими правками в LUT-видеокарты. Ручная корректировка RGB в sRGB Mode не предусмотрена.   

Теперь переходим к проведению аппаратной калибровки. Мы выбрали именно этот метод, поскольку при его наличии калибровка через LUT-видеокарты – сомнительное удовольствие. Если есть встроенный LUT, то им надо обязательно воспользоваться!  

19_calib_i1pro2_gamma.png  20_calib_i1pro2_cie.png


В этом случае мы получили идеальные гамма-кривые, точки серого клина лежащие в области DeltaE<3 с несколько меньшей стабильностью ЦТ, чем при стандартных установках, и близкую к референсу White Point. Цветовой охват сузился до запрашиваемого sRGB, цветовой профиль был создан и его следует использовать в дальнейшем при работе в ПО с поддержкой системы управления цветом.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки LG нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но есть два важных параметра напрямую влияющих на картинку с экрана. Для начала посмотрим на доступные режимы гаммы при прочих стандартных настройках:

26_gamma1_200.png27_gamma2_207.png

28_gamma3_249.png  29_gamma4_214.png

По умолчанию выставлен режим под номером 2. Он, как мы уже выяснили, является недостаточно контрастным и не слишком сбалансированным по RGB. В «Гамма 1» картинка меняет цветовую температуру, но других сильно значимых изменений нет. «Гамма 3» резко увеличивает контрастность и проваливает тени. В «Гамма 4» кривые проходят наиболее близко к референсу со значением 2.2 и именно в нём можно рассчитывать на точную цветопередачу при всё той же точке белого, что и при стандартных настройках – проверено и подойдёт для тех, кто не обладает измерительным оборудованием, но хочет сделать картинку более верной.

21_bs50_207.png

Теперь проверим работу системы «Стабилизатор чёрного», ответственной за различимость деталей в тенях. Мы проверили значительно больше возможных значений, но для демонстрации выбрали лишь некоторые из них. Напомним, что по умолчанию производитель использует среднее значение 50 (его же следует принимать за ноль).

22_bs40_224.png  23_bs45_222.png

24_bs55_213.png  25_bs60_217.png

В ходе экспериментов стало ясно, что система работает, мягко говоря, резко. Если понижать уровень, то затрагивается участок от 0 до 40 %, если же повышать, то случается резкий провал в светах и гамма-кривые все сильнее приобретают S-образный вид. Таким образом, наиболее удачным вариантом выступает регулировка в диапазоне 45-55 %. Отклоняться же этих значений, если вы хотите получить адекватную цветопередачу, точно не стоит.

Равномерность градиентов

При заводских установках и в большинстве предустановленных режимах монитор продемонстрировал вполне обычные для данного сегмента градиентные переходы: относительно плавные, без паразитных оттенков и явной «дробежки». Поднятие разрядности до псевдо 10-бит на качестве градиентов никак не сказывается.   

115_grad1.jpg  118_grad4.jpg

После ручной настройки видимых изменений не происходит, нет их и при переходе в режим заводской эмуляции sRGB, а вот проведённая аппаратная калибровка с записью необходимых изменений во встроенный LUT-дисплея принесла неожиданные проблемы: появляется большая тёмная зона на начальном участке градиента, вне зависимости от того, какой прибор используется в ходе калибровки (спектрофотометр или колориметр – результаты обоих представлены на фотографиях ниже).

117_grad3.jpg  116_grad2.jpg

Как правило, такое часто происходит при обычной калибровке с правками в LUT-видеокарты и не должно происходить при аппаратном способе, но в случае с 27GN950-B всё пошло иначе. Увы, но из-за этой проблемы даже на последней прошивке и с последней версией ПО рекомендовать к использованию HW-калибровку мы не можем.  

119_banding.jpg

Что касается бандинг-эффекта, то герой обзора, как самый настоящий игровой дисплей с высокой частотой развёртки, продемонстрировал достаточно грубые и резкие переходы на сложных участках. Всё не так плохо, как на *VA и TN-подобных мониторах, но и похвастаться нечем. 

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора LG 27GN950-B, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Уровень стабильности цветовой температуры при заводских установках оказался максимально возможным – такого результата редко можно добиться даже после самой долгой калибровки на изначально качественных мониторах. Но ещё лучше показал себя режим sRGB, продемонстрировав феноменальный результат в 0,63 % и 1,24 % соответственно. Достаточно хорошая стабильность ЦТ оттенков серого и в режиме для Чтения, а вот HDR Эффект оказался не лучшим представителем предустановленных пресетов.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Пользователь” со значениями RGB 50/50/50. Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима «Игрок 1» из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про четыре оставшиеся предустановки ЦТ с разными значениями и расширенные настройки точки белого:

04_tab4.png

Тут можно отметить следующее:

  • Режим «Тёплый» близок к заводскому режиму «Пользователь» при настройках RGB по умолчанию, как по самой ЦТ, так и уровню отклонений;
  • Прочие режимы соответствуют своим названиям, но с ростом цветовой температуры увеличиваются и отклонения баланса серого;
  • Дополнительно расширить возможный диапазон ЦТ можно с помощью тонкой регулировки точки белого в подразделе «Инструкция» - в нём можно установить один из 10 холодных и 8 тёплых вариантов.

В итоге совет таков – если у вас нет измерительных приборов для настройки, то можно остановиться на заводских настройках либо выставить (от нечего делать) режим «Тёплый». В ходе дальнейшей настройки и, в частности, снижения яркости подсветки, могут понадобиться дополнительные коррекции ЦТ, но даже без них монитор будет относительно близок к референсу 6500К.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Игрок 1. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 76-399 нит при коэффициенте контрастности почти 910:1 в среднем. Снижение яркости практически линейно, да и коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне.

06_tab6.png

По верхней границе монитор полностью соответствует заявленному в ТХ (если судить по одному из вариантов характеристик, представленных в интернете), что позволит пользователю не знать проблем в том случае, если в рабочем помещении очень светло. При активации же HDR мы смогли добиться почти 680 нит в пике, что превышает запрос стандарта VESA DisplayHDR 600, но, с другой стороны, не может являться явным преимуществом монитора в отсутствии mini-LED-подсветки с большим количеством отдельно управляемых зон (свыше 1000).

Не разочарует монитор и по нижней границе яркости. Цифра в 76 нит пускай и не выглядит чем-то этаким, но для подавляющей части покупателей её будет более чем достаточно. Если же нет, то лучше подумайте над тем с каким внешним освещением вы работаете и хватает ли его для создания комфортных условий работы.

Скорость матрицы

В последний год новинки компании LG ставят рекорды скорости отклика и 27GN950-B, похоже, не является исключением. Увеличенная частота вертикальной развёртки до 160 Гц (в режиме разгона), а также веяние времени, потребовали от производителя поработать со временем отклика панели и, конечно, указать цифру 1 мс GtG в технических характеристиках, не забыв дописать, что значение можно получить в режиме Faster («Быстрее» - самый последний вариант времени отклика). Про сильнейшие артефакты и то, что цифра указана исключительно для одного из миллионов возможных переходов, вам и нам, конечно, никто рассказывать не планировал. Главное, чтобы всё было красиво на бумаге и максимально доступно и понятно потребителям.

Для увеличения скорости поворота жидких кристаллов в модели 27GN950-B применена технология разгона OverDrive, которую можно отключить либо активировать в одном из четырёх доступных положений (по умолчанию используются «Быстро»). Посмотрим на полученные результаты:

120_overdrive.jpg

Новинка в лице 27GN950-B оказалась несколько быстрее топовых игровых 4К-решений с многозонной системой подсветки и вплотную подобралась к скорости одного из самых быстрых мониторов на IPS - LG 27GL850. Похоже, что панель относится к так называемым Fast-IPS-решениям, что позволяет ей на равных тягаться с огромным списком скоростных TN+Film-решений, вплоть до моделей с частотой порядка 180 Гц. Про *VA-модели, даже с частотой 240 Гц, и вовсе не стоит вспоминать – сегодняшний подопытный быстрее любого из них (не считая новых Odyssey G7).

При заводских установках скорость высокая, а артефакты полностью отсутствуют. Вы можете отключить разгон панели, шлейфы слегка увеличатся, но реально значимых изменений не произойдёт. В режиме «Нормально» изменений тоже ждать не стоит. Что же касается режима «Быстрее», о котором производитель говорит под сносками в ТХ, то в нём, как и ожидалось, сильнейшие артефакты, которые не позволяют рекомендовать его к применению. Ровно такая же история и со многими другими новинками LG, так что ничего удивительного нет.

Пропуск кадров при работе на частоте 160 Гц (возможный максимум) отсутствует – подтверждено специальным тестом из пакета TestUFO. Проблем в ходе продолжительной работы не возникло – частота стабильна.

Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора и прочим визуальным эффектам при изменении угла просмотра, герой сегодняшнего обзора слабо отличается от большинства 27-дюймовых 4К с любой частотой вертикальной развёртки. Посмотрим на полученный результат:

107_viewingangles.jpg

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При минимальных отклонениях цветовой сдвиг практически незаметен, контрастность картинки стабильна. При изменении угла просмотра в любой из двух плоскостей цветовая насыщенность сохраняется долго. Наиболее сильные изменения происходят, если встать перед монитором. Результат типичен для мониторов подобного рода, в том числе среди обычных – не игровых моделей с частотой развёртки 60-75 Гц.

108_glowc1.jpg  109_glowc2.jpg  110_glowc3.jpg

Угловой Glow-эффект выражен умерено (особенно в сравнении с панелями Innolux), тёмные участки покрываются «пеленой» со слабым паразитным оттенком, значительно снижается контрастность изображение, но только в определённой зоне (зависит от принятого положения перед экраном).

111_glow1.jpg  112_glow2.jpg

113_glow3.jpg  114_glow4.jpg

На чёрном поле Glow проявляет себя характерно для современных IPS-панелей схожей диагонали. При изменении угла просмотра чёрное поле приобретает различные паразитные оттенки в той или иной частях экрана. Снизить его видимость можно только снижения яркости подсветки и увеличением внешней освещённости рабочей зоны. Другими словами – подобные проверки, как на фото выше, не должны иметь ничего общего с реальным использованием монитора. По крайней мере, к этому стоит стремиться и никогда не работать в помещении без хотя бы одного источника освещения.  

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

07_tab7.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 7,2 %, а максимальное – 25 %. Для 27-дюймового монитора результат средний – не выше. У тех же 34-дюймовых LG равномерность подсветки по уровню яркости часто значительно выше и это, честно говоря, удивительно…   

08_tab8.png

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. У нашего экземпляра в основном затемнены только боковые части панели, а в остальном яркость на большей части периферии близка к установленной в центре.

124_ravn_white.jpg

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.

125_ravn_gray1.jpg  126_ravn_gray2.jpg

127_ravn_gray3.jpg  128_ravn_gray4.jpg

Для усиления эффекта и лучшего понимания равномерности подсветки мы сделали четыре фотографии серых полей. Впрочем, ничего сверхъестественного увидеть не удалось – всё в порядке нормы.  

129_ravn_black1.jpg  130_ravn_black2.jpg

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя максимально ярко во всех четырёх со слабым паразитным оттенком. Явление для современных Nano-IPS вполне обычное и всё тоже самое (при прочих равных) вы можете наблюдать на большинстве похожих решений. От экземпляра Glow-эффект, уж точно, никак не зависит, но может визуально усиливаться плохой равномерностью подсветки на чёрном поле, что свойственно и проверенному нами экземпляру.  

131_ravn_glowblack.jpg

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но остаются отличающиеся по размеру засветки на многих участках экрана. Вероятнее всего сказываются особенности сборки и деление подсветки на зоны, а поэтому другие экземпляры могут показать что-то похожее. Стоит быть к этому готовым.

100_local00.jpg  101_local01.jpg

102_local02.jpg  103_local03.jpg

104_local04.jpg  106_local06.jpg

Само деление подсветки на зоны (мы насчитали около 12 зон) не обеспечивает монитор возможностями качественного воспроизведения HDR-контента, но даёт производителю дополнительный повод похвастаться возможностями своего дисплея и заявить сертификацию по VESA DisplayHDR 600, требующего Local Dimming-подсветку. Более подробно освещать данную тему мы не видим смысла, а поэтому переходим к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

09_tab9.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,5 % в среднем и 3,5 % в максимуме можно отнести к разряду – выше среднего. Разница между минимумом и максимумом оказалась меньше 400К, что для монитора подобного класса – удача.

10_tab10.png

Диаграмма поверхности сильно отлична от таковой по равномерности яркости на белом поле. Картина тут совсем другая. Цветовая температура меняется хаотично и на небольшие величины. В большей степени проблемой у монитора остаётся неравномерность подсветки по уровню яркости, к ЦТ же нареканий возникнуть не должно.  

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В мониторе LG 27GN950-B применена Nano-IPS-матрица с полуматовой поверхностью, предназначенная для использования в «безрамочных» корпусах. Рассмотрим полученный макроснимок:

132_krystal.jpg

Мы видим структуру пикселей свойственную классическим AH-IPS-панелям. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях себя практически не проявляет (зависит от степени восприимчивости и от того с чем сравнивать) и не усиливается при взгляде сверху или снизу. Картинка на экране приятна глазу и не напрягает структурой «туалетной бумаги». От эффекта Cross-hatching монитор также избавлен.

133_text1.jpg  134_text2.jpg

135_text3.jpg  136_text4.jpg

Качество проработки текста и мелких элементов на экране монитора LG, в отличии от многих моделей на *VA, не вызывает никаких нареканий. Дополнительная регулировка резкости не требуется – лучше точно не сделаете.  

137_shim100.jpg  138_shim0.jpg

Для дисплея заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что 27GN950-B действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц) во всём диапазоне изменения яркости подсветки. Система вставки «чёрного кадра» в модели не применяется, а поэтому подсветка в любом из режимов обходится без мерцания.

Монитор использует довольно крупный внешний блок питания. Паразитные звуки от него выявлены не были, нагрев при продолжительной работе не выше среднего. Единственным раздражающим элементом в мониторе может являться вентилятор охлаждения, однако, как мы говорили ранее, нервировать он будет исключительно малую долю покупателей с идеальным слухом и бесшумными системными блоками.  

Выводы

Если вы прочитали эту статью целиком, то не сложно догадаться, что, в целом, монитор LG 27GN950-B нам понравился. Компания LG провела показательное выступление и продемонстрировала своим конкурентам то, на что они могут рассчитывать в недалёком будущем, когда новая Nano-IPS-панель будет доступна для партнёров. А пока что им остаётся только завидовать и заниматься предварительной разработкой новых решений, в то время как герой обзора будет занимать пока ещё достаточно новую нишу на рынке.

С каждым годом в LG немного меняют свой подход, что положительно сказывается на конечных продуктах. В своих среднебюджетных и топовых моделях, которые продолжают продаваться за меньшие деньги, чем конкурентные решения, корейцы делают ставку на другие цифры, с легкостью обходя в них своих соперников. А главное, что этого не приходится ждать, ведь модели LG, в подавляющем большинстве случаев, выходят первыми.

Советовать 27GN950-B к приобретению можно тем покупателям, кто готов пожертвовать высоким уровнем fps ради более чёткой картинки и уже обзавёлся высокопроизводительным ПК. Протестированный монитор, в большей степени, рассчитан на перспективу, ведь получить сегодня стабильные 144-160 кадров в секунду – практически невыполнимая задача. Обоим производителям GPU потребуются годы на её выполнение, а за это время в продуктовой линейке LG появится не один продолжатель героя обзора с улучшенными ТХ. Удачи в правильном выборе!     

____________________________________________________________________________  

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки LG 27GN950-B в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Стильный «безрамочный» дизайн;
  • Отличный комплект поставки;
  • Удобное управление с помощью 5-ти позиционного джойстика колеса-кнопки;
  • Эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • Эффектная система подсветки внешнего пространства Sphere Lighting 2.0 – пожалуй, это лучшая вариация внешней подсветки на рынке мониторов;
  • Поддержка HDR10 и соответствие VESA DisplayHDR 600;
  • Повышенная до 160 Гц (в режиме разгона) частота вертикальной развёртки и адекватно проведённый разгон матрицы;
  • Очень высокая скорость панели (по времени отклика) при полном отсутствии артефактов – уровень лучших представителей WQHD-сегмента Fast-IPS;
  • Поддержка системы сжатия DSC и возможность работы на высокой частоте при 10-битном сигнале по одному DP-кабелю;
  • Полноценная поддержка двух технологий адаптивной синхронизации – AMD FreeSync Premium Pro и NVIDIA G-Sync в режиме Compatible (официально);
  • Широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильно высоком коэффициенте контрастности;
  • Расширенный цветовой охват на уровне 95-96 % DCI-P3 и высокая точность эмуляции и настройки в режиме sRGB c возможность полноценной регулировки яркости;
  • Поддержка обновления прошивки без посещения СЦ – отличная возможность исправить проблемы «на дому»;
  • Очень высокая стабильность ЦТ оттенков серого в большинстве режимов;
  • Хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры;
  • Практически неразличимый кристаллический эффект (спасибо полуматовой матрице) при любом положении пользователя перед монитором;
  • Отсутствие ШИ-модуляции (Flicker-Free подсветка) и Cross Hatching-эффекта;
  • Один из самых доступных и технологичных мониторов в классе – осталось дождаться более широкого распространения.

Недостатки:

  • Низкая равномерность подсветки на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта);
  • При активации проведённой аппаратной калибровки через LUT-дисплея тональные переходы значительно портятся – проблема, которая не должна была проявиться при таком методе настройки.

Может не устроить:

  • Проблемы до обновления прошивки – первым покупателям монитора пришлось ждать почти два месяца до момента решения серьёзных программных «багов»;
  • Высокая минимальная точка установки корпуса на подставке – спасёт только VESA-совместимый кронштейн;
  • Качество пластика задней крышки корпуса вызывают нарекания, а также глянцевая рамка по его периметру;
  • Встроенный вентилятор охлаждения – может смутить очень придирчивых к уровню внешнего шума пользователей;
  • Отсутствие встроенной акустической системы и функций PiP|PbP;
  • Средняя точность настройки гамма-кривых в стандартном режиме – снижена общая контрастность картинки;
  • В целом бесполезное деление системы подсветки на небольшое количество зон – зоны большие, а достигаемый эффект в крайней степени далёк от желаемого;
  • Средняя равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости – хотелось бы получить более высокий результат, особенно вспоминая заслуги 34-дюймового LG 34GN850-B;
  • Возможность активации псевдо 10-битного режима никак не сказывается на качестве картинки и плавности градиентных переходов;
  • Отсутствие режима вставки «чёрного кадра» - было бы приятным дополнением;
  • Glow-эффект присутствует в полной мере – не путайте его с реальной равномерностью подсветки на чёрном.

____________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka =DEAD=



Комментарии