Первый в классе. Обзор и тестирование игрового 4K-монитора Gigabyte AORUS FI32U

Обзор Gigabyte AORUS FI32U

Вступление

Вы давно ждали относительно доступный 4К-монитор c высокой частотой развёртки и большой диагональю? А может быть мечтаете подключить свою PS5 или Xbox Series X и получить обещанные 120 Гц на экране своего настольного монитора? У компании Gigabyte есть что вам предложить – новый AORUS FI32U.

Он является первым скоростным 31,5-дюймовым IPS-монитором стандарта 4K UHD, при создании которого производителю не пришлось использовать «квантовые точки» в качестве дополнительного напыления, как и обошлось без очень дорогой mini-LED подсветки. Это позволило снизить стоимость конечного изделия более чем в три раза (даже по отношению к недавно рассмотренному нами ASUS PG32UQX), потенциально увеличить степень распространения устройства, но ни коем образом не сказалось на широких возможностях новинки, список которых поражает своим разнообразием. Другими словами – есть на что посмотреть и изучить!

Справочная информация

Новинка была представлена в июле 2021 года и уже в сентябре добралась до полок Российских магазинов, правда, в очень ограниченном количестве. Старт был дан с 109 тысяч рублей, но через некоторое время FI32U станет на 10-15 тысяч доступнее.

Прямых конкурентов с обычной локальной системой подсветки у модели пока ещё нет, но к концу года они должны появится в количестве двух штук, как минимум. За оставшееся до этого время у новинки AORUS есть все шансы осчастливить всех мечтающих о таком мониторе покупателей, после чего интерес к будущим конкурентам сильно упадёт.

По подтверждённым данным изучаемая новинка использует AAS-матрицу от компании Innolux, относящуюся к IPS-типу, модель M315DCA-K7B. В Gigabyte её называют Super Speed IPS (SS-IPS), как и все последние решения производителя из серий AORUS и игровой линейки M.

Это 31,5-дюймовая панель матрица с разрешением 3840 х 2160 пикселей, в варианте с продвинутой системой подсветки и расширенным цветовым охватом. Производитель честно говорит о том, что панель является псевдо 10-битной (8 бит + FRC), а показатели яркости, несмотря на заявленную поддержку VESA DisplayHDR 400, не превышают в ТХ 350 кандел.

Подсветка монитора относится к Flicker-Free решениям, обеспечивает, по заверению производителя охват на уровне 123 % sRGB и 90 % DCI-P3. Из главных её отличий от ранее использованных вариантов можно отметить полученные сертификаты Low Blue Light (Hardware Solution) и EyeSafe Display (Low Blue Light|Color Accurate), что означает изменённый спектр подсветки на аппаратном уровне со сдвигом пика синего в безопасную область, без влияния на точность цветопередачи и цветовую температуру.

Главными же особенностями FI32U выступают совершенно другие характеристики: 144 Гц без необходимости активации цветового сжатия (но обязательно наличие видеокарты начиная с GTX 2060), высокий отклик в 1 мс GtG, поддержка системы «вставки чёрного кадра» AIM Stabilizer Sync (возможность одновременной работы с системами Adaptive-Sync), наличие целых двух портов HDMI 2.1, полноценного USB Type-C для передачи сигнала (с поддержкой высокой частоты!) и, конечно, поддержку AMD FreeSync в версии Premium и NVIDIA G-Sync Compatible, но пока еще без официального подтверждения со стороны «зелёных».

Модель представлена в «безрамочном дизайне» с тонкими внутренними рамками, но только с трёх сторон. В нижней же части присутствует вполне обычная пластиковая накладка. Монитор может предложить функции PiP|PbP, эргономичную подставку, поддержку VESA-совместимых кронштейнов, два обычных USB 3.0 для подключения периферийных устройств с возможностью быстрой зарядки.

По обыкновению, в AORUS FI32U представлены многие программные «фишки», которыми в Gigabyte любят хвастаться. К основным из них можно отнести эквалайзер чёрного, Dashboard (функция вывода рабочих параметров «железа» - аналог того, что вы можете получить c помощью знакомого MSI Afterburner), Gameassist (наэкранные таймер, прицел, счётчик, сетки), OSD Sidekick (управление настройками монитора через отдельное приложение), умный Overdrive (Smart OD), обновление прошивки в домашних условиях, а также уже отмеченные AIM Stabilizer Sync, PiP|PbP и KVM-Switch – то, что раньше можно было встретить только в монитор для серьёзной работы!

Комплект поставки

Монитор Gigabyte поставляется в достаточно крупной и увесистой коробке из крашенного картона, на которой представлены две фотографии дисплея, а также полный список особенностей в виде небольших пиктограмм.

Общий список особенностей модели насчитывает более двадцати пунктов, а по одной из информационных наклеек можно узнать номер партии, серийный номер и полное название монитора, его массу и страну производства (Китай). Другой полезной информации мы не обнаружили.

Для переноски производитель предлагает воспользоваться двумя специальными вырезами в коробке. Удобная пластиковая ручка осталась для упаковки других моделей бренда.

Комплект поставки монитор Gigabyte AORUS FI32U включает в себя следующее:

  • два кабеля питания разных стандартов;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • кабель USB Type-C -> USB Type-C;
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • краткая инструкция по установке и настройке дисплея;
  • проспект по гарантийным условиям.

Данный набор позволит сразу воспользоваться всеми возможностями подключения дисплея и не заставит вас бежать в магазин за тем или иным кабелем. Все разъёмы поддерживают высокую частоту развёртки, но в случае с ПК рекомендуем использовать Display Port 1.4.

Дизайн и эргономика

Во внешнем виде монитор AORUS FI32U полностью повторяет визуальный ряд от AORUS AD27QD и проверенного нами ранее KD25F, за исключением размеров корпуса из-за большей диагонали матрицы. Во всём остальном бросающейся в глаза разницы между ними нет.

Разработка принципиально нового дизайна монитора – задача трудновыполнимая. А когда до тебя на этом «фронте» поработали не менее именитые конкуренты, создавшие ныне хорошо узнаваемые формы тех или иных элементов, то и вовсе – сделать это невозможно. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что AORUS FI32U оказался гремучей смесью из того, что мы видели с вами ранее и, похоже, никто этого и не пытается скрывать.

Спереди перед нами знакомый «безрамочный» корпус, который вкупе с применяемой нижней рамкой, формой элемента куда вписан логотип AORUS и ножками подставки формирует образ некоторых популярных решений от компании Acer из серии Predator.

Используемая подставка – тренога, выполненная из металла (возможно, даже стали) оказалась достаточно глубокой, да и её «лапки» расставлены довольно широко.

Сложносочинённая задняя крышка с полупрозрачными вставками, через которые пробивается настраиваемая RGB-подсветка вместе с не менее футуристическими формами центральной колонны напоминают решения от ASUS и последние новинки от MSI. Форма получаемого рисунка с подсветкой здесь, безусловно, иная, но большого акцента на этом делать не стоит – в большинстве случаев смотреть на работу RGB Fusion 2.0 будет стена вашего рабочего помещения, а не вы.

У монитора присутствует специальная ручка для переноски, сделанная в верхней части центральной колонны. Она позволяет безопасно переносить монитор с места на место, не боясь повредить матрицу устройства.

Центральная колонна обладает быстросъёмным соединением, за которым прячется VESA-совместимое крепление. Система прокладки кабелей выполнена максимально просто – с помощью прорези в нижней части стойки. Эффективность такого решения - не велика, но других вариантов всё равно не представлено.

Эргономика монитора предлагает возможности изменения высоты положения корпуса на 130 мм, наклона от -5 до +20 градусов и поворот корпуса влево-вправо на 30 градусов.

Присутствует возможность переворота в портретный режим в одну сторону. Центровка корпуса из-за этого практически не пострадала, а поэтому много времени на внесение ручных корректировок (правку горизонта) вы не потратите.

Все удерживающие элементы и внутренности крепёжных механизмов сделаны из металла. На основании подставки используется четыре резиновых ножки для надёжного удержания модели в одном положении.

Качество используемого пластика достаточно высокое: покраска равномерная, но многие элементы не отличаются износостойкостью и практичностью. Сами детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами по всей длине стыков.

К качеству сборки придраться сложно. Люфты отсутствуют, монитор воспринимается и ощущается монолитным.

AORUS FI32U оснащён матрицей с полуматовой рабочей поверхностью, которая эффективно борется с бликами на экране и при этом не надоедает слишком заметным кристаллическим эффектом.

Сзади корпуса покупатель обнаружит одну наклейку. Благодаря ей мы смогли узнать примерную дату изготовления нашего экземпляра – апрель 2021 года. Кроме того, как и обычно, присутствует информация по серийному номеру, номер партии, энергопотребление, а также данные по соответствию экологическим и стандартам безопасности.

Все интерфейсы подключения расположились на одной колодке и направлены вниз. Подключать кабели благодаря продвинутой эргономической очень удобно и просто.

Конфигурация корпуса и дополнительные симметричные прорези изначально намекали нам на установленную встроенную акустическую систему, однако, в очередной раз, монитор серии AORUS обошёлся без неё. Страшного ничего нет, ведь покупая такой дорогой монитор у вас уже, скорее всего, есть либо качественная внешняя акустика или отличная гарнитура.

Меню и управление

В качестве системы управления инженеры Gigabyte выбрали самый удобный и наиболее оптимальный вариант – пятипозиционный джойстик, размещённый на нижней грани корпуса, в его центральной части.

Рядом с ней находится индикатор питания с белым свечением (в активном режиме). Его работу можно определить через один из подразделов меню.

Для включения питания достаточно просто нажать на джойстик, а для выключения необходимо зажать его в центральном положении или сдвинуть вниз после активации основного рабочего блока.

Среди опций с быстрым доступом у героя обзора по умолчанию установлены следующие: выбор источника сигнала и Picture Mode, эквалайзер чёрного, уровень громкости аудио, переход к настройкам GameAssist, Dashboard и KVM. По желанию функции всех четырёх положений джойстика могут быть изменены – выбор доступных опций достаточно широк.

Производить настройку монитора Gigabyte легко и просто, как днём, так и ночью в отсутствии внешнего освещения. Реакция на действия пользователя и анимация достаточно быстрые, раздражающих задержек не обнаружено.

Что касается внешнего вида OSD-меню, то оно выполнено не в пример дизайну того же корпуса и подставки – всё максимально просто, скучно, безлико и напоминает смесь экранов меню от Samsung и BenQ, выполненного в рыжем цвете. Перед нами верхний блок с шестью заголовками, которые производитель посчитал главными и семь разделов, настройки которых разложили на три дополнительные секции.

Рассмотрим каждый доступный раздел подробнее:

Первый раздел, Gaming, предоставляет доступ к так называемым игровым параметрам, среди которых AIM Stabilizer Sync, Black Equalizer, Super Resolution, Display Mode (настройки встроенного скалера), настройки разгона матрицы Overdrive и возможность активации Adaptive-Sync. Последняя функция также позволяет включить G-Sync Compatible в настройках драйвера NVIDIA и AMD FreeSync Premium.

Регулировки яркости, контрастности, гаммы, резкости, цветовой температуры и цветовой насыщенности выделены в раздел Picture. Здесь же можно выбрать один из многих предустановленных режимов изображения, произвести 6-осевую цветовую коррекцию (актуально для любителей сделать цвет на свой вкус), активировать динамическую контрастность и работу локальной подсветки.

В третьем разделе можно обнаружить возможность выбора источника изображения, изменить тональный диапазон (особенно необходимо при использовании HDMI-интерфейса), включить Overscan и настроить KVM-Switch.

Широкие возможности для настройки функция PiP и PbP представлены в четвёртом разделе с соответствующим названием.

В разделе System доступны выбор источника аудиосигнала и функций для быстрого доступа, регулировка громкости, изменение внешнего вида меню (в том числе уменьшение его размера до адекватного уровня) и выбор режиме RGB LED. В дополнительных настройках можно отключить уведомления о рабочем разрешении, отключить индикатор питания, активировать автоматическое выключение и автоматический переход к подключённому источнику сигнала.

Среди вариантов локализации присутствует русский с относительно качественным переводом (но есть и серьёзные ляпы) и адекватным шрифтом. Правда, часть меню всё равно остаётся на английском, особенно это касается первоначального блока OSD и различных уведомлений.

Два последних раздела предлагают сохранить настройки в один из пользовательских пресетов и сбросить все параметры к заводским значениям.

Несколько более широкий список возможностей в более наглядном виде представлен через обновлённое приложение OSD Sidekick, способное заменить поход в стандартное меню монитора. Многим потребителям такой способ управления дисплеем покажется более удобным.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

Говоря о возможностях цветовоспроизведения, производитель говорит о 123 % sRGB и 90 % DCI-P3, а полученный спектр подсветки лишь подтверждает использование продвинутой схемы подсветки. Впрочем, не всё настолько очевидно…

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея. По представленным скриншотам видно, что возможности подсветки обеспечивают относительно небольшое преимущество перед пространством sRGB и даже без программной оценки становится сразу понятно, что до 90 % покрытия DCI-P3 новинка точно не добралась.

В режиме для чтения цветовой охват становится ещё меньше, а в профиле эмуляции sRGB он устанавливается на необходимом уровне с достаточно высокой точностью.

При переходе в один из трёх режимов для пользовательской настройки никаких существенных изменений ЦО относительно заводских установок не происходит. Нет их и после ручной настройки и даже калибровки.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам (вторая цифра – цветовой объём) следующие:

Стандартные настройки (режим Green):

  • sRGB - 99,9|121,3 %;
  • AdobeRGB - 77,3|83,5 %;
  • DCI-P3 - 84,8|85,9 %;

Режим Standard:

  • sRGB - 99,9|119,9 %;
  • AdobeRGB - 76,3|82,6 %;
  • DCI-P3 - 83,8|85,0 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 97,5|99,0 %;
  • AdobeRGB - 68,1|68,2 %;
  • DCI-P3 - 70,1|70,1 %;

Режим Reader:

  • sRGB - 86,3|94,3 %;
  • AdobeRGB - 62,1|65,0 %;
  • DCI-P3 - 66,6|66,8 %;

После настройки и калибровки:

  • sRGB - 99,8|124,5 %;
  • AdobeRGB - 79,5|85,8 %;
  • DCI-P3 - 86,7|88,2 %;

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Монитор Gigabyte AORUS FI32U соответствует основным запросам для работы с цветом в стандартном цветовом пространстве, однако, ни о каких заявленных производителем 90 % DCI-P3 речи быть не может – полученный нами максимум не превысил 86,7 % после процедуры настройки и калибровки, а в предустановленных режимах с полным охватом показывал уровень в 83-84 %.

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

В новинке от Gigabyte предустановлено восемь основных режимов (учитывая AIM Stabilizer Sync), практически каждый из которых может быть подвержен дополнительной настройке на том или ином уровне, а также три Custom пресета, с помощью которых пользователь может создать свой «собственный мир красок» и «правильных визуальных ощущений».

По умолчанию настройки AORUS FI32U в режиме Standard выглядят следующим образом:

· Color Mode - Green;

· Brightness - 33;

· Contrast - 52;

· Sharpness – 5;

· Color Temperature – Normal;

Gamma – Gamma 2.2;

· Black Equalizer – 10;

· Overdrive – Off;

· Local Dimming – AUTO.

В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие значения:

· Color Mode – Custom Mode 1/2/3;

· Brightness - 16;

· Contrast - 50;

· Sharpness – 5;

· Color Temperature – User – 100|95|94;

Gamma – Gamma 2.4;

· Black Equalizer – 10;

· Overdrive – Picture Quality;

· Local Dimming – Off.

Изменениям подверглись настройки яркости, контрастности, цветовой температуры, гаммы, разгона матрицы по времени отклика. Также мы удостоверились в выключении работы Local Dimming для избавления от непредсказуемости работы системы подсветки.

Для тестирования мы выбрали лишь некоторые из доступных режимов. С завода производитель придерживается новым требования по энергопотреблению, а поэтому в качестве выбора по умолчанию производитель установил новый режим Green. В нём яркость заблокирована на уровне 167 нит, включена система локальному управления подсветкой и адаптивная настройка гаммы. Вместе с этим на среднем уровне настроена точка белого, значительно увеличена контрастность изображения, а общие показатели точности цветопередачи вышли в красную зону.

В режиме Reader, к большому удивлению, яркость оказалась ещё выше, чем при заводских установках, но её хотя бы можно подправить вручную. Вместе с тем точка белого всего лишь подобралась к 6400К с паразитным оттенком, а вот с помощью снижения контрастности производитель добился необходимого уменьшения нагрузки на глаза.

Не повезло с точностью настройки и режиму эмуляции sRGB. Яркость регулировать можно, но все остальные настройки остаются заблокированы. Из-за этого вы, в любом случае, останетесь со средней по точности установки точкой белого, сниженной контрастностью (значительно сильнее, чем требует стандарт) и средним уровнем точности цветопередачи, о чём говорят нам полученные цифры DeltaE94.

Лишь после череды ручных настроек с подбором наиболее корректных параметров и дальнейшей калибровки монитор смог показать нам хороший результат. Коэффициент контрастности немного снизился, но сохранился на заявленном уровне. Точка белого выставилась в нейтральной зоне без паразитного оттенка, а гамма слегка выше референса из-за не самой высокой стабильности цветопередачи в ходе прогрева монитора.

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

При настройках по умолчанию из-за адаптивной подсветки и автоматического изменения гаммы гамма-кривые оказались очень интересной формы. Глубокие тени убиты, просто тени хорошо различимы, а все средние оттенки затемнены. Баланс оттенков серого достаточно высокий, но не хватает точности установки вблизи 6500К.

Режим Reader оказалось настроен не совсем так, как нам бы хотелось. В нём цветовая температура находится на уровне 6500К с зеленоватым паразитным оттенком и идеальной стабильностью ЦТ оттенков серого. Гамма-кривые равномерно подняты относительно референса, что значительно снижает контрастность картинки и нагрузку на глаза при работе со слабым внешним освещением.

В режиме эмуляции sRGB проведена грамотная настройка цветового пространства, но, увы, на всем остальном производитель не сделал большого акцента. Контрастность ниже, чем должна быть по стандарту sRGB, а точка белого всё ещё находится в зоне DeltaE<10 на пару со всеми остальными оттенками серого.

Для ручной настройки и калибровки мы выбрали один из Custom режимов, который при настройках по умолчанию отличается не только от установленного по умолчанию Green, но и от Standard в самом начале списка пресетов. После массы ручных коррекций доведением до идеала занимались LUT-правки, внесённые с помощью профиля, полученного в ходе калибровки.

Таким образом мы добились почти идеальных гамма-кривых, точки белого и баланса серого. Цветовой охват несколько превысил заводской уровень, но до заявленных 90 % DCI-P3 новинка всё равно не добралась.

Дополнительные возможности и настройки

У монитора Gigabyte AORUS FI32U нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но в меню есть достаточно большое количество дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. Для оценки их влияния мы выбрали два основных: Gamma и Black Equalizer.

Доступных режимов гаммы у монитора целых шесть штук. По умолчанию в зависимости от режимы выставлено значение Gamma Off и Gamma 2.2, но ни одно из них не соответствует референсу. В среднем результаты режимов отличаются от заявленных значений на 0,2 что является существенной разницей. Сделать их немного приближенными к референсам не помогают и настройки Black Equalizer – для наших целей они делают только хуже. По итогу же, после перехода в режим для ручной настройки, мы остановились на Gamma 2.4, как наиболее приближенном к необходимому значению.

Параметр Black Equalizer, как понятно из его названия, регулирует различимость теней, однако, плавности ему не хватает, а рабочий диапазон, как оказалось, излишне широк. При настройках по умолчанию (BE – 10) и выставленной Gamma 2.4 на графике всё хорошо.

Но при повышении до 12 единиц все тени становятся блеклыми, различимость крайних светлых оттенков пропадает – они сливаются воедино. Никакого смысла крутить выше 11-12 (максимумом же выступает значение в 20 единиц) нет. Как и нет ни одной объективной причины снижать изначально выставленное значение, поскольку происходит обратный эффект – все тени пропадают (уже на уровне 9), и мы получаем большие чёрные пятна, а ведь с заводским значение (10) c тенями также есть ощутимые проблемы. Монитор повторяет поведение многих решений от Gigabyte и очень странно, что производитель, до сих пор, не устранил данные особенности работы эквалайзера.

Равномерность градиентов

Используемая псевдо 10-битная матрица продемонстрировала близкие к идеалу градиенты, как при заводских установках, так и в большинстве заводских режимов. Такая оценка была дана с учётом его диагонали. Сильно бросающихся в глаза ступенек не выявлено, как и нет паразитных оттенков.

Все проблемы появляются только после применения LUT правок, без которых, как мы выяснили, монитор всё равно не сможет обойтись. После наших ручных настроек они оказались не такими сильными, а поэтому ужасов на градиентах мы не заметили. Тем не менее, появилось порядка 5-6 различимых перехода со слабыми паразитными оттенками в области 0-60 %. Это вполне обычная история, а поэтому удивляться тут нечему.

Что касается такой темы, как «бандинг», то AORUS FI32U показал себя середнячком. Паразитные оттенки и грубые переходы на сложных изображениях хорошо различимы, но никакой катастрофы мы не выявили – всё в пределах допустимого или даже хорошо (если вы выставили максимально подходящую яркость под используемое внешнее освещение).

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора новой ревизии Gigabyte AORUS FI32U, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Во всех режимах без исключения монитор AORUS FI32U показал высокую стабильность ЦТ оттенков серого и сохранил ровно этот же уровень после ручной настройки и калибровки – великолепный результат!

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temperature. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Normal”, но для дальнейшего тестирования мы переключились в режим Custom и выставили Gamma 2.4, а поэтому значения ЦТ немного изменились:

По полученным результатам можно отметить следующее:

  • Все режимы полностью соответствуют своим названиям;
  • Пресет User Define при заводских установках идентичен режиму Normal;
  • По своей эффективности режим Warm оказался выше, чем результаты в Reader;
  • Чем дальше цветовая температура от 6500К, тем выше отклонения.

Вывод тут очевидный: можно остановиться на заводских настройках, перейти в User Define и ничего не трогать, или испытать удачу – настроить вручную на свой вкус. Идеальным же будет вариант с измерительными устройствами, которые смогут вам в этом помочь.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен стандартный режим. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 48-398 нит при среднем коэффициенте контрастности в ~1060:1. Снижение яркости линейно, а коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне и чуть выше заявленного производителем уровня.

Значение верхней границы яркости нас не расстроило и может в пике оказаться на уровне порядка 490 нит (при включении HDR). Нижнее же значение в 48 нит обеспечит существенное снижение нагрузки на глаза при работе в помещении со слабым внешним освещением либо при его полном отсутствии.

При активации режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» AIM Stabilizer яркость подсветки устанавливается в ~230 нит, а коэффициент контрастности остаётся на изначальном уровне. Менять скважность (ширину импульса) в этом режиме у AORUS FI32U нет, но есть возможность регулировать цветовую температуру и контрастность (которая и так не очень большая), и даже режим OD, что в случае с новинкой оказалось полезной опцией.

Скорость матрицы

Для своей новинки в Gigabyte указали две цифры скорости: по стандарту GtG и MPRT соответственно. Первая отвечает за скорость отклика пикселей, вторая – за время появления кадра на экране в режиме «вставки чёрного кадра». Другими словами – сравнивать их нельзя, но в случае с AORUS FI32U цифры, тем не менее, одинаковые и составляют 1 мс.

Для увеличения скорости в модели применена технология разгона OverDrive. Присутствует пять режимов её работы. По умолчанию производитель выставил Off, но сохранил и новый режим Smart OD, меняющий степень разгона в зависимости от частоты кадров и развёртки на мониторе. Посмотрим на полученные результаты и сравним их между собой:

По своим возможностям AORUS FI32U, с нашей точки зрения, нельзя отнести к полноценным Fast IPS моделям, ведь новинка продолжает традицию, когда 4К-модель при схожей частоте (нас интересуют 144 Гц модели), почему-то, не может соперничать с современными WQHD-вариантами. Именно поэтому шлейфы у монитора больше, четкость картинки чуть ниже, а артефакты проявляются быстрее.

При заводских настройках с установкой OD - Off разгон выключен и ничего интересного здесь не увидеть. В новом режиме Smart OD сразу же появляются сильные артефакты, чёткость картинки увеличивается и, в целом, напоминает режим Balance. Артефакты на максимальном уровне можно найти в режиме Speed, а поэтому увеличенная скорость отклика вас точно не будет интересовать.

Активация режима «вставки чёрного кадра» провоцирует появление повторяющегося контура объекта с двух его сторон, а четкость значительно увеличивается. При этом вы можете продолжить регулировать уровень OD, но сделать лучше (убрать двоение объекта) у вас всё равно не выйдет. Делаем очевидный вывод – AIM Stabilizer Sync у FU32U настроен не лучшим образом.

Именно поэтому лучшим выбором является режим Picture Quality из-за самой чёткой картинки без заметных дефектов при выключенной «вставке чёрного кадра».

Отсутствие пропуска кадров при максимальной заявленной частоте вертикальной развёртки было подтверждено с помощью специального теста из пакета TestUFO. Проблем у Gigabyte AORUS FI32U c этим нет.

Углы обзора и Glow-эффект

Изучаемый монитор является одним из многих 4K IPS-дисплеев, среди которых мы ещё не видели проблемных экземпляров в вопросах углов обзора и стабильности картинки, особенно среди моделей подобного уровня.

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится значительно быстрее и сильнее.

Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на трети-четверти изображения со слабо выраженным тёплым оттенком (на самом деле он зависит от того, с какой стороны смотреть на экран, но и изменённый спектр подсветки тоже сказывается).

На чёрном поле Glow проявляет себя также во всей красе, что для любителей IPS-дисплеев – не в новинку. Степень проявления самых разных паразитных оттенков зависит от того с какой стороны от экрана вы встанете и насколько сильный угол просмотра будет использован. И, конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения и это следует учитывать в первую очередь.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки. Система компенсации неравномерности подсветки в мониторе не используется, что для игрового монитора – в порядке нормы.

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 4,3 %, а максимальное – 12,9 %. Результат очень хороший, особенно среди крупных IPS-мониторов. Назвать конкретные проблемные области нельзя, ведь яркость равномерно снижается от центра к периферии и поэтому претензий во время работы за дисплеем не возникает. Если же придираться, то нарекания можно отнести только к правому краю панели нашего экземпляра.

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы.

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля. Сразу видно, что проблем с равномерностью яркости у монитора нет, а вот различия по цветовой температуре заметны значительно лучше.

Ещё сильнее разница по совокупности яркости и ЦТ видна на тёмно-серых полотнах, где все выявленные особенности подсветки становятся более очевидными.

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем поднадоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя достаточно типично – четырьмя высветленными углами с явными паразитными оттенками. Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором, если вы сидите очень близко к экрану: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов и в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление). Это то, к чему следует быть готовым.

Снижение яркости не сильно скажется на ваших впечатлениях, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше. С другой стороны, если не медитировать на чёрный фон по несколько минут, то ничего подобного произойти не должно, и тогда меньшая яркость подсветки действительно скажется на улучшении восприятия картинки с экрана.

При отдалении же от экрана Glow полностью исчезает и чёрный фон начинает демонстрировать реальную равномерность подсветки. Её результат оказался не самым высоким: у нашего экземпляра оказалось порядка 4-5 зон разной величины с желтоватым паразитным оттенком. Особых проблем во время работы это не доставляет, но точно усиливает видимость углового Glow-эффекта на тёмных изображениях.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Новинка показала хороший результат: среднее отклонение составило 3,8 %, а максимальное 10,9 %. Разница между минимумом и максимумом практически подобралась к 800К, что для дорогого игрового 4К-монитора – не то, чего мы ожидали.

Построенная диаграмма совсем не напоминает таковую по равномерности подсветки – фигура здесь совсем иная. Цветовая температура плавно уменьшается от центра к краям экрана и особенно это заметно по левой части дисплея. В реальной работе это может сказываться некоторым дискомфортом, если большую часть экрана занимают светлые однотонные заливки (веб-сёрфинг, работа с документами), но точно не будет беспокоить вас в играх или при работе с фото и видео.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки)

В мониторе применена IPS-Type-панель с диагональю 31,5 дюйма с полуматовой рабочей поверхностью. Рассмотрим полученный макроснимок:

Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект себя практически не проявляет в независимости от угла просмотра. Картинка на экране не вызывает дискомфорта и полностью избавлена от эффекта Cross-Hatching (пересекающиеся тонкие диагональные линии).

Используемой матрице не свойственны проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей. Монитору не требуется дополнительная настройка резкости, а также можно обойтись и стандартными настройками ClearType.

Для AORUS FI32U заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что новинка действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

В ходе активации режима стробления (AIM Stabilizer Sync) на частоте вертикальной развёртки 144 Гц мы выявили ШИ-модуляцию с соответствующей частотой и высокой скважностью, что было более чем ожидаемо. Кроме того, видно, что подсветка выключается не до конца, что и провоцирует двоение движущегося объекта.

Блок питания в мониторе - встроенный. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.

Выводы

Gigabyte AORUS FI32U – это история не только о становлении производителя, как игрока с крайне серьёзными намерениями в покорении рынка настольных мониторов, но и о том, как много полезного можно уместить в одной игровой модели, добавив в неё возможности решений для серьёзной и продолжительной работы.

Компании повезло стать первой, кто выпустил 32-дюймовый 4К IPS-дисплей с повышенной частотой вертикальной развёртки и без дорогущей mini-LED подсветки. Эта особенность напрямую повлияла на эффективность работы с HDR контентом, с которой у монитора, в целом, всё на том же уровне, что и у моделей в 2-3 раза дешевле, но позволило сделать FI32U не таким дорогим, как могло бы быть в противном случае.

У протестированного решения огромное количество достоинств, о которых мы кратко рассказали в списке ниже, а среди, пожалуй, главных проблем, мы можем выделить только подход Gigabyte к заводской настройке новинки, сильно усложняющий дальнейшую ручную настройку, да и проблемы с равномерностью по цветовой температуре. В остальном всё можно пережить. Осталось лишь накопить порядка 100 тысяч рублей и позаботиться о том, чтобы ваш ПК был способен на покорения высокого и стабильного уровня fps. Иначе пока вам может придётся играть и получать удовольствие только на новенькой PS5 или Xbox Series X. Удачи в правильном выборе!

____________________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки Gigabyte AORUS FI32U в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Интересный дизайн и хорошее качество исполнения;
  • Эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • Удобная система управления на базе 5-позиционного джойстика;
  • Широкий выбор самых современных интерфейсов (DP 1.4, два HDMI 2.1, полноценный USB Type-C с поддержкой DSC) и встроенный USB-хаб 3.0;
  • Функция KVM-Switch – редкость для игровых мониторов, которую в Gigabyte продвигают для двух серий своих дисплеев;
  • Глубоко настраиваемые функции PiP и PbP;
  • Плавные градиенты при заводских установках, в большинстве предустановленных режимов и после ручных настроек;
  • Ворох программных технологий – кому-то нужно, кому-то нет;
  • Широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильно высоком коэффициенте контрастности;
  • Наличие режима эмуляции sRGB пространства – полностью рабочий, но ещё более точная настройка монитору бы не помешала;
  • Адекватно проведённый разгон матрицы и, в целом, высокая скорость панели без ярко выраженных артефактов при правильных установках Overdrive – лучшим мы посчитали режим Picture Quality;
  • Поддержка всех основных технологий адаптивной синхронизации (но G-Sync Compatible пока не официально);
  • Наличие режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» под названием AIM Stabilizer Sync, способнz работать совместно с любой из систем адаптивной синхронизации – мы получили очередной аналог ELMB-Sync от ASUS;
  • Высокая равномерность подсветки по уровню яркости (зависит от экземпляра);
  • Практически неразличимый кристаллический эффект при любых условиях просмотра;
  • Отсутствие Cross Hatching эффекта и паразитных звуков во время работы;
  • Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free + сертификация по двум стандартам безопасности (EyeSafe и Hardware Solution Low Blue Light) – забота о глазах потребителей во всей красе.

Недостатки:

  • Плохая заводская настройка всех основных режимов – или производитель просто не захотел ею заниматься, либо причиной являются новые международные Eco-нормы;
  • Низкая равномерность подсветки на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта) – у нашего экземпляра это выражалось в светло-жёлтых пятнах по углам/краям панели;
  • Низкая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры на белом и однородных серых полях.
  • Пока ещё высокая цена в отсутствии конкурентов.

Может не устроить:

  • Глянцевые вставки с низкой практичностью;
  • Широкая подставка;
  • Отсутствие встроенной акустической системы;
  • После калибровки с минимальными правками в LUT видеокарты (благодаря точной ручной настройке) качество градиентов заметно падает;
  • Несмотря на использование продвинутой системы подсветки цветовой охват оказался не выше 84-86 % DCI-P3 против заявленных 90 %;
  • Работы системы «вставки чёрного кадра» оставляет желать лучшего – при её включении, с любым уровнем OD, мы получили двоение движущегося объекта;
  • Не совсем адекватно работающая функция Black Equalizer – лучше её не трогать;
  • Бесполезная функция Local Dimming – о хорошем HDR и правильном затемнении можете не мечтать;
  • Сильный Glow-эффект всё еще с нами.

Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии