Поддерживать интерес у потребителей к мониторам на базе TN+Film матриц с каждым годом всё сложнее. Массовый сегмент рынка давно переформатировался и на столе каждого пользователя может оказаться доступный IPS или *VA дисплей, причём с абсолютно разной частотой вертикальной развёртки и набором возможностей. И если раньше ради экономии можно было предложить TN+Film в качестве монитора «чтобы показывало», то в 2023 году рассматривать их для покупки – «курам на смех». Но так обстоят дела исключительно с ~60 Гц моделями, где экономия действительно того не стоит. А что у нас по игровым моделям?
Тут всё гораздо проще – ещё остались производители, которые заинтересованы и поддерживают развитие киберспорта, работают совместно с топовыми игроками и командами и стараются предложить им лучшие варианты из доступных, сделанные непосредственно под их запросы. Таковы, к примеру, являются крайне популярные мониторы BenQ из киберспортивной линейки Zowie, почти все выполненные на базе игровых TN+Film матриц.
До конца 2022 года самым популярным монитором в этой линейке была модель XL2540 – «киберспортивный снаряд» с частотой 240 Гц с 24.5-дюймовой Full HD матрицей TN+Film типа. По современным меркам это уже старый монитор, выпущенный в 2016 году, которому пора на покой. Так оно и случилось, ведь BenQ одной из первых представила рынку обновлённое решение – XL2566K с новой матрицей с частотой 360 Гц. И да, он тоже на TN+Film – всё ради самой высокой скорости отклика пикселей! Давайте разбираться что к чему.
Новинка компании BenQ была представлена публике в середине сентября 2022 года, а первые партии из официальных поставок добрались до России в начале января нынешнего года. С точки зрения реальных улучшений модель действительно является прямой заменой старого XL2540, однако, более корректным сравнение стоит проводить с такими моделями, как XL2546 и XL2546K, выпущенными в 2019 и 2020 годах соответственно.
Именно в последнем из них производитель перешёл к упоминанию игровой линейки Zowie, обновил внешний вид мониторов, переработал меню и улучшил эргономику подставки. Постепенно перерабатывались алгоритмы системы «вставки чёрного кадра» DyAc, которая в последнем поколении стала называться DyAc+. Перешла она и к рассматриваемому в этой статье XL2566K, у которого, к удивлению, на начало 2023 года нет никаких прямых конкурентов на TN+Film. Что же касается цены, то официально она установлена на уровне 79990 рублей, но мы ожидаем, что в ближайшие месяцы стоимость монитора будет постепенно снижаться.
Теперь рассмотрим основные характеристики BenQ Zowie XL2566K:
По подтверждённым данным в мониторе используется псевдо 8-битная (6 бит + FRC) TN+Film панель от AUO, модель M250HTN01.0.J. Это 24,5-дюймовая матрица с разрешением стандарта Full HD, высокой максимальной яркостью, низким временем отклика и прочими атрибутами панелей подобного рода. Если пропустить в названии букву J, то может показаться, что перед нами матрица из 2012 года, но нет – это именно последние поколение данной TN+Film панели последней версии и нигде более она, на данный момент, не используется – пока что она эксклюзивна для XL2566K.
К удивлению, несмотря на все веяние моды в использовании новомодных систем подсветки с изменённым спектром ради увеличения цветовой насыщенности и снижения нагрузки на глаза, последнее поколение TN+Film матрицы от AUO обошлось без этих нововведений. В качестве системы подсветки применяются обычные «белые» светодиоды (W-LED), но, безусловно, без мерцания – Flicker-Free. Рабочее цветовое пространство выдержано в пределах стандарта sRGB – и не более того.
Главной «фишкой» обозреваемого решения является повышенная до 360 Гц (+50 % к возможностям предшественников) частота вертикальной развёртки. Она предлагается по умолчанию и никакой дополнительный разгон матрицы для этого активировать нет необходимости – такого пункта в меню монитора попросту нет.
В последних моделях серии XL компания BenQ постоянно снижала заявленное время отклика GtG, добравшись до значения в 0.5 мс, но с выходом XL2566K производитель вовсе отказалась от указания какой-либо цифры. По предположениям пользователей, сделано это исключительно по той причине, что соревноваться в указанных цифрах больше нет никакого смысла, ведь какие-нибудь 0,5-1 мс в ТХ мониторов указывают все кому не лень, но никакого практического смысла эта информация в массы не несёт. В BenQ это поняли и отказались от бесполезной «гонки». Ну что же, это их право!
Сам же производитель говорит следующее:
«Результат тестирования времени отклика будет отличаться в зависимости от метода тестирования. Кроме того, отсутствует стандарт измерения в отрасли. Поэтому мы не утверждаем время отклика во избежание недоразумений!»
Поскольку перед нами киберспортивный монитор без каких-то особых возможностей цветовоспроизведения, то производитель оставил монитор без поддержки воспроизведения HDR. Не появился в мониторе и аппаратный модуль G-Sync. Вся поддержка систем аппаратной синхронизации базируется на открытом стандарте Adaptive-Sync, а поэтому вы с легкостью сможете активировать AMD FreeSync, а также G-Sync в режиме совместимости. Однако, идеальной работы обеих технологий производитель не обещает, что укладывается в ранее принятую концепцию для мониторов для данной линейки. Как правило, на таких мониторах игры демонстрируют стабильно высокий уровень fps, где использовании любой системы синхронизации только увеличивает задержки и создаёт лишние проблемы продвинутым геймерам. Так что в этом вопросе у XL2566K всё нормально – всё идёт по плану!
Выжать максимум из героя обзора можно только при DisplayPort-подключении. При использовании HDMI 2.0 вы сможете получить до 120 Гц на PS5 и Xbox, а для подключения к ПК в нём попросту нет смысл – данный интерфейс будет не в силах раскрыть возможности XL2566K.
Проводя сравнение своей новинки BenQ делает акцент на модели XL2546 со старым дизайном – прямиком от XL2540. На его фоне есть очевидные изменения дизайна и эргономики. Однако, если проводить сравнение с последним XL2546K из 2020 года, то разницы, к удивлению, не обнаруживается – «обёртка» та же, а вот матрица обновлённая.
Уже по классике жанра, в BenQ хвастаются функциями Black eQualizer, Low Blue Light, DyAc+ (Dynamic Accuracy Plus), большим количеством игровых режимов, дополнительным контроллером управления S Switch, который вы ранее могли видеть у других моделей серии XL и функцией обмена созданных предустановок (настроек) монитора между пользователями (XL Setting to Share).
Монитор BenQ Zowie XL2566K отличается эргономичной подставкой с четырьмя степенями свободы, наличием поддержки VESA-совместимого крепления (100x100 мм) и качественным матовым корпусом. Производитель «не пошёл на поводу» современных трендов и воспользовался классическим дизайном с обычными – видимыми рамками, перешедшими от всех предшественников.
А одним из главных отличий от конкурентов выступают регулируемые пластиковые шторки защиты от бликов (исключительно с двух сторон), напоминающие «творения» других производителей в области профессиональных дисплеев. Их эффективность и необходимость мы обсуждать не будем – у каждого своё личное мнение на этот счёт. Но выглядит с ними XL2566K, конечно, эффектно и дорого!
Монитор BenQ поставляется в небольшой картонной коробке с минимальным количеством полиграфии, выполненной в чёрно-красной гамме – под стиль устройств серии Zowie.
С двух сторон представлены логотипы компании и линейки Zowie, название монитора, а также его графические контуры. Для переноски удобно использовать пластиковую ручку сверху.
Об основных характеристиках модели, её названии, размерах и прочем пользователь может узнать из информации, представленной на одной из наклеек. По ней же можно узнать ревизию конкретного экземпляра, дату и место производства.
Комплект поставки BenQ Zowie XL2566K находится в двух картонных коробочках и включает в себя следующее:
Для класса и стоимости монитора комплект поставки можно назвать хорошим. С учётом возможностей подключения Zowie XL2566K в нём присутствует всё самое необходимое для начала беспроблемной работы с любым доступным интерфейсом. Комплект макулатуры достаточен во избежание любых проблем при работе и подключении дисплея.
Для своего новейшего игрового хита компания BenQ сохранила внешний вид прямиком от модели XL2546K из 2020 года. Тогда производитель поработал над задней частью корпуса, уменьшил объёмы лакированных деталей, улучшил эргономику и уменьшил габариты подставки, поработав над её формами и «выкинув за борт» зону для установки контроллера S Switch. С тех пор предполагается, что он будет размещён просто где-то рядом с дисплеем.
Перед нами классический – рамочный дизайн корпуса, довольно практичный чёрный матовый пластик, блестящая крупная вставка со своей собственной фактурой в нижней части корпуса, одна красная вставка в области центральной стойки и оптимальные габариты, давно выверенные производитель в качестве идеальных.
В мониторе применяется быстросъёмный механизм соединения корпуса и центральной стойки. При желании дисплей можно повесить на любой VESA-кронштейн стандарта 100x100 мм. Четыре необходимых отверстия находятся на своих местах со вкрученными чёрными винтами.
В верхней части подставки находится вырез-ручка для удобства переноски монитора с места на место (преимущество исключительно для игроков, приходящих на турниры со своим набором «железа»), а для запоминания высоты установки корпуса на подставке есть специальная красная шкала с перемещающимся индикатором. Подобное мы давно видели на профессиональных мониторах ASUS и моделях других брендов. BenQ тут не исключение.
Небольшая по габаритам подставка прекрасно вписывается в общую концепцию дизайнеров, но не выделяется чем-то особенным, кроме уже упомянутой красной вставкой в центральной стойке.
Система же прокладки кабелей выполнена максимально просто – за счёт круглого выреза с тем самым красным кольцом-вставкой. Эффективность такого решения не велика, но что-то лучше, чем совсем ничего.
В качестве дополнительного элемента для геймеров с корпус устройства встроен выдвижной держатель для наушников. Любителям использовать компьютерную гарнитуру он будет в самый раз!
Светозащитные козырьки крепятся к монитору без использования инструментов. Вам необходимо удалить четыре силиконовые заглушки по обе стороны корпуса, после чего достаточно легко установить обе шторки, вставив пластиковые направляющие в пазы и надавив вниз – конструкция готова. Её регулировка выполняется плавно в диапазоне от 0 до почти 180 градусов. Эффективность, учитывая наличие матовой поверхности экрана, мы оценивать не будет – это личное дело каждого.
Шторки создают монитору дополнительный шарм и увеличивают его визуальную привлекательность. Среди игровых моделей подобная особенность, пожалуй, встречается в основном именно в серии.
Максимально эффективный угол раскрытия (чтобы не появлялись лишние тени и засветки от источников внешнего освещения) – тот, что демонстрируется на фотографиях от самого производителя.
Что касается качества сборки, то все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами. Люфт в местах соединений отсутствует, покраска элементов идеальная. Монитор не хрустит и не скрипит при сдавливании, не поддаётся скручиванию. Корпус жёсткий и практичный.
Единственный элемент, вызывающий вопросы – полуглянцевый пластик с фактурной поверхностью в задней части корпуса – не очень практично на общем фоне. С другой стороны, это всяко лучше чёрного глянца, используемого в предыдущих моделях серии XL, поэтому претензия эта так… с натяжкой.
В итоге за внешний вид монитора мы ставим заслуженные 4,5 балла из 5, а за качество изготовления и используемые материалы оценка максимальная.
С эргономикой подставки у монитора BenQ всё прекрасно. Доступен наклон панели в пределах от -5 до +23 градусов, поворот вправо-влево на 45 градусов, изменение высоты на 155 мм.
Присутствует дополнительная возможность переворота корпуса в портретный режим. К слову, центровка панели из-за этого практически не пострадала. Всё жестко и фиксировано. В этом вопросе инженеры показали себя с лучшей стороны, однако, практический смысл в монитора только один – упростить подключение кабелей и не более того. Работать в таком положении матрицы, учитывая её углы обзора, невозможно.
Основание подставки выполнено из металла на поверхности которого расположилось семь резиновых ножек для лучшего удержания монитора на рабочем столе. Справляются они с этой задачей великолепно.
Матовая поверхность экрана – классика для игровых моделей от BenQ. Да, это создаёт видимость кристаллического эффекта, но для борьбы с бликами – идеальный вариант.
По одной крупной наклейке на корпусе можно подтвердить информацию, указанную на коробке. Для пользователя самыми главными так и остаются: серийный номер, дата и место производства, ревизия экземпляра.
В задней части монитора на колодке для подключения кабелей находятся следующие разъемы, ориентированные вниз: питание, аудиовыход 3,5 мм, mini USB для подключения S Switch, два HDMI 2.0 и Display Port 1.4.
От USB портов для части своих игровых моделей в компании отказались сразу после окончания производства XL2540. Встроенная акустическая система в новинке также не используется.
Управление монитором производится посредством трёх физических клавиш и пятипозиционного джойстика, расположенных в правой нижней части корпуса. Клавиша включения питания не отличается по размерам от двух других, но имеет встроенный индикатор питания, который, исходя из своего положения, никак не бросается в глаза.
Система управления не требует привыкания и представляет собой лучшие наработки инженеров BenQ за последние годы. Благодаря наэкранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не испытывая дискомфорта и проблем.
Скорость отклика системы управления на действия пользователя у XL2566K крайне высокая и не доставляет абсолютно никакого дискомфорта.
Функции с быстрым доступом могут быть переназначены для двух дополнительных клавиш. Выбор большой, каждый найдёт себе максимально подходящий вариант.
Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:
Тут следует отметить, что монитору XL2566K досталась слегка переработанная структура меню от XL2546K, но глобальных изменений с точки зрения дизайна не произошло: тут всё строго, но со вкусом. Всего у нас семь разделов и четыре доступные секции с небольшой информационной зоной сверху и подсказками по управлению снизу.
Первый раздел Mode предлагает пользователю выбрать один из восьми предустановленных режимов, три из которых (Gamer 1, 2, 3) по умолчанию базируются на предустановках от Standard и выделены производителем для пользовательских изменений.
Второй раздел Color предлагает пользователю изменить различимость крайних тёмных оттенков (правда, увы, затрагиваются не только они), цветовую насыщенность картинки, активировать технологию Low Blue Light для снижения синей составляющей спектра, выбрать режим гаммы и отрегулировать цветовую температуру или установить один из трёх предустановленных пресетов.
В разделе Picture присутствуют куда более знакомые и важные параметры: яркость, контрастность, резкость, регулировка разгона матрицы AMA, активация и настройка DyAc+.
Раздел Save позволяет сохранить настройки в один из трёх режимов Gamer, а также дезактивировать изначально включенное автоматическое сохранение в первый из них.
В Display большая часть параметров доступна только при HDMI-подключении. Из активных всегда: выбор источника сигнала, динамического диапазона и режимов работы встроенного скалера изображения.
В Custom производитель предлагает установить функции для быстрого доступа, как с помощью кнопок на мониторе, так и для отдельного контроллера S Switch – его кнопок и колесика – удобно и практично. Выбор опций – крайне широкий и каждый найдёт свой наиболее подходящий вариант.
Все остальные настройки, не влияющие непосредственно на картинку, находятся в последнем разделе System. В нём пользователь может настроить внешний вид меню (в том числе выбрать иную локализацию: присутствует русский с корректным и достаточно полным переводом), посмотреть основную рабочую информацию по дисплею, дезактивировать eco-функции.
Доступна регулировка громкости для подключённых наушников, выключение звуков при работе с клавишами управления и дезактивация подсветки клавиши питания. Для сброса всех настроек можно воспользоваться функцией Reset All или Reset Mode для сброса только настроек режимов изображения.
Доступ к одному из сервисных меню (у мониторов BenQ их всегда два) был получен благодаря удержанию второй физической клавиши справа при включении монитора и повторного нажатия на неё после появления картинки. Благодаря этому мы узнали модель используемой матрицы в мониторе, реального производителя (QISDA), версию скалера и прошивки, время наработки (в том числе общее, при выключенной подсветке матрицы). Доступен достаточно широкий список скрытых настроек, но производить их изменения без знаний что к чему – точно не стоит – можете случайно распрощаться с гарантией.
В мониторе Zowie XL2566K установлена новая TN+Film матрица со стандартный W-LED системой подсветки, предназначенная исключительно для игровых моделей мониторов. Проверим ее цветовой охват на примере новинки от BenQ:
Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея в режиме FPS1 с довольно посредственной по всем параметрам оценки картинкой. По представленным скриншотам видно, что все три опорные точки заметно сдвинуты в пространстве относительно sRGB стандарта. Монитор слегка превосходит его на красных, зелёных и желтых стимулах, но отстаёт на синих и фиолетовых оттенках. Сам треугольник с неровными гранями, а это значит, что подобная настройка слишком грубая. Впрочем, это небольшая проблема для монитора, изначально ориентированного на игры, где точность цветопередачи играет совсем незначительную роль.
Переход к режиму Standard слегка улучшает результаты монитора, но на существенные изменения рассчитывать не стоит.
Лучше всего в вопросе цветового охвата XL2566K демонстрирует себя в режимах для ручной настройки Gamer 1/2/3, а вот в холодном Movie история повторяется, и мы возвращаемся к заводским результатам.
Улучшить результаты, к удивлению, может и переход к режиму Low Blue Light, даже при максимальном уровне воздействия (10 единиц), а самые широкие возможности новинка продемонстрировала после ручной настройки и калибровки.
Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам при настройках по умолчанию и в различных режимах:
Стандартные настройки (FPS1 + DyAc+):
Режим Standard:
Режим Gamer 3:
Режим Movie:
Режим Low Blue Light:
После настройки и калибровки:
Все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. При стандартных установках, а также в нескольких режимах, монитор показал средний результат, в частности, если ориентироваться на стандартное цветовое пространство sRGB. Удивительно, что проверенный нами режим Gamer 3, несмотря на удивительно точную картинку на CIE-диаграмме, в действительности продемонстрировал куда меньшие возможности, чем режим Standard. Именно в последнем, после ручной настройки и калибровки, нам удалось выжать из XL2566K доступный для установленной матрицы максимум. Новинка приблизилась к покрытию 96 % sRGB, что можно считать отличным результатом для игрового решения.
Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10, 11), Firefox, Google Chrome и т.д.
У рассматриваемого монитора присутствует пять основных рабочих режимов + 3 для пользовательских установок. По умолчанию используется FPS1 со следующими настройками:
Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:
Мы решили проверить тот самый FPS1, режимы Standard, Gamer 3 (он же Gamer 1 и Gamer 2 если не менять настройки), Movie и Low Blue Light при максимальной степени воздействия.
В первом случае яркость картинки избыточна, а само изображение излишне холодное, резкость повышена, видны неприятные артефакты (особенно на тексте). Картинка отталкивает от себя из-за каких-то «фантастичных» настроек цветопередачи, понятных только людям из BenQ. Они накрутили столько всего, сколько вам и не снилось. Но это, прямо скажем, в порядке нормы для мониторов серии XL с завода, о чём выводится уведомление при первом входе в меню монитора.
При переходе в режим Standard точность цветопередачи значительно улучшается (прекрасно видно по резко снизившимся отклонениям DeltaE94 и точности настройки точки белого), однако, изначальная яркость значительно выше, чем в режиме FPS1. А вот коэффициент контрастности столь же не велик – всего 682:1 против 1000:1 из ТХ.
Режимы Gamer напоминают FPS1: с более теплой цветовой температурой, но столько же контрастной картинкой из-за увеличенной до 3,04 средней гаммой, а также высоким уровнем отклонений DeltaE94. Коэффициент контрастности (в большей степени говорящий нам о глубине чёрного) тут выше и составляет 884:1. При переходе к режиму Movie яркость снова увеличивается, как и цветовая температура, а контрастность изображения на экране снижается до более адекватного уровня. Общий уровень отклонений близок к показателям режима Standard.
Наконец, Low Blue Light со значением 10 удивил яркостью в 294 нит, несколько сниженной глубиной точки чёрного, а также наиболее корректной настройкой контрастности и точки белого, которая смогла опуститься до ~7400К.
Мы же переходим к ручным настройкам. Для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений в Standard Mode я выставил следующие настройки:
Основные изменения произошли за счёт снижения значения Brightness, установки Color Temp. в положение User Define с корректировкой значений, а также изменение режима Гамма на 1. Дополнительно мы дезактивировали DyAc+ и вручную отрегулировали уровень разгона матрицы через функцию AMA. Результат не заставил себя ждать, и мы получили более-менее приличную картинку на экране, а не её подобие при заводских установках или в проверенных нами режимах.
С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro Plus мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
При изучении гамма-кривых монитора с настройками по умолчанию становится не совсем ясно – для каких целей в BenQ сделали именно так. Все тени и многие другие оттенки затемнены, общая контрастность значительно увеличена на фоне требований различных стандартов. Ярко выражен дисбаланс RGB каналов, что приводит к проблемам со стабильностью ЦТ оттенков серого.
При переходе в режим Standard контрастность снижается, но остаётся всё равно далёкой от идеала. Тоже самое мы можем отметить и положение точек серого на CIE-диаграмме – они стали ближе к области DeltaE<10, но всё еще не добрались до неё, да и стабильность ЦТ оставляет желать лучшего.
В режимах Gamer и Movie продолжают наблюдаться проблемы с излишне повышенной контрастностью, но зато хотя бы точки серого приблизились к «зоне хорошего результата».
При активации Low Blue Light 10 мы стали свидетелями использования S-образной кривой, что делается для увеличения контрастности и усиления видимости теней. Интересный подход и, возможно, он даже снизит нагрузку на глаза при долгой работе перед экраном. В остальном же – это совсем не то, чего ждёшь от подобного режима.
Переход к режиму Standard и значительные правки в настройки монитора с дальнейшей корректировкой через созданный профиль с LUT правками, позволили нам добиться почти идеального результата. Гамма-кривые пришли в норму, точки серого клина собрались в нужной нам зоне, паразитные оттенки исчезли, а цветовой охват увеличился до максимально возможного (в пределах возможностей самой матрицы). На такую картинку смотреть куда приятнее, особенно если вы планируете не только играть, но и заниматься какой-либо ещё деятельностью за XL2566K.
У новинки BenQ есть два наиболее заметных на общем фоне параметра, которые могут дополнительно повлиять на цветопередачу, в том числе положительно. Отметим, что все возможные варианты установок были проверены в режиме 1, установленном «из коробки».
На практике же, как оказалось, регулировка эквалайзера чёрного, который в фактически пропагандируют, затрагивают достаточно широкий диапазон (0-45 %), а не только крайние тёмные полутона, как это должно быть. Изменения существенные, цветопередачу можно сильно подпортить, однако для тех целей, для которых создавалась эта функция – работает она как положено. Главное же, что стоит понимать – изначально выбрали далеко не самый точный режим гаммы, а поэтому картинка у вас изначально сильно контрастная, с убитыми тенями. Поэтому для начала стоит разобраться именно с гаммой.
при калибровке в котором мы остановились на 1.
1 оказался самым близким к референсу и именно в нём картинка на экране приближена к той, какой она должна быть. Без дополнительных правок в данном пресете сохраняются проблемы с синим каналом, но всё это решаемо. Что же касается режимов 4 и 5, то в них контрастность усиливается, а поэтому для соревновательных игр они точно не подходят. Держитесь от них подальше, ведь с ними в тенях вы ничего не увидите!
По техническим характеристикам монитора следует, что установленная матрица является псевдо 8-битной (6 бит + FRC), что является абсолютной нормой для скоростных TN+Film панелей.
В различных предустановленных режимах градиенты нельзя назвать ужасными, но и прекрасного в них тоже ничего нет: большое количество видимых переходов и слегка выраженные паразитные оттенки в определенном диапазоне.
Проведённая в дальнейшем калибровка из-за незначительных правок в LUT видеокарты (исключительно благодаря ручной настройке) не сильно сказывается на общей качестве градиентов, однако, несколько ярко выраженных зон-переходов всё же появляется.
Что касается такой темы, как «бандинг», то BenQ Zowie XL2566K показал себя очень плохо: излишняя различимость переходов, грубые/рванные очертания сложных элементов освещения и паразитные оттенки в придачу – это всё, что вы должны знать про игровые псевдо 8 бит!
Продолжим изучение монитора BenQ Zowie XL2566K, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.
Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.
В большинстве проверенных режимов монитор показал себя откровенно плохо, как по среднему уровню отклонений, так и по максимальному. При переходе в режимы Gamer вы можете рассчитывать на значительное улучшение результатов, но ещё лучше монитор выводит картинку при активации Low Blue Light 10. Сохранить схожий уровень среднего отклонения нам удалось после проведения полноценной калибровки в режиме Standard, но максимальное отклонения оказалось вдвое выше, чем в LBL. Увы.
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Измерения мы проводили в режиме картинки Standard и напомним, что для него по умолчанию выставлено значение Normal. Посмотрим на полученные результаты:
Тут можно отметить следующее:
В итоге совет таков: мы рекомендуем выбрать режим Reddish ради снижения нагрузки на глаза или предпочесть режим User Define с настройками по умолчанию. Именно в нём, снизив яркость до уровня ~100 нит, вы сможете добиться точки белого в 6500К с минимальными отклонениями по всем осям.
Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Snatdard. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.
Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 47-324 нит при коэффициенте контрастности в ~810:1. Снижение яркости линейно, коэффициент контрастности стабилен по всем диапазоне, но на 19 % ниже, чем заявлено в технических характеристиках.
Значение верхней границы яркости точки белого в 324 нит с высокой точностью соответствует заявленному производителем и позволит работать с монитором в большинстве ситуаций, когда на рабочем месте очень светло. А нижнее в 47 нит предоставит возможность заметно снизить нагрузку на глаза при работе в слабо освещённом помещении либо вовсе ночью. Претензий к диапазону устанавливаемой яркости у XL2566K у нас не возникло.
Производитель заявляет, что его монитор является самым быстрым игровым дисплеем. Основное сравнение проводится с уже старым ASUS PG259QN на базе 360 Гц Full HD IPS матрице, но при активной системе «вставки чёрного кадра» DyAc+, что, с нашей точки зрения, не совсем корректно и, в большей степени, является умышленным маркетинговым ходом. Да и если сравнивать скорости между мониторами последнего поколения, то следовало бы провести подобное сравнение с новейшим PG27AQN с абсолютно новой IPS от AUO с серьёзными изменениями на физическом уровне. Впрочем, это не наше дело и выбирать прямых соперников – задача BenQ с их подразделением Zowie. Наша же задача – оценить скорость новинки. Давайте это сделаем:
Напомним, что монитор предлагает установить 360 Гц без необходимости активации какого-либо разгона панели. Для увеличения скорости в модели применена технология разгона AMA (в общем понимании - стандартный OverDrive). По умолчанию, как и всегда для мониторов BenQ, установлено среднее значение - High. Также доступны варианты Off и Premium, а для продвинутых потребителей – вариант Custom с плавной регулировкой от 0 до 20 единиц.
Очевидно, что монитор - максимально быстрый – это факт, а лучшие результаты он показывает при значениях Custom от 8 до 12 единиц. Мы выбрали среднее из них – 10: тут артефакты еле заметны, а чёткость картинки идеальная, вместе с сохранением высокой скорости. В свою очередь активация приводит к иному эффекту: артефакты ещё сильнее, чем в , но чёткость движущихся объектов схожая. Какой вариант лучше? У каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но мы свой выбор сделали.
Активация одного из доступных режимов «вставки чёрного кадра» + увеличивает чёткость движущихся объектов, на чём делают акцент специалисты в своих рекламных роликах. Следует отметить, что ничего уникального в данной системе нет. Это лишь один из вариантов классической системы Black Frame Insertion (BFI – именно так эта система называлась в мониторах компании, где она начала использоваться примерно в 2008 году).
Что касается сравнения DyAc+ в варианте High и Premium, то визуальная разница между ними, с нашей точки зрения, заключается лишь в уровне изначальной яркости. Что первый, что второй работают с максимально возможным гашением подсветки между кадрами, что в дальнейшем доказали и фотографии при проверке на ШИМ. Главное же, что визуальный ряд при активации DyAc+ доказывает, что монитор действительно обладает крайне быстрой матрицей. Вы не увидите двойные шлейфы и шлейфы с двух сторон от объекта, как на большинстве IPS и, тем более, *VA с системами «вставки чёрного кадра» и это, как минимум, ещё одно доказательство высоких скоростных показателей XL2566K.
В вопросах сравнения с уже отмеченным ASUS PG27AQN на базе 360 Гц IPS мы хотим вам самостоятельно оценить чёткость и длину шлейфов по сравнительной фотографии из нашего обзора данного монитора – вот здесь. Считаем уместным отметить, что в таком сравнении XL2566K выиграть будет сложнее, но в каких-то моментах он всё равно окажется быстрее IPS, пускай и незначительно. Главное же что стоит понимать – разница в рабочем разрешении, нагрузки на ПК и диагонали экрана. В этом отношении XL2566K – куда больше подходит для киберспортивных дисциплин и не зря многие профессиональные игроки, до сих пор, выбирают игровые мониторы Zowie на TN+Film.
Пропуск кадров при частоте 360 Гц у монитора BenQ выявлен не был – проверено с помощью специального теста от портала TestUFO.com. На невозможность синхронизации в браузере не обращайте внимание – на такой частоте это действительно даётся сложно и «счастье» случается буквально на 1-2 секунды.
построен на базе TN+Film матрицы, а поэтому плохие углы обзора – его особенность и «боль» смотрящего на экран, ранее работавшего долгое время за *VA и IPS-type моделями. И новая ревизия матрицы никаких улучшений не принесла. Посмотрите на это сами:
По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При минимальных отклонениях проявляется цветовой сдвиг, в том же Excel при неправильной посадке пользователя перед монитором серые линии в определённых частях экрана могут сливаться с пустыми ячейками.
При сильных отклонениях от нормали проявляются различные паразитные оттенки, происходит пастеризация, а в некоторых случаях даже цветовая инверсия (переход в негатив). Падение контрастности и общий цветовой сдвиг происходит гораздо раньше и проявляются сильнее, чем за мониторами с другими типами матриц. При взгляде сверху нижняя часть изображения затемняется, а вся оставшаяся область резко теряет различимость между деталями и усиливает свою визуальную яркость.
Если хотите увеличить визуальную стабильность картинки на экране – срочно снижайте яркость до куда более низкого уровня – действует, как ни странно, моментально!
Угловой Glow-эффект проявляется с ярко-оранжевым паразитным оттенком, происходит пастеризация определённых участков изображения (преимущественно светлых), снижение контрастности хорошо заметно.
На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе – красочнее, чем на многих IPS-type моделях, пускай и в несколько ином варианте. Ничего хорошего в этом нет, да и избавиться от этого попросту - непосильная задача. Такие они – TN+Film мониторы.
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 6,4 %, а максимальное – 17,1 %. Результат средний – на уровне предыдущих TN+Film мониторов от BenQ с подобной диагональю. Факт – у AUO вновь получилась вполне себе качественная матрица с точки зрения равномерности подсветки на светлом поле.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Сильнее всего у нашего экземпляра оказалась затемнена левая часть панели, а вот правая оказалась даже ярче, чем центральная область матрицы – редкость для современных мониторов.
Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.
Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. У монитора действительно очень сильно затемнены края экрана, да и есть определенные проблемы с равномерностью цветовой температуры. А вот разница между основными частями экрана по яркости становится не так видна… странно!
Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем поднадоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.
В первом случае Glow показал себя достаточно типично – четырьмя слегка высветленными углами и краями с паразитными оттенками. Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором, если вы сидите очень близко к экрану: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов и в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление).
Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше. С другой стороны, если не медитировать на чёрный фон по несколько минут, то ничего подобного произойти не должно, и тогда меньшая яркость подсветки действительно скажется на улучшении восприятия картинки с экрана.
При отдалении от экрана Glow полностью исчезает и перед нами оказывается реальная равномерность подсветки на чёрном, с которой проверенному экземпляру определённо повезло: однородность хорошая, паразитные оттенки отсутствуют, чёрное поле равномерно по всей площади матрицы, синие полосы (проблема многих TN+Film-дисплеев) выражены минимально, но характерное высветление по краям (особенно по левому) присутствует.
Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,9 % отклонения в среднем и 4,6 % в максимуме можно отнести к «выше среднего», что для игровой TN+Film, если и не заявка на успех, то точно близко к ней.
Полученный диапазон цветовой температуры составил 6273-6851 Кельвин. Построенная диаграмма в некоторой степени напоминает таковую по равномерности подсветки. Цветовая температура плавно увеличивается справа налево. Однако, учитывая общую нестабильность картинки и плохие углы обзора, заметить это может только прибор либо взгляд на монитор примерно с 1,5-2 метров от экрана.
Для подробного изучения структуры панели изучим полученные макроснимки:
В мониторе BenQ Zowie XL2566K применена TN+Film матрица с диагональю 24,5 дюйма с матовой рабочей поверхностью.
В первую очередь видна классическая RGB-структура с субпикселем классической формы. Используемая поверхность достаточно грубая, с видимым кристаллическим эффектом, но зато с отличными антибликовыми свойствами.
От эффекта Cross Hatching используемая матрица не страдает, да и проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей ей не свойственны, но лишь до момента, пока вы не столкнётесь с увеличенной резкостью в нескольких заводских режимах, которую можно и нужно снизить вручную.
Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.
При включении же «вставки чёрного кадра» DyAc+ в одном из двух режимов подсветка начинает выключаться между каждым из 360 кадров. Исходя из полученных снимков принципиальной разницы в работе двух режимов мы не выявили, скважность максимально схожая, чёткость движущихся объектов на экране тоже. Отличается лишь яркость. Нагрузка на глаза в обоих случаях значительно выше, чем без DyAc+, но это тот случай, когда ради чёткости изображения в соревновательной игре пойдёшь на всё!
Блок питания в мониторе встроенный. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.
Компания BenQ решила продолжить свою удачную линейку Zowie для продвинутых игроков и удивила нежданным выходом 360 Гц модели XL2566K на базе TN+Film панели. Производитель не стал вносить коррективы в дизайн устройства, а просто обновил матрицу, сохранив за новинкой большую часть достоинств и недостатков от предыдущего XL2546K. Ставка была сделана только на скорость и ничего кроме скорости. А потому – что запланировали, то и получилось.
Новый BenQ Zowie XL2566K предназначен исключительно для соревновательных игр, где требуется не только высокая частота и плавность картинки, но и её четкость благодаря скорости отклика пикселей, а здесь, как известно – соревноваться с TN+Film сложно, хотя современные технологии в сфере разработки IPS всё приближают этот момент.
Пока же XL2566K в сегменте Full HD такой один, то переживать за его успех не имеет смысла. Зная о популярности далеко не дешёвого XL2546K, за которым гоняются и по сей день, перспективы героя обзора, в целом, выглядят радужно. А если ещё и цена пойдёт вниз, то никаких сомнений не останется вовсе. Требовать же от подобной модели чего-то большего чем просто скорость – нет никакого смысла. Свыкнитесь с этой реальностью и хорошенько задумайтесь. Удачи в правильном выборе!
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки BenQ Zowie XL2566K в краткой форме представлены ниже.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить:
Грыжин Александр aka =DEAD=