Погоня за высокой частотой и минимальным временем отклика продолжается. Почти два года назад крупные производители представили свои 360 Гц Full HD мониторы на базе IPS матрицы, что перевернуло рынок настольных дисплеев для «хардкорных геймеров». В то время даже самые быстрые TN+Film-решения обладали частотой 240 Гц, а поэтому выбор, при наличии достаточного количества финансов, становился очевиден.
Да и особых вопросов к подобным решениям не возникало: разрешение низкое, а современные комплектующие, да в популярных соревновательных играх, с легкостью могли продемонстрировать 400-500+ fps даже при средних-высоких настройках графики. Если за дисплеем предполагалось не только играть, но и работать, то все преимущества IPS перекрывали небольшие достоинства самых быстрых TN+Film. А самое главное, что эти 360 Гц и Full HD уживались на диагонали в 24.5 дюйма, что было выигрышно не только для увеличения плотности ppi и улучшения качества картинки, но и являлось «золотым стандартном» для продвинутых игроков, что после подтверждали и различные производители в своих рекламных проспектах.
Так игроки стали привыкать к тому, что 360 Гц – вполне себе досягаемый уровень для компьютерного железа и настольных мониторов, а позже (в июле 2022 года) масла в огонь добавила компания Dell со своими игровыми ноутбуками Alienware m17 R5 и x17 R2, добавив в качестве опции Full HD экраны с частотой аж в 480 Гц. Тут надо было чем-то крыть! В ASUS нашли решение ещё задолго до этого момента, в январе 2022 года на выставке CES, анонсировали первый в мире (!) 27-дюймовый IPS 360 Гц с разрешением 2560 х 1440 пикселей – ещё один «золотой стандарт» индустрии, пускай и не совсем игровой. Более точные данные о новинке поступили лишь к сентябрю, и вот, на дворе декабрь и первые партии нового ASUS ROG Swift PG27AQN уже начали поступать в наш в магазин в рамках параллельного импорта. Открываем коробку и начинаем знакомиться!
На мировой рынок новинка от ASUS стала поступать в конце ноября 2022 года, поставки крайне ограниченные, а цены высокие. Добравшись до России монитор PG27AQN становится для многих неподъёмно дорогим, но тут ничего не поделать – сложная логистика, да и гарантия на монитор остаётся полностью на продавце, что, собственно, и увеличивает конечную стоимость устройства. Конкурентов у дисплея нет и в ближайшее время не ожидается, ведь это считайте эксклюзив в чистом виде от ASUS и AUO.
После подробного изучения спецификаций, заявлений компаний ASUS и AUO и демонстрационного видео об изменениях ориентации жидких кристаллов в пространстве, стало абсолютно очевидным использование в мониторе PG27AQN ранее неизвестной нам модели AHVA матрицы производства AU Optronics. Об изменениях на фоне IPS предыдущих поколений вы можете узнать из соответствующего видео:
Из очевидного же – перед нами 27-дюймовая WQHD панель класса UltraFast IPS с нативной (!) частотой 360 Гц, с торцевой системой подсветки (Edge-LED), поделенной на 18-24 крупные вертикальные зоны, с использованием модифицированного слоя PFS Phosphor для увеличения цветового охвата и увеличенной максимальной яркостью в режиме HDR до 600 нит.
Рабочее разрешение монитора составляет 2560 × 1440 пикселей, что в совокупности с диагональю экрана обеспечивает уровень плотности пикселей в классические и беспроблемные 109-110 ppi, не требующие использования системы масштабирования. Благодаря этому никаких проблем со шрифтами и рабочими элементами приложений у вас точно не будет.
Максимальная яркость в SDR близка к современным нормам и находится на уровне 400 нит, модель сертифицирована по стандарту VESA DisplayHDR 600 и поддерживает работу с HDR10 контентом. Коэффициент контрастности составляет 1000:1 – на большее монитор, в силу отсутствия полноценной многозонной системы подсветки (FALD или Mini-LED) - не способен.
В технических характеристиках производитель заявляет, что панель может воспроизвести до 16,7 миллионов цветовых оттенков, что подразумевает её 8-битную архитектуру, однако, драйвер видеокарты позволяет выставить не только 10-битный режим, но даже 12-битный, что, конечно, является ни чем иным, как эмуляцией с помощью программных алгоритмов Hi-FRC.
Использования дополнительного светорассеивающего слоя KSF (PSF) Phosphor позволило увеличить заявленный цветовой охват до 95 % DCI-P3 и 135 % sRGB. Пик синего в спектре подсветки смещён в область 460 нм, что позволяет дополнительно снизить нагрузку на глаза, а использование встроенного датчика внешней освещённости только увеличит комфортность использования монитора.
Заявленные углы обзора у модели типичны для IPS-представителей, как и скорость отклика в 1 мс при переходе GtG. Увеличение частоты развёртки на снижении времени GtG никак не сказалось, что актуально и для Full HD решений производителя с 360 Гц на борту. Режим вставки «чёрного кадра» у новинки PG27AQN отсутствует, а поэтому такие функции как ELMB и ELMB-Sync вы не обнаружите.
Для подключения к стационарному ПК следует использовать исключительно DisplayPort 1.4, способный предоставить ту самую возможность работы при 360 Гц. Для игровых приставок можно воспользоваться HDMI 2.0 (максимальная частота будет ограничена на уровне 120-144 Гц), а вот современного USB Type-C у PG27AQN вы не найдёте.
Относясь к семейству ROG Swift монитор ориентирован преимущественно на работу с картами от NVIDIA. Для этого PG27AQN использует аппаратный модуль G-Sync класса Ultimate для поддержки работы с HDR и высокой частоты развёртки. Сам модуль горячий, а поэтому без активного воздушного охлаждения монитор не обошёлся.
Заявленный рабочий диапазон указан как 1-360 Гц, а в качестве дополнительной и уникальной возможности представлена функция NVIDIA Reflex Analyzer для пользовательских измерений времени задержки, как самого монитора, так и компьютера в целом, учитывая input-lag мышки.
Для работы с периферией в мониторе предусмотрены два порта USB 3.2 Gen 1 и 3,5-мм аудиовыход для подключения наушников или внешней акустики. Тем временем встроенная акустическая система в ASUS ROG Swift PG27AQN отсутствует.
Система подсветки внешнего пространства представлена RGB-проекцией крупного логотипа серии, размещённого в задней части корпуса. Предусмотрена его тонкая настройка, а также возможность синхронизации с устройствами, поддерживающими Aura Sync.
В вопросе внешнего вида ASUS ROG Swift PG27AQN повторяет многие последние новинки производителя. Перед нами типичный представитель семейства ROG из топ-сегмента — в «безрамочном» дизайне, с эргономичной подставкой и привычной системой управления на базе пятипозиционного джойстика.
Для PG27AQN заявлена заводская калибровка, а из-за изначально широкого цветового охвата в мониторе предусмотрен режим эмуляции стандартного пространства sRGB. Дополнительно в настройках присутствует несколько игровых режимов и пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра за счёт регулировки уровня RGB Gain, но в основном на защите ваших глаз служит Flicker-Free-подсветка – без мерцания во всём рабочем диапазоне.
В арсенале монитора также присутствуют технология высветления теней Dark Boost, обновлённый набор наэкранных виджетов GamePlus и большое разнообразие режимов GameVisual. Из нового в PG27AQN можно найти режим Esports Dual-Mode, предлагающий имитацию на экране монитора Full HD панели с диагональю 25 дюймов с соответствующей интерполяцией, либо вывод 25-дюймовой картинки «пиксель в пиксель» с разрешением 2368 x 1332. Такая возможность предоставлена производителем для большей концентрации на игровом процессе, ведь именно диагональ порядка 24.5-25-дюймов считается оптимальной для продвинутых геймеров.
Монитор ASUS ROG Swift PG27AQN поставляется в крупной и дорого выглядящей коробке с качественной полиграфией, несколькими фотографиями дисплея и перечислением его основных особенностей с помощью различных пиктограмм. Для переноски производитель предлагает воспользоваться вырезами с двух сторон, ведь пластиковая ручка не представлена.
Одну из сторон коробки производитель практически полностью отдал под более полный список достоинств модели.
По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные.
Комплект поставки новинки включает в себя следующее:
Набор оптимальный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора при подключении по любому из доступных интерфейсов. Главное в этом случае – удостовериться в возможностях используемого в ПК/ноутбуке железе и знать заложенные производителем пределы для каждого из установленных интерфейсов (они, как мы отметили ранее, отличаются).
Для своих наиболее интересных и дорогих моделей мониторов в ASUS давно исповедуют дизайнерский подход, отточенный на семействе игровых ноутбуков серии ROG, а затем перенесённый и на мониторы, начиная с уже старого PG348Q. В случае с новым PG27AQN, появление которого случилось почти спустя 6 лет после «старичка» производитель внёс уже знакомые нам коррективы, как в исполнение подставки, так и уменьшенное количество цветных элементов в отделке корпуса.
Сложные формы, переплетённые друг с другом, с различным по фактуре и цвету пластиком, моментально создают образ дорогого и нишевого продукта, нацеленного преимущественно на игровую аудиторию.
Из первых и самых очевидных изменений новинки перед предшественниками – обновлённые подставка и центральная колонна, которые мы могли ранее наблюдать на других новинках бренда.
Первая теперь полностью ложится на стол, не такая глубокая, но с характерной для серии ROG Swift вставкой цвета меди (или золота – кому что кажется). Стойка стала уже, а вырез под кабели предстал овальной формы.
Дополняет систему прокладки кабелей фигурная пластиковая крышка, закрывающая свободный доступ к интерфейсным разъёмам. Оба решения нам хорошо знакомы, и лишь в таком тандеме они дают адекватный результат.
Быстросъёмное соединение в новинке не используется. Центральная колонна изначально прикреплена к корпусу, а для её демонтажа и использования VESA-совместимого кронштейна необходимо с помощью плоской отвёртки поддеть пластиковое обрамление, которое состоит из двух частей, и открутить четыре удерживающих винта.
После демонтажа подставки мы становимся свидетелями установленного активного воздушного охлаждения, которое отвечает за комфортные условия работы аппаратного модуля NVIDIA G-Sync. В процессе обычной работы вентилятор мы не слышали, а во время игр его лёгкие завывания с легкостью гасятся минимальным уровнем громкости из колонок. Если же вы играете в наушниках, то данная особенность PG27AQN и вовсе никогда не доставит вам дискомфорта.
Эргономика подставки стала проще и обеспечивает регулировку высоты в пределах 100 мм, наклона в диапазоне от -5 до +20 градусов и поворот корпуса на 25 градусов вправо/влево.
У монитора присутствует возможность переворота в портретный режим (Pivot) в одну сторону, но дополнительный люфт основного механизма от этого не появился – всё четко.
Положение корпуса на подставке можно менять плавно, но необходимо приложить чуть больше усилий в начале регулировки, особенно при повороте корпуса. Сам корпус, как вы можете заметить по фотографии выше – толстый, чем сильно отличается от многих других современных моделей, в том числе из игрового сегмента.
Все удерживающие элементы, внутренности крепёжных механизмов и основание подставки сделаны из металла. На последней используется шесть различных по форме резиновых ножек для лучшего сцепления с рабочей поверхностью.
PG27AQN стал очередной моделью компании ASUS, где инженеры и дизайнеры пытаются найти наилучший вариант системы RGB-подсветки. В новинке им стал уже знакомый нам и, по нашему мнению, самый эффектный вариант, в виде логотипа ROG с настраиваемой RGB-подсветкой.
Решение уже не новое, но всё ещё оригинальное. Вариаций цветов предостаточно, но, вряд ли, вы создадите подобной проекцией какой-то «вааууу-эффект». Разве что порадуете свою стену…
Качество сборки монитора ASUS не даёт шансов остаться недовольным. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны в использовании и касается это абсолютно всех элементов.
Люфты отсутствуют, корпус не поддаётся скручиванию ввиду не малой толщины, не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует достаточное количество вентиляционных отверстий различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне.
В качестве демонстрации использования полуматовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей кристаллический эффект должен быть практически незаметен, а антибликовые свойства сохранены на достойном уровне.
В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Подключать кабели максимально удобно – спасибо возможности переворота корпуса в портретный режим.
Рядом с основными интерфейсами пользователь обнаружит информационную наклейку. Благодаря ей становится известно, что наш экземпляр изготовлен ноябре 2022 в Китае, но без указания реального подрядчика-изготовителя.
Встроенная акустическая система в PG27AQN не используется, а датчик внешней освещённости расположился на верхней грани корпуса – самое правильное положение для него расположение.
В новом PG27AQN используется привычная по многим другим мониторам серий PB|PG|MG|VG|XG схема управления, состоящая из пятипозиционного джойстика и дополнительных физических клавиш.
Управлять монитором легко и просто. Система управления обеспечивает комфортность её использования при любом уровне внешнего освещения и при любом положении корпуса в пространстве.
Небольшой светодиод питания красного цвета абсолютно не мешает при работе. При желании же его и вовсе можно дезактивировать через соответствующий пункт в меню монитора.
При нажатии на джойстик управления на экране возникает предварительное меню с подсказками. Быстрый доступ же возможен к широкому количеству функций монитора, а две физические клавиши обеспечивают (при настройках по умолчанию) быстрый выбор среди режимов GameVisual и функций GamePlus.
Удобство управления, скорость меню и логика его построения – всё на высшем уровне, к этому в мониторах ASUS уже давно не придраться. Внешний вид OSD соответствует обновлённой концепции ROG Swift и максимально похож на то, что видел автор у топового PG32UQX с Mini-LED подсветкой. В случае с новинкой в нём содержится восемь разделов с несколько переосмысленным наполнением.
Первый экран меню посвящён активации и настройке NVIDIA Reflex Analyzer. Здесь можно активировать анализатор, отрегулировать чувствительность дисплея, а также изменить размер и расположение измеряемой области – зелёного прямоугольника, в котором отслеживается изменение цвета пикселей. Например, при дульной вспышке во время выстрела из оружия.
Во втором — под названием Gaming — пользователю предлагается установить степень разгона матрицы (OD), настроить функции GamePlus, выбрать один из режимов GameVisual и выставить степень высветления теней (Dark Boost).
Во втором разделе можно установить уровень яркости и контрастности, выбрать режим работы HDR (появляется при активации HDR в среде ОС), активировать и настроить динамическую подсветку (отдельных зон управления яркостью у монитора не так много, поэтому это аналог динамической контрастности - ACR), выбрать режим работы встроенного скалера (там же представлены режимы Esports Dual-Mode) и определить степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране. В качестве замены режима эмуляции цветового пространства sRGB представлена функция Display Color Space с выбором среди полного цветового охвата и sRGB. К слову, активна эта функция буквально в каждом из режимов – пользуйтесь на здоровье.
Не менее важные параметры отнесены к четвёртому разделу, Color. В нём вы можете встретить режимы цветовой температуры и возможность вручную определить степень усиления RGB, также тут доступны пять режимов гаммы и регулировка насыщенности (доступна не всегда), а также активация встроенной системы сжатия сигнала для поддержки высокой частоты при использовании старых видеокарт. Впрочем, мы верим, что под такой монитор вы подготовили подходящее «железо».
Выбрать источник сигнала можно в разделе Input Select. Здесь же предлагается установить галочку напротив автоматического поиска источника сигнала.
В разделе Shortcut доступен выбор функций быстрого доступа для двух физических клавиш. Список опций и их конкретных значений – широкий. Каждый пользователь сделает свой оптимальный выбор.
В пятом разделе, Lighting Effect, предлагается включить и настроить разноцветную Aura RGB, а также активировать синхронизацию Aura Sync при такой необходимости.
Раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации меню (русский в наличии, перевод вполне адекватный), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.
Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность включить работу датчика внешней освещённости (без дополнительных настроек), дезактивировать выпадающие предупреждения о переходе в режим работы HDR, настроить уровень громкости и выбрать один из режимов сбережения электроэнергии в момент перехода монитора в Standby Mode.
Доступ к сервисному меню, как и на большинстве современных мониторов ASUS, найден не был.
Монитор использует современную матрицу с продвинутой системой подсветки, обеспечивающей расширение цветового охвата. Давайте узнаем на что способна новинка ASUS при заводских установках и различных режимах GameVisual:
Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках c установкой как полного цветового охвата, так и его эмуляции до пространства sRGB через соответствующую дополнительную опцию в настройках (Display Color Space). По представленным скриншотам видно, что возможности UltraFast IPS матрицы от компании AUO заметно превосходят стандарт sRGB, а поэтому можно смело говорить о ярких и насыщенных оттенках везде, где только возможно. Треугольник достаточно точно повторяет стандарт DCI-P3, не дотягивает до AdobeRGB в зоне с зелёными и бирюзовыми оттенками, но обыгрывает его на красных тонах, что часто может негативно сказываться на оттенках кожи.
В случае же установки sRGB эмуляции монитор PG27AQN делает это с высокой точностью. Небольшие погрешности видны, но делать на них акцент не стоит.
Отдельный режим sRGB среди доступных в GameVisual оказывается лишним в настройках монитора. В нём заблокирована яркость, а пользователь самостоятельно может выбрать цветовое пространство через уже отмеченную нами опцию, сделав из него DCI-P3, но сохранив рабочее название. Как-то не продумали этот момент инженеры ASUS… не продумали…
Чуть схожая история c Blue Light Filter в четвёртом варианте использования (самый мощный по воздействию). Яркость в нём зафиксирована на уровне выше, чем в sRGB, гамма сохранена, а рабочее цветовое пространство пользователь может определить самостоятельно. С одной стороны – это преимущество, а с другой – некая непродуманность со стороны разработчиков ASUS.
Наконец, для ручной настройки мы воспользовались заводским режимом Racing с активированной эмуляцией пространства sRGB. Цветовой охват в этом случае установился на схожем уровне, небольшие погрешности в расчёт брать не будем.
Теперь посмотрим на полученные цифры соответствия и общего объёма цветовых данных в различных режимах:
Стандартные настройки (Racing - sRGB):
Режим Racing - Wide Gamut:
Режим sRGB:
Режим BLF4 + sRGB:
Режим G-Sync Esports + WG:
После настройки и калибровки (Racing sRGB):
Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка отлично подойдёт для работы в стандартном пространстве sRGB, а максимально выявленные 90 % DCI-P3 – пускай и хороший уровень, но совсем не 95 % (а в некоторых источниках говорится о 98 %), заявленные производителем в технических характеристиках PG27AQN.
Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10, 11), Firefox, Google Chrome и т.д.
В ASUS PG27AQN предустановлено шесть основных режимов GameVisual, но поскольку производитель долгое время не меняет логику настройки многих из них, то мы решили ограничить наше тестирование всего парой пресетов, а также дополнить результаты полученными данными после включения эмуляции sRGB (через функцию Display Color Space) и функции Blue Light Filter в последнем из доступных вариантов (Level 4).
При настройках по умолчанию используется режим Racing со следующими настройками:
В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:
Основные изменения произошли за счёт снижения яркости подсветки, усиления RGB Gain и выключения работы системы Variable Backlight. Регулировка уровней контрастности и насыщенности монитору не требуются.
Посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:
При стандартных настройках изначальная яркость завышена (для продолжительной работы), но нет никаких проблем снизить её до нужного значения, за исключением режимов sRGB и BLF-4. Коэффициент контрастности в большей части режимов на ~10 % ниже заявленного производителем – не страшно, но неприятно.
Монитор демонстрирует высокую точность установки точки белого в большинстве изученных режимов, и только в BLF-4 выходит за все допустимые границы, вырываясь к уровню ~4500K, что было вполне ожидаемо и соответствует названию используемого пресета.
Общую точность цветопередачи по тесту Argyll CMS можно оценить, как «ниже среднего» и причиной того выступает некорректная установка гаммы и некоторое несоответствие цветового пространства монитора двум основным стандартам. К сожалению, точность настройки PG27AQN ощутимо ниже, чем у скоростного Full HD - ASUS PG259QN/QNR, но это всё исправимо.
Что же касается sRGB Mode, то никаких плюсов от его использования мы не увидели. Яркость заблокирована, а точность настройки точки белого ниже, чем в Racing c активной sRGB эмуляцией. Использовать его мы не советуем.
В ходе ручной настройки и калибровки мы также остановились на режиме Racing с активной эмуляцией sRGB. Была снижена яркость и настроены уровня RGB Gain. После этого был создан корректирующий профиль для правок гаммы и внесения уточнений по возможностям цветовоспроизведения монитора. Всё это привело наш экземпляр к среднему значению DeltaE94 в 0.18 и 0.55 в максимуме – прекрасный результат!
С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
Новинка от ASUS несколько разочаровала нас заводскими установками гаммы. Режим 2.2 выставленный по умолчанию оказался далёк от реально измеренных значений. Контрастность картинки на экране снижена, как в Racing, так и после активации большинства других режимов. Отдаляющийся от двух других синий канал провоцирует некоторые проблемы со стабильностью ЦТ оттенков серого, а изменение цветового пространства ничего кроме охвата не меняет.
В отдельном режиме sRGB никаких значимых изменений нет. Вы получаете всё тоже самое, что и в Racing с настройками по умолчанию, но с заблокированной яркостью на уровне порядка 125 нит и чуть менее точную настройку точки белого.
В свою очередь режим BLF-4 единственный, где пользователь может ощутить снизившуюся нагрузку на глаза при плохом внешнем освещении. В нём производитель автоматически снижает яркость подсветки до 128-130 нит, а вместе с этим загоняет весь серый клин в область с тёплыми оттенками (4450-4800К). Из-за изменений степени усиления RGB меняется спектр подсветки, снижается его синяя составляющая. Но вы должны понимать, что ничего сверхъестественного в этом нет и всё тоже самое вы можете сделать самостоятельно, снизив яркость подсветки и отрегулировав RGB Gain соответствующим образом на любом (!) мониторе. А других значимых изменений, как вы успели заметить, режим предложить не может.
Зазывающий своим названием режим Esports (он же G-Sync Esports) также не может предложить вам ничего хорошего. В нём производитель установил режим Гаммы 2.0, увеличил различимость теней и насыщенность картинки. Изображение на экране – «вырвиглазное», и совсем неважно какое цветовое пространство выставлено (мы поставили – Wide Gamut). Радует одно – сохранение относительно высокой стабильности ЦТ оттенков серого на CIE-диаграмме. Других же положительных свойств режим Esports не имеет.
Возвращаемся в Racing, активируем эмуляцию sRGB, проводим ручную настройку яркости и RGB, выключаем работу локальной системы подсветки (кому-то нужны бесполезные и портящие картинку отдельно работающие 18-24 вертикальные зоны?) и доводим всё до идеала с помощью LUT коррекций. Получается хорошо: достаточно точные гамма-кривые в соответствии с требуемым стандартом, визуально улучшенная стабильность ЦТ оттенков серого и адекватный уровень яркости. В таком состоянии монитора за ним можно играть и профессионально работать с цветом. Два в одном!
У новинки ASUS присутствует датчик внешней освещённости для автоматической регулировки яркости (по умолчанию выключен, настройки чувствительности и прочего - отсутствуют), а в меню есть несколько дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. В случае с мы решили посмотреть на влияние функций .
Параметр Dark Boost, как следует из его названия, высветляет тени и делает это в случае с PG27AQN достаточно точно, затрагивая исключительно диапазон ~0-30 %, а не весь диапазон, как в случае со многими другими решениями на рынке.
Соответственно для лучшей видимости противников в тёмных сценах/на тёмных картах данная функция вам и поможет, но говорить об улучшениях точности цветопередачи явно не приходится. Если вы хотите играть честно и видеть перед собой правильную по цвету картинку, то оставьте Dark Boost в значении по умолчанию.
Что касается дополнительных режимов гаммы, то кроме стандартного значения модель предлагает классические варианты со значениями 1.8, 2.0, 2.4 и 2.6. Все они отличаются от заявленных значений на 0.13-0.15 в меньшую сторону. В качестве референса для дальнейшей калибровки можно использовать гамму 2.4, но вытягивать убитые тени – то ещё приключение и появление ещё большего количества резких переходов на градиентах. Так что мы остановили свой выбор на заводском значении 2.2.
вы можете сделать картинку менее или более контрастной, а не изменением значения , как многие думаю до сих пор. Пользуйтесь на здоровье и не делайте лишних и бесполезных действий при настройке.
Установленная 8-битная (но в этом у нас есть сомнения) IPS-type-матрица смогла продемонстрировать достаточно качественные градиенты, как при настройках по умолчанию, так и после внесения ручных правок.
Поскольку монитор PG27AQN нуждается в полноценной калибровке, то после процедуры настройки и профилирования качество градиентов ощутимо снижается из-за необходимости правок в LUT видеокарты. Сразу появляется достаточно большое количество грубых переходов с паразитным оттенком (в основном фиолетовым) в области 0-35 %. Но с этим ничего не поделать, ведь идеальную заводскую настройку гаммы производитель нам не предложил.
В отношении сложных цветовых переходов на реальных изображениях дисплей показал себя средне. Различные грубые переходы заметны, но на фоне ужасав большинства *VA-представителей, решение от ASUS выглядит точно лучше. С другой стороны, если вас не устраивают результаты других схожих по уровню игровых IPS-решений, то PG27AQN разочарует вас ровно так же. Хотите менее выраженный бандинг? Смотрите на качественные 60 Гц-варианты, предназначенные для работы с цветом (профессиональные и полупрофессиональные модели). Других вариантов мы пока не знаем.
Продолжим изучение монитора ASUS ROG Swift PG27AQN, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.
Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые и баланс серого”.
Уровень стабильности цветовой температуры оказался на уровне «выше среднего» во всех протестированных пресетах. Разница между режимами невелика, а после калибровки нам удалось снизить только среднее значение в 3 раза.
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет 6500K. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Racing из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про оставшиеся значения ЦТ и доступные варианты функции Blue Light Filter:
По полученным результатам можно отметить следующее:
Выводы тут очевидны: используйте заводской режим 6500K, а при наличии измерительного оборудования воспользуйтесь возможностью произвести корректную настройку дисплея для идеальной точности установки точки белого. Про другие доступные варианты – они сильно на любителя либо актуальны только для особых случаев использования.
Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.
При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 52-454 нит при среднем коэффициенте контрастности (КК) в ~928:1. Снижение яркости линейно. Коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне и лишь на 7-8 % ниже заявленного производителем, что для IPS матрицы – хороший результат.
Значение верхней границы яркости в 454 нит превышает заявленный производителем уровень в 400 нит и является хорошим помощником для условий работы с ярким внешним освещением. Нижнее же в 52 нит пускай и не тот идеал, к которому стоит стремиться производителям, однако, всё равно сможет обеспечить высокий уровень комфорта при работе за монитором в затемнённом помещении.
Что касается активации HDR, то в небольшой (10 % поверхности) зоне экрана PG27AQN смог продемонстрировать 668 нит – ещё одно превышение над указанным значением в ТХ. Тут же у нас имеется расширенный цветовой охват и функция локального затемнения – так что выходит полное соответствие запросам VESA DisplayHDR 600.
В новинке используется матрица формально относящаяся к новому поколению UltraFast IPS. При знакомстве с ТХ нас встречает классическая цифра времени отклика в 1 мс GtG и уже знакомые нам по Full HD моделям развёртка в 360 Гц – это нативное значение для матрицы, дополнительный разгон через меню монитора не требуется.
Инженеры ASUS и AUO изменили ориентацию жидких кристаллов для «повышения эффективности». Раньше они располагались параллельно поверхности поляризатора, поэтому время отклика всего экрана на переход от черного к белому было медленнее. При новом расположении жидкие кристаллы требуют меньше времени для поворота по сравнению с обычными IPS панелями. В настоящее время ASUS указала время отклика как 1 мс GtG (классика жанра), но в различных источниках заявляют, что экран является "самым быстрым из когда-либо созданных". В более свежем пресс-релизе от октября 2022 года ASUS утверждают, что матрица в новинке "обеспечивает самое быстрое время отклика среди всех существующих LCD-дисплеев".
Наконец, инженеры интегрировали в дисплей двухслойный драйвер напряжения. Обычные дисплеи используют только однослойный драйвер напряжения для вращения жидких кристаллов от верхнего левого до нижнего правого угла. В новой конструкции двухслойного драйвера напряжения жидкие кристаллы закручиваются одновременно с левого верхнего и правого нижнего углов, что обеспечивает более плавное и последовательное изображение.
Для регулировки скорости отклика в модели применена технология разгона OverDrive с тремя степенями воздействия.
Давайте посмотрим на полученные результаты при максимально возможной частоте вертикальной развёртки с разными настройками OD:
Первое что бросается в глаза не только при взгляде на скорость работы монитора при выполнении простых задач, но и тестовые изображения из TestUFO – невероятная чёткость изображения. Монитор ASUS PG27AQN удивляет возможностью прочесть движущийся текст даже без режима «вставки чёрного кадра», который у новинки как раз отсутствует. Не удивительно, что в ASUS назвали свое детище – «самым быстрым LCD дисплеем».
По умолчанию выставлен режим Normal, оказавшийся, пожалуй, самым комфортным, пускай и с еле заметными артефактами, которые сложно различить при работе за монитором. Идти к уровням выше – бесполезное занятие, поскольку там вас ждут проявляющиеся по нарастающей артефакты, а реальная скорость останется плюс-минус на том же уровне. Снижение же степени OD несколько снижает скорость матрицы, но какие-либо артефакты полностью исчезают. В целом, выбор остаётся за вами. Как минимум, два адекватных варианта у вас точно есть.
Наличие аппаратного модуля адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync обеспечивает идеальную работу технологии в максимально широком диапазоне частот, с поддержкой HDR и всеми остальными «плюшками» модуля.
По заявлениям компании технология прекрасно работает в заявленном диапазоне 1-360 Гц, позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне fps. Впрочем, в играх где стабильный fps превышает 300-400, как таковая необходимость в включении G-Sync – отсутствует.
Что касается пропуска кадров, то у PG27AQN проблем нет – максимальные 350-360 Гц честные, без пропуска. Правда, от такой скорости TestUFO в любых браузерах сходит с ума, а поэтому добиться «зелёного подтверждения» у нас не вышло. Не проблема, ведь полученная картинка всё равно говорит сама за себя.
Монитор ASUS PG27AQN является классическим представителем WQHD IPS, однако, заявленное для улучшения времени отклика изменение ориентации жидких кристаллов не могло не сказаться на углах обзора/стабильности картинки. Давайте смотреть:
В глобальном масштабе углы обзора новинки находятся на уровне конкурентов с меньшей частотой развёртки. При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране практически не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится значительно быстрее и сильнее.
Если же начать придираться, то ещё в первый час-два работы автор заметил более явное проявление цветового сдвига при изменении угла просмотра даже в небольшом диапазоне. Картинка по полю экрана не столь стабильна по цветопередаче, чем у представителей IPS с классическим расположением жидких кристаллов. При отдалении от экрана это особенность становится заметна меньше, однако, на рабочем расстоянии до поверхности матрицы ощущения от стабильности изображения отличаются в худшую сторону. Является ли это поводом для отказа от покупки? Конечно, нет.
Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и уж тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на трети-четверти изображения с тёплым паразитным оттенком (из-за использования модифицированной подсветки).
На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе, что является нормой для всех без исключения IPS-type-матриц. Степень проявления самых разных паразитных оттенков зависит от того с какой стороны от экрана вы встанете и насколько сильный угол просмотра будет использован. И, конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения (камера работает по несколько иным принципам) и это следует учитывать в первую очередь.
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 14,7 %, а максимальное – 33,3 %. Для решения подобного ценового сегмента – результат очень низкий. Проблемы с равномерностью наглядно доказывают полученные цифры, да и визуально это хорошо заметно.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Сильнее всего у нашего экземпляра оказались затемнены правая и левая части панели, а центральная зона вышла самой яркой на общем фоне.
Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.
Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. У монитора действительно очень сильно затемнены края экрана, да и есть определенные проблемы с равномерностью цветовой температуры.
Перед этим рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.
Тут у нас никаких новостей нет – классика жанра IPS во всей красе. В первом случае Glow показал себя максимально ярко в четырёх углах панели преимущественно с тёплым паразитным оттенком.
Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 16:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и так далее.
Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше.
При сильном отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но мы становимся свидетелями нескольких небольших полос-засветок в нижней правой части матрицы (это особенность конкретного обозреваемого экземпляра, а не всех PG27AQN). Впрочем, они настолько несущественные, что говорить о каких-либо проблемах с равномерностью подсветки на чёрном не приходится. Если ваш экземпляр демонстрирует что-то похожее, то расслабьтесь и даже не думайте искать лучше!
Другой особенностью монитора, которая напрямую сказывается на чёрном поле, является система динамической подсветки, активируемая вручную либо в автоматическом режиме (без возможности дезактивации) после включения HDR в системе Windows. Производитель, несмотря на использование обычной торцевой Edge-подсветки поделил её примерно на 18-24 крупные вертикальные области и назвал систему Variable Backlight. Её можно дезактивировать либо изменить скорость работы (чем выше уровень, тем выше скорость реагирования зон подсветки).
Как было заранее ясно – система работает грубо, никаких улучшений картинки предложить не может. Зоны большие, гашение и увеличение яркости подсветки хорошо просматриваются, при появлении небольшого объекта на тёмном фоне система зажигает большое количество зон на всю высоту экрана. Смотрится подобное откровенно плохо. Система, с нашей точки зрения, бесполезна и делает только хуже. Окончательные же выводы делать только вам.
Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,9 % в среднем и 6,8 % в максимуме – средний уровень.
Разница между минимумом и максимумом превысила средние 600К, а проблемы с цветовой температурой наблюдаются только в правой части экрана, которая сильнее всего отличается от большей зоны матрицы. Такие отклонения можно заметить и без приборов, но, с другой стороны, это обычный – средний результат. Катастрофы тут нет.
Для подробного изучения структуры панели изучим полученные макроснимки:
В мониторе ASUS ROG Swift PG27AQN применена «безрамочная» IPS-матрица с диагональю 27 дюймов с полуматовой рабочей поверхностью.
В первую очередь видна классическая RGB-структура с субпикселем особой формы, чаще свойственная ультраширокоформатным моделям матриц от LG Display, а не AUO. Совпадение так совпадение.
Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях практически незаметен (но зависит от степени восприимчивости и от того, с чем сравнивать) и слегка усиливается при взгляде сверху, снизу или сбоку.
От эффекта Cross Hatching используемая матрица не страдает, да и проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей ей не свойственны. Новинке не требуется дополнительная настройка резкости или активация масштабирования ОС - всё идеально сразу после первого включения.
Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.
Блок питания в мониторе - внешний. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.
Вы предпочитаете только лучшее, готовы расстаться с крупной суммой денег и давно не можете серьёзно воспринимать мониторы стандарта Full HD, а перед вами стоит ПК с самыми производительными комплектующими, нацеленными на серьёзные нагрузки в современных играх? Ну что же, компании ASUS есть что вам предложить в качестве эксклюзива – новый ROG Swift PG27AQN, который только начинает покорять сердца геймеров по всему миру.
Для этого монитора (и, конечно, всех будущих от конкурентов) была переработана архитектура классической IPS матрицы, внесены существенные изменения на «аппаратное уровне», что привело не просто к поднятию максимальной частоты развёртки до 360 Гц (ведь этим нас уже не удивить, не так ли?), а к ожидаемому поднятию скорости отклика пикселей. Это действительно произошло и хорошо заметно.
Новинка PG27AQN нацелена именно на геймеров и поэтому на её борту вы не найдёте некоторые полезные функции, к которым мы привыкли у многих других игровых мониторов из среднего ценового диапазона. Модель не смогла порадовать нас точностью заводской настройки (особенно на фоне идеального в этом плане PG259QN/QNR), да и переход к IPS нового поколения в некоторой степени негативно сказался на стабильности картинки и углах обзора. Вы, вряд ли, заметите, но не отметить этот факт мы не могли.
Монитор продемонстрировал широкий диапазон регулировки яркости, но коэффициентом контрастности не поразил. Есть определенные вопросы и к равномерности подсветки, особенно на светлом фоне, как по уровню яркости, так и цветовой температуре. Система локальной подсветки Variable Backlight в рекламных проспектах может и имеет какие-либо достоинства, но в реальном использовании мы увидели только одни сплошные недостатки и именно поэтому на протяжении 99 % времени тестирования монитора она была дезактивирована. Поэтому рассчитывать на корректное воспроизведение HDR контента не стоит, как и почти на любом другом LCD мониторе без Mini-LED подсветки. Удачи в правильном выборе!
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS ROG Swift PG27AQN в краткой форме представлены ниже.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить:
Грыжин Александр aka =DEAD=