Настали те времена, когда пользователей совсем не удивляют мониторы с частотой 144-165 Гц, да и 240 Гц решения не кажутся чем-то необычным. К ним продвинутые потребители уже привыкли, ведь подобные решения на рынке представлены более 4 лет. В самом начале тренд стартовал с TN+Film-подобных моделей, но уже как два года столь быстрые игровые дисплеи можно встретить и с матрицами IPS и *VA. Выбор крайне широкий, в том числе если ориентироваться на модели стандарта WQHD – с разрешением 2560 х 1440 пикселей. А ведь именно они, до сих пор, являются самыми популярными среди покупателей, заглянувших в магазин за новым быстрым монитором.
Приобретая решение с частотой вертикальной развёртки ~240 Гц вы получаете монитор с заделом на будущее, на базе матриц несколько иного уровня, но ещё не переплачиваете 50-100 % сверху за недавно выпущенные в продажу 360 Гц модели (одну из которых мы уже протестировали).
На этот раз мы решили подробно рассмотреть уже не новый, но крайне актуальный и продвинутый ASUS ROG Strix XG27AQM – 27-дюймовый WQHD Fast IPS с частотой 270 Гц из топовой линейки производителя. Решение является альтернативным взглядом на ранее проверенный нами ASUS ROG Swift PG279QM и усовершенствованной версией популярного ROG Strix XG27AQ.
Рассматриваемый монитор был анонсирован в конце мая 2021 года, а до полок магазинов добрался к концу лета того же года. Впрочем, популярность герой обзора начал набирать лишь в 2022-ом, когда цены на видеокарты предыдущих поколения стали резко снижаться, а компании объявили о выходе новых GPU.
На данный момент у XG27AQM есть порядка 8-10 прямых конкурентов, представленных в продаже, но не все из них могут похвастаться столь высоким качеством изготовления и настолько продвинутой матрицей. «О чём речь?» - спросите вы. Отвечаем – дело не только в указанной частоте вертикальной развёртки, но и в используемой схеме подсветки и уровне заводской настройки. И тут монитору ASUS есть что показать!
После подробного изучения спецификаций и полученного доступа к сервисному меню стало ясно, что в мониторе XG27AQM установлена AHVA (IPS-type) панель от AU Optronics (AUO), модель M270DAN08.0. Это достаточно новая 27-дюймовая WQHD панель класса Fast IPS с нативной (!) частотой 240 Гц (и разгоном до 270 Гц), с торцевой системой подсветки (Edge-LED) без деления на зоны, и использованием «квантовых точек» (QD) в качестве модификаторы спектра свечения. Это сделано для расширения цветового охвата панели до уровней 150+ % sRGB, 100 % AdobeRGB и 97 % DCI-P3. На подобное, скажем сразу, способны лишь немногие из профессиональных мониторов, а XG27AQM относится к игровым!
Рабочее разрешение изучаемого монитора составляет 2560 × 1440 пикселей, что в совокупности с диагональю экрана обеспечивает уровень плотности пикселей в классические и беспроблемные 109-110 ppi, не требующие использования системы масштабирования. Благодаря этому никаких проблем со шрифтами и рабочими элементами приложений у вас точно не будет.
Максимальная яркость в SDR близка к современным нормам и находится на уровне 350 нит. Модель сертифицирована по стандарту VESA DisplayHDR 400 и поддерживает работу с HDR10 контентом, максимальная яркость в пике HDR заявлена в 400 нит (хотя подсветка способна на большее – о чём мы поговорим позже). Коэффициент контрастности составляет 1000:1 – на большее монитор, в силу отсутствия полноценной многозонной системы подсветки (FALD или Mini-LED) - не способен.
В технических характеристиках производитель заявляет, что панель может воспроизвести до 16,7 миллионов цветовых оттенков, что подразумевает её 8-битную архитектуру, однако, драйвер видеокарты позволяет выставить 10-битный режим даже при максимальной частоте в 270 Гц вместе с включённым HDR режимом (что подразумевает под собой использование DP 1.4 с поддержкой DSC). Учитывая широкие возможности цветовоспроизведения это значит лишь одно – в ТХ монитора производитель допустил ошибку и XG27AQM работает по схеме 8 бит + FRC – псевдо 10 бит.
Использования дополнительного светорассеивающего слоя на базе Quantum Dots (QD), кроме значительного расширения цветового охвата, позволило «загнать» пик синего в спектре подсветки в область 453 нм. Это обеспечивает дополнительное снижение нагрузки на глаза совместно с отсутствием мерцания подсветки (она у монитора, конечно, Flicker-Free).
Заявленные углы обзора у модели XG27AQM типичны для IPS-представителей, а вот заявленной скоростью отклика производитель, прямо скажем, удивил – 0,5 мс GtG. До подобных значений компании доходили во времена гонки за низкие цифры времени отклика, но вовремя остановились на цифре в 1 мс. Более низкие значения стали появляться у моделей с указанием скорости MPRT (при активации различных режимов «вставки чёрного кадра», есть такая и здесь – ELMB-Sync), но никак не GtG в ходе нормальной работы системы подсветки. Здесь же, используя продвинутую матрицу с увеличенной частотой развёртки, производитель отважился на занижение времени, что само по себе – нонсенс, учитывая наличие в ассортименте более статусного и дорогого PG279QM, где всё еще красуется 1 мс GtG. Ну что же, ASUSy лучше знать, как продвигать свои продукты, а мы лишь констатируем факты.
Для подключения к стационарному ПК следует использовать исключительно один из двух DisplayPort 1.4, способные предоставить ту самую возможность работы при 270 Гц. Для игровых приставок можно воспользоваться HDMI 2.0 (максимальная частота будет ограничена на уровне 120-144 Гц), а вот современного USB Type-C у XG27AQM вы не найдёте.
Несмотря на отношение к семейству ROG Strix, мониторы из которого были всегда ориентированы, в большей степени, на работу с GPU от AMD, модель XG27AQM с легкостью можно отнести к «поклонникам» продукции от NVIDIA. Модель официально поддерживает G-Sync в режиме Compatible, а где-то в глубине характеристик можно встретить упоминание открытого Adaptive-Sync, учитывая поддержку которого можно рассчитывать и на полноценную работу AMD FreeSync. Никакие аппаратные модули, во всех трёх случаях, не нужны и в XG27AQM вы их не найдёте.
Для работы с периферией в мониторе предусмотрены два порта USB 3.2 Gen 1 и 3,5-мм аудиовыход для подключения наушников или внешней акустики. Тем временем встроенная акустическая система в ASUS ROG Strix XG27AQM отсутствует.
Система подсветки внешнего пространства представлена RGB-проекцией крупного логотипа серии, размещённого в задней части корпуса. Предусмотрена его тонкая настройка, а также возможность синхронизации с устройствами, поддерживающими Aura Sync.
В вопросе внешнего вида ASUS ROG Strix XG27AQM повторяет многие последние новинки производителя. Перед нами типичный представитель семейства ROG из топ-сегмента — в «безрамочном» дизайне, с эргономичной подставкой и привычной системой управления на базе пятипозиционного джойстика.
Для XG27AQM заявлена заводская калибровка, а из-за изначально широкого цветового охвата в мониторе предусмотрен режим эмуляции стандартного пространства sRGB. Дополнительно в настройках присутствует несколько игровых режимов и пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра за счёт регулировки уровня RGB Gain, но в основном на защите ваших глаз служит Flicker-Free-подсветка – без мерцания во всём рабочем диапазоне.
В арсенале монитора также присутствуют технология высветления теней Shadow Boost, набор наэкранных виджетов GamePlus и большое разнообразие режимов GameVisual. Присутствует небольшой выбор режимов работы встроенного скалера.
Монитор ASUS ROG Strix XG27AQM поставляется в крупной и дорого выглядящей коробке с качественной полиграфией, несколькими фотографиями дисплея и перечислением его основных особенностей с помощью различных пиктограмм. Для переноски производитель предлагает воспользоваться вырезами с двух сторон, ведь пластиковая ручка не отсутствует.
Одну из сторон коробки производитель практически полностью отдал под более полный список достоинств модели.
По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные.
Комплект поставки новинки включает в себя следующее:
Набор оптимальный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора при подключении по любому из доступных интерфейсов. Главное в этом случае – удостовериться в возможностях используемого в ПК/ноутбуке железе и знать заложенные производителем пределы для каждого из установленных интерфейсов (они, как мы отметили ранее, отличаются).
Для своих наиболее интересных и дорогих моделей мониторов в ASUS давно исповедуют дизайнерский подход, отточенный на семействе игровых ноутбуков серии ROG, а затем перенесённый и на мониторы, начиная с уже старого PG348Q. В случае с новым XG27AQM, появление которого случилось почти спустя 5 лет после «старичка» производитель внёс уже знакомые нам коррективы, как в исполнение подставки, так и уменьшенное количество цветных элементов в отделке корпуса.
Сложные формы, переплетённые друг с другом, с различным по фактуре и цвету пластиком, моментально создают образ дорогого и нишевого продукта, нацеленного преимущественно на игровую аудиторию.
Из первых и самых очевидных изменений новинки перед предшественниками – обновлённые подставка и центральная колонна, которые мы могли ранее наблюдать на других новинках бренда.
Первая теперь полностью ложится на стол, всё такая же глубокая, но без характерных цветных вставок для серии ROG – только строгий чёрный глянец. Сама стойка стала уже, а вырез под кабели предстал овальной формы.
Дополняет систему прокладки кабелей фигурная пластиковая крышка, закрывающая свободный доступ к интерфейсным разъёмам. Оба решения нам хорошо знакомы, и лишь в таком тандеме они дают адекватный результат.
Быстросъёмное соединение в новинке не используется. Центральная колонна изначально прикреплена к корпусу, а для её демонтажа и использования VESA-совместимого кронштейна необходимо с помощью плоской отвёртки поддеть пластиковое обрамление, которое состоит из двух частей, и открутить четыре удерживающих винта.
Эргономика подставки стала проще и обеспечивает регулировку высоты в пределах 100 мм, наклона в диапазоне от -5 до +20 градусов и поворот корпуса на 25 градусов вправо/влево.
У монитора присутствует возможность переворота в портретный режим (Pivot) в одну сторону, но дополнительный люфт основного механизма от этого не появился – всё четко.
Положение корпуса на подставке можно менять плавно, но необходимо приложить чуть больше усилий в начале регулировки, особенно при повороте корпуса. Сам корпус, как вы можете заметить по фотографии выше – толстый, чем сильно отличается от многих других современных моделей, в том числе из игрового сегмента.
Все удерживающие элементы, внутренности крепёжных механизмов и основание подставки сделаны из металла. На последней используется шесть различных по форме резиновых ножек для лучшего сцепления с рабочей поверхностью.
XG27AQM стал очередной моделью компании ASUS, где инженеры и дизайнеры пытаются найти наилучший вариант системы RGB-подсветки. В новинке им стал уже знакомый нам и, по нашему мнению, самый эффектный вариант, в виде логотипа ROG с настраиваемой RGB.
Решение уже не новое, но всё ещё оригинальное. Вариаций цветов предостаточно, но, вряд ли, вы создадите подобной проекцией какой-то «вааууу-эффект». Разве что порадуете свою стену…
Качество сборки монитора ASUS не даёт шансов остаться недовольным. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны в использовании и касается это абсолютно всех элементов.
Люфты отсутствуют, корпус не поддаётся скручиванию ввиду не малой толщины, не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует достаточное количество вентиляционных отверстий различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне.
В качестве демонстрации использования полуматовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей кристаллический эффект должен быть практически незаметен, а антибликовые свойства сохранены на достойном уровне.
В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Подключать кабели максимально удобно – спасибо возможности переворота корпуса в портретный режим.
Рядом с основными интерфейсами пользователь обнаружит информационную наклейку. Благодаря ей становится известно, что наш экземпляр изготовлен в январе 2022 в Китае, силами подрядчика-изготовителя Qisda (Suzhou).
Встроенная акустическая система в XG27AQM не используется, как и нет датчика внешней освещённости, который можно найти в некоторых продуктах серии ROG.
В новом XG27AQM используется привычная по многим другим мониторам серий PB|PG|MG|VG|XG схема управления, состоящая из пятипозиционного джойстика и дополнительных физических клавиш.
Управлять монитором легко и просто. Система управления обеспечивает комфортность её использования при любом уровне внешнего освещения и при любом положении корпуса в пространстве.
Небольшой светодиод питания синего цвета абсолютно не мешает при работе. При желании же его и вовсе можно дезактивировать через соответствующий пункт в меню монитора.
При нажатии на джойстик управления на экране сразу возникает основное меню. Быстрый доступ с помощью двух физических клавиш можно получить (при настройках по умолчанию) для выбора режимов GameVisual и функций GamePlus.
Удобство управления, скорость меню и логика его построения – всё на высшем уровне, к этому в мониторах ASUS уже давно не придраться. Внешний вид OSD соответствует концепции ROG Strix и перешёл к XG27AQM от многих других моделей этой серии. В случае с новинкой в нём содержится семь разделов с несколько переосмысленным наполнением.
В первом — под названием Gaming — пользователю предлагается установить степень разгона матрицы (OD), включить системы адаптивной синхронизации, активировать режим вставки «чёрного кадра» ELMB-Sync с поддержкой Adaptive-Sync, настроить функции GamePlus, выбрать один из режимов GameVisual и выставить степень высветления теней (Shadow Boost). Для достижения 270 Гц при подключении по DisplayPort необходимо активировать функцию Overclocking.
Во втором разделе можно установить уровень яркости и контрастности, активировать динамическую подсветку (отдельных зон управления яркостью у монитора нет, поэтому это, в некотором роде, аналог динамической контрастности - ACR), выбрать режим работы встроенного скалера и определить степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране.
При активации HDR в системе у вас блокируются почти все настройки в меню, но появляется выбор среди двух режимов интерпретации HDR контента – ASUS Cinema HDR и ASUS Gaming HDR.
Не менее важные параметры отнесены к третьему разделу, Color. В нём вы можете встретить режимы цветовой температуры и возможность вручную определить степень усиления RGB, также тут доступны три режима гаммы и регулировка насыщенности (доступна не всегда).
Выбрать источник сигнала можно в разделе Input Select. Никаких других доступных настроек в разделе не представлено.
В пятом разделе, Lighting Effect, предлагается включить и настроить разноцветную Aura RGB, а также активировать синхронизацию Aura Sync.
В разделе MyFavorite доступен выбор функций быстрого доступа для двух физических клавиш и опция сохранения всех настроек в один из четырёх блоков памяти (раньше их было представлено всего два).
Раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации меню (русский в наличии, перевод вполне адекватный, но не полный), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.
Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность изменить версию DP, настроить громкость звука при использовании 3,5-мм аудиовыхода и, перенастроить работу USB-хаба и, конечно же, есть функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.
Монитор использует современную матрицу с продвинутой системой подсветки, обеспечивающей расширение цветового охвата. Давайте узнаем на что способен монитор ASUS при заводских установках и различных режимах GameVisual:
Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках – режим Racing. По представленным скриншотам видно, что возможности Fast IPS матрицы от компании AUO заметно превосходят стандарт sRGB и даже слегка превышают требования AdobeRGB, чтобы зайти на «красную» территорию DCI-P3. Соответственно можно смело говорить о ярких и насыщенных оттенках везде, где только возможно.
Наглядный пример перехода из пространства AdobeRGB в sRGB продемонстрирован выше. Впрочем, не следует делать далеко идущие выводы, тем более если вы читаете эту статью с монитора, работающего в пространстве sRGB. Первая картинка выше вам может нравится из-за ярких и насыщенных красок, но изначально она выполнена в пределах стандартного цветового охвата и поэтому в натуральном виде она представлена именно на втором изображении.
Переход к режиму эмуляции sRGB делает картинку более нейтральной и проходит этот процесс с высокой точностью. Вот только яркость становится заблокированной, причём на достаточно высоком уровне.
Для возвращения в вариант с полным цветовым охватом в чуть усечённой форме и с уменьшенной нагрузкой на глаза, можно перейти в режим Blue Light Filter в четвёртом исполнении. Яркость в нём также зафиксирована, но на уровне вдвое ниже, чем в режиме эмуляции sRGB.
Наконец, для ручной настройки мы воспользовались заводским режимом User. По умолчанию цветовой охват в нём чуть уже, чем в Racing, но после проведения ручной настройки он продемонстрировал, пожалуй, лучший результат среди прочих проверенных вариантов.
Посмотрим на полученные цифры соответствия и общего объёма цветовых данных в различных режимах:
Стандартные настройки (Racing):
Режим Racing + ELMB Sync:
Режим sRGB:
Режим BLF4:
Режим User:
После настройки и калибровки (User):
Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка отлично подойдёт для работы в любом из трёх основных цветовых пространств. Как бы это не было странно для игрового монитора, но даже AdobeRGB здесь на уровне топовых профессиональных мониторов для цветокоррекции. Что же касается киношного DCI-P3, то монитор не показал заявленные 95-97 %, но почти добрался до 93 %, что является, однозначно, высоким уровнем.
Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10, 11), Firefox, Google Chrome и т.д.
В ASUS XG27AQM предустановлено восемь основных режимов GameVisual, но поскольку производитель долгое время не меняет логику настройки многих из них, то мы решили ограничить наше тестирование всего парой пресетов, а также дополнить результаты полученными данными после включения функции Blue Light Filter в последнем из доступных вариантов (Level 4).
При настройках по умолчанию используется режим Racing со следующими настройками:
В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:
Основные изменения произошли за счёт перехода в чуть лучше настроенный режим User, снижения яркости подсветки и изменения значений RGB Gain. Регулировка уровней контрастности и насыщенности монитору не требуются – сделаете только хуже.
Посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:
При стандартных настройках изначальная яркость завышена (для продолжительной работы), но нет никаких проблем снизить её до нужного значения, за исключением режимов sRGB и BLF-4. Активация ELMB Sync доступна в каждом из режимов, не позволяет проводить дополнительную настройку и фиксирует уровень яркости на ~220 нит.
Коэффициент контрастности в большей части режимов на ~5 % выше или ниже заявленного производителем – не страшно и не играет никакой роли для визуальных впечатлений от картинки с экрана.
Монитор демонстрирует среднюю точность установки точки белого в большинстве изученных режимов, и только в BLF-4 выходит за все допустимые границы, вырываясь к уровню ~5700K, что было вполне ожидаемо и соответствует названию используемого пресета.
Общую точность цветопередачи по тесту Argyll CMS можно оценить, как среднюю, но причиной тому является действительно широкий цветовой охват, который превосходит даже AdobeRGB, используемый в качестве референса при тестировании. Близкие к идеалу результаты мы получили только в режиме эмуляции sRGB, что позволяет пользователю увидеть натуральные цвета без лишних действий. Единственной существенной его проблемой является заблокированная на уровне 184 нит (у нашего экземпляра) яркость, что достаточно высоко для продолжительной работы.
Переход к режиму для ручных правок User с самого начала улучшает общие результаты цветопередачи. Добиться дальнейший улучшений можно правкой яркости и значений RGB, а прийти к идеалу с помощью профилирования монитора – создания информационного профиля без LUT правок в специальную область видеокарты. Всё это привело наш экземпляр к среднему значению DeltaE94 в 0.17 и 1.1 в максимуме – прекрасный результат!
С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
XG27AQM от ASUS слегка разочаровал нас только настройками точки белого и соответствующим расположением других оттенков серого клина. В режимах Racing, Racing + ELMB-Sync, в режиме User – все они демонстрируют почти идеальные гамма-кривые и идеальный баланс серого. Что тут ещё можно сказать? Магия!
В режиме эмуляции sRGB производитель сделал правильные изменения в гамму: слегка поднял различимость теней и понизил яркость в центральной части. Точки серого клина переехали ближе к области DeltaE<3, но остальные проблемы данного режима никуда не делись: заблокированная яркость и невозможность правки RGB. Это, к слову, одно из главных отличий от более дорогого PG279QM.
В свою очередь режим BLF-4 единственный, где пользователь может ощутить снизившуюся нагрузку на глаза при плохом внешнем освещении без внесения ручных правок. В нём производитель автоматически снижает яркость подсветки до 95-100 нит, а вместе с этим загоняет весь серый клин в область с тёплыми оттенками (5700-5950К – на самом деле многовато на фоне других решений ASUS и их настроек режима BLF-4).
Из-за изменений степени усиления RGB меняется спектр подсветки, снижается его синяя составляющая. Но вы должны понимать, что ничего сверхъестественного в этом нет и всё тоже самое вы можете сделать самостоятельно, снизив яркость подсветки и отрегулировав RGB Gain соответствующим образом на любом (!) мониторе. А других значимых изменений, как вы успели заметить, режим предложить не может.
Переход к User с ручными правками яркости и RGB позволяет добиться комфортной работы перед монитором с правильной точкой белого и отличным балансом серого. После таких изменений гамма-кривые слегка отошли от референса, но это можно поправить или полноценным профилем с правками в LUT видеокарты, либо оставить как есть и сохранить идеальные градиенты – решать только вам – выбор есть!
У новинки ASUS отсутствует датчик внешней освещённости для автоматической регулировки яркости, а в меню есть несколько дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. В случае с мы решили посмотреть на влияние функций .
Параметр Shadow Boost, как следует из его названия, высветляет тени и делает это в случае с XG27AQM очень «резко и дерзко». Гамма-кривые приобретают форму «пилы» и ничего хорошего от такой работы изучаемой функции на любом уровне воздействия вы не получите. Странное поведение монитора, учитывая, что в ASUS давно научились настраивать подобные «технологии». С другой стороны, подобное автор видит уже не первый раз, а поэтому сильного удивления не было.
Что касается дополнительных режимов гаммы, то кроме стандартного значения модель предлагает классический вариант со сниженной контрастностью 1.8 и собственный «стандарт » со значением 2.5. Все они отличаются от заявленных значений на 0.01-0.02 в меньшую сторону, что можно считать идеальным результатом.
В качестве референса для дальнейшей калибровки вам, конечно, следует остаться при заводском значении 2.2, но при желании сделать картинку более или менее контрастной – смело используйте дополнительные режимы.
Установленная псевдо 10-битная IPS-type-матрица смогла продемонстрировать очень качественные градиенты, как при настройках по умолчанию, так и после внесения ручных правок.
Поскольку монитор XG27AQM не сильно нуждается в полноценной калибровке, то после процедуры настройки и профилирования качество градиентов остаётся на изначальном уровне. Если же вы хотите повлиять на гамма-кривые (но мы, повторимся, не видим в этом большой необходимости), то применённые правки в LUT видеокарты приведут к появлению нескольких паразитных оттенков на части переходов, что видно на втором изображении выше.
В отношении сложных цветовых переходов (banding-эффект) на реальных изображениях дисплей показал себя хорошо. Различные грубые переходы заметны слабо и на фоне ужасов большинства *VA-представителей, решение от ASUS выглядит очень уверенно – на уровне IPS мониторов для работы с цветом.
Продолжим изучение монитора ASUS ROG Strix XG27AQM, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.
Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые и баланс серого”.
Уровень стабильности цветовой температуры оказался на самом высоком уровне во всех протестированных пресетах. Разница между режимами невелика, а после калибровки нам удалось снизить максимальное отклонение, а вот среднее увеличилось до 1,1 % - не беда, ведь общий результат остался крайне высоким.
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет User со значениями RGB 100/100/100. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Racing из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про оставшиеся значения ЦТ и доступные варианты функции Blue Light Filter:
По полученным результатам можно отметить следующее:
Выводы тут очевидны: используйте заводской режим User, а при наличии измерительного оборудования воспользуйтесь возможностью произвести корректную настройку дисплея для идеальной точности установки точки белого. Про другие доступные варианты – они сильно на любителя либо актуальны только для особых случаев использования.
Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.
При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 59-415 нит при среднем коэффициенте контрастности (КК) в ~1060:1. Снижение яркости близко к линейному. Коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне и на 5-7 % выше заявленного производителем, что для игровой IPS матрицы – хороший результат. За более высокими значениями вам следует обратиться к рабочим IPS Black, которые, пока что, доступны в варианте с частотой развёртки 60 Гц.
Значение верхней границы яркости в 415 нит превышает заявленный производителем уровень в 350 нит для SDR и является хорошим помощником для условий работы с ярким внешним освещением. Нижнее же в 59 нит пускай и не тот идеал, к которому стоит стремиться производителям, однако, всё равно сможет обеспечить высокий уровень комфорта при работе за монитором в затемнённом помещении.
Что касается активации HDR, то несмотря на то, что монитор обходится без отдельно управляемых зон подсветки, максимально измеренный уровень яркости в таком режиме оказался выше чем в SDR и составил 522 нит. Эта цифра значительно выше, чем заявленном производителем в ТХ монитора, но ниже, чем мы отметили для себя из EDID монитора, где указано значение в 590 нит. Не беда, ведь главное, что монитор превышает требования VESA DisplayHDR 400 и превосходит заявленные в ТХ значения максимальной яркости. А кому-то они будут полезны при работе в яркий солнечный день.
В новинке используется матрица, относящаяся к поколению Fast IPS, как и большая часть игровых мониторов ASUS последних 2-3 лет. При знакомстве с ТХ нас встречает «магическая» цифра времени отклика в 0,5 мс GtG, что выгодно отличает монитор от многих моделей на рынке. Компания открыто утверждает, что это минимальное (!) значение, полученное в условиях лаборатории ASUS. Тут, на самом деле, не придерёшься – формально такую величину на каком-нибудь из тысяч переходов между оттенками получить вполне возможно, особенно если упростить задачу и брать переход от 10 до 90 % от установленной яркости цветового оттенка, как делают это все производители.
Что же касается максимальной частоты вертикальной развёртки, то по этому параметру XG27AQM превосходит более премиальный ROG Strix PG279QM, но способен на дополнительные 30 Гц лишь после активации разгона (Overclocking) в OSD Menu монитора. По итогу пользователь может получить максимальные 270 Гц, которые прекрасно уживаются с двумя системами адаптивной синхронизации в достаточно широком диапазоне и, что не менее важно, весь этот набор способен работать одновременно с продвинутой системой "вставки чёрного кадра" ELMB Sync.
Для регулировки скорости отклика в модели применена технология разгона OverDrive (OD) с шестью степенями воздействия (включая вариант Level 0 – Выключено).
Давайте посмотрим на полученные результаты при максимально возможной частоте вертикальной развёртки с разными настройками OD:
На фоне PG279QM герой обзора позволяет регулировать уровень разгона значительно плавнее, а при настройках по умолчанию демонстрирует схожий уровень скорости, что было ожидаемо, учитывая использование одной и той же матрицы (вероятность этого – 99 %). На уровнях Level 0 и Level 1 разгон панели не представляет никакого интереса. Выставленный по умолчанию Level 3 обеспечивает хороший уровень скорости вместе со слабо различимыми артефактами. Level 4 и 5 усиливают видимость артефактов, а шлейфы становятся чуть меньше, а объекты слегка резче. Мы же отдаём свое предпочтение Level 2 и Level 3 – самые оптимальные, с нашей точки зрения, режимы воздействия Overdrive на скорость отклика установленной в мониторе Fast IPS панели.
Активация «вставки чёрного кадра» ELMB Sync, без возможности дополнительной настройки, устанавливает OD в положение Level 4 и блокирует доступ к подавляющему большинству параметров в меню, в том числе к яркости. Движущиеся объекты становятся резкими, но проявляется двоение контуров с обеих сторон, плюс артефакты. Другими словами – можно и нужно использовать для новых впечатлений от скорости, но не долго – побеспокойтесь за свои глаза.
Всецело XG27AQM обеспечивает действительно высокую скорость отклика совместно с высокой плавностью картинки благодаря 240-270 Гц. На просторах сети встречаются негативные отзывы пользователей, совместно со сравнениями с TN+Film моделями, но тут следует понять для себя следующее – XG27AQM, как и его ближайшие конкуренты в сегменте IPS-подобных мониторов, не следует рассматривать в качестве «киберспортивного снаряда».
Даже несмотря на крайне высокую частоту вертикальной развёртки монитор от ASUS не может на равных бороться с TN+Film моделями, ни с частотой 240 Гц, ни, тем более, новыми моделями с частотой 360 Гц. Единственная модель, которая хоть как-то может составить реальную конкуренции – новый PG27AQN с UltraFast IPS матрицей, которая была не просто разогнана до 360 Гц, а подверглась полной переработке архитектуры – всё ради максимальной скорости отклика. Увы, а у XG27AQM и PG279QM матрицы без таких вот новшеств, а поэтому они предназначены для покупателей, которые хотят получить качественный монитор за которым можно не только играть, но и полноценно работать и не задумываться о новом дисплее ещё ближайшие 3-5 лет.
Монитор ASUS ROG Strix XG27AQM официально поддерживает работу NVIDIA G-Sync в режиме Compatible, о чём сообщает нам и панель управления драйвером видеокарты. Проблем с работой адаптивной синхронизации у монитора не выявлено.
Нет у XG27AQM проблем и с пропуском кадров - максимальные 270 Гц честные, без пропуска.
Монитор ASUS XG27AQM является классическим представителем WQHD IPS с уже знакомой нам матрицей, к углам обзора которой претензий не возникает.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляется очень слабый паразитный оттенок в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.
Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и уж тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на трети-четверти изображения с тёплым паразитным оттенком (из-за использования модифицированной подсветки).
На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе, что является нормой для всех без исключения IPS-type-матриц. Степень проявления самых разных паразитных оттенков зависит от того с какой стороны от экрана вы встанете и насколько сильный угол просмотра будет использован. И, конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения (камера работает по несколько иным принципам) и это следует учитывать в первую очередь.
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 11,1 %, а максимальное – 25,3 %. Для решения подобного ценового сегмента – результат «ниже среднего». Проблемы с равномерностью наглядно доказывают полученные цифры, да и визуально это хорошо заметно.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Сильнее всего у нашего экземпляра оказались затемнены правая и левая части панели, все четыре угла, но светлая зона оказалась тоже не маленькой.
Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.
Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. У монитора действительно сильно затемнены края экрана, а вот проблемы с равномерностью цветовой температуры не выявлены.
Перед этим рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.
Тут у нас никаких новостей нет – классика жанра IPS во всей красе. В первом случае Glow показал себя максимально ярко в четырёх углах панели с двумя разными паразитными оттенками.
Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 16:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и так далее.
Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше.
При сильном отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но мы становимся свидетелями нескольких небольших полос-засветок в нижней правой части матрицы (это особенность конкретного обозреваемого экземпляра, а не всех XG27AQM). Впрочем, они настолько несущественные, что говорить о каких-либо проблемах с равномерностью подсветки на чёрном не приходится. Если ваш экземпляр демонстрирует что-то похожее, то расслабьтесь и даже не думайте искать лучше!
Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,9 % в среднем и 3,5 % в максимуме – великолепные показатели для игрового монитора.
Разница между минимумом и максимумом НЕ превысила 240К, а поэтому как таковых проблем с равномерностью ЦТ у монитора действительно нет. Если же описать полученную «картину», то цветовая температура слегка уменьшается при отклонении от центральной точки, но заметить без приборов это будет крайне сложно. Супер!
Теперь переходим к другим особенностям модели. Для подробного изучения структуры LCD-панели изучим полученные макроснимки:
В мониторе ASUS ROG Strix XG27AQM применена «безрамочная» IPS-матрица с диагональю 27 дюймов с полуматовой рабочей поверхностью.
В первую очередь видна классическая RGB-структура с субпикселем привычной формы – как у подавляющего большинства IPS матриц от AUO.
Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях практически незаметен (но зависит от степени восприимчивости и от того, с чем сравнивать) и слегка усиливается при взгляде сверху, снизу или сбоку.
От эффекта Cross Hatching используемая матрица не страдает, да и проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей ей не свойственны. Новинке не требуется дополнительная настройка резкости или активация масштабирования ОС - всё идеально сразу после первого включения.
Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.
Активация ELMB-Sync на частоте 270 Гц приводит к мерцанию подсветки ровно на такой же частоте. Четкость объектов в движении, без сомнений, увеличивается, вы получаете эффект CRT-монитора, но нагрузка на глаза значительно усиливается. Не работайте и не играйте за XG27AQM с включенной функцией «вставки чёрного кадра» очень долго. Делайте перерывы и помните – глаз у вас одна пара – это не очки, которые можно поменять.
Блок питания в мониторе - внешний. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.
Герой обзора смог нас приятно удивить и продемонстрировать серьёзные намерения компании ASUS задействовать весь свой багаж знаний и наработок для дальнейшего захвата сегмента премиальных мониторов, к которым XG27AQM, безусловно, относится.
Рассматривая данную модель к приобретению, не стоит пугаться того, что монитор был выпущен в середине 2021 года. Производитель если и откажется от дальнейшего производства XG27AQM, то на «поле боя» тут же окажутся его полные аналоги, но с другой раскраской – XG27AQM EVA Edition и XG27AQM-G EVA Edition, анонсированные в середине 2022 года и, пока ещё, не добравшиеся до России (впрочем, никакого смысла в них, при наличии XG27AQM, нет).
Сам же монитор ROG Strix XG27AQM может стать не только прекрасным дополнением к высокопроизводительному/игровому ПК, но и обеспечит вас полным набором подходящих характеристик для профессиональной работы с цветом в любом из трёх основных цветовых пространств (sRGB, DCI-P3, AdobeRGB), что в данном сегменте (да и в других тоже) встречается крайне редко. Высокую скорость и широкие возможности для точного цветовоспроизведения в ASUS умудрились совместить с отличной равномерностью подсветки (за исключением уровня яркости на светлых тонах) и многими другими составляющими высококлассного монитора. Для многих покупателей XG27AQM станет прекрасной и более доступной альтернативой ROG Swift PG279QM, особенно если аппаратный модуль G-Sync вам не очень-то и нужен. Удачи в правильном выборе!
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS ROG Strix XG27AQM в краткой форме представлены ниже.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить:
Грыжин Александр aka =DEAD=