Постепенное решение проблем. Обзор и тестирование 4K IPS-монитора LG 43UN700-B

Вступление

В сегменте настольных 4К-мониторов сейчас наблюдается бум, но это совсем не касается крупных моделей с диагональю от 40 дюймов. Производители медленно, но верно забыли про решения на базе низкоскоростных *VA-панелей и ударились в производство дорогих 120-144 Гц моделей, а для сегмента 60 Гц оставили устраивающие большинство потребителей IPS-варианты. Между тем общее количество доступных решений не увеличивается (а скорее даже уменьшается), цена держится на уровне 2-3-летней давности, а каких-то значимых изменений в их возможностях не происходит от слова «совсем».

69_photo18.jpg

Но у производителей есть необходимость в постоянном обновлении модельного ряда для поддержания интереса со стороны покупателей. Там, где нельзя или невозможно (на данный момент времени) сделать что-то принципиально новое, инженеры начинают придумывать другие варианты усовершенствования. На практике это выливается в дополнительные программные технологии (частый гость HDR10 не является исключением) и улучшение характеристик установленной матрицы, но часто только «на бумаге». Реже производители стараются побороть болячки предшественников, а новый LG 43UN700-B как раз является таким дисплеем. Давайте рассмотрим его поближе и ответим на вопрос – «Что ещё можно улучшить?».

Справочная информация

Изучаемая модель была представлена в начале лета 2020 года спустя примерно два года после выпуска предшественника 43UD79-B. Из основных изменений производитель отмечает появление поддержки HDR10, увеличенную яркость и цветовой охват на уровне 99 % DCI-P3. Остальные характеристики и даже внешний вид устройства остались неизменными.

На момент тестирования монитор был доступен по цене от 51 тысячи рублей, что делает его вторым по доступности 43-дюймовым 4К-монитором на рынке среди моделей с частотой 60 Гц, коих на нашем рынке осталось всего 4 возможных варианта.

01_tab1.png

Новинка построена на базе IPS-матрицы неизвестной модели, но скорее всего это один из вариантов AH-IPS от LG Display. Настоящая диагональ экрана несколько меньше 43 дюймов и составляет 42,51 дюйма, а при разрешении 3840 х 2160 пикселей (стандарт 4К UHD) мы получаем плотность пикселей на уровне 104 ppi, что позволяет обойтись без использования системы масштабирования ОС и сохранить качество шрифтов и всех графических элементов.

По заявлению производителя матрица является псевдо 10-битной (8 бит + FRC), что является вынужденной необходимостью для поддержки работы с сигналом HDR10 и для заявленного расширенного цветового охвата. Для последнего должен использоваться слой KSF Phosphor, нанесённый нано-частицами (т.е очень-очень маленькими) на привычные «белые» светодиоды подсветки. В действительности же система подсветки оказалась вполне обычной W-LED без дополнительного напыления, о чём мы узнали в ходе тестирования новинки. Впрочем, данная особенность не помешала монитору быть Flicker-Free – без мерцания подсветки во всем рабочем диапазоне регулировки яркости.

59_photo11.jpg

Максимальная яркость заявлена в 400 кандел на квадратный метр, однако модель не прошла сертификацию по стандарту VESA DisplayHDR 400 и дело здесь, скорее всего, в нежелании LG платить деньги за эту сертификацию. Вместе с тем заявлена поддержка HDR10, а поэтому работать с HDR-метаданными монитор вполне себе может, как и менять картинку соответствующим образом, в том числе с помощью специального режима HDR Эффект.  

81_vid.jpg

Монитор не является игровым, а поэтому его максимальная частота составляет привычные 60 Гц, а заявленное время отклика GtG – 8 мс – непривычно много для современного дисплея. Системы адаптивной синхронизации не поддерживаются ни в каком виде.

82_ramki1.jpg 83_ramki2.jpg

Используемый порт USB Type-C поддерживает передачу видео/аудио и дата-сигналов, а вместе с тем позволяет производить одновременную зарядку подключенного ноутбука или планшета мощностью до 60 Вт. В дополнении к нему монитор может предложить целых четыре HDMI-порта двух разных версий и DP 1.4. Такая связка не может обойтись без поддержки функций PbP и PiP с выводом сигнала с двух и четырёх источников соответственно.

Новый 43UN700-B оснащен достаточно мощной акустической системой класса 2.0 с двумя динамиками по 5 Вт каждый, что в два раза ниже, чем у предшественника (думаем, что это ещё одна ошибка в заявленных ТХ). Система управления дисплеем сохранилась за привычным 5-позиционным джойстиком, а в качестве дополнительного средства предлагается воспользоваться пультом ДУ.

С эргономикой монитора дела обстоят сложно – доступна только одна степень свободы. Для расширения возможностей можно воспользоваться подходящим VESA-кронштейном с креплением типоразмера 200 х 200 мм, но стоит позаботиться о надежности крепления и шарниров, ведь вес у модели – не детский.

Комплект поставки

75_photo27.jpg

Монитор LG поставляется в огромной и тяжёлой картонной коробке без особых визуальных изысков. Указаны три основных особенности модели и на этом, собственно, всё…

Пластиковая ручка для переноски отсутствует (и это нормально), вместо неё по одному специальному вырезу с двух сторон, без дополнительного усиления, как это иногда бывает.

76_photo28.jpg

На одной из сторон коробки находится наклейка. По ней можно сравнить серийный номер, узнать дату (октябрь 2020 года) и место производства (Китай).

Комплект поставки монитора довольно велик и включает в себя следующее:

77_photo29.jpg 78_photo30.jpg

  • Кабель питания;
  • Кабель DisplayPort;
  • Кабель HDMI;
  • Кабель USB Type-C -> USB Type-C;
  • Пульт дистанционного управления;
  • Две батарейки ААА;
  • Пластиковый держатель кабелей;
  • CD-диск с драйверами, ПО и руководством пользователя;
  • Руководство пользователя;
  • Руководство по быстрой настройке;
  • Руководство по креплению подставки;
  • Отчёт о проведённой заводской калибровке;
  • Инструкция по безопасному обращению с устройством;
  • Проспект по условиям гарантии.

79_photo31.jpg 80_photo32.jpg

Набор кабелей позволяет использовать монитор по максимуму сразу из коробки, а найденный отчёт о заводской калибровке даёт надежды на то, что дополнительная настройка 43UN700-B не понадобится (но сразу откроем секрет – это совсем не так).

Дизайн и эргономика

По внешним данным новинка LG полностью соответствует предыдущему решению 43UD79-B, выпущенному несколько лет назад. Это большой 43-дюймовый монитор c псевдо-безрамочным дизайном, где средние по величине внутренние рамки матрицы на ~80-90 % укрыты пластиковыми накладками. Подобное мы часто встречали в мониторах от ASUS, но теперь это «фишка» не только у них.   

70_photo22.jpg 58_photo10.jpg

По выбранной стилистике 43UN700-B напоминает именно большой настольный монитор, а не телевизор, как схожие решения в линейках других производителей. Используются те же формы и пластик, идентичный применяемому во многих моделях LG.

63_photo15.jpg 64_photo16.jpg

В коробку монитор упакован в разобранном виде. Вам необходимо соединить центральную стойку и подставку, после чего прикрепить готовую конструкцию на VESA-совместимое крепление стандарта 200 х 200 мм с помощью четырёх приложенных к комплекту винтов. Далее следует закрыть место соединения пластиковой крышкой для завершения образа монитора.

71_photo23.jpg 62_photo14.jpg

Прямоугольная подставка и центральная колонна увесистые и крупные – полностью соответствуют диагонали экрана. Системой прокладки кабелей у изучаемой модели может выступать пластиковый держатель, прикрепляемый к нижней части стойки по желанию потребителя.

51_photo03.jpg

Из-за особенностей конструкции эргономика монитора максимально примитивная – доступно только изменение угла наклона в диапазоне от -5 до +10 градусов. Но и за это компании LG можно сказать спасибо, ведь ничего подобного у телевизоров (схожей или совсем иной диагонали) вы точно не найдёте, а вот в 43UN700-B – это пожалуйста.

50_photo02.jpg 49_photo01.jpg

Вся «внутрянка» центральной стойки и подставки выполнена из прочного металла. Снаружи исключительно пластик и это не плохо. Снизу подставки находятся шесть резиновых ножек, которые легко справляются с удержанием модели на одном месте – с таким-то весом это не удивительно.

73_photo25.jpg 74_photo26.jpg 66_photo18.jpg 67_photo19.jpg

Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами. Обработка элементов не вызывает нареканий, зазоры одинаковы по всей длине стыков. Корпус не поддаётся скручиванию, не хрустит и не скрипит при физическом воздействии, что для его толщины – абсолютная норма.

Используемый в мониторе пластик смело можем причислить к практичному и качественному. Покраска равномерная, а общее качество выше, чем у всех игровых решений бренда.

69_photo21.jpg

Монитор, в отличии от многих конкурентов, использует в своём составе качественную полуматовую поверхность матрицы. Различимый кристаллический эффект отсутствует, а антибликовые свойства сохранены.

56_photo08.jpg

По одной крупной наклейке на корпусе можно узнать не только информацию, аналогичную указанной на коробке, но и ревизию монитора (REV01) и даже класс матрицы – здесь он, к большому удивлению, первый – самый высокий из возможных.

55_photo07.jpg

Все интерфейсы подключения расположились в задней части монитора и направлены вниз. Подключать кабели из-за низкой точки установки корпуса не очень легко, но надеемся часто этим заниматься вам не придётся.

54_photo06.jpg

В мониторе установлены два динамика с заявленной мощностью 5 Вт каждый и технологией Rich Bass. Они расположены по обе стороны корпуса на нижней грани и по нашим впечатлениям играют ничуть не хуже, чем у предшественника с общей мощностью акустики в 20 Вт (возможно причина проста и кроется в неверно озвученных ТХ на сайте производителя). Звук чистый, присутствует весь спектр частот, но, безусловно, не стоит рассчитывать на низкие частоты, как у акустики с сабвуфером. Если вы не слишком привередливый к звуку пользователь, то будьте уверены – смело сможете обойтись акустикой 43UN700-B – она одна из лучших, что вы можете встретить в настольных мониторах. Ей по зубам практически всё – от системных звуков и проведения конференций, до кино и игр.

Меню и управление

Управление монитором производится посредством пятипозиционного джойстика, расположенного на нижней грани корпуса в центральной части. Сам элемент управления, очень удобный, практичный и хорошо нам знаком. По желанию пользователь может воспользоваться и приложенным в комплект поставки пультом дистанционного управления с большим количеством клавиш для быстрого доступному к различным функциям дисплея.

72_photo24.jpg 53_photo05.jpg

Основная же система управления также удобна и не требует привыкания. Благодаря экранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не испытывая дискомфорта и проблем. Принцип работы с джойстиком интуитивно понятен.

47_menu14.jpg 48_menu15.jpg 46_menu13.jpg

Нажатие джойстика проводит к появлению на экране специального кругового OSD меню с пятью пиктограммами. Через них можно попасть в основное меню, выбрать источник сигнала, активировать игровые настройки (открывается три подменю), выключить монитор и убрать меню. С помощью сдвига джойстика влево-вправо можно попасть к быстрой регулировке уровня громкости, а вверх-вниз покажет информацию по рабочему интерфейсу и выбранному режиму изображения.

Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:

Внешний вид меню рабочих (не игровых) мониторов LG остаётся неизменен на протяжении последних 5-6 лет. Это просто большое чёрное окно во всю высоту экрана, «прилепленное» к его правой части. Про дизайн тут сказать нечего, а вот скорость анимации и отклик на обработку действия пользователя оставляют желать много лучшего.

34_menu01.jpg

Само меню состоит из четырёх подразделов, а его структура несколько изменилась. В первом можно регулировать яркость, контрастность, громкость акустической системы и выбрать режим цветовой температуры.

35_menu02.jpg 36_menu03.jpg 37_menu04.jpg 38_menu05.jpg

Второй отдан под выбор источника сигнала и изменение режима работы встроенного скалера изображения. Также в нём присутствуют настройки функции PbP и PiP. Для них доступны дополнительные настройки и по четыре варианта расположения окон с разных источников сигнала. В случае с PiP можно вывести сигнал с четырёх источников, а для PbP – с двух.

39_menu06.jpg

Раздел «Картинка», как и всегда, поделен на четыре подраздела. В первом выбирается предустановленный режим изображения. Во втором находятся настройки яркости, контрастности, специальные параметры типа усиления резкости, настройки глубины чёрного при HDMI подключении, специальных технологий типа SuperResolution+ и активации динамической контрастности.

40_menu07.jpg 41_menu08.jpg 42_menu09.jpg 43_menu10.jpg

В третьем подразделе «Настройки игры» пользователь может выставить степень усиления разгона матрицы и увеличить или уменьшить различимость крайних тёмных полутонов.

В последнем подразделе предлагается изменить режим гаммы, цветовой температуры, установить усиление RGB каналов (для ручной настройки точки белого), произвести 6-осевую коррекцию цвета по сдвигу и насыщенности.

44_menu11.jpg 45_menu12.jpg

Изменить язык локализации, активировать автоматический переход в режим ожидания, , задействовать стандарт DisplayPort 1.4, функцию «Разбудить», включить режим энергосбережения, оптимизировать работу встроенной акустики (два режима: работа на подставке или на VESA-кронштейне у стены) и заблокировать меню – всё это можно сделать в разделе «Основные». Здесь же можно сбросить все настройки к заводским значениям и посмотреть основную рабочую информацию по дисплею.

Результаты тестирования

Цветовой охват

112_spectral.png

Приступая к тестированию монитора 43UN700-B мы сразу же обнаружили, что цветовой охват устройства даже визуально далёк от указанных возможностей (99 % DCI-P3). При замере спектра подсветки стало ясно, что перед нами простая – классическая W-LED, используемая до сих пор в 90 % производимых мониторов. Она доступна, проста в производстве и хорошо изучена. Если вас устраивает цветовое пространство sRGB и не смущает пик в коротких волнах (тот самый синий), то претензий, в теории, быть не должно.

11_gamut_standard.png

12_gamut_reader.png

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея в режиме «Пользовательский». По представленным скриншотам видно, что две опорные точки из трёх заметно сдвинуты в пространстве относительно всем знакомого цветового стандарта sRGB. Установленная в монитор IPS-матрица оказалась настроена откровенно плохо и не способна полностью соответствовать указанному стандарту, не говоря уже про заявленный производителем DCI-P3.

В режиме для Чтения возможности по цветовоспроизведению становятся ещё уже и здесь уже ЦО монитора уступает sRGB на всех участках CIE-диаграммы.

13_gamut_hdreffect.png

14_gamut_calib.png

Переход в HDR Эффект возвращает монитор к заводским возможностям по цветопередаче, а заводская настройка даже с простым профилированием (т.е без полноценной калибровки с правками в LUT-видеокарты) обеспечивает значительное изменение позиций опорных точек и резкое увеличение цветового охвата до желаемого уровня.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата|объёма цветовых данных монитора стандартизированным пространствам следующие:

Стандартные настройки:

  • sRGB - 83,1|89,9 %;
  • AdobeRGB - 60,6|62,0 %;
  • DCI-P3 - 63,7|63,7 %;

Режим Чтения:

  • sRGB - 71,4|72,3 %;
  • AdobeRGB - 49,6|49,6 %;
  • DCI-P3 - 51,2|51,2 %;

Режим HDR Эффект:

  • sRGB - 82,8|89,3 %;
  • AdobeRGB - 60,4|61,5 %;
  • DCI-P3 - 63,2|63,2 %;

После калибровки:

  • sRGB - 97,3|102,5 %;
  • AdobeRGB - 61,9|70,6 %;
  • DCI-P3 - 72,5|72,6 %.

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Монитор прекрасно подходит для профессиональной работы с цветом в случае достаточности sRGB пространства, но исключительно после настройки и калибровки.

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

У рассматриваемого монитора присутствует восемь предустановленных режимов из которых мы решили протестировать только три, а также провели настройку и калибровку. По умолчанию же используется пресет «Пользовательский» со следующими настройками:

  • Яркость – 85;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (50/50/50);
  • Гамма – режим 2;
  • Стабилизатор чёрного – 50.

В ходе ручной настройки для получения 100 нит и 6500К значения несколько изменились:

  • Яркость – 24;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (50/27/13);
  • Гамма – режим 3;
  • Стабилизатор чёрного – 50.

Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:

02_tab2.png

При заводских установках выставленная яркость находится практически на максимальном уровне. Ещё выше (максимум) можно получить в HDR Эффект, а в Режиме для чтения производитель сжалился и установил яркость на уровне 91 нит, сохранив возможность ручной регулировки. Коэффициент контрастности оказался выше значения в ТХ и при должной настройке способен приблизиться к ~1200:1, что является хорошим результатом для IPS-монитора.

Кроме плохой настройки цветового охвата монитор LG абсолютно не радует и установкой точки белого, которая и без приборов ощущается излишне холодной. Так оно оказалось и в ходе замеров – 10115К при заводских установках, ещё чуть больше в HDR Эффект и адекватный уровень, но опять с низким цветовым охватом в режиме для Чтения. Кроме того все режимы отличаются заметно сниженной контрастностью, о чем говорит нам среднее значение гаммы в диапазоне 1.71-1.95 вместо классических 2.2.

Совсем не удивительно, что в таких условиях модель 43UN700-B демонстрирует высокие отклонения DeltaE94 в любом из режимов (будьте уверены, что FPS, RTS и прочие настроены не лучше, а хуже).

Для избавления от всех проблем пришлось проводить ручную настройку в ходе которой был выбран иной режим гаммы, после чего отрегулирована яркость и сильно изменены значения степени усиления RGB. Мы достигли необходимых уровней обоих значений, создали корректирующий профиль, после чего отклонения резко снизились до достаточно низкого уровня и полностью нас устроили.

Гамма-кривые и баланс серого

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

15_standard_gamma.png 16_standard_cie.png

При стандартных настройках измеренные гамма-кривые проходят значительно выше референсной кривой практически во всём диапазоне, что приводит к общей потере контрастности изображения. Тем временем точки серого клина находятся максимально близко друг к другу, но далеко за пределами области DeltaE<10, разместившись в холодной зоне с лёгким бирюзовым паразитным оттенком (сложно увидеть глазами, но приборы не обмануть).

17_reader_gamma.png 18_reader_cie.png 19_hdreffect_gamma.png 20_hdreffect_cie.png

Режим «Чтения» радует сниженной до адекватного уровня яркостью, но вместе с тем он встретит вас резко сниженной контрастностью и теплой картинкой с низкой стабильностью ЦТ оттенков серого, а также самым узким цветовым охватом. Для снижения нагрузки на глаза – самое оно. Для работы же с цветом и игр он точно не подходит.

В «HDR Эффект» монитор, к сожалению, не сильно отличается от стандартных установок. Всё те же проблемы с точкой белого и серыми оттенками, не самый широкий цветовой охват и низкоконтрастное изображение, что подтверждают полученные гамма-кривые. Плюс здесь повышена резкость, а итог один – хуже настройки мы давно не видели.

21_calib_gamma.png 22_calib_cie.png

Проведенные ручные настройки в режиме Пользовательский и дальнейшие правки в LUT-видеокарты обеспечили все необходимые улучшения. Теперь монитор демонстрирует максимально точную цветопередачу, с адекватной яркостью подсветки и правильно выставленной точкой белого без лишнего ухода в холодную или тёплую стороны.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки LG нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но есть два важных параметра, которые могут глобально повлиять на картинку с экрана. Первый из них «Гамма» и именно с него мы начнём:

23_gamma1_182.png 24_gamma2_195.png 25_gamma3_220.png 26_gamma4_201.png

По умолчанию выставлен режим под номером 2 и это – ошибка компании LG. В действительности куда более близким к референсу 2.2 является режим «Гамма 3», максимально подходящий под понятие «точная заводская калибровка». В нём нет проблем со средними оттенками, а контрастность картинки не вызывает особых нареканий.

Увеличить контрастность ещё сильнее ни один из режимов «Гаммы» вам не поможет, а вот уменьшить по отношению к заводским настройкам – пожалуйста, режим «Гамма 1» к вашим услугам. Смысла же в четвёртом режиме мы не увидели.

30_bs50_222.png

Теперь перейдём к стабилизатору чёрного. По умолчанию выставлено значение 50, весь рабочий диапазон от 0 до 100 с точностью установки в 5 %. Исходя из предварительной оценки при активированной «Гамма 3» мы решили выделить лишь некоторые значения стабилизатора.

27_bs20_233.png 28_bs30_229.png 29_bs40_226.png 31_bs60_218.png 32_bs70_214.png 33_bs80_211.png

По сравнению с игровыми моделями регулировка стабилизатора чёрного у 43UN700-B в разы корректнее и плавней, затрагивая диапазон от 0-30 % до 0-45 %. Вы можете смело изменять значение в диапазоне от 20 до 80 % и получите именно тот результат, на который рассчитываете. Мы же рекомендуем перейти в «Гамма 3» и сохранить стабилизатор чёрного со значением по умолчанию – так картинка будет максимально корректной.

Равномерность градиентов и бандинг

При заводских установках и в большинстве предустановленных режимах монитор продемонстрировал вполне обычные для данного сегмента градиентные переходы: без паразитных оттенков, но с присущей для этой диагонали видимостью переходов между 256 оттенками серого. Включение же 10-битного режима не обеспечивает видимых преимуществ перед 8-битным, поскольку подавляющее большинство приложений не поддерживают 10-бит, а основная масса контента создана с помощью 8-битного представления цвета.

84_grad1.jpg 85_grad2.jpg

После ручной настройки видимых изменений не происходит, нет их при активации прочих предустановленных режимов. Использование же созданного в ходе калибровки профиля с LUT-правками видеокарты резко поменял вид градиентов, создав на них большое количество грубых переходов с паразитными оттенками. Для данной диагонали и не лучшей заводской настройки (даже после ручных правок ещё есть куда стремиться) – это в порядке нормы.

86_banding.jpg

Что касается проявления бандинг-эффекта (качество проработки сложных тоновых переходов), то герой обзора, в целом, показал себя молодцом – никакого ужаса, как на *VA-панелях вы здесь не увидите.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора LG 43UN700-B, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Уровень стабильности цветовой температуры при заводских установках и в изученных режимах находится на среднем уровне. После калибровки результаты можно улучшить в несколько раз и этот тот случай, когда данная процедура категорически рекомендуется!

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Пользователь” со значениями RGB 50/50/50. Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима «Пользовательский» из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшиеся предустановки, запрятанных в отдельный подраздел:

04_tab4.png

Здесь мы можем отметить следующее:

  • Все три режима, на фоне заводских установок, не соответствуют своим названиям;
  • Стабильность ЦТ практически не зависит от выставленного значения и находится на среднем уровне;

Наиболее близким к референсным 6500К является режим «Средний» и именно его мы рекомендуем выставить сразу после включения монитора, если у вас нет доступа к измерительным приборам. Работать же при 10000К – такое себе «удовольствие».

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Пользовательский. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 процентов. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 58-389 нит при коэффициенте контрастности 1195:1 в среднем. Снижение яркости линейно, коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне.

06_tab6.png

По верхней границе 43UN700-B при любых условиях работы (SDR и HDR) не смог добраться до заявленных 400 нит и остановился на 389 нит (актуально для центральной части экрана). Что же касается минимальных 58 нит, то это не столь низкий уровень, как у предшественника, но вполне себе адекватный для комфортной работы при низком уровне внешней освещённости, со светом от нескольких источников света в затемнённом помещении, вечером и ночью.

Скорость матрицы

В новинке заявлена матрица со временем отклика в 8 мс, измеренным по методике Gray-to-Gray. Для рабочей модели с такой диагональю и частотой 60 Гц это вполне обычное явление, а поэтому делать большой акцент на скорости 43UN700-B не имеет смысла.

Для увеличения скорости поворота жидких кристаллов в модели применена классическая технология разгона OverDrive, которую можно отключить либо активировать в одном из трёх положений (по умолчанию используются «Быстро»).

Теперь посмотрим на полученные результаты:

95_overdrive.jpg

Монитор, как и ожидалось, не покоряет своей скоростью и является вполне себе обычным 60 Гц IPS-монитором. После долгой работы за скоростными решениями подобный уровень шлейфов (размытия движущихся объектов) вызывает неприятные ощущения, однако, при обычной работе на это не обращаешь внимания. Если же вы ещё не успели поработать за 144+ Гц-решениями, то можете и вовсе не переживать!

В положении OD «Выкл.» разгон действительно выключается, а шлейфы немного увеличиваются. При переходе в «Нормальный» разницу со стандартными настройками уловить не просто, а вот при выставлении «Быстрее» на фотографиях снятых в движении можно различить слабые артефакты и чуть меньший уровень шлейфов по сравнению с тремя другими вариантами работы OD. Таким образом, наиболее адекватное значение разгона выбрано производителем по умолчанию. Можно обойтись без экспериментов.

96_propusk.jpg

На всякий случай мы решили проверить модель на пропуск кадров. Как вы можете догадаться – проблем найдено не было – 60 Гц полностью стабильны.

Углы обзора и Glow-эффект

К углам обзора крупных и дорогих 4К-мониторов на базе IPS-матриц, как правило, не возникает вопросов и 43UN700-B не стал исключением из правил.

87_viewingangles.jpg

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. Углы обзора находятся на уровне прочих подобных решений. При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится значительно быстрее и сильнее.

88_glowc1.jpg 89_glowc2.jpg 90_glowc3.jpg

Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и уж тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на большей части изображения, но с минимальным паразитным оттенком, особенно в сравнении с мониторами с расширенным цветовым охватом и низкосортных Full HD IPS.

91_glow1.jpg 92_glow2.jpg 93_glow3.jpg 94_glow4.jpg

На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе, что является нормой для всех без исключения IPS-type-матриц. Степень проявления самых разных паразитных оттенков зависит от того с какой стороны от экрана вы встанете и, насколько сильный угол просмотра будет использован. И, конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения и это следует учитывать в первую очередь.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

07_tab7.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 9,5 %, а максимальное – 20 %. Для столь большой диагонали IPS-матрицы это просто фантастический результат – лучше, чем у большинства 27-32-дюймовых решений формата 16:9. Браво LG!

08_tab8.png

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. У нашего экземпляра светлая зона смещена к верхнему краю и вероятно именно там следует искать заявленные производителем 400 нит в максимуме. Наиболее же затемнённым является нижний край экрана, а яркость плавно снижается сверху вниз.

97_ravn_white.jpg

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.

98_ravn_gray1.jpg 99_ravn_gray2.jpg 100_ravn_gray3.jpg 101_ravn_gray4.jpg

Для усиления эффекта и лучшего понимания равномерности подсветки мы сделали четыре фотографии серых полей. По ним можно сделать вывод, что при переходе к достаточно тёмным оттенкам проблемы равномерности только прогрессируют, что выражается и в более заметном сдвиге по цветовой температуре участков серых полей.

102_ravn_black1.jpg 103_ravn_black2.jpg

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя достаточно типично – четырьмя высветленными углами с разными паразитными оттенками, но не очень яркими. Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором, если вы сидите очень близко к экрану: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов и в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление). Это всё то, к чему следует быть готовым.

104_ravn_glowblack.jpg

Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше. С другой стороны, если не медитировать на чёрный фон по несколько минут, то ничего подобного произойти не должно, и тогда сниженная яркость подсветки действительно скажется на улучшении восприятия картинки с экрана.

При отдалении же от экрана Glow полностью исчезает и перед нами оказывается реальная равномерность подсветки на чёрном, с которой у проверенного экземпляра монитора нет абсолютно никаких проблем.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

09_tab9.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 2,4 % в среднем и 5,7 % в максимуме можно отнести к уровню ниже среднего, что, впрочем, для 43-дюймового монитора не так уж и плохо. Разница между минимумом и максимумом составила 732К, чем монитор только подтвердил общий средний результат.

10_tab10.png

По диаграмме же поверхности, значительно отличающейся от таковой по равномерности подсветки, наглядно продемонстрирована зависимость ЦТ от области экрана. Температура уменьшается сверху вниз и делает это не очень плавно. Визуально разница в частях экрана по уровню ЦТ действительно может быть заметна, но, повторимся, на столь большом мониторе без качественной системы компенсации неравномерности подсветки, по-другому быть и не может.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В мониторе LG 43UN700-B применена IPS-матрица с полуматовой поверхностью, предназначенная для использования в «безрамочных» корпусах. Рассмотрим полученный макроснимок:

105_krystal.jpg

Первое на что обращаешь внимание – используемая перевернутая структура пикселей в формате BGR вместо классической RGB. На игровых 4К *VA-панелях и старых IPS с иным разрешением эта особенность приводит к низкокачественным шрифтам и ухудшению воспроизведения мелких графических элементов. В случае же с LG 43UN700-B ничего подобного мы не заметили, что подтверждают фотографии ниже. Нет необходимости переворачивать экран на 180 градусов, менять настройки драйвера и устанавливать специальные патчи от Microsoft. Текст и мелкие элементы на экране воспроизводятся корректно.

106_text1.jpg 107_text2.jpg 108_text3.jpg 109_text4.jpg

Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях себя практически не проявляет (зависит от степени восприимчивости и от того с чем сравнивать) и не усиливается если менять угол просмотра. Картинка на экране комфортная и не напрягает структурой «туалетной бумаги». От эффекта Cross-hatching монитор также избавлен.

110_shim100.jpg 111_shim0.jpg

Для дисплея заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц) во всём диапазоне изменения яркости подсветки. Это одно из самых очевидных изменений в сравнении с предшественником, где пользователями была обнаружена ШИ-модуляция на уровне 120 Гц (в первых ревизиях так оно и было – мы подтверждаем). Остаётся не забывать делать перерывы в работе, установить адекватный уровень яркости подсветки и не работать без внешнего освещения рабочего пространства.

Монитор использует встроенный в корпус блок питания. Паразитные звуки от него и остальной электронной начинки нами выявлены не были.

Выводы

Компания LG продолжает свою политику постоянного выпуска новых решений и теперь эта участь свалилась на редкую 43-дюймовую модель с 4K IPS-матрицей. Несмотря на не очень высокую популярность решений подобного рода, обновка всё равно ожидаемая, ведь выбор в изучаемом классе мониторов и без того малый, а качественные решения – на вес золота. Но получилось ли у LG сделать всё так, как нам обещали? Увы, не совсем.

Монитор остался представителем с матрицей формата BGR (c так называемыми перевёрнутыми пикселями), что по факту никак не сказывается на картинке в большей части задач, но, чисто в теории, может принести некоторые проблемы при специфичных условиях использования.

Кроме того, новинка оказалась оснащена матрицей с классической W-LED-подсветкой, которая не способна на покорение заявленного цветового охвата на уровне 99 % DCI-P3. В свою очередь заводская настройка настолько плоха, что охват и вовсе оказался меньше 85 % sRGB и пришёл в норму только в ходе полноценной калибровки.

Из явных преимуществ у модели остались система управления, широкие возможности функций PiP и PbP, хорошая равномерность на светлом по уровню яркости и на чёрном в целом. Производитель поработал над системой питания подсветки и сделал её настоящей Flicker-Free – без мерцания – теперь это действительно так. Переход к системе без ШИ-модуляции привел к увеличению минимальной яркости на фоне предшественника, но для большинства потребителей это не станет проблемой, ведь измеренные 58 нит – хороший результат.

По итогу получается, что из явных изменений по сравнению с LG 43UD79-B в новинке только новая схема управления питанием системы подсветки (теперь глаза не будут так быстро уставать) и поддержка работы с HDR10-контентом. Не маловато ли? Удачи в правильном выборе!

____________________________________________________________________________  

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки LG 43UN700-B в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Хорошее качество материалов и сборки (лучше, чем у игровых моделей LG);
  • Наличие VESA-совместимого крепления 200 х 200 мм;
  • Отличный комплект поставки;
  • Удобное управление с помощью 5-ти позиционного джойстика и дополнительного пульта ДУ;
  • Глубоко настраиваемые функции PiP|PbP с выводом изображения с 2 и 4-х источников соответственно;
  • Добавленная поддержка HDR10 – актуально для любителей контрастной/цветастой картинки;
  • Грамотный заводской разгон матрицы Overdrive;
  • Наличие интерфейса USB Type-C с зарядкой до 60 Вт и большого количества HDMI двух версий;
  • Отличная (для настольного монитора) встроенная акустическая система, ни чуть не уступающая предшественнику с вдвое большей мощностью (вероятно это ошибка в указанных ТХ):
  • Хорошие градиенты при любых установках и слабо выраженный бандинг-эффект;
  • Широкий диапазон изменения яркости при стабильном коэффициенте контрастности выше заявленного в ТХ;
  • Широкие углы обзора и хорошая стабильность картинки;
  • Практически неразличимый кристаллический эффект - спасибо полуматовой поверхности матрицы;
  • Высокая равномерность подсветки на светлом по уровню яркости – великолепный результат для 43-дюймового монитора (впрочем, вы всё равно будете жаловаться на затемнённые края);
  • Высокая равномерность подсветки на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта);
  • Отсутствие ШИ-модуляции (Flicker-Free подсветка) – теперь это действительно так и на любом уровне яркости;
  • Один из самых доступных и оптимальных по совокупности ТХ и возможностей дисплеев в классе.

Недостатки:

  • Очень плохая заводская настройка по всем параметрам;
  • Не соответствие заявленным характеристикам (касается исключительно цветового охвата и соответствующей ей системы подсветки).

Может не устроить:

  • Структура пикселей в формате BGR – могут быть проблемы с межпиксельным сглаживанием;
  • Отсутствие поддержки систем адаптивной синхронизации – полезно даже для 60 Гц НЕ игровых моделей;
  • Сильное влияние LUT-правок на качество воспроизводимых градиентов – 10-бит тут не помогают;
  • Минимальные изменения в сравнении с предшественником;
  • Средняя стабильность ЦТ оттенков серого;
  • Средняя равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
  • Хорошо заметный Glow на чёрном поле.

____________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии