В ассортименте каждого уважающего себя производителя настольных дисплеев кроме вороха игровых мониторов, а также универсальных моделей «для всего и вся», должны присутствовать модели и для профессионалов. В продуктовой линейке LG место таким нашлось, но компания не торопится раздавать направо и налево приставку Pro, прекрасно осознавая, что в продаже присутствуют более продвинутые продукты для тех, кому максимально важна точность цветопередачи.
Тем не менее, это не мешает LG продвигать своё видение современного профессионального решения, ориентированного на создателей контента. Среди таких в компании видят людей, стремящихся вырваться за пределы стандартного цветового пространства sRGB и пристраститься к DCI-P3, продвигаемого индустрией в последние годы и быстро выбирающегося за пределы дорогих мониторов. Среди таких у LG есть уже ставший популярным 4К IPS-дисплей 32UL950-W, с которым мы сегодня, наконец, разберёмся и раскроем все его тайны.
Монитор LG 32UL950-W не является новинкой, ведь модель была представлена ещё в конце 2019 года и часто появлялась на полках Российских магазинов на протяжении двух последних лет, сменив на посту своего знаменитого предшественника LG 32UD99-W. За это время цена дисплея практически не поменялась, а поэтому приобрести его меньше чем за 85000 рублей у вас, вряд ли, получится.
В модельном ряду компании изучаемое решение является наиболее функциональным и продвинутым среди доступных. Для этого производитель снабдил модель безрамочной со всех четырёх сторон Nano-IPS матрицей, расширенным до DCI-P3 цветовым охватом, двумя портами Thunderbolt 3 с поддержкой Daisy-Chain, возможностью проведения аппаратной калибровки, функциями PbP и Uniformity Compensation (система компенсации неравномерности подсветки). На забыта точная заводская настройка (по крайней мере, так утверждается), поддержка одновременной зарядки по TB3/USB Type-C мощностью до 60 Вт и многие другие свойственные мониторам LG возможности.
Среди возможных конкурентов можно вспомнить упрощённую Egro-версию LG 32UN880-B, а также такие модели, как ASUS PA329C, BenQ SW321С и Dell UP2720Q. Впрочем, последняя троица построена на матрицах с ещё более широким цветовым охватом, а цены стартуют со 110-120 тысяч рублей, что ставит их в несколько иной класс решений.
Изучаемый монитор построен на базе IPS-матрицы LM315WR2-SSA1 производства самой LG Display, что было подтверждено с помощью сервисного меню, и это, пожалуй, одно из его основных отличий от более доступных решений бренда в сегменте крупных 4К.
Используемая панель – это очередная Nano-IPS с применением специального химического соединения (слой KSF Phosphor), нанесённого нано-частицами, (т.е очень-очень маленькими) на привычные «белые» светодиоды подсветки, что позволяет изменить их спектр свечения и увеличить цветовой охват в сравнении с обычной (не модифицированной) W-LED-подсветкой. Сама же система подсветки является Flicker-Free – без мерцания во всем рабочем диапазоне. Сертификат соответствия EyeSafe Display у монитора отсутствует, ведь пик синего в спектре остался на уровне 450 нм, что для решения конца 2019 года в порядке нормы.
Монитор способен работать в 10-битном режиме (8 бит + FRC – официальное заявление компании), но не стоит рассчитывать на какие-то видимые преимущества в передаче полутонов по сравнению с 8-битным режимом – в подавляющем большинстве задач вы их точно не увидите.
А вот расширенный цветовой охват до уровня 98 % DCI-P3 и 135 % sRGB – важная отличительная особенность 32UL950-W. Снизить его до уровня в 95-100 % sRGB возможно с помощью специального режима эмуляции данного пространства или в ходе проведения аппаратной калибровки.
Сочетание диагонали 31,5 дюйма и разрешения 3840 х 2160 пикселей даёт достаточно высокую плотность пикселей в 140 ppi, что приводит к необходимости использования системы масштабирования, а она, как известно, работает не везде и не всегда идеально (даже по состоянию на 2022 год).
Максимальная яркость заявлена в 450 нит (при допустимом минимуме в 360 нит), а исходя из соответствия стандарту VESA DisplayHDR 600 пользователь может рассчитывать на 600 нит в пике при нахождении в режиме HDR, что обеспечивается с помощью локального управления яркостью (зональный димминг). Другой отличительной чертой решения является увеличенный коэффициент контрастности панели до 1300:1 в максимуме, что на деле не только увеличивает глубину чёрного поля, но и снижает видимость Glow-эффекта.
Монитор не является игровым, а поэтому его максимальная частота составляет привычные 60 Гц, а заявленное время отклика GtG – 5 мс. Поддерживается система адаптивной синхронизации AMD FreeSync, доступная при использовании интерфейсов DP и HDMI. Работать G-Sync в режиме совместимости также можно, но гарантий стабильности работы производитель не даёт.
Решение оснащено одним интерфейсом DP 1.4 и одним HDMI 2.0. Используемые порты USB Type-C в варианте Thunderbolt 3 поддерживают передачу видео/аудио и дата-сигналов, а вместе с тем позволяют производить одновременную зарядку подключенного ноутбука или планшета мощностью до 60 Вт. Впрочем, второй установленный TB3 может быть использован исключительно для создания цепочки соединения Daisy-Chain и именно поэтому в настройках дисплея вы встретите упоминание лишь одного подобного интерфейса.
Монитор LG 32UL950-W оснащен достаточно мощной акустической системой класса 2.0 с двумя динамиками по 5 Вт каждый. Система управления дисплеем сохранилась за привычным 5-позиционным джойстиком. Никаких систем подсветки внешнего пространства в модели не представлено.
Монитор LG поставляется в большой и тяжёлой картонной коробке с качественной полиграфией и несколькими фотографиями устройства, нанесёнными на обе стороны упаковки.
Для удобства переноски у коробки есть пластиковая ручка сверху и два специальных выреза в самой упаковке.
На одной из сторон коробки находится наклейка. По ней можно сравнить серийный номер, узнать дату (октябрь 2021 года – совсем новый экземпляр) и место производства (Китай).
Комплект поставки монитора довольно велик и включает в себя следующее:
Набор кабелей позволяет использовать монитор по максимуму сразу из коробки, а найденный отчёт о заводской калибровке даёт надежды на то, что дополнительная настройка 32UL950-W не понадобится. С другой стороны, монитор имеет доступный для корректировки встроенный LUT, а поэтому обойти его стороной – будет преступлением.
Будучи не самым новым монитором в линейке LG в 32UL950-W мы не найдём новых стилистических решений. Во внешнем виде дисплей повторяет большую часть моделей компаний не из игрового сегмента и отличается от них только габаритами и вывешенной «в воздухе» полностью безрамочной матрицей, что вы встретите только в герое обзора (если мы ничего не забыли). Дизайнеры в который раз отдали своё предпочтение белому матовому пластику корпуса и чёрным рамкам вокруг панели.
Благодаря
быстросъёмному креплению стойка за секунду стыкуется с корпусом монитора.
VESA-совместимое крепление стандарта 100х100 мм углублено в корпус, необходимые
винты сразу на месте.
Внешние поверхности центральной стойки выполнены достаточно
грубо из не самого качественного пластика, а средняя по размерам алюминиевая
подставка – единственный металлический элемент, не прикрытый пластиком.
Вопросов к её устойчивости не возникает, да и места она занимает не так много
благодаря тонкости конструкции. Система прокладки кабелей выполнена за счёт пластикового
держателя из комплекта поставки, который можно передвигать по высоте подставки.
Решение максимальное простое, но, тем не менее, рабочее. Эргономика
подставки у монитора простая: доступен наклон панели в пределах от -5 до +25
градусов и изменение высоты на 110 мм. Возможность переворота в портретный
режим доступна только в одну сторону, но люфт основного шарнира в обе стороны
этот факт не отменяет.
Основание подставки выполнено из металла, а для сцепления с
рабочей поверхностью используется пять резиновых ножек. Все крепёжные элементы
выполнены из металла, даже те, что покрашены в белый цвет. Устойчивость
конструкции не вызывают нареканий, а корпус жестко закреплен на подставке без ярко
выраженного свободного хода. Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными
зазорами. Обработка некоторых элементов вызывает нарекания, да и зазоры слегка
гуляют. Корпус немного поддаётся скручиванию, но почти не хрустит и не скрипит
при адекватном физическом воздействии. Практически
весь используемый пластик – матовый и соответственно практичный. Следы от
пальцев рук на нём не видны.
В итоге, за
качество материалов и сборки мы можем выставить 4 балла из 5 возможных. Для
мониторов от LG
– это хороший результат.
Изучаемый
монитор использует в своём составе качественную полуматовую поверхность матрицы
со слабо заметным кристаллическим эффектом и хорошими антибликовыми свойствами.
По одной
крупной наклейке на корпусе можно узнать не только информацию, аналогичную
указанной на коробке, но и ревизию монитора – REV02 (по факту – третья).
В задней части
монитора на колодке для подключения кабелей находятся следующие разъемы,
ориентированные назад: питание, DisplayPort 1.4, HDMI 2.0, два Thunderbolt 3, Audio-Out для вывода звука на
наушники или внешнюю акустическую систему, а также два порта USB 3.0 Type-A для удобной работы с периферией.
Несмотря на отношение к профессиональной линейке монитор
оснащён достаточно мощной для офисных задач встроенной акустической системой. У
10 Вт акустики присутствуют низкие частоты (пускай и слабо), хорошие средние и
высокая максимальная громкость. Динамики не пищат и не хрипят, а по
совокупности своих ТХ могут заменить простенькую стереопару за 1000-1500
рублей. Управление монитором производится посредством
пятипозиционного джойстика, расположенного на нижней грани корпуса в
центральной части. Сам элемент управления, очень удобный, практичный и хорошо
нам знаком. Система управления удобна и не требует привыкания. Благодаря
экранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не
испытывая дискомфорта и проблем. Принцип работы с джойстиком интуитивно
понятен. Нажатие джойстика проводит к появлению на экране специального
кругового OSD меню с пятью пиктограммами. Через них можно попасть в основное
меню, выбрать источник сигнала, перейти к игровым режимам и их настройках, убрать
меню. С помощью сдвига джойстика влево-вправо можно быстро добраться только регулировке
уровня громкости. Также быстро отрегулировать яркость у вас не выйдет –
необходимо перейти в главное меню. Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню,
скрытого за соответствующей кнопкой: Внешний вид меню рабочих (не игровых) мониторов LG остаётся
неизменен на протяжении последних 5-7 лет. Это просто большое чёрное окно во
всю высоту экрана, «прилепленное» к его правой части. Про дизайн тут сказать
нечего. Скорость анимации средняя, ощущаются задержки при выполнении определённых
действий. Меню монитора 32UL950-W состоит из четырёх подразделов. В
первом можно регулировать яркость, контрастность и громкость звука. Второй отдан под выбор источника сигнала и изменение режима
работы встроенного скалера изображения. Здесь же можно найти настройки функции PbP. Раздел «Картинка», как и всегда, поделен на четыре
подраздела. В первом выбирается предустановленный режим изображения. Во втором
находятся настройки яркости, контрастности, специальные параметры типа усиления
резкости, настройки глубины чёрного при HDMI подключении, SuperResolution+ и так далее. Доступна
активации динамической контрастности и системы компенсации неравномерности
подсветки (актуально только для основного пользовательского режима). В третьем подразделе «Настройки игры» пользователь может выставить
степень усиления разгона матрицы, активировать технологию FreeSync и
увеличить или уменьшить различимость крайних тёмных полутонов с помощью функции
«Стабилизатор чёрного». В последнем подразделе предлагается изменить режим гаммы,
цветовой температуры, установить усиление RGB каналов (для ручной настройки точки
белого), произвести 6-осевую коррекцию цвета по сдвигу и насыщенности.
Касательно режимов ЦТ – производитель вновь пришёл к нескольким основным
вариантам и добавил более плавную регулировку в пункт со странным переводом
«Инструкция» и значениями от 5000К до 10000К. Изменить язык локализации, включить или выключить светодиод
питания, активировать автоматический переход в режим ожидания, задействовать
стандарт DisplayPort 1.4, функцию «Разбудить», режим энергосбережения (просто
блокируется яркость на определённом значении), локальное управления яркостью и
заблокировать меню – всё это можно сделать в разделе «Основные». Здесь же можно
сбросить все настройки к заводским значениям и посмотреть основную рабочую
информацию по монитору. Доступ к сервисному меню в случае с героем обзора был найден
с помощью трёх переводов джойстика влево и одного вправо перед его включением.
Далее необходимо нажать на джойстик и перейти в основное меню, после чего блок
с сервисной информации будет выведен в верхний левый край панели. Изменять
какие-либо параметры без понимания того, что вы делаете – мы настоятельно не
рекомендуем. Можете не только сделать хуже, но и полностью лишиться гарантии. В мониторе 32UL950-W установлена IPS-матрица с расширенным цветовым
охватом, близким к DCI-P3. Проверим ее возможности на
примере очередного решения от LG: Первоначальная проверка осуществлялась при заводских
настройках дисплея в режиме «Пользовательский». По представленным скриншотам
видно, что две опорные точки из трёх заметно сдвинуты в пространстве относительно
всем знакомого цветового стандарта sRGB, превосходя его на многих участках. Тем самым, в отсутствии
профиля и ПО с поддержкой системы управления цветом, все привычные картинки,
фотографии и видеоряд будут иметь непривычно насыщенные цвета. Кому-то это
придётся по вкусу, другим же наоборот. Подобная история повторится во многих
предустановленных режимах монитора, в том числе «Режим Чтения» и «HDR Эффект». В отличии от самого доступного 32UN650-W у LG 32UL950-W присутствует не только полноценный
режим эмуляции sRGB, но
и схожего с ним Rec.709,
продемонстрировавшие точную настройку цветового пространства с возможностью
ручной регулировки яркости. Важной особенностью режимов эмуляции также является
возможность внесения ручных правок в RGB значения для настройки цветовой
температуры. Это позволяет во многих случаях обойтись без доступной аппаратной
калибровки с записью изменений в LUT монитора, что сохранит качество
градиентов на изначально высоком уровне. Итоговые результаты соответствия цветового охвата|объёма цветовых
данных монитора стандартизированным пространствам следующие: Стандартные
настройки: Режим Чтения: Режим sRGB: Режим Rec.709: Режим DCI-P3: После аппаратной
калибровки (sRGB): Все значения были получены при профилировании в среде Argyll
CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений.
Монитор прекрасно подходит для профессиональной работы с цветом в пределах
стандартных цветовых пространств, а также для видеографов, которым требуется
цветовое пространство DCI-P3 и достаточно его покрытия
в 96-97 % (уверены, таких подавляющее большинство). Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно
отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом –
использование ICC/ICM профилей
и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты
компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10, 11), Firefox, Google Chrome и т.д. У рассматриваемого монитора присутствует 13 предустановленных
режимов из которых мы решили
протестировать только пять, а также возможность проведения аппаратной
калибровки (две ячейки памяти – Калибровка 1 и Калибровка 2). По умолчанию же используется
пресет «Пользовательский» со следующими настройками: Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже: При заводских установках выставленная яркость находится на максимально
возможном уровне при работе монитора с SDR-контентом. Точно такой же уровень общей настройки вы получите
в отдельном режиме DCI-P3, что ставит под сомнение
необходимость его создания. Из явно положительных явлений мы можем отметить глубокий
чёрный цвет (для IPS-дисплея)
и соответствующий ему коэффициент контрастности в 1366-1402:1, что выше
заявленного производителем максимума и один из самых высоких показателей среди
всех протестированных In Plane Switching моделей за последние 7 лет! В вопросе настройки точки белого монитор порадовал нас своей
стабильностью и, в целом, хорошим результатом. Выделяется лишь режим для чтения,
что изначально и предполагалось. По среднему уровню гаммы сложно говорить о реальном
положении дел на гамма-кривых, но если делать на него упор, то лучше всех
выглядит заводские установки и режим DCI-P3.
Следом за ними плетутся sRGB и Rec.709.
В первом из них производитель явно переусердствовал с контрастностью картинки,
да и во втором несколько отошёл от референса в 2.4. Впрочем, сильно это на
результатах отклонений DeltaE94
не сказалось. Оба режима оказались близки к своим референсам и если у вас нет
сверхвысоких требований к точности, то вы смело можете их использовать после
ручной настройки яркости под свои рабочие условия. Для проведения аппаратной калибровки, являющейся одной из
отличительных черт изучаемой модели, мы воспользовались утилитой LG Calibration Solution последней версии, ставшей
с некоторых пор заменой ранее встречаемой LG True Color Finder. Дополнительных возможностей, в ней увы, найдено не было,
но интерфейс приятнее, а стабильность работы выше. Для проведения процедуры мы воспользовались колориметром X-Rite Display Pro PLUS последней
ревизии. В качестве референса была установлена яркость 100 нит, цветовая
температура D65, гамма
2.2 и sRGB в виде целевого цветового пространства. При таком подходе
аппаратная калибровка занимает около 25-30 минут + ещё 2-5 минут на проведение
финальной проверки (время зависит от выбранной таблицы цветовых патчей). Итоговый результат оказался высоким, даже без использования
созданного в ходе калибровки профиля. Монитору оказалось достаточно системного
профиля sRGB чтобы продемонстрировать уровень отклонений DeltaE94 в 0,47 единицы в
среднем и 1,62 в максимуме. Единственная проблема оказалась в выставлении точки
белого, ведь при проверке через Argyll CMS с созданной матрицей коррекции референсным спектрофотометром
i1 Pro 2, она оказалась
на уровне заводских значений. Тут у нас есть два варианта: в программе от LG установленной
версии используется не совсем корректная матрица коррекции для колориметра X-Rite Display Pro либо
изменения RGB во время калибровки не производились вовсе. В данной
ситуации монитору LG повезло, что в режимах эмуляции стандартных цветовых
пространств у него остаётся возможность регулировки яркости и RGB, а поэтому сделать так, как нам надо
– возможно в любом случае. С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра
X-Rite Display Pro мною
были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально
предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по
произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек
чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного
паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии. При стандартных настройках измеренные гамма-кривые проходят несколько
выше референсной кривой, что приводит к небольшому снижения контрастности
изображения. Тем временем точки серого клина находятся максимально близко друг
к другу, на границе области DeltaE<3.
Проблем с дисбалансом RGB нет, картинка обходится без паразитных оттенков. Активация системы компенсации неравномерности подсветки, на
которую многие пользователи делают большую ставку, к сожалению, приводит к значительному
ухудшению точности изображения. Гамма-кривые резко взлетают вверх, снижается
контрастность изображения, но стабильность ЦТ оттенков серого сохраняется на
изначальном уровне. Эффект от данной технологии, очевидно, не стоит подобных
изменений в худшую сторону, а поэтому советовать её использовать мы не будем. К
тому же система недоступна в ходе аппаратной калибровки с правками в LUT монитора,
да и в большинстве режимов активировать её нельзя. Другими словами – слишком много
ограничений. Режим DCI-P3 не отличается от
стандартных установок, результаты отличаются в пределах погрешности измерений. При
переходе в sRGB и Rec.709
сужается цветовой охват, гамма-кривые меняют своё положение вместе с точками
серого клина. Контрастность в обоих режимах оказывается несколько завышенной
относительно предъявляемых требований, однако, назвать это большой проблемой
нельзя. Все три режима эмуляции могут быть использованы в зависимости от исполняемых
задач, а точность их настройки устроит подавляющее большинство потребителей. А
всем идеалистам – по калибровке! Продолжаем рассматривать предустановленные режимы, среди
которых пресет для чтения радует сниженной до адекватного уровня яркостью, но
вместе с тем он встретит вас резко сниженной контрастностью и теплой картинкой
со слегка снизившейся стабильностью ЦТ оттенков серого. Для снижения нагрузки
на глаза – самое оно. Для работы же с цветом и игр он точно не подходит. Благодаря возможности проведения аппаратной калибровки
монитор может обходится без правок через LUT-видеокарты, что обеспечивает корректировки на уровне самого
монитора. В этом случае мы получили почти идеальные гамма-кривые с
высокой стабильностью ЦТ оттенков серого, но за пределами области DeltaE<3 по уже указанной
причине в предыдущем разделе. Эмуляция цветового пространства sRGB была
проведена с максимально возможной точностью и именно в таком виде монитор
является полноценным помощником при работе с фото, видео и графикой. Не хватает,
пожалуй, кривой sRGB в используемом ПО от LG. Приходится использовать не совсем подходящую для наших
требований кривую с гаммой 2.2, с меньшей различимостью деталей в тенях. Но и
на этом спасибо! У новинки LG нет каких-либо
встроенных датчиков (освещенности, приближения), но есть два важных параметра,
которые могут глобально повлиять на картинку с экрана. Первый из них «Гамма» и
именно с него мы начнём:
По умолчанию выставлен режим под номером 2, являющийся
наиболее близким к референсу. При переходе к «Гамма 1» контрастность
изображения значительно снижается, а два оставшихся режима ощутимо повышают её
на фоне заводских установок. Таким образом, если вы ищите оптимальные
установки, то следует остановиться на изначально выставленном значении и не
искать себе приключений.
Теперь перейдём к стабилизатору чёрного. По умолчанию выставлено
значение 50, весь рабочий диапазон от 0 до 100 с точностью установки в 5 %.
Исходя из предварительной оценки мы решили выделить лишь некоторые значения
стабилизатора. Более-менее корректно стабилизатор у монитора LG 32UL950-W отрабатывает в диапазоне 0-50 %, в
котором вы можете усилить контрастность изображения, превратив глубокие тени в
одну сплошную чёрную кашу. Если же вашей целью является усиление их
различимости, то у нас для вас плохие новости – при превышении значения 60 %
затрагивается весь рабочий диапазон, а не только 0-20%, что делает картинку
крайне далекой от референса. Что делать в этом случае? Правильно! Оставить
стабилизатор чёрного в значении по умолчанию!
При заводских установках и в большинстве предустановленных
режимах монитор продемонстрировал качественные для данного сегмента градиентные
переходы: без паразитных оттенков, но с присущей для этой диагонали видимостью
переходов между 256 оттенками серого, поскольку основная масса программ работает
именно в 8-битном режиме. После ручной настройки видимых изменений не происходит, нет
их при активации предустановленных режимов эмуляции. А вот проведённая
аппаратная калибровка, к нашему большому удивлению, привнесла лишь отрицательный
результат – качество градиентов ощутимо снизилось. Появилось несколько выделенных
зон со слабыми паразитными оттенками, а часть тёмных оттенков оказались одной
яркости. Ситуацию улучшил переход к типу профиля «LUT» (вместо изначально выставленного
матричного), но вернуть градиенты к заводскому уровню это всё равно не
позволило. Учитывайте данную монитора при его выборе и, соответственно, не
делайте большую ставку на возможность проведения аппаратной калибровки. В
условиях наличия качественно настроенных режимов эмуляции с возможностью ручных
правок, как оказалось, она не столь актуальна. При этом качество проработки сложных тоновых переходов на
уже знакомом тесте на проявление бандинг-эффекта вполне себе достойное и явно
лучше, чем у многих игровых моделей из протестированных нами. А по сравнению с
большинством *VA-решений
32UL950-W и вовсе – однозначный лидер. Продолжим изучение монитора LG 32UL950-W, оценив
стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах
изображения. Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения
точек серого клина по оси X.
Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных
оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и
результаты UDACT”. Уровень стабильности цветовой температуры при заводских
установках и в части предустановленных режимов оказался максимально высоким.
Чуть хуже себя показали режим для чтения и Rec.709, а результаты после аппаратной калибровки находятся
где-то между ними. Вопросов нет, всё хорошо! Теперь
рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по
умолчанию производитель установил пресет “Пользователь” со значениями RGB
50/50/50. Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают
с результатами режима «Пользователь» из первой таблицы данного подраздела
тестирования. Остаётся лишь поговорить про оставшиеся предустановки ЦТ и часть дополнительных
режимов, запрятанных в отдельный подраздел (Инструкция - в русском переводе):
Здесь мы можем отметить следующее: Выводы будет следующими: если у вас нет измерительных
приборов для настройки, то можно остановиться на заводских настройках либо выставить
режим 6500К для ещё большей уверенности (тут вам правильное название и итоговый
результат – два в одном!). Для изучения стабильности контрастности и диапазона
изменения яркости был выставлен режим «Пользователь». Значение Brightness менялось
с 100 до 0% с шагом в 10 процентов. Для представленной ниже таблицы измеренные
значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень
чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный
коэффициент контрастности. Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных
настройках составил 72-465 нит при коэффициенте контрастности 1390:1 в среднем.
Снижение яркости не совсем линейно, а коэффициент контрастности стабилен во
всём диапазоне. По верхней границе 32UL950-W в обычных условиях работы (без HDR) смог превзойти
заявленное производителем значение и несколько расстроил своим минимальным
значением, которое оказалось вдвое выше, чем у 32UN880-B. Впрочем, если вам не очень важна точность цветопередачи при
работе в тёмном помещении, не волнует динамический диапазон, то у героя обзора
есть определённый запас по уровню контрастности, который можно снизить, что
позволит получить что-то порядка 40 нит при КК в 1000:1. Это не самый идеальный
вариант настройки, но лучше чем ничего. Что касается максимальной яркости при включённой системе
локального управления яркостью и активированном HDR в системе,
то герой обзора смог продемонстрировать 622 нит – стабильно, на протяжении
целой минуты. Впрочем, счастья такие возможности 32UL950-W вам не прибавят, но похвастаться перед
не очень разбирающимися в теме друзьями – вполне себе могут. В изучаемом мониторе заявлена матрица со временем отклика в 5
мс, измеренным по методике Gray-to-Gray. Для рабочей модели с частотой 60 Гц
это вполне обычное явление, а поэтому делать большой акцент на скорости 32UL950-W
не имеет смысла. Для увеличения скорости поворота жидких кристаллов в модели применена
классическая технология разгона OverDrive, которую можно отключить либо
активировать в одном из трёх положений (по умолчанию используются «Быстро»). Посмотрим на полученные результаты: Монитор, как и ожидалось, не покоряет своей скоростью и
является вполне себе обычным 60 Гц IPS-монитором. После долгой работы за скоростными решениями
подобный уровень шлейфов (размытия движущихся объектов) вызывает неприятные
ощущения, однако, при обычной работе на это не обращаешь внимания. В положении OD «Выкл.» разгон действительно выключается, а шлейфы заметно
увеличиваются. При переходе в «Нормальный» разницу с «Выкл.» уловить не просто,
а вот при выставлении «Быстрее» артефакты начинают проявлять себя везде, где
только возможно – выражена значительно сильнее, чем еле уловимые при заводских
установках. Таким образом, наиболее адекватное значение разгона выбрано
производителем по умолчанию. Экспериментировать нет никакого смысла. На всякий случай мы решили проверить модель на пропуск
кадров. Как вы можете догадаться – проблем найдено не было – 60 Гц полностью
стабильны. К углам обзора крупных и дорогих 4К-мониторов на базе IPS-матриц, как правило, не
возникает вопросов и 32UL950-W не стал исключением из правил. По представленному выше изображению всё прекрасно видно.
Углы обзора находятся на уровне прочих подобных решений и никаких явных отличий
в ту или иную сторону от более доступных мониторов на базе матрицы от компании BOE мы
не заметили. При незначительных изменениях угла просмотра в
горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить
угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается
насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в
вертикальной плоскости картинка на экране портится значительно быстрее и
сильнее. Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет
себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором.
Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и уж тем
более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление
пелены на большей части изображения, но с минимальным паразитным оттенком. Самым важным отличием матрицы от LG Display в
данном случае стало минимальное проявление Glow-эффекта на чёрном поле. Чёрный не переливается всеми «цветами
радуги» в зависимости от принятого угла просмотра и остаётся почти нейтральным.
Удивительно видеть подобное на современном IPS-мониторе, но именно данной особенностью 32UL950-W нас и поразил. Браво, LG! Ведь можете, когда захотите! Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по
полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит.
За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки. Монитор поддерживает функции компенсации неравномерности
подсветки, однако, как мы уже выяснили, она негативно влияет не только на коэффициент
контрастности (он снижается до 1100:1), но и значительно снижает точность
цветопередачи, вследствие резкого изменения гамма-кривых. Тем не менее,
интереса ради, мы провели дополнительные измерения, для того чтобы понять,
насколько изучаемая функция влияет на равномерность подсветки. Без неё монитор демонстрирует откровенно низкий результат,
схожий с другими моделями LG в сегменте 31-32-дюймовых решений. При установленной яркости
среднее отклонение от центральной точки составило 13,1 %, а максимальное – 31 %.
Система компенсации позволяет улучшить показания до 7,6 и 23,8 % соответственно,
чем даёт ощутимую прибавку в общем результате, но тут сразу вспоминаешь
недостатки системы и становится как-то всё равно... По представленным диаграммам поверхности можно наглядно
увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Система компенсации позволила
убрать проблемные места в нижней части матрицы, справа и слева. Фотографии выше демонстрируют белое поле с минимальными
коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления
происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля. Прямо
скажем – визуально на белом поле разницу увидеть сложно! Для усиления эффекта и лучшего понимания равномерности
подсветки мы сделали три фотографии серых полей. По ним можно сделать вывод,
что при переходе к достаточно тёмным оттенкам проблемы равномерности только
прогрессируют. И именно на самых тёмных полях эффект от применения системы
компенсации выражен сильнее всего. Скачайте два изображения выше и прокрутите
их с небольшой задержкой с выводом во весь экран. Сразу поймёте о чём мы ведём
речь. Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по
двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см),
чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и
узнать реальную равномерность подсветки без его учёта. Сразу отметим, что система
компенсации неравномерности подсветки абсолютно не влияет и не может влиять на чёрное
поле, а поэтому все фотографии сделаны без неё. В первом случае Glow показал себя достаточно типично –
четырьмя высветленными углами схожего размера, практически без паразитных оттенков,
что является большой редкостью. Подобная особенность может негативно
сказываться на ощущениях при работе за монитором, если вы сидите очень близко к
экрану: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об
рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов и в ПО с
тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление).
Это всё то, к чему следует быть готовым. Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется,
ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут
снова видны, как и раньше. С другой стороны, если не медитировать на чёрный фон
по несколько минут, то ничего подобного произойти не должно, и тогда сниженная
яркость подсветки действительно скажется на улучшении восприятия картинки с
экрана. При отдалении же от экрана Glow полностью исчезает и перед
нами оказывается реальная равномерность подсветки на чёрном, с которой у
проверенного экземпляра монитора есть некоторые проблемы: две желтоватых пятна
в верхнем правом углу и небольшой высветленный участок по нижнему краю. Смело
ставим оценку 4 из 5 и двигаемся дальше. Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади
экрана. При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для
получения 6500K,
яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. По
результатам стало ясно, что система компенсации влияет на равномерность
цветовой температуры в пределах погрешности измерений. Изначально же монитор
смог продемонстрировать очень хороший результат: 1,3 % в среднем и 3,9 % в
максимуме, при разнице между минимумом и максимумом всего 350-360К. По диаграмме же поверхности, значительно отличающейся от
таковой по равномерности подсветки, продемонстрирована зависимость ЦТ от
области экрана. Температура увеличивается снизу вверх и делает это очень
плавно. Визуально разница в частях экрана заметна слабо и не вызывает никаких
нареканий в ходе реальной работы за монитором. Остаётся верить, что на подобное
способны многие экземпляры 32UL950-W. В мониторе LG 32UL950-W применена IPS-матрица с полуматовой поверхностью, предназначенная
для использования в «безрамочных» корпусах. Рассмотрим полученный макроснимок: Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях себя
практически не проявляет (зависит от степени восприимчивости и от того с чем
сравнивать) и не усиливается при изменении угла просмотра. Картинка на экране не
напрягает структурой «туалетной бумаги», да и от эффекта Cross-hatching монитор также избавлен. Качество проработки текста и мелких элементов на экране
монитора LG, в отличии
от многих моделей на *VA,
не вызывает никаких нареканий. Дополнительная регулировка резкости не требуется.
Для дисплея заявлена технология Flicker-Free. В ходе
тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без
использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько
кГц) во всём диапазоне изменения яркости подсветки. Остаётся не забывать делать
перерывы в работе, установить адекватный уровень яркости подсветки и не
работать без внешнего освещения рабочего пространства. Монитор использует крупный внешний блок питания. Паразитные
звуки от него и прочей встроенной электронной начинки нами выявлены не были. С монитором LG
32UL950-W мы
впервые познакомились ещё в 2019 году, когда к нам в магазин попала первая
партия новинки. На тот момент настольные мониторы с охватом DCI-P3 только начинали появляться в продаже, а решение от LG было
первым с такой большой диагональю. Но что-то пошло не так, как было
запланировано: почти каждый экземпляр был подвержен ярко выраженному тинт-эффекту
(розовые и зелёные участки на светлом поле), а буквально через месяц-два 32UL950-W практически
невозможно было приобрести – решение пропало из продажи чуть ли не до середины
2020 года. К тому моменту производитель слегка поменял упаковку, как внутреннюю,
так и внешнюю. Тинт-эффект на всех последующих партиях полностью пропал и
модель, как говорится, взлетела. За прошедшее время решение не утратило своей актуальности,
пускай теперь и не выглядит столь завораживающим по части технических
характеристик. Протестированный дисплей, до сих пор, является топовым
представителем в LCD-линейке
производителя с подобной диагональю и разрешением, а благодаря своей привлекательной
цене ставит в неловкое положение многих конкурентов. Да, многие из них
предлагают цветовой охват на уровне AdobeRGB (за суммы свыше 100 тысяч рублей), однако, если вы не заняты
в области полиграфии и работаете с видео и фото (без необходимости печати), то
возможностей 32UL950-W вам
будет более чем достаточно. Впрочем, не будем его идеализировать. Несмотря на использования Nano-IPS матрицы собственного производства, способной
продемонстрировать несколько большую цветовую палитру в сравнение с решениями
на базе IPS-аналогов от
компании BOE (96-97 % против 92-93 % соответственно), в LG не смогли полностью
справиться с функцией аппаратной калибровки в LUT дисплея, не улучшили
равномерность подсветки на светлом поле, а система компенсации неравномерности
оказалась с большим количеством ограничений (это вам не старые NEC серий
P и
PA…). Также не стоит
рассчитывать на идеальную заводскую настройку – монитор придётся дорабатывать
вручную, благо для этого производитель предоставил все необходимые возможности,
чем, кстати, не могут похвастаться многие прямые конкуренты. Берём режим с эмуляцией
необходимого цветового пространства, снижаем яркость до комфортного уровня, немного
корректируем значения RGB для достижения нужной цветовой температуры и вуаля – монитор
готов к использованию. Удачи в правильном выборе! Для любителей читать только выводы - основные достоинства
и недостатки LG 32UL950-W в краткой форме представлены ниже. Достоинства: Недостатки: Может не устроить: Грыжин Александр aka
=DEAD=Меню и управление
Результаты тестирования:
Цветовой охват
Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи
Гамма-кривые и баланс серого
Дополнительные возможности и настройки
Равномерность градиентов и бандинг
Стабильность цветовой температуры
Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости
Скорость матрицы
Углы обзора и Glow-эффект
Равномерность подсветки и цветовой температуры
Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)
Выводы