Рынок профессиональных решений не часто пополняется новыми моделями, но когда они выходят, то, не редко, переворачивают все представления о возможностях производителей, правда, только в виде эксклюзивных продуктов с очень высокой ценой. Одним из таких мониторов является NEC PA322UHD с приставкой SVII (SpectraView II), построенный на базе единственной из производимых 4K IPS-type панели с применением транзисторов на основе оксида индия, галлия и цинка (IGZO). С чем его «едят», насколько оправдана цена, о минусах и плюсах устройства – мы сегодня и поговорим.
Модель PA322UHD была представлена публике в октябре 2014 года, но появилась в продаже совсем недавно, как в Москве, так и по всему миру. Она была выпущена в нескольких версиях, среди которых рассматриваемая нами SV II и SV II Bundle (Calibration Kit) со входящим в комплект поставки колориметром и солнцезащитным козырьком. Отталкиваясь от цены устройства и его возможностей можно сказать следующее – конкурентов у него в ценовом диапазоне от 150 до 250 тысяч просто нет. Так что будем его рассматривать, как единственный монитор в своём классе.
Теперь предлагаю ознакомиться с основными техническими характеристиками устройства:
В рассматриваемом мониторе применяется одна из модификаций IPS IGZO панели LQ315D1LG9 производства компании Sharp. Это полноценное десятибитное решение, обладающее светодиодной GB-LED (скорее всего так) подсветкой и диагональю 31.5 дюйма при рабочем разрешении 3840x2160 пикселей с соответствующим соотношением сторон 16:9. Размер пикселя минимален среди массовых устройств подобного рода и составляет 0.181 мм, что даёт в итоге 140 пикселей на дюйм.
Заявлена максимальная яркость на уровне 350 нит, коэффициент контрастности 1000:1 (норма для IPS-type устройств), время отклика 10 мс GtG (для профессионального монитора очень даже ничего) и углы обзора в 176 градусов в обеих плоскостях. На последнее не стоит обращать внимание и сравнивать со 178 градусами у других моделей, поскольку при реальном сравнении NEC PA322UHD выигрывает по стабильности изображения на экране при первом же взгляде.
Рассмотренная модель относится к профессиональной серии «PA» и отличается широкими возможностями. Из используемых технологий (в какой-то степени уникальных) можно отметить следующее:
Кроме того основной «фишкой» является программное обеспечение MultiProfiler, доступное бесплатно. C его помощью пользователь может управлять большей частью параметров монитора, находящихся в OSD (On Screen Display) меню. Это ПО дает возможность создать до пяти собственных профилей, в которых можно выставить яркость, уровень чёрного, цветовую температуру, показатель гаммы, цветовой охват (на выбор из десятка стандартов, либо вручную по XY координатам RGB) и прочее.
Возможность произвести аппаратную калибровку и прописать правки во встроенный 3D LUT предоставляется за счёт ПО SpectraView II, входящего в комплект поставки. Благодаря нему можно не только создать высокоточный пресет с необходимыми настройками, но и произвести повторно калибровку всех предустановленных режимов и увеличить точность изменения яркости, цветовой температуры и улучшить показатели цветового охвата. Единственное, что необходимо для этого иметь, так это точный измерительный прибор. В идеальном варианте – спектрофотометр, который придётся приобрести (от 60 тысяч рублей) или арендовать (от 1.5 до 2 тысяч за день).
Производитель не скрывает, что в мониторе используется подсветка с рабочей частотой 20 кГц, что пускай и не Flicker-Free, но в разы безопаснее, чем старые модели с ШИМом в 200-250 Гц. Кроме того используется большее количество современных интерфейсов для подключения и даже Display Port с неким OPS-совместимым слотом, который может пригодится для будущего апгрейда монитора (на данный момент не очень понятно, о чём ведётся речь).
Монитор NEC PA322UHD поставляется в собранном виде в огромной коробке (тяжело переносить одному на большие расстояния, лучше «запастись» помощником) из обычного некрашеного картона с нанесенным логотипом NEC. Ручка для переноски сверху отсутствует.
Данную модель компания относит к серии MultiSync, в которую также входят еще много других дисплеев совсем иного класса. Единственное, что можно узнать о технических характеристиках по данным на упаковке – размер экрана, составляющий 31.5 дюйма.
Все остальные надписи и мини-картинки гласят лишь о соответствии монитора многим стандартам безопасности и прочих неинтересных (и непонятных в том числе) обычному пользователю вещах.
На двух боковых сторонах упаковки представлена иная информация – массо-габариты коробки и устройства, а так же наклеен один важный стикер. По нему покупатель может узнать следующие данные: цвет корпуса (Black), серийный номер, номер партии, номер ревизии (A1 или 1A). Место сборки указано на самой коробке – Китай. О принадлежности данного экземпляра к модификации SpectraView II говорит соответствующий «принт» на упаковке.
Полный комплект поставки NEC PA322UHD включает в себя следующее:
Как вы можете понять из представленного выше списка, комплект поставки включает в себя мало кабелей и много макулатуры. Хотелось бы видеть, как минимум, еще один USB провод на случай работы с двумя ПК и применения технологии DisplaySync Pro, а также пару кабелей HDMI и один DVI-D. Правда, в этих случаях 4К разрешение при частоте развёртки 60 Гц можно будет получить лишь при использовании с видеокартой с поддержкой HDMI 2.0, а таких сейчас не так уж и много, да и все они относятся к продвинутым игровым решениям за большие деньги.
Отдельной строкой идёт отчёт о заводской калибровке режима AdobeRGB, установленного по умолчанию. Для измерений инженеры используют одни из последних разработок компании Konica Minolta. Представлены график гамма-кривых, CIE диаграмма и две таблицы с отклонениями DeltaE94 на сером клине и цветных оттенках. Исходя из этих данных, можно говорить о том, что нам обещают безупречную цветопередачу при включении монитора, а так же о почти идеальной равномерности подсветки при активной системе ColorComp в положении 5. Сегодня мы проверим, насколько все эти обещания близки к реальности.
Большинство производителей при переходе на матрицы с LED подсветкой (любого подтипа) заметно сократили толщину корпусов своих моделей, однако NEC гнет свою линию. Их решения не меняются вовсе и остаются такими же, как и несколько лет назад. Не скажу, что это плохо, но на дворе третий квартал 2015 года и пора бы уже задуматься об изменениях.
Дизайн обоих линеек мониторов NEC («P» и «PA») одинаков, он не меняется уже около 7+ лет. Это строгие, рубленные, аскетичные корпуса из качественных матовых материалов, с немного закругленной центральной колонной и фигурной подставкой. Здесь нет металлических вставок, как на моделях HP, но, с другой стороны, они тут и ни к чему. И без них продукт внушает доверие, как по качеству сборки, так и за счет веса и размера. Правда, последняя характеристика еще и устрашает при первом взгляде (и не только), особенно если вы знаете, как выглядят современные 31-32-дюймовые модели других производителей.
Использование светодиодной подсветки никак не повлияло на массу устройства – 20,5 кг в сборе и 14.2 кг без центральной стойки и подставки. В обоих случаях это очень много.
Весь корпус сделан из матовых материалов. Глянцу тут не место – это профессиональное решение. Толщина корпуса не даёт в этом усомниться.
В верхней части PA322UHD находятся два специальных выреза – это ручки, за счет которых монитор очень удобно поднимать/опускать и иногда перетаскивать с места на место. Но опять же, вес устройства пресечёт возможное желание делать это часто.
PA322UHD поставляется полностью в собранном виде, а поэтому пользователю будет достаточно достать его из коробки и подключить провода.
Вернемся к вопросу о размерах и весе устройства. Должно быть, очевидно, что матрица с GB-LED подсветкой не требует такой серьезной обвязки, как в случае с WCG CCFL.
Да, не будем забывать, что у NEC продвинутая электроника и все такое, но никак не поменять корпус и оставить на 50-60% полностью пустым металлический каркас – вот маркетинг, так маркетинг. Да и просто в NEC уже совсем обленились. Ничего не хотят делать, кроме как устанавливать новые начинки…
Около крепежной пластины размещен металлический рычажок, позволяющий снять панель с подставки. Для этого его необходимо «утопить» вглубь. Кстати, для крепления в комплекте поставки уже комплект винтов, которые подобраны строго под глубину крепежных отверстий модели. Монитор поддерживает два стандарта VESA – привычное для многих 100x100 мм и не часто встречающееся 200x100 мм.
Крупная фигурная подставка характеризуется ровной поверхностью, без каких-либо вырезов в центре. Для блокировки панели в самой низкой позиции используется специальный рычажок в отличие от обычной металлической “скрепки”, которую можно обнаружить в случае с другими мониторами. Данная возможность призвана упростить переноску монитора из одного места в другое.
Система прокладки кабелей (cable-management) выполнена, как и у всех последних моделей NEC из профессиональной серии. При снятой пластиковой накладке, которая дополнительно прикрывает проведенные кабели, можно увидеть два «ушка» по бокам колонны. Причем находятся они почти наравне с колодкой интерфейсных разъемов. Это позволяет сделать кабели практически незаметными, хотя и «нагружает» их в случае толстых проводов, особенно с интегрированными ферритовыми кольцами. Сама же накладка из черного матового пластика надежно фиксируется на колонне и передвигается вслед за панелью, а точнее – ее положением по высоте.
Качество сборки и материалов - высокое. Никаких претензий в данных вопросах к NEC PA322UHD предъявить невозможно. Хотя если совсем уж придираться, то можно отметить несколько иной тип пластика на рамке экрана – он более гладкий и соответственно на нём остаются видимые следы от пальцев рук.
Корпус не поддаётся скручиванию, не скрипит и не хрустит при физическом воздействии. Подгонка деталей не вызывает нареканий. Рамки плотно подогнаны к поверхности матрицы. За материалы и сборку смело можно ставить максимальную оценку.
В качестве одного из подтверждений использования полуматового (полуглянцевого) покрытия матрицы представлена фотография выше.
На задней части дисплея покупатель обнаружит две наклейки. По одной из них нам стала известна дата производства нашего экземпляра – февраль 2015 года. На второй приводится информация о рабочем напряжении, соответствии стандартам и предупреждения о мерах безопасности.
На корпусе монитора присутствуют два логотипа, а так же название самой модели и серии.
На правой части корпуса расположен один USB 3.0 порт, в который очень удобно подключать различные флэш-накопители (USB флешки). Он же может использоваться для калибратора/спектрофотометра, что порой является более удачным вариантом, нежели подключение к стационарному компьютеру.
Все основные разъемы сосредоточены в нижней части корпуса и направлены вниз. Перечислю их: питание, цифровые DVI-D, HDMI, DisplayPort, mini Display Port, два дополнительных порта USB 2.0 и два USB входа для работы концентратора и одной из специальных технологий. Для такого дорого и нового устройства экономия на USB 3.0 выглядит издевательством со стороны производителя. Очевидно, что от траты дополнительных 5-10$ никому бы не стало ни холодно, ни жарко. Отсутствие физической кнопки питания рядом с соответствующим разъёмом тоже кажется странным.
Подставка дисплея NEC PA322UHD отличается своими продвинутыми эргономическими возможностями. Возможен поворот на 45 градусов в каждую из сторон. Наклон выполняется в диапазоне от -5 до +30 градусов. Монитор можно поднять на 150 мм, либо опустить ровно до подставки – такое встречается крайне редко. В случае необходимости экран можно развернуть в портретный режим (Pivot).
Любое изменение положения панели в пространстве происходит плавно, но для начала “движения” придётся приложить определённые и порой не малые усилия, особенно наклоне.
В случае с NEC PA322UHD инженеры компании постарались. Центровка панели выполнена на 4 из 5 (часто бывает хуже), а поэтому после переворота из портретного режима (или в него) часто можно обойтись без дополнительных действий.
Основание крупной и массивной подставки выполнено из металла. По ее периметру приклеены шесть резиновых ножек, надежно удерживающих монитор в одном положении на столе, в том числе и из-за очень внушительного веса самого корпуса.
Управление NEC PA322UHD до боли знакомо и осуществляется за счет восьми механических клавиш. Половина из них расположилась на нижней части рамки, другая - на правой боковой стороне.
Во время активации меню на экране монитора возникают надписи напротив каждой из клавиш управления. Названия пунктов отличны от наименования самих кнопок. Это позволило избежать двойной маркировки элементов и в полной мере обеспечило беспроблемное управление при отсутствии всякого внешнего освещения.
Рядом с кнопкой питания расположились светодиод питания и датчик освещенности. Первый можно отключить, изменить его яркость и цвет свечения (синий, зеленый). Сенсор автоматической регулировки яркости работает очень плавно и эффективно, однако каких-либо специальных режимов настройки у него нет. Единственный его минус – он очень чуткий и любое изменение положения человека перед монитором будет провоцировать изменение яркости и, иногда, это раздражает.
Среди опций с быстрым доступом – переключение режимов, просмотр рабочих параметров, переключение источника сиганала и активация функции PiP.
Теперь рассмотрим структуру основного меню, а несколько позже изучим возможности Advanced Setting:
В первом разделе представлены настройки яркости, режимов ECO и уровня черного. Яркость указана в нитах (cd/m2), как и должно быть у монитора такого уровня. Вместо параметра Contrast в настройках есть только Black. И здесь он, в отличие от некоторых других профессиональных мониторов компании работает, как полагается, хотя и не во всём доступном диапазоне (min-5 cd/m2). Точку чёрного в обход видимых изменений гамма-кривых можно поднять до ~1 cd/m2. Всё что дальше – затрагиваются все тёмные участки без исключения.
Говоря же о любимом многими коэффициенте контрастности, могу сказать, что он меняется при достижении определенных максимальных и минимальных значений яркости в зависимости от используемого режима. В OSD экрана то или иное значение моментально окрашивается в фиолетовый цвет (0-40 нит и 210-400 нит), указывая пользователю об ухудшении технических показателей, в данном случае – коэффициенте контрастности. Иными словами, раз не смогли добиться низких значений яркости с помощью снижения ШИ-модуляции, так решили ограничиться управлением светопропускания матрицы за счет соответствующего параметра или чего-то ещё. Все просто.
Следующий раздел скрывает настройки положения изображения на экране. На самом деле как такового смысла в них для цифрового подключения нет. Все и так работает, как положено. Дополнительно присутствуют настройки скалера (Expansion) и резкости (Sharpness).
Третий подраздел меню является, по сути, самым основным. Именно в нем сосредоточены самые важные настройки цветопередачи монитора. Тут пользователь может включить один из предустановленных (не выдуманных инженерами и маркетологами, а соответствующим определенным стандартам), либо выбранных вручную режимов изображения, установить точку белого (Native, 3000-15000K с шагом 100K). Последним пунктом значатся «Продвинутые настройки» (Advanced Setting), но про них, как я уже упомянул, будет рассказано отдельно.
В отсутствии регулировки стандартных значений RGB нет ничего страшного, ведь в PA322UHD есть возможность изменения оттенка, насыщенности и цветового сдвига для шести основных цветов полиграфии (красный, желтый, зеленый, бирюзовый, синий, фиолетовый). Пока мне сложно представить, для каких случаев необходимо внесение ручных корректировок подобных параметров, хотя не исключаю вероятности, что кто-то ими часто пользуется. Я же лично настраивал точку белого за счёт изменения координат XY в Advanced Setting, что оказалось очень удобно и эффективно. Для других же целей есть ПО SpectraView II, где можно просто указать какой результат вы хотите видеть, и программа совместно с измерительным прибором все сделают за вас.
Изменение настроек функций «картинка-в-картине» (PiP – Picture in Picture) и DisplaySync Pro кроется в четвертом разделе меню. В нем можно настроить положение, размер, вход (с которого будет подаваться второе изображение) и вид режима. Для подключенных USB устройств, таких как мышка и клавиатура, задается соответствие конкретным видеовходам. Производитель особенно подчеркивает возможность управления двумя компьютерами (подключенными к монитору по USB и видеокабелю) одним манипулятором.
Параметры OSD находятся в пятом подразделе меню. В нем можно изменить язык локализации (есть русский), установить положение меню на экране, выбрать прозрачность, цвет и время до исчезновения при отсутствии действий со стороны пользователя. Есть возможность выключить «нотификацию» об изменении разрешения, отключить горячие клавиши (с их помощью можно выбрать режим работы, видеовход и включить PiP) и сбросить все (!) настройки по умолчанию.
Предпоследний раздел предоставляет информацию об сэкономленных средствах (в долларах) за счет уменьшения энергопотребления, а также соответствующее количество выбросов углекислого газа, которое удалось сократить. Эта не самая интересная информация может быть дополнительно настроена в трех подпунктах раздела. Но, пожалуй, это без меня.
Информацию о рабочем режиме монитора (используемый видеовход, разрешение, частота развертки и прочее), серийном номере и названии модели можно узнать из последнего раздела.
А теперь перейдем непосредственно к рассмотрению Advanced Setting.
По большому счету его возможности во многом повторяют стандартное меню, но есть и существенные отличия. В первом разделе они кроются в том, что пользователь может переопределить каждому из пяти пунктов предустановленных режимов новый режим, каждый из которых в свою очередь может быть настроен отдельно (либо через само меню, либо через специальное ПО).
Есть настройка гаммы (несколько стандартов и диапазон от 0.5 до 4.0 с шагом 0.1), установка точных опорных координат (по X и Y) для Red/Green/Blue и точки белого (по сути является альтернативой настройки отсутствующего RGB Gain), включение функции Color Vision EMU и выбор режима работы Uniformity – он же ColorComp (для увеличения равномерности подсветки белого поля и цветовой температуры по полю экрана). Дополнительно производитель снабдил новинку возможностью задания яркости и цветовой температуры по какому-либо источнику (белому листу под внешним освещением). Для этого необходим подходящий измерительный прибор подключённый к монитору.
Следующий раздел скрывает в себе еще больше интересных фишек. Тут вам и включение разгона матрицы (Response Improve), и опция Metamerism, позволяющая улучшить совпадение цветовой температуры при использовании мультимониторных конфигураций. Включение Ambient Light Compensation провоцирует автоматическую настройку Black Point в зависимости от внешней освещенности. Чем она больше, тем выше яркость черного цвета. То же самое можно выполнить вручную с помощью настройки Black в основном меню.
Здесь же можно выбрать один из режимов ECO Mode и включить/отключить датчик освещенности. Регулировка насыщенности, оттенка и сдвига шести основных цветов в дополнительном меню выполняется куда нагляднее и проще. К тому же их настройки могут быть сохранены в пяти предустановках («шорткатах»), для дальнейшего быстрого переключения. Возможностей просто масса.
Три последующих раздела я выделил в одну строчку. Ничего особо интересного в них нет. Только включение функции Long Cable Capability, изменение положения изображения на экране, разрешение экрана и управление «скалером».
Подраздел под цифрой 6 дает возможность более наглядно управлять функцией DisplaySynс Pro, установить таймер отключения (или перехода в режим с низкой яркостью), определить поведение автоматического «определителя» видеовходов, а также выбрать яркость и цвет (синий или зеленый) светодиода питания.
Отключение логотипа при включении монитора, различных предупреждений и информационных полей выполняется в седьмом подразделе. В нем же сосредоточены настройки основного OSD (положение, прозрачность, время отключения, цвет).
Далее можно определить режим работы функции PiP, произвести переворот OSD меню, отключить протокол DDC/CI и активировать встроенный скринсейвер (либо «подкрутить» под себя дополнительные настройки его работы). В качестве источника второй картинки может быть использован любой из доступных видеовходов.
Управление опцией Tile Matrix, позволяющей создавать рабочие пространства из двадцати пяти мониторов (!), находится в разделе под буквой A.
Два последних раздела в целом повторяют таковые в стандартном OSD. Дополнительно можно узнать разве что о наработке монитора (Hours Running) и произвести более простую установку различных параметров для подсчета сэкономленных средств и уменьшенного количества выбросов углекислого газа (естественно, подразумеваются выбросы на электростанциях, а не от монитора).
В итоге, рассмотрев все возможности OSD меню NEC PA322UHD, напрашивается очевидный вывод - настроить можно все, что душе угодно. Ограничений практически нет, а поэтому главное включить воображение и определить, что же вы хотите получить на мониторе. Самое главное - не переусердствовать. Само же управление не вызывает нареканий – оно удобное, доступное и понятное.
В мониторе PA322UHD используется IPS IGZO матрица с GB-LED подсветкой, пришедшей и соответствующим расширенным цветовым охватом. Повлияла ли продвинутая электроника дисплея от NEC на цветовой охват? Посмотрим:
Проверка осуществлялась при заводских настройках монитора в режиме AdobeRGB. Это уже третий случай в истории NEC, когда производитель пошёл по иному пути и установил сразу режим эмуляции AdobeRGB. Много ли в этом смысла? Нет, в крайней степени мало и причина тут очевидна – эмуляция работает так себе, что видно на первом скриншоте. Треугольник во многом повторяет таковой стандарта AdobeRGB, но в областях с зелеными, синими и фиолетовыми стимулами ему уступает. Подобные проблемы свойственны и более дешёвым моделям из серии PA. Но чтобы такое было у монитора за суммы свыше 200000 рублей – это явный минус заводской настройки.
Вторая картинка демонстрирует режим эмуляции sRGB в сравнении с соответствующим стандартом. Проблемы схожи. Как от них избавиться? Разве что перейти в режим Full, без какой-либо эмуляции.
В нём цветовой охват монитора превосходит не только sRGB на всех участках, но и немного опережает стандарт AdobeRGB в области с красными, розовыми и фиолетовыми оттенками. Так что если вы знаете о CMS и работаете в ПО с его поддержкой, то однозначно стоит отдать предпочтение именно Full Mode, забыв о специальных пресетах эмуляции.
Впрочем, если вы купили именно версию SVII, то не стоит отказывать себе в возможности произвести аппаратную калибровку монитора полностью официально. Именно это мы и сделали, выставив в качестве референса пространство sRGB. Как видите – цветовой охват в таком состоянии – идеальный. Почему нельзя сделать тоже самое на заводе? Когда платишь такие огромные деньги, то изначально рассчитываешь, что всё сделали за тебя. Но это не тот случай.
Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам при настройках по умолчанию:
В режиме Full:
После калибровки через SVII под стандарт sRGB:
Напомню, что все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Итоговые результаты в AdobeRGB и sRGB режимах вызывают серьёзные нарекания и напрашивается вопрос – “А можно ли называть такой монитор профессиональным?”. Как много говорится о встроенном 14-битном 3D LUT, о точной электронике, об уникальных способностях, да и матрица в мониторе ого-го какая – IPS IGZO. А в самом простом тесте монитор оказывается хуже, чем заметно более дешёвые “конкуренты” от других компаний. Почему за такие деньги нельзя было произвести более точную настройку, особенно учитывая физические возможности матрицы и результат режима Full?
К результатам в нём у меня претензий не возникло – 98% покрытие sRGB стандарта и 97% от AdobeRGB – это отличный результат, пускай и не равный заявленному производителем.
Аппаратная же калибровка позволяет добиться 100% соответствия любому стандарту, который вписывается в физические возможности матрицы. Главное запастись спектрофотометром и 20 минутами свободного времени. Кроме того, возможности SVII позволяют произвести, так называемый Self-Calibration для увеличения точности всех установленных режимов. При желании и наличии возможности стоит это сделать.
Говоря об оттенках превосходящих различные стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, Xnview, средство просмотра фотографий Windows (7,8), Firefox (с дополнительным плагином), Google Chrome (необходимо прописать специальный ключ в .exe файл) и т.д.
У рассматриваемого монитора присутствует несколько предустановленных пресетов изображения, а так же существует возможность добавить до 5 собственных режимов. Не сильно нужный DCI я заменил режимом SVII с аппаратной калибровкой под стандарт sRGB. По умолчанию же используется AdobeRGB со следующими настройками:
Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:
Яркость монитора выставлена в соответствии с различными стандартами. Отклонения реальных значения от них не велики, поэтому можно их монитору простить. Коэффициент контрастности из-за активной системы компенсации неравномерности подсветки во многих режимах заметно ниже заявленного в 1000:1, но такая ситуация наблюдается со всеми мониторами NEC из профессиональной линейки. И лишь в High Bright значение составляет 921:1.
Точность установки точки белого высокая (за исключением режима High Bright), но так вышло лишь за счёт того, что мы отключили Metamerism для всех режимов. По умолчанию же эта система включена и в большей степени предназначена для использования монитора рядом с другими моделями с иным типом подсветки. В случае же если PA322UHD единственный дисплей на вашем рабочем столе, то эту опцию стоит отключить и тогда отклонение DeltaE по точке белого снизятся до измеренного уровня.
Среднее значение гамма-кривых оказалось одинаковым во всех случая. Касательно отклонений цветопередачи, выраженных в единицах DeltaE94, можно отметить, что новинка продемонстрировала вполне себе хорошие результаты, которые в двух первых случаях портят максимальные цифры. Но причина известна – соответствие цветового охвата двум различным референсам далеко от высокого. После же аппаратной калибровки через ПО SVII таких проблем нет даже близко, хотя максимальное отклонение составило 2.69. Но тут стоит сделать акцент на том, что проверка производилась спустя полтора дня после калибровки и в совсем другом ПО (Argyll CMS). Так что это в любом случае очень высокий результат, который говорит о стабильности проведённой калибровки.
С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
При настройках по умолчанию в режиме AdobeRGB монитор продемонстрировал гамма-кривые близкие к обозначенным в отчёте о заводской калибровке. Точки серого клина находятся очень близко к друг к другу и, в большинстве случаев, в области DeltaE<3.
При активированном системном профиле AdobeRGB тест UDACT полностью устроили возможности монитора, даже несмотря на выявленное несоответствие цветового охвата стандарту AdobeRGB. Отличный результат. Добавить нечего.
Режим sRGB настроен чуть хуже, но исключительно в вопросе стабильности цветовой температуры.
Это подтверждает второй отчёт теста UDACT.
Режимы High Bright, насколько я понял, никто особо не настраивал и предназначен он для того, чтобы показать, какой матрица пришла с завода производителя, без дополнительной настройки от NEC. Именно за счёт этого в этом пресете можно получить максимальную яркость белого поля в сравнении с другими режимами. Но этим ли только ограничивается картинка? Конечно, нет.
По отчёту UDACT выявлены основательные проблемы с точкой белого и отклонениями цветопередачи, хотя гамма-кривые идеальные.
Оставшийся Full Mode, в свою очередь, предлагает свой главный и очевидный плюс – цветовой охват в нём максимально возможный.
Общий же результат точности настройки находится между режимами AdobeRGB и sRGB.
Произведённая аппаратная калибровка с настройками под стандарт sRGB не сильно изменила гамма-кривые и серый клин, но зато с цветовым охватом проблем теперь нет вовсе. Соответствие на 100%.
При таком воздействии монитор моментально получил сертификат соответствия стандартам UGRA и завоевал “зачёты” по всем возможным цветовым пространствам близким к sRGB. Так что если есть возможность (а она должна быть, раз можете отдать за монитор 200-250 тысяч рублей), то обязательно делайте аппаратную калибровку через ПО SpectraView II из комплекта поставки.
Большая часть настроек, как основных, так и дополнительных, была рассмотрена в соответствующем разделе. Сейчас же я познакомлю вас со специальной программой NEC MultiProfiler, которая в некоторой степени является альтернативой управлению монитора через OSD меню, а также помогает управлять встроенными и дополнительными пользовательскими профилями изображения.
Программа состоит из шести разделов. Первый, Picture Mode, позволяет настроить яркость и уровень черного для любого из пресетов монитора. Можно активировать или выключить опции компенсации внешнего освещения, разгона матрицы и Metamerism Correction. О возможности тонкой настройки расскажу чуть позже.
Есть у монитора 6-осевая регулировка цвета по оттенку, насыщенности и сдвигу. Выполняется она в небольшом окне Windows. В примечании указано, что данные регулировки не отразятся на созданных в автоматическом режиме профилях. В соответствии со всем этим возникает три вопроса – кому вообще может понадобиться подобная регулировка (особенно в отсутствии приборов), для чего её выполнять (для ухудшения цветопередачи?) и почему изменения не отразятся на данных цветового охвата, вписанных в созданный профиль?
Управление функцией PiP в более наглядном виде представлено в соответствующем разделе программы. В нем же можно включить эмуляцию различных цветовых представлений (на второе изображение) для людей, страдающих дальтонизмом. Эта же опция (но для всех источников изображения) находится в разделе Color Vision.
Представленная программа позволяет управлять яркостью светодиода питания, его цветом, функцией коррекции равномерности подсветки Uniformity. В данном случае возможен автоматический вывод на экран белого поля для моментальной оценки изменений. Автоматическое создание и управление ICC профилями для дисплея включено по умолчанию, смысла в его выключении нет.
В закладке USB присутствуют настройки для работы технологии Display Sync Pro. В новой версии программы появилась закладка “Shortcuts” в которой можно “повесить” на сочетание клавиш практически любую из функций монитора – список велик.
Последний раздел, Status, выводит основную информацию по монитору, а также дает возможность проверить обновление ПО и сбросить все настройки по умолчанию.При нажатии на маленькую кнопку с инструментами появляется окно конфигурации экрана. Оно может понадобиться в случае потери связи с монитором либо для проверки работоспособности всех функций и индикаторов.
Вспомнив, что у монитора есть встроенный четырнадцатибитный 3D LUT и пять секторов для пользовательских профилей, рассмотрим функцию Quick Edit.
В разделе Color Gamut можно самостоятельно обозначить опорные координаты трех основных цветов или выбрать один из готовых цветовых стандартов. Однако представленная там же CIE диаграмма четко указывает на фактические возможности матрицы дисплея (оранжевый треугольник) и сразу дает возможность понять, на каких участках монитор не сможет воспроизвести правильный цвет, закрашивая этот участок темной сеткой.
Следующим пунктом настройки идет определение координат точки белого. Варианта два: выставляем вручную X и Y или выбираем значение из готовых пресетов.
На последнем этапе пользователю необходимо установить яркость точек белого и черного, а также определиться с функцией Ambient Light Compensation. После этого программа применит настройки и сохранит их в память монитора. В расширенном меню Edit ещё больше возможностей (в том числе изменение гамма-кривых), но те кому они интересны – обязательно до них доберутся самостоятельно.
Таким образом, рассмотренная программа NEC MultiProfiler по сути заменяет сервисное меню, которое иногда бывает доступно у других мониторов. С ее помощью можно перенастроить стандартные профили изображения, установить дополнительный пользовательский режим, который позже (по необходимости) может быть быстро переключен на один из пяти доступных и сохраненных в памяти монитора. Удобно, по-другому и не скажешь. Единственное, с чем стоит определиться - нужны ли подобные возможности именно вам? Если нет, то половина возможностей монитора будет простаивать.
Не забыл я и про настройки гаммы в NEC PA322UHD. На выбор предлагаются конкретные значения (выставляются с шагом 0.1) и стандарты, а вовсе не (ни о чем не говорящие на других мониторах) названия вида Gamma Mode 1, 2, 3. Для начала рассмотрим выбранные мною в качестве примера настройки гаммы с показателями 1.8, 2.2 и 2.6.
По полученным результатам сразу понятно – NEC PA322UHD – не идеален. Отклонения заявленных значений от фактически полученных не велики, но они есть. Подавляющее большинство потребителей такой результат устроит более чем. Настоящие же профессионалы всё равно не обойдутся без ручной настройки и калибровки, каким бы монитором они не пользовались.
Режим sRGB сильно напоминает CST 2.2, но крайняя левая область приподнята для лучшей различимости тёмных полутонов. Два других показаны просто в качестве примеров существования прочих стандартов.
Регулировка уровня чёрного (Black) у PA322UHD работает, как и у других профессиональных мониторов серии PA от NEC. Пользователь может выставить уровень чёрного, указанный нитах (cd/m2), а не процентах. Изначально установлено значение Min. Весь рабочий диапазон от 0,1 до 4 cd/m2 с точностью установки 0,1.
Вы можете увидеть, что до ещё при 0.5 cd/m2 гамма-кривые практически не затрагиваются, другими словами – меняется исключительно яркость чёрного поля (RGB – 0:0:0). Это позволяет играться с коэффициентом контрастности без других видимых изменений в цветопередаче. Если выключить Uniformity Correction то вы сможете сравнивать, как пример, ощущения от картинки при коэффициенте в ~900:1 и 200:1 при яркости в 100 нит.
Благодаря использованию полноценной 10-битной матрице монитор выводит идеальные по своей равномерности градиентные заливки как при настройках по умолчанию, так и после ручных правок в OSD Menu. Изначально близкая к идеальной заводская настройка гамма-кривых помогает ему сохранить качество градиентов и после калибровки, без которой можно и обойтись.
Если же NEC PA322UHD калибровать, то только аппаратно, через ПО SVII. Смысла делать это иначе, покупая такой дорогой монитор нет никакого.
Продолжим изучение монитора NEC PA322UHD, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.
Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.
Стабильность цветовой температуры у монитора PA322UHD не сказать, что поражает воображение. Причина тому максимальные отклонения в любом из режимов, даже после аппаратной калибровки с помощью SVII и спектрофотометра. Среднее же наоборот – как будто после калибровки или близко к ней. Хотя тут тоже не всё так радостно. Ведь некоторые из мониторов со значительно меньшей ценой и без всяких бумажек о точной заводской настройке демонстрируют более высокие результаты!
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов ЦТ White. Напомню, что по умолчанию производитель установил пресет “6500K”, но для данной проверки я переключил монитор в режим Full, а поэтому значения несколько отличаются от полученных в выставленном по умолчанию AdobeRGB. Смотрим:
Тут, как в последнее время, несколько кратких выводов:
В итоге совет такой – если рядом с NEC PA322UHD нет любого другого монитора, то установите 6500K и отключите опцию Metamerism. В случае если у вас есть доступ к спектрофотометру – смело калибруйте и будет счастье.
Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим High Bright. Технология Uniformity была отключена, как и Metamerism. Значение Brightness менялось с 400 cd/m2 до минимально возможных 20 cd/m2 с различным шагом. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.
Полученный рабочий диапазон яркости составил 19-343 нит при изменяемом коэффициенте контрастности в 864-930:1. То, что заявленная яркость в OSD Menu несколько не соответствует полученной – не большая проблема. Это в любом случае лучше, чем когда вам показывают бесполезные и ничего не значащие проценты. Однако, разница между выставленными 400 нит и реальными 343 нит – не первый подобный прокол инженеров NEC. Надо же было догадаться оставить такое значение в Menu, если даже в самих характеристиках значится иная цифра – 350 нит.
В любом же случае значение верхней границы яркости точки белого в 343 нит позволит без проблем работать с монитором в большинстве ситуаций, когда на рабочем месте очень светло или на монитор падают отраженные/прямые лучи солнца. А нижнее в 19 нит поможет максимально снизить нагрузку на глаза при работе в затемнённом помещении или при полном отсутствии внешнего освещения.
Теперь изучим влияние параметра Uniformity на яркость и коэффициент контрастности монитора. Ведь, как я знаю по работе с другими моделями NEC из профессиональной линейки, эта технология компенсации неравномерности подсветки влияет на них непосредственным образом, в чём мы уже удостовериться при тестировании стандартных режимов.
Для начала я выставил яркость в положение 200 cd/m2 и режим High Bright. Измерения показали, что изменения значения Uniformity не меняют яркость, а КК медленно, но верно просаживается до уровня в 700:1, начав своё падение с отметки в 920:1. На цифрах изменения не маленькие, но в действительности, при работе за монитором мало кто их заметит. Беспокоится не о чем. Остаётся отметить, что пару минут работы и изменение любого параметра монитора приводит к тому, что вместе полученных 201 нит мы получили 196 при одном и том же значении в меню. И так у PA322UHD в ходе тестирования происходило не раз и не два.
Монитор NEC PA322UHD оснащается матрицей с заявленным временем отклика в 10 мс, измеренные по методике GtG. Это чуть выше, чем у большинства профессиональных мониторов, хотя в технических характеристик самой матрицы заявлена цифра 8 мс.
Естественно, применяется технология разгона панели OverDrive, носящая несколько иное имя – Response Improve. По умолчанию в полученном экземпляре (иные партии и ревизии могут иметь иные заводские установки) производитель предпочел её активировать.
Разгон, на удивление, выполнен очень хорошо. Шлейфы слегка меньше по размерам и видимости, чем при выключенном разгоне. Артефакты отсутствуют в обоих случаях. В целом скорость модели можно оценить, как среднюю. PA322UHD уверенный середнячок в классе 4К решений в изучаемом вопросе.
Герой обзора NEC PA322UHD – первый монитор с IPS IGZO матрицей на рынке. Посмотрим на углы обзора:
По представленному выше изображению всё прекрасно видно. Скажу прямо – герой обзора, благодаря установленной матрице, продемонстрировал лучшие углы обзора из всех протестированных мною дисплеев (более 250). Это лучшее, что мы можете получить от современного LCD дисплея. Стабильность картинки просто потрясающая, даже несмотря на большую диагональ экрана. Ни к вертикальным, ни к горизонтальным углам обзора не придраться. А то, что производитель заявляет 176 градусов – вас не должно волновать. Этот дисплей «задаст жару» всем другим моделям с заявленными 178 градусами с любым типом матрицы.
Стоит добавить, что (как и у любого другого дисплея с расширенным цветовым охватом) белый цвет под углом приобретает различимый розово-красный оттенок. И тут вовсе не важно, что NEC PA322UHD использует в качестве подсветки GB-LED, а какой-нибудь NEC PA271W – WCG CCFL. К тому же из-за цветовой адаптации к одному источнику никогда не стоит ставить на рабочий стол мониторы с разным типом подсветки.
Даже при идентичной настройке, результаты которой будут заверены любыми приборами (начиная от дешевого колориметра и заканчивая дорогими спектрофотометрами), ощущения от мониторов будут различны. На первом (допустим, с обычным цветовым охватом и W-LED подсветкой) белый будет казаться зеленоватым, а на втором (к примеру, с расширенным цветовым охватом с WCG CCFL) – красным. Если же начать работу за каким-то одним из них, то вы быстро адаптируетесь и забудете о паразитных оттенках, но только при условии правильной настройки дисплея, которая и по умолчанию у PA322UHD выполнена очень хорошо.
Угловой Glow-эффект у монитора отсутствует. Лишь слегка увеличивается визуальная яркость картинки.
Во всех других положениях пользователя Glow так же не отмечен. Цветопередача стабильна. Эффект Black Crush отсутствует ввиду того, что панель построена на базе IPS с использованием IGZO технологии.
На чёрном поле Glow всё же даёт о себе знать. К тому же сразу проявляется неравномерность поверхности (различные полосы, пятна). Появляются паразитные оттенки. Степень их проявления зависит от того, с какой стороны от экрана вы встанете и, насколько сильный угол просмотра будет использован. Но это в любом случае лучше, чем демонстрируют простые IPS дисплеи с самой разной диагональю и класса.
Так же отмечу, что днём, при выставленной яркости монитора на уровне 80-120 нит (и тем более выше) чёрное поле под углом выглядит как чёрное поле, без всяких паразитных оттенков. Такое чувство, что дисплей выключен. Я не припомню ни одного другого современного монитора, который был способен на это. Даже *VA модели с контрастностью в 3-5 раз выше (и соответствующей глубиной чёрного) демонстрируют уровень ниже показанного новинкой от ASUS.
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 200 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) берутся данные из центральной точки.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 10.7%, а максимальное – 21,5%. Это низкий результат, который не ожидаешь от профессионального монитора за почти 250 тысяч рублей. Но всё это до тех пор, пока не включена специальная технология коррекции неравномерности подсветки – одна из самых основных фишек всех моделей P и PA серий.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. В центральной области и на её ближайшей периферии проблем нет. Они возникают лишь ближе к углам панели, что, в общем-то, считается нормой.
Теперь включаем Uniformity на максимум (5) и смотрим, что произошло:
Среднее отклонение от центральной точки снизилось в четыре раза – до 2,3%, а максимальное 3.5 раза – до 6%. Это прекрасный результат, но не лучший, среди всех протестированных мною мониторов NEC из серии PA. В любом случае это одна из основных особенностей профессиональных мониторов компании, за которую готовы переплачивать разбирающиеся потребители или просто люди с деньгами.
Диаграмма поверхности сильно изменилась. Теперь наиболее яркие области выявлены в нижней и верхней частях панели. Углы же близки по яркости к центральной точке.
Фотографии монитора с белым фоном прекрасно демонстрирует, как выглядит всё это в живую. Первая – Uniformity – Off, вторая – On 5. Разница хорошо заметна, как на фотографиях, так и при реальной работе. Смысла выключать ColorComp, с целью добиться большей глубины чёрного и коэффициента контрастности я не вижу.
Теперь рассмотрим черный фон. Достаточно одной фотографии чтобы понять, что равномерность подсветки на чёрном очень хорошая. Визуально же (без измерений и фотографий) днём чёрный фон выглядит идеально. Но вот ночью заметна характерная неравномерность поверхности (различные полосы, слабо выраженные пятна), которые я видел и у самых первых монитор на матрицах с применением IGZO технологии. NEC PA322UHD на IPS IGZO наткнулся на эту же особенность. Но ничего страшного в ней нет.
Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 200 нит. Результат в 4,6% отклонения в среднем и 13,6% в максимуме – очень низкий результат для профессионального монитора. Но ведь он получен при дезактивированной технологии ColorComp.
Полученный диапазон цветовой температуры составил 6382-6346 Кельвин, что на половину выше стандартной разницы между граничными значениями в 600K, выявленных у большинства протестированных мониторов по нашей методике. Разница при реальной работе между частями экрана хорошо видна. По-другому быть тут не может.
Включаем Uniformity Correction на 5 и смотрим на полученные результаты:
Отклонения снизились до 1,7% в среднем и 4,4% в максимуме. Это явно лучше, чем было, причём сразу в 3 раза. Но чего-то удивительного, в отличие от результат по яркости подсветки, тут нет.
Некоторые мониторы, которые чуть ли не в десять раз дешевле, иногда, демонстрируют схожие результаты. Так что восторгаться в данном случае не стоит. Думаю, что при должном старании, у инженеров NEC мог выйти лучше результат. Но в любом случае – это значительно лучше, чем без технологии ColorComp. И на за это спасибо.
Для тех, кто не считает измерения цветовой температуры достаточными в ходе обсуждения равномерности подсветки – предлагаю ознакомиться с результатами отклонений ЦТ в единицах DeltaE. Референс всё тот же – 6500K. По умолчанию результат не очень то и впечатляющий. Минимум – 0.8 единицы, а максимум – все 12.4. Плохо!
Как видно, вся проблема скрыта в верхней части экрана. Система ColorComp должна исправить ситуацию.
И действительно, диапазон отклонений снизился до 0.2-3.5 единицы DeltaE. Среднее значение снизилось с 4.8 до 1.5, то есть снова в три раза.
Диаграмма поверхности серьёзно изменилась, верхняя область перестала быть основной проблемой дисплея в вопросе равномерности цветовой температуры по отклонениям DeltaE. Теперь придраться сложно, но при желании очень даже можно. Вот только смысла в этом нет – лучше всё равно не станет.
В NEC PA322UHD применена современная IPS IGZO матрица с полуматовой (полуглянцевой – кому как угодно) поверхностью. Рассмотрим полученные макроснимки:
Из-за разницы в размерах пикселя и микродефектов, отвечающих за антибликовые свойства в рабочей поверхности, кристаллический эффект у NEC PA322UHD всё же имеется, но выражен он слабо и не увеличивают свою видимость при изменении угла просмотра. Эффект Cross Hatching (слабо различимые диагональные полосы) у используемой матрицы в новинке NEC отсутствует.
Производитель заявляет, что частота ШИ-модуляции в мониторе составляет 20 кГц (20000 Гц), что в большинстве случаев можно приравнять к Flicker-Free подсветке. Наш способ измерений не предполагает возможность получить такие высокие цифры и поэтому на трёх фотографиях никаких отдельных линий увидеть невозможно. В любом же случае пользователь может быть спокоен за свои глаза, особенно после правильной настройки монитора и создания комфортных рабочих условий.
Монитор использует в своём составе встроенный блок питания. Паразитные звуки от него и прочей встроенной электронной начинки отсутствуют, как бы это странно не звучало в разговоре о профессиональном мониторе NEC.
Протестированный монитор оставил после себя массу положительных впечатлений, но благодарить за это стоит не используемую электронную обвязку и возможности по настройке, которые у моделей серии PA не меняются уже не протяжении многих лет, а установленную IPS матрицу, построенную с применением технологии IGZO. На данный момент это единственное подобное решение для моделей профессионального класса с расширенным цветовым охватом. Другие дисплеи с IGZO виданные мною были основаны на матрицах типа *VA и обладали соответствующими минусами (тот же эффект Black Crush и не самый лучший цветовой охват). У NEC PA322UHD, как таковых серьёзных минусов просто нет.
Не будем перечислять огромный список достоинств. С ними всё и так понятно. А вот про недостатки можно поговорить. В первую очередь меня интересует, почему в компании NEC не могут произвести точную настройку цветового охвата, чтобы он соответствовал заявленным стандартам? Почему добиться точного соответствия можно лишь после аппаратной калибровки? Такой недостаток отмечен мною, как в моделях серии PA за 50-70 тысяч рублей, так и за 100-150 тысяч. Наблюдается он и у дорогущего PA322UHD стандарта 4К. Схожий вопрос касается опции Metamerism. Почему в NEC считают, что купленный монитор будет не единственным на столе? Зачем решать этот вопрос за пользователя, автоматически снижая точность установки точки белого? Вопрос же цены – вопрос не для тех, кто размышляет о покупке подобного монитора. Ведь лучше всё равно не купить. А если и купить, то и стоить это будет в два раза дороже… Удачи в правильном выборе!
_________________________________________________________________________________________________________________
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки NEC PA322UHD в краткой форме представлены ниже.
Обзор Nec PA322UHD - Достоинства:
Обзор Nec PA322UHD - Недостатки:
Обзор Nec PA322UHD - Может не устроить: