Долой ограничения. Обзор и тестирование игрового UWQHD-монитора LG 34GN850-B

Долой ограничения. Обзор и тестирование игрового UWQHD-монитора LG 34GN850-B

Вступление

Пока производители ставят рекорды скорости IPS-матриц в Full HD-решениях и строят грандиозные планы по покорению не менее впечатляющих цифр в WQHD-сегменте, мониторы с разрешением стандарта UWQHD (3440 x 1440 пикселей) на Российском рынке застопорились на 120 Гц и не хотят идти дальше. Проблема, к удивлению, совсем не технического характера, а в политике той же компании LG, которая не решилась на поставки (в Европе и США таких проблем нет) модели 34GK950F без встроенного модуля G-Sync и 144 Гц развёрткой, отдав предпочтение продвижению исключительно хорошо знакомого нам дисплея 34GK950G из игровой серии UltraGear.

В рассматриваемом сегменте это один из лучших мониторов, в частности, если ориентироваться на его доступность на фоне того же Dell Alienware AW3420DW. Да, монитор LG не может похвастаться столь качественной отделкой, интересным дизайном, прекрасной гарантийной политикой и сервисом, как у «американца», но цена, как говорится, решает многое. К тому же у 34GK950G, пожалуй, одна из самых эффективных и ярких систем внешней подсветки, которая так и манит любителей иллюминации.   

С момента выхода этого часто рекомендуемого нами дисплея прошёл уже год и от LG можно было ожидать выпуска какой-нибудь новинки. Так оно и произошло и ещё в апреле 2020 года производитель анонсировал модель LG 34GN850-B, лишённую аппаратного модуля NVIDIA G-Sync, но нарастившую скорость до 160 Гц. Также у неё «в комплекте» официальная (!) поддержка двух основных стандартов адаптивной синхронизации, а самое главное для нас – этот монитор можно приобрести в рознице на территории РФ. И раз такое дело, то давайте изучим его подробнее.

Справочная информация

По всей вероятности, LG UltraGear 34GN850-B не является последователем модели 34GK950G, о чём, как минимум, намекает индекс решения, а также отсутствующая на его борту система внешней подсветки. Мониторы в ближайшее время будут продаваться параллельно, но то, что компания в будущем полностью откажется от решений с аппаратным модулем G-Sync – нет никаких сомнений.      

На момент тестирования новинки (середина июля 2020 года) она продавалась в ограниченном количестве на протяжении нескольких недель, а средняя цена слегка превышала 70 тысяч рублей, что в среднем на 10 тысяч дороже, чем просят за предшественника, но на 10-15 тысяч дешевле, чем хотят за схожий Dell Alienware AW3420DW. Вспоминать же слишком переоценённый ASUS ROG Swift PG349Q и других «старичков» среди быстрых 34-дюймовых IPS мы не будем – их тяжело найти, да и с выходом 34GN850-B, откроем тайну, большого смысла в их нахождении в продаже нет.  

Теперь давайте рассмотрим основные характеристики изучаемого монитора:

Скорее всего новинка LG построена на базе Nano-IPS-матрицы LG Display, модели LM340UW5 новой ревизии (!). Напомним, что от «нано» в ней только специальное химическое соединение (слой KSF Phosphor), нанесённое нано-частицами (т.е очень-очень маленькими) на привычные «белые» светодиоды подсветки, что позволило изменить их спектр свечения и увеличить цветовой охват в сравнении с AH-IPS-матрицей с обычной (не модифицированной) W-LED-подсветкой. Возможности матрицы на 90-98 % соответствуют пространству DCI-P3, активно продвигаемому в мониторах 2019-2020 из среднего+ ценового сегмента.

Среди прочих изменений мы можем отметить выход на иной уровень скорости в 1 мс GtG (если судить по ТХ, то для этого надо активировать самый быстрый режим Overdrive), что вкупе с максимальной частотой вертикальной развёртки в 160 Гц должно понравиться продвинутым игрокам с самыми быстрыми компьютерными комплектующими, способными выжать из монитора максимум.

Выйти за порог в 120 Гц помог отказ от модуля G-Sync, что произошло и в случае не попавшего на территорию РФ монитора LG 34GK950F. Далее последовал максимально корректный разгон панели по скорости отклика. Также стал доступен псевдо 10-битный режим (8 бит + FRC) работы на 144 Гц при DP-подключении и 85 Гц при использовании HDMI. При частотах выше для каждого из интерфейсов матрица переключается в нативный 8-битный режим, что фактически никак не сказывается на картинке, поскольку большинство приложений не работает с такой высокой точностью обработки материала.

Сочетание диагонали и разрешения 3440 х 1440 пикселей даёт хорошо знакомое значение в 110 ppi – уровень 27-дюймовых WQHD-решений, что позволяет обойтись без использования системы масштабирования. Максимальная яркость заявлена в 400 кандел на квадратный метр (но LG указывают и 320 нит в качестве возможного ориентира), коэффициент контрастности от 700:1 до 1000:1 (молодцы LG… умеют выкручиваться), а в качестве приятного бонуса монитор сертифицирован, как HDR10-совместимый и соответствует стандарту VESA DisplayHDR 400.

Используемая подсветка обходится без ШИ-модуляции во всем рабочем диапазоне яркости. Цвет корпуса модели – чёрно-красный, что сразу же определяет класс монитора и позволяет издалека определить его основную направленность. Между тем, монитор LG 34GN850-B избавлен от какой-либо системы подсветки внешнего пространства, что, безусловно, сделает его не таким интересным для определённой категории покупателей.

Рабочий диапазон для обеих систем адаптивной синхронизации значительно отличается (30-160 Гц в случае с FreeSync с поддержкой LFC, и 48-160 Гц для G-Sync Compatible), а совместная работа с HDR возможна лишь при использовании с видеокартами от «красных». Так же только с GPU от AMD можно получить рабочую адаптивную синхронизацию с любым из доступных интерфейсов, будь то HDMI или DP. При использовании же NVIDIA следует отдать предпочтение DisplayPort.

Новинка от LG оказалась лишена 4-х сторонней «безрамочной» панели. В её случае производитель применил тонкую пластиковую накладку снизу, что, возможно, сократит количество ситуаций с преждевременным выходом монитора из строя (вследствие повреждения LCD-панели). Встроенной акустической системы монитору тоже не досталось, но зато оставили два USB 3.0 порта для подключения периферии и 3,5 мм аудиовыход для соединения с наушниками.

Система управления дисплеем осталась неизменна и сохранилась за 5-позиционным джойстиком. Эргономика подставки обеспечивает возможность изменения наклона и высоты установки корпуса на подставке. Есть быстросъёмное соединение центральной колонны и корпуса, а также поддерживается VESA-совместимые кронштейны с креплением стандарта 100х100 мм.

Комплект поставки

Монитор LG поставляется в крупной картонной коробке с качественной полиграфией и несколькими фотографиями устройства с разных ракурсов. Дизайн, в очередной раз, новый - стильный и современный с игровой направленностью. Пластиковая ручка для переноски отсутствует, вместо неё по одному специальному вырезу с двух сторон.

По выбранной стилистике и названию LG Gaming Monitor сразу становится всё понятно – игровой монитор.

На одной из сторон коробки находится наклейка. По ней можно сравнить серийный номер, узнать дату (апрель 2020 года) и место производства (Китай).

Комплект поставки монитора довольно велик и включает в себя следующее:

  • Силовой кабель;
  • Внешний блок питания;
  • Пластиковый держатель кабеля мышки;
  • Кабель Display Port;
  • Кабель HDMI;
  • Кабель USB для подключения к ПК;
  • CD-диск с драйверами, ПО и руководством пользователя;
  • Наклейка с номерами телефонов СЦ;
  • Руководство пользователя;
  • Руководство по быстрой настройке;
  • Инструкция по безопасному обращению с устройством;
  • Проспект по условиям гарантии.

Для класса и стоимости монитора комплект поставки можно назвать безупречным. Все кабели выполнены в чёрном цвете, как и основная часть корпуса.

Весь комплект уложен в отдельный картонный бокс. Присутствует отчёт о заводской калибровке монитора с минимальным набором собранных данных. По большому счёту данный листок бумаги ни о чём не говорит, ведь производитель сразу заявляет, что результаты могут «плавать» и зависеть от используемого оборудования.

Дизайн и эргономика

В изучаемом мониторе хорошо угадываются ранее выпущенные игровые модели LG. Модель похожа на старый 32GK850G и не раз отмеченный 34GK950G, а из изменений абсолютно новая центральная колонна и слегка видоизменённая подставка. Герой обзора получил накладку нижней рамки, а цвет сохранился за уже ставшей классикой чёрно-красной расцветкой.

Центральная колонна за секунду стыкуется с корпусом монитора. VESA-совместимое крепление стандарта 100х100 мм углублено в корпус. Для разъединения необходимо отвести пластиковый рычажок вниз

Несмотря на отсутствие возможности переворота в портретный режим (Pivot) люфт крепления в горизонтальной плоскости присутствует в полной мере, есть он и в соединении корпуса и центральной колонны. Всё это хорошо ощущается при настройке положения экрана и переноске монитора, что в свою очередь, в очередной раз, подтверждает факт того, что по уровню исполнения LG проигрывает большей части своих конкурентов.

На фоне предшественников центральная колонна значительно выросла в своих габаритах, поменяла формы, улучшился применяемый пластик. К её устойчивости претензий у нас не возникло.

Система прокладки кабелей у 34GN850-B выполнена за счёт фигурного выреза в центральной колонне. Созданный им крючок, скорее всего, также выполняет роль держателя для наушников. В качестве же держателя провода мышки выступает уже знакомый пластиковый элемент из комплекта поставки, прикрепляемый на нижнюю грань корпуса.

Эргономика подставки у не самая широкая, но для многих её окажется достаточно: доступен наклон панели в пределах от -2 до примерно +15 градусов и изменение высоты на 110 мм. Система поворота была убрана, Pivot отсутствует, а главным минусом, пожалуй, выступает достаточно высокая установка корпуса на подставке, что видно по нашим фотографиям.

Все крепёжные элементы и снование подставки выполнены из металла (на этот раз выкрашенного в красный цвет). Резиновых ножек немного – всего три штуки. Удерживают они монитор на одном месте довольно хорошо. Но при желании повернуть дисплей всё равно можно.

Все детали монитора соединены друг с другом с минимальными зазорами. Обработка элементов не вызывает нареканий, зазоры одинаковы по всей длине стыков. Корпус слегка поддаётся скручиванию, немного хрустит и скрипит при физическом воздействии.

Использование глянцевой рамки по периметру корпуса – решение не самое практичное, пускай и добавляющее монитору несколько баллов за стиль. Также модель 34GN850-B продолжила практику LG в применении тонкого пластика на задней крышке, который, к тому же, плохо прокрашен (какие-то потёртости, разные оттенки чёрного и т.д). Эта особенность сказывается на визуальном восприятии монитора, как более дешёвой модели.

В итоге за качество материалов и сборки, учитывая все люфты и прочие найденные недостатки, мы можем поставить 3,5 балла из 5 возможных. Для мониторов LG серии UltraGear это становится нормой, но мы надеемся, что в скором будущем производитель найдёт способы избавиться от всех проблем и встанет на уровень качества той же Dell с её серией Alienware. Про внешний же вид 34GN850-B говорить не будем – это на вкус и цвет.

Монитор LG 34GN850-B использует в своём составе качественную полуматовую поверхность матрицы. Различимый кристаллический эффект отсутствует, а антибликовые свойства – на уровне!

По одной крупной наклейке на корпусе можно узнать не только информацию, аналогичную указанной на коробке, но и ревизию монитора – REV01.

Все интерфейсы подключения расположились в задней части монитора и направлены назад – для удобства подключения.

Меню и управление

Управление монитором производится посредством пятипозиционного джойстика, расположенного на нижней грани корпуса в центральной части. Сам элемент управления, очень удобный, практичный и хорошо нам знаком.

В него интегрирован красный светодиод питания, активированный по умолчанию. Видно его слабо, свечение слабое, а поэтому выключать его совсем не обязательно (но можно при необходимости).

Система управления удобна и не требует привыкания. Благодаря экранным подсказкам совершать походы в меню можно в любое время суток, не испытывая дискомфорта и проблем. Принцип работы с джойстиком и колесом интуитивно понятен.

Нажатие джойстика проводит к появлению на экране специального кругового OSD меню с пятью пиктограммами. Через них можно попасть в основное меню, выбрать источник сигнала, активировать игровые настройки (открывается подменю), выключить монитор и убрать меню. Переводом джойстика влево-вправо, вверх-вниз можно добраться до быстрых настроек яркости и уровня громкости.

Теперь перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за соответствующей кнопкой:

Дизайн меню нам уже хорошо знаком по другим игровым моделям бренда, выпущенных за последний год-полтора. Единственное существенное изменение, сразу бросающееся в глаза – появилась плавная и ярко выраженная анимация переходов. Да и внешний вид стал чуть объёмнее (или нам показалось?).

В первом разделе предлагается выбрать предустановленный режим, каждый из которых, почему-то, отнесён к «игровым». В случае с новинкой между режимами Игрок 1 и Игрок 2 присутствует разница в цветовой температуре и контрастности. Теперь они совсем не одинаковые, а поэтому все наши советы по настройке относятся исключительно к первому из них.

В «Настройках игры» можно активировать разгон панели до 160 Гц, изменить параметр «Стабилизатор чёрного», ответственного за различимость крайних теней и заводское положение разгона матрицы (Overdrive), включить и настроить прицел, дезактивировать поддержку Adaptive-Sync (для начала надо выключить разгон и G-Sync в настройках драйвера) а также сбросить настройки к позиции по умолчанию.

 

Параметры, напрямую влияющие на качество картинки на экране, выделены в раздел «Регулировка картинки». Тут, как и всегда, находятся регулировки яркости и контрастности, гаммы, температуры цвета вместе с правками RGB, новая функция 6-осевой цветовой коррекции, система снижения инпут-лага DFC и, конечно, очередной пункт сброса значений к заводским.

Под выбор источника сигнала и соотношение сторон выделен раздел «Вход». Также сюда добавлен пункт отключения автоматического выбора источника подключения.

В последнем разделе «Основные» представлены следующие возможности: выбор языка локализации OSD (по умолчанию выставлен русский с более-менее корректным переводом), активация автоматического режима ожидания, глубокого сна (функция разбудить), блокировка меню, дезактивация светодиода питания, сброс всех настроек и подраздел с основной рабочей информацией по монитору. Присутствуют варианты установки различных версий DP и HDMI для лучшей совместимости, а также не нужный параметр «Переменная подсветка», доступный только при включении HDR в системе и не меняющий абсолютно НИЧЕГО, поскольку система подсветки у 34GN850-B - не многозонная.

Доступ к сервисному меню в случае с героем обзора найден не был, как и в большинстве мониторов компании. Основной проблемой в достижении цели стал джойстик управления.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе 34GN850-B установлена знакомая матрица с расширенным цветовым охватом, близким к DCI-P3. Проверим ее возможности на примере новинки от LG:

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея в режиме Игрок 1. По представленным скриншотам видно, что две опорные точки из трёх заметно сдвинуты в пространстве относительно стандартного цветового стандарта sRGB, превосходя его на многих участках. В сравнении с ещё более широким AdobeRGB монитор проигрывает ему на зелёных и бирюзовых полутонах, но значительно опережает на красных, что является нормой для монитора подобного рода.

Тем самым, в отсутствии профиля и ПО с поддержкой системы управления цветом все привычные картинки, фотографии, видеоряд будут иметь непривычно насыщенные цвета. Кому-то это придётся по вкусу, другим же наоборот.

Чтобы избавиться от таких проблем производитель, к счастью обычных потребителей, добавил работающий режим эмуляции sRGB с возможность регулировки яркости (!). Сужение цветового охвата происходит только в нём. В том же режиме для Чтения, призванным снизить нагрузку на глаза, цвета остаются перенасыщенными (хотя на цифрах из Argyll CMS объём цветовых данных всё же падает).

Нет значимых изменений при переходе в режим HDR Эффект, как и не происходит их при ручной настройке заводского режима Игрок 1.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам и общий объём цветовых данные представлены ниже:

Стандартные настройки (режим Игрок 1):

  • sRGB - 99,7|139,1 %;
  • AdobeRGB - 86,5|95,8 %;
  • DCI-P3 - 93,1|98,5 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 95,7|96,6 %;
  • AdobeRGB - 66,2|66,5 %;
  • DCI-P3 - 68,4|68,4 %;

Режим Чтения:

  • sRGB - 93,6|126,3 %;
  • AdobeRGB - 83,0|87,0 %;
  • DCI-P3 - 80,5|89,4 %;

Режим HDR Эффект:

  • sRGB - 99,7|137,0 %;
  • AdobeRGB - 84,9|94,4 %;
  • DCI-P3 - 93,2|97,0 %;

После калибровки:

  • sRGB - 99,7|139,0 %;
  • AdobeRGB - 86,5|95,7 %;
  • DCI-P3 - 92,9|98,4 %;

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

У рассматриваемого монитора присутствует восемь предустановленных режимов, из которых мы выбрали четыре самых важных и интересных. По умолчанию используется «Игрок 1» со следующими настройками:

  • Яркость – 100;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (50/50/50);
  • Гамма – режим 2;
  • Время отклика – Быстро;
  • Стабилизатор чёрного – Выкл..

Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:

Заводские установки яркости, как и всегда, «радуют» нас яркой и цветастой картинкой, выжигающей глаза. Первое что необходимо сделать – снизить значение до 20-25 % минимум, после чего делать выводы о происходящем на экране. Лишь в режиме для чтения инженеры сжалились и выбрали адекватное значение.

Коэффициент контрастности монитора в большинстве режимов держится на уровне 850:1 в среднем, что становится нормой для большинства игровых решений бренда на Nano-IPS-панелях. Добраться до 900:1 можно в плохо настроенном HDR Эффект, а увидеть, что такое 100:1 в режиме для Чтения.

В 34GN850-B производитель поработал над настройкой точки белого. По умолчанию мы получили всего 1 единицу DeltaE и не сильно хуже результат в режиме эмуляции sRGB. Совсем другие цифры можно обнаружить в пресете для Чтения (картинка очень тёплая), и средний результат в HDR Эффект.

По средней гамме можно сделать выводы о несколько сниженной контрастности картинки в режиме Игрок 1, выставленном по умолчанию, совсем низкую (что и требуется) в режиме для Чтения и более адекватную в двух оставшихся.

По цифрам общей точности цветопередачи можно сделать вывод, что с завода монитор настроен вполне себе не плохо, но ещё лучшие результаты он показывает в режиме эмуляции sRGB, который смело можно использовать, если вам захочется окунуться в мир более натуральных цветов.

Теперь переходим к ручной настройке и калибровке. Для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений мы выставили следующие настройки:

  • Яркость – 15;
  • Контрастность – 70;
  • Цветовая температура – Пользователь (48/48/48);
  • Гамма – режим 2;
  • Время отклика – Быстро|Нормально;
  • Стабилизатор чёрного – Выкл..

Основные изменения произошли за счёт снижения яркости и правок усиления RGB. Время отклика можно поменять на «Нормально», если вы хотите полностью избавиться от возможности увидеть даже слабые артефакты. Все дальнейшие улучшения произошли уже после проведения полноценной калибровки с правками в LUT видеокарты. Результат оказался высоким, стабильным во времени. Контрастность картинки пришла в норму, а адекватная яркость позволит долго работать перед экраном без рези в глазах и их сильной усталости.

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

При стандартных настройках измеренные гамма-кривые проходят несколько выше референсной кривой со значением 2.2, особенно в центральной области. Картинка на экране более «мягкая», чем должна быть. Точки серого клина плотной группой расположились в области с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<3, точка белого находится там же.


Режим «Чтение» резко меняет яркость и цветовую температуру и прекрасно подходит ровно для того, для чего его создавали: снижена нагрузка, в том числе за счёт подъёма в области с глубокими тенями для снижения контрастности картинки. В свою очередь в HDR Эффект наблюдается дисбаланс RGB, снижена различимость в светах, тени очень глубокие, а баланс серого в несколько раз хуже, чем при настройках по умолчанию.

С точки зрения установки гамма-кривых лучшим выглядит sRGB, но было бы ещё лучше, если в нём производитель увеличил различимость теней до необходимого уровня. В остальном же претензий к режиму эмуляции стандартного цветового пространства у нас нет: ЦО действительно сужается, эмуляция происходит точно, точка белого настроена близко к референсу, баланс серого на 5 с плюсом, можно свободно регулировать яркость во всем доступном диапазоне.

Теперь вернёмся к заводским установкам (режим Игрок 1) и произведём ручную настройку. Проведённые эксперименты с основными параметрами монитора выявили отсутствие необходимости в выборе иного режима гаммы, а поэтому существенные изменения можно получить только после применения созданного профиля с LUT-правками через видеокарту.

В этом случае мы получили идеальные гамма-кривые, точки серого клина лежащие в области DeltaE<3 с несколько меньшей стабильностью ЦТ, чем при стандартных установках, и близкую к референсу White Point. Двигаемся дальше.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки LG нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но есть два важных параметра напрямую влияющих на картинку с экрана. Для начала посмотрим на доступные режимы гаммы при прочих стандартных настройках:


По умолчанию выставлен режим под номером 2. Он, как мы уже выяснили, является недостаточно контрастным, но наиболее сбалансированным по RGB среди доступных. В «Гамма 1» картинка меняет цветовую температуру, но других значимых изменений нет. «Гамма 3» резко увеличивает контрастность, проваливает тени, а средним среди всех выступает последний уровень, но снова с проблемами в тенях. Таким образом, вы можете серьёзно воздействовать на картинку переходом от одного режима к другому, но сделать как надо можно будет только после калибровки.

Теперь проверим работу системы «Стабилизатор чёрного», ответственной за различимость деталей в тенях. Мы проверили значительно больше возможных значений, но для демонстрации выбрали лишь некоторые из них. Напомним, что по умолчанию производитель использует среднее значение 50.


В ходе экспериментов стало ясно, что система работает, мягко говоря, кривовато. Если понижать уровень, то затрагивается участок от 0 до 40 %, если же повышать, то случается резкий провал в светах и гамма-кривые все сильнее приобретают S-образный вид. Таким образом, наиболее удачным вариантом выступает регулировка в диапазоне 45-60 %. Отклоняться же этих значений, если вы хотите получить адекватную цветопередачу, точно не стоит.

Равномерность градиентов

При заводских установках и в большинстве предустановленных режимах монитор продемонстрировал вполне обычные для данного сегмента градиентные переходы: относительно плавные, без паразитных оттенков и явной «дробежки». Поднятие разрядности до псевдо 10-бит на качестве градиентов никак не сказывается.

После ручной настройки видимых изменений не происходит, а вот применения созданного в ходе калибровки профиля качество градиентов в области 0-35 % значительно ухудшается: появляется около 4-5 резких переходов и достаточно ярко выраженных зон со слабыми паразитными оттенками. При работе с фото и видео данная особенность никак не должна себя проявить (говорю из опыта), а вот при работе с графикой и плавными переходами на ней проблемы точно будут.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора LG 34GN850-B, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Уровень стабильности цветовой температуры при заводских установках оказался максимально возможным – такого результата редко можно добиться даже после самой долгой калибровки на изначально качественных мониторах. Но ещё лучше показал себя режим sRGB, продемонстрировав феноменальный результат в 0,2 % и 0,75 % соответственно. Достаточно хорошая стабильность ЦТ оттенков серого и в режиме для Чтения, а вот HDR Эффект – эм… такой себе эффект!

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Пользователь” со значениями RGB 50/50/50. Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима «Игрок 1» из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшиеся предустановки ЦТ с разными значениями и расширенные настройки точки белого:

Тут можно отметить следующее:

  • Режим «Тёплый» полностью соответствует заводскому режиму «Пользователь» при настройках RGB по умолчанию;
  • Прочие режимы соответствуют своим названиям, но с ростом цветовой температуры увеличиваются и отклонения баланса серого;
  • Дополнительно расширить возможный диапазон ЦТ можно с помощью тонкой регулировки точки белого в подразделе «Инструкция» - в нём можно установить один из 10 холодных и 8 тёплых вариантов.

В итоге совет таков – если у вас нет измерительных приборов для настройки, то можно остановиться на заводских настройках либо выставить (от нечего делать) режим «Тёплый». В ходе дальнейшей настройки и, в частности, снижения яркости подсветки, могут понадобиться дополнительные коррекции ЦТ, но даже без них монитор будет достаточно близок к референсу 6500К.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Игрок 1. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 62-404 нит при коэффициенте контрастности почти 885:1 в среднем. Снижение яркости не совсем линейно, а вот коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне.

По верхней границе монитор полностью соответствует заявленному в ТХ, что позволит пользователю не знать проблем в том случае, если в рабочем помещении очень светло (но этого следует стараться избегать, чтобы не создавать лишнюю нагрузку на глаза).

В случае с новинкой LG поработали с нижним порогом яркости. Цифра снизилась на треть по сравнению с 34GK950G, что положительно повлияет на усталость глаз при работе при плохом внешнем освещении, когда требуется низкая яркость подсветки экрана.

Скорость матрицы и инпут-лаг

Увеличенная частота вертикальной развёртки до 160 Гц, а также веяние времени, потребовали от производителя поработать со временем отклика панели и, конечно, указать цифру 1 мс GtG в технических характеристиках, не забыв дописать, что значение можно получить в режиме Faster («Быстрее» - самый последний вариант Времени отклика). Про сильнейшие артефакты и то, что цифра указана исключительно для одного из миллионов возможных переходов, вам и нам, конечно, никто рассказывать не планировал. Главное это то, чтобы всё было красиво на бумаге…

Для увеличения скорости поворота жидких кристаллов в модели 34GN850-B применена технология разгона OverDrive, которую можно отключить либо активировать в одном из четырёх доступных положений (по умолчанию используются «Быстро»). Посмотрим на полученные результаты:

Несмотря на схожесть матриц, новинка в лице 34GN850-B оказалась ощутимо быстрее своего предшественника (не говоря уже про старые Alienware AW3418DW и Acer Predator X34P вместе с ASUS PG348Q), да так, что вплотную подошла к одному из самых быстрых мониторов на IPS - LG 27GL850. Похоже, что панель относится к так называемым Fast-IPS-решениям, что позволяет ей на равных тягаться с огромным списком скоростных TN+Film-решений, вплоть до моделей с частотой 165-180 Гц. Про *VA-модели, даже с частотой 240 Гц, и вовсе - не стоит вспоминать – сегодняшний подопытный быстрее любого из них.

При заводских установках слабые артефакты могут проявляться исключительно на небольшом количестве цветовых переходов, но 99 % потребителей их никогда не увидят. Вы можете отключить разгон панели, шлейфы слегка увеличатся, но реально значимых изменений не произойдёт. В режиме «Нормально» вы сохраняется изначально высокую скорость, но полностью избавляетесь от артефактов любого уровня. Что же касается режима «Быстрее», о котором производитель говорит под сносками в ТХ, то в нём, как и ожидалось, сильнейшие артефакты, которые не позволяют рекомендовать его к применению.

Для тех, кто хочет понять как подобная скорость выглядит в действительности (при «живом взгляде») - мы стали делать снимки TestUFO по всем правилам – с использованием слайдера. На снимке представлены два варианта разгона панели и, очевидно, самый оптимальный из них остаётся за «Быстрый».

Теперь про системы адаптивной синхронизации. Пользователям GPU производства AMD ничего делать не надо – всё будет работать без лишних действий, благо FreeSync заявлен по умолчанию. Для корректной же работы G-Sync Compatible следует обновить драйверы NVIDIA до последних после чего активация системы произойдёт автоматически (при включённой технологии Adaptive-Sync). Технология прекрасно показывает себя в заявленном диапазоне в 48-160 Гц, но визуально она отлично отрабатывает, начиная с 40 кадров в секунду, позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне fps.

Если вы выбираете между монитором со встроенным модулем G-Sync и без него, но с официальной поддержкой в режиме Compatible, то смело выбирайте второй вариант. Ничего не потеряете, но зато, возможно, сэкономите и точно не будете бегать по сервисам, когда модуль G-Sync начнёт творить «чудеса». Подобное отношение к аппаратному модулю демонстрируют и сами производители – новых решений со встроенным G-Sync все меньше и меньше.

Пропуск кадров при работе на частоте 160 Гц (возможный максимум) отсутствует – подтверждено специальным тестом из пакета TestUFO. Проблем в ходе продолжительной работы не возникло – частота стабильна.

Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора и прочим визуальным эффектам при изменении угла просмотра, герой сегодняшнего обзора слабо отличается от ранее изученных конкурентов. Посмотрим на полученный результат:

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При минимальных отклонениях цветовой сдвиг практически незаметен, контрастность картинки стабильна. При изменении угла просмотра в любой из двух плоскостей цветовая насыщенность сохраняется долго. Наиболее сильные изменения происходят, если встать перед монитором. Результат типичен для мониторов подобного рода, в том числе среди обычных – не игровых моделей с частотой развёртки 60-75 Гц.

Угловой Glow-эффект выражен достаточно сильно, тёмные участки быстро покрываются «пеленой» с красно-розовым паразитным оттенком (особенность многих моделей с расширенным ЦО), значительно снижается контрастность изображение, но только в определённой зоне (зависит от принятого положения перед экраном).


На чёрном поле Glow проявляет себя характерно для современных IPS-панелей схожей диагонали. При изменении угла просмотра чёрное поле приобретает различные паразитные оттенки в той или иной частях экрана. Снизить его видимость можно только снижения яркости подсветки и увеличением внешней освещённости рабочей зоны. Другими словами – подобные проверки, как на фото выше, не должны иметь ничего общего с реальным использованием монитора. По крайней мере, к этому стоит стремиться и никогда не работать в помещении без хотя бы одного источника освещения.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 5,3 %, а максимальное – 15 %. Это очень хороший результат для монитора подобной диагонали и выше. Результат оказался чуть выше чем у предшественника и существенно выше, чем на совсем старых панелях, в решениях от других компаний.

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. У нашего экземпляра в основном затемнена только верхняя часть экрана вместе с двумя углами. Нижняя же не сильно отличается от центра, что сильно отличает модель от вариантов от Acer и Dell cо старыми матрицами LG, у которых диаграмма поверхности совсем иная.

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.


Для усиления эффекта и лучшего понимания равномерности подсветки мы сделали четыре фотографии серых фонов. Очевидно, что и на них результат заметно лучше, чем мы получили в своё время на решениях от конкурентов. Но это совершенно не отменяет присутствия паразитных оттенков и порой очень даже очевидной разницы в яркости участков панели.

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя максимально ярко в двух верхних углах панели и в разы слабее в нижних, с различными паразитными оттенками. Явление для крупных ультрашироких панелей вполне обычное и всё тоже самое (при прочих равных) вы можете наблюдать на большинстве похожих решений. От экземпляра Glow-эффект, уж точно, никак не зависит.

Подобные проблемы могут негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 21:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и т.д. Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше.

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но остаются практически одинаковые по размерам (минимальные по меркам 34-дюймовых решений) засветки во всех четырёх углах экрана. Вероятно, сказываются особенности сборки, а поэтому другие экземпляры должны показать что-то похожее. Если же вы обнаружите абсолютно иную картину (в худшую сторону) у выбранного экземпляра, то знайте – есть 34GN850-B точно лучше.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 2 % в среднем и 4,7 % в максимуме можно отнести к разряду – выше среднего. Разница между минимумом и максимумом оказалась ниже 400 кельвин, что для игрового UWQHD – огромная удача.

Диаграмма поверхности сильно отлична от таковой по равномерности яркости на белом поле. Картина тут совсем другая. Цветовая температура ступенчато повышается наверх и вниз, а вдоль центральной части мы наблюдаем значения рядом с 6500К. Таким образом, каких-то значимых нареканий при работе за экземпляром подобного рода, учитывая уровень отклонений и выявленный диапазон значений, у вас возникнуть не должно.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В мониторе LG 34GN850-B применена IPS-матрица с полуматовой поверхностью, предназначенная для использования в «безрамочных» корпусах. Рассмотрим полученный макроснимок:

Мы видим структуру пикселей свойственную старым H-IPS S-IPS-панелям, что все чаще проявляется в новых решениях от LG. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях себя практически не проявляет (зависит от степени восприимчивости и от того с чем сравнивать) и не усиливается при взгляде сверху или снизу. Картинка на экране приятна глазу и не напрягает структурой «туалетной бумаги». От эффекта Cross-hatching монитор также избавлен.


Качество проработки текста и мелких элементов на экране монитора LG, в отличии от многих моделей на *VA, не вызывает никаких нареканий. Дополнительная регулировка резкости не требуется – лучше точно не сделаете.

Для дисплея заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что 34GN850-B действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц) во всём диапазоне изменения яркости подсветки. Система вставки «чёрного кадра» в модели не применяется, а поэтому подсветка в любом из режимов обходится без мерцания.

Монитор использует довольно крупный внешний блок питания. Паразитные звуки от него и прочей встроенной электронной начинки нами выявлены не были.

Выводы

Компания LG продолжает «идти по головам» своих конкурентов, не торопится делиться своими последними разработками и зарабатывает на эксклюзивных и, до поры до времени, лучших решениях в абсолютно разных сегментах рынка мониторов. У нас нет никаких сомнений, что подобная участь ждёт и героя сегодняшнего обзора – монитора 34GN850-B из игровой линейки UltraGear, который удался на славу!

Если не брать в расчёт фактически единственный найденный недостаток решения (цена) и предположить, что никто в здравом уме не отбросит качественный монитор из-за отсутствующей системы внешней подсветки, то инженеры и маркетологи LG идут правильной дорогой.

На техническом уровне были проведены качественные изменения: добавили полноценную эмуляцию sRGB пространства с возможностью регулировки яркости, поддержку HDR (пускай и псевдо), увеличили скорость отклика и подняли частоту развёртки, снизили минимальный уровень яркости и слегка поработали с равномерностью подсветки (она лучше, чем у всех 34-дюймовых мониторов за последние 5 лет). Из-за выброшенного на свалку модуля G-Sync (там ему и надо) у модели появился дополнительный порт HDMI, версия каждого из них выросла до 2.0, а матрица смогла работать в псевдо 10-битном режиме (толку от этого фактически нет, но многих эта цифра очень привлекает - в надеждах на «светлое будущее»). Дисплей отлично дружит с обеими технологиями адаптивной синхронизации и отрабатывает их в широком диапазоне частот.

С привлечением потребителей тоже нет проблем. Модель 34GN850-B сразу берёт своим временем отклика 1 мс GtG, высокой заявленной частотой развёртки для такого разрешения, выраженным игровым дизайном (чего только стоит красный обод и внутренняя сетка) и привычной наклейкой G-Sync, которая ранее применялась только для моделей с аппаратным модулем NVIDIA. В общем и целом, испытуемый может показать «где раки зимуют» любому из своих конкурентов, а если бы он был облачён в «доспехи» получше, то и вовсе заставил бы задуматься их о том – «Надо ли конкурировать или проще покинуть рынок?». Удачи в правильном выборе!

_______________________________________________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки LG 34GN850-B в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Стильный «безрамочный» дизайн;
  • Отличный комплект поставки;
  • Удобное управление с помощью 5-ти позиционного джойстика и добавленная анимация в визуально улучшенное меню;
  • Достаточно эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • Широкий выбор интерфейсов последних стандартов (спасибо за это отсутствующему модулю G-Sync);
  • Поддержка HDR10 и соответствие VESA DisplayHDR 400 – теперь вы можете смело включить HDR в системе;
  • Повышенная до 160 Гц (в режиме разгона) частота вертикальной развёртки и адекватно проведённый разгон матрицы;
  • Один из самых быстрых IPS-мониторов на рынке по скорости отклика пикселей;
  • Полноценная поддержка обеих технологий адаптивной синхронизации – AMD FreeSync Premium c поддержкой HDR и NVIDIA G-Sync в режиме Compatible (официально);
  • Широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильно высоком коэффициенте контрастности – производитель снизил порог минимальной яркости до уровня в 62 нит, но слегка пожертвовал глубиной чёрного поля во всем диапазоне;
  • Расширенный цветовой охват на уровне 93% DCI-P3 – но всё же не максимальные 98 % из ТХ;
  • Высокая точность эмуляции и настройки в режиме sRGB c возможность полноценной регулировки яркости;
  • Очень высокая стабильность ЦТ оттенков серого в большинстве режимов;
  • Хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости и цветовой температуры – результаты выше, чем у всех предшественников и прямых конкурентов;
  • Хорошая равномерность подсветки на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта);
  • Практически неразличимый кристаллический эффект (спасибо полуматовой матрице) при любом положении пользователя перед монитором;
  • Отсутствие ШИ-модуляции (Flicker-Free подсветка) и Cross Hatching-эффекта.

Недостатки:

  • Цена выше предшественника с полноценным аппаратным модулем G-Sync и эффектной системой подсветки внешнего пространства.

Может не устроить:

  • Люфт в соединении корпуса и подставки, люфт шарнира подставки, а также отсутствие Pivot и возможности повернуть корпус вправо-влево;
  • Высокая минимальная точка установки корпуса на подставке – спасёт VESA-совместимый кронштейн;
  • Качество пластика и покраска задней крышки корпуса вызывают нарекания, а также глянцевая рамка по его периметру;
  • Отсутствие встроенной акустической системы, функций PiP|PbP и встроенной системы внешней подсветки;
  • Средняя точность настройки гамма-кривых в стандартном режиме – снижена общая контрастность картинки;
  • Коэффициент контрастности на уровне 880:1 в среднем – пускай это и вписывается в заявленный диапазон LG, но в 2020 году хотелось бы что-то порядка 1200-1300:1, что мы не раз наблюдали среди современных IPS-решений;
  • Возможность активации псевдо 10-битного режима никак не сказывается на качестве картинки и плавности градиентных переходов – при активации созданного в ходе калибровки профиля тональный переходы всё равно значительно портятся;
  • Отсутствие режима вставки «чёрного кадра» - было бы приятным дополнением, но на самом деле не очень-то он тут и нужен;
  • Гарантия 2 года против 3 лет и великолепного гарантийного сервиса у Dell – для некоторых потребителей это очень важный пункт;
  • Glow-эффект присутствует в полной мере – не путайте его с реальной равномерностью подсветки на чёрном.

_______________________________________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии