Четыре года в раздумьях. Обзор и тестирование игрового WQHD-монитора ASUS ROG Swift PG279QE | 4К-Monitor —интернет-магазин, 4К мониторы

Четыре года в раздумьях. Обзор и тестирование игрового WQHD-монитора ASUS ROG Swift PG279QE

Вступление

Вроде бы совсем недавно быстрые IPS-мониторы были в диковинку, но факт того, что с появления первых из них в продаже прошло уже 4,5 года моментально отрезвляет ум. Подходящий к концу 2019 года окончательно насытил рынок количеством доступных игровых IPS-решений практически на любой бюджет и под разные потребности. Теперь ассортимент производителей не ограничен 27-дюймовыми WQHD-моделями и дорогущими UWQHD, а отказ NVIDIA от жёстких ограничений по работе с собственной системой адаптивной синхронизации G-Sync позволил производителям дисплеев взглянуть в своё светлое будущее, которого они уже успели коснутся.

48_photo01.jpg

Впрочем, это всё присказка, а реальная история у нас сегодня будет про продолжение некогда одного из самых популярных мониторов в своём классе – решении от ASUS в лице ROG Swift PG279Q. Новинку, похоже, недолго думая, назвали PG279QE, а по ценовой доступности не произошло ничего от слова «совсем». Ну что же, тем интереснее будет проверить предложенную нам замену и понять, чего же действительного нового привнесла компания ASUS в свой продукт. 

Справочная информация

Первыми по-настоящему игровыми IPS-моделями стали WQHD-решения от ASUS и Acer, выпущенные в середине 2015 года. Каждое из них относилось к рамочным, но лишь MG278Q с поддержкой AMD Free-Sync задержался на рынке вплоть до сегодняшнего дня. Буквально через пару месяцев того же года оба производителя выпустили свои более продвинутые и «безрамочные» дисплеи с поддержкой только захватывающей тогда рынок технологии NVIDIA G-Sync. Обе модели, до сих пор, можно найти в продаже, но сказать, что они настолько актуальны, как и четыре года назад, мы точно не можем. Да и появившиеся за это время соперники не дремлют и серьёзно ставят «палки в колёса», особенно своей ценой.

Новому ROG Swift PG279QE от того не повезло вдвойне. Официально компания ASUS не говорит о каких-либо значимых преимуществах своего нового решения над предшественником. Все отличия кроются в деталях, на которые не все обратят своё внимание и многим эти мелочи покажутся точно не существенными. Однако, если вы всё же ещё видите преимущество наличия аппаратного модуля G-Sync, а программную поддержку в виде G-Sync Compatible считаете неким «костылём», то появление в продаже героя обзора – значимое событие.

01_tab1.png

По результатам тестирования и поведению монитора во время теста можно сделать очевидный вывод – в модели используется знакомая по предшественнику AHVA-матрица производства AU Optronics. Модель M270Q008 V0 – это далеко не новая 27-дюймовая панель стандарта WQHD, со стандартным соотношением сторон 16:9, W-LED-подсветкой без мерцания (Flicker-Free) и цветовым охватом на уровне sRGB. Производитель говорит о возможности воспроизведения 16,7 миллиона цветовых оттенков и, скорее всего, панель является псевдо 8-битной – 6 бит + FRC. Такие характеристики как максимальная яркость, контрастность и углы обзора являются типичными для устройства подобного рода.

49_photo02.jpg

Благодаря разрешению 2560 х 1440 пикселей мы получаем 109-110 ppi, что обеспечивает отсутствие необходимости использования системы масштабирования Windows, а нагрузка создаваемая на систему оказывается вполне адекватной для получения стабильно высокого fps в большинстве игр на ПК среднего уровня и выше.

Нативная частота используемой в мониторе матрицы составляет 144 Гц, но с помощью заводского разгона она может быть увеличена до 165 Гц. Заявленное время отклика при этом сохраняется на уровне в 4 мс GtG, а несмотря на возможность использования системы вставки «чёрного кадра» в виде классического режима ULMB  (но только на частоте от 120 Гц и ниже), производитель обошёлся без указания времени MPRT, как это сейчас делают многие другие компании. Вместе с тем монитор поддерживает систему адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync первой версии, которая работает на частоте от 30 до 165 Гц. 

112_vid.jpg

Основных интерфейсов для подключения всего два: DisplayPort 1.2 и HDMI 1.4, а виной тому модуль NVIDIA G-Sync, вносящий свои ограничения. Как очевидно, работа технологии адаптивной синхронизации возможна только при использовании первого из них.

Для работы с периферией предусмотрено два порта USB 3.0 и один аудиовыход 3,5 мм для подключения наушников или внешней акустической пары. Если же нет ни одного, ни другого, то в мониторе применяется простенькая встроенная акустическая система общей мощность 4 Вт, которая сможет вас спасти от уныния и душевных мук.  

Для снижения нагрузки на глаза заявлена функция Blue Light Filter, снижающая синюю составляющую спектра свечения за счёт понижения рабочей цветовой температуры до уровня около 4500-5500 К в зависимости от усиления. Кроме всего прочего инженеры ASUS снабдили новинку эргономичной подставкой с большим диапазоном регулировок чем у предшественника PG279Q, знакомой и очень удобной системой управления, режимом sRGB и игровыми GameVisual, а вот от всех систем подсветки внешнего пространства полностью отказались. 

Комплект поставки

79_photo32.jpg

Монитор ASUS PG279QE поставляется в небольшой картонной коробке с качественной полиграфией. Дизайн упаковки соответствует стилю серии ROG и сразу даёт понять, что перед нами дорогой игровой продукт.

81_photo34.jpg

82_photo35.jpg

Для удобства переноски присутствует пластиковая ручка сверху, а дополнительно есть два специальных выреза с торцов коробки. В нескольких её областях расположились от 9 до 12 пиктограмм, повествующих об отличительных особенностях модели, коих оказалось более чем достаточно.  

80_photo33.jpg

По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные.

77_photo30.jpg78_photo31.jpg

Комплект поставки новинки включает в себя следующее:

  • кабель питания;

  • внешний блок питания

  • кабель DisplayPort;

  • кабель HDMI;

  • кабель USB для подключения к ПК;

  • краткая инструкция по установке и настройке дисплея;

  •  проспект по гарантийным условиям;

  • CD-диск с драйверами и инструкциями на разных языках

.

Набор оптимальный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора. Главное, чтобы ваша видеокарта была с GPU от NVIDIA и интерфейсом DisplayPort версии 1.2 или выше.  

Дизайн и эргономика

51_photo04.jpg

52_photo05.jpg

Когда заходит речь про внешний вид доступных решений компании ASUS – из той же серии TUF Gaming, то нет ничего удивительного в том, что визуальных изысков в них меньше, чем у дисплеев из топовой серии ROG Swift и предтоповой ROG Strix. А вот когда подобное происходит с новинкой из самой ROG Swift, то удивление – это минимум, что с вами может произойти. Так получилось с PG279QE, который пришёл на смену медленно уходящему на покой PG279Q.   

50_photo03.jpg

Производитель отказался от какой-либо системы подсветки внешнего пространства, поменялась центральная стойка, а на корпусе монитора и подставке большая часть надписей нанесена красным цветом.

55_photo08.jpg 62_photo15.jpg

Наклонённая к пользователю подставка сложной формы отличается адекватными размерами и обеспечивает монитору прекрасную устойчивость. Крепление центральной стойки смещено назад, а красный кант вокруг, как уже понятно, обходится без подсветки.

67_photo20.jpg  64_photo17.jpg

Быстросъёмное соединение у монитора отсутствует – тут никаких изменений. Центральная стойка по умолчанию прикреплена к монитору, а места VESA-совместимого крепления закрыты резиновыми заглушками. Все возможности по эргономике перечислены на боковой стороне колонны – ещё одна отличительная «фишка» многих мониторов ASUS.

В нижней части центральной колонны находится специальное «окно» с откидывающейся пластиковой вставкой, выполняющие роль элементарнейшей системы прокладки кабелей. На что-то большее пользователь может не рассчитывать, но и этого многим хватит. 

70_photo23.jpg\

Два динамика встроенной акустической системы разнесены друг от друга на большое расстояние и находятся за вентиляционными отверстиями. Качество звука ниже среднего, максимальная громкость не велика — но другого мы и не ждали.

113_stand.jpg

Эргономическая составляющая новинки не вызывает вопросов, а в сравнении с PG279Q возможности были расширены. Доступен наклон в диапазоне от -5 до +33 градусов, изменение высоты на 130 мм, поворот на 90 градусов влево/вправо. 

54_photo07.jpg

Функция переворота в портретный режим (Pivot) доступна в обе стороны, а центровка корпуса от этого практически не пострадала, что является редкостью. Из важных отличительных черт монитора от многих конкурентов дополнительно следует отметить возможность опустить «безрамочную» панель практически на стол, чем не могут похвастаться большинство дисплеев на рынке.

71_photo24.jpg  72_photo25.jpg

Все удерживающие элементы и внутренности крепёжных механизмов сделаны из металла. Между тем основание подставки накрыто пластиком, а по её периметру использовано семь треугольных ножек из резины, которые прекрасно справляются с возложенными на них обязательствами.

57_photo10.jpg60_photo13.jpg  68_photo21.jpg  69_photo22.jpg

Качество сборки монитора ASUS точно никого не разочарует. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны. Места глянцевому пластику здесь не нашлось вовсе (две маленькие вставки в расчёт не берём), а применённый матовый на задней поверхности отличается фактурным рисунком. 

65_photo18.jpg  66_photo19.jpg

Корпус не поддаётся скручиванию ввиду не малой толщины, не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует большое количество вентиляционных отверстий различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне. 

53_photo06.jpg

В качестве демонстрации использования полуматовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей кристаллический эффект должен быть практически незаметен, а антибликовые свойства сохранены на достойном уровне. 

75_photo28.jpg

В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Благодаря возможности переворота корпуса в портретный режим проблем с подключением кабелей не возникает.  

73_photo26.jpg

74_photo27.jpg


Рядом, на нижней грани, пользователь обнаружит две наклейки с различной информацией. Становится известно, что наш экземпляр изготовлен в июле 2019 года на заводе одного из главных подрядчиков для ASUS – компании Qisda (Suzhou).

Меню и управление

В новом PG279QE используется привычная по многим другим мониторам серий PB|PG|MG|VG|XG схема управления, состоящая из пятипозиционного джойстика и дополнительных физических клавиш. Первый из них предстал перед нами в обычном – чёрном цвете – от красного и привлекающего внимание дизайнеры ASUS отказались. 

59_photo12.jpg63_photo16.jpg

В случае с героем обзора пиктограммы с обозначением действий нанесены на правую мини-накладку напротив местоположения кнопок, которые по парам (через одну) отличаются друг от друга.

76_photo29.jpg

Здесь же, на нижней грани корпуса, расположен небольшой светодиод питания белого цвета, абсолютно не мешающий при работе. 

47_menu15.jpg  45_menu13.jpg  46_menu14.jpg

При нажатии на джойстик управления или его переводе в любое положение на экране сразу возникает главное меню. Быстрый доступ же возможен к ограниченному количеству функций с помощью физических клавиш: режимам и функционалу GamePlus, а также предустановленным режимам изображения GameVisual.

Удобство управления, скорость меню и логика его построения – всё на высшем уровне, к этому в мониторах ASUS уже давно не придраться. Внешний вид OSD соответствует концепции ROG и перешёл к PG279QE от всех предыдущих мониторов этой серии. Разница же в сравнении с более доступной серией VG не велика и кроется в деталях и общем подходе (чуть меньше красоты).

33_menu01.jpg  34_menu02.jpg   35_menu03.jpg  

36_menu04.jpg  37_menu05.jpg

Во втором разделе Color сосредоточены основные настройки ответственные за цвет на экране: яркость, контрастность, насыщенность, цветовая температура и гамма.

   

38_menu06.jpg  39_menu07.jpg

Дополнительные параметры находятся в разделе Image. Здесь можно отрегулировать разгон панели OverDrive (OD), адаптивную контрастность и различимость крайних тёмных оттенков (Dark Boost). При снижении частоты вертикальной развёртки до 120 Гц и ниже (85 и 100 Гц) становится активна функция ULMB с дополнительными параметрами настройки. 

40_menu08.jpg

Шестой раздел позволяет выбрать один из двух источников сигнала. Больше в нём ничего нет. 

41_menu09.jpg  42_menu10.jpg

Выбрать язык локализации меню (присутствует русский, с хорошим переводом), изменить положение и прозрачность меню, определить время до его исчезновения, заблокировать кнопки, посмотреть основную рабочую информацию по монитору, изменить уровень громкости, дезактивировать глубокий сон для DP и HDMI, а также сбросить всё настройки к заводским – всё это можно сделать в последнем разделе System Setup. 

43_menu11.jpg  44_menu12.jpg

Доступ к сервисному меню, как и на большинстве современных мониторов ASUS, найден не был.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе установлена знакомая для нас AHVA-матрица c обычной W-LED-подсветкой. Посмотрим на её возможности на примере героя обзора:

13_gamut_srgb.png  17_gamut_calib.png

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея. По представленным скриншотам видно, что монитор по своим возможностям немного превосходит, так и слегка не добирается до возможностей sRGB – хорошо знакомая ситуация. Переход в предустановленный режим sRGB ничего не меняет – он всё также оказывается бесполезным в реальном применении.

15_gamut_srgbmode.png  16_gamut_ulmb.png

Не происходит визуально значимых изменений и в ходе ручной настройки с дальнейшей калибровкой, да и переход в режим со вставкой «чёрного кадра» сохраняет первоначальные возможности PG279QE. Убедитесь в этом сами:

Стандартные настройки:

  • sRGB - 98,5|109,2 %;

  • AdobeRGB - 72,3|75,2 %;

  • DCI-P3 - 77,3|77,3 %;

После калибровки:

  • sRGB - 97,6|108,0 %;

  • AdobeRGB - 71,9|74,4 %;

  • DCI-P3 - 76,3|76,5 %;

Режим ULMB:

  • sRGB - 97,2|109,6 %;

  • AdobeRGB - 71,1|75,5 %;

  • DCI-P3 - 77,6|77,6 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 98,1|108,6 %;

  • AdobeRGB - 72,2|74,8 %;

  • DCI-P3 - 76,8|76,9 %.

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка прекрасно подойдёт для работы с цветом в любом из изученных нами режимов, но исключительно в том случае, если вас интересует пространство sRGB.  

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

В ASUS PG279QE предустановлено шесть основных режимов GameVisual, но поскольку производитель долгое время не меняет логику настройки многих из них, то мы решили ограничить наше тестирование всего парой из них, а также дополнить результаты полученными данными после включения системы ULMB.  

По умолчанию же настройки монитора в режиме Racing выглядят следующим образом:

  • Brightness – 55;

  • Contrast – 50;

  • Color Temp. – User (100|100|100);

  • OD – Normal;

  • Blue Light Filter – Level 0;

  • Gamma – 2,2.

В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:

  • Brightness – 9;

  • Contrast – 50;

  • Color Temp. – User (97|96|98);

  • OD – Normal;

  • Blue Light Filter – Level 0;

  • Gamma – 2,2.

Основные изменения произошли за счёт снижения яркости подсветки и усиления RGB Gain. Регулировка уровня контрастности и изменение режима гаммы монитору не требуются.

Посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:

02_tab2.png

При стандартных настройках изначальная яркость завышена (для продолжительной работы), но нет никаких проблем снизить её до нужного значения. К тому же на фоне предшественника она снижена, но нельзя сказать, что принципиально. Коэффициент контрастности превышает заявленный в ТХ уровень на 22 % и лишь при переходе к ULMB снижается до 1087:1.

Точка белого настроена достаточно точно и для большинства пользователей не потребуется дополнительная регулировка, но исключительно при высоких значениях яркости. По средним значениям гаммы можно говорить о том, что контрастность изображения слегка снижена относительно референса, но для того же sRGB Mode это в порядке нормы. Общую точность цветопередачи по тесту Argyll CMS можно оценить как «выше среднего». Все проблемы, уверены, от несколько отличного цветового охвата матрицы в сравнении со стандартным цветовым пространством sRGB.  

В ходе ручной настройки кроме снижения яркости и улучшения точности установки точки белого понизился и коэффициент контрастности, который, тем не менее, сохранился на уровне выше заявленного производителем. В дальнейшем проведённая калибровка установила среднее значение гаммы на уровне 2.22, а отклонения цветопередачи снизились до 0,16 единицы DetlaE94 и 0,75 в максимуме.

Гамма-кривые и баланс серого

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии. 

  18_racing_gamma.png  19_racing_cie.png  20_ulmb_gamma.png 21_ulmb_cie.png

Монитор сохранил точность настройки гамма-кривых от своего предшественника, а вот точки серого клина оказались ещё ближе к референсу, чем это было раньше. В отличии от того же Acer Predator XB271HUb монитор ASUS не страдает излишне тёплой картинкой и стремится к идеалу во всём. Да, после снижения яркости точность установки White Point падает, но так чаще всего и бывает.

При активации режима ULMB гамма-кривые слегка «плывут», но заметить такую разницу можно только с помощью измерений. Больше отличий приходятся на точку белого, но и это – не проблема вовсе, учитывая что яркость после «вставки чёрного кадра» всегда значительно ниже и подобное изменение вписывается в норму.  

22_srgb_gamma.png  23_srgb_cie.png

Что же касается режима sRGB, то никаких значимых изменений в принципы его работы инженеры компании ASUS не сделали. Яркость и все настройки цвета в нём блокируются: в центральной точке мы получили 178 нит и цветовую температуру на уровне 6400К. Цветовой охват не меняется, а поэтому смысла в данном пресете мы всё ещё не видим. 

24_calib_gamma.png  25_calib_cie.png

Таким образом, мы вновь переходим в самый адекватно настроенный режим Racing с доступными для регулировки настройками в разделе Image. Достаточно снизить яркость подсветки, немного изменить степень усиления RGB и провести профилирование или полноценную калибровку с правками гамма-кривых. Мы пошли по второму пути.

После проведённых процедур были получены близкие к идеалу гамма-кривые и соответственно адекватный контраст картинки. Точки серого клина сблизились, а точка белого вышла на уровень DeltaE 0,5.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки ASUS нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но в меню есть несколько дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. Проверим, как влияют на изображения два из них: Gamma и Dark Boost.

30_gamma18_174.png  31_gamma22_212.png  32_gamma24_240.png

Из дополнительных режимов гаммы в PG279QE есть варианты 1.8 и 2.4, которые достаточно точно соответствуют своим названиям, в отличии от заводского значения 2.2. Впрочем, единственно правильным из них, в реалиях нашего мира, всё равно остаётся значение 2.2 и все близкие к нему реальные цифры, как в случае с режимом Racing, выставленном по умолчанию.  

  26_dbnone_212.png  27_dbl1_207.png  28_dbl2_202.png  29_dbl3_197.png

Параметр Shadow Boost, как следует из его названия, высветляет тени и делает это в случае с PG279QE достаточно плавно, не затрагивая прочие участки кривых RGB, но исключительно на первом уровне усиления. Для лучшей видимости противников в тёмных сценах/на тёмных картах данная функция только в помощь. Но говорить об улучшениях точности цветопередачи говорить не приходится.

Равномерность градиентов и бандинг

Установленная 8-битная (скорее всего 6 бит + FRC) IPS-type-матрица смогла продемонстрировать достаточно качественные градиенты, как при настройках по умолчанию, так и после внесения ручных правок. Придраться к ним без внесения правок на уровне LUT-видеокарты крайне сложно. 

83_grad1.jpg  84_grad2.jpg

После же полноценной калибровки мы увидели три выделенных зоны в области 10-40 %, а также пару переходов с паразитными оттенками (сине-фиолетовый). Но тут стоит напомнить, что PG279QE, в некоторых случаях использования, может обойтись без внесения LUT-правок, что приведёт к тому, что градиенты останутся на изначально высоком уровне. Достаточно снизить яркость, внести правки в цветовую температуру точки белого и создать индивидуальный профиль устройства. 

85_banding.jpg

Что же касается сложных цветовых переходов на реальных изображениях, то здесь дисплей показал себя достаточно хорошо. Различные грубые переходы виднеются на горизонте, но на фоне ужасав большинства *VA и TN+Film конкурентов решение от ASUS выглядит идеально. С другой стороны, если вас не устраивают результаты других схожих по уровню игровых IPS-решений, то PG279QE разочарует вас ровно также. Хотите менее выраженный бандинг? Смотрите на качественные 60 Гц-варианты, предназначенные для работы с цветом. Других вариантов мы пока не знаем!

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора ASUS ROG Swift PG279QE, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Уровень стабильности цветовой температуры оказался крайне высоким. Чуть хуже он предстал перед нами лишь после активации ULMB и после проведённой калибровки. Но даже с такими результатами PG279QE превосходит многие другие модели, а поэтому причин для недовольств быть не может.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “User” со значениями RGB 100/100/100. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Racing из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшихся «режима» ЦТ и доступные варианты функции Blue Light Filter: 

04_tab4.png

По полученным результатам можно отметить следующее:

  • Режимы Cool и Blue Light Filter полностью соответствуют своим названиям и предназначению;

  • Максимально близким к референсу 6500K является пресет Warm в котором была получена «ДельтаЕ» на уровне 1 единицы – почему производитель не использовать это значения для настроек по умолчанию остаётся загадкой;

  • При отдалении цветовой температуры от уровня 6400-6600К снижается стабильность ЦТ оттенков серого, что прекрасно видно по режимам BLF, но исключительно по уровню максимальных отклонений.

Вывод тут напрашивается очевидный: после покупки монитора сразу переключаем режим цветовой температуры в положение Warm, оставляем в User (если всё устраивает) или настраиваем точку белого вручную (читай: на глаз). Про другие возможные варианты – они сильно на любителя либо актуальны только для особых случаев использования.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 71-437 нит при среднем коэффициенте контрастности в ~1270:1. Снижение яркости линейно, КК стабилен во всём диапазоне и на целых 27 % выше заявленного производителем.

06_tab6.png

Значение верхней границы яркости в 437 нит ощутимо превышает заявленные 350 и позволит работать с монитором в большинстве ситуаций, даже когда на рабочем месте очень светло. А нижнее в 71 нит, пускай и не тот идеал, к которому стоит стремиться многим производителям (хотя бы 30-40 нит), но, тем не менее, обеспечит высокий комфорт при работе за монитором в затемнённом помещении, особенно ночью. Получается, что в ASUS немного расширили диапазон подсветки вверх и сохранили примерно тот же уровень снизу. Ну что же – стабильность - это не плохо. 

07_tab7.png

При активации режима ULMB яркость подсветки автоматически выставляется на 100 %, а все дальнейшие изменения следует вносить в такой параметр, как ULMB Pulse Width (ширина импульса вставки «чёрного кадра»). Доступен диапазон от 10 до 100 %.

08_tab8.png

Коэффициент контрастности в этом случае немного снижается, а диапазон регулировки яркости устанавливается на уровне 17-158 нит – идеал для большинства рабочий условий. Однако, тут следует помнить, что нагрузка на глаза в режиме ULMB (Ultra Low Motion Blur) значительно увеличивается, мерцания подсветки составляет 120 Гц (и ниже, при снижении частоты вертикальной развёртки), а поэтому не всё так очевидно, как может показаться на первый взгляд.

Скорость матрицы

В новинке заявлена матрица со временем отклика в 4 мс, измеренным по методике Gray-to-Gray. Максимальная частота вертикальной развёртки составляет 165 Гц после активации разгона (Overclock), которые легко достичь, как на системах с GPU от AMD, так и, естественно, от NVIDIA.

Для увеличения скорости отклика в модели применена технология разгона OverDrive (параметр OD в OSD Menu). Присутствует три режима работы: по умолчанию производитель выставил Normal. Давайте посмотрим на полученные результаты при максимально возможной частоте вертикальной развёртки:

86_overdrive.jpg

По сравнительной картинке хорошо видно, что никакого смысла в двух дополнительных режимах OD нет. В одном из них шлейфы за движущимися объектами увеличиваются, а во втором артефакты изображения дают о себе знать без попыток их найти – они просто есть и бросаются в глаза в любой рабочей ситуации.

К сожалению, монитор пускай и быстрый, но за прошедшие 4,5 года никаких положительных сдвигов производитель не сделал и это его главная ошибка. ASUS PG279QE не может на равных бороться с моделями на более свежих LCD-панелях с частотой 144-165 Гц и предлагает просто «хороший уровень», но с различимыми артефактами. Решения на AAS-матрице от Innolux быстрее и без артефактов, а новинка от LG на Nano IPS и вовсе – недосягаемый уровень.

Что же касается режима работы ULMB, то при его включении на мониторе легко становится читаем движущийся текст, но артефакты никуда не исчезают. Визуальный эффект сравним с CRT-мониторами, но нагрузка на глаза в этом случае значительно увеличивается, а поэтому использовать его для постоянной работы – большая ошибка. 

87_propusk.jpg

Второй важной для геймеров особенностью модели ASUS ROG Swift PG279QE является встроенный модуль адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync, обеспечивающий плавность изображения и отсутствие разрывов (tearing) в максимально широком рабочем диапазоне частот (от 30 до 165 Гц). Данная технология предназначена исключительно для пользователей GPU NVIDIA, ведь именно они смогут ощутить все прелести данной технологии. Тем же кто предпочитает «лагерь AMD» смысла покупки героя обзора практически нет, по крайней мере, если вас действительно сильно волнуют игры, и вы проводите за ними много часов в день.

Что касается пропуска кадров, то у PG279QE с этим проблем не возникло – 165 Гц в разгоне – честные, без пропуска. А в 144 Гц без Overclock можете и вовсе не переживать – тут всё честно «в квадрате».

Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора рассматриваемый монитор мало чем отличается от других 27-дюймовых WQHD-моделей с IPS-type-панелями, демонстрируя высокий уровень стабильности картинки при рабочих углах просмотра:

88_viewingangles.jpg

При незначительных изменениях в горизонтальной плоскости картинка на экране ASUS ROG Swift PG279QE совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Особенно сильно меняют свой внешний вид крайние области экрана, в частности — углы.

  89_glow1.jpg  90_glow2.jpg  91_glow3.jpg  92_glow4.jpg

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. Именно Glow вносит основной вклад в появление претензий к стабильности картинки на экране и комфорту работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.  

93_glowc1.jpg  94_glowc2.jpg  95_glowc3.jpg

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, особенно если картинка выполнена в тёмных оттенках. В этом случае при взгляде со стороны появляется тёплый или холодный паразитный оттенок (зависит от того, с какой стороны смотреть). При проверке на других картинках результат может быть совсем другим, но общие закономерности останутся в силе.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

09_tab9.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 9,4 %, а максимальное – 20,6 %. Результат для такой диагонали средний, а характер отклонений схож с увиденным на многих экземплярах PG279Q. Безусловно, в зависимости от экземпляра равномерность подсветки может плавать, но общие тенденции уже давно известны и подтверждены многими проверками.  

10_tab10.png

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Затемнённые участи расположились строго по дуге от верхнего края к нижнему, за исключением нижнего левого угла. 

96_ravn_white.jpg

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля. 

  97_ravn_gray1.jpg  98_ravn_gray2.jpg  99_ravn_gray3.jpg  100_ravn_gray4.jpg

Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. Здесь мы видим проблемы не только с яркостью, но и можем заметить некоторую разницу в цветовой температуре между частями экрана с минимальными паразитными оттенками.

101_ravn_black1.jpg  102_ravn_black2.jpg

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя максимально ярко в двух правых углах панели и менее заметно в двух левых – всё как любят те, кто перебрал не один PG279Q в поисках «идеала». Время идёт, а ничего не меняется!   

Подобные проблемы могут негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 16:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и так далее.

103_ravn_glowblack.jpg

Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше.

При сильном отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но мы становимся свидетелями реальных проблем равномерности подсветки на чёрном: нижний правый угол всё ещё с нами (пускай и не в тех объёмах), а левая часть панели, похоже, не дожата, что приводит к соответствующему эффекту.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

11_tab11.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,8 % в среднем и 5,2 % в максимуме – выше среднего «по больнице» и является очень достойным результатом для игрового 27-дюймового IPS-монитора. 

12_tab12.png

В сравнении с ранее проверенными PG279Q (несколько лет назад) разница между измеренными минимумом и максимумом оказалась в два раза меньше, а вот внешней вид диаграммы поверхности – очень схож. Другими словами, зависимость цветовой температуры сохранилась – она увеличивается сверху вниз, но этот переход визуально стал менее заметен. Если ваш экземпляр PG279QE будет похож на протестированный нами, то считайте, что вам повезло и можете смело брать – лучше вы, вряд ли, найдёте.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В мониторе ASUS ROG Swift PG279QE применена «безрамочная» AHVA-матрица с полуматовой защитной поверхностью. Рассмотрим полученный макроснимок:

104_krystal.jpg

В первую очередь видна классическая структура пикселей для современных IPS панелей. Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект практически не проявляет себя при обычных условиях просмотра, но при изменении угла обзора резко даёт о себе знать в виде эффекта «туалетной бумаги», видимого особенно хорошо на светлых объектах. 

  108_text1.jpg  109_text2.jpg  110_text3.jpg  111_text4.jpg

Нет у монитора и каких-либо проблем с текстом любой величины и цвета. В отличии от многих современных SVA-моделей новинке не требуется дополнительная настройка резкости (впрочем, её в настройках и нет), всё идеально сразу после первого включения. 

105_shim100.jpg  106_shim0.jpg

Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

107_shim_ulmb.jpg

Активированный режим ULMB приводит к изменению ситуации. Из-за принципа работы технологии без мерцающей подсветки здесь не обойтись. Так оно и есть: установив частоту вертикальной развёртки в 120 Гц, в ходе измерений мы получили частоту ШИ-модуляции на схожей частоте. Нагрузка на глаза существенно выше, чем без ULMB, но и визуальное восприятие движущихся объектов на экране (даже при обычном пролистывании интернет-страниц и рабочих документов) совсем иное. Для тех, кто с грустью в глазах вспоминает о старых CRT, ULMB-режим – «то что доктор прописал».

Блок питания в мониторе - внешний. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.

Выводы

Компания ASUS, будучи одним из основоположником сегмента игровых IPS-мониторов, выбрала выжидательную позицию в отношении 27-дюймовых WQHD-решений и потратила на это все четыре года, за которые на рынок успели выйти несколько новых игроков, а рассматриваемый класс мониторов вырос в несколько раз. Теперь решения подобного уровня можно приобрести начиная от 25000 рублей (и 30000 руб. за одну из новых моделей от ASUS) и заканчивая всё теми же 55000-60000 рублей, как в 2015 году. Увы, новинка PG279QE застряла где-то там же…

Производитель занялся упрощением внешнего вида, убрал все ранее доступные варианты подсветки внешнего пространства (ну или назовём их проще – подсветку логотипов), но незаметно для обычного потребителя увеличил рабочие углы наклона, поворота и разворота. Полезное ли это обновление? Сомневаемся. Больше это похоже на «обновление ради обновления».

Инженеры ASUS сохранили качественную заводскую настройку цветопередачи, но за четыре с половиной прошедших года не удосужились поработать над алгоритмами Overdrive, а потому мы вновь стали очевидцами заметных артефактов как в стандартном режиме, так и при активации ULMB. Многие конкуренты, в том числе более доступные с G-Sync Compatible (как официально подтверждённом, так и нет), обходят изученное сегодня решение не только по скорости, но отсутствию тех самых дефектов на движущихся изображениях. На что или кого смотрели в ASUS за все это время – останется большой загадкой.    

Использование знакомой матрицы не пошло монитору на пользу. Конечно, новые партии и досконально отработанное производство помогли увеличить равномерность подсветки, однако, сильный угловой Glow-эффект, за который многие покупатели не любили PG279Q, остался и у новинки. Цветовой охват сохранился на уровне sRGB, но качественную эмуляцию соответствующего стандарта монитору так и «не завезли» - ещё один прокол инженеров ASUS, хотя их коллеги из других компаний для своих мониторов с куда более доступным ценником делают это на раз-два.

Таким образом, новый ASUS ROG Swift PG279QE является не совсем типичной заменой одному из основоположников сегмента игровых IPS-дисплеев, придётся по душе тем, кого интересует качество изготовления, широкая эргономика, а также аппаратный модуль G-Sync с более широким рабочим диапазоном частот, чем в случае с универсальными «аппаратами». Таких моделей со временем будет все меньше и меньше, а поэтому – берите, пока ещё предлагают! Удачи в правильном выборе.  

____________________________________________________________________________   

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS ROG Swift PG279QE в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Всё ещё уникальный дизайн ROG Swift и использование «безрамочной» матрицы;

  • Высококачественные материалы и сборка;

  • Эргономичная подставка с увеличенными возможностями и наличие VESA-совместимого крепления;

  • Хороший комплект поставки;

  • Наличие простой системы прокладки кабелей и встроенной акустической системы (среднего качества);

  • USB-хаб с двумя портами версии 3.0;

  • Удобная система управления;

  • Достаточно быстрая 165 Гц -матрица;

  • Одно из наиболее удачных соотношений диагональ-формат-разрешение для работы и игр без использования проблемной системы масштабирования Windows;

  • Поддержка технологии адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync (работает в диапазоне 30-165 Гц);

  • Очень хорошая заводская настройка;

  • Стабильно высокий результат по соответствию цветового охвата стандарту sRGB во всех возможных режимах;

  • Очень высокая стабильность цветовой температуры на сером клине;

  • Высокая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры на светлом поле – значительно лучше, чем на ранних экземплярах PG279Q;

  • Широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильном коэффициенте контрастности;

  • Отличные углы обзора;

  • Хорошие градиенты при настройках по умолчанию и после ручных правок – в целом, можно обойтись только профилированием без правок в LUT-видеокарты;

  • Отсутствие видимого кристаллического эффекта, Cross Hatching-эффекта (но только при обычных условиях просмотра) и паразитных звуков во время работы;

  • Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free (до момента активации режима ULMB).

Недостатки:

  • На что были потрачены 4,5 года с момента выхода PG279Q?;

  • Равномерность подсветки на чёрном оставляет желать лучшего (так было и раньше), а сильной Glow-эффект только усиливает негатив;

  • Артефакты на движущихся объектах достаточно легко заметить – на фоне предшественника никаких изменений инженеры компании не сделали;

  • Время идёт, а цена остаётся на прежнем уровне…

Может не устроить:

  • Отсутствие систем подсветки внешнего пространства;

  • Некоторое упрощение внешнего вида относительно предшественника;

  • Небольшой выбор интерфейсов и ограничения HDMI 1.4 (небольшая частота вертикальной развёртки и отсутствие поддержки G-Sync);

  • Монитор не столь быстр, как конкуренты на матрицах Innolux и LG Display – остаётся только смириться с этим фактом;

  • Возможность активации ULMB только на частоте от 85 до 120 Гц – знакомое ограничение у мониторов ASUS;

  • Средний результат равномерности подсветки на белом поле по уровню яркости;

  • Glow-эффект присутствует в полной мере;

  • Бесполезность режима sRGB – цветовой охват не сужается, а все настройки изображения блокируются, вместе с яркостью на уровне 178-180 нит;

____________________________________________________________________________

Грыжин Александр aka  =DEAD=

Комментарии