Когда цена и качество важны одновременно. Обзор монитора ASUS ProArt PA278QV

Вступление

При выборе профессионального дисплея некоторая часть пользователей стремится сэкономить и выбирает исключительно кошельком. Отчасти это оправдано – современные модели с заводской калибровкой могут показывать правильные цвета что называется «из коробки», но не далеко факт, что выбранный монитор окажется «тем самым». В этом обзоре мы постараемся сузить круг поиска и рассмотрим одну из недорогих моделей, которая тем не менее относится к профессиональной линейке, а именно ASUS ProArt PA278QV стоимостью около 33 – 35 тысяч рублей.

Технические характеристики и особенности

Тип матрицы

IPS

Тип подсветки

LED

Разрешение экрана

2560х1440 пикселей

Диагональ экрана

27 дюймов

Плотность точек

108,79 PPI

Соотношение сторон

16:9

Поддержка HDR

Нет

Максимальная яркость

350 кд/м^2

Контрастность статическая

1000:1

Контрастность динамическая

100 000 000:1

Количество отображаемых цветов

16,7 миллионов

Углы обзора

178°/ 178°

Время отклика

5 мс (GTG)

Частота вертикальной развёртки

75 Гц

Видео-разъёмы

1 x HDMI 1.4

1 x DisplayPort 1.2

1 x Mini DisplayPort

1 x Dual-Link DVI-D

Порты USB

1 x USB 3 Type-B, для подключения к ПК

4 x USB 3.0, для подключения устройств

Аудио-разъёмы

1 x 3,5-мм аудиовход

1 x 3,5-мм разъём для наушников

Поворот, наклон и подъём дисплея

Поворот от -90° до +90°

Наклон от -5° до +35°

Подъём на высоту до 15 см

Поддержка режима PIVOT (разворот на 90°, портретный режим)

Поддержка крепления VESA

Да, 100х100 мм

Аудио

2 динамика, по 2 Вт каждый

Блок питания

Встроенный

Габариты с подставкой

615 x 226 x (382 - 532) мм

Габариты без подставки

615 x 51 x 372 мм

Вес с подставкой

7,56 кг

Вес без подставки

4,83 кг

Габариты упаковки

735 x 216 x 464 mm

Вес с упаковкой

10,74 кг

Дополнительно

Подсветка Flicker-Free

Adaptive-Sync

ASUS QuickFit

Заводская калибровка и сертификация CalMan

Ориентировочная цена

33900 рублей

Технические характеристики говорят о том, что перед нами классический рабочий монитор для обработки фото и видео преимущественно в цветовом пространстве sRGB. Производитель заявляет о полном покрытии одноимённого цветового пространства, как и о полноценном охвате Rec. 709. Остальные характеристики ASUS ProArt PA278QV типичны для рабочего монитора стоимостью около 33 – 35 тысяч рублей. Это яркость экрана в 350 кд/м^2, статическая контрастность на уровне 1000:1 и конечно же, IPS-матрица с 8-битным цветом в 16,7 миллионов оттенков. Куда же без неё в качественном профессиональном мониторе. Впрочем, есть несколько параметров, которые выделяют ASUS ProArt PA278QV среди массы конкурентов. Это повышенная частота обновления, подсветка без мерцания и заводская калибровка.

Обычно «рабочие» мониторы получают матрицы с частотой развёртки 60 Гц. Для решения задач в Adobe Photoshop, Illustrator и (по большей части) для видеомонтажа этого достаточно. Однако матрица ASUS ProArt PA278QV может обновляться с частотой до 75 Гц. С одной стороны, это всего на четверть выше стандарта и почти в два раза ниже, чем у обычного современного игрового монитора. Тем не менее, визуальная разница между 60 и 75 Гц будет заметна. Окна будут двигаться плавнее, а если вы захотите поиграть, то получите преимущество перед противниками с обычными 60-герцовыми дисплеями.

Ещё одно преимущество, это заявленная производителем подсветка без мерцания. На самом деле подсветка большинства мониторов мерцает, но мы не успеваем её заметить из-за особенностей наших глаз. Однако на протяжении многих лет некоторые пользователи, которые проводят большую часть дня за компьютерами, стали жаловаться на усталость глаз после нескольких часов работы. Как оказалось, дело в частоте мерцания подсветки. В данной статье мы не станем вдаваться в подробности работы ШИМ (широтно-импульсной модуляции), которая регулирует частоту мерцания подсветки. Скажем лишь, что при работе за монитором с частотой мерцания подсветки около 100 – 200 Гц глаза устают быстрее, чем при работе за мониторами с частотой подсветки в несколько (сотен) килогерц. Мерцать подсветка будет и в том, и в другом случае. Однако, если частота её мерцания измеряется в килогерцах, нашему мозгу кажется, что подсветка горит постоянно. А значит, глаза будут уставать гораздо меньше. Подобные мониторы и называются «мониторами без мерцания подсветки» или «Flicker-Free».

Несколько лет назад, заводскую калибровку проходили только избранные модели. Всё дело в том, что калибровка (особенно при использовании спектрофотометра вместо колориметра) – процесс длительный. Чем дольше монитор стоит на конвейере, тем меньше мониторов будет произведено за день и следовательно, тем выше будет конечная цена продукта. Со временем технологии шагнули вперёд и всё больше производителей стало пользоваться заводской калибровкой, теперь её можно встретить даже у игровых моделей, что уж говорить о ASUS ProArt PA278QV. В комплекте с монитором можно найти документ, согласно которому среднее значение ошибки Delta E составляет 0,35 единиц (при номинальном значении в 2 единицы), а цветовая температура по большей части находится на уровне в 6500 К. Что ж, обязательно проверим утверждения производителя во время тестов, а пока взглянем на дизайн ASUS ProArt PA278QV.

Внешний вид ASUS ProArt PA278QV

Внешний вид ASUS ProArt PA278QV строгий, как и положено профессиональному инструменту. Тем не менее не обошлось и без модных трендов. Левая, правая и вместе с ними верхняя рамки оказались тонкими. Из общей картины выбивается только нижняя грань – на ней расположены кнопки управления, а внутри скрывается торцевая светодиодная подсветка. В результате нижняя рамка и оказалась толще, чем остальные.

Набор элементов управления типичен для профессионального монитора начального уровня: кнопка Power и шесть управляющих клавиш. Небольшого джойстика, расположенного сзади у ASUS ProArt PA278QV нет. По-видимому, данный элемент управления остаётся прерогативой дорогих моделей. С другой стороны, чем проще монитор, тем дешевле он будет в производстве и как следствие – на полке магазина. Стоит отметить, что светодиод питания находится на фронтальной панели, но светит он неярко, а если свет окажется лишним, то отключить надоедливую «лампочку» можно в меню монитора.

Линейка около нижней грани экрана – фирменная черта мониторов серии ProArt, которая осталась у ASUS ProArt PA278QV. Фотографы, иллюстраторы и другие пользователи, связанные с типографским делом, особенно оценят дополнительную линейку, с помощью которой можно оценить размер отпечатка в сантиметрах.

На ножке и подставке монитора нанесены две круговых градусных шкалы. Первая находится на основании ножки, а вторая – на обратной стороне монитора, в месте крепления ножки. С их помощью можно точно выровнять дисплей на любой плоской поверхности. Или понять, что стол стоит криво, либо узнать, что строители уложили кривой пол – как повезёт. :)

Так как ножка монитора оказалась широкой, в её основании сделано прямоугольное отверстие для прокладки кабелей. Оно значительно шире и выше, чем принято у современных дисплеев, чтобы сквозь него проходил кабель с широким портом DVI. А если вы предпочитаете кронштейны, то у ASUS ProArt PA278QV есть крепёжные отверстия для крепления VESA 100x100 миллиметров. Подставка легко отщёлкивается после нажатия на отдельную кнопку на обратной стороне дисплея.

Последняя особенность ножки и подставки, о которой стоит рассказать, это широкие возможности регулировки угла наклона и высоты монитора. Дисплей ASUS ProArt PA278QV можно поднять на высоту до 15 сантиметров и развернуть его экран на 90 градусов как по часовой стрелке, так и против неё. Хотите показать рядом сидящему коллеге свой новый шедевр? Легко, просто разверните монитор в его сторону. Экран монитора можно наклонять в диапазоне от -5° до +35° или перевести в вертикальный режим PIVOT.

Обратная сторона монитора выгляди строго, как и его фронтальная часть. Её украшает крупный, зеркальный логотип производителя, расположенный в верхней части. Все разъёмы расположены параллельно матрице, что облегчает размещение монитора как на стене, так и на кронштейне.

Если снять ASUS ProArt PA278QV с подставки и положить на стол экраном вниз, то разъём питания и переключатель Power окажутся с левой стороны, а все остальные разъёмы – с правой.

Для приёма видеосигнала доступны современные разъёмы HDMI 1.4 и DisplayPort 1.2. А для подключения к старым или экзотическим системам предусмотрены двухканальный DVI-D и Mini DisplayPort. Кстати, последний у мониторов встречается ещё реже, чем разъём DVI. Дополнительно доступно два 3,5-мм аудиоразъёма. Первый нужен для подключения наушников, а второй – для вывода звука на монитор, если вы используете порт DVI. Разъём USB 3 Type-B, предназначенный для подключения к компьютерам, как и два разъёма USB 3.0 расположены сзади. Вторая пара USB 3.0 находится на левой грани монитора.

Меню ASUS ProArt PA278QV

Если вы однажды видели экранное меню у современного дисплея ASUS, то можете смело утверждать, что видели их все. Компания давно пришла к единому виду OSD и не собирается от него отказываться. Нам же лучше, экранное меню ASUS одно из самых простых, понятных и удобных.

Первый раздел ProArt Preset отведён под выбор режима работы дисплея. Помимо стандартного режима и заявленных sRGB и Rec.709 доступен пункт DCI-P3. Встреча более чем внезапная, данный цветовой охват не заявлен на сайте производителя, а значит, будет интересно его протестировать и узнать, как хорошо монитор стоимостью около 33 рублей справляется с данным цветовым пространством.

Второй пункт отдан фильтру синего цвета. Проще говоря, чем выше уровень фильтра, тем теплее будет изображения на экране. Принцип работы фильтра чем-то схож с изменением цветовой температуры дисплея. Если у вашей операционной системы нет «ночного режима», то можно воспользоваться пунктом меню «фильтр синего». Его можно активировать по вечерам, чтобы дисплей стал «теплее», что увеличит качество сна и поможет засыпать быстрее.

Настройки цветопередачи собраны в третьем пункте ProArt Palette. Кроме обычного изменения яркости, контрастности и насыщенности можно изменить оттенок и цветовую температуру, которая скрывается в пункте «цветовой режим». Стоит отметить, что ручного изменения цветовой температуры (по трём осям RGB) у ASUS ProArt PA278QV не предусмотрено. Впрочем, это компенсируется следующими пунктами, в которых можно тонко настроить оттенок и смещение цвета по шести осям R G B C M Y K и задать усиление и смещение цвета по трём основным осям R G B.

Остальные настройки изображения собраны в одноимённом пункте. Здесь задаётся резкость, время отклика монитора (раздел Trace Free) и формат монитора. Две остальные функции, Vivid Pixel и ASCR отвечают за улучшение контуров изображение и активацию умной динамической контрастности (ASUS Smart Contrast Ratio) соответственно.

Разделы по настройке звука и источника сигнала не требуют дополнительных пояснений. Они выполнены также, как и на большинстве другим мониторов ASUS либо от другого производителя.

Последний раздел отведён под системные настройки. Здесь активируется адаптивная синхронизация, включаются или отключаются USB-порты монитора в режиме ожидания, настраивается меню, язык и другие параметры. Ещё в последнем разделе находится пункт QuickFit, который выводит на экраны шаблон листов А4, B5, линейку или сетку 3х3. Всё это пригодится фотографам, дизайнерам и типографам как для проверки размера будущего отпечатка, так и для центрирования объектов по сетке.

Тестирование ASUS ProArt PA278QV

В самом начале тестирования мы оценим ASUS ProArt PA278QV с точки зрения обычного пользователя, у которого нет калибратора. То есть, «на глаз». Затем вооружимся колориметром X-Rite i1 Display Pro вместе с утилитами HCFR Calibration, Argyll и его графического интерфейса DispCal и точно оценим качество цветопередачи.

Для ASUS ProArt PA278QV официально заявлена поддержка цветовых пространств sRGB и Rec. 709. Пространства Adobe RGB и DCI-P3 официально не заявлены, хотя профиль с последним цветовым охватом доступен в меню. Можно сказать, что визуально проблем с качеством цветопередачи не обнаружено. Цвета на экране оказались именно такими, какими и должны быть у профессионального дисплея с IPS-матрицей: в меру яркими и насыщенными, с читаемыми деталями в тенях. Забегая немного вперёд скажем, что стандартный режим, включённый по умолчанию, соответствует цветовому пространству sRGB.

Максимальная частота обновления экрана в 75 Гц помогает сделать движение объектов плавнее, чем это было бы у 60-герцового дисплея. Как мы уже писали выше, это не превратит ASUS ProArt PA278QV в игровой монитор, но тем не менее, даст его пользователю преимущество в играх.

Общие параметры качества изображения

Начинаем тестирование с помощью колориметра. Первое, что стоит отметить, это необычайно высокую максимальную яркость, которая достигает в пике 450 кд/м^2, это ровно на 100 кд/м^2, больше, чем заявлено на официальном сайте производителя. Запас яркости просто огромен. Однако увеличение яркости оказалось нелинейным, при значениях с 5% до 50% в экранном меню яркость растёт заметно быстрее, а после её рост замедляется, становясь плавным. Тем не менее, статическая контрастность держится на уровне от 930:1 до 950:1 на всём протяжении измерений, кроме минимального значения яркости в 5%. Такое иногда встречается у мониторов, которые не относятся к топовому классу профессиональных моделей.

Распределение подсветки по экрану в целом оказалось равномерным, с небольшими огрехами в верхних углах. Так, в левом верхнем углу среднее снижение яркости составляет 8,95%, а в правом верхнем уже 7,92%. Стоит отметить нижнюю часть дисплея, которая оказалась немного недосвеченной по сравнению с центральной частью. Здесь среднее падение яркости достигает 4,17% в третьем слева квадрате. Полученные данные не стоит критическим недостатком, не идеальное распределение яркости замечено у подавляющего числа мониторов с торцевой светодиодной подсветкой. Исправить недостаток может только полноценная светодиодная подсветка, но тогда цена монитора может вырасти до 10 раз от стоимости ASUS ProArt PA278QV, которая колеблется в районе 33 – 35 тысяч рублей.

Судя по распределению цветовой температуры, на экране преобладают тёплые оттенки. Среднее падение яркости составляет 300 – 500К при норме в 6500К. Хочется сказать, что это не лучший результат, но если вспомнить стоимость продукта, то претензии резко закончатся. Потому что подобное бывает даже у мониторов стоимостью за сто тысяч рублей.

Стандартный режим

Переходим к тестированию отдельных режимов в меню монитора, и первым из них станет «стандартный» режим, включённый по умолчанию. Измеренный цветовой охват составил ровно 100% для цветового диапазона sRGB, а точка белого (белый крестик на графике) заметно отдаляется от серого крестика – эталонной точки D65. Проще говоря, с цветовым охватом всё более чем хорошо, но точность отображения белого может немного хромать. Скорее всего, это будет заметно, если поставить рядом с монитором белый лист бумаги или другой профессиональный дисплей с точным расположением точки белого. В противном случае вы этого никогда не заметите.

Все измеренные Гамма-кривые немного отходят от идеальной кривой. Это типичное поведение кривых недорогих рабочих дисплеев, к которым относится ASUS ProArt PA278QV.

Измеренная в центральной точке экрана цветовая температура оказалась ниже номинала примерно на 300К. Это значит, что цвета могут выглядеть теплее, в них будет преобладать небольшой жёлтый оттенок. Однако, стоит отметить сравнительно невысокую температуру при светимости чёрного цвета в 5%, обычно у недорогих мониторов она может составлять 8 или 9 тысяч Кельвинов если не больше. А у ASUS ProArt PA278QV она не превышает шесть тысяч градусов, хоть и находится очень близко к семи тысячам.

Среднее значение ошибки цветопередачи Delta E составляет 1,32 пункта, что очень близко к верхней границе рекомендованного значения в 1,5 пунктов. Тем не менее, первый из тестов DeltaE пройден. При этом максимальное значение превышает номинальные 4 пункта и составляет 4,19 единиц. Если бы не красный оттенок, то всё могло бы сложиться иначе.

Режим sRGB

Как обычно, в режиме sRGB яркость устанавливается на фиксированном значении, которое, согласно нашим измерениям, составляет 102 кд/м^2 для белого цвета и 0,101 кд/м^2 для чёрного. Статическая контрастность легко высчитывается и составляет 1009:1. Стоит похвалить ASUS ProArt PA278QV за точное попадание в величину 100 кд/м^2, учитывая как резко и порой не непропорционально растёт его яркость при её изменении в экранном меню.

К сожалению, цветовой охват пространства sRGB немного упал, до 98,3% вместо 100% полученных в предыдущем измерении. Однако стоит отметить, что границы измеренного треугольника остались ровными – это говорит о том, что все цвета будут отображаться по-прежнему точно.

Гамма-кривые зелёного и красного идут почти вровень с эталонной кривой, а кривая синего при этом отклоняется от неё. Сперва отклонение незначительное, однако оно усиливается по мере увеличения яркости синего.

Цветовая температура почти не изменилась, теперь её отклонение от номинала в 6500 К составляет 200К вместо 300К, полученных в предыдущем измерении. Цвета на экране по-прежнему могут казаться немного теплее, чем следует.

После переключения в режим sRGB ошибка цветопередачи пришла в норму. Её среднее значение составляет 0,47 единиц, а максимальное – 1,79 единиц. Оба измерения укладываются в рекомендованную норму. Кстати напомним, что сам производитель заявлял о том, что среднее значение Delta E составляет 0,35 единиц. Вероятно дело в том, что используемый на производстве анализатор Konica Minolta CA310 гораздо точнее нашего колориметра. В любом случае, разница между 0,35 и 0,47 пунктами критически мала и серьёзно её учитывать не стоит, тем более в мониторе за сумму около 35 тысяч.

Режим DCI-P3

В режиме DCI-P3 цветовой охват практически совпадает с охватом, который мы увидели во время измерений в «стандартном» профиле. А именно, 99,8% для sRGB, 74,9% для Adobe RGB и 80,2% для DCI-P3. При этом измеренная точка белого всё ещё отклоняется от точки белого D65. Впрочем, так как поддержка DCI-P3 официально не заявлена производителем, не будем требовать от монитора слишком многого.

Полученное распределение гамма-кривых чем-то напоминает график, полученный в предыдущем тесте. Только теперь кривые зелёного и красного цветов отдаляются от эталона при измерении светлых оттенков.

График цветовой температуры практически не изменился. Снова мы видим падение цветовой температуры до 200К относительно идеального значения 6500К. Как и в жизни, идеал часто остаётся недостижим.

Измерения точки белого ожидаемо показали неудачные результаты. Среднее значение составляет 1,71 пунктов, что немного превышает рекомендованный предел в 1,5 пункта, а максимальное – 4,22 пункта, что заметно выше номинальных трёх единиц.

Калибровка

Так как из всех трёх режимов худшие результаты показал DCI-P3, то было принято решение проводить калибровку в данном профиле. После калибровки измеренный цветовой охват практически не изменился. Аналогично самое можно сказать и о положении измеренной точки белого.

После калибровки гамма-кривая красного цвета практически слилась с гаммой зелёного. Однако, оба цвета всё ещё отклоняются от эталона. К сожалению, калибровка не смогла исправить кривую синего цвета.

Цветовая температура почти не изменилась, но при этом стала неоднородной, она всё ещё остаётся ниже эталона в 6500К. График стал волнообразным, с незначительным падением и ростом температуры.

Ошибка цветопередачи Delta E стала значительно ниже после калибровки. Её среднее максимальное упало до 3,32 единицы при норме в 4 единицы, а среднее значение ошибки составляет ровно 1 единицу. Кстати, оно точно соответствует рекомендованному значению в 1 единицу или меньше.

Заключение

ASUS ProArt PA278QV создан для пользователей, которые хотят получить недорогой и при этом качественный монитор для работы с цветовым диапазоном sRGB. Согласно проведённым измерениям, в данном цветовом диапазоне монитор показал себя неплохо, особенно для своей цены, которая колеблется в районе 33 – 35 тысяч рублей. При этом дисплей можно подключить к старым системам, с видеовыходом DVI без использования разного рода переходников. Кроме того, разъём Mini DisplayPort редко встречается у мониторов, а USB-хаб на четыре разъёма USB 3.0 добавляет дополнительные очки монитору.

Комментарии