Сегмент профессиональных мониторов в значительной степени отличается по принципам формирования модельного ряда, а также его частоты обновления в сравнении с игровым сегментом. Огромное количество моделей находятся в продаже чуть ли не по 5 лет и остаются актуальными ещё столько же, особенно если пользователь смог правильно определить свои запросы и верно расставил приоритеты в выборе ранее приобретённого дисплея.
Компания ASUS давно обитает в Pro-сегменте – порядка 10 лет, и за это время успела навести шума и предложить пользователям широкий ассортимент очень разных моделей. Были среди них и настоящие хиты, а были решения, которые не смогли на равных бороться со своими прямыми конкурентами, ни по цене, ни по спектру возможностей. В ASUS ошибались, но и выпускали такие решения, до которых, до сих пор, не смогли дотянуться многие их конкуренты.
В этом материале мы хотим познакомить вас с новинкой середины 2023 года – профессиональной 4К моделью на базе IPS матрицы ASUS ProArt PA279CRV. Для производителя это следующий этап развития своих базовых Pro-решений, где НЕ используются новомодные Mini LED источники подсветки, как и отсутствуют варианты на OLED панелях. Сердцем новинки PA279CRV служит надёжная жидкокристаллическая матрица с крайне широкими возможностями цветовоспроизведения, а богатая начинка монитора послужит дополнительным стимулом для рассмотрения его в качестве своего главного помощника в решении профессиональных задач на долгие годы вперёд. А теперь обо всём поподробнее.
Рассматриваемый монитор был показан публике в конце января 2023 года, но реальный анонс с заявлением о старте продаж случился ближе к апрелю, а до полок магазинов ProArt PA279CRV добрался лишь к лету. В Россию модель официально не завозится и проходит через «параллельный импорт» с упрощённой гарантией.
Для самой компании ASUS герой обзора является прокачанной версией крайне популярного PA279CV, представленного в продаже уже порядка 3 лет. Из-за использования матрицы с крайне широким цветовым охватом и прочих технических особенностей, модель PA279CRV попала в тот сегмент рынка, где конкуренция развита слабо. Из доступных моделей, учитывая ценовой сегмент, реальные конкуренты есть только у BenQ c их проверенным временем SW271U и недавно вышедшим SW272U. Однако, в России с поставками этих моделей сейчас определённые сложности, а их конечная стоимость оказывается часто (но не всегда) ощутимо выше, чем у решения от ASUS, предлагаемого за 75000-80000 рублей.
Мы не получили доступ к сервисному меню, а в интернете отсутствуют достоверные данные об используемой в мониторе панели. Но точно известно, что это IPS-подобная матрица, в которой используются так называемые «квантовые точки», благодаря которым производитель и добился столь широкого цветового охвата. Пока что матрицы с такими характеристиками есть только у одного производителя – AU Optronics (AUO) с их AHVA моделями матриц.
В случае с ASUS ProArt PA279CRV используется 27-дюймовая панель стандарта 4K UHD с максимальной частотой вертикальной развёртки 60 Гц. Это Flicker-Free (без мерцания) решение с торцевой системой подсветки (Edge-LED) с формальным делением на зоны в общем количестве 12-14 штук, что никоем образом не может улучшить качество воспроизведения какого-либо контента, но производителю было важно оставить в PA279CRV функцию Dynamic Dimming и они это сделали.
Использование «квантовых точек» (QD) в качестве модификатора спектра свечения расширило цветовой охват панели до уровней в 99 % для всех трёх основных пространств (sRGB, AdobeRGB, DCI-P3) и предоставило возможность для ASUS указать поддержку ещё более широкого Rec.2020, но без упоминания точного результата. На фоне младшего PA279CV с 99-100 % sRGB/Rec.709 это существенный шаг вперёд, но целью новинки являются потребители, которые будут чётко осознавать для чего нужны им эти расширенные возможности. Это крайне важно.
Максимальная яркость модели в режиме SDR близка к современным нормам и находится на уровне 350 нит, а 400 нит по заявлению производителя достижимы только при включенном HDR. Вместе с тем модель сертифицирована по стандарту VESA DisplayHDR 400 и поддерживает работу с HDR10 контентом. Коэффициент контрастности составляет 1000:1, а при включённой функции Dynamic Dimming (динамического управления небольшим количеством зон подсветки) может добраться до уровня в 3000:1, но лишь в определённых зонах экрана.
В технических характеристиках производитель заявляет, что панель может воспроизвести до 1,07 миллиарда цветовых оттенков, что подразумевает её 10-битную архитектуру, но, с большой долей вероятности, сделано это с помощью технологии FRC по методу 8 + 2, что уже давно является нормой для решений подобного рода.
Использования дополнительного светорассеивающего слоя на базе Quantum Dots (QD), кроме значительного расширения цветового охвата, позволило «загнать» пик синего в спектре подсветки в область 456-457 нм. Это обеспечивает дополнительное снижение нагрузки на глаза совместно с отсутствием мерцания подсветки.
Заявленные углы обзора у модели PA279CRV типичны для IPS-представителей любого уровня, да и заявленное время отклика GtG нас совсем не удивило – 5 мс. Другими словами – рекордов монитор ASUS не ставит, хоть и получил сертификат VESA MediaSync, намекающий на возможность работы с технологией AMD FreeSync, правда в очень узком частотном диапазоне.
Для подключения к ПК или ноутбуку производитель предлагает воспользоваться двумя HDMI 2.0, DisplayPort 1.4 или USB Type-C с поддержкой режима DP Alt Mode и мощностью зарядки в 96 Вт по протоколу PowerDelivery (PD). Кроме этого в мониторе ASUS ProArt PA279CRV предусмотрены настраиваемые функции PiP/PbP, а с помощью интерфейса DP-Out потребитель может использовать связку мониторов, в обход системного блока, благодаря технологии MST (она же Daisy-Chain).
Для работы с периферией в мониторе предусмотрены три порта USB 3.2 Gen 1 Type-A, один USB Type-C 3.2 Gen 1 с поддержкой зарядки сторонних девайсов и 3,5-мм аудиовыход для подключения наушников или внешней акустики. Тем временем встроенная акустическая система в ASUS ProArt PA279CRV представлена двумя динамиками по 2 Вт каждый.
В вопросе внешнего вида ASUS ProArt PA279CRV повторяет многие последние новинки производителя из серии ProArt, но некоторые изменения всё же были сделаны: на 30 % уменьшена толщина корпуса и на 33 % сокращены размеры подставки. Перед нами типичный представитель семейства ProArt — в «безрамочном» дизайне, с эргономичной подставкой и привычной системой управления на базе пятипозиционного джойстика с дополнительными клавишами на лицевой панели корпуса.
Для PA279CRV заявлена заводская калибровка с Delta E < 2 по стандартам компании Calman, а из-за изначально широкого цветового охвата в мониторе предусмотрены различные режимы эмуляции основных рабочих пространств с возможностью их дополнительной тонкой настройки (за редким исключением). Дополнительно в настройках присутствует пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра за счёт регулировки уровня RGB Gain, но в основном на защите ваших глаз служит Flicker-Free-подсветка – без мерцания во всём рабочем диапазоне.
В арсенале монитора также присутствует усовершенствованная технология QuickFit Plus (набор настраиваемых сеток на экране монитора), выбор режимов работы встроенного скалера, а вот возможности проведения аппаратной калибровки через встроенный LUT самого монитора в PA279CRV вы не встретите – эта эксклюзивная возможность досталась более серьёзным и дорогим моделям в линейке ProArt. Всё как обычно.
Монитор ASUS ProArt PA279CRV поставляется в небольшой коробке с качественной полиграфией, фотографией дисплея на верхнем стикере и перечислением основных особенностей модели с помощью различных пиктограмм с подписями.
Для переноски производитель предлагает воспользоваться специальным вырезом-ручкой в верхней части коробки – очень удобно.
Одну из боковин производитель также практически полностью отдал под полный список достоинств модели.
По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные.
Комплект поставки новинки включает в себя следующее:
Набор оптимальный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора при подключении по любому из доступных интерфейсов. Главное в этом случае – удостовериться в возможностях используемого в ПК/ноутбуке железе и знать заложенные производителем пределы для каждого из установленных интерфейсов. Единственное с какой проблемой может столкнуться потребитель – работоспособность встроенных USB Type-A портов в мониторе при подключении PA279CRV к обычному ПК. Тут вам придётся дополнительно воспользоваться USB Type-C соединением, а если такой интерфейс в вашем ПК отсутствует, то найти переходник с Type-C на Type-A и произвести подключение к системному блоку. В противном случае USB-хаб монитора будет работать только в связке с современным ноутбуком и подключением к нему по полноценному Type-C с DP Alt Mode.
Если ранее вы не сталкивались с мониторами линейки ProArt, то изменения дизайна PA279CRV в сравнении с ранее выпущенными решениями компании, могут пройти мимо вас и останется верить производителю только в указанные минус 30 % толщины и 33 % снижения площади подставки. Но на самом деле изменений гораздо больше.
Дизайнеры отказались от некого подобия линеек, размещённых на самых разных поверхностях у предшественников новинки из линейки ProArt. К физическим клавишам на лицевой панели добавили 5-позиционный джойстик, центральная стойка приобрела новые формы и стала походить на оную в некоторых решениях Dell и LG.
В задней части корпуса теперь красуется большой логотип ProArt, а в качестве дизайнерского изыска по периметру центральной части применяется фактурный пластик с вертикальными полосами. Ну и, конечно, мы подтверждаем, что корпус стал ощутимо более тонким, а вес модели соответственно снижен более чем на килограмм.
Несмотря на уменьшение габаритов прямоугольной подставки, она сохранила за собой ощутимую массу благодаря тому, что в её основе используется толстое металлическое (стальное?) основание. Крепление центральной колонны, как обычно, смещено назад для увеличения расстояния от экрана до пользователя и большей устойчивости конструкции.
Круглая утончённая стойка внесла ощутимые изменения внешнего вида новинки, а в качестве системы прокладки кабелей в ней сделан специальный вырез овальной формы. Подход к «кабель-менеджменту» самый простой, но хотя бы так, чем ничего.
В новинке ASUS используется быстросъёмное соединение с кнопкой блокиратором, а на самом корпусе прячется VESA-совместимое крепление стандарта 100 х 100 мм.
К слову, теперь центральная стойка собирается из двух элементов – в этом вопросе ASUS снова привнесли что-то новое. Прямоугольная металлическая пластина с пластиковой заглушкой сзади (в цвет корпуса) устанавливается на круглое основание и блокируется на своём месте с помощью пластикового крючка. Дополнительный инструмент для этого не требуется. Вся сборка подставки и монитора происходит без него – голыми руками.
Собранная подставка отличается крайне развитой эргономикой. Доступны регулировка высоты корпуса в пределах 130 мм, наклон в диапазоне от -5 до +23 градусов, поворот на 30 градусов вправо-влево и разворот в портретный режим (Pivot, в обе стороны).
Положение корпуса на подставке можно менять плавно, но необходимо приложить чуть больше усилий в начале регулировки, особенно при повороте корпуса. Вопросов к устойчивости готовой конструкции тоже нет – всё на высшем уровне.
Все удерживающие элементы, внутренности крепёжных механизмов и основание подставки сделаны из металла (с пластиковой накладкой чёрного цвета). На последней используется шесть различных по форме резиновых ножек для лучшего сцепления с рабочей поверхностью.
На корпусе ProArt PA279CRT присутствуют логотип бренда и большое буквенное обозначение серии. На подставке есть ещё одна отсылка к ProArt, а также указание на широкие возможности цветовоспроизведения, высокую точность цветопередачи и разрешение 3840 х 2160 пикселей.
Качество сборки монитора ASUS не даёт шансов остаться недовольным. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны в использовании и касается это абсолютно всех элементов.
Люфты отсутствуют, корпус не поддаётся скручиванию несмотря на уменьшение толщины на 33 %, хотя в самой тонкой части производитель говорит аж о 8 мм толщины – не рекорд, но заслуживает похвалы. Монитор PA279CRV не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения на подставке. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует достаточное количество вентиляционных отверстий различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне.
В качестве демонстрации использования матовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей антибликовые свойства у монитора находятся на высшем уровне, а вот с кристаллическим эффектом не все так очевидно.
В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Подключать кабели максимально удобно – спасибо возможности переворота корпуса в портретный режим.
Два дополнительных порта USB (Type-С для зарядки мощностью до 15 Вт и Type-A) находятся на нижней грани корпуса с левой стороны.
Рядом с основными интерфейсами пользователь обнаружит информационную наклейку. Благодаря ей становится известно, что наш экземпляр изготовлен в апреле 2023 в Китае, силами подрядчика-изготовителя Wistron InfoComm (Zhongshan). Силами этого подрядчика часто пользуются в Dell и, конечно, в самой ASUS.
Под конец отметим, что в PA279CRV используется встроенная акустическая система на базе двух динамиков мощностью 2 Вт каждый. Они расположились за вентиляционными решётками на нижней грани корпуса. Максимальная громкость невелика, качестве звука особо радовать не будет. Другими словами - следует относится к этой системе по принципу – «есть, ну и ладно…» - и никак иначе.
В новом ASUS ProArt PA279CRV используется не совсем привычный вариант управления в виде смеси из 6 физических клавиш и 5-позиционного джойстика, расположившихся на нижней рамке корпуса в его передней части.
Управлять монитором легко и просто. Система управления обеспечивает комфортность её использования при любом уровне внешнего освещения и при любом положении корпуса в пространстве.
Небольшой светодиод питания белого цвета абсолютно не мешает при работе. При желании же его и вовсе можно дезактивировать через соответствующий пункт в меню монитора.
При нажатии на джойстик управления на экране сразу возникает основное меню. С помощью двух физических клавиш, с настройками по умолчанию, можно получить быстрый доступ к регулировке яркости и настройках Energy Saving. В дальнейшем функции можно выбрать самостоятельно.
Удобство управления, скорость меню и логика его построения – всё на высшем уровне, к этому в мониторах ASUS уже давно не придраться.
Внешний вид OSD соответствует концепции ProArt и перешёл к PA279CRV от многих других современных моделей линейки, но из высшего ценового диапазона (будем называть их – «золотыми» - в цвет элементов меню). В случае с новинкой в нём содержится восемь разделов с несколько изменённым наполнением.
В первом — под названием Preset — пользователю предлагается выбрать один из семи профессиональных режимов (большая часть которых являются режимами эмуляции различных цветовых пространств, но каждый со своими ограничениями настройки… увы), два пользовательских и возможность выбора формата работы HDR после его активации в системе.
Во втором разделе можно установить уровень яркости и контрастности, определить насыщенность картинки и её глобальный оттенок, установить режим цветовой температуры и настроить её вручную, выбрать режим гаммы (доступно 5 основных вариантов от 1.8 до 2.6), изменить степень усиления чёрного (некоторое подобие «эквалайзера чёрного» в игровых моделях) и уточнить усиление RGB для него. На второй странице раздела доступ сброс настроек всех пользовательских режимов либо только активированного – удобно.
При активации HDR в системе у вас блокируются почти все настройки в меню, но появляется дополнительные для настройки интерпретации HDR самим монитором.
В третьем разделе Image производитель разместил настройки резкости (лучше не трогать), степени разгона времени отклика Overdrive (Trace Free в понимании ASUS), выбор режимов работы встроенного скалера, изменение динамического диапазона и регулировка уровня воздействия технологии Blue Light Filter с 10 ступенями.
Под настройку функций PiP/PbP производитель выделил отдельный раздел. Доступны различные виды размещения изображения со второго источника, а также цветовые настройки для него.
Есть в мониторе ASUS ProArt PA279CRV и отдельный раздел для функции «электронных линеек» QuickFit Plus. Предлагается установить зону, тип сетки, настроить линейки и т.д. Поклонники данной функции обязательно найдут ей применение, а другие просто пропустят.
Выбрать источник сигнала можно в соответствующем разделе Signal. Здесь же стоит активировать функцию автоматического поиска источника сигнала, которая по умолчанию дезактивирована.
Раздел Settings, пожалуй, самый крупный в меню монитора и содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации (русский в наличии, перевод вполне адекватный, но не полный), блокировка клавиш управления, выключение индикатора питания, определение варианта работы DP, настройка уровня громкости и выбор источника аудиосигнала.
Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность сменить глубину энергосбережения новинки и, конечно же, есть функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.
Наконец, в разделе Shortcut доступен выбор функций быстрого доступа для двух физических клавиш. Выбор вполне достаточный, но странно, что для перенастройки предлагаются только две клавиши из доступных 5 (шестая же отвечает за включение и выключение монитора).
Доступ к сервисному меню модели ASUS ProArt PA279CRV найден не был.
В качестве дополнительного средства управления монитором компания ASUS предлагает установить новую утилиту под название ASUS ProArt Chroma Tune. С нашей точки зрения, она выглядит крайне просто и не соответствует уровню дисплея.
Доступны три основных раздела. В первом выбираются рабочие режимы. Во втором можно определить рабочий режим под конкретное приложение – для удобства и скорости принятия решения. Третий раздел предлагает определить поведение приложение в различных ситуациях. Другими словами – ничего интересного.
Монитор использует современную матрицу с продвинутой системой подсветки, обеспечивающей значительное расширение цветового охвата. Давайте узнаем на что способен монитор ASUS при заводских установках и в различных режимах эмуляции:
Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках – режим Native, где возможности матрицы не ограничиваются. По представленным скриншотам видно, что возможности используемой IPS матрицы (предположительно от компании AUO) заметно превосходят стандарт sRGB и даже слегка превышают требования AdobeRGB, чтобы зайти на «красную» территорию DCI-P3. Соответственно можно смело говорить о ярких и насыщенных оттенках везде, где только возможно.
Переход к режиму эмуляции sRGB делает картинку более нейтральной и проходит этот процесс с высокой точностью. Вот только яркость становится заблокированной, причём на достаточно высоком уровне. Решить эту проблему можно переключением в режим Rec.709, где цветовое пространство полностью соответствует sRGB, но есть все доступные настройки (в том числе изменение режима гаммы и цветовой температуры), а также свободная регулировка яркости.
Режимы AdobeRGB и DCI-P3 также с высокой точностью отрабатывают взятые на себя обязательства, что похвально.
Для возвращения в вариант с полным цветовым охватом в чуть усечённой форме и с уменьшенной нагрузкой на глаза, можно перейти в режим Blue Light Filter в состоянии Max. Яркость в нём можно свободно менять, а поэтому переживать по этому поводу не нужно.
Наконец, для ручной настройки мы воспользовались заводским режимом Native. В нём не происходит подмешивания цветовых компонент, а поэтому монитор демонстрирует максимальные возможности матрицы. Пользуйтесь на здоровье!
Теперь же посмотрим на полученные цифры соответствия и общего объёма цветовых данных в различных режимах:
Стандартные настройки (Native):
Режим sRGB:
Режим AdobeRGB:
Режим DCI-P3:
Режим BLF-Max:
После настройки и калибровки (Native):
Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка отлично подойдёт для работы в любом из трёх основных цветовых пространств. Всё что производитель обещал – почти всё сдержал. Не хватает лишь 3 % для DCI-P3, но к этому мы уже привыкли.
Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, XnView, Faststone Viewer, средства просмотра фотографий Windows (7, 8, 10, 11), Opera, Firefox, Google Chrome и т.д.
В ASUS PA279CRV предустановлено семь основных режимов и два для пользовательской настройки с ограниченным набором доступных параметров. Именно поэтому для ручной настройки и последующей калибровки мы использовали заводской режим Native.
При настройках по умолчанию в мониторе ASUS ProArt PA279CRV используется режим Native со следующими настройками:
В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:
Основные изменения произошли за счёт возвращения в отлично настроенный режим Native, снижения яркости подсветки и небольшого изменения значений RGB Gain. Регулировка уровней контрастности, насыщенности и оттенка монитору не требуются – сделаете только хуже.
Теперь посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:
При стандартных настройках изначальная яркость завышена (для продолжительной работы), но нет никаких проблем снизить её до нужного значения, за исключением режимов sRGB и HDR (если активировать соответствующую функцию в системе).
Коэффициент контрастности в большей части режимов на ~7-10 % ниже заявленного производителем – не страшно и не играет никакой роли для визуальных впечатлений от картинки с экрана.
Монитор демонстрирует высокую точность установки точки белого в большинстве изученных режимов, и только в BLF-Max и настоящем DCI-P3 выходит за все допустимые границы, что было вполне ожидаемо.
Общую точность цветопередачи по тесту Argyll CMS можно оценить, как среднюю, но причиной тому является действительно широкий цветовой охват, который превосходит даже AdobeRGB, используемый в качестве референса при тестировании.
Близкие к идеалу результаты мы получили только в режимах эмуляции sRGB и AdobeRGB, что позволяет пользователю увидеть натуральные цвета без лишних действий. Единственной существенной проблемой sRGB является уже отмеченная заблокированная яркость на уровне в 80-82 нит. Решается это переходом в схожий режим Rec.709, где все дополнительные параметры для настройки остаются доступными.
Добиться дальнейший улучшений можно правкой яркости и значений RGB в режиме с максимальным цветовым охватом Native, а прийти к идеалу с помощью профилирования монитора – создания информационного профиля без LUT правок (или с правками – зависит от ваших задач) в специальную область видеокарты. Всё это привело наш экземпляр к среднему значению DeltaE94 в 0.17 и 0.83 в максимуме – о лучшем можно и не мечтать.
С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
Новинка от ASUS при настройках по умолчанию не разочаруют потребителей, стремящихся к точной цветопередаче. Гамма-кривые выставлены близко к референсу, точки серого клина плотной группой расположились в области DeltaE<3, точка белого установлена корректно. Различимость глубоких теней и светов присутствует.
В режимах эмуляции трёх основных стандартов цветовой охват монитора сужается до необходимого уровня. Эмуляция происходит на 95-98 % точно. Гамма-кривые и контрастность изображения соответственно, в случае с режимами sRGB и AdobeRGB, не отличаются от заводских установок. Все ещё наблюдается лёгкое усиление контрастности картинки. Но проблем с точкой белого и балансом серого нет.
Режим DCI-P3 представляет в PA279CRV тот самый режим в его изначальном виде: с гаммой 2.6, низкой яркостью на уровне 50-60 нит и изменённой точкой белого. Поэтому если вы привыкли к вариации Display P3 с гаммой 2.2, стандартной точкой белого D65 и более высоким уровнем яркости, то без ручной настройки вам не обойтись.
В свою очередь проверенный нами режим BLF-Max интересен только быстрым доступом к тёплой картинке. В отличии от многих других мониторов ASUS, даже на таком уровне BLF, яркость подсветки практически не изменяется, гамма-кривые остаются в стандартном положении.
Из-за изменений степени усиления RGB меняется спектр подсветки, снижается его синяя составляющая. Но вы должны понимать, что ничего сверхъестественного в этом нет и всё тоже самое вы можете сделать самостоятельно, отрегулировав RGB Gain соответствующим образом на любом (!) мониторе. А других значимых изменений, как вы успели заметить, режим предложить не может.
Последующее возвращение к режиму Native с ручными правками яркости и RGB позволяет добиться комфортной работы перед монитором с правильной точкой белого и отличным балансом серого. После таких изменений гамма-кривые можно не трогать (обойдясь без правок в LUT видеокарты) либо испытать удачу и сделать совсем идеальные кривые в соответствии с нужным вам стандартом (гамма 2.2 или sRGB). Решайте сами. Обойдёмся без лишних советов.
У новинки ASUS отсутствует датчик внешней освещённости для автоматической регулировки яркости, а в меню есть несколько дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. В случае с PA279CRV мы решили посмотреть на влияние функций Black Level и классической Gamma.
Параметр Black Level, как следует из его названия, высветляет или затемняет тени и делает это в случае с PA279CRV очень «резко и дерзко».
Гамма-кривые приобретают форму «пилы» в случае перехода 80 % и ничего хорошего от такой работы изучаемой функции на любом уровне воздействия вы не получите. А затемнять картинку (используя диапазон 0-30 %), делая из глубоких теней сплошной чёрный – не вариант для профессионального использования.
Что касается дополнительных режимов гаммы, то кроме стандартного значения модель предлагает классические варианты от 1.8 до 2.6. Все они отличаются от заявленных значений на 0.05-0.06 в большую сторону, что можно считать хорошим результатом.
В качестве референса для дальнейшей калибровки вам, конечно, следует остаться при заводском значении Gamma 2.2, но при желании сделать картинку более или менее контрастной – смело используйте дополнительные режимы.
Установленная псевдо 10-битная IPS-type-матрица смогла продемонстрировать очень качественные градиенты, как при настройках по умолчанию, так и после внесения ручных правок.
Поскольку монитор PA279CRV не сильно нуждается в полноценной калибровке, то после процедуры настройки и профилирования качество градиентов остаётся на изначальном уровне. Если же вы хотите повлиять на гамма-кривые (но мы, повторимся, не видим в этом большой необходимости), то применённые правки в LUT видеокарты приведут к появлению трёх-четырёх резких переходов в области 0-20 % со слабыми паразитными оттенками.
В отношении сложных цветовых переходов (banding-эффект) на реальных изображениях дисплей показал себя средне. Различные грубые переходы хорошо заметны, но на фоне ужасов большинства *VA-представителей, решение от ASUS выглядит достойно.
Продолжим изучение монитора ASUS ProArt PA279CRV, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.
Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые и баланс серого”.
Уровень стабильности цветовой температуры оказался на самом высоком уровне во всех протестированных пресетах. Разница между режимами минимальна, а после калибровки мы вышли на самый высокий уровень отклонений – до 0,95 % в среднем и 6,01 % в максимуме – тот случай, когда можно обойтись без калибровки с применением LUT правок.
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет 6500K со значениями RGB Gain 50/50/50. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Native из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про оставшиеся значения ЦТ и два выбранных нами варианта функции Blue Light Filter:
По полученным результатам можно отметить следующее:
Выводы тут очевидны: используйте заводской режим 6500K, а при наличии измерительного оборудования воспользуйтесь возможностью произвести корректную настройку дисплея для идеальной точности установки точки белого после коррекции яркости подсветки под ваши рабочие условия. Если же вам нужен любой другой вариант в пределах 5000-10000К, то смело используйте режимы монитора PA279CRV – они настроены максимально корректно.
Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.
При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 40-387 нит при среднем коэффициенте контрастности (КК) в ~925:1. Снижение яркости близко к линейному. Коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне и на 7-8 % ниже заявленного производителем, что для профессионального IPS монитора – допустимый результат. За более высокими значениями вам следует обратиться к IPS Black моделям, у которых, впрочем, есть свои недостатки и особенности. Идеальной матрицы пока что не изобрели!
Значение верхней границы яркости в 387 нит превышает заявленный производителем уровень в 350 нит для SDR и является хорошим помощником для условий работы с ярким внешним освещением. Нижнее же в 40 нит близко к желаемому минимуму и точно сможет обеспечить высокий уровень комфорта при работе за монитором в затемнённом помещении.
Что касается активации HDR, то несмотря на то, что монитор сразу активирует систему Dynamic Dimming, максимально измеренный уровень яркости в таком режиме оказывается буквально на 5-6 нит выше, чем в SDR, и становится максимально близким к заявленному пику для HDR. Вопросов нет. Все молодцы.
В новинке используется IPS матрица со стандартной частотой вертикальной развёртки 60 60 и заявленным временем отклика в 5 мс. Обе цифры уже давно не могут никого удивить, да и монитор относится к профессиональным решениям, а поэтому ждать от него высокой скорости точно не стоит.
Для регулировки скорости отклика в модели применена технология разгона Trace Free (Overdrive в общем понимании) с шестью степенями воздействия (включая вариант Trace Free 0 – выключено).
Давайте посмотрим на полученные результаты при максимально возможной частоте вертикальной развёртки с разными настройками OD:
В первую очередь следует отметить, что монитор PA279CRV удивил нас эффектом «залипания картинки» - сохранения на экране некоторых участков от быстро движущегося изображения. В реальной работе за новинкой мы с подобным не столкнулись, но в ходе тестирования в тесте TestUFO стали свидетелями данной особенности, которая сказалась и на сделанных фотографиях. По ним сложно определить разницу между настройками Trace Free, но она есть, пускай и совсем небольшая. Вывод же здесь будет только один – следует использовать настройки TF по умолчанию, ведь ручной настройкой данного параметра лучше вы не сделаете – монитор с завода работает при самых адекватных настройках времени отклика.
Отдельно отметим, что монитор ASUS ProArt PA279CRV официально сертифицирован как VESA MediaSync, что, в частности, подчёркивает его возможность работы с системой вертикальной синхронизации от AMD – Free-Sync. C NVIDIA G-Sync в режиме Compatible ситуация неоднозначная – включение MediaSync в настройках монитора не активирует вкладку G-Sync в драйвере и это печально. С другой же стороны – никто ничего подобного не обещал, а поэтому можно не жаловаться.
Что же касается пропуска кадров, то проблем у нового PA279CRV нет - максимальные 60 Гц в разрешении 4K UHD - честные, без пропуска.
Монитор ASUS PA279CRV является классическим представителем 4K IPS с продвинутой матрицей, к углам обзора которой претензий не возникает.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, характерно высветляются тени, появляется очень слабый паразитный оттенок в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.
Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и уж тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на трети-четверти изображения практически без паразитного оттенка.
На чёрном же поле Glow-эффект на новом PA279CRV проявляет себя во всей красе – сильнее, чем большинство протестированных IPS-решений за последние несколько лет – вот так в ASUS удивили. Глубина чёрного снижается как будто во все 10 раз, причём сразу по всей поверхности. Усиливается различимость дефектов равномерности, выглядит всё это странно.
Конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения (камера работает по несколько иным принципам) и это следует учитывать в первую очередь.
Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки. Система компенсации неравномерности подсветки в мониторе ASUS не используется.
При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 9,4 %, а максимальное – 23 %. Для решения подобного ценового сегмента – результат средний.
По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. У нашего экземпляра затемнена нижняя часть экрана, правая и левая стороны матрицы. При этом светлая зона достаточно большая и расходится в верхний левый край.
Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.
Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. У монитора действительно затемнены края экрана, а вот проблем с равномерностью цветовой температуры не выявлено.
Перед этим рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.
Тут у нас никаких новостей нет – классика жанра IPS во всей красе. В первом случае Glow показал себя максимально ярко в четырёх углах панели с отличающимися паразитными оттенками.
Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 16:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и так далее.
Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше.
При сильном отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но мы становимся свидетелями дефектов подсветки и некой неоднородности рабочего поля, заметной исключительно на чёрной заливке. Результат достаточно низкий и разочаровывающий. От профессиональной модели мы хотели бы видеть совсем иное.
Есть вопросы и к такой системе, как Dynamic Dimming. В случае с новым PA279CRV производитель поделил торцевую систему подсветки на 12-14 крупных вертикальных зон и определил четыре режима их работы (выключено и три активных состояния с разной скоростью изменения яркости зон). Система активирована по умолчанию (очень странное решение со стороны производителя), негативно демонстрирует себя в обычных рабочих сценариях, неспособна улучшить качество воспроизведения поддерживаемого HDR контента и, похоже, имеет в своём составе только недостатки.
Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.
При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1,1 % в среднем и 2,4 % в максимуме – именно то, что мы хотели получить на мониторе подобного уровня. Разница между минимумом и максимумом слегка превысила 300К, но даже такой результат – в среднем вдвое лучше, чем у среднестатистического монитора.
Исходя из полученных данных и личных впечатлений отметим, что проблем с равномерностью ЦТ у монитора действительно нет. Если же описать полученную «картину», то цветовая температура уменьшается от центра к верхней части и снижена в правой части панели, но заметить без приборов это будет крайне сложно. Идём дальше.
Теперь переходим к другим особенностям модели. Для подробного изучения структуры LCD-панели изучим полученные макроснимки:
В мониторе ASUS ProArt PA279CRV применена «безрамочная» IPS-матрица с диагональю 27 дюймов с матовой рабочей поверхностью.
В первую очередь видна классическая RGB-структура с субпикселем привычной формы – как у подавляющего большинства IPS матриц от AUO и LG Display.
Используемая поверхность более грубая, чем у большинства современных решений с полуматовой плёнкой, но, видимо, в ASUS посчитали, что отличные антибликовые свойства важны больше, чем отсутствие различимого кристаллического эффекта. Да, у PA279CRV кристаллический эффект может быть заметен, однако, сильно переживать не стоит – ситуация значительно лучше, чем 10 лет назад на устройствах подобного рода.
А вот от эффекта Cross Hatching используемая матрица не страдает, да и проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей ей не свойственны. Не требуется новинке ASUS и дополнительная настройка резкости – её рекомендуем оставить при заводских установках и никогда не трогать.
Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.
Блок питания в мониторе - встроенный. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.
Выход в продажу монитора ASUS ProArt PA279CRV не ставит за собой цель покорить потребителей своими возможностями цветопередачи, ведь подобных моделей в ассортименте ASUS было более чем достаточно. Тут речь совсем о другом – об удачном сочетании крайне широкого цветового пространства с модными, полезными функциями и технологиями в формате 4К UHD и за более-менее адекватные деньги. Это шаг вперед от младшего PA279CV, без перехода к использованию дорогостоящих новых технологий, у каждой из которых есть свои определённые недостатки. Без них, напомним, не обходится ни одна из технологий производства настольных компьютерных мониторов.
Герою обзора удалось нас не только приятно удивить своими нововведениями и общим подходом, но несколько разочаровать всё еще не исчезнувшими ограничениями настройки предустановленных режимов эмуляции (части из них), странными (с явными ограничениями) «Пользовательскими» режимами, крайне сильным Glow-эффектом на чёрном поле и наличием абсолютно бесполезных зон подставки для функции Dynamic Dimming, которые, возможно, сказались и на неравномерности подсветки чёрного поля к которому у нас есть очевидные вопросы.
На выходе мы имеем упрощённый и удешевлённый вариант старшего PA27UCX-K (ценой в 3-4 раза дороже) на Mini-LED подсветке, у которого отняли и её и возможность проведения аппаратной калибровки через встроенную LUT-таблицу самого дисплея. Вместе с тем поменялось и основное направление профессиональной деятельности. Если PA27UCX-K строго предназначен для колористов, монтажеров и HDR-грейдинга, то протестированный нами PA279CRV является продвинутой версией PA279CV для тех, кто не хочет быть ограничен цветовым пространством sRGB/Rec.709 и жаждит получить новый монитор с расширенными возможностями подключения и более глубокими настройками. Тут есть над чем подумать. Удачи в правильном выборе!
Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS ProArt PA279CRV в краткой форме представлены ниже.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить:
Грыжин Александр aka =DEAD=