Один в поле воин. Тестирование игрового 4K-монитора Gigabyte M28U

Обзор Gigabyte M28U

Вступление

Много лет назад продвинутые пользователи и техногики кричали о том, что за 4К-мониторами будущее и что именно они в скором времени станут самыми желанными моделями среди продающихся. С тех времён прошло порядка 6-7 лет, но стать настолько популярными у UHD-решений не вышло. Производители выпускали крайне доступные модели, очень дорогие, бизнес-варианты и профессиональные решения. В ходе развития игрового сегмента многим из них пришлось приспосабливаться и в ход пошли уловки в виде «игровой 4К-монитор», хотя ничего кроме поддержки FreeSync и редких моделей с G-Sync на борту компании предложить не могли. «Где повышенная частота вертикальной развёртки и большая скорость отклика?» - спрашивали покупатели.

Впрочем, мало кого из них интересовало насколько действительно актуальна повышенная частота развёртки, ведь видеокарты прошлых поколений показывали себя в 4К-разрешении из ряда вон плохо. С приходом серии RTX 3x00 ситуация поменялась, но и этим видеокартам трудно удержать уровень fps свыше 100 кадров в секунду.

Первые по-настоящему игровые 4К-мониторы с 120-144 Гц на борту поступили в продажу более двух лет назад в виде очень дорогих 27-дюймовых решений с так называемой FALD-системой подсветки (полноматричной) для более качественного воспроизведения HDR-контента. Чуть позже производители сжалились и предложили удешевлённые варианты с обычной Edge-LED подсветкой, ценой до 100 тысяч рублей. Сначала они были интересны, но со временем былой запал пропал, остатки продолжили пылиться на складах и под конец все были распроданы. Не удалось завоевать рынок и компании LG со своим не очень удачным 27GN950, который спустя полгода был выведен из продажи. Так, негаданно-нежданно, Российских рынок остался без каких-либо быстрых 4К-мониторов.

С приходом компании Gigabyte с их продвинутой и относительно доступной (для данного сегмента) новинкой M28U мы увидели «свет в конце тоннеля», ведь теперь мы снова можем предложить решение для избранных и, конечно, самостоятельно оценить проведённую производителем работу над ошибками своих конкурентов. Приступим.

Справочная информация

Рассматриваемый монитор был представлен в середине апреля 2021 года и почти месяц находится в продаже на территории РФ в крайне ограниченном количестве за 69990 рублей, что является самой низкой ценой среди всех продающихся ранее 4К-моделей с повышенной частотой вертикальной развёртки. Да, у модели нет многозонной системы подсветки, а поэтому за эффектным HDR точно не к ней, но в остальном M28U есть чем похвастаться, особенно в условиях отсутствия конкуренции.

Так новинку в Gigabyte называют «первым в мире игровым монитором» с поддержкой технологии KVM-Switch. Для тех кто не в курсе – рассказываем: с помощью неё доступно управление двумя подключенными устройствами (и по USB в обязательном порядке) одним комплектом клавиатуры и мышки, переключаясь с одного на другое одной специально выведенной кнопкой.

Исходя из данных в ТХ мы можем предположить, что компания Gigabyte продолжила сотрудничество с распустившей крылья Sharp и вновь воспользовалась SS-IPS-панелью. Теперь это увеличенная до 28 дюймов матрица с разрешением 3840 х 2160 пикселей, в варианте с продвинутой системой подсветки и широким цветовым охватом. На этом фоне странным выглядит заявление о 8-битной матрице и возможности воспроизведения до 16,7 миллионов возможных полутонов. Впрочем, монитор способен на эмуляцию 10-битного сигнала и поддерживает воспроизведение HDR (сертификат VESA DisplayHDR 400), а поэтому вполне вероятно, что без технологии FRC тут не обошлось.

Используемая панель не удивляет цифрами максимальной яркости (ниже необходимых 400 нит для HDR), контрастности и углами обзора, которые для любой IPS-панели заявлены на уровне 178 градусов в двух плоскостях. Из-за плотности пикселей в 157 ppi монитору требуется применение системы масштабирования, минимум 125 %. В большинстве современных приложений это не приносит никаких проблем, но в некоторых вы всё же можете с ними столкнуться.

Монитор способен покорить 144 Гц без использования цветового сжатия, благодаря применению технологии DSC, заложенной в стандарт DP 1.4. В скоростных характеристиках M28U красуется цифра времени отклика в 1 мс GtG и непонятно откуда взятые 2 мс MPRT, хотя по всей логике вещей должно быть или наоборот или что-то на уровне 1 мс GtG и 0,5 мс MPRT, как это бывает у других моделей с интегрированной системой вставки чёрного кадра (в данном случае это AIM Stabilizer).

Среди других игровых характеристик монитор может предложить полноценную поддержку AMD FreeSync Premium Pro и NVIDIA G-Sync Compatible. Также пользователь может рассчитывать на большое количество игровых режимов, технологию снижения инпут-лага и 120 Гц на 4К разрешении благодаря целым двум HDMI 2.1, что будет крайне полезно для обладателей PS5 и Xbox Series X. И да – M28U чуть ли не единственный монитор на рынке с данным интерфейсом последнего поколения на борту. Другие производители лишь только подтягиваются…

Модель представлена в «безрамочном дизайне» с тонкими внутренними рамками, но только с трёх сторон. В нижней же части присутствует вполне обычная пластиковая накладка. Монитор может предложить функции PiP|PbP, эргономичную подставку, поддержку VESA-совместимых кронштейнов, три USB 3.0 для подключения периферийных устройств с возможностью быстрой зарядки и не отмеченный нами ранее USB Type-C для подключения ноутбука или мобильного устройства с поддержкой передачи видеосигнала. В мониторе используется простенькая акустическая система общей мощностью 6 Вт, а также 3,5 мм аудиовыход для подключения наушников.

В мониторе представлены многие программные «фишки», которыми в Gigabyte любят хвастаться. К основным из них можно отнести эквалайзер чёрного, Dashboard (функция вывода рабочих параметров «железа» - аналог того, что вы можете получить c помощью знакомого MSI Afterburner), Gameassist (наэкранные таймер, прицел, счётчик, сетки), OSD Sidekick (управление настройками монитора через отдельное приложение), умный Overdrive, обновление прошивки в домашних условиях, а также уже отмеченные AIM Stabilizer, PiP|PbP и KVM-Switch.

Комплект поставки

Монитор Gigabyte поставляется в достаточно крупной и увесистой коробке из некрашенного картона, на которой представлены два схематичных изображения дисплея, а также полный список особенностей в виде небольших пиктограмм.

Общий список особенностей модели насчитывает пятнадцать пунктов, а по одной из информационных наклеек можно узнать номер партии, серийный номер и полное название монитора, его массу и страну производства (Китай). Другой полезной информации мы не обнаружили.

Для удобства переноски на коробке есть пластиковая ручка сверху и два специальных выреза-ручки.

Комплект поставки монитор Gigabyte M28U включает в себя следующее:

  • два кабеля питания разных стандартов;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • краткая инструкция по установке и настройке дисплея;
  • проспект по гарантийным условиям.

Набор достаточно полный, а не хватает ему, с нашей точки зрения, только кабеля USB Type-C. В остальном же вопросов нет, а для подключения к ПК мы настоятельно рекомендуем использовать DP 1.4 и видеокарты начиная с RTX 2x00 серии, где вы сможете встретить поддержку системы сжатия сигнала DSC для достижения 144 Гц без потери качества картинки.

Дизайн и эргономика

Не имея никакого отношения к топовой линейки AORUS модель Gigabyte M28U примерила на себя классические для серий M и G доспехи. Производитель описывает дизайн, как «простой, но стильный» и это, пожалуй, наиболее точное описание внешнего вида героя обзора.

Дизайнеры решили разбавить строгую внешность дисплея непрактичными глянцевыми вставками, которые встречаются и на изменённых подставке и центральной колонне. В мониторе отсутствует какая-либо система подсветки внешнего пространства, а с точки зрения эргономики M28U смог сохранить только две степени свободы — наклон вперед/назад и изменение высоты.

Подставка у монитора более строгих форм, а лицевая поверхность выполнена из пластика (против цельнометаллической подставки у мониторов из серии AORUS). Её габариты достаточно велики для монитора с диагональю 27 дюймов, но с глубиной подставки всё в порядке – монитор легко разместиться на комфортном расстоянии даже на маленьком столе.

Система прокладки кабелей реализована при помощи выреза в центральной колонне, вновь украшенного глянцевыми вставками. Никаких дополнительных аксессуаров для удержания кабелей производитель не предлагает.

Центральная колонна обладает быстросъёмным соединением, за которым прячется VESA-совместимое крепление. Для доступной серии мониторов Gigabyte это прямо таки подарок от производителя, ведь раньше подставка была по умолчанию прикручена на четыре винта.

Эргономика монитора предлагает возможности изменения высоты положения корпуса на 130 мм и наклона от -5 до +20 градусов. Переворот в портретный режим не предусмотрен, но небольшой люфт вправо-влево от этого никуда не делся.

Все удерживающие элементы и внутренности крепёжных механизмов сделаны из металла. На основании подставки используется четыре резиновых ножки для надёжного удержания модели в одном положении.

Несмотря на несколько иной подход дизайнеров Gigabyte ко внешнему виду своих доступных серий, качество используемых материалов осталось очень высоким, что мы подтверждаем уже не в первый раз. Обработка элементов выполнена на высшем уровне, покраска без дефектов, зазоры равномерны по всей длине стыков.

Монитор не скрипит и не хрустит при скручивании и изменении положения. Элементы управления обходятся без люфтов. Получается, что герой обзора по уровню качества не отстаёт от лучших представителей сегмента, а единственное, что может смущать, – глянцевые элементы декора, которые моментально собирают на себе пыль и достаточно быстро покрываются мелкими и не очень мелкими царапинами, в том числе после каждого протирания даже специальной микрофиброй.

Герой обзора оснащён матрицей с полуматовой рабочей поверхностью, которая эффективно борется с бликами на экране и при этом не надоедает слишком заметным кристаллическим эффектом.

Сзади корпуса покупатель обнаружит одну наклейку. Благодаря ей мы смогли узнать примерную дату изготовления нашего экземпляра – март 2021 года. Кроме того, как и обычно, присутствует информация по серийному номеру, номер партии, энергопотребление, а также данные по соответствию экологическим и стандартам безопасности.

Все интерфейсы подключения расположились на одной колодке и направлены вниз. Подключать кабели из-за не самой продвинутой эргономической составляющей не очень удобно.

Динамики встроенной акустической системы расположились за вентиляционными прорезями на нижней грани корпуса. Звук направлен вниз. Его качество оставляет желать лучшего, но уровень максимальной громкости вполне себе не плох. Другими словами – спасибо что акустика имеется, но потратив даже 1000 рублей на внешнюю систему вы получите значительно больше.

Меню и управление

В качестве системы управления инженеры Gigabyte выбрали самый удобный и наиболее оптимальный вариант – пятипозиционный джойстик, размещённый на задней поверхности корпуса, в его правой части. Рядом с ним находится кнопка быстрого переключения источника для KVM-Switch, а индикатор питания расположился на нижней грани и представлен светодиодом с белым свечением (в активном режиме). Его работу можно определить через один из подразделов меню.

Для включения питания достаточно просто нажать на джойстик, а для выключения необходимо зажать его в центральном положении или сдвинуть вниз после активации основного рабочего блока.

Среди опций с быстрым доступом у героя обзора по умолчанию установлены следующие: выбор источника сигнала и Picture Mode, эквалайзер чёрного, уровень громкости аудио, переход к настройкам GameAssist, Dashboard и KVM. По желанию функции всех четырёх положений джойстика могут быть изменены – выбор доступных опций достаточно широк.

Производить настройку монитора Gigabyte легко и просто, как днём, так и ночью в отсутствии внешнего освещения. Реакция на действия пользователя моментальная, анимация быстрая, задержек не обнаружено.

Что касается внешнего вида OSD-меню, то оно выполнено не в пример дизайну того же корпуса и подставки – всё максимально просто, скучно, безлико и напоминает смесь экранов меню от Samsung и BenQ, для которой в Gigabyte уготовили на этот раз цвет морской волны. Перед нами верхний блок с шестью заголовками, которые производитель посчитал главными и восемь разделов, настройки которых разложили на три дополнительные секции.

Рассмотрим каждый доступный раздел подробнее:

Первый раздел, Gaming, предоставляет доступ к так называемым игровым параметрам, среди которых AIM Stabilizer, Black Equalizer, Super Resolution, Low Blue Light, Display Mode (настройки встроенного скалера), настройки разгона матрицы Overdrive и возможность активации AMD FreeSync Premium Pro. Последняя функция также позволяет включить G-Sync в настройках соответствующего драйвера.

Регулировки яркости, контрастности, гаммы, резкости, цветовой температуры и цветовой насыщенности выделены в раздел Picture. Здесь же можно выбрать один из многих предустановленных режимов изображения, произвести 6-осевую цветовую коррекцию (актуально для любителей сделать цвет на свой вкус), активировать динамическую контрастность и систему локального управления подсветкой.

В третьем разделе можно обнаружить возможность выбора источника изображения, изменить тональный диапазон (особенно необходимо при использовании HDMI-интерфейса) и включить Overscan.

Широкие возможности для настройки функция PiP и PbP представлены в четвёртом разделе с соответствующим названием.

В разделе System доступны выбор источника аудиосигнала и функций для быстрого доступа, регулировка громкости, изменение внешнего вида меню (в том числе уменьшение его размера до адекватного уровня). В дополнительных настройках можно отключить уведомления о рабочем разрешении, отключить индикатор питания, активировать поддержку USB Type-C и совместимость c HDMI 2.1, активировать автоматическое выключение и автоматический же переход к подключённому источнику сигнала.

Выбор языка локализации выделен в специальный раздел. Присутствует русский с довольно качественным переводом и адекватным шрифтом. Правда, часть меню всё равно остаётся на английском…

Два последних раздела предлагают сохранить настройки в один из пользовательских пресетов и сбросить все параметры к заводским значениям.

Несколько более широкий список возможностей в более наглядном виде представлен через обновлённое приложение OSD Sidekick, способное заменить поход в стандартное меню монитора. Многим потребителям такой способ управления дисплеем покажется более удобным.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

Говоря о возможностях цветовоспроизведения производитель говорит о 120 % sRGB и 94 % DCI-P3, что ещё раз подтверждает использование продвинутой системы подсветки с изменённым спектром.

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея. По представленным скриншотам видно, что возможности подсветки обеспечивают практически полное покрытие пространства sRGB, но до уровня полноценного DCI-P3 тут не близко.

В режиме эмуляции sRGB цветовой охват ощутимо сужается и выставляется на необходимом уровне

При переходе в режим Reader и активацию AIM Stabilizer никаких видимых изменений ЦО не происходит. Нет их и после ручной настройки и даже калибровки.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам (вторая цифра – цветовой объём) следующие:

Стандартные настройки:

  • sRGB - 98,6|124,4 %;
  • AdobeRGB - 81,2|85,7 %;
  • DCI-P3 - 83,6|88,1 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 95,2|95,5 %;
  • AdobeRGB - 65,7|65,8 %;
  • DCI-P3 - 67,7|67,6 %;

AIM Stabilizer:

  • sRGB - 99,4|127,4 %;
  • AdobeRGB - 82,7|87,8 %;
  • DCI-P3 - 85,4|90,2 %;

Reader Mode:

  • sRGB - 92,3|110,2 %;
  • AdobeRGB - 72,8|75,9 %;
  • DCI-P3 - 75,5|78,0 %;

После калибровки:

  • sRGB - 98,0|122,9 %;
  • AdobeRGB - 80,3|84,7 %;
  • DCI-P3 - 82,7|87,1 %.

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Монитор Gigabyte M28U соответствует основным запросам для работы с цветом в стандартном цветовом пространстве, однако, ни о каких заявленных производителем 94 % DCI-P3 речи быть не может – полученный нами максимум не превысил 85,4 %, а в минимуме составил и вовсе 82,7 % после ручной настройки и калибровки. Где-то производитель не досмотрел!

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

В новинке от Gigabyte предустановлено восемь основных режимов (учитывая AIM Stabilizer),практически каждый из которых может быть подвержен дополнительной настройке, а также три Custom пресета, с помощью которых пользователь может создать свой «собственный мир красок» и «правильных визуальных ощущений».

По умолчанию настройки M28U в режиме Standard выглядят следующим образом:

· Color Mode - Standard;

· Brightness - 65;

· Contrast - 50;

· Sharpness – 5;

· Color Temperature – Normal;

Gamma – Gamma 2.2;

· Black Equalizer – 10;

· Overdrive – Smart OD;

В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие значения:

· Color Mode - Standard;

· Brightness - 28;

· Contrast - 50;

· Sharpness – 5;

· Color Temperature – User – 95|94|97;

Gamma – Gamma 2.2;

· Black Equalizer – 10;

· Overdrive – Smart OD;

Изменениям подверглись исключительно настройки яркости и цветовой температуры. Для достижения необходимых результатов внесение корректировок прочих параметров не потребовалось.

Для тестирования мы выбрали лишь некоторые из доступных режимов. С заводской настройкой яркости у монитора не оказалось никаких проблем. Производитель заранее позаботился о ваших глазах и сделал, чуть ли не впервые, адекватную настройку.

По коэффициенту контрастности M28U вплотную подобрался к заявленному уровню, а точностью установки точки белого вас смогут порадовать только режимы Standard и sRGB. Со средним значением гаммы у монитора и вовсе всё хорошо – разница между пресетами есть, но она не столь существенная.

Из-за особенностей цветового охвата, без калибровки и индивидуального профиля устройства, нам не удалось получить низких отклонений DeltaE94. Лишь в режиме эмуляции sRGB герой обзора смог показать высший класс, а результаты после калибровки подтвердили высокой уровень установленной матрицы и стабильность её цветопередачи во времени.

Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

При настройках по умолчанию слегка проблемным выступает только синий канал. С другой стороны, это никак не мешает показывать M28U адекватную контрастность картинки, хорошую различимость в тенях и светах, отсутствие явного дисбаланса RGB, а со стабильностью цветовой температуры оттенков серого и точкой белого всё в полном порядке.

При активации AIM Stabilizer (аналог режимов ULMB|ELMB|VRB в других мониторах) точность установки гамма-кривых снижается, уменьшается контраст картинки на экране, ухудшаются баланс серого и точка белого. Однако, учитывая тот факт, что данный режим никогда не будет использоваться для работы с цветом – трагедия не велика.

Режим Reader оказалось настроен не так, как нам бы хотелось. В нём цветовая температура действительно снижается, но других видимых изменений картинки не происходит. А поэтому рассчитывать на сильное снижение нагрузки на глаза не следует.

В режиме эмуляции sRGB проведена максимально грамотная настройка. Производитель увеличил различимость в тенях, установил кривые в соответствии с запросом стандарта, уменьшил яркость, сузил цветовой охват и сохранил высокую стабильность ЦТ оттенков серого. Кроме того никто вам не запрещает регулировать яркость во всём доступном диапазоне, что, прямо скажем, достаточно редкое явление среди современных мониторов.

Для ручной настройки и калибровки мы выбрали один из Custom режимов, которые при настройках по умолчанию полностью повторяют режим Standard, за исключением больших возможностей для дальнейшей настройки. Гамма-кривые идеальные, баланс серого и точка белого – всё на высшем уровне.

Внесенные правки в LUT видеокарты оказались минимально возможными. При желании сохранить качество градиентов на мониторе M28U можно и вовсе обойтись настройкой и профилированием.

Дополнительные возможности и настройки

У монитора Gigabyte M28U нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но в меню есть достаточно большое количество дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. Для оценки их влияния мы выбрали два основных: Gamma и Black Equalizer.

Доступных режимов гаммы у монитора целых шесть штук. По умолчанию выставлено значение Gamma 2.2 – оно же и оказалось самым близким к референсу. В отличии от модели AD27QD смысла в режиме GammaOff (без коррекции) – мы не увидели. Все остальные режимы оказались максимально близки к заявленным значениям. Ориентируясь на них вы легко можете повысить или понизить контрастность в достаточно широком диапазоне и будете уверены, что ничего кроме этого испорчено не будет.

Параметр Black Equalizer, как понятно из его названия, регулирует различимость теней, однако, плавности ему не хватает, а рабочий диапазон, как оказалось, излишне широк. При настройках по умолчанию (BE – 10) на графике почти всё хорошо.

Уже при 12 единицах все тени становятся блеклыми, различимость крайних светлых оттенков пропадает – они сливаются воедино. Никакого смысла крутить выше 11-12 (максимумом же выступает значение в 20 единиц) нет. Как и нет ни одной объективной причины снижать изначально выставленное значение, поскольку происходит обратный эффект – все тени пропадают, и мы получаем большие чёрные пятна. Монитор повторяет поведение многих решений от Gigabyte и очень странно, что производитель, до сих пор, не устранил данные особенности работы эквалайзера.

Равномерность градиентов

Используемая 8-битная матрица продемонстрировала близкие к идеалу градиенты, как при заводских установках, так и в большинстве заводских режимах. Сильно бросающихся в глаза ступенек не выявлено, как и нет паразитных оттенков.

Все проблемы появляются только после применения LUT правок, без которых, как мы выяснили, монитор может с лёгкостью обойтись. Поэтому если вас беспокоят результаты подобных тестов, то вы знаете что надо делать!

Что касается такой темы, как «бандинг», то M28U показал себя середнячком. Паразитные оттенки и грубые переходы на сложных изображениях хорошо различимы, но никакой катастрофы мы не выявили – всё в пределах допустимого.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора новой ревизии Gigabyte M28U, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Во всех режимах без исключения монитор M28U показал высокую стабильность ЦТ оттенков серого, а после ручной настройки и калибровки и вовсе приятно нас удивил.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temperature. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Normal”. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Standard из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшихся «режима» ЦТ:

По полученным результатам можно отметить следующее:

  • Все режимы полностью соответствуют своим названиям;
  • Пресет User Define при заводских установках демонстрирует более тёплые оттенки, а среднее отклонение в три раза ниже, чем в Normal – повод задуматься;
  • По своей эффективности режим Warm оказался выше, чем результаты в Reader;
  • Чем выше цветовая температура, тем выше отклонения.

Вывод тут очевидный: можно остановиться на заводских настройках, перейти в User Define и ничего не трогать, или испытать удачу – настроить вручную на свой вкус. Идеальным же будет вариант с измерительными устройствами, которые смогут вам помочь.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен стандартный режим. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 34-272 нит при среднем коэффициенте контрастности в ~960:1. Снижение яркости линейно, а коэффициент контрастности стабилен во всём диапазоне и близок к заявленному производителем уровню.

Значение верхней границы яркости нас точно не расстроило, но может это сделать с другими покупателями монитора. M28U не смог добраться ни до уровню VESA DisplayHDR 400, ни даже до 300 нит, на которые способны чуть ли не все модели в таком ценовом сегменте.

Нижнее же значение в 34 нит максимально снизит нагрузку на глаза при работе в помещении со слабым внешним освещением либо при его полном отсутствии. Результат для современного игрового монитора очень хороший.

При активации режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» AIM Stabilizer яркость подсветки устанавливается на уровне 148-150 нит, а коэффициент контрастности остаётся на изначальном уровне. Менять скважность (ширину импульса) в этом режиме у M28U нет, но есть возможность регулировать цветовую температуру и контрастность (которая и так не очень большая), и даже режим OD, что, как показало тестирование – бесполезное занятие.

Скорость матрицы

Для своей новинки в Gigabyte указали две цифры скорости: по стандарту GtG и MPRT соответственно. Первая отвечает за скорость отклика пикселей, вторая – за время появления кадра на экране в режиме «вставки чёрного кадра». Другими словами – сравнивать их нельзя, но, как правило, MPRT всегда бывает меньше, чем GtG. А тут всё наоборот! Странно!

Для увеличения скорости в модели применена технология разгона OverDrive. Присутствует три режима её работы. По умолчанию производитель выставил Smart OD – новый режим, меняющий степень разгона в зависимости от частоты кадров и развёртки на мониторе. Посмотрим на полученные результаты:

По своим возможностям M28U смело можно отнести к классу Fast IPS-мониторов с частотой в диапазоне от 120 до 165 Гц. Он однозначно не такой быстрый, как скоростные Nano-IPS модели, однако, эта разницу можно увидеть лишь при прямом сравнении. В реальном же использовании жаловаться на скорость новинки вам, вряд ли, придётся.

К нашему удивлению, в четырёх режимах OD, включая Off (разгон выключен), результат фактически один и тот же. Есть небольшие шлейфы и такие же слабые артефакты. Усилить их видимость может режим Speed, в использовании которого мы не увидели никакого смысла. Что же касается AIM Stabilizer, то при его активации настройки OD остаются доступными и ощутимо влияют на происходящее. В случае выше был оставлен режим Smart OD и именно он даёт один из самых адекватных результатов к которому, впрочем, есть претензии. Они заключается в возникновении шлейфов не только с одной стороны, а сразу с двух, что позволяет говорить о двух вещах: монитор не настолько быстрый или производитель просто не смог качественно настроить режим «вставки чёрного кадра». Одно из двух!

Отсутствие пропуска кадров при максимальной заявленной частоте вертикальной развёртки было подтверждено с помощью специального теста из пакета TestUFO. Проблем у Gigabyte M28U c этим нет.

Углы обзора и Glow-эффект

Изучаемый монитор является одним из многих 4К IPS-дисплеев, среди которых мы ещё не видели проблемных экземпляров в вопросах углов обзора и стабильности картинки. Повышенная частота вертикальной развёртки, как вы понимаете, на этих параметрах никак не сказывается.

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится значительно быстрее и сильнее.

Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на трети-четверти изображения со слабо выраженным тёплым оттенком (на самом деле он зависит от того, с какой стороны смотреть на экран, но и изменённый спектр подсветки тоже сказывается).

На чёрном поле Glow проявляет себя также во всей красе, что для любителей IPS-дисплеев – не в новинку. Степень проявления самых разных паразитных оттенков зависит от того с какой стороны от экрана вы встанете и насколько сильный угол просмотра будет использован. И, конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения и это следует учитывать в первую очередь.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 4,8 %, а максимальное – 16,8 %. Это высокий результат, как среди 27-28-дюймовых моделей, так и среди игровых IPS в частности. Проблемной частью нашего экземпляра выступает только верхушка панели. В остальном же всё достаточно равномерно и близко к результатам в центральной точке.

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы.

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля. Разница по яркости между центральной зоной, краями и углами панели хорошо видна, но назвать её сильной – язык не поворачивается.

Ещё сильнее разница по совокупности яркости и ЦТ видна на тёмно-серых полотнах, где все выявленные особенности подсветки становятся более очевидными. При выполнении реальных задач никаких значимых дефектов подсветки на серых полях у нашего экземпляра не выявлено – работать комфортно.

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем поднадоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя достаточно типично – четырьмя высветленными углами с явными паразитными оттенками. Подобная особенность может негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором, если вы сидите очень близко к экрану: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов и в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление). Это то, к чему следует быть готовым.

Снижение яркости не сильно скажется на ваших впечатлениях, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше. С другой стороны, если не медитировать на чёрный фон по несколько минут, то ничего подобного произойти не должно, и тогда меньшая яркость подсветки действительно скажется на улучшении восприятия картинки с экрана.

При отдалении же от экрана Glow полностью исчезает и чёрный фон начинает демонстрировать реальную равномерность подсветки. На ней результат оказался выше среднего: видны небольшие засвеченные области по двум краям экрана с желтым оттенком. Проблема ли эти при работе за монитором? Нет, это мелочи жизни, про которые вы забудете в первые 10 минут.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Новинка показала результат выше среднего: среднее отклонение составило 3,8 %, а максимальное 7,6 %. Разница между минимумом и максимумом не превысила 500К – не прорыв, но для монитора подобного уровня – успех.

Построенная диаграмма совсем не напоминает таковую по равномерности подсветки – фигура здесь совсем иная. Как таковых скачков цветовой температуры у изучаемого монитора нет. Цветовая температура равномерно снижается к правой части экрана и менее заметно затрагивает левую область.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки)

В мониторе применена IPS-Type-панель с диагональю 28 дюймов с полуматовой рабочей поверхностью. Рассмотрим полученный макроснимок:

Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект себя практически не проявляет в независимости от угла просмотра. Картинка на экране приятна глазу и полностью избавлена от эффекта Cross-Hatching.

Используемой матрице не свойственны проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей. Монитору не требуется дополнительная настройка резкости, можно обойтись и стандартными настройками ClearType.

Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что новинка действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

В ходе активации режима стробления (AIM Stabilizer) при частоте вертикальной развёртки в 144 Гц мы выявили ШИ-модуляцию с соответствующей частотой и высокой скважностью, что было более чем ожидаемо. Выбирать вам – большая плавность картинки или меньшая нагрузка на глаза.

Блок питания в мониторе - встроенный. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.

Выводы

Несмотря на то, что основной спрос на скоростные 4К IPS-мониторы пришёлся на 2019 год, а после насыщения рынка резко упал, компания Gigabyte не побоялась запустить в продажу M28U, который смог приятно удивить своими характеристиками и количеством используемый функций и технологий. Новинке смело можно дать награду «Всё в одном» и похвалить за правильно выбранную ценовую политику.

Монитор оказался дешевле всех своих предшественников, которые к этому моменту успели покинуть рынок, и предлагает ощутимо больше при сравнимом (или даже более высоком) уровне качества. Он прекрасно подойдёт как для любителей поиграть за ПК, так и для тех, кто за ним только работает, а для игр отдаёт свой голос за современные консоли с возможностью вывода 120 Гц.

Изученному монитору повезло стать первопроходцем в использовании новой скоростной SS-IPS-панели, способной показать не только высокие результаты скорости, но и равномерности подсветки вместе с уровнем настройки цветопередачи, которая зависит не только от подхода конечного производителя дисплея. Осталось лишь принять решение о том, действительно ли вам нужен 28-дюймовый 4К с повышенной частотой развёртки и способна ли ваша система обеспечить необходимый уровень fps в ваших любимых играх, как на данный момент, так и потенциально в будущем. Удачи в правильном выборе!

____________________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки Gigabyte M28U в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Интересный дизайн и хорошее качество исполнения;
  • Эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • Удобная система управления на базе 5-позиционного джойстика c дополнительной клавишей KVM;
  • Широкий выбор самых современных интерфейсов (DP 1.4 DSC, HDMI 2.1, USB Type-C) и встроенный USB-хаб;
  • Функция KVM-Switch – первый игровой монитор с подобной возможностью – но так ли это важно?;
  • Глубоко настраиваемые функции PiP и PbP;
  • Хорошая заводская настройка, особенно режима sRGB – монитор в обоих случаях может обойтись без полноценной калибровки с правками LUT видеокарты;
  • Плавные градиенты при заводских установках, в большинстве предустановленных режимов и после ручных настроек;
  • Ворох программных технологий – кому-то нужно, кому-то нет;
  • Максимально широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильно высоком коэффициенте контрастности;
  • Адекватно проведённый разгон матрицы и, в целом, высокая скорость панели без ярко выраженных артефактов;
  • Поддержка всех основных технологий адаптивной синхронизации;
  • Наличие режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» под названием AIM Stabilizer – аналог ULMB|ELMB|VRB, но качество его исполнения оставляет желать лучшего;
  • Хорошая равномерность подсветки на чёрном поле (зависит от экземпляра);
  • Высокая равномерность подсветки по уровням яркости и цветовой температуры (зависит от экземпляра).
  • Практически неразличимый кристаллический эффект при любых условиях просмотра;
  • Отсутствие Cross Hatching эффекта и паразитных звуков во время работы;
  • Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free;
  • Самая низкая цена в классе – в этот раз Gigabyte приятно удивили.

Недостатки:

  • Несмотря на использование продвинутой системы подсветки цветовой охват оказался не выше 85 % DCI-P3 против заявленных 94 % - и это в лучшем случае, ведь после калибровки цифра снизилась до 82 %.

Может не устроить:

  • Глянцевые вставки с низкой практичностью;
  • Далеко не самая продвинутая эргономика подставки;
  • Максимальная яркость не добралась до 300 нит, не говоря уже о требуемых 400 для соответствия заявленному VESA DisplayHDR 400;
  • Несовместимость технологий Adaptive-Sync и AIM Stabilizer – а ведь данную проблему победили уже три компании;
  • Резко работающая функция Black Equalizer – лучше её не трогать;
  • Высокая нагрузка на систему, особенно в играх – очевидный факт, про который многие забывают;
  • Строгая необходимость использования системы масштабирования – минимум 125 %, но по умолчанию система ставит 150 %.
  • Реальная польза от многих «эксклюзивных фишек» стремится к нулю;
  • Достаточно сильный Glow-эффект c паразитным оттенком, в том числе на цветных изображениях.

Грыжин Александр aka=DEAD=

Комментарии