Mini-LED в действии. Обзор игрового 4K IPS-монитора ASUS ROG Swift PG32UQX.

Обзор ASUS ROG Swift PG32UQX

Вступление

В премиум-сегменте настольных мониторов балом продолжают править эксклюзивные технологии, доступные только для избранных. С помощью них производители демонстрируют своё техническое преимущество перед конкурентами и налаженные связи с поставщиками матриц, работа с которыми происходит очень плотно.

Многие выходящие решения оказываются в статусе бета, другие появляются и достаточно быстро исчезают из продажи, а с недостатками третьих покупателям приходится просто смириться. К сожалению, именно так и случается с топовыми мониторами за сотни тысяч рублей, а заявленная сумма и вовсе ставит покупателей в тупик – «Почему столько проблем за такие деньги?» - спрашивают они и, как правило, не получают желаемого ответа. Такова нынешняя действительность и, похоже, она ещё не скоро изменится.

После продолжительной разработки игровых моделей с полноматричной системой подсветки (FALD), в которых мы могли видеть от 384 до 512 отдельно управляемых зон подсветки, в буквально 5-6 вышедших в продажу дисплеях, инженеры компаний решили пойти на следующий шаг и применить недавно разработанные Mini-LED источники подсветки. Благодаря им количество светодиодов, используемых для подсветки матрицы, многократно возросло, что позволило увеличить количество зон и усилило эффективность работы с HDR-контентом. Именно эту цель преследуют производители жидкокристаллических дисплеев для прямой конкуренции с OLED, однако, реальная схватка на равных будет лишь при переходе на технологию Micro-LED, что произойдёт в топ-сегменте лишь через несколько лет.

В этом же материале мы хотим познакомить вас с монитором, которого не надо ждать – первый игровой дисплей на базе Mini-LED с применением квантовых точек и 1152-зонной подсветкой ASUS ROG Swift PG32UQX. Он вышел в свободную продажу и рассчитан на богатых энтузиастов ИТ-рынка, пожелавших стать испытателями новой технологии, которая, возможно, станет началом эры доступных Mini-LED-мониторов или потеряется из-за её сложности освоения и дороговизны производства. Давайте разбираться!

Справочная информация

На подготовку новинки компании ASUS не пришлось тратить несколько лет (как в случае с первыми FALD-мониторами бренда), проводить не одну презентацию и выставлять продукт на паре выставок. Всё прошло довольно быстро и гладко, а мировая пандемия сказалась на этом в первую очередь: представили в конце осени 2020 года, а в июле 2021 года в продажу поступила первая партия.

Прямых конкурентов, успевших появиться в продаже, у модели нет, как и нет тех, кто мог бы на равных бороться за право стать самым продвинутым игровым 4К IPS-решением с диагональю в 32 дюйма. Все представленные ранее модели с многозонной системой подсветки обладатели диагональю 27 и 34 дюйма, а поэтому PG32UQX – первый монитор в созданном им же сегменте.

По подтверждённым данным в мониторе ASUS ROG Swift PG32UQX используется новейшая AHVA-матрица от AU Optronics, модель M320QAN02.6, относящаяся к IPS-типу. Решение совсем свежее и, по всей вероятности, будет использовано во всех будущих моделях от конкурентов.

Матрица использует несколько тысяч Micro-LED источников, выполненных на базе классических W-LED светодиодов с покрытием «квантовыми точками» для расширения цветового охвата и увеличения максимального потока яркости. Применённая система формирует 1152 отдельно управляемых зон подсветки благодаря чему существенно снижается так называемый гало-эффект (паразитное свечение вокруг светлого объекта на тёмном поле), а эффективность работы с HDR многократно повышается.

Изменённый спектр свечения подсветки положительно сказывается на снижении нагрузки на глаза и, конечно, система является Flicker-Free с возможностью быстро поправить цветовую температуру и дополнительно снизить нагрузку режимами Low Blue Light.

Панель представляет собой 32-дюймовое LCD-полотно с рабочим разрешением 3840 × 2160 пикселей, что в совокупности даёт нам плотность пикселей на уровне 138 ppi. В этом случае некоторые потребители могут обойтись без активации системы масштабирования, другим же потребуется предложенный системой минимум в виде 125 %, что создаст проблемы в некоторых приложениях, без полноценной системы управления масштабом.

Производитель говорит о возможности воспроизведения 1,07 миллиарда цветовых оттенков и открыто заявляется о том, что панель является 10-битной без применения FRC-метода, во что охотно вериться, учитывая полученные нами результаты.

Благодаря максимальной яркости в 1400 нит в пике и применённой многозонной системе подсветки, монитор ASUS PG32UQX с легкостью получил сертификат соответствия VESA DisplayHDR 1400 и может предложить наиболее корректную работу с HDR среди всех доступных жидкокристаллических мониторов на рынке. На всей площади матрицы долгое время монитор может выдавать порядка 950-1000 нит, а при переходе в SDR-режим максимальная яркость ограничивается цифрой в ~500 нит.

Нативная частота используемой в мониторе матрицы составляет 144 Гц и эта цифра становится легко доступна в полноценном RGB-режиме без сжатия (цветовой субдискретизации) благодаря применению технологии Display Stream Compression на базе протокола DP версии 1.4. Заявленное время отклика при этом сохранилось на привычном уровне в 4 мс GtG и никаких специальных возможностей вида «вставка чёрного кадра» в мониторе не предусмотрено. Другими словами, рассчитывать на максимально высокую скорость не стоит, а панель не следует рассматривать в качестве альтернативы так называемых Fast-IPS дисплеев.

Использование аппаратного модуля G-Sync второго поколения не привело к ограничениям среди доступных интерфейсов, но рассчитывать на работу технологии адаптивной синхронизации от «зелёных» стоит только при использовании DP 1.4. Что же касается HDMI, то все три порта используют версию 2.0, а поэтому про полноценную поддержку приставок последнего поколения речи не идёт и это, пожалуй, одно из существенных упущений со стороны инженеров компании.

Для работы с периферией у монитора предусмотрено два порта USB 3.1, один USB 2.0 для подключения веб-камеры на верхней кромке корпуса и аудиовыход 3,5 мм для подключения наушников или внешней акустической пары. Встроенная акустика в PG32UQX не используется.

Среди уже хорошо известных технологий, применяемых в мониторе, мы можем отметить игровые режимы GameVisual, наэкранные помощники GamePlus, систему высветления теней, а среди новых: лёгкий переход от широкого цветового охвата к эмуляции sRGB для любого из предустановленных режимов и OLED-дисплей небольшого размера для вывода различного рода информации.

Визуальный образ модели скопирован со многих других решений бренда. Используется «безрамочный» корпус, но без свойственных многим ASUS тонких пластиковых накладок на нерабочие области панели. В вопросе эргономики особых претензий к PG32UQX нет. Для монитора предусмотрена точная заводская калибровка, а система управления была разработана с нуля и предстала перед нами специальной шайбой на нижней грани корпуса с интегрированной центральной кнопкой и двумя дополнительными рядом.

Комплект поставки

Для своих новинок компания ASUS использует хорошо знакомый дизайн упаковки. Монитор поставляется в крупной коробке с качественной полиграфией, несколькими фотографиями дисплея и перечислением его основных особенностей с помощью различных пиктограмм. Из-за веса устройства пластиковая ручка не используется, но есть два выреза по бокам упаковки.

Одну из сторон коробки производитель практически полностью отдал под полный список достоинств модели, коих там перечислено 15 штук.

По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные.

Основной комплект поставки новинки упакован в картонный бокс и включает в себя следующее:

  • кабель питания;
  • внешний блок питания
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • задняя крышка корпуса;
  • крышка-рассеиватель;
  • дополнительные вставки Light In Motion;
  • краткая инструкция по установке и настройке дисплея;
  • конверт с поздравлениями;
  • проспект по гарантийным условиям;
  • отчёт с результатами заводской калибровки.

Набор максимально полный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора. Все кабели с позолоченными контактами, что ещё раз демонстрирует особый подход производителя и желание поставить свою новинку выше будущих решений конкурентов.

В отчёте о заводской калибровке представлены результаты стандартного режима с активированным режимом эмуляции sRGB (он же SDR в понимании производителя), намекающие на то, что дополнительная коррекция точно будет не лишней!

Дизайн и эргономика

Новинка компании ASUS – монитор ROG Swift PG32UQX выглядит современно, стильно и дерзко. Новейшая AHVA-матрица облачена в «безрамочные доспехи», а сзади мы можем наблюдать переплетение сложных форм и использования поверхностей различной фактуры и вида. Говоря по-другому – никаких откровений – всё хорошо знакомо.

В дизайне новинка не далеко ушла от одного из первых решений ROG в области мониторостроения – PG348Q, вышедшего ещё в 2016-ом. PG32UQX сохранил традиции и впитал в себя все незначительные усовершенствования, проделанные дизайнерами компании за последние годы. Главное же здесь следующее – внешний вид мониторов ASUS пока ещё не повторил ни один другой производитель, а поэтому все они легко узнаваемы.

Сложносочинённая «закрученная» подставка с тремя тонкими ножками и мощной центральной колонной – ещё одна из отличительных элементов новинки, ярко выделяющая её на фоне мониторов других брендов.

Быстросъёмное соединение у монитора отсутствует. Центральная стойка с завода прикреплена к подставке, а места крепления закрыты декоративными вставками. Добраться до них и воспользоваться совместимым VESA-кронштейном (если такой у вас, конечно, имеется) можно с помощью плоской отвёртки. Достаточно поддеть ею нижнюю часть пластикового обрамления, после чего удалить всю остальную «мишуру» вокруг и открутить четыре винта. Кроме желаемой находки там вы обнаружите контактную площадку для работы систем подсветки, размещённых на центральной стойке, а также небольшой вентилятор, тихо занимающийся охлаждением модуля G-Sync – его совсем не слышно.

В нижней части центральной колонны находится специальное «окно», выполняющее роль системы прокладки кабелей.

Её продолжением является пластиковая крышка, прикрывающая подключённые кабели и сами интерфейсы. Не очень эффективно, но для завершения внешнего вида устройства без этого было бы никуда.

Эргономическая составляющая новинки средняя по уровню. Доступен наклон в диапазоне от -5 до +20 градусов, изменение высоты всего на 70 мм, поворот на 25 градусов влево/вправо.

Функция переворота в портретный режим (Pivot) не используется, а поэтому к центровке корпуса на подставке претензий не возникает.

Все удерживающие элементы и внутренности крепёжных механизмов сделаны из металла. На трёх ножках подставки используется по одному силиконовому упору.

Качество сборки монитора ASUS не даёт шансов остаться недовольным. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны в использовании, за исключением, пожалуй, небольшого количества декоративных элементов.

Люфты отсутствуют, корпус не поддаётся скручиванию ввиду не малой толщины, не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует большое количество вентиляционных прорезей различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне.

Система RGB Aura представляет из себя полупрозрачные пластиковые вставки c хромированным покрытием за которыми расположились управляемые светодиоды. Количество доступных цветов превышает тысячи возможных вариантов, а система отличается несколькими рабочими режимами и возможностью синхронизации с другими системами подсветки. Единственное «но» – видеть всю эту красоту будет только стена либо человек проходящий за монитором.

В центре колонны расположилась светодиодная подсветка, свет которой проходит сквозь прозрачный пластиковый диск с выгравированным логотипом ROG – система Light in Motion. Таких диска в комплекте поставки два. Второй, вероятно, на случай порчи первого, а два других для самостоятельной гравировки желаемой картинки. Также сверху центральной колоны размещён подсвечивающийся логотип ROG красного цвета.

В качестве демонстрации использования полуматовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей кристаллический эффект должен быть практически незаметен, а антибликовые свойства сохранены на достойном уровне.

В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Подключать кабели не очень удобно, но мы верим, что делать это часто вам не придётся.

Рядом пользователь обнаружит информационную наклейку. Благодаря ей становится известно, что наш экземпляр изготовлен в феврале 2021 года на заводе одного из главных подрядчиков для ASUS – компании Qisda (Suzhou).

Вместо встроенной акустической системы для своей новинки компания ASUS порадовала нас установленным OLED-дисплеем для вывода различной информации (как через меню самого монитора, так и отдельное ПО), встроенным датчиком внешней освещённости для автоматической регулировки яркости подсветки и креплением для веб-камеры с USB 2.0 рядом (закрыт заглушкой).

Меню и управление

В новом PG32UQX используется заново разработанная система управления, в основу которой положена механическая шайба с интегрированной кнопкой и двумя дополнительными клавишами рядом, а по правую сторону расположился индикатор питания.

Схема управления, как это очевидно, абсолютно иная, но никаких сложностей с её освоением не возникло. На это потребовалась буквально минута, после чего стало ясно, что она является более продвинутой и удобной, чем хорошо знакомый нам 5-позиционный джойстик. Вся навигация в меню и изменение главных параметров происходит настолько быстро, что диву даёшься!

Дополняет удобство навигации OLED-экран, на который по умолчанию можно вывести логотип ROG, используемый вариант подключения, установленный режим GameVisual и счётчик кадров. С помощью же дополнительно устанавливаемого ПО от ASUS пользователь может активировать вывод на маленький информационный экран температуру того или иного компонента, уровень нагрузки на компоненты системы, скорость вращения вентиляторов и многое другое.

Центральная клавиша управления отвечает за включение/выключение монитора и выбор, другая является кнопкой отмены или выхода из раздела и совмещает в себе возможность для активации функции с быстрым доступом в дополнение к правой кнопке. Обе могут быть перенастроены через специальный раздел меню, где будет предложено достаточно много вариантов. По умолчанию же они настроены для активации игрового таймера/настраиваемого прицела/счётчика FPS (функция GamePlus) и быстрого переключения предустановленных режимов GameVisual.

Внешний вид основного меню претерпел существенные изменения. Меню стало гораздо ярче с большим акцентом на детали и похоже на UEFI BIOS современных материнских плат бренда.

Всего в меню семь разделов. В первом — под названием Gaming — пользователю предлагается установить степень разгона матрицы (OD), настроить функции GamePlus, выбрать один из режимов GameVisual, активировать Adaptive-Sync (DP), а также выставить степень высветления теней (Dark Boost).

Во втором разделе можно установить уровень яркости и контрастности, выбрать схему цветового покрытия (оставить полную или перейти в режим эмуляции sRGB), активировать локально управляемую подсветку, выбрать режим работы встроенного скалера и определить степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране.

Важные параметры картинки на экране есть и в третьем разделе Color. В нём вы можете встретить режимы цветовой температуры и возможность вручную определить степень усиления RGB, также тут доступны пять режимов гаммы и активация поправок в сигнал при использовании с системами без поддержки технологии DSC.

Выбрать источник сигнала и активировать автоматическое определение можно в разделе Input Select.

В разделе Shortcut доступен выбор функций быстрого доступа для двух физических клавиш.

В пятом разделе, Lighting Effect, предлагается включить красную подсветку LIGHT IN MOTION (она же Light Signature), настроить разноцветную Aura RGB и активировать синхронизацию Aura Sync.

Выбрать язык локализации меню (присутствует русский, с хорошим переводом), изменить положение и прозрачность меню, определить время до его исчезновения, заблокировать кнопки, изменить уровень громкости подключённых наушников или колонок, выбрать версию DP – всё это можно сделать в последнем разделе System Setup.

Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность включить предупреждение о переходе в режим HDR, активировать глубокий сон при DP и HDMI-подключениях и датчик внешней освещённости. Доступна настройка вывода информации на OLED (Live Dash) и, конечно же, функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.

Доступ к сервисному меню, как и на большинстве современных мониторов ASUS, найден не был.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

В мониторе установлена новейшая AHVA-матрица c продвинутой системой подсветки, обеспечивающей расширенный цветовой охват. Посмотрим на её возможности на примере PG32UQX:

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках дисплея, для которых производитель определил эмуляцию стандартного цветового пространства sRGB. В этом случае монитор максимально точно описывает данный стандарт и не превосходит его. При переключении в режим WideGamut (расширенный охват) электроника выключает какие-либо эмуляции и демонстрирует все возможности установленной панели. В таком состоянии монитор превосходит пространство AdobeRGB на зелёных и красных участках и достаточно точно (на уровне 93-95 %) повторяет DCI-P3.

При переходе к «Blue Light Filter 4» с заводскими установками цветовой охват значительно сужается, особенно в области с тёплыми оттенками. По желанию пользователь может активировать расширенный ЦО, но для снижения нагрузки на глаза делать этого мы не советуем.

Для ручной настройки и калибровки мы перешли в заводской режим и переключили монитор в расширенный ЦО. Каких-то значимых изменений на фоне стандартных настроек не произошло. Тоже самое можно сказать и про ручную настройку в режиме со стандартным цветовым охватом (SDR Input).

Что же касается отдельного режима sRGB представлено в закладке GameVisual, то никакого смысла в его применении нет: вы получите тот же уровень заводской настройки, но потеряете свободу действий по настройке цветовой температуры и не только.

Теперь посмотрим на полученные цифры соответствия и общего объёма цветовых данных в различных режимах:

Стандартные настройки + sRGB:

  • sRGB - 98,7|100,2 %;
  • AdobeRGB - 68,8|69,0 %;
  • DCI-P3 - 71,0|71,0 %;

Стандартные настройки + WideGamut:

  • sRGB - 99,9|172,8 %;
  • AdobeRGB - 99,9|119,1 %;
  • DCI-P3 - 93,8|122,4 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 98,7|100,0 %;
  • AdobeRGB - 68,7|68,9 %;
  • DCI-P3 - 70,9|70,9 %;

Режим BLF-4:

  • sRGB - 81,0|84,6 %;
  • AdobeRGB - 57,0|58,3 %;
  • DCI-P3 - 59,6|59,9 %;

После калибровки:

  • sRGB - 99,9|173,9 %;
  • AdobeRGB - 99,8|119,8 %;
  • DCI-P3 - 93,3|123,2 %.

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка прекрасно подойдёт для работы с цветом в любом из изученных нами режимов, но желательно при создании индивидуального цветового профиля устройства для широкого ЦО.

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

В ASUS PG32UQX предустановлено шесть основных режимов GameVisual для каждого из которых доступно изменение рабочего цветового пространства. Для тестирования мы выбрали только несколько сочетаний среди наиболее корректно настроенных и интересных для использования.

При настройках по умолчанию используется режим Racing со следующими настройками:

  • GameVisual – Racing;
  • Brightness – 67;
  • Contrast - 50;
  • Color Temp.– 6500K;
  • Gamma – 2.2;
  • OD – Normal;
  • Dark Boost – Off;
  • Variable Backlight – Level 2;
  • Display SDR Input – sRGB;

В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:

  • GameVisual – Racing;
  • Brightness – 15;
  • Contrast - 50;
  • Color Temp.– User (100/96/93);
  • Gamma – 2.2;
  • OD – Off;
  • Dark Boost – Off;
  • Variable Backlight – Off;
  • Display SDR Input – WideGamut.

Основные изменения произошли за счёт снижения яркости подсветки и усиления RGB Gain. Также мы выключили работу локальной подсветки и перешли в режим с полным цветовым охватом, чтобы продемонстрировать все возможности используемой панели. Регулировка уровня контрастности и изменение режима гаммы монитору не требуются.

Посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:

При стандартных настройках изначальная яркость завышена (для продолжительной работы), но нет никаких проблем снизить её до нужного значения, что в sRGB (SDR) варианте, что с WideGamut. Коэффициент контрастности превышает заявленный в ТХ уровень на 30-32 %, а точка белого настроена на уровне выше среднего. Особых проблем с гаммой нет, контрастность картинки близка к правильной. По общему же уровню отклонений цветопередачи лучшим, как и ожидалось, оказался режим Racing со стандартным цветовым охватом. После него идёт WideGamut с более широкими возможностями чем взятое за референс пространство AdobeRGB, а закрывает рейтинг BLF-4 с адекватным уровнем яркости, чуть меньшим коэффициентом контрастности и точкой белого на уровне «тёплых» 4700К с паразитным оттенком.

После ручной настройки коэффициент контрастности немного снизился, но всё равно превысил заявленное значение. Точка белого вышла на необходимый уровень, контрастность немного снизилась, а отклонения DeltaE94 не превысили 1 единицы. Великолепный результат!

Гамма-кривые и баланс серого

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

При более скрупулёзном анализе мы выяснили, что контрастность картинки на мониторе завышена, что видно по гамма-кривым и каждому цветовому каналу, в частности. Различимость глубоких теней слабая, точка белого и баланс серого максимально схожи в обоих цветовых пространствах.

В Blue Light Filter – 4 производитель не стал снижать контрастность и оставил её на заводском уровне. Разница лишь в резко сниженной яркости, суженом цветовом охвате и точками чёрно-белого градиента, улетевшими за пределы изучаемой области, что, в целом, является вполне объяснимым действием.

В ходе ручной настройки и полноценной калибровки с правками в LUT видеокарты все пробелы в заводской настройке ASUS ROG Swift PG32UQX были исправлены. Мы получили идеальные гамма-кривые, правильный баланс серого, высокий уровень установки точки белого и широкий цветовой охват на уровне профессиональных моделей для работы с цветом.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки ASUS есть встроенный датчик внешней освещённости, автоматически регулирующий яркость подсветки в зависимости от рабочих условий. Он расположился на верхней грани для наиболее корректного замера освещённости рабочего пространства. Производитель предоставил возможность его активации, но без дополнительных настроек. При его включении яркость может резко возрасти или упасть, после чего будет медленно регулироваться под изменяемые условия, без видимых скачков яркости и в максимально широком диапазоне.

Также в меню есть несколько дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. Проверим, как влияют на изображение два из них: Gamma и Dark Boost.

Из дополнительных режимов гаммы в PG32UQX есть варианты от низкоконтрастного 1.8 до 2.6. Все режимы настроены достаточно точно к указанным значениям, без видимых расхождений RGB-каналов, а поэтому смело можете пользоваться любым из них при желании сделать картинку на свой вкус (особенно актуально для игроков). Главное помните, что основным стандартом является 2.2 и именно в нём вы получите точную цветопередачу, без вкусовщины.

Параметр Dark Boost, как следует из его названия, высветляет глубокие тени и делает это в случае с PG32UQX очень плавно и максимально корректно. Затрагивается зона 0-25 %, а всё остальное остаётся на своих местах.

Соответственно для лучшей видимости противников в тёмных сценах/на тёмных картах данная функция только в помощь. Но говорить об улучшениях точности цветопередачи не приходится. Если вы хотите играть честно и видеть перед собой правильную по цвету картинку, то оставьте оба изучаемых параметра в покое.

Равномерность градиентов и бандинг

Установленная 10-битная IPS-type-матрица, впервые за последние годы на памяти автора, смогла продемонстрировать действительно впечатляющие градиенты. Таковыми они оставались в любом из доступных режимов работы графического адаптера (8, 10 и даже 12-битной эмуляции), чем не могли похвастаться многие другие модели.

Качество плавных переходов остаётся на высоком уровне при любых настройках монитора. Нет видимых глазу изменений даже после применения профиля с LUT-правками, что удивило нас больше всего.

Этот шикарный результат подтверждает, что чем выше количество доступных градаций на физическом уровне матрицы и чем точнее электронная начинка, тем меньше вероятность испортить градиенты.

А вот что касается сложных цветовых переходов на реальных изображениях, то здесь дисплей показал себя на уровне ниже среднего. Грубых переходов оказалось много, как и различимость паразитных оттенков. На фоне идеальных градиентов это довольно странное явление, но что есть, то есть.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора ASUS ROG Swift PG32UQX, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые и баланс серого”.

Уровень стабильности цветовой температуры оказался высоким. Разница между изученными режимами практически отсутствует. Проведённая калибровка позволила в 2-3 раза снизить среднее отклонение, но на глаз заметить эту разницу, учитывая изначальный уровень настройки, будет практически невозможно.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “6500К”. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Racing SDR из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшихся «режима» ЦТ (выбранные нами для тестирования) и доступные варианты функции Blue Light Filter:

По полученным результатам можно отметить следующее:

  • Режимы Blue Light Filter полностью соответствуют своим названиям и предназначению, но заметное изменение яркости и ЦТ происходит только на уровне BLF-4;
  • Чем выше выставленное значение, тем больше разница между измеренным и заявленным уровнями и тем выше общий уровень отклонений;
  • Доступные режимы цветовой температуры расширяют доступный диапазон регулировки и прекрасно дополняют функцию Blue Light Filter.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 36-505 нит при среднем коэффициенте контрастности в ~1320:1. Снижение яркости линейно, КК достаточно стабилен во всём диапазоне и на целых 32 % выше заявленного производителем. Значение при 0 % яркости в расчёт не берём – там используемому колориметру достаточно сложно произвести замер чёрной точки в виду её низкой яркости.

Значение верхней границы яркости в 505 нит полностью соответствует заявленным 500 нит для режима со стандартным цветовым диапазоном (SDR) и ощутимо превышает возможности многих мониторов на рынке. Нет вопросов и к нижней границе, благодаря которой пользователь может максимально снизить нагрузку на глаза при работе в плохо освещённом помещении.

Что касается максимальных возможностей дисплея, то все они достаточно точно описаны в его характеристиках Display IDs, которые с легкостью читаемы специальным приложением для проверки функции HDR. В пике PG32UQX показывает 1650 нит при заполнении 2-3 %, 1560 нит при 10 % и 968 нит при 100 %.

Скорость матрицы и пропуск кадров

В новинке заявлена матрица со временем отклика в 4 мс, измеренным по методике Gray-to-Gray, а максимальная частота развёртки составляет 144 Гц без необходимости применять дополнительный разгон.

Для увеличения скорости отклика в модели применена технология разгона OverDrive (параметр OD в OSD Menu). Присутствует две степени воздействия, а также предлагается возможность её дезактивировать.

Несмотря на класс монитора и его крайне высокую стоимость, порадовать высокой скоростью отклика PG32UQX вас не сможет. При заводских установках OD (режим Normal) модель демонстрирует хорошо заметные артефакты и скорость на уровне куда более доступных IPS моделей из предыдущего поколения (не Fast-IPS). При выключении OD шлейфы увеличиваются, смазанность движущихся объектов растёт, но артефакты полностью исчезают. Последний режим Extreme мы же просто не советуем использовать – ничего кроме сильнейших артефактов в нём вы не найдёте.

Стоит помнить, что подобные результаты актуальны при частоте близкой к 144 Гц (fps). При её снижении скорость отклика снижается, а артефакты могут увеличивать степень своего влияния.

Что касается пропуска кадров, то у PG32UQX проблем нет – 144 Гц честные, без пропуска. Переживать здесь не за что.

Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора рассматриваемый монитор демонстрирует высокий уровень, что свойственно большинству IPS-панелей такой диагонали и разрешения.

При незначительных изменениях в горизонтальной плоскости картинка на экране ASUS ROG Swift PG32UQX совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее, а при сильном отклонении на тёмных участках появляется ярко выраженный розово-фиолетовый оттенок.

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. Именно Glow вносит основной вклад в появление претензий к стабильности картинки на экране и комфорту работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

Тем не менее, у PG32UQX снижено проявление углового Glow при взгляде перпендикулярно плоскости монитора (обычное положение при работе за компьютером) что, похоже, сделано с помощью применения A-TW-поляризатора – технологии прямиком из 2005-2008 года, которая использовалась для продвинутых IPS дисплеев тех лет и крайне редко встречается в современных моделях.

Равномерность подсветки и работа FALD-подсветки

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки. Система компенсации неравномерности подсветки в PG32UQX не применяется.

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 6,9 %, а максимальное – 18,4 %. Результат для такой диагонали очень хороший и радует, что его достигли на новой технологии подсветки матрицы, для которой надо было подобрать в сотни раз больше светодиодов подсветки со схожими рабочими характеристиками, нежели в классической Edge-LED.

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. У нашего экземпляра больше всего затемнены углы панели, верхний и нижний края матрицы. Впрочем, разница в сравнении с яркостью в центральной точке не большая, а поэтому дискомфорта в реальной работе данные особенности не вызывают.

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.

Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. Здесь усиливают свою видимость проблемы не с яркостью, а с равномерностью цветовой температуры.

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

Как мы выяснили в предыдущем разделе – видимость углового Glow у монитора снижена в разы по отношению к классическим IPS моделям. Подобное свойство используемой панели придал, похоже, старый-добрый A-TW-поляризатор, встречающийся крайне редко и только в дорогих моделях. Это тот случай, когда Glow при обычных условиях просмотра не будет беспокоить от слова «совсем» и вы просто забудете про основной недостаток IPS.

При отдалении от экрана минимальное проявление Glow полностью исчезает, и мы становимся свидетелями не самой приятной картины – равномерность, мягко говоря, на уровне ниже среднего. Так оно остаётся до момента включения локальной подсветки, которая способна погасить себя практически в ноль в любой из доступных 1152 зон экрана.

При проверке равномерности подсветки мы также выявили дефект нашего экземпляра, выраженный в виде красных точек и двух небольших овальных областей с тёплым оттенком. По словам представителя компании ASUS такой дефект в обязательном порядке признаётся заводским браком и монитор подлежит замене. Так что если вы встретитесь с подобным (а мы видели такие точки на многих моделях с FALD-подсветкой), то смело обращайтесь в магазин или СЦ за заменой экземпляра.

Увеличение количества отдельно управляемых зон положительно сказалось на возможностях для воспроизведения HDR. Производитель добился снижения гало-эффекта, однако, заметить его всё равно достаточно просто, особенно в сценариях, где HDR-контент не используется, а происходит обыкновенная проверка технических возможностей устройства. Кроме того, не стоит забывать, что подсветка не может гаснут и загораться незаметно (особенно когда монитор оперирует крайне широким диапазоном регулировки) и не спасает PG32UQX даже третий (и самый быстрый по скорости) режим работы Variable Backlight. Другими словами – стало, безусловно, лучше, чем у предыдущих решений с 384-512 зонами, но назвать используемую Mini-LED подсветку идеальной мы не можем.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Отклонение в 2,2 % в среднем и 8,5 % в максимуме – результат чуть ниже среднего «по больнице», что для крупного 32-дюймового монитора не так уж и плохо, особенно учитывая огромное количество используемых светодиодов подсветки.

Разница между минимумом и максимумом превысила 600К, однако, если бы не проблемный нижний правый угол и небольшой участок в левой части, то результат оказался бы выше. Но даже с полученными результатами на протестированном нами экземпляре нельзя говорить о каких-то серьёзных проблемах, мешающих работе.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В мониторе ASUS ROG Swift PG32UQX применена «безрамочная» AHVA-матрица с полуматовой защитной поверхностью. Рассмотрим полученный макроснимок:

Кристаллический эффект в таком случае остаётся еле заметным и не усиливается при изменении угла просмотра. Вместе с тем, антибликовые свойства очень хорошие, а от эффекта Cross Hatching изучаемая модель избавлена на все 100 %.

Проблем с текстом у новинки ASUS не наблюдается: сказывается классическая IPS-структура пикселей, рабочее покрытие и разрешение 3840 х 2160 пикселей. Проработка мелких деталей и шрифтов без нареканий. Дополнительная настройка резкости не требуется.

Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

Блок питания в мониторе - внешний. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.

Выводы

Дорого, технически совершенно и беспроблемно – часто, как показывает практика, не сочетаемые запросы в стане продвинутых настольных мониторов, а новый ASUS ROG Swift PG32UQX является прямым тому доказательством. Запущенный в продажу в виде эксклюзива герой обзора стоит в 4-6 раз дороже, чем 60 Гц 32-дюймовые IPS модели и более чем в три раза дороже, чем достаточно популярные 48-дюймовые OLED с частотой 120 Гц и поддержкой всех необходимых стандартов адаптивной синхронизации. А поэтому нет ничего удивительного в том, что предъявляемые требования со стороны конечных потребителей будут крайне высокими. Получится ли у PG32UQX их оправдать? Да, но далеко не по всем параметрам.

Первое в чём стоит отдавать себе отчёт – вы переплачивается одну-две сотни тысяч рублей за достойное (но не идеальное) воспроизведение HDR контента (речь исключительно про игры и фильмы) – то, на что не способны 99 % жидкокристаллических мониторов на рынке с заявленной поддержкой расширенного динамического диапазона. Многозонная система подсветки не создана для использования в ходе работы с фото, графикой и выполнении обычных рабочих задач в среде операционной системы и будет только мешать и портить общее впечатление. Да, она также может воссоздать для вас идеальное чёрное поле, но эти лишь грамотное управление яркостью подсветки и используемый A-TW-поляризатор для снижения видимости углового Glow-эффекта. Другими словами – для тестирования определённых параметров технология Variable Backlight играет ключевую роль, но в ходе реальной работы она может создать больше проблем, чем пользы.

Во-вторых, не стоит рассчитывать на то, что вы получите максимально быстрый монитор. На фоне действительно быстрых IPS-решений последнего поколения PG32UQX играет роль догоняющего, а производитель открыто заявляет уже никого не удивляющую цифру в 4 мс GtG, встречаемую нами ещё со времен первых игровых IPS пятилетней давности.

Протестированная новинка приятно удивила нас огромным количеством своих достоинств, новым подходом инженеров в реализации системы управления, настоящей 10-битной панелью с идеальными градиентами и многими другими аспектами. Не обошлось и без особенностей от которых хотелось бы избавиться, но тут стоит помнить, что PG32UQX – первопроходец в сегменте Mini-LED мониторов, а поэтому ему многое прощается. Удачи в правильном выборе.

____________________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS ROG Swift PG32UQX в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • уникальный для рынка дизайн, выполненный в соответствии с концепцией премиальных продуктов серии ROG;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100х100 мм;
  • очень хороший комплект поставки;
  • широкий выбор интерфейсов подключение, а также наличие USB-хаба версии 3.1;
  • DP 1.4 с поддержкой компрессии DSC для работы в 10 и 12-битном режимах с максимальной частотой развёртки в 144 Гц, без потери качества картинки;
  • встроенный датчик внешней освещённости для автоматической регулировки яркости подсветки – работает как доктор прописал;
  • встроенный 2-дюймовый OLED-дисплей в нижней части корпуса для вывода различной информации;
  • обновлённое меню и система управления на базе механической шайбы и трёх физических клавиш – оказалось, что это ещё удобнее и быстрее, чем работы с привычным джойстиком;
  • система подсветки внешнего пространства Aura RGB с возможность настройки и синхронизации;
  • очень широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком коэффициенте контрастности – для SDR-режима диапазон 36-505 нит с контрастностью 1340:1, для HDR значительно шире;
  • качественная эмуляции стандарта sRGB в соответствующих режимах – она же включена по умолчанию, а поэтому за насыщенной картинкой вам прямиком к режиму WideGamut;
  • использование «квантовых точек» в качестве дополнительного напыления на обычные W-LED-светодиоды для расширения цветового охвата до 94-100 % покрытия трёх основных цветовых стандартов – монитор прекрасно подходит для профессиональной работы с цветом;
  • подсветка на базе Mini-LED с делением на 1152 отдельно управляемые зоны для обеспечение полноценной работы с HDR-контентом – «ваууу-эффект» обеспечен;
  • поддержка HDR10 и соответствие VESA DisplayHDR 1400 с возможностью добраться до уровня 1600-1650 нит в небольшой зоне (в пике);
  • полноценная поддержка NVIDIA G-Sync Ultimate (на основе аппаратного модуля) и Adaptive-Sync в широком диапазоне частот;
  • идеальное качество градиентов, в том числе после настройки и калибровки с правками в LUT-видеокарты – сказывается, по заверению производителя, использование полноценной 10-битной матрицы без FRС – давно мы не видели подобного;
  • отличные углы обзора;
  • минимальный угловой Glow-эффект – сравним со старыми IPS моделями с A-TW-поляризатором;
  • хорошая равномерность подсветки по уровню яркости на светлом поле;
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости;
  • отсутствие Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы.

Недостатки:

  • очень глубокая подставка – для монитора нужен большой стол или VESA-совместимый кронштейн;
  • низкая равномерность подсветки на чёрном поле при выключенной функции Local Dimming – подобрать тысячи светодиодов с одинаковыми рабочими характеристиками – та ещё проблема;
  • ярко выраженный бандинг-эффект – удивительно для монитора с идеальными градиентами, которые не портятся даже после калибровки с LUT-правками;
  • крайне высокая цена, особенно на фоне OLED-телевизоров со схожей частотой развёртки.

Может не устроить:

  • не самая удачная настройка разгона матрицы Overdrive – артефакты можно заметить на двух из трёх уровнях воздействия, в том числе, выставленном по умолчанию;
  • скорость отклика может не соответствовать вашим ожиданиям от игрового монитора за 300+ тысяч рублей;
  • использование HDMI 2.0 вместо HDMI 2.1 для поддержки 120 Гц 4К для новейших игровых консолей – виновным выступает модель G-Sync без поддержки необходимого стандарта;
  • средняя точность заводской настройки (по гамма-кривым и точке белого) – хотелось бы более высоких результатов от модели подобного класса;
  • средняя равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
  • отсутствие системы «вставки чёрного кадра» - впрочем, учитывая скоростные показатели модели, данная технология могла бы оказаться лишней и/или бесполезной;
  • активная система охлаждения – мы нашли один кулер, но заметный шум в ходе долгой работы за монитором обнаружен не был;
  • гало-эффект всё ещё с нами, но выражен гораздо слабее, чем на старых моделях с FALD-подсветкой, да и при просмотре HDR вы, вряд ли, с ним столкнётесь;
  • FALD-подсветка не предназначена для использования в SDR-контенте – получите больше проблем, чем пользы – учитывайте это, если, вдруг, возникнет желание активировать функцию Local Dimming при просмотре фотографий или обычных (не HDR) видео;
  • ярко выраженный розово-фиолетовый Glow-эффект при изменении угла просмотра, особенно на тёмных объектах – ещё одна отсылка к IPS 10-15-летней давности (для некоторых это достоинство, а не недостаток).

Автор: Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии