Ну а как иначе? Обзор и тестирование игрового 4K-монитора ASUS ROG Strix XG27UQR

Обзор монитора ASUS ROG Strix XG27UQR

Вступление

«Больше игровых 4К-мониторов! Ещё больше!» - похоже, что именно так считают производители дисплеев, не забывающие о постоянном обновлении модельного ряда и о приведении его в соответствии с принятой концепцией на ближайшие годы. Так компания ASUS планомерно вводит в продажу все больше решений с некоторыми программными обновлениями, максимально схожими ТХ в сравнении с предшественниками, изменённым внешним видом и, конечно, используя уже знакомые нам LCD матрицы.

В этот раз мы решили познакомиться с решением, которое стало заменой вышедшему ещё в середине 2019 года ASUS ROG Strix XG27UQ, моделью XG27UQR. C первенцем линейки мы не знакомили вас на страницах этого сайта, но автор проводил его полноценное тестирование и хорошо с ним знаком. Теперь же настала пора новинки 2021 года в которой мы будем искать отличия и определим его положение в рассматриваемом сегменте рынка. Приступим!

Справочная информация

Новинка компании ASUS была представлена в конце апреля 2021 года и появилась на полках Российских магазинов ближе к осени. Цена решения была близка к 80 тысячам рублей, но при удачно сложившихся обстоятельствах XG27UQR можно было найти за 73-75 тысяч, что ставило его посередине между самыми доступными и самыми дорогими представителями класса игровых 4K IPS-мониторов. Сейчас же цену мы комментировать не будем – такие нынче времена.

Что же касается положения монитора в продуктовой линейка самой компании ASUS, то он выступает между дорогущим и редко встречаемым в продаже PG27UQХ с многозонной системой подсветки и ещё более новым VG28UQL1A из доступной линейки TUF Gaming. Впрочем, понятие «доступный» здесь следует трактовать несколько иначе – он просто самый доступный среди подобных у ASUS и не более того.

Доподлинно известно, что в новинке установлена та же, что и в предшественнике AHVA-панель от AU Optronics, модель M270QAN02.3. Это 27-дюймовая 4K IPS-матрица с торцевой системой подсветки (Edge-LED) и нативной частотой 144 Гц и без необходимости использования сжатия данных, благодаря поддержке технологии DSC.

Рабочее разрешение монитора составляет 3840 × 2160 пикселей (стандарт 4К UHD), что в совокупности с диагональю 27 дюймов обеспечивает уровень плотности пикселей в 163 ppi и заставит вас воспользоваться системой масштабирования Windows, работающей, до сих пор, не идеально (всё зависит от используемого ПО).

Максимальная яркость близка к современным нормам и находится на уровне 350 нит, а в режиме HDR (модель сертифицирована по стандарту VESA DisplayHDR 400 и поддерживает работу с HDR10 контентом) может выйти на уровень в 400 нит. Коэффициент контрастности в обоих случаях составляет 1000:1 – на большее монитор, в силу отсутствия многозонной системы подсветки, не способен.

Из технических характеристик следует, что IPS-панель является псевдодесятибитной (8 бит + FRC) с возможностью воспроизведения 1,07 миллиарда цветов благодаря изменённому спектру подсветки с помощью использования дополнительного светорассеивающего слоя KSF Phosphor. Цветовой охват расширенный — он примерно на 90-95 % покрывает пространство DCI-P3, рассчитанное на современную киноиндустрию. Благодаря такой особенности модель может использоваться не только в сфере развлечений, но и как профессиональный инструмент для работы с цветом в соответствующей области.

Заявленные углы обзора у модели типичны для 4K IPS-представителей, как и скорость отклика в 4 мс при переходе GtG (а потому модель не относится к поколению Fast IPS). Для режима со вставкой «чёрного кадра» (ELMB) указана цифра 1 мс MPRT, свидетельствующая о времени появления кадра на экране. Максимальная частота вертикальной развёртки соответствует современным геймерским стандартам — 144 Гц в нативном режиме 4К, без потери качества картинки и с возможностью ручной активации 10-битного режима в настройках драйвера.

Для подключения к ПК следует использовать исключительно один из двух интерфейсов DisplayPort 1.4, а для игровых приставок можно воспользоваться HDMI 2.0, который повлечёт за собой ограничения в виде Full HD и 120 Гц для PS5 и Full HD & WQHD (2K) с 120 Гц для приставок Xbox Series X/S. При этом технология G-Sync в режиме Compatible через DP-подключение работает в диапазоне 48-144 Гц, а Adaptive-Sync/Free-Sync при использовании HDMI обеспечивает максимальную плавность на уровне от 30 до 60 Гц при использовании нативного разрешения матрицы в случае с персональным компьютером.

Для работы с периферией в мониторе предусмотрены два порта USB 3.0 и 3,5-мм аудиовыход для подключения наушников или внешней акустики. Встроенной аудиосистемы ASUS ROG Strix XG27UQR не досталась. Зато нашлось место для подсветки внешнего пространства Aura RGB, выполненной в неизменном за последние годы виде.

В вопросе внешнего вида новый ASUS ROG Strix XG27UQR повторяет своего предшественника XG27UQ и старшего предшественника ROG Swift PG27UQ/UQX — с некоторыми отличиями в дизайне подставки. Монитор удивит покупателя своей неординарностью, ведь в нём не используется «безрамочный» дизайн, да и сами внешние рамки матрицы по размерам напоминают то, что можно встретить в решениях семи-восьмилетней давности. В остальном же перед нами типичный представитель семейства ROG из топ-сегмента — с эргономичной подставкой, немного утратившей возможности на фоне предшественника XG27UQ, и привычной системой управления на базе пятипозиционного джойстика – тут без изменений.

Для XG27UQ заявлена заводская калибровка, а из-за изначально широкого цветового охвата в мониторе предусмотрен режим эмуляции стандартного пространства sRGB. Дополнительно в настройках присутствует несколько игровых режимов и пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра за счёт регулировки уровня RGB Gain, но в основном на защите ваших глаз служит Flicker-Free-подсветка – без мерцания во всём рабочем диапазоне.

В арсенале монитора также присутствуют технология высветления теней Shadow Boost, обновлённый набор наэкранных виджетов GamePlus и большое разнообразие режимов GameVisual.

Комплект поставки

Для новинки ASUS ROG Strix XG27UQR компания немного обновила дизайн упаковки. Монитор поставляется в крупной чёрно-красной коробке с качественной полиграфией, несколькими фотографиями дисплея и перечислением его основных особенностей с помощью различных пиктограмм. Для переноски производитель предлагает воспользоваться вырезами с двух сторон, ведь пластиковая ручка сверху не представлена.

Одну из сторон коробки производитель практически полностью отдал под более полный список достоинств модели.

По одной из наклеек можно узнать серийный номер монитора, место производства (Китай) и другие – менее полезные данные.

Комплект поставки новинки включает в себя следующее:

  • кабель питания;
  • внешний блок питания
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • кабель USB для подключения к ПК;
  • пластиковый элемент системы прокладки кабелей (задняя крышка);
  • краткое руководство по установке и настройке;
  • проспект ASUS VIP Member;
  • проспект по безопасному использованию;
  • отчёт с результатами заводской калибровки;
  • винты-стойки для крепления VESA-кронштейна;
  • поздравительное письмо в чёрном конверте.

Набор оптимальный. В нём присутствует всё самое необходимое для раскрытия потенциала монитора.

Дизайн и эргономика

Для своих наиболее интересных и дорогих моделей мониторов в ASUS давно исповедуют дизайнерский подход, отточенный на семействе игровых ноутбуков серии ROG, а затем перенесённый и на мониторы, начиная с уже старого PG348Q.

Сложные формы, переплетённые друг с другом, с различным по фактуре и цвету пластиком, моментально создают образ дорогого и нишевого продукта, нацеленного преимущественно на игровую аудиторию.

Единственное, что может заставить задуматься о дате выхода монитора является его классический – рамочный дизайн, позаимствованный прямиком у первого в истории FALD-дисплея ASUS PG27UQ из 2018 года. Ровно такие же крупные рамки (19 мм верхняя, 20 мм нижняя и по 16 мм боковые) вы также встретите в XG27UQ, как и достаточно толстый для используемой начинки корпус, в котором нет ни сложной схемы подсветки, ни аппаратного модуля G-Sync, ни активной системы охлаждения начинки.

Из первых и самых очевидных изменений новинки перед предшественником – обновлённые подставка и центральная колонна.

Первая теперь полностью ложится на стол, не такая глубокая и без красной вставки; стойка стала уже, а вырез под кабели предстал овальной формы.

Дополняет систему прокладки кабелей фигурная пластиковая крышка, закрывающая свободный доступ к интерфейсным разъёмам. Оба решения нам хорошо знакомы, и лишь в таком тандеме они дают нормальный результат.

Быстросъёмное соединение в новинке не используется. Центральная колонна изначально прикреплена к корпусу, а для её демонтажа и использования VESA-совместимого кронштейна необходимо с помощью плоской отвёртки поддеть пластиковое обрамление, которое состоит из двух частей, и открутить четыре удерживающих винта.

Эргономика подставки стала проще и обеспечивает регулировку высоты в пределах 100 мм, наклона в диапазоне от -5 до +20 градусов и поворот корпуса на 25 градусов вправо/влево. На фоне предшественника была утеряна функция переворота в портретный режим (Pivot), но зато центровка панели стала идеальной, без какого-нибудь люфта.

Положение корпуса на подставке можно менять плавно, но необходимо приложить чуть больше усилий в начале регулировки, особенно при повороте корпуса.

Все удерживающие элементы, внутренности крепёжных механизмов и основание подставки сделаны из металла. На последней используется шесть резиновых ножек для лучшего сцепления с рабочей поверхностью.

XG27UQR стал очередной моделью компании ASUS, где инженеры и дизайнеры пытаются найти наилучший вариант системы RGB-подсветки. В новинке система подсветки рабочего пространства Aura RGB выполнена за счёт встроенных в корпус светодиодов и полупрозрачных вставок, собирающихся в форме логотипа серии на задней поверхности корпуса. Решение уже не новое, но всё ещё оригинальное, но, как и всегда в таких случаях, всю эту настраиваемую красоту увидит только человек, по каким-то причинам оказавшийся позади монитора, ну или стена (в основном это будет именно так), возле которой будет стоять монитор.

Будучи выходцем из более доступной серии ROG Strix монитор обошёлся без встроенного датчика освещённости, хотя место для него в корпусе, как видно по фотографии выше, было предусмотрено.

Качество сборки монитора ASUS не даёт шансов остаться недовольным. Всё тут по высшему разряду: подгонка элементов друг к другу, их обработка, качество покраски. Используемые материалы максимально практичны в использовании и касается это абсолютно всех элементов.

Люфты отсутствуют, корпус не поддаётся скручиванию ввиду не малой толщины, не хрустит и не поскрипывает при переноске или изменении положения. Для охлаждения электронной начинки в корпусе присутствует большое количество вентиляционных отверстий различных форм и размеров, уместно смотрящихся на общем фоне.

В качестве демонстрации использования полуматовой защитной поверхности матрицы – фотография выше. Благодаря ей кристаллический эффект должен быть практически незаметен, а антибликовые свойства сохранены на достойном уровне.

В задней части монитора расположились все основные интерфейсы для подключения, ориентированные вниз. Подключать кабели не очень удобно, а всё из-за отсутствия возможности переворота корпуса в портретный режим.

Рядом пользователь обнаружит информационную наклейку. Благодаря ей становится известно, что наш экземпляр изготовлен в октябре 2021 года на заводе одного из главных подрядчиков для ASUS – компании Qisda (Suzhou Co. Ltd).

И наконец про встроенную акустическую систему… она здесь отсутствует, хотя места в корпуса навалом и все необходимые вентиляционные прорези расположены на подходящих для установки динамиков местах.

Меню и управление

В новом XG27UQR используется привычная по многим другим мониторам серий PB|PG|MG|VG|XG схема управления, состоящая из пятипозиционного джойстика и дополнительных физических клавиш. Первый из них предстал в красном цвете.

В случае с героем обзора пиктограммы с обозначением действий клавиш и джойстика нанесены на переднюю грань корпуса – прямо напротив местоположения кнопок, которые по парам (через одну) отличаются друг от друга.

Здесь же, на нижней грани корпуса, расположен небольшой светодиод питания белого цвета, абсолютно не мешающий при работе. При желании же его и вовсе можно дезактивировать.

При нажатии на джойстик управления или его переводе в любое положение на экране сразу возникает главное меню. Быстрый доступ же возможен к ограниченному количеству функций с помощью физических клавиш: режимам и функционалу GamePlus, а также предустановленным режимам изображения GameVisual.

Удобство управления, скорость меню и логика его построения – всё на высшем уровне, к этому в мониторах ASUS уже давно не придраться. Внешний вид OSD соответствует концепции ROG Strix и перешёл к XG27UQR от многих других моделей этой серии. В случае с новинкой в нём содержится семь разделов с несколько переосмысленным наполнением.

В первом — под названием Gaming — пользователю предлагается установить степень разгона матрицы (OD), включить системы адаптивной синхронизации, активировать режим вставки «чёрного кадра», настроить функции GamePlus, выбрать один из режимов GameVisual и выставить степень высветления теней (Shadow Boost).

Во втором разделе можно установить уровень яркости и контрастности, выбрать режим работы HDR (появляется при активации HDR в среде ОС), активировать динамическую подсветку (отдельных зон управления яркостью у монитора нет, поэтому это аналог динамической контрастности), выбрать режим работы встроенного скалера и определить степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране.

Не менее важные параметры отнесены к третьему разделу, Color. В нём вы можете встретить режимы цветовой температуры и возможность вручную определить степень усиления RGB, также тут доступны три режима гаммы и регулировка насыщенности (доступна не всегда).

Выбрать источник сигнала можно в разделе Input Select. Никаких других доступных настроек в разделе не представлено.

В пятом разделе, Lighting Effect, предлагается включить и настроить разноцветную Aura RGB, а также активировать синхронизацию Aura Sync.

В разделе MyFavorite доступен выбор функций быстрого доступа для двух физических клавиш и опция сохранения всех настроек в один из четырёх блоков памяти.

Раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации меню (русский в наличии, перевод вполне адекватный), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.

Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность включить зарядку для USB-устройств, настроить громкость при использовании 3,5-мм аудиовыхода и, конечно же, функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.

Доступ к сервисному меню, как и на большинстве современных мониторов ASUS, найден не был.

Результаты тестирования:

Цветовой охват

Монитор использует современную матрицу с продвинутой системой подсветки, обеспечивающей расширение цветового охвата. Давайте узнаем на что способна новинка ASUS при заводских установках и различных режимах GameVisual:

Первоначальная проверка осуществлялась при заводских настройках и в режиме User, показавшему схожий результат. По представленным скриншотам видно, что возможности AHVA-матрицы AUO заметно превосходят стандарт sRGB, а поэтому можно смело говорить о ярких и насыщенных оттенках везде где только возможно. Треугольник достаточно точно повторяет стандарт DCI-P3, не дотягивает до AdobeRGB в зоне с зелёными и бирюзовыми оттенками, но обыгрывает его на красных тонах, что часто может негативно сказываться на оттенках кожи.

Активация ELMB, к удивлению, приводит к небольшому расширению ЦО, а режим эмуляции sRGB производит очень точную коррекцию цветовой насыщенности, но не оставляет манёвров для регулировки яркости – она здесь заблокирована на уровне выше среднего.

Серьёзных изменений цветового охвата после активации Blue Light Filter даже в последнем его положении (4) мы не заметили (не считая изменения общего тона изображения), да и ручная настройка с последующей калибровкой не смогли расширить возможности дисплея.

Теперь посмотрим на полученные цифры соответствия и общего объёма цветовых данных в различных режимах:

Стандартные настройки (Racing):

  • sRGB - 99,4|134,8 %;
  • AdobeRGB - 79,4|92,9 %;
  • DCI-P3 - 89,8|95,5 %;

Режим sRGB:

  • sRGB - 96,2|98,8 %;
  • AdobeRGB - 67,8|68,0 %;
  • DCI-P3 - 70,0|69,9 %;

Режим User:

  • sRGB - 96,6|133,7 %;
  • AdobeRGB - 80,9|92,1 %;
  • DCI-P3 - 86,9|94,7 %;

Режим BLF4:

  • sRGB - 99,8|140,1 %;
  • AdobeRGB - 86,3|96,5 %;
  • DCI-P3 - 89,6|94,8 %;

Активация ELMB:

  • sRGB - 99,7|145,1 %;
  • AdobeRGB - 86,3|99,9 %;
  • DCI-P3 - 92,4|102,8 %;

После настройки и калибровки:

  • sRGB - 99,4|133,2 %;
  • AdobeRGB - 78,9|91,8 %;
  • DCI-P3 - 88,7|94,4 %.

Все значения были получены при профилировании в среде Argyll CMS, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Исходя из полученных результатов следует отметить, что изученная новинка хорошо подойдёт для работы с цветом в двух цветовых пространствах, но исключительно при создании индивидуального цветового профиля устройства.

Говоря об оттенках, превосходящих изучаемые стандарты, можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, XnView, средство просмотра фотографий Windows (7, 8, 10, 11), Firefox, Google Chrome и т.д.

Яркость, контрастность и основные показатели цветопередачи

В ASUS XG27UQR предустановлено восемь основных режимов GameVisual, но поскольку производитель долгое время не меняет логику настройки многих из них, то мы решили ограничить наше тестирование всего парой пресетов, а также дополнить результаты полученными данными после включения системы ELMB и функции Blue Light Filter в последнем из доступных вариантов (4).

При настройках по умолчанию используется режим Racing со следующими настройками:

  • Brightness – 50;
  • Contrast – 80;
  • Color Temp. – Warm;
  • OverDrive – Level 3;
  • Blue Light Filter – Level 0;
  • Dynamic Dimming – Off;
  • Shadow Boost – Off;

В дальнейшем для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений были использованы следующие настройки:

  • GameVisual – User;
  • Brightness – 12;
  • Contrast – 80;
  • Color Temp. – User (75/99/98);
  • OverDrive – Level 3-4;

Основные изменения произошли за счёт снижения яркости подсветки и усиления RGB Gain в пользовательском режиме. Регулировка уровней контрастности и насыщенности монитору не требуются.

Посмотрим на все полученные данные, представленные в таблице ниже:

При стандартных настройках изначальная яркость завышена (для продолжительной работы), но нет никаких проблем снизить её до нужного значения, за исключением режимов sRGB и ELMB, где оно зафиксировано на достаточно высоких значениях в 179-180 и 184-185 нит соответственно.

Коэффициент контрастности в большей части режимов соответствует заявленному производителем уровню, однако, делать на этом большой акцент при сравнении с 800:1 у мониторов на Nano-IPS матрице от LG Display точно не стоит. Контрастность картинки зависит от совершенно других параметров, а на чёрный фон вы точно не будете смотреть вечно.

Монитор может вполне порадовать вас точностью установки точки белого, но лишь в том случае, если вы не ожидаете идеала прямо из коробки. В большинстве проверенных режимов отклонение DeltaE не превышало 4 единиц, в BLF4 ожидаемо улетело в небеса, а при переходе в User без ручных коррекций установилось на 10 единицах.

Общую точность цветопередачи по тесту Argyll CMS можно оценить, как «выше среднего». Все проблемы исключительно от несколько отличного цветового охвата матрицы в сравнении с цветовым пространством DCI-P3. Что же касается sRGB Mode, то это единственный режим у XG27UQR, который можно рассматривать как точно настроенный, но лишь в том случае, если вас устраивает высокая рабочая яркость экрана.

Благодаря высокой точности установки гамма-кривых, в ходе ручной настройки нам потребовалось изменить только яркость подсветки и RGB значения точки белого, после чего был создан индивидуальный профиль монитора при данных установках – без правок в LUT видеокарты. Благодаря этому система узнала о реальных возможностях героя обзора и смогла провести необходимые коррективы в отображение цвета. Результат не заставил себя долго ждать – 0,35 в среднем и 1,32 в максимуме. Идём дальше.

Гамма-кривые и баланс серого

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

Новинка от ASUS порадовала почти идеально выставленными гамма-кривыми при настройках по умолчанию, которые лишь слегка портятся после активации режима ELMB-Sync. В вопросе стабильности ЦТ оттенков серого, претензий к XG27UQR у нас не возникло. А вот к положению группы точек на CIE-диаграмме они есть и здесь поможет исключительно ручная настройка.

Переход в пользовательский режим оставляет гамма-кривые в своём изначальном виде, но изображение приобретает явный паразитный оттенок, что легко объяснимо расположением точек серого клина на CIE-диаграмме.

В специальном режиме sRGB гамма-кривые устанавливаются чуть выше в области с тёмными полутонами, увеличивается различимость теней, цветовое пространство sRGB эмулируется с высокой точностью, а точность установки точки белого ничем не хуже, чем при заводских настройках в режиме Racing.

В свою очередь режим BLF-4 единственный, где пользователь может ощутить снизившуюся нагрузку на глаза при плохом внешнем освещении. В нём производитель автоматически снижает яркость подсветки до 184-185 нит, а вместе с этим загоняет весь серый клин в область с тёплыми оттенками (4800-4900К). Из-за изменений степени усиления RGB меняется спектр подсветки, снижается его синяя составляющая. Но вы должны понимать, что ничего сверхъестественного в этом нет и всё тоже самое вы можете сделать самостоятельно, снизив яркость подсветки и отрегулировав RGB Gain соответствующим образом на любом (!) мониторе. А других видимых изменений, как вы успели заметить, режим предложить не может.

Переход в режиме User, ручная настройка и дальнейшая калибровка (либо только профилирование), позволили добиться необходимого нам результата. Нам потребовалось всего несколько минут и монитор ASUS XG27UQR сохранил идеальные гамма-кривые, точки на CIE-диаграмме переместились в необходимое положение в пространстве, а яркость в 100 нит позволила снизить нагрузку на глаза, сохранив адекватный уровень контрастности картинки.

Дополнительные возможности и настройки

У новинки ASUS нет каких-либо встроенных датчиков (освещенности, приближения), но в меню есть несколько дополнительных параметров, напрямую влияющих на точность цветопередачи и качество картинки в целом. В случае с мы решили посмотреть на влияние функций .

Параметр Shadow Boost, как следует из его названия, высветляет тени и делает это в случае с XG27UQR очень грубо, затрагивая почти весь диапазон, а не только первые 20-30 %, к тому же делая это в виде резких – пилообразных переходов яркости, в независимости от используемого уровня воздействия.

Соответственно для лучшей видимости противников в тёмных сценах/на тёмных картах данная функция может, конечно, вам и поможет, но говорить об улучшениях точности цветопередачи явно не приходится. Если вы хотите играть честно и видеть перед собой правильную по цвету картинку, то оставьте Shadow Boost в покое.

Что касается дополнительных режимов гаммы, то кроме стандартного значения модель предлагает варианты со значениями 1.8 и 2.5. Первый оказался действительно близок к своему названию, а вот второй следовало бы назвать 2.4. Именно регулировкой этого параметра вы можете сделать картинку менее или более контрастной, а не изменением значения , как многие думаю до сих пор. Пользуйтесь на здоровье!

Равномерность градиентов и бандинг

Установленная псевдо 10-битная IPS-type-матрица смогла продемонстрировать достаточно качественные градиенты, как при настройках по умолчанию, так и после внесения ручных правок.

Поскольку монитор XG27UQR не нуждается в полноценной калибровке, то после процедуры настройки и профилирования качество градиентов остаётся на изначально высоком уровне и это большое преимущество новинки перед некоторыми своими конкурентами. Если же вносятся даже минимальные правки через LUT видеокарты, то сразу появляется несколько грубых переходов с паразитным оттенком (в нашем случае – сине-фиолетовым). Но это лишь пример, без которого герой обзора может обойтись.

В отношении сложных цветовых переходов на реальных изображениях дисплей показал себя не плохо. Различные грубые переходы заметны, но на фоне ужасав большинства *VA и TN+Film конкурентов, решение от ASUS выглядит точно лучше. С другой стороны, если вас не устраивают результаты других схожих по уровню игровых IPS-решений, то XG27UQR разочарует вас ровно так же. Хотите менее выраженный бандинг? Смотрите на качественные 60 Гц-варианты, предназначенные для работы с цветом (профессиональные и полупрофессиональные модели). Других вариантов мы пока не знаем.

Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора ASUS ROG Strix XG27UQR, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые и баланс серого”.

Уровень стабильности цветовой температуры оказался высоким во всех протестированных пресетах. Разница между режимами только в максимальных отклонениях, а также на среднем при активации «вставки чёрного кадра» ELMB.

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов Color Temp. Напомним, что по умолчанию производитель установил пресет “Warm”. Стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима Racing из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остаётся лишь поговорить про три оставшихся «режима» ЦТ и доступные варианты функции Blue Light Filter:

По полученным результатам можно отметить следующее:

  • Режимы Cool и Blue Light Filter полностью соответствуют своим названиям и предназначению;
  • Максимально близким к референсу 6500K является заводской режим Warm, выставленный по умолчанию;
  • Переход к User для ручных изменений провоцирует резкий уход от референса и делает необходимым внесение серьёзных коррекций RGB Gain;
  • При переходе к «холодным» режимам уровень отклонений начинает увеличиваться, но никаких ужасов вы там не увидите – даже в режиме Cool всё достаточно корректно.

Вывод тут напрашивается очевидный: используйте заводской режим Warm, а при наличии измерительного оборудования воспользуйтесь возможностью произвести корректную настройку дисплея в режиме User. Про другие доступные варианты – они сильно на любителя либо актуальны только для особых случаев использования.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Racing. Значение Brightness менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

При стандартных установках полученный рабочий диапазон яркости составил 69-450 нит при среднем коэффициенте контрастности (КК) в ~1020:1. Снижение яркости практически линейно, КК стабилен во всём диапазоне и лишь на 2 % выше заявленного производителем, что для IPS матрицы – средний/достойный результат.

Значение верхней границы яркости в 450 нит ощутимо превышает заявленный производителем уровень в 350 нит для SDR и 400 нит для HDR и является реальным максимумом для обоих вариантов использования. Нижнее же в 69 нит пускай и не тот идеал, к которому стоит стремиться производителям, но, тем не менее, обеспечит высокий комфорт при работе за монитором в затемнённом помещении.

Скорость матрицы

В новинке используется матрица не относящаяся к поколению Fast-IPS, а поэтому нас встречает классическая цифра времени отклика в 4 мс GtG и время появления кадра на экране MPRT 1 мс при активации системы вставки «чёрного кадра», что не имеет никакого отношения к скорости изменения положения жидких кристаллов в пространстве.

Максимальная частота вертикальной развёртки составляет 144 Гц без необходимости активации какого-либо разгона (Overclocking), а для увеличения скорости отклика в модели применена технология разгона OverDrive, с большим количеством возможных уровней на пример знакомой технологии TraceFree в других решениях бренда.

Давайте посмотрим на полученные результаты при максимально возможной частоте вертикальной развёртки с разными настройками OD:

По умолчанию выставлен режим Level 3, оказавшийся одним из наиболее комфортных. Идти к уровням выше – бесполезное занятие, поскольку там вас ждут лишь хорошо различимые артефакты, а реальная скорость останется на том же уровне. Не самая же быстрая панель даёт о себе знать в режиме ELMB, где артефакты, мягко говоря, портят картинку, но зато вы сможете прочитать текст в движении!

По совокупности своих скоростных характеристик XG27UQR тянет на уровень большинства представителей игрового 4К IPS сегмента последних нескольких лет. Да, есть модели более быстрые (на Nano-IPS), но готовы ли вы переплачивать за не столь очевидный прирост скорости порядка 20+ тысяч рублей? Сомневаемся, что это стоит того.

Ещё одной важной особенностью монитора является поддержка не только Adaptive-Sync (Free-Sync), но G-Sync в режиме Compatible, причём официальная. Тут может быть небольшая путаница – на корпусе есть наклейка NVIDIA G-Sync, которую ранее клеили исключительно на модели со встроенным аппаратным модулем. Но у ASUS ROG Swift XG27UQR такого модуля нет, поддержка исключительно на уровне интерфейса DP 1.4 и драйвера.

Технология прекрасно работает в заявленном диапазоне 48-144 Гц, позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне fps.

Что касается пропуска кадров, то у XG27UQR проблем нет – 144 Гц честные, без пропуска.

Углы обзора и Glow-эффект

Монитор ASUS XG27UQR является очередным протестированным нами 27-дюймовым 4К-решением c расширенным цветовым охватом. Посмотрим на её углы обзора:

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. Углы обзора находятся на уровне прямых конкурентов. При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится значительно быстрее и сильнее.

Glow-эффект, в прямом понимании этого термина, проявляет себя на цветных изображениях при взгляде под большим углом, стоя над монитором. Однако, таких резких изменений картинки, как в случае с *VA матрицами и уж тем более TN+Film, вы здесь не увидите. По фотографиям можно наблюдать появление пелены на трети-четверти изображения без ярко выраженного паразитного оттенка.

На чёрном поле Glow проявляет себя во всей красе, что является нормой для всех без исключения IPS-type-матриц. Степень проявления самых разных паразитных оттенков зависит от того с какой стороны от экрана вы встанете и насколько сильный угол просмотра будет использован. И, конечно, на визуальное восприятие влияет выставленная яркость подсветки - чем она ниже, тем меньше проблем. Но полностью от них избавиться всё равно не выйдет – такова природа нашего адаптивного зрения (камера работает по несколько иным принципам) и это следует учитывать в первую очередь.

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 100 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) брались данные из центральной точки.

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 16,8 %, а максимальное – 32 %. Результат очень низкий, а для столь дорогой игровой модели — и вовсе плохой. К сожалению, похожий результат продемонстрировал и предшественник XG27UQ, а поэтому тут можно сделать вывод, что от экземпляра данный параметр оценки будет зависеть слабо – дело в используемой матрице и подходе к её производству со стороны AU Optronics.

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. Сильнее всего у нашего экземпляра оказалась затемнена правая часть панели и его верхняя область. Зона с высокой яркостью совсем не большая.

Фотография выше демонстрирует белое поле с минимальными коррекциями в графическом редакторе для более наглядного представления происходящего на экране с точки зрения равномерности светлого поля.

Куда нагляднее проблемы могут продемонстрировать более тёмные серые заливки. Здесь мы продолжаем наблюдать проблемы связанные с распределением яркости, а вот с цветовой температурой, похоже, всё очень даже хорошо. Скоро мы в этом убедимся.

Перед этим рассмотрим черный фон, оценив его «равномерность» по двум фотографиям, сделанным на разном отдалении от экрана (~70 см и 150 см), чтобы вы могли наглядно оценить влияние уже всем надоевшего Glow-эффекта и узнать реальную равномерность подсветки без его учёта.

В первом случае Glow показал себя максимально ярко во всех четырёх углах панели с различными паразитными оттенками – всё как «любят» поклонники IPS. Ничего нового мы не увидели.

Подобные проблемы могут негативно сказываться на ощущениях при работе за монитором: при загрузке системы даже в светлое время суток (не говоря уже об рабочих условиях с плохим внешним освещением), при просмотре фильмов с отличным от 16:9 соотношением сторон, в ПО с тёмным графическим интерфейсом (рекомендуем переключить на светлое оформление либо увеличить рабочее расстояние до экрана) и так далее.

Снижение яркости сильно на ваших впечатлениях не скажется, ведь глаза быстро адаптируются к изменившимся условиям и все эффекты будут снова видны, как и раньше.

При сильном отдалении от экрана Glow полностью исчезает, но мы становимся свидетелями столь же больших по степени выраженности «прожекторов» во всех углах экрана: два больших и два поменьше. Тут стоить отметить, что мы видели экземпляры XG27UQ и XG27UQR без столь выраженных проблем с засветками на чёрном, но стоить быть готовым к тому, что идеала у данной модели вы точно не найдёте. Не тратьте своё время зря!

Другой особенностью монитора, которая напрямую сказывается на чёрном поле, является система динамической подсветки, активируемая вручную либо в автоматическом режиме (без возможности дезактивации) после включения HDR в системе Windows. Производитель, несмотря на использование обычной торцевой Edge-подсветки зачем-то оставил систему Dynamic Dimming в меню, работающую по принципу динамической контрастности. Другими словами – толку от неё ноль и поэтому мы пропустили её бесполезное тестирование.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 100 нит. Результат в 1 % в среднем и 3,5 % в максимуме – это то, на что стоит равняться многим другим моделям.

Разница между минимумом и максимумом не превысила 350К, а какой-либо ярко выраженной зависимости ЦТ от области экрана нами выявлено не было – всё достаточно хаотично. При таких результатах у вас не будет возникать нареканий по равномерности цветовой температуры на экране, что крайне важно, когда работа происходит в ПО с нейтральным цветовым оформлением и малым количеством цветовых акцентов.

Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

Для подробного изучения структуры панели изучим полученные макроснимки:

В мониторе ASUS ROG Strix XG27UQR применена рамочная IPS-матрица с диагональю 27 дюймов с полуматовой рабочей поверхностью.

В первую очередь видна классическая RGB-структура пикселей для современных IPS панелей. Используемая поверхность не столь грубая, как у настоящих матовых вариантов. Кристаллический эффект при обычных рабочих условиях немного заметен (но зависит от степени восприимчивости и от того с чем сравнивать) и усиливается при взгляде сверху, снизу или сбоку.

От эффекта Cross Hatching используемая матрица не страдает, да и проблемы с проработкой текста любой величины и мелких деталей ей не свойственны. Новинке не требуется дополнительная настройка резкости, всё идеально сразу после первого включения.

Для монитора заявлена технология Flicker-Free. В ходе тестирования было подтверждено, что монитор действительно обходится без использования ШИ-модуляции (или применена очень высокая частота в несколько кГц). При любых установках яркости полученные фотографии были однотипны, за исключением светлоты получаемых изображений.

Активация режима ELMB-Sync приводит к изменению ситуации. Из-за принципа работы технологии без мерцающей подсветки здесь не обойтись. Так оно и есть: установив частоту вертикальной развёртки в 144 Гц, в ходе измерений мы получили частоту ШИ-модуляции на схожей частоте. Нагрузка на глаза существенно выше, чем без ELMB, но и визуальное восприятие движущихся объектов на экране (даже при обычном пролистывании интернет-страниц и рабочих документов) совсем иное. Для тех, кто с грустью в глазах вспоминает о старых CRT, данный режим может быть интересен, но только если вы готовы забыть про сильнейший артефакты в случае включения рассматриваемой функции.

Блок питания в мониторе - внешний. Паразитные звуки во время работы на любых настройках не отмечены, но тут всё может зависеть от экземпляра и качества электросети в рабочем помещении.

Выводы

В своём новом ROG Strix XG27UQR компания ASUS продолжила использовать проверенную временем матрицу от AUO, провела внешний «детокс», избавив решение от монструозной подставки, как у предшественника, сократив при этом её эргономические возможности. Слегка улучшилась заводская настройка цветопередачи и качество выполненного по умолчанию разгона панели Overdrive. Монитор сохранил за собой классический дизайн корпуса с внешними рамками экранами и прихватил не только весь багаж достоинств прародителя XG27UQ, но и его недостатки, базирующиеся исключительно на используемой в качестве основы IPS панели.

Выдержав среднюю для изучаемого сегмента цену, новый ASUS ROG Strix XG27UQR может стать интересным предложением для тех, кому принципиальна панель от одного из лидеров рынка (а не от Innolux, BOE, Panda и прочих подобных), с достаточно высокими требованиями к точности цветопередачи и без акцента на подключений современных игровых приставок, ведь HDMI 2.1 монитору «не завезли», а играть в Full HD или, максимум, 2K (WHQD) на 4К мониторе – очевидно не то, для чего всё это затевалось. Удачи в правильном выборе!

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки ASUS ROG Strix XG27UQR в краткой форме представлены ниже.

Достоинства:

  • Обновлённый дизайн ROG Strix в соответствии с новой концепцией;
  • Высококачественные материалы и сборка;
  • Эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • Достойный комплект поставки;
  • Наличие простой системы прокладки кабелей;
  • USB-хаб с двумя портами версии 3.0;
  • Система подсветки внешнего пространства Aura RGB с широкими возможностями настройки и синхронизации;
  • Удобная система управления на базе 5-позиционного джойстика;
  • Достаточно быстрая 4К IPS-матрица с максимальной частотой 144 Гц и корректным заводским разгоном Overdrive – это не самая быстрая 4К-матрица из известных нам, но зато нет необходимости подбирать значение OD – всё сделано за вас с завода;
  • Поддержка технологий адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync Compatible (официальная поддержка) и AMD Free-Sync Premium;
  • Стабильно достойный результат по соответствию цветового охвата стандартам DCI-P3 и sRGB в большинстве режимов;
  • Очень хорошая заводская настройка (за исключением точки белого);
  • Очень высокая стабильность цветовой температуры на сером клине;
  • Качественная эмуляция стандарта sRGB в соответствующем режиме (пусть и со своими «но») и соответствие VESA DisplayHDR 400;
  • 144 Гц без потери качества картинки и возможность активации 10-битного режима на любой доступной частоте;
  • Высокое качество градиентов в предустановленных режимах и после ручных правок – нет необходимости в полноценной калибровке с правками LUT, а потому и нет проблем с градиентами;
  • Функция ELMB – вставка «чёрного кадра» - возможно, для кого-то данный режим будет интересен, но учтите, что в нём без сильнейших артефактов на экране вам не обойтись;
  • Широкий диапазон изменения яркости подсветки при стабильном коэффициенте контрастности на уровне заявленном в ТХ;
  • Высокая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры – результат на который стоит равняться многим другим моделям;
  • Отсутствие Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы;
  • Отличные углы обзора;
  • Отсутствие ШИ-модуляции или её очень высокая частота – другими словами Flicker-Free (но лишь до момента активации режима ELMB).

Недостатки:

  • Низкая равномерность подсветки по уровню яркости на светлом поле – такова особенность используемой в мониторе матрицы, что подтверждает и опыт работы с предшественником;
  • Низкая равномерность подсветки на чёрном поле – стандартный Glow-эффект дополнительно усиливают четыре «прожектора» в углах панели – ещё одна отрицательная особенность модели, с которой можно постараться побороться более тщательным подбором экземпляра;
  • Отсутствие HDMI 2.1 – были все надежды увидеть их в обновлённом решении, вышедшем в самый разгар продаж консолей последнего поколения.

Может не устроить:

  • Большие классические рамки экрана – всё ещё странно видеть подобное в 2022 году, хотя никаких минусов, кроме эстетики, подобное решение за собой не несёт;
  • Отсутствие встроенной акустической системы и функций PiP/PbP;
  • Упрощённая эргономика на фоне предшественника XG27UQ;
  • Для достижения желаемого эффекта на этом 4К-мониторе ваш ПК должен быть оснащён компонентами последнего поколения – иначе можно приобретать любой 60-Гц 4К-IPS-дисплей и не знать проблем;
  • Проблемы с масштабированием в Windows из-за высокой плотности пикселей – для стандарта 4К на данный момент времени лучше подходят модели с диагональю от 31,5 дюйма (но и с ними не всё идеально);
  • Заметное падение качества градиентов даже при минимальных правках в LUT видеокарты в ходе полноценной калибровки – к счастью, наш экземпляр смог обойтись только настройкой и профилированием, а поэтому градиенты остались идеальными;
  • Полуматовая поверхность матрицы не обошлась без несколько заметного кристаллического эффекта, особенно если на экран смотреть под небольшом углом;
  • В режиме эмуляции sRGB пространства яркость заблокирована на уровне 184-185 нит;
  • Система динамической подсветки не имеет практического смысла из-за отсутствия деления на зоны;
  • Glow-эффект присутствует в полной мере и ярко выражен даже на цветных изображениях.

Грыжин Александр aka =DEAD=

Комментарии