К середине 2023 года количество продаваемых мониторов на базе некогда крайне популярных TN+Film матриц не превышает 15 % от всего объёма рынка и в дальнейшем их продажи будут продолжать падать, как и выходить всё меньше новинок на базе панелей данного вида.
Теперь в продаже стали появляться OLED решения, но им, пока ещё, рано соперничать с проверенными временем IPS и VA дисплеями, как минимум, из-за их высокой стоимости и некоторой ограниченности в использовании – они больше подходят для сферы развлечений и не претендуют на звание универсальных. А поэтому подавляющему большинству потребителей остаётся выбирать между VA и IPS мониторами и этот выбор, порой, даётся крайне сложно.
Первым давно приписывают заслуги за «идеальный чёрный», разрекламированную маркетологами высокую контрастность изображения, идеальную равномерность подсветки и даже самую низкую нагрузку на глаза в сравнении с матрицами других типов. IPS же, ещё с конца 1990-х, глобально признали идеальным решением для профессионалов по работе с цветом: фотографы, дизайнеры, видеографы, колористы и другие – все они отдают свой голос именно за IPS.
В онлайн пространстве заблуждения относительно матриц обоих типов кочуют с феноменальной скоростью и их, похоже, никогда уже не остановить. Машина «злого маркетинга» делает своё дело, а приток «свежей крови» в виде толп блогеров и копирайтеров, которые берутся за любые темы, лишь усиливает пагубный эффект. Впрочем, мы всё понимаем – невозможно оставить на рынке матрицу одного типа, да и производители хотят зарабатывать всё больше и больше. Никто и не утверждает, что есть идеальная панель и на ней стоит остановится. А поэтому давайте разбираться, кто прав, а кто виноват, и где правда, а где вымысел.
Матрицы типа *VA (Vertical Alignment) впервые были представлены компанией Fujitsu в 1996 году, но из-за выявленных серьёзных проблем с углами обзора запуск в массовое производство пришлось отложить почти на два года. Первыми модифицированными версиями стали MVA (Multi-domain Vertical Alignment) панели, которые оказались неким компромиссом для представителей из лагеря TN+Film и IPS тех лет. Новая разработка Fujitsu могла побороться по скорости отклика с первыми (25 мс BtW – рекорд тех лет) и вплотную подобралась по углам обзора ко вторым, обгоняя обе технологии в глубине чёрного поля.
В панелях MVA кристаллы в доменах ориентированы по-разному, поэтому если один домен пропускает свет, то в соседнем домене кристаллы расположены под углом и закрывают свет (конечно, за исключением отображения белого цвета, в этом случае все кристаллы расположены почти параллельно плоскости матрицы).
По мере развития MVA с годами возникла проблема, что время отклика было не таким хорошим, как у постоянно улучшаемых в своём сегменте TN+Film, и его было очень трудно улучшить. К сожалению, время отклика у *VA резко возрастает при меньшей разнице между начальным и конечным состоянием пикселя (то есть при наиболее распространенных переходах от серого к серому). Таким образом, такие матрицы были непригодны для динамичных игр. Гонка за скорость была упущена, но с появлением технологий разгона времени отклика RTC (Overdrive в дальнейшем) производители, взявшиеся за развитие *VA, сделали вид, что нет ничего невозможного. Так на рынке появились P-MVA и S-MVA решения от конгломерата в лице AU Optronics и Chi Mei Optoelectronics, AMVA от самой AUO, PVA, S-PVA и cPVA от Samsung.
Сняты с производства: MVA, P-MVA, S-MVA, PVA, S-PVA, cPVA, A-PVA
Актуальные представители: SVA, AMVA
За годы развития производители смогли побороть крайне низкую скорость отклика, но поставить рекорды смогли только в Samsung со своими особыми продуктами для своих топовых решений из семейства Odyssey (начиная с последних G6, G7 и выше). Производителю удалось вплотную подобраться к скоростным показателям современных IPS представителей, но окончательно решить все проблемы на тёмных переходах не вышло.
Компаниям удалось увеличить изначальный коэффициент контрастности в 800:1 до стабильного уровня в 3000:1, а в некоторых моделях с легкостью превзойти значение 5000:1. VA панели в продвинутых телевизорах и вовсе могут выдавать 6000-8000:1 – и это статический контраст, без учёта возможности локального управления яркостью подсветки с помощью Mini LED.
Со временем заявленные углы обзора на уровне 170 и 160 градусов соответственно, удалось расширить до IPS-подобных решений. Теперь у 99 % всех VA красуются значения 178 градусов, хотя фактические изменения картинки при взгляде под углом у данной разновидности матриц выражены сильнее, чем на IPS-подобных панелях.
На данный момент мониторы на базе VA матриц занимают более 40 % рынка и представлены практически в любом сегменте. На них приходится порядка 80-85 % всех изогнутых мониторов, что является одной из визитных карточек современных VA решений. Однако, стоит помнить, что изогнутость у данных матриц появилась не просто так и, уж точно, не для эфемерного «усиления погружения в происходящее на экране». Это был всего лишь хороший маркетинговый ход и не более.
На самом деле производители (а первым из основоположников идеи была компания Samsung) пошли на такой отчаянный шаг из-за необходимости что-то решать с углами обзора и стабильностью картинки. В условиях постоянного увеличения диагонали экранов, вопрос этот стоял остро. *VA серьёзно проигрывали IPS и это было не скрыть. Решение нашлось в изгибе панелей. Так Curved-решения пошли в массы.
Инженеры расположили края панели под правильным углом и тем самым сократили их расстояние до глаз пользователя. Визуально картинка стала лучше, а стабильность изображения выше и не только в небольшой центральной области экрана, но и на периферии. В последующем идея нашла массовое применение не только в ультраширокоформатных моделях с диагональю от 34 дюймов, но и в более классических решениях формата 16:9 и размеров в 27 и 32 дюймов.
Чуть позже в Samsung расширили диапазон и добавили в свою «экспериментальную зону» и 24-25-дюймовые мониторы. Пользователям рассказали о серьёзных преимуществах в сравнении с плоскими моделями и в дальнейшем занялись скоростными характеристиками моделей, снижениям различных паразитных эффектов, улучшением заводской настройки и налаживанием выпуска дисплеев с новомодной Mini LED подсветкой.
Для тех, кто жаждет разобраться с основными плюсами и минусами матриц, без проведения прямого сравнения между ними, мы решили огласить данные списки сразу. Стоит учитывать, что речь будет вестись про основную часть решений на базе VA-панелей, а о некоторых «отхождениях от стандарта» мы расскажем отдельно. Обратим внимание и на то, что мы не будем упоминать «выдумки» с просторов интернет пространства, а поэтому, вероятно, часть ранее встречаемых вами пунктов среди достоинств и недостатков, в этом материале вы не встретите.
Итак, главные плюсы решений на базе VA матриц:
Теперь переходим к IPS. Технология In Plane Switching (IPS - также известная как "Super TFT") была разработана компанией Hitachi и NEC в 1996 году, чтобы попытаться решить два основных недостатка TN+Film матриц: малые углы обзора и низкое качество цветопередачи. Название In-Plane Switching происходит от того, что кристаллы в ячейках IPS-панели всегда лежат в одной плоскости и всегда параллельны плоскости панели. Когда на ячейку подается напряжение, все кристаллы этой ячейки поворачиваются на 90 градусов.
IPS-подобные матрицы отличаются от панелей TN+Film и VA не только структурой и расположением жидких кристаллов, но и схемой размещением электродов - оба электрода находятся на одной пластине и занимают больше места, чем электроды других матриц.
Данные особенности строения IPS приводили к повышенному энергопотреблению, сниженной скорости отклика пикселей, но обеспечивали матрицы подобного рода широкими углами обзора, хорошей цветопередачей и стабильным качеством изображения в целом. Они быстро стали востребованы со стороны профессионалов, для работы которых требовалась высокая точность цветопередачи.
Со временем технология разошлась, как говорится - «по рукам», появилось большое количество её новых подвидов, с решенными проблемами первых версий. Производителям совместными усилиями удалось постепенно добиться увеличения коэффициента контрастности (что конечному потребителю указывает на улучшения глубины чёрного поля и не более того), который на старте развития IPS не превышал 100:1. Была увеличена максимальная яркость, расширены углы обзора, увеличена плотность пикселей, полезная площадь стала использоваться более эффективно.
К 2004 году коэффициент контрастности удалось увеличить до 300-350:1, на рынок вышло собственные решения от LG.Philips. Были проработаны моменты с крайне низким временем отклика, снижено энергопотребление, увеличена яркость экрана с помощью проработанной светопропускаемости матриц. На дорогих H-IPS для профессионального использования, для снижения утечек подсветки был впервые применён специальный A-TW (Advanced True Wide) поляризатор, значительно снижающий видимость одного из главных недостатков IPS – Glow-эффекта. Однако, спустя несколько лет, производитель данной технологии был полностью выкуплен LG.Philips, а восстановлением производства в уже нынешней LG Display решили заняться совсем недавно – не более года назад.
За период с 1996 по 2012 годы в производство было запущено порядка 10 различных модификаций IPS матриц от самых разных компаний. Все из них на сегодняшний день выведены из продаж, но и актуальных в 2023 году не так уж и мало.
Сняты с производства: S-TFT, S-IPS, AS-IPS, IPS-Pro, H-IPS, UH-IPS, p-IPS, e-IPS
Актуальные представители: AH-IPS, Nano IPS, Nano IPS Black, Ultra Fast IPS, AHVA, AAS, PLS/AD-PLS
На данный момент IPS— самый современный тип матриц, который, в теории, должен был стать эдаким оптимальным вариантом «для всех и вся», сочетающим в себе преимущества TN и VA и максимально нивелирующим их недостатки.
В современных реалиях рынка производителям IPS-подобных матриц удалось добиться грандиозных высот. Огромная часть первоначальных недостатков технологии канула в Лету. Больше нет большого энергопотребления и тепловыделения. Продвинутые IPS решения легко становятся одними из самых быстрых на рынке. Продолжается тренд на увеличение глубины чёрного поля. Нет никаких проблем с цветовым охватом, высокой яркостью и качественными покрытиями с низким или практически неразличимым кристаллическим эффектом.
Точность и стабильность цветопередачи не подвергается сомнениям. С Glow-эффектом в 2022 году начали бороться с помощью вновь применяемого слоя A-TW-поляризатора в топовых Nano IPS решениях от LG. Дальше больше, ведь подобные планы есть и у других компаний, да и в целом спектр решений на IPS рынке крайне широкий и удивляет выбором каждый год всё больше и больше.
Теперь проведём краткое и прямое сравнение матриц между собой, для упрощения выбора и создания более корректного представления об их особенностях:
С определением цветопередачи дела обстоят сложно. Кто-то понимает под ней исключительно цветовую насыщенность картинки, другие отмечают повышенный контраст, третьих интересует соответствие матрицы монитора определённым стандартам и минимальные отклонения DeltaE. Сразу скажем – тип матрицы на всё это прямым образом не влияет.
Цветовой охват модели (чем он шире, тем более насыщенным будет/может быть изображение на экране) зависит исключительно от используемой системы подсветки, спектра её свечения и используемых светофильтров. Захочет производитель цветового покрытия 100 % sRGB, 100 % DCI-P3 и 100 % AdobeRGB, то сделает это, при необходимости, и на VA мониторе. Никаких помех для этого нет. Было бы желание и реальная необходимость.
Реальная контрастность изображения зависит от заводской настройки и целей производителя (чем он захочет вас впечатлить). У части игровых мониторов заводская контрастность снижена для лучшей различимости деталей в тенях и соответственно лучшей видимости противники в тёмных сценах игры. Является ли это негативным фактором? Нет! Это можно поправить вручную – с помощью доступных настроек в меню. Если же с контрастностью переизбыток, то вариант решения проблемы всё тот же – идти в меню монитора и отрегулировать 1-2 параметра. Наконец, если ничего не помогает, то дополнительная калибровка может решить данный вопрос если не на 100, то на 95-99 % так точно.
Аналогичная история с точностью цветопередачи и отклонениями DeltaE. В зависимости от монитора, его уровня и позиционирования, точность заводской настройки может сильно меняться. Но это никак не зависит от типа используемой матрицы. Вы даже не представляете, как много плохо настроенных IPS на рынке и как вам может повести в случае с некоторыми VA… Впрочем, это всё же исключение из правил и рассчитывать на это не стоит.
Контраст, контрастность, коэффициент контрастности, глубина чёрного. Для многих покупателей – это всё про одно. Но это и есть – самая большая ошибка!
Визуальный контраст изображения – это производное от отношения фотометрической яркостей белой и чёрной точек. Он же в привычном понимании – заявляемый производителями коэффициент контрастности.
Визуальная контрастность изображения — это визуальный темп (скорость) перехода от глубоких теней к высоким светам (от тёмного к светлому). Темп перехода задаётся гаммой, а точнее гамма-кривой. Она, в свою очередь, определяет, как монитор воспринимает и воспроизводит получаемый с видеокарты сигнал. Именно об этом термине практически все потребители ведут речь, но забывают, что 99 % изображений НЕ состоит только из белых и чёрных пикселей, а поэтому оценивать контрастность изображения по заявленному коэффициенту контрастности – самая большая глупость и невежество.
Глубина чёрного – формально о её степени можно судить по заявленному коэффициенту контрастности монитора, но фактически определяется исключительно замерами яркости с помощью специализированного оборудования.
Сравнивать мониторы на IPS и VA матрицах следует исключительно после настройки яркости подсветки под одинаковую величину свечения белого поля. В противном случае сравнение окажется максимально НЕ корректным. После регулировки яркости вы, как правило, увидите, что чёрное поле у VA более глубокое (менее яркое), чем у IPS. Так и должно быть. Это то самое – одно из немногих преимуществ VA перед IPS. Где вы сможете его использовать и как часто вы видите перед собой чисто чёрное рабочее поле? Вопрос риторический и у каждого будет свой ответ.
Что же касается визуальной контрастности на часто встречающихся изображениях и в большинстве рабочих задач, то она зависит исключительно от заводской настройки монитора и поставленных задач со стороны производителя для своих инженеров. Нужно сделать картинку более контрастной? Легко! Сделать её низкоконтрастной? Раз, два и готово! Это всего лишь вопрос восприятия входного сигнала со стороны монитора. Не более того.
Заявленные углы обзора монитора – одна из самых бесполезных характеристик, которую вы сможете встретить в таблице ТХ. Производители редко указывают условия, при которых были получены цифры уровня 160-178 градусов в обоих плоскостях, но мы то знаем, что, как минимум, допускается падение коэффициента контрастности до 10:1. Десять к одному! В некоторых случаях отношение фотометрических яркостей между белым и чёрным может достигать и 5:1, что позволяет говорить о том, что никаких особо различимых цветовых градаций между ними попросту нет. Красочной ли будет такая картинка? Конечно, нет.
В вопросе стабильности картинки подразумевается сохранение адекватности цветопередачи изображения при изменении угла просмотра. Чем угол больше, тем сильнее меняется изображение на экране. У IPS, в силу своей структуры, с этим дела обстоят гораздо лучше, чем у любого VA монитора. Для настольного компьютерного монитора стандартного соотношения сторон 16:9, с точки зрения автора, для VA матриц адекватным пределом являются 30-32 дюйма. Среди IPS же смело можно рассматривать и 40-50-дюймовые модели. Проблем со стабильностью картинки на них не будет. Главное выбрать правильное рабочее расстояние и не сидеть «в упор».
Равномерность подсветки не зависит от типа используемой панели и определяется качеством изготовления матрицы, её классом, давлением на неё со стороны корпусных элементов монитора, соблюдением правил транспортировки и хранения. Всё это может влиять на реальную равномерность подсветки конкретного экземпляра дисплея. Также она может меняться со временем, но, как правило, в первые месяцы-год (два) работы, она становится только лучше. Разница в сравнении с первым включением монитора может оказаться небольшой, так и принципиальной. Знаем, наблюдали такое не раз. Считайте, что монитор «прогрелся, детали приработались и он вышел на свои рабочие параметры».
Высокая стоимость монитора не увеличивает вероятность получения экземпляра с хорошей равномерностью подсветки. Не редко бывает всё наоборот.
Использование многозонных систем подсветки, а также продвинутой Mini LED так же не обеспечивает каких-либо преимуществ в вопросах равномерности. Увы и ах, но такова правда жизни. Это реалии рынка, которые мы подтверждаем в своих обзорах современных мониторов. Проблемы есть и у VA и у IPS мониторов. Где их больше? Чего бы вам не говорили на просторах форумов и различных интернет площадках с отзывами - в обоих случаях более чем достаточно, но встречаются и редкие исключения из этого общего правила.
Вот чего у IPS больше и из-за чего их недолюбливают некоторые потребители, так это из-за так называемого Glow-эффекта. Данный эффект многие покупатели путают с равномерностью подсветки, однако, никакого отношения к самой системе подсветки жидкокристаллической матрицы «Глоу» не имеет.
Glow является преимущественно свойством структуры IPS матрицы и проявляет себя в виде обесцвечивания углов изображения тёмного цвета при обычном взгляде на экран (перпендикулярном), а также проявлении паразитного оттенка на сплошном чёрном, сила которого зависит от принятого положения перед экраном. Чем резче угол просмотра, тем сильнее падает глубина тёмного поля и сильнее проявляет себя паразитный оттенок. При увеличении расстояния до экрана проявление Glow-эффекта снижается, а при превышении 1.5-2 метров от 27-дюймовой панели исчезает вовсе.
Присущ Glow-эффект и матрицам VA-типа, но выражен у них он гораздо слабее, а поэтому многие потребители просто не обращают на это внимание. Тут мы с ними солидарны.
Зато со скоростью отклика у подавляющего большинства VA мониторов не всё так хорошо, как у IPS. Покупатель выбирает себе игровой монитор, сначала смотрит на частоту вертикальной развёртки, находит доступный VA с частотой 165+ Гц и автоматически верит в том, что этого будет достаточно. Но нет. На практике оказывается, что в большинстве случае, схожие по частоте VA модели оказываются визуально гораздо более медлительными, чем IPS аналоги. Это проявляется в виде больших шлейфов за движущимися объектами, их меньшей чёткости, дополнительным смазыванием картинки. Чем ниже яркость перехода пикселя из одного состояния в другое (от тёмно-серого к другому тёмно-серому), тем у VA ниже скорость отклика.
Именно поэтому на просторах интернета вы сможете найти сотни видео с демонстрацией таких эффектов, как Black-Smearing и Ghosting среди VA моделей, подтверждающие цифры-замеры их низкого времени отклика на профильных ресурсах, не самые положительные отзывы реальных потребителей (разбирающихся в теме и сумевших сравнить разные модели) и постоянные повторы в наших статьях – быстрые VA есть только у Samsung в их среднебюджетных и топовых сериях мониторов Odyssey (G6 и выше). Все остальное, если вас действительно интересует высокая скорость отклика – точно мимо. Это мы подтверждаем уже какой год подряд на своём собственном опыте.
Преимущественно качество воспроизведения текста и прочих мелких элементов зависит от такого показателя, как плотность пикселей (PPI). Чем он выше, тем, при прочих равных, качество прорисовки будет лучше, а картинка окажется визуально более чёткой. На деле же всё оказывается гораздо сложнее.
Пиксельная структура – куда более важная характеристика, влияющая на качество отрисовки текста. У VA и IPS она отличается с самых первых поколений матриц, но в обоих случаях, в классическом варианте, матрицы являются RGB-подобными – каждый пиксель формируют три субпикселя именно в таком порядке – Red, Green и Blue. Отхождение от данного принципа (использование обратной схемы – BGR) приводит к снижению качества прорисовки. Чаще эта особенность свойственна VA-подобным матрицам (но есть подобное и среди IPS), но, к счастью, разработчики уже научились справляться с подобным недоразумением с помощью определённых правок реестра ОС для правильный работы системы и с пикселем такого вида.
Хуже, когда мультидоменная структура некоторых VA матриц (это когда каждый субпиксель разделён на несколько отдельных управляемых зон) некорректно отрабатывает возложенный задачи. В этом случае мы сталкиваемся с появлением цветных артефактов на тексте (в основном чёрном на белом фоне), но иногда удаётся решить проблему с помощью регулировки резкости через меню монитора. IPS же мониторам данная проблема не свойственна, ведь мултидоменная структура субпикселей в них не применяется изначально.
В этом подразделе мы постараемся быстро пробежаться по поставленным целям при подборе монитора и дадим некоторые базовые рекомендации по выбору матрицы.
Тут общественность давно разделилась на два лагеря. Одни заявляют, что с Glow-эффектом на большинстве IPS играть в игры – крайне дискомфортно. Другие указывают на низкую скорость отклика VA и «смазанную картинку», «кашу в тенях». Частично правы и одни и другие, но у нас есть некоторые уточнения.
Glow-эффект присутствует в некоторой степени и на VA мониторах, но выражен гораздо слабее. Glow на IPS становится сильно заметен при совокупности нескольких факторов: вы играете без внешнего освещения (или оно минимально), яркость экрана установлена на высоком значении, в игре много тёмных сцен (пожалуй, самый важный пункт), а вы сидите очень близко к монитору.
Визуальная различимость Glow снижается при уменьшении яркости подсветки монитора, отдалении от экрана (постарайтесь хотя бы не приближаться к экрану ближе, чем на 65-70 см), а также при использовании внешнего освещения на рабочем месте. Чем ярче в помещении, тем меньше проявление Glow-эффекта. Как же показывает наш опыт общения с потребителями – о Glow на IPS многие знают, но реального дискомфорта при корректном использовании монитора он им не доставляет.
Что касается реальной скорости отклика пикселей у VA мониторов, то большинство моделей, действительно, не очень расторопны, особенно на переходах между тёмными оттенками. При схожей частоте вертикальной развёртки 90+ % моделей оказываются ощутимо медленнее, чем IPS аналоги, в том числе за схожие деньги. Эти приводит к появлению очевидной смазанности движущихся объектов, элементов/участков игровой сцены. Снижается визуальная резкость, усложняется точность фокусировки (на противнике, происходящем вокруг). Впрочем, пожалуй, это актуально только для продвинутых игроков, киберспортивных игр и игр, выполненных преимущественно в тёмных оттенках. Если же вы играете редко, либо это игры, где не требуется высокая скорость реакции, то VA мониторы для этих целей, вполне себе, подойдут.
Интересный и правильный вопрос. Много лет назад всё было не так однозначно. На рынке присутствовали действительно качественные, с точки зрения цветопередачи, VA решения. Их можно было смело советовать дизайнерам, которым требовалась исключительно контрастная картинка, панель со стандартным или несколько расширенным цветовым охватом (среди VA такие тоже были), хорошая равномерность подсветки. Некоторое время производители выпускали на базе VA полупрофессиональные и даже профессиональные решения. После правильной настройки и соблюдения некоторых условий использования, к ним практически не возникало нареканий. Но времена меняются, а вместе с ними изменяются и планы производителей.
В середине 2023 года подавляющее большинство VA на рынке выполнены в изогнутом формате (Curved) и с большим количеством проблем, связанных с точностью цветопередачи. Изогнутость матрицы меняет всю геометрию изображения на экране, а ровные линии становятся изогнутыми, что негативно влияет на восприятие и мешает профессиональной работе (хотя через некоторое время мозг и адаптируется к таким странностям отображения). Особенно этот момент актуален для CAD/CAM-инженеров, дизайнеров интерьеров, 3D-дизайнеров. Если вы занимаетесь чем-то подобным, то мы советуем обходить современные VA стороной.
Фотографы и видеографы – вам следует рассматривать исключительно IPS решения, несмотря на наличие у практически каждого из них ощутимого Glow-эффекта. Если вам достаточно рабочей площади 24-32 дюймового монитора стандартного формата 16:9, то это – прекрасно – сэкономите свой бюджет. Если же требуется ощутимое расширения рабочего поля, да без использования системы масштабирования ОС, то ваш взор упадёт на решения формата 21:9 или даже 24:10, многие из которых изогнуты. В данном случае изогнутость будет не столь выраженной, как на большинстве схожих VA мониторов, и вы быстро к ней адаптируетесь. На ваши профессиональные навыки Curved IPS панель точно никак не повлияет. Сложность выполнения работы тоже не увеличится – можете об этом даже не переживать.
На просторах интернета вы можете встретить мифы о том, что за VA меньше устают глаза, реже болит голова, а текст оказывается чётче, и поэтому для работы с текстом данные решения оказываются оптимальными. Смеем вас заверить – эти мифы, рождённые в стенах маркетинговых отделов крупных компаний-производителей. Всё крайне индивидуально и зависит от условий использования, вашего организма, здоровья, выставленных рабочих параметров монитора и десятка других пунктов.
Хотите упомянуть высокий коэффициент контрастности, в разы превышающий показатели IPS? Тогда мы отметим, что к чёткости воспроизведения шрифтов у потребителей не было претензий ни во времена, когда у IPS данный коэффициент составлял 100-200:1, не когда он был у VA на уровне 300-500:1. Отдельно отметим и тот факт, что коэффициент контрастности у качественного глянцевого журнала составляет порядка 100-120:1, а у современных электронных книжек с электронными чернилами (E-Ink) он и того ниже. Вам дискомфортно с них читать? Сомневаемся. А потому 600-1400:1 у большинства IPS уж точно хватит для зрительного комфорта при работе с текстом.
Что ещё? Точность цветопередачи, скорость отклика? Нет, в этом вопросе всё это не столь важно. Равномерность подсветки? Зависит исключительно от модели и удачности экземпляра. Бывают очень плохие VA и IPS, так и наоборот. Вероятность одного и другого в обоих случаях плюс-минус одинаковая. Главное, повторимся, не мешать в одну кучу реальную равномерность подсветки и Glow-эффект. Это два разных понятия и параметра оценки.
Гораздо большую роль при выборе матрицы монитора для работы с текстом могут играть другие характеристики: изогнутость панели, стабильность картинки по всему полю матрицы и диапазон регулировки яркости.
На изогнутых матрицах проблем с восприятием текста не возникает. Но в зависимости от диагонали и соотношения сторон могут возникнуть претензии к потере правильности геометрии ячеек при работе с таблицами. Можно ли пережить и привыкнуть? Пожалуй, да. Но первое время может быть неприятно наблюдать подобное.
«Стабильность картинки и работа с документами? Какая разница?» - спросите вы. Объясняем – при низкой стабильности картинки (плохих углах обзора) может теряться различимость в светлых и тёмных полутонах. Из самых простых и наблюдаемых автором примеров – при минимальном изменении положения пользователя перед экраном, на нём перестают различаться разделительные полосы (формальные, те что вы ещё не окрасили в чистый чёрный) в Excel и зона экрана воспринимается как сплошной светлый участок. Это часто свойственно крупным и недорогим VA мониторам. За IPS любого ценового сегмента подобного нами не замечено.
Что же касается диапазона регулировки яркости, то от типа используемой матрицы данный параметр, увы, тоже не зависит. У VA или IPS нет никаких очевидных преимуществ. Вам остаётся подробно изучать материалы в сети и искать минимальный и максимальный уровни яркости модели. Первый будет полезно знать, если вы работаете при слабом внешнем освещении, второй же важен в случае работе в хорошо освещённом помещении, особенно если на рабочее пространство падает свет из окна, которое расположены с солнечной стороны.
Противостояние между IPS и VA продолжается не один десяток лет, и «нет конца и края этой войне». Причины же здесь всем ясны – «Это бизнес, ничего личного». Крупные производители стараются продвигать свои разработки и популяризируют их всеми правдами и неправдами. Промывание голов потребителей продолжается крайне долго и, прямо скажем – очень успешно. Но всё это не отменяет того, что у каждой из технологий есть свои реальные, никем не выдуманные, достоинства и недостатки, о которым мы вам сегодня и рассказали.
Как сделать выбор между IPS и VA? В первую очередь осознать, что среди них нет идеального решения. Дальше определить преимущественно с какими задачами перед монитором предстоит иметь дело. Для упрощения задачи, отметим тот факт, что по совокупности рабочих характеристик и отличительных (в основном положительных) черт, как бы вам того не хотелось, именно IPS дисплеи являются более универсальными, чем VA.
Хотите упростим решение задачи ещё сильнее? Тогда решите, что будете делать с Glow-эффектом на IPS и готовы ли вы ради визуального сокращения его видимости пойти на некоторые ухищрения и изменение своих привычек (как, к примеру, использование тёмных интерфейсов и чёрного цвета в качестве рабочего фона ОС). Если нет, то поход в магазин за VA монитором вам заказан. В остальном же всё зависит от изначального качества матрицы, правильности подхода со стороны производителя и точности настройки (в том числе ручной – сделанной пользователем).
Сравнить IPS и VA модели, увидеть их воочию, поработать с нужными вам приложениями, поговорить с экспертами - все это вы можете сделать в комфортной демо-зоне нашего магазина. Это всяко лучше, чем слепо доверять всему прочитанному на просторах интернета и верить рекламе. Пишите, звоните, приходите, покупайте. Удачи в правильном выборе!
Автор: Грыжин Александр ака =DEAD=