Выбирая свой новый монитор, основными критериями для подавляющего большинства потребителей являются диагональ, разрешение, частота вертикальной развёртки и, конечно, цена устройства. После этого вы быстро подберётесь к вопросу выбора типа панели (на эту тему мы поговорили здесь), а потом столкнётесь с тем, что на рынке представлены изогнутые и плоские модели, не редко с крайне похожими в остальном техническими характеристиками.
Подобных решений с каждым годом становится всё больше. Конкуренция растёт. Компании убеждают потребителей, что это всё во благо и так, в любом случае, будет лучше. Но так ли всё на самом деле?
Изогнутые монитор - плохо это или хорошо? К чему приведёт изогнутый экран во время работы, какие ограничения и преимущества предлагают подобные решения и кому стоит верить – маркетологам или своим собственным глазам? Давайте разбираться вместе.
Форма мониторов менялась не один раз. Если вспомнить первые настольные мониторы и первые телевизоры на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), то все они были выпуклыми. Многие годы спустя, в качестве ноу-хау, они стали плоскими и продажи снова скакнули вверх.
С выходом первых жидкокристаллических мониторов история повторилась, но в иной плоскости: более одного десятилетия решения на базе ЖК были плоскими, но некоторые из разновидностей матриц имели определённые недостатки, которые усиливались с ростом диагонали экрана. А поскольку уже к ~2010 году в качестве нормы можно было считать 23-24 дюймовые мониторы, а не 15-19 дюймовые как десятью годами ранее, то производителям матриц надо было что придумать, чтобы не расстаться со своими отработанными технологиями производства LCD панелей.
Так одной из первых стала компания Samsung, продвигающая на рынке свои SVA и PVA матрицы. Производитель решил зайти сразу с козырей, подготовившись к нападению заранее. Корейцы стали выпускать крайне схожие телевизоры на базе указанных матриц, но в модификациях с изогнутой панелью и для любителей классики – плоской. Визуально такой ход производителя «попал в сердечки» потребителей, но сказать, что надолго – мы не можем.
Вместе с тем Samsung начала производство своих более компактных панелей для настольных мониторов. Старт был дан для 27 дюймовой диагонали, но позже производитель опустил планку до 23,6-23,8 дюймов, а в последствии расширил аж до 49 дюймов в форматах 32:9 и 32:10. К удивлению (а может к счастью), история с изогнутыми телевизорами «покинула чат», в кинотеатрах изогнутые экраны тоже не сильно прижились, а вот история с мониторами для ПК успешно продолжает свой ход. Компанию поддержали и другие производители, в том числе занимающиеся выпуском IPS матриц, но использующие изогнутость панели в качестве реальной необходимости для своих крупных ультраширокоформатных моделей с диагональю от 34 дюймов.
За прошедшие 8-10 лет с выхода первых изогнутых решений среди настольных дисплеев, производители успели убедить многих потребителей, что «делают всё во благо», поигрались со степенью изогнутости, протестировав все доступные варианты на реальных покупателях. По итогу многие компании нашли ту самую «золотую жилу» и, пока что, остановились на ней. Надеемся, что новых свершений пока не будет, поскольку – «Ну куда уж больше? Остановитесь!».
Отдельно хотелось бы отметить, что преимущество на рынке изогнутых панелей все годы сохраняется за *VA-решениями. Изогнутые модели на их базе занимают свыше 80 % всего рынка Curved-дисплеев и это – однозначная победа над IPS, но лишь на цифрах доступных моделей. Есть ли другие преимущества у изогнутых мониторов? Давайте разбираться.
В мире мультимедиа – «максимальное погружение в происходящее на экране» - это «золотой стандарт», к которому нужно стремиться. Если картинка может заставить вас забыть о том, что вы смотрите на экран дисплея, то вероятность того, что вы получите удовольствие, значительно выше.
Чтобы создать такое ощущение погружения, экраны должны быть спроектированы таким образом, чтобы повторять реальную жизнь. Мы видим мир в трех измерениях: длина, ширина и высота. Если бы наша коллективная реальность остановилась только на двух измерениях, то все казалось бы плоским.
Изогнутые же мониторы используют все три измерения. Кроме того, они расширяют периферийное зрение. В отличие от них, плоские мониторы, которые соответствуют своему названию и не требуют использования периферийного зрения, обеспечивают менее выраженный эффект погружения.
Представьте, что вы стоите прямо напротив центра плоского экрана. Расстояние от ваших глаз до его середины отличается от расстояния между глазами и границами экрана. Из-за этой разницы объекты на периферии зрения будут казаться искаженными.
Экран изогнутого монитора приближен к глазам пользователя по краям, поэтому расстояние до каждой точки экрана будет примерно одинаковым. Такие мониторы повторяют форму поля зрения человека, позволяя с большим успехом задействовать периферическое зрение, а это способствует погружению в то, что происходит на экране.
Обычно на телевизоры смотрят с большего расстояния, чем на компьютерные мониторы, поэтому их кривизна не должна быть значительной и, похоже, именно по этой причине, производители фактически закончили выпуск изогнутых телевизоров, популярность которых быстро сошла на нет.
Монитор же располагается ближе к пользователю, а значит «увеличенная кривизна его экрана поможет сделать изображение лучше» - примерно так размышляют в маркетинговых отделах компаний и несут эту информацию в массы.
Актуальность данного пункта строго зависит от того монитор с каким соотношением сторон вы рассматриваете к покупке. Если вы отдаёте своё предпочтение классическому формату 16:9, то хороших новостей у нас не так много – сам по себе, каким бы не был дисплей (плоский или изогнутый), не сможет предложить так называемое «расширение игрового опыта или пространства». Фактически такое преимущество вы сможете встретить только у ультраширокоформатных моделей с соотношением сторон 21:9, 24:10, 32:9 и 32:10, для которых изогнутость матрицы в 95+ процентах случаев – вынужденная необходимость для сохранения качества картинки (повышения её стабильности) по всей площади экрана.
Такие модели имеют свои очевидные плюсы: увеличивается игровой угол обзора (FOV без искажений), усиливается погружение в происходящее за счёт используемого формата и дополнительного изгиба экрана, но есть и явный минус — на видеокарту увеличивается нагрузка из-за повышенного разрешения таких решений и соответственно падают драгоценные fps.
К другим недостаткам подобных решений следует отнести то, что в профессиональном киберспорте изогнутые дисплеи не используют (по самым разным причинам, коих не менее трёх), а игровые консоли всех последних поколений (включая Xbox Series S и Х, Sony PlayStation 5) не выводят изображение в подобных форматах, сохраняя большие чёрные блоки по краям либо растягивают картинку на весь экран, делая её откровенно несуразной.
Возможно, со временем тенденции поменяются, и производители задумаются над дополнительной адаптацией, а для киберспортсменов выпустят по-настоящему быстрые игровые модели со стабильной цветопередачей по всей площади экрана (чему полностью соответствуют быстрые IPS с небольшой площадью экрана в плоском варианте), но пока что мы ориентируемся на окружающую нас действительность.
Также в интернете рассказывают байки о необходимости точной цветопередачи по краям панели для лучшего/более комфортного поиска притаившегося противника на тёмных игровых сценах. Тут мы можем отметить, что по факту – это одна из выдумок производителей изогнутых панелей. Уже больше десятка лет в игровых решениях есть опции «различимости теней» для их регулировки, играя в игры практически никто не заботится о точной цветопередаче (особенно если этот какая-то онлайн баталия), в самой игре можно подкорректировать гамму программным способом, а поэтому никаких сложностей с выявлением противника у вас не будет ни на каком из современных мониторов. Будь он плоским или изогнутым. Было бы желание потратить свои 10-30 секунд на дополнительную настройку…
Под устранением искажений следует понимать искажения, связанные с точностью цветовоспроизведения. Если смотреть на плоский монитор ровно в центр, то никаких искажений заметно не будет. Но стоит перевести взгляд на информацию, размещённую ближе к левой или правой грани, как между глазами и экраном образуется острый угол, и в тех участках вы заметите тот или иной паразитный оттенок, снижение или увеличение различимости в глубоких тенях и светах.
Это можно легко проверить, взглянув на экран любого смартфона и планшета прямо и под углом. Независимо от типа матрицы, будут заметны небольшие или сильные искажения цвета. А чем больше экран, тем сильнее проявляется эта разница при взгляде под углом и при взгляде на периферийные части матрицы, сидя строго по центру экрана. Снизить данный эффект как раз и помогают изогнутые матрицы.
Однако следует отметить и тот факт, что подобные достоинства в большей степени актуальны для моделей с большой диагональю (от 27 дюймов по общему представлению большинства производителей и от 34 дюймов по мнению сотрудников 4К-Monitor), да и те будут важны по большой части лишь дизайнерам, фотографам и видеографам, желающим получить стабильную и точную цветопередачу в любой части экрана. Если же вы приобретаете монитор для игр или работы с документами и даже не задаётесь вопросом точной цветопередачи, то делать большой акцент на изогнутости монитора ради улучшения точности воспроизведения цвета по углам панели – одно из последних, чем вам стоит заниматься.
А вот если вы рассматриваете вариант использования нескольких мониторов для одной системы, тем более если мониторов будет три и более (а не два, как в большинстве случаев), то дисплей с характерным изгибом и в «безрамочном» дизайне корпуса – единственный адекватный вариант для создания практически «бесшовного» полотна для выполнения разнообразных рабочих и мультимедийных задач. Вы получите максимально комфортную мультимониторную конфигурацию, которая будет создавать значительно меньший визуальный дискомфорт, чем при использовании нескольких плоских дисплеев. Глаза, скорее всего, тоже скажут вам спасибо. Но это не точно… Всё очень индивидуально.
По мнению производителей – делать мониторы изогнутыми – физиологически правильно. Якобы изогнутость экрана делает их использование более комфортным. По своей сути, кривизна мониторов позволяет нашим глазам воспринимать все изображение сразу, не напрягаясь.
Считается, что работа с плоскими экранами может вызывать зрительное напряжение, если экран выходит за пределы естественного поля зрения зрителя. Изогнутость же позволяет адаптировать картинку под физиологические особенности восприятия происходящего перед глазами, тем самым снижая нагрузку. Но это всё теория и классическая история с выдумыванием «басен и красивых историй» для того, чтобы продать! А как дела обстоят на самом деле? Слышали ли вы десятки и сотни историй о проблемах с использованием плоского экрана из-за того, что он плоский? Мы нет. Вы, скорее всего, тоже.
Раньше говорили, что на эту тему нет ни одного крупного исследования, доказывающего, что изогнутые мониторы действительно снижают напряжение глаз. И мы оставались «с глазу на глаз» с утверждениями самих производителей. Их классический набор был таков:
В конце концов, многое зависит лишь от субъективного восприятия пространства, радиуса закругления экрана, качества самой матрицы и её изначальной настройки.
Если же вы любите опираться и доверяете исследованиям, то следует рассмотреть публикацию в Национальной библиотеке медицины США, в которой утверждается: «Среди девяти факторов, упомянутых в опроснике, уровень «боли в глазах» после визуальных задач был значительно выше у пользователей плоских мониторов по сравнению с монитором, имеющим кривизну экрана в 1000R». Удивительное открытие, учитывая, что модели с такой кривизной фактически представлены исключительно под брендом Samsung. Проплаченное исследование или реальные факты? Остаётся только догадываться.
В качестве примера приводится и тот факт, что в компьютерных играх вашим глазам приходится постоянно следить за быстро меняющейся картинкой на экране и делать это по всей его площади - это считается интенсивной визуальной нагрузкой. Вот почему после продолжительной игры на большом плоском мониторе вы, скорее всего, почувствуете усталость или дискомфорт. Изогнутый же экран благодаря меньшей необходимости постоянно переводить глаза и меньшей нагрузки на шейный отдел поможет снизить нагрузку и на ваши глаза. Верим? Звучит как-то не очень…
Для начала подведём промежуточный итог, основываясь на представленной информации выше:
Из плюсов изогнутых дисплеев:
Из минусов Curved моделей:
Если же вы работаете с фотографией и видео, большим количеством документов, текстами, а также предпочитаете ультраширокоформатные модели с повышенным рабочим разрешением экрана, то, по нашему опыту и реальным отзывам наших клиентов, изогнутость экрана не должна доставить вам дополнительного дискомфорта. Он может и, скорее всего, будет наблюдаться, то совсем небольшой промежуток времени. После него весь дискомфорт пройдёт и останутся только приятные впечатления. Ну а теперь чуточку подробнее:
Чем больше размер экрана, тем сильнее проявляют себя отрицательные стороны каждого типа панелей. У IPS визуально усиливается Glow-эффект, у *VA сильно страдают углы обзора и стабильность картинки по краям экрана. Проблема кроется в том, что пользователь смотрит на края экрана под слишком большим углом. Из-за этого одни и те же цвета в разных частях экрана могут выглядеть по-разному.
Поэтому производители *VA панелей на волне роста размеров настольных мониторов (но реальных причин, вероятно, было куда больше), быстро стали изгибать новые *VA матрицы и сделали всё, чтобы потребители подумали, что компании решили позаботиться о степени их погружения в происходящее на экране и снижении нагрузки на глаза. Маркетинг сработал и многие покупатели пошли за своим новым Curved дисплеем.
Изгиб матриц действительно позволяет решить часть этих проблем, пускай и не на все 100 %. Благодаря изгибу вы смотрите на каждый участок изображения примерно под одним и тем же углом. В этом случае угол вашего зрения никогда не достигает экстремальных величин, цвета на экране монитора не будут претерпевать существенных искажений. Они будут, но не такими сильными, как в случае использования монитора с плоской матрицей в схожих условиях проверки. Таким образом, изогнутость может быть крайне актуально для тех, кому важна точная цветопередачи по всему полю экрана (это фотографы, видеографы, графические дизайнеры). Она действительно улучшает углы обзора крупных моделей, делает цветопередачу более ровной и стабильной.
Сама изогнутость, точнее сказать радиус, обозначается с помощью приставки «R» стоящей после трёхзначного или, в 99% случаев, четырёхзначного значения, и указывает на радиус окружности в миллиметрах. Чем оно меньше, тем сильнее изгиб. Соответственно экран с кривизной рабочего поля 3800R (ощущается как лёгкое закругление по краям) изогнут не так сильно, как модель с 1800R в условиях изначально схожей диагонали и соотношения сторон двух мониторов.
И если раньше нормой для мониторов являлось значение на уровне 3800R (еле выраженный изгиб), то достаточно быстро в Samsung добрались до «стандарта де-факто» в 1800R, к ним присоединились многие другие производители, но позже в порядке нормы стали решения 1500R, а для топовых решений самой Samsung матрицы изогнуты ещё сильнее – 1000R – именно такой стандарт корейцы продвигают уже второй год подряд, хотя далеко не все пользовали разделяют принятую производителем позицию. «Уж слишком сильный изгиб» - говорят они. И мы не можем не согласиться.
Таким образом, чтобы не опираться на мнения из интернета, перед покупкой изогнутого дисплея мы настоятельно рекомендуем посетить нашу демо-зону и посмотреть на них воочию, сравнив разные модели между собой и понять, что вам подходит лучше всего.
Этот же совет касается и типа матрицы изогнутого монитора. Среди изогнутых решений представлены модели с тремя типами матриц:
Согласно открытой статистике, на рынке 84% изогнутых дисплеев с VA, 7% c IPS и 9% с другими типами матриц (вероятно модификациями IPS и *VA от различных китайских компаний) – но эти данные были актуальны на 2022 год. Свежие данные будут доступны в конце 2023 года – начале 2024-го
Если вы хотите ощутить хотя бы минимальные преимущества изогнутого экрана, то начинать стоит с диагонали в 27 дюймов и формата 16:9. Это действительно тот самый минимум, но минимум, откровенно говоря – очень спорный. Наш коллектив считает, что изогнутость проявляет себе исключительно на ультраширокоформатных моделях с большой диагональю. Всё остальное – от лукавого. Совсем маленькие модели и большинство решений 16:9 - не дают желаемого погружения и создают больше проблем, чем реальной пользы. Да, углы обзора улучшаются, но постоянные вопросы – «А зачем тут нужна изогнутость?» - всё равно остаются.
Разрешение изогнутых дисплеев начинается с Full HD (1920 х 1080 пикселей) и заканчивается безумными цифрами с самыми разными соотношениями сторон. С другой стороны – «А причём здесь разрешение?». И действительно – связи никакой нет. Выбор плоского или изогнутого монитора не зависит от того какое вам необходимо рабочее разрешение. Для начала определитесь с ним и лишь после этого решите нужен ли вам плоский монитор или изогнутый. Возможно, случится так, что никакого выбора вам и не представится.
Точно такая же история с частотой вертикальной развёртки: чем она больше, тем плавнее изображение на экране, но никакого прямого отношения к форме матрицы монитора это характеристика не имеет. Частота выше – будет приятнее работать за монитором в целом, игры будут казаться плавнее (если потянет видеокарта нужный уровень fps), но и цена окажется выше. Частота на уровне 60-75 Гц – нормально, ничего особенного. 100 Гц – старые «игровые» *VA панели, которые выглядят не интересно на фоне схожей по стоимости 144-165 Гц решений.
Нет. Его здесь не будет и на то есть одна очевидная причина – монитор ни в коем случае нельзя выбирать по принципу – изогнутый он или плоский. Это всего лишь одна из многих его характеристик и точно не самая важная. Выделить же 5-10 моделей среди 150 доступных (на самом же деле их значительно больше), не зная конечных запросов покупателя – плохая идея и НЕ профессиональный подход.
В случае же с качественными мониторами производители уже сделали выбор за нас с вами и «наградили» подавляющее большинство из них изогнутыми матрицами, будь то *VA или IPS. И выбора у нас с вами не остаётся.
В нашем магазине представлена подборка всех доступных и актуальных моделей с изогнутыми экранами и вам лишь останется следовать всем своим основным запросам по части диагонали, разрешения, типа матрицы, частоты вертикальной развёртки и допустимой для вас стоимости устройства. А в качестве «скорой помощи» вы можете обратиться к нашим подборкам «лучших решений» в разных классах мониторов, в которых вы найдёте и изогнутые модели.
Нет в 2023 году никакого смысла подбирать решения и по степени изогнутости, ведь среди актуальных решений выбора просто не будет – производители определили базовые величины изгиба для многих форматов (соотношения сторон и диагонали) и у покупателей просто не остаётся выбора - «Берите что дают».
Впрочем, вы можете оказаться чуть хитрее и приобрести новомодные OLED модели в формате Bendable – изгибаемые по решению пользователя, с выбором необходимой «курватуры» экрана в заданных производителем пределах. Такие модели редко появляются на полках магазинов РФ, стоят дорого и будут интересны лишь небольшой доле потребителей. Возможно, вы входите в число этих счастливчиков.
«Изогнутый или плоский?» - один из основных вопросов при выборе монитора, который, на самом то деле, часто не требует ответа. Производители все давно решили за покупателей и не предлагают особой широты выбора. В основном это, конечно, касается набирающих с каждым годом всё большую популярность ультраширокоформатных моделей, но и с моделями классического формата 16:9 дела обстоят проще простого.
Если вы являетесь поклонником *VA-решений и планируете приобрести подобный монитор ради глубокого чёрного цвета, еле различимого Glow-эффекта и грезите надеждами о «лучшей равномерности подсветки», то весь ваш выбор будет между моделями с изгибом 1800R/1500R или более дорогими представителями с 1000R от самой Samsung, максимально продуктивно продвигающей данный стандарт изгиба – такова реальность в 2023 году. Рассчитывать на сильнейшие улучшения углов обзора и высокую стабильность картинки, как у IPS, в любом случае, не стоит, но результат будет всё равно выше, чем у плоских *VA. Тут спорить не будем – это факт.
На базе исчезающих быстрых TN+Film изогнутые мониторы не делают. Остаются IPS. Тут всё тоже строго по полочкам: ультраширокоформатные качественные решения – в 9 из 10 случаев будут изогнутыми (в адекватных пределах), а 24-28-дюймовые 16:9 обходятся, пока еще, без каких-либо изгибов, ведь они и так демонстрируют стабильность цветопередачи по краям – повыше, чем у изогнутых *VA.
Ну и в качестве «вишенки на торте» ещё раз стоит вспомнить о задачах, с которыми вы планируете разбираться, сидя за ПК или ноутбуком, подключенным к новому монитору. Если вы CAD/CAM инженер, дизайнер интерьеров, занимаетесь 3D-графикой, то к адекватно изогнутым решениям (лучше от 3800R до 2000R – по нарастающей) ещё как-то можно приспособиться, но лучше приобрести плоскую модель. Если же ваша профессиональная деятельность находится где-то в пределах живописи, фотографии, видео, а в качестве отдыха – бесконечное потребление различного контента, то изогнутые (Curved) дисплеи не создадут лишнего дискомфорта, привычка наступит довольно быстро и совсем скоро вы забудете, что перед вами всё еще новомодный изогнутый экран, но вспомните об этом сразу же, когда пересядете на работе за обычный – плоский, который первое время будет казаться выпуклым. Вот такие метаморфозы. Удачи в правильном выборе!
Автор: Грыжин Александр ака =DEAD=