Наверх
Logo
+7 (499) 350-05-97
Время работы: Пн-Пт 10-19

Круче некуда. Обзор и тестирование профессионального 4К монитора NEC PA322UHD

10.08.2015

Обзор Nec PA322UHD

Вступление

Рынок профессиональных решений не часто пополняется новыми моделями, но когда они выходят, то, не редко, переворачивают все представления о возможностях производителей, правда, только в виде эксклюзивных продуктов с очень высокой ценой. Одним из таких мониторов является NEC PA322UHD с приставкой SVII (SpectraView II), построенный на базе единственной из производимых 4K IPS-type панели с применением транзисторов на основе оксида индия, галлия и цинка (IGZO). С чем его «едят», насколько оправдана цена, о минусах и плюсах устройства – мы сегодня и поговорим.

Обзор Nec PA322UHD - Справочная информация

Модель PA322UHD была представлена публике в октябре 2014 года, но появилась в продаже совсем недавно, как в Москве, так и по всему миру. Она была выпущена в нескольких версиях, среди которых рассматриваемая нами SV II и SV II Bundle (Calibration Kit) со входящим в комплект поставки колориметром и солнцезащитным козырьком. Отталкиваясь от цены устройства и его возможностей можно сказать следующее – конкурентов у него в ценовом диапазоне от 150 до 250 тысяч просто нет. Так что будем его рассматривать, как единственный монитор в своём классе. 

Теперь предлагаю ознакомиться с основными техническими характеристиками устройства:

01_tab1.png

В рассматриваемом мониторе применяется одна из модификаций IPS IGZO панели LQ315D1LG9 производства компании Sharp. Это полноценное десятибитное решение, обладающее светодиодной GB-LED (скорее всего так) подсветкой и диагональю 31.5 дюйма при рабочем разрешении 3840x2160 пикселей с соответствующим соотношением сторон 16:9. Размер пикселя минимален среди массовых устройств подобного рода и составляет 0.181 мм, что даёт в итоге 140 пикселей на дюйм.

Заявлена максимальная яркость на уровне 350 нит, коэффициент контрастности 1000:1 (норма для IPS-type устройств), время отклика 10 мс GtG (для профессионального монитора очень даже ничего) и углы обзора в 176 градусов в обеих плоскостях. На последнее не стоит обращать внимание и сравнивать со 178 градусами у других моделей, поскольку при реальном сравнении NEC PA322UHD выигрывает по стабильности изображения на экране при первом же взгляде.

Рассмотренная модель относится к профессиональной серии «PA» и отличается широкими возможностями. Из используемых технологий (в какой-то степени уникальных) можно отметить следующее:

  • Свободная для редактирования трехмерная (3D) четырнадцатибитная внутренняя таблица коррекции цветов (LUT – Look Up Table);
  • Система ColorComp (Uniformity) для компенсации неравномерности яркости белого поля и цветопередачи на всей площади панели;
  • Технология DisplaySync Pro, позволяющая управлять двумя компьютерами с помощью одной мышки и клавиатуры;
  • AmbiBright – сенсор внешней освещенности, который плавно регулирует яркость подсветки в зависимости от яркости освещения рабочего пространства;
  • Технология XtraView+, позволяющая достичь максимальных углов обзора с минимальным сдвигом цвета (Color Shift), а по факту простой маркетинговый ход;

Кроме того основной «фишкой» является программное обеспечение MultiProfiler, доступное бесплатно. C его помощью пользователь может управлять большей частью параметров монитора, находящихся в OSD (On Screen Display) меню. Это ПО дает возможность создать до пяти собственных профилей, в которых можно выставить яркость, уровень чёрного, цветовую температуру, показатель гаммы, цветовой охват (на выбор из десятка стандартов, либо вручную по XY координатам RGB) и прочее.

Возможность произвести аппаратную калибровку и прописать правки во встроенный 3D LUT предоставляется за счёт ПО SpectraView II, входящего в комплект поставки. Благодаря нему можно не только создать высокоточный пресет с необходимыми настройками, но и произвести повторно калибровку всех предустановленных режимов и увеличить точность изменения яркости, цветовой температуры и улучшить показатели цветового охвата. Единственное, что необходимо для этого иметь, так это точный измерительный прибор. В идеальном варианте – спектрофотометр, который придётся приобрести (от 60 тысяч рублей) или арендовать (от 1.5 до 2 тысяч за день).

Производитель не скрывает, что в мониторе используется подсветка с рабочей частотой 20 кГц, что пускай и не Flicker-Free, но в разы безопаснее, чем старые модели с ШИМом в 200-250 Гц. Кроме того используется большее количество современных интерфейсов для подключения и даже Display Port с неким OPS-совместимым слотом, который может пригодится для будущего апгрейда монитора (на данный момент не очень понятно, о чём ведётся речь).

Обзор Nec PA322UHD - Комплект поставки

Монитор NEC PA322UHD поставляется в собранном виде в огромной коробке (тяжело переносить одному на большие расстояния, лучше «запастись» помощником) из обычного некрашеного картона с нанесенным логотипом NEC. Ручка для переноски сверху отсутствует.

Данную модель компания относит к серии MultiSync, в которую также входят еще много других дисплеев совсем иного класса. Единственное, что можно узнать о технических характеристиках по данным на упаковке – размер экрана, составляющий 31.5 дюйма.

140_photo_42.jpg

Все остальные надписи и мини-картинки гласят лишь о соответствии монитора многим стандартам безопасности и прочих неинтересных (и непонятных в том числе) обычному пользователю вещах.

141_photo_43.jpg 142_photo_44.jpg

На двух боковых сторонах упаковки представлена иная информация – массо-габариты коробки и устройства, а так же наклеен один важный стикер. По нему покупатель может узнать следующие данные: цвет корпуса (Black), серийный номер, номер партии, номер ревизии (A1 или 1A). Место сборки указано на самой коробке – Китай. О принадлежности данного экземпляра к модификации SpectraView II говорит соответствующий «принт» на упаковке.

134_photo_36.jpg 135_photo_37.jpg

Полный комплект поставки NEC PA322UHD включает в себя следующее:

  • Силовые кабели (4 шт. разных стандартов);
  • Кабель Display Port;
  • Кабель Display Port -> mini Display Port;
  • USB кабель для подключения встроенного хаба;
  • Краткое руководство пользователя по настройке (Setup Manual);
  • Книжка – руководство пользователя на русском;
  • Лист соответствия стандартам безопасности (содержание металлов и прочее);
  • Информационный проспект по программе MultiProfiler;
  • Информационный проспект по программе SpectraView II;
  • Отчёт о заводской калибровке;
  • Карта-флэшка с лицензионным ПО SpectraView II и серийным кодом, указанным с обратной стороны;
  • Комплект винтов для установки на VESA-совместимый кронштейн.

136_photo_38.jpg 137_photo_39.jpg

Как вы можете понять из представленного выше списка, комплект поставки включает в себя мало кабелей и много макулатуры. Хотелось бы видеть, как минимум, еще один USB провод на случай работы с двумя ПК и применения технологии DisplaySync Pro, а также пару кабелей HDMI и один DVI-D. Правда, в этих случаях 4К разрешение при частоте развёртки 60 Гц можно будет получить лишь при использовании с видеокартой с поддержкой HDMI 2.0, а таких сейчас не так уж и много, да и все они относятся к продвинутым игровым решениям за большие деньги.

138_photo_40.jpg 139_photo_41.jpg

Отдельной строкой идёт отчёт о заводской калибровке режима AdobeRGB, установленного по умолчанию. Для измерений инженеры используют одни из последних разработок компании Konica Minolta. Представлены график гамма-кривых, CIE диаграмма и две таблицы с отклонениями DeltaE94 на сером клине и цветных оттенках. Исходя из этих данных, можно говорить о том, что нам обещают безупречную цветопередачу при включении монитора, а так же о почти идеальной равномерности подсветки при активной системе ColorComp в положении 5. Сегодня мы проверим, насколько все эти обещания близки к реальности.

Обзор Nec PA322UHD - Дизайн и эргономика

Большинство производителей при переходе на матрицы с LED подсветкой (любого подтипа) заметно сократили толщину корпусов своих моделей, однако NEC гнет свою линию. Их решения не меняются вовсе и остаются такими же, как и несколько лет назад. Не скажу, что это плохо, но на дворе третий квартал 2015 года и пора бы уже задуматься об изменениях.

Дизайн обоих линеек мониторов NEC («P» и «PA») одинаков, он не меняется уже около 7+ лет. Это строгие, рубленные, аскетичные корпуса из качественных матовых материалов, с немного закругленной центральной колонной и фигурной подставкой. Здесь нет металлических вставок, как на моделях HP, но, с другой стороны, они тут и ни к чему. И без них продукт внушает доверие, как по качеству сборки, так и за счет веса и размера. Правда, последняя характеристика еще и устрашает при первом взгляде (и не только), особенно если вы знаете, как выглядят современные 31-32-дюймовые модели других производителей.

99_photo_01.jpg

Использование светодиодной подсветки никак не повлияло на массу устройства – 20,5 кг в сборе и 14.2 кг без центральной стойки и подставки. В обоих случаях это очень много.

100_photo_02.jpg 101_photo_03.jpg

Весь корпус сделан из матовых материалов. Глянцу тут не место – это профессиональное решение. Толщина корпуса не даёт в этом усомниться.

109_photo_11.jpg 111_photo_13.jpg

В верхней части PA322UHD находятся два специальных выреза – это ручки, за счет которых монитор очень удобно поднимать/опускать и иногда перетаскивать с места на место. Но опять же, вес устройства пресечёт возможное желание делать это часто.

133_photo_35.jpg

PA322UHD поставляется полностью в собранном виде, а поэтому пользователю будет достаточно достать его из коробки и подключить провода.

129_photo_31.jpg

Вернемся к вопросу о размерах и весе устройства. Должно быть, очевидно, что матрица с GB-LED подсветкой не требует такой серьезной обвязки, как в случае с WCG CCFL.

116_photo_18.jpg 117_photo_19.jpg

Да, не будем забывать, что у NEC продвинутая электроника и все такое, но никак не поменять корпус и оставить на 50-60% полностью пустым металлический каркас – вот маркетинг, так маркетинг. Да и просто в NEC уже совсем обленились. Ничего не хотят делать, кроме как устанавливать новые начинки…

132_photo_34.jpg

Около крепежной пластины размещен металлический рычажок, позволяющий снять панель с подставки. Для этого его необходимо «утопить» вглубь. Кстати, для крепления в комплекте поставки уже комплект винтов, которые подобраны строго под глубину крепежных отверстий модели. Монитор поддерживает два стандарта VESA – привычное для многих 100x100 мм и не часто встречающееся 200x100 мм.

105_photo_07.jpg 106_photo_08.jpg

Крупная фигурная подставка характеризуется ровной поверхностью, без каких-либо вырезов в центре. Для блокировки панели в самой низкой позиции используется специальный рычажок в отличие от обычной металлической “скрепки”, которую можно обнаружить в случае с другими мониторами. Данная возможность призвана упростить переноску монитора из одного места в другое.

107_photo_09.jpg 108_photo_10.jpg

Система прокладки кабелей (cable-management) выполнена, как и у всех последних моделей NEC из профессиональной серии. При снятой пластиковой накладке, которая дополнительно прикрывает проведенные кабели, можно увидеть два «ушка» по бокам колонны. Причем находятся они почти наравне с колодкой интерфейсных разъемов. Это позволяет сделать кабели практически незаметными, хотя и «нагружает» их в случае толстых проводов, особенно с интегрированными ферритовыми кольцами. Сама же накладка из черного матового пластика надежно фиксируется на колонне и передвигается вслед за панелью, а точнее – ее положением по высоте.

112_photo_14.jpg 114_photo_16.jpg
115_photo_17.jpg 118_photo_20.jpg

Качество сборки и материалов - высокое. Никаких претензий в данных вопросах к NEC PA322UHD предъявить невозможно. Хотя если совсем уж придираться, то можно отметить несколько иной тип пластика на рамке экрана – он более гладкий и соответственно на нём остаются видимые следы от пальцев рук.

119_photo_21.jpg 123_photo_25.jpg
125_photo_27.jpg 104_photo_06.jpg

Корпус не поддаётся скручиванию, не скрипит и не хрустит при физическом воздействии. Подгонка деталей не вызывает нареканий. Рамки плотно подогнаны к поверхности матрицы. За материалы и сборку смело можно ставить максимальную оценку.

103_photo_05.jpg

В качестве одного из подтверждений использования полуматового (полуглянцевого) покрытия матрицы представлена фотография выше.

130_photo_32.jpg 131_photo_33.jpg

На задней части дисплея покупатель обнаружит две наклейки. По одной из них нам стала известна дата производства нашего экземпляра – февраль 2015 года. На второй приводится информация о рабочем напряжении, соответствии стандартам и предупреждения о мерах безопасности.

120_photo_22.jpg 110_photo_12.jpg 121_photo_23.jpg

На корпусе монитора присутствуют два логотипа, а так же название самой модели и серии.

113_photo_15.jpg

На правой части корпуса расположен один USB 3.0 порт, в который очень удобно подключать различные флэш-накопители (USB флешки). Он же может использоваться для калибратора/спектрофотометра, что порой является более удачным вариантом, нежели подключение к стационарному компьютеру.

128_photo_30.jpg 127_photo_29.jpg

Все основные разъемы сосредоточены в нижней части корпуса и направлены вниз. Перечислю их: питание, цифровые DVI-D, HDMI, DisplayPort, mini Display Port, два дополнительных порта USB 2.0 и два USB входа для работы концентратора и одной из специальных технологий. Для такого дорого и нового устройства экономия на USB 3.0 выглядит издевательством со стороны производителя. Очевидно, что от траты дополнительных 5-10$ никому бы не стало ни холодно, ни жарко. Отсутствие физической кнопки питания рядом с соответствующим разъёмом тоже кажется странным.

160_stand.jpg

Подставка дисплея NEC PA322UHD отличается своими продвинутыми эргономическими возможностями. Возможен поворот на 45 градусов в каждую из сторон. Наклон выполняется в диапазоне от -5 до +30 градусов. Монитор можно поднять на 150 мм, либо опустить ровно до подставки – такое встречается крайне редко. В случае необходимости экран можно развернуть в портретный режим (Pivot).

102_photo_04.jpg

Любое изменение положения панели в пространстве происходит плавно, но для начала “движения” придётся приложить определённые и порой не малые усилия, особенно наклоне.

В случае с NEC PA322UHD инженеры компании постарались. Центровка панели выполнена на 4 из 5 (часто бывает хуже), а поэтому после переворота из портретного режима (или в него) часто можно обойтись без дополнительных действий.

126_photo_28.jpg

Основание крупной и массивной подставки выполнено из металла. По ее периметру приклеены шесть резиновых ножек, надежно удерживающих монитор в одном положении на столе, в том числе и из-за очень внушительного веса самого корпуса.

Обзор Nec PA322UHD - Меню и управление

Управление NEC PA322UHD до боли знакомо и осуществляется за счет восьми механических клавиш. Половина из них расположилась на нижней части рамки, другая - на правой боковой стороне.

122_photo_24.jpg

Во время активации меню на экране монитора возникают надписи напротив каждой из клавиш управления. Названия пунктов отличны от наименования самих кнопок. Это позволило избежать двойной маркировки элементов и в полной мере обеспечило беспроблемное управление при отсутствии всякого внешнего освещения.

78_menu_03.jpg 77_menu_02.jpg 76_menu_01.jpg

Рядом с кнопкой питания расположились светодиод питания и датчик освещенности. Первый можно отключить, изменить его яркость и цвет свечения (синий, зеленый). Сенсор автоматической регулировки яркости работает очень плавно и эффективно, однако каких-либо специальных режимов настройки у него нет. Единственный его минус – он очень чуткий и любое изменение положения человека перед монитором будет провоцировать изменение яркости и, иногда, это раздражает.

Среди опций с быстрым доступом – переключение режимов, просмотр рабочих параметров, переключение источника сиганала и активация функции PiP.

Теперь рассмотрим структуру основного меню, а несколько позже изучим возможности Advanced Setting:

79_menu_04.jpg

В первом разделе представлены настройки яркости, режимов ECO и уровня черного. Яркость указана в нитах (cd/m2), как и должно быть у монитора такого уровня. Вместо параметра Contrast в настройках есть только Black. И здесь он, в отличие от некоторых других профессиональных мониторов компании работает, как полагается, хотя и не во всём доступном диапазоне (min-5 cd/m2). Точку чёрного в обход видимых изменений гамма-кривых можно поднять до ~1 cd/m2. Всё что дальше – затрагиваются все тёмные участки без исключения.

Говоря же о любимом многими коэффициенте контрастности, могу сказать, что он меняется при достижении определенных максимальных и минимальных значений яркости в зависимости от используемого режима. В OSD экрана то или иное значение моментально окрашивается в фиолетовый цвет (0-40 нит и 210-400 нит), указывая пользователю об ухудшении технических показателей, в данном случае – коэффициенте контрастности. Иными словами, раз не смогли добиться низких значений яркости с помощью снижения ШИ-модуляции, так решили ограничиться управлением светопропускания матрицы за счет соответствующего параметра или чего-то ещё. Все просто.

80_menu_05.jpg

Следующий раздел скрывает настройки положения изображения на экране. На самом деле как такового смысла в них для цифрового подключения нет. Все и так работает, как положено. Дополнительно присутствуют настройки скалера (Expansion) и резкости (Sharpness).

81_menu_06.jpg

Третий подраздел меню является, по сути, самым основным. Именно в нем сосредоточены самые важные настройки цветопередачи монитора. Тут пользователь может включить один из предустановленных (не выдуманных инженерами и маркетологами, а соответствующим определенным стандартам), либо выбранных вручную режимов изображения, установить точку белого (Native, 3000-15000K с шагом 100K). Последним пунктом значатся «Продвинутые настройки» (Advanced Setting), но про них, как я уже упомянул, будет рассказано отдельно.

В отсутствии регулировки стандартных значений RGB нет ничего страшного, ведь в PA322UHD есть возможность изменения оттенка, насыщенности и цветового сдвига для шести основных цветов полиграфии (красный, желтый, зеленый, бирюзовый, синий, фиолетовый). Пока мне сложно представить, для каких случаев необходимо внесение ручных корректировок подобных параметров, хотя не исключаю вероятности, что кто-то ими часто пользуется. Я же лично настраивал точку белого за счёт изменения координат XY в Advanced Setting, что оказалось очень удобно и эффективно. Для других же целей есть ПО SpectraView II, где можно просто указать какой результат вы хотите видеть, и программа совместно с измерительным прибором все сделают за вас.

82_menu_07.jpg

Изменение настроек функций «картинка-в-картине» (PiP – Picture in Picture) и DisplaySync Pro кроется в четвертом разделе меню. В нем можно настроить положение, размер, вход (с которого будет подаваться второе изображение) и вид режима. Для подключенных USB устройств, таких как мышка и клавиатура, задается соответствие конкретным видеовходам. Производитель особенно подчеркивает возможность управления двумя компьютерами (подключенными к монитору по USB и видеокабелю) одним манипулятором.

83_menu_08.jpg

Параметры OSD находятся в пятом подразделе меню. В нем можно изменить язык локализации (есть русский), установить положение меню на экране, выбрать прозрачность, цвет и время до исчезновения при отсутствии действий со стороны пользователя. Есть возможность выключить «нотификацию» об изменении разрешения, отключить горячие клавиши (с их помощью можно выбрать режим работы, видеовход и включить PiP) и сбросить все (!) настройки по умолчанию.

84_menu_09.jpg

Предпоследний раздел предоставляет информацию об сэкономленных средствах (в долларах) за счет уменьшения энергопотребления, а также соответствующее количество выбросов углекислого газа, которое удалось сократить. Эта не самая интересная информация может быть дополнительно настроена в трех подпунктах раздела. Но, пожалуй, это без меня.

85_menu_10.jpg

Информацию о рабочем режиме монитора (используемый видеовход, разрешение, частота развертки и прочее), серийном номере и названии модели можно узнать из последнего раздела.

А теперь перейдем непосредственно к рассмотрению Advanced Setting.

86_menu_11.jpg

По большому счету его возможности во многом повторяют стандартное меню, но есть и существенные отличия. В первом разделе они кроются в том, что пользователь может переопределить каждому из пяти пунктов предустановленных режимов новый режим, каждый из которых в свою очередь может быть настроен отдельно (либо через само меню, либо через специальное ПО).

88_menu_13.jpg

Есть настройка гаммы (несколько стандартов и диапазон от 0.5 до 4.0 с шагом 0.1), установка точных опорных координат (по X и Y) для Red/Green/Blue и точки белого (по сути является альтернативой настройки отсутствующего RGB Gain), включение функции Color Vision EMU и выбор режима работы Uniformity – он же ColorComp (для увеличения равномерности подсветки белого поля и цветовой температуры по полю экрана). Дополнительно производитель снабдил новинку возможностью задания яркости и цветовой температуры по какому-либо источнику (белому листу под внешним освещением). Для этого необходим подходящий измерительный прибор подключённый к монитору.

87_menu_12.jpg

Следующий раздел скрывает в себе еще больше интересных фишек. Тут вам и включение разгона матрицы (Response Improve), и опция Metamerism, позволяющая улучшить совпадение цветовой температуры при использовании мультимониторных конфигураций. Включение Ambient Light Compensation провоцирует автоматическую настройку Black Point в зависимости от внешней освещенности. Чем она больше, тем выше яркость черного цвета. То же самое можно выполнить вручную с помощью настройки Black в основном меню.

Здесь же можно выбрать один из режимов ECO Mode и включить/отключить датчик освещенности. Регулировка насыщенности, оттенка и сдвига шести основных цветов в дополнительном меню выполняется куда нагляднее и проще. К тому же их настройки могут быть сохранены в пяти предустановках («шорткатах»), для дальнейшего быстрого переключения. Возможностей просто масса.

89_menu_14.jpg 90_menu_15.jpg 91_menu_16.jpg

Три последующих раздела я выделил в одну строчку. Ничего особо интересного в них нет. Только включение функции Long Cable Capability, изменение положения изображения на экране, разрешение экрана и управление «скалером».

92_menu_17.jpg

Подраздел под цифрой 6 дает возможность более наглядно управлять функцией DisplaySynс Pro, установить таймер отключения (или перехода в режим с низкой яркостью), определить поведение автоматического «определителя» видеовходов, а также выбрать яркость и цвет (синий или зеленый) светодиода питания.

93_menu_18.jpg

Отключение логотипа при включении монитора, различных предупреждений и информационных полей выполняется в седьмом подразделе. В нем же сосредоточены настройки основного OSD (положение, прозрачность, время отключения, цвет).

94_menu_19.jpg

Далее можно определить режим работы функции PiP, произвести переворот OSD меню, отключить протокол DDC/CI и активировать встроенный скринсейвер (либо «подкрутить» под себя дополнительные настройки его работы). В качестве источника второй картинки может быть использован любой из доступных видеовходов.

95_menu_20.jpg 96_menu_21.jpg

Управление опцией Tile Matrix, позволяющей создавать рабочие пространства из двадцати пяти мониторов (!), находится в разделе под буквой A.

97_menu_22.jpg 98_menu_23.jpg

Два последних раздела в целом повторяют таковые в стандартном OSD. Дополнительно можно узнать разве что о наработке монитора (Hours Running) и произвести более простую установку различных параметров для подсчета сэкономленных средств и уменьшенного количества выбросов углекислого газа (естественно, подразумеваются выбросы на электростанциях, а не от монитора).

В итоге, рассмотрев все возможности OSD меню NEC PA322UHD, напрашивается очевидный вывод - настроить можно все, что душе угодно. Ограничений практически нет, а поэтому главное включить воображение и определить, что же вы хотите получить на мониторе. Самое главное - не переусердствовать. Само же управление не вызывает нареканий – оно удобное, доступное и понятное.

Обзор Nec PA322UHD - Результаты тестирования:

Обзор Nec PA322UHD - Цветовой охват

В мониторе PA322UHD используется IPS IGZO матрица с GB-LED подсветкой, пришедшей и соответствующим расширенным цветовым охватом. Повлияла ли продвинутая электроника дисплея от NEC на цветовой охват? Посмотрим:

24_gamut_adobergb.png 23_gamut_srgb.png

Проверка осуществлялась при заводских настройках монитора в режиме AdobeRGB. Это уже третий случай в истории NEC, когда производитель пошёл по иному пути и установил сразу режим эмуляции AdobeRGB. Много ли в этом смысла? Нет, в крайней степени мало и причина тут очевидна – эмуляция работает так себе, что видно на первом скриншоте. Треугольник во многом повторяет таковой стандарта AdobeRGB, но в областях с зелеными, синими и фиолетовыми стимулами ему уступает. Подобные проблемы свойственны и более дешёвым моделям из серии PA. Но чтобы такое было у монитора за суммы свыше 200000 рублей – это явный минус заводской настройки.

Вторая картинка демонстрирует режим эмуляции sRGB в сравнении с соответствующим стандартом. Проблемы схожи. Как от них избавиться? Разве что перейти в режим Full, без какой-либо эмуляции.

21_gamut_full_adobe.png 22_gamut_full_srgb.png

В нём цветовой охват монитора превосходит не только sRGB на всех участках, но и немного опережает стандарт AdobeRGB в области с красными, розовыми и фиолетовыми оттенками. Так что если вы знаете о CMS и работаете в ПО с его поддержкой, то однозначно стоит отдать предпочтение именно Full Mode, забыв о специальных пресетах эмуляции.

25_gamut_svii_srgb.png

Впрочем, если вы купили именно версию SVII, то не стоит отказывать себе в возможности произвести аппаратную калибровку монитора полностью официально. Именно это мы и сделали, выставив в качестве референса пространство sRGB. Как видите – цветовой охват в таком состоянии – идеальный. Почему нельзя сделать тоже самое на заводе? Когда платишь такие огромные деньги, то изначально рассчитываешь, что всё сделали за тебя. Но это не тот случай.

Итоговые результаты соответствия цветового охвата монитора стандартизированным пространствам при настройках по умолчанию:

  • AdobeRGB Mode – 91,1%;
  • sRGB Mode – 90,2%.

В режиме Full:

  • sRGB – 98%;
  • AdobeRGB – 97%.

После калибровки через SVII под стандарт sRGB:

  • sRGB – 100%.

Напомню, что все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Итоговые результаты в AdobeRGB и sRGB режимах вызывают серьёзные нарекания и напрашивается вопрос – “А можно ли называть такой монитор профессиональным?”. Как много говорится о встроенном 14-битном 3D LUT, о точной электронике, об уникальных способностях, да и матрица в мониторе ого-го какая – IPS IGZO. А в самом простом тесте монитор оказывается хуже, чем заметно более дешёвые “конкуренты” от других компаний. Почему за такие деньги нельзя было произвести более точную настройку, особенно учитывая физические возможности матрицы и результат режима Full?

К результатам в нём у меня претензий не возникло – 98% покрытие sRGB стандарта и 97% от AdobeRGB – это отличный результат, пускай и не равный заявленному производителем.

Аппаратная же калибровка позволяет добиться 100% соответствия любому стандарту, который вписывается в физические возможности матрицы. Главное запастись спектрофотометром и 20 минутами свободного времени. Кроме того, возможности SVII позволяют произвести, так называемый Self-Calibration для увеличения точности всех установленных режимов. При желании и наличии возможности стоит это сделать.

Говоря об оттенках превосходящих различные стандарты можно отметить, что бороться с ними возможно уже всем известным вам методом – использование ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, Xnview, средство просмотра фотографий Windows (7,8), Firefox (с дополнительным плагином), Google Chrome (необходимо прописать специальный ключ в .exe файл) и т.д.

Обзор Nec PA322UHD - Яркость\контрастность и основные показатели цветопередачи

У рассматриваемого монитора присутствует несколько предустановленных пресетов изображения, а так же существует возможность добавить до 5 собственных режимов. Не сильно нужный DCI я заменил режимом SVII с аппаратной калибровкой под стандарт sRGB. По умолчанию же используется AdobeRGB со следующими настройками:

  • Brightness – 160 cd/m2;
  • White – 6500K;
  • Gamma – CST 2.2;
  • Black – Min;
  • Uniformity – 5;
  • Response Improve – On;
  • Metamerism – On (мы выключили для всех режимов);

Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:

02_tab2.png

Яркость монитора выставлена в соответствии с различными стандартами. Отклонения реальных значения от них не велики, поэтому можно их монитору простить. Коэффициент контрастности из-за активной системы компенсации неравномерности подсветки во многих режимах заметно ниже заявленного в 1000:1, но такая ситуация наблюдается со всеми мониторами NEC из профессиональной линейки. И лишь в High Bright значение составляет 921:1.

Точность установки точки белого высокая (за исключением режима High Bright), но так вышло лишь за счёт того, что мы отключили Metamerism для всех режимов. По умолчанию же эта система включена и в большей степени предназначена для использования монитора рядом с другими моделями с иным типом подсветки. В случае же если PA322UHD единственный дисплей на вашем рабочем столе, то эту опцию стоит отключить и тогда отклонение DeltaE по точке белого снизятся до измеренного уровня.

Среднее значение гамма-кривых оказалось одинаковым во всех случая. Касательно отклонений цветопередачи, выраженных в единицах DeltaE94, можно отметить, что новинка продемонстрировала вполне себе хорошие результаты, которые в двух первых случаях портят максимальные цифры. Но причина известна – соответствие цветового охвата двум различным референсам далеко от высокого. После же аппаратной калибровки через ПО SVII таких проблем нет даже близко, хотя максимальное отклонение составило 2.69. Но тут стоит сделать акцент на том, что проверка производилась спустя полтора дня после калибровки и в совсем другом ПО (Argyll CMS). Так что это в любом случае очень высокий результат, который говорит о стабильности проведённой калибровки.

Обзор Nec PA322UHD - Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT

С помощью программы HCFR Colormeter и “откалиброванного” колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше “режимах”, как изначально предустановленных, так и специально “разработанных”. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.

31_adobergbmode_2_15.png 36_adobergbmode_cie.png

При настройках по умолчанию в режиме AdobeRGB монитор продемонстрировал гамма-кривые близкие к обозначенным в отчёте о заводской калибровке. Точки серого клина находятся очень близко к друг к другу и, в большинстве случаев, в области DeltaE<3.

27_adobergbmode_udact.png

При активированном системном профиле AdobeRGB тест UDACT полностью устроили возможности монитора, даже несмотря на выявленное несоответствие цветового охвата стандарту AdobeRGB. Отличный результат. Добавить нечего.

32_srgbmode_2_15.png 37_srgbmode_cie.png

Режим sRGB настроен чуть хуже, но исключительно в вопросе стабильности цветовой температуры.

28_srgbmode_udact.png

Это подтверждает второй отчёт теста UDACT.

33_highbright_2_15.png 38_highbright_cie.png

Режимы High Bright, насколько я понял, никто особо не настраивал и предназначен он для того, чтобы показать, какой матрица пришла с завода производителя, без дополнительной настройки от NEC. Именно за счёт этого в этом пресете можно получить максимальную яркость белого поля в сравнении с другими режимами. Но этим ли только ограничивается картинка? Конечно, нет.

29_highbrightmode_udact.png

По отчёту UDACT выявлены основательные проблемы с точкой белого и отклонениями цветопередачи, хотя гамма-кривые идеальные.

34_full_2_15.png 39_full_cie.png

Оставшийся Full Mode, в свою очередь, предлагает свой главный и очевидный плюс – цветовой охват в нём максимально возможный.

26_fullmode_udact.png

Общий же результат точности настройки находится между режимами AdobeRGB и sRGB.

35_svIIcalib_2_15.png 40_svIIcalib_cie.png

Произведённая аппаратная калибровка с настройками под стандарт sRGB не сильно изменила гамма-кривые и серый клин, но зато с цветовым охватом проблем теперь нет вовсе. Соответствие на 100%.

30_svIIcalib_udact.png

При таком воздействии монитор моментально получил сертификат соответствия стандартам UGRA и завоевал “зачёты” по всем возможным цветовым пространствам близким к sRGB. Так что если есть возможность (а она должна быть, раз можете отдать за монитор 200-250 тысяч рублей), то обязательно делайте аппаратную калибровку через ПО SpectraView II из комплекта поставки.

Обзор Nec PA322UHD - Дополнительные возможности и настройки

Большая часть настроек, как основных, так и дополнительных, была рассмотрена в соответствующем разделе. Сейчас же я познакомлю вас со специальной программой NEC MultiProfiler, которая в некоторой степени является альтернативой управлению монитора через OSD меню, а также помогает управлять встроенными и дополнительными пользовательскими профилями изображения.

51_mp_01.png 52_mp_02.png

Программа состоит из шести разделов. Первый, Picture Mode, позволяет настроить яркость и уровень черного для любого из пресетов монитора. Можно активировать или выключить опции компенсации внешнего освещения, разгона матрицы и Metamerism Correction. О возможности тонкой настройки расскажу чуть позже.

Есть у монитора 6-осевая регулировка цвета по оттенку, насыщенности и сдвигу. Выполняется она в небольшом окне Windows. В примечании указано, что данные регулировки не отразятся на созданных в автоматическом режиме профилях. В соответствии со всем этим возникает три вопроса – кому вообще может понадобиться подобная регулировка (особенно в отсутствии приборов), для чего её выполнять (для ухудшения цветопередачи?) и почему изменения не отразятся на данных цветового охвата, вписанных в созданный профиль?

53_mp_03.png 54_mp_04.png

Управление функцией PiP в более наглядном виде представлено в соответствующем разделе программы. В нем же можно включить эмуляцию различных цветовых представлений (на второе изображение) для людей, страдающих дальтонизмом. Эта же опция (но для всех источников изображения) находится в разделе Color Vision.

55_mp_05.png 56_mp_06.png

Представленная программа позволяет управлять яркостью светодиода питания, его цветом, функцией коррекции равномерности подсветки Uniformity. В данном случае возможен автоматический вывод на экран белого поля для моментальной оценки изменений. Автоматическое создание и управление ICC профилями для дисплея включено по умолчанию, смысла в его выключении нет.

В закладке USB присутствуют настройки для работы технологии Display Sync Pro. В новой версии программы появилась закладка “Shortcuts” в которой можно “повесить” на сочетание клавиш практически любую из функций монитора – список велик.

57_mp_07.png 58_mp_08.png

Последний раздел, Status, выводит основную информацию по монитору, а также дает возможность проверить обновление ПО и сбросить все настройки по умолчанию.При нажатии на маленькую кнопку с инструментами появляется окно конфигурации экрана. Оно может понадобиться в случае потери связи с монитором либо для проверки работоспособности всех функций и индикаторов.

Вспомнив, что у монитора есть встроенный четырнадцатибитный 3D LUT и пять секторов для пользовательских профилей, рассмотрим функцию Quick Edit.

59_mp_09.png 60_mp_10.png 61_mp_11.png

В разделе Color Gamut можно самостоятельно обозначить опорные координаты трех основных цветов или выбрать один из готовых цветовых стандартов. Однако представленная там же CIE диаграмма четко указывает на фактические возможности матрицы дисплея (оранжевый треугольник) и сразу дает возможность понять, на каких участках монитор не сможет воспроизвести правильный цвет, закрашивая этот участок темной сеткой.

Следующим пунктом настройки идет определение координат точки белого. Варианта два: выставляем вручную X и Y или выбираем значение из готовых пресетов.

На последнем этапе пользователю необходимо установить яркость точек белого и черного, а также определиться с функцией Ambient Light Compensation. После этого программа применит настройки и сохранит их в память монитора. В расширенном меню Edit ещё больше возможностей (в том числе изменение гамма-кривых), но те кому они интересны – обязательно до них доберутся самостоятельно.

Таким образом, рассмотренная программа NEC MultiProfiler по сути заменяет сервисное меню, которое иногда бывает доступно у других мониторов. С ее помощью можно перенастроить стандартные профили изображения, установить дополнительный пользовательский режим, который позже (по необходимости) может быть быстро переключен на один из пяти доступных и сохраненных в памяти монитора. Удобно, по-другому и не скажешь. Единственное, с чем стоит определиться - нужны ли подобные возможности именно вам? Если нет, то половина возможностей монитора будет простаивать.

Не забыл я и про настройки гаммы в NEC PA322UHD. На выбор предлагаются конкретные значения (выставляются с шагом 0.1) и стандарты, а вовсе не (ни о чем не говорящие на других мониторах) названия вида Gamma Mode 1, 2, 3. Для начала рассмотрим выбранные мною в качестве примера настройки гаммы с показателями 1.8, 2.2 и 2.6.

45_cst18_1_77.png 46_cst22_2_16.png 47_cst26_2_55.png

По полученным результатам сразу понятно – NEC PA322UHD – не идеален. Отклонения заявленных значений от фактически полученных не велики, но они есть. Подавляющее большинство потребителей такой результат устроит более чем. Настоящие же профессионалы всё равно не обойдутся без ручной настройки и калибровки, каким бы монитором они не пользовались.

48_dicom_2_92.png 49_lstar_2_32.png 50_srgb_2_14.png

Режим sRGB сильно напоминает CST 2.2, но крайняя левая область приподнята для лучшей различимости тёмных полутонов. Два других показаны просто в качестве примеров существования прочих стандартов.

Регулировка уровня чёрного (Black) у PA322UHD работает, как и у других профессиональных мониторов серии PA от NEC. Пользователь может выставить уровень чёрного, указанный нитах (cd/m2), а не процентах. Изначально установлено значение Min. Весь рабочий диапазон от 0,1 до 4 cd/m2 с точностью установки 0,1.

41_blackmin_2_16.png 42_black05_2_12.png
43_black10_2_09.png 44_black20_2_03.png

Вы можете увидеть, что до ещё при 0.5 cd/m2 гамма-кривые практически не затрагиваются, другими словами – меняется исключительно яркость чёрного поля (RGB – 0:0:0). Это позволяет играться с коэффициентом контрастности без других видимых изменений в цветопередаче. Если выключить Uniformity Correction то вы сможете сравнивать, как пример, ощущения от картинки при коэффициенте в ~900:1 и 200:1 при яркости в 100 нит.

Обзор Nec PA322UHD - Равномерность градиентов

Благодаря использованию полноценной 10-битной матрице монитор выводит идеальные по своей равномерности градиентные заливки как при настройках по умолчанию, так и после ручных правок в OSD Menu. Изначально близкая к идеальной заводская настройка гамма-кривых помогает ему сохранить качество градиентов и после калибровки, без которой можно и обойтись.

Если же NEC PA322UHD калибровать, то только аппаратно, через ПО SVII. Смысла делать это иначе, покупая такой дорогой монитор нет никакого.

Обзор Nec PA322UHD - Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение монитора NEC PA322UHD, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

03_tab3.png

Результаты данной таблицы представляют из себя отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков возможно лишь по CIE диаграмме из подраздела “Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT”.

Стабильность цветовой температуры у монитора PA322UHD не сказать, что поражает воображение. Причина тому максимальные отклонения в любом из режимов, даже после аппаратной калибровки с помощью SVII и спектрофотометра. Среднее же наоборот – как будто после калибровки или близко к ней. Хотя тут тоже не всё так радостно. Ведь некоторые из мониторов со значительно меньшей ценой и без всяких бумажек о точной заводской настройке демонстрируют более высокие результаты!

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов ЦТ White. Напомню, что по умолчанию производитель установил пресет “6500K”, но для данной проверки я переключил монитор в режим Full, а поэтому значения несколько отличаются от полученных в выставленном по умолчанию AdobeRGB. Смотрим:

04_tab4.png

Тут, как в последнее время, несколько кратких выводов:

  • Фактически полученные значения отличны от заявленных на 120-620К, что очень много для профессионального монитора NEC;
  • Пресеты Native и 6500K заметно отличаются друг от друга и лучшим из них выглядит первый;
  • Исходя из результатов 6500K с выключенной опцией Metamerism (у многих мониторов NEC без GB-LED подсветки она была дезактивирована по умолчанию) можно говорить о том, что она негативно влияет на точность установки ЦТ точки белого;
  • Сразу могу заявить, что при отключении Metamerism отклонения DeltaE по точке белого в любом из режимов White снижаются в 2-2.5 раза;
  • Хотелось бы отметить, что дополнительным изменениям может быть подвержена любая установка ЦТ, поскольку фактически в продвинутых настройках монитора есть регулировка XY координат точки белого;

В итоге совет такой – если рядом с NEC PA322UHD нет любого другого монитора, то установите 6500K и отключите опцию Metamerism. В случае если у вас есть доступ к спектрофотометру – смело калибруйте и будет счастье.

Обзор Nec PA322UHD - Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим High Bright. Технология Uniformity была отключена, как и Metamerism. Значение Brightness менялось с 400 cd/m2 до минимально возможных 20 cd/m2 с различным шагом. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая даёт возможность более точно оценить уровень чёрного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

05_tab5.png

Полученный рабочий диапазон яркости составил 19-343 нит при изменяемом коэффициенте контрастности в 864-930:1. То, что заявленная яркость в OSD Menu несколько не соответствует полученной – не большая проблема. Это в любом случае лучше, чем когда вам показывают бесполезные и ничего не значащие проценты. Однако, разница между выставленными 400 нит и реальными 343 нит – не первый подобный прокол инженеров NEC. Надо же было догадаться оставить такое значение в Menu, если даже в самих характеристиках значится иная цифра – 350 нит.

06_tab6.png

В любом же случае значение верхней границы яркости точки белого в 343 нит позволит без проблем работать с монитором в большинстве ситуаций, когда на рабочем месте очень светло или на монитор падают отраженные/прямые лучи солнца. А нижнее в 19 нит поможет максимально снизить нагрузку на глаза при работе в затемнённом помещении или при полном отсутствии внешнего освещения.

07_tab7.png

Теперь изучим влияние параметра Uniformity на яркость и коэффициент контрастности монитора. Ведь, как я знаю по работе с другими моделями NEC из профессиональной линейки, эта технология компенсации неравномерности подсветки влияет на них непосредственным образом, в чём мы уже удостовериться при тестировании стандартных режимов.

08_tab8.png

Для начала я выставил яркость в положение 200 cd/m2 и режим High Bright. Измерения показали, что изменения значения Uniformity не меняют яркость, а КК медленно, но верно просаживается до уровня в 700:1, начав своё падение с отметки в 920:1. На цифрах изменения не маленькие, но в действительности, при работе за монитором мало кто их заметит. Беспокоится не о чем. Остаётся отметить, что пару минут работы и изменение любого параметра монитора приводит к тому, что вместе полученных 201 нит мы получили 196 при одном и том же значении в меню. И так у PA322UHD в ходе тестирования происходило не раз и не два.

Обзор Nec PA322UHD - Скорость матрицы и инпут-лаг

Монитор NEC PA322UHD оснащается матрицей с заявленным временем отклика в 10 мс, измеренные по методике GtG. Это чуть выше, чем у большинства профессиональных мониторов, хотя в технических характеристик самой матрицы заявлена цифра 8 мс.

Естественно, применяется технология разгона панели OverDrive, носящая несколько иное имя – Response Improve. По умолчанию в полученном экземпляре (иные партии и ревизии могут иметь иные заводские установки) производитель предпочел её активировать.

159_overdrive.jpg

Разгон, на удивление, выполнен очень хорошо. Шлейфы слегка меньше по размерам и видимости, чем при выключенном разгоне. Артефакты отсутствуют в обоих случаях. В целом скорость модели можно оценить, как среднюю. PA322UHD уверенный середнячок в классе 4К решений в изучаемом вопросе.

Обзор Nec PA322UHD - Углы обзора и Glow-эффект

Герой обзора NEC PA322UHD – первый монитор с IPS IGZO матрицей на рынке. Посмотрим на углы обзора:

146_viewingangles.jpg

По представленному выше изображению всё прекрасно видно. Скажу прямо – герой обзора, благодаря установленной матрице, продемонстрировал лучшие углы обзора из всех протестированных мною дисплеев (более 250). Это лучшее, что мы можете получить от современного LCD дисплея. Стабильность картинки просто потрясающая, даже несмотря на большую диагональ экрана. Ни к вертикальным, ни к горизонтальным углам обзора не придраться. А то, что производитель заявляет 176 градусов – вас не должно волновать. Этот дисплей «задаст жару» всем другим моделям с заявленными 178 градусами с любым типом матрицы.

Стоит добавить, что (как и у любого другого дисплея с расширенным цветовым охватом) белый цвет под углом приобретает различимый розово-красный оттенок. И тут вовсе не важно, что NEC PA322UHD использует в качестве подсветки GB-LED, а какой-нибудь NEC PA271W – WCG CCFL. К тому же из-за цветовой адаптации к одному источнику никогда не стоит ставить на рабочий стол мониторы с разным типом подсветки.

Даже при идентичной настройке, результаты которой будут заверены любыми приборами (начиная от дешевого колориметра и заканчивая дорогими спектрофотометрами), ощущения от мониторов будут различны. На первом (допустим, с обычным цветовым охватом и W-LED подсветкой) белый будет казаться зеленоватым, а на втором (к примеру, с расширенным цветовым охватом с WCG CCFL) – красным. Если же начать работу за каким-то одним из них, то вы быстро адаптируетесь и забудете о паразитных оттенках, но только при условии правильной настройки дисплея, которая и по умолчанию у PA322UHD выполнена очень хорошо.

147_glow1.jpg 148_glow2.jpg

Угловой Glow-эффект у монитора отсутствует. Лишь слегка увеличивается визуальная яркость картинки.

149_glow3.jpg 150_glow4.jpg

Во всех других положениях пользователя Glow так же не отмечен. Цветопередача стабильна. Эффект Black Crush отсутствует ввиду того, что панель построена на базе IPS с использованием IGZO технологии.

151_glowb1.jpg 152_glowb2.jpg
153_glowb3.jpg 154_glowb4.jpg

На чёрном поле Glow всё же даёт о себе знать. К тому же сразу проявляется неравномерность поверхности (различные полосы, пятна). Появляются паразитные оттенки. Степень их проявления зависит от того, с какой стороны от экрана вы встанете и, насколько сильный угол просмотра будет использован. Но это в любом случае лучше, чем демонстрируют простые IPS дисплеи с самой разной диагональю и класса.

Так же отмечу, что днём, при выставленной яркости монитора на уровне 80-120 нит (и тем более выше) чёрное поле под углом выглядит как чёрное поле, без всяких паразитных оттенков. Такое чувство, что дисплей выключен. Я не припомню ни одного другого современного монитора, который был способен на это. Даже *VA модели с контрастностью в 3-5 раз выше (и соответствующей глубиной чёрного) демонстрируют уровень ниже показанного новинкой от ASUS.

Обзор Nec PA322UHD - Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в 35 точках при установленной яркости монитора в 200 нит. За основу всех подсчётов (отклонений) берутся данные из центральной точки.

09_tab9.png

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 10.7%, а максимальное – 21,5%. Это низкий результат, который не ожидаешь от профессионального монитора за почти 250 тысяч рублей. Но всё это до тех пор, пока не включена специальная технология коррекции неравномерности подсветки – одна из самых основных фишек всех моделей P и PA серий.

10_tab10.png

По представленной диаграмме поверхности можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю матрицы. В центральной области и на её ближайшей периферии проблем нет. Они возникают лишь ближе к углам панели, что, в общем-то, считается нормой.

Теперь включаем Uniformity на максимум (5) и смотрим, что произошло:

15_tab15.png

Среднее отклонение от центральной точки снизилось в четыре раза – до 2,3%, а максимальное 3.5 раза – до 6%. Это прекрасный результат, но не лучший, среди всех протестированных мною мониторов NEC из серии PA. В любом случае это одна из основных особенностей профессиональных мониторов компании, за которую готовы переплачивать разбирающиеся потребители или просто люди с деньгами.

16_tab16.png

Диаграмма поверхности сильно изменилась. Теперь наиболее яркие области выявлены в нижней и верхней частях панели. Углы же близки по яркости к центральной точке.

143_white1.jpg 144_white2.jpg

Фотографии монитора с белым фоном прекрасно демонстрирует, как выглядит всё это в живую. Первая – Uniformity – Off, вторая – On 5. Разница хорошо заметна, как на фотографиях, так и при реальной работе. Смысла выключать ColorComp, с целью добиться большей глубины чёрного и коэффициента контрастности я не вижу.

145_black.jpg

Теперь рассмотрим черный фон. Достаточно одной фотографии чтобы понять, что равномерность подсветки на чёрном очень хорошая. Визуально же (без измерений и фотографий) днём чёрный фон выглядит идеально. Но вот ночью заметна характерная неравномерность поверхности (различные полосы, слабо выраженные пятна), которые я видел и у самых первых монитор на матрицах с применением IGZO технологии. NEC PA322UHD на IPS IGZO наткнулся на эту же особенность. Но ничего страшного в ней нет.

Теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

11_tab11.png

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 200 нит. Результат в 4,6% отклонения в среднем и 13,6% в максимуме – очень низкий результат для профессионального монитора. Но ведь он получен при дезактивированной технологии ColorComp.

12_tab12.png

Полученный диапазон цветовой температуры составил 6382-6346 Кельвин, что на половину выше стандартной разницы между граничными значениями в 600K, выявленных у большинства протестированных мониторов по нашей методике. Разница при реальной работе между частями экрана хорошо видна. По-другому быть тут не может.

Включаем Uniformity Correction на 5 и смотрим на полученные результаты:

17_tab17.png

Отклонения снизились до 1,7% в среднем и 4,4% в максимуме. Это явно лучше, чем было, причём сразу в 3 раза. Но чего-то удивительного, в отличие от результат по яркости подсветки, тут нет.

18_tab18.png

Некоторые мониторы, которые чуть ли не в десять раз дешевле, иногда, демонстрируют схожие результаты. Так что восторгаться в данном случае не стоит. Думаю, что при должном старании, у инженеров NEC мог выйти лучше результат. Но в любом случае – это значительно лучше, чем без технологии ColorComp. И на за это спасибо.

13_tab13.png

Для тех, кто не считает измерения цветовой температуры достаточными в ходе обсуждения равномерности подсветки – предлагаю ознакомиться с результатами отклонений ЦТ в единицах DeltaE. Референс всё тот же – 6500K. По умолчанию результат не очень то и впечатляющий. Минимум – 0.8 единицы, а максимум – все 12.4. Плохо!

14_tab14.png

Как видно, вся проблема скрыта в верхней части экрана. Система ColorComp должна исправить ситуацию.

19_tab19.png

И действительно, диапазон отклонений снизился до 0.2-3.5 единицы DeltaE. Среднее значение снизилось с 4.8 до 1.5, то есть снова в три раза.

20_tab20.png

Диаграмма поверхности серьёзно изменилась, верхняя область перестала быть основной проблемой дисплея в вопросе равномерности цветовой температуры по отклонениям DeltaE. Теперь придраться сложно, но при желании очень даже можно. Вот только смысла в этом нет – лучше всё равно не станет.

Обзор Nec PA322UHD - Особенности (КЭ, ШИМ, паразитные звуки, ощущения от работы и др.)

В NEC PA322UHD применена современная IPS IGZO матрица с полуматовой (полуглянцевой – кому как угодно) поверхностью. Рассмотрим полученные макроснимки:

155_krystal.jpg

Из-за разницы в размерах пикселя и микродефектов, отвечающих за антибликовые свойства в рабочей поверхности, кристаллический эффект у NEC PA322UHD всё же имеется, но выражен он слабо и не увеличивают свою видимость при изменении угла просмотра. Эффект Cross Hatching (слабо различимые диагональные полосы) у используемой матрицы в новинке NEC отсутствует.

156_shim100.jpg 157_shim50.jpg 158_shim0.jpg

Производитель заявляет, что частота ШИ-модуляции в мониторе составляет 20 кГц (20000 Гц), что в большинстве случаев можно приравнять к Flicker-Free подсветке. Наш способ измерений не предполагает возможность получить такие высокие цифры и поэтому на трёх фотографиях никаких отдельных линий увидеть невозможно. В любом же случае пользователь может быть спокоен за свои глаза, особенно после правильной настройки монитора и создания комфортных рабочих условий.

Монитор использует в своём составе встроенный блок питания. Паразитные звуки от него и прочей встроенной электронной начинки отсутствуют, как бы это странно не звучало в разговоре о профессиональном мониторе NEC.

Обзор Nec PA322UHD - Выводы

Протестированный монитор оставил после себя массу положительных впечатлений, но благодарить за это стоит не используемую электронную обвязку и возможности по настройке, которые у моделей серии PA не меняются уже не протяжении многих лет, а установленную IPS матрицу, построенную с применением технологии IGZO. На данный момент это единственное подобное решение для моделей профессионального класса с расширенным цветовым охватом. Другие дисплеи с IGZO виданные мною были основаны на матрицах типа *VA и обладали соответствующими минусами (тот же эффект Black Crush и не самый лучший цветовой охват). У NEC PA322UHD, как таковых серьёзных минусов просто нет.

Не будем перечислять огромный список достоинств. С ними всё и так понятно. А вот про недостатки можно поговорить. В первую очередь меня интересует, почему в компании NEC не могут произвести точную настройку цветового охвата, чтобы он соответствовал заявленным стандартам? Почему добиться точного соответствия можно лишь после аппаратной калибровки? Такой недостаток отмечен мною, как в моделях серии PA за 50-70 тысяч рублей, так и за 100-150 тысяч. Наблюдается он и у дорогущего PA322UHD стандарта 4К. Схожий вопрос касается опции Metamerism. Почему в NEC считают, что купленный монитор будет не единственным на столе? Зачем решать этот вопрос за пользователя, автоматически снижая точность установки точки белого? Вопрос же цены – вопрос не для тех, кто размышляет о покупке подобного монитора. Ведь лучше всё равно не купить. А если и купить, то и стоить это будет в два раза дороже… Удачи в правильном выборе!

_________________________________________________________________________________________________________________

Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки NEC PA322UHD в краткой форме представлены ниже.

Обзор Nec PA322UHD - Достоинства:

  • Строгий дизайн;
  • Качественные матовые материалы корпуса и прекрасная сборка;
  • Удобная система прокладки кабелей;
  • Возможность крепления к VESA-совместимым кронштейнам (стандарты 100x100 мм и 200x100 мм);
  • Эргономичная подставка;
  • Центровка панели выполнена близко к идеалу;
  • Удобство и легкость управления;
  • Хороший комплект поставки и отчёт о заводской калибровке режима AdobeRGB;
  • ПО для аппаратной калибровки SpectraView II в данной модификации со множеством полезных функций и возможностей;
  • Все самые необходимые разъемы для подключения в большом количестве;
  • Функции PiP и PbP;
  • Три USB 3.0 порта и система управления компьютерами DisplaySync Pro;
  • Встроенный программируемый четырнадцатибитный 3D LUT;
  • Датчик освещенности (быстро и плавно регулирует не только яркость, но и уровень черного при включении соответствующей опции) – правда, удобен в использовании не при всех рабочих условиях;
  • Бесконечные возможности по тонкой настройке монитора;
  • Возможность создания собственных режимов (до пяти штук);
  • Отсутствие паразитных звуков во время работы в любых режимах и сценариях использования;
  • Технология компенсации неравномерности цветопередачи ColorComp (она же Uniformity Correction);
  • Нормально работающий параметр регулировки уровня чёрного (Black) + уровень яркости указан в cd/m2 (нит), а не %, как у большинства других мониторов;
  • Отличное качество изображения (особенно гамма-кривые) при настройках по умолчанию;
  • Для получения сертификата соответствия стандартам UGRA достаточно “подкинуть” профиль устройства с описанным цветовым пространством используемого режима;
  • Довольно высокая точность установки цветовой температуры при выключенной опции Metamerism;
  • Возможность имитации любого цветового пространства в пределах собственного (Native) пространства монитора – но, увы, точно только при использовании спектрофотометра и SVII;
  • Соответствия цветового охвата стандарту sRGB на 98% и AdobeRGB на 97% в режиме Full – отличный и ожидаемый результат от IPS матрицы с GB-LED подсветкой;
  • Плюсы свойственные расширенному цветовому охвату;
  • Высокая равномерность градиентных заливок в любых режимах, после ручной настройки и аппаратной калибровки;
  • Безупречные углы обзора и стабильность картинки – лучше не найдёте;
  • Очень высокая (но могло быть лучше) равномерность подсветки белого поля и цветовой температуры (при Uniformity 5);
  • Огромный диапазон изменения яркости (19-243 cd/m2) при стабильно высоком коэффициенте контрастности (зависит от установки Uniformity);
  • Относительно быстрая матрица и технология «разгона» Response Improve без появления видимых артефактов;
  • ШИ-модуляции на частоте 20 кГц (20000 Гц) – по официальным заявлениям компании;
  • Слабо различимый кристаллический эффект (КЭ) и отсутствие Cross-Hatching;
  • Хорошая равномерность подсветки на чёрном поле, а днём чёрный фон выглядит так, как будто монитор выключен;
  • Отсутствие Glow эффекта на цветных изображениях и не очень сильный на чёрном поле.

Обзор Nec PA322UHD - Недостатки:

  • Заводская настройка точки белого для монитора этого класса явно страдает – а всё из-за включённой опции Metamerism;
  • Минусы и особенности свойственные расширенному цветовому охвату;
  • Низкая точность эмуляции цветовых пространств AdobeRGB и sRGB в соответствующих режимах;
  • Очень высокая цена;

Обзор Nec PA322UHD - Может не устроить:

  • Огромный и очень тяжёлый корпус с подставкой;
  • До сих пор не удосужились изменить дизайн – толщину корпуса давно пора уменьшить, ибо там ничего нет кроме огромного металлического каркаса, как 6-7 лет назад;
  • Достичь высокого соответствия цветового охвата двум основным стандартам возможно лишь после аппаратной калибровки;
  • В настройках монитора максимальная яркость составляет 400 нит, а в действительно не превышает 343 нит в режиме High Bright;
  • Комплект поставки мог бы быть лучше (по количеству прикладываемых кабелей);
  • Некоторая неравномерность чёрного поля – видно только ночью, является особенность мониторов на основе IGZO;
  • Не самые лучшие результаты равномерности подсветки после включения ColorComp на возможный максимум;
  • Средняя стабильность цветовой температуры из-за максимальных отклонений – но тест UDACT такие результаты вполне устроили;
  • Светлые серые фоны приобретают красно-розовый оттенок под углом (норма для мониторов с расширенным цветовым охватом) – перестанете замечать спустя некоторое время, особенно если поблизости не будет монитора с обычной W-LED подсветкой;
  • Уровень контрастности меньше заявленного в ТХ, особенно при активации технологии компенсации неравномерности подсветки.
  • ___________________________________________________________________________________________________________
    Грыжин Александр aka =DEAD=


Назад к списку обзоров



  • Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
0
Hedin
Так вот где теперь обитает =DEAD=)
Вот такой бы монитор да без расширенного охвата и без проф-опций - бло бы замечательно.

Будем ждать первых G-Sync/FreeSync на IGZO и с хорошей равномерностью подсветки, а то на все текущие смотреть тошно блин.
Имя Цитировать 0
0
XpoM_bk
Большое спасибо за работу, проделываемую Вами!
С удовольствием читаю первую страницу со спецификациями (до места, где начинаются фото коробки) и последнюю - с результатами равномерности белого, чёрного, ШИМ, заключения, вывода, плюсов и минусов. Пожалуй, самые творческие пункты, на мой взгляд.
Так же, благодаря Вам купил хороший монитор, уже второй год живу с мыслью, что не ошибился в выборе, хорошо сэкономил денег. И глаз радуется при обработке фото и просмотре фильмов. Да и не только, играться тоже очень приятно.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
4K-Monitor.ru